Комментарии к КоАП РФ

Многие нормы Особенной части Кодекса носят бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных правил и требований, зафиксированных в отраслевых федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В связи с этим в комментариях к конкретным статьям КоАП РФ в необходимых случаях делаются отсылки к действующим правилам, анализируется их содержание, указываются источники опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

Законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не стоит на месте. С момента введения в действие Кодекс об Административных Правонарушениях претерпел значительные изменения.

В связи с изменениями системы и структуры федеральных органов исполнительной власти внесены существенные изменения в главу 23 КоАП РФ, определяющую подведомственность дел об административных правонарушениях, в том числе органам исполнительной власти субъектов РФ.

В комментариях к отдельным статьям КоАП РФ учтены положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 г.

В комментариях к конкретным статьям Кодекса авторы старались учесть изменения норм соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность настоящим Кодексом.

Михаил Федотов: Если внимательно прочитать КоАП РФ, складывается впечатление, что у нас похоронная процессия – это тоже демонстрация

10 Декабрь 2015

10 декабря каждого года международное сообщество отмечает День прав человека. Именно в этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая является основой международных стандартов в этой области. Становясь участником международного договора, государства берут на себя обязательства и обязанности уважать права человека, защищать их и обеспечивать их соблюдение.

Михаил Федотов: Я хочу, чтобы наши граждане лучше знали свои права, лучше умели ими пользоваться, могли воевать за свои права по всем правилам законной войны за права. Наша конституция в этом плане предоставляет огромные возможности. Я уже не говорю о Гражданском кодексе Российской Федерации. Человек вправе защищать свои права любыми способами, не запрещенными законом.

Михаил Александрович Федотов, советник президента Российской Федерации, председатель Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, лауреат Премии правительства Российской Федерации в области печатных средств и массовой информации.

Михаил Федотов: Всеобщая декларация прав человека сыграла в моей жизни огромную роль. Я учился, наверное, в 7 классе, когда кто-то из моих школьных друзей сказал мне, что в киоске Союзпечати продается журнал с каким-то совершенно непонятным названием. И там напечатано такое, чего в Советском Союзе напечатать невозможно, и нигде невозможно было прочитать, даже придумать себе такое. Я спросил: как называется журнал? Мне сказали: он называется «Курьер ЮНЕСКО». Что такое курьер, я представлял. Что такое ЮНЕСКО – нет. И я побежал после школы в этот киоск, купил этот журнал, открыл и прочитал тот материал, который нигде нельзя было найти. Это была Всеобщая декларация прав человека.

И мое представление о жизни несколько изменилось после этого. И поэтому спустя много лет, когда генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор награждал меня медалью в честь 50-летия Всеобщей декларации прав человека, я ему рассказал эту историю. Он сказал: да, награда действительно нашла героя. Потому что Всеобщая декларация прав человека говорит об уважении прежде всего к человеческому достоинству, о стремлении к миру и солидарности, о важности таких свобод, как свобода выражения мнений, свобода слова, свобода совести и вероисповедания, свобода мирных шествий и демонстраций и так далее, и так далее, и так далее.

Правозащитники огромное значение уделяют именно работе по разъяснению законодательства, создают бесплатные юридические консультации, юридические клиники, привлекают к этому студентов юридических вузов, чтобы помогать людям узнать свои права. Но здесь есть еще один аспект, который тоже нельзя сбрасывать со счетов. Законодательство должно быть понятным для людей. И оно должно быть непротиворечивым. А иногда наши законы пишутся так, что понять, что требуется от гражданина, просто невозможно.

Например, законодательство о митингах и демонстрациях. Если внимательно прочитать то, что написано у нас в Кодексе об административных правонарушениях, то складывается впечатление, что у нас похоронная процессия – это тоже демонстрация. Но если похоронная процессия – это демонстрация, значит нужно подавать уведомление в местную администрацию заблаговременно? Простите, кто же знал, что человек умрет заблаговременно? А так мы нарушаем сроки. И так далее. То есть здесь… А свадебная процессия? Она тоже может восприниматься и толковаться как демонстрация. Значит, законодателю нужно быть очень аккуратным при выборе формулировок, быть максимально точным. Потому что если в законе написано одно, а применяется этот закон иначе, не так, как написано в законе, значит, фактически тогда закон обретает обратную силу. А это невозможно, это противоречит нашей конституции.

Здесь проблем много. И проблем у нас вообще в сфере прав человека очень много. Но это не специфическая проблема для России. Все мы ученики в школе прав человека. И мы, и американцы, и французы, и немцы, и китайцы – никто из нас другому не учитель. Но, поскольку мы все ученики, то кто-то из нас хороший ученик, кто-то отличник, кто-то двоечник. И мы все можем быть друг другу добрыми помощниками, товарищами, подсказать правильное решение задачки, которую задали на дом. И в этом смысле очень хорошо то, что у нас есть такая форма, как российско-германский форум «Петербургский диалог», когда мы встречаемся, берем какую-то конкретную проблему и обмениваемся опытом: как эта проблема решается в Германии и в России. Сейчас мы обсуждали в этом году проблему с беженцами. Немцы рассказывали, как они работают с беженцами, как общественность мобилизуется на эту работу, как она организуется. При этом не создаются никакие специальные организации. Все это делается в интернете, в социальных сетях. Но в реальности получается, что этих беженцев встречают на вокзале, покупают для них полотенца, одеяла, занимаются с детьми, дают им юридические консультации, снабжают их какими-то лекарствами. Значит, все это можно сделать. У нас это организовано немножко по-другому. Но тоже организовано. И мы тоже можем рассказать, как у нас это делается. Что мы и делаем. Такой обмен очень полезен и немцам, и нам.

Нарушить права человека может и другой человек, как мы с вами знаем, и какая-либо организация, и государственный орган, орган местного самоуправления. Уже в течение 2 лет мы проводим ежегодные исследования об отношении наших граждан к правозащитной деятельности. Должен сказать, что очень интересные результаты мы получаем. Причем, они отличаются стабильностью, и там различия очень небольшие. За год принципиально ничего не меняется. Но мы смотрим, кто в основном нарушает права человека. Как правило, это работодатель. Потому что одновременно с этим мы видим, что наиболее часто нарушается именно право человека на труд. И наиболее значимым для человека является право на труд и право на получение достойной заработной платы.

Другой момент – это право на жилище. Опять-таки, кто здесь может нарушить право на жилище? Может нарушить местная администрация, органы местного самоуправления. Таким образом у нас и выстраивается эта цепочка. Но как только нарушает права, например, работодатель, можно обратиться в профсоюз, можно обратиться в прокуратуру, можно обратиться в суд, можно обратиться к правозащитникам. Когда нарушено право человека на жилище, можно обратиться в прокуратуру, можно обратиться в суд, можно обратиться к правозащитникам. На практике очень часто граждане обращаются непосредственно к президенту. Поскольку президент – гарант прав и свобод человека и гражданина, так написано в Конституции, естественно, люди обращаются к президенту. И иногда они обращаются к нам в совет. Но совет не рассматривает обращения с частными жалобами, и тем более жалобами на решения судов. Потому что решение суда может быть отменено только другим судом. Я понимаю, что больше всего людей мучает чувство несправедливости. Они считают несправедливым то, что у них такие условия труда или несправедливым то, что они живут в таких условиях.

Недавно я обсуждал с главой одного из регионов, как люди вынуждены жить прямо рядом с огромными складами щебня. И когда идет дождь, этот щебень размокает, и там невозможно ни пройти, ни проехать. И так люди живут уже около 100 лет. Потому что этот склад щебня там существует с 1920-х годов. К кому обращаться? В данном случае Совет по правам человека этим занимается.

Так что шагов очень много. Возможностей очень много. И я обязательно должен сказать, что можно всегда обратиться к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Этот пост сейчас занимает Элла Александровна Памфилова. Она известна еще с конца 1980-х годов, когда она была председателем комиссии по борьбе с привилегиями в Верховном совете СССР. Она очень сердечно откликается на все эти проблемы, на все эти просьбы, на все эти сигналы SOS. Это конституционный орган. И Элла Александровна прекрасно справляется со своими обязанностями.

Международный день прав человека – это памятная дата, которая призвана напомнить людям, и прежде всего напомнить государствам, что нет на свете ничего важнее прав человека. И это не значит, что права человека надо соблюдать только в день прав человека. Наоборот, у нас каждый день должен быть днем прав человека. И тогда у нас будет действительно и хорошая жизнь граждан, и процветающее государство, если у нас каждый день будет днем прав человека.

Порядок назначения административного наказания

Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в главе 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен. В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.

При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ. Таковыми являются:

— раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

— добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

— совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

— совершение административного правонарушения группой лиц;

— совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

Зачастую правонарушения носят длящийся характер. Понятие длящегося правонарушения приведено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Также специальный срок давности установлен ст. 4.5. КоАП для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — один год со дня его обнаружения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).

Комментарий к статье 19.20 КОАП РФ. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.20, состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании, расширительное толкование требований и условий лицензирования недопустимо.

Деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего. Гражданский кодекс РФ в статье 50 устанавливает два вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.20, выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью третьей статьи 19.20, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

5. Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.20, являются граждане, должностные лица, юридические лица, частью 3 — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.

7. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.

8. Рассматривать дела об административных правонарушениях уполномочены судьи (мировые судьи).

Обязательная маркировка товаров: что это такое, кому она нужна и как накажут нарушителей

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ. Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Исходя из общего смысла данных документов, маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре. Официальное наименование кодов — контрольные идентификационные знаки (КиЗ).

Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

КиЗ состоит из 2 частей — кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;
  • страна производства;
  • данные производителя;
  • местонахождение производителя;
  • бренд;
  • данные продавца и т.д.

Цель внедрения обязательной маркировки — противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.

В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.

Как работает система обязательной маркировки продукции

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции используются разные системы мониторинга. Так, для алкогольной продукции используется ЕГАИС , для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения , для меховых изделий — Информационный ресурс маркировки .

Предположительно, для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он же сейчас используется и в целях реализации проекта по добровольной маркировке табачной продукции.

Регистрация во всех этих сервисах бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.

Регистрироваться в информационных системах мониторинга должны не только производители, но также и поставщики продукции. Это связано с тем, что передача сведений в систему мониторинга происходит на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю. После регистрации производитель описывает свой товар и запрашивает у системы мониторинга необходимое количество КиЗ.

Система самостоятельно генерирует уникальные коды и передает их производителю. Кстати, на время действия добровольной маркировки генерация кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды, закладывая издержки в стоимость продукции.

После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот. Без нанесения кодов товар, подлежащий маркировке, не допускается к обороту. Для нарушителей предусмотрены меры как административной, так и уголовной ответственности.

После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.

Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

Этапы внедрения обязательной маркировки товаров

Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, который закладывает основы для внедрения массовой маркировки товаров, вступает в силу с 1 января 2019 года. Однако практика обязательной маркировки существовала в России и ранее. Типичный пример – акцизные марки, наносимые на всю подакцизную продукцию. Другой пример – маркировка товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень такой продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Между тем, все используемые до сегодняшнего дня средства идентификации и защиты показали свою несостоятельность и уязвимость в плане фальсификации. Марки подделывают, используют по нескольку раз, и проконтролировать легальность продукции в длинной цепочке поставщиков и покупателей подчас просто невозможно.

В связи с этим государство решило перейти на потоварную маркировку продукции, когда маркировочный код присваивается не отдельной партии товара, а непосредственно каждой единице товара из такой партии (бутылке, сигаретной пачке, упаковке лекарств и т.д.).

С 12.08.2016 в России и других странах ЕАЭС проводится пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №787 все участники проекта обязались маркировать свои изделия КиЗ и передавать всю информацию о маркировке в Информационный ресурс маркировки. Его оператором является ФНС России.

Затем Правительство РФ приняло постановление от 24.01.2017 № 62, которое положило начало эксперименту по маркировке лекарственных препаратов. На лекарства наносится КиЗ в виде двухмерного штрихового кода. По информации Росздравнадзора , охват индивидуальной маркировкой к 31.12.2018 составит 100% зарегистрированных лекарственных препаратов, реализуемых в России.

C 01.02.2018 года в России стартовало внедрение системы помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Координирует проект Росалкогольрегулирование. С 01.07.2018 года работа в ЕГАИС 3.0 стала общеобязательной. Помарочный учет бутылок сейчас должны применять все без исключения производители, поставщики, импортеры, розничные торговые точки и заведения общепита. Система уже не позволяет отгружать алкоголь с указанием неполного количества марок, а также дублировать марки.

С 01.06.2018 года начался эксперимент по добровольной маркировке обуви. Обязательной маркировка станет с середины следующего года. Также в 2019 году обязательная маркировка коснется и других товаров.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Перечень включает в себя 10 товарных позиций с указанием точной даты, с которой в отношении той или иной продукции вводится обязательная маркировка.

С 01.03.2019 обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий. С 01.07.2019 – в отношении обуви. Большинство же товаров из списка перейдет на обязательную маркировку в конце 2019 года. Так, с 01.12.2019 маркировка распространится на:

  • духи и туалетную воду;
  • шины и покрышки;
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

Стоит отметить, что некоторые производители и продавцы не стали дожидаться 2019 года и приступили к маркировке продукции на добровольной основе заранее. Это, в частности, касается рынка табачных изделий.

Обязательная маркировка сигарет и табачных изделий

Несмотря на то, что обязательная маркировка табачных изделий вводится только с 01.03.2019 года, производители, поставщики и торговые точки приступили к эксперименту уже сейчас.

Начало эксперименту по маркировке табачной продукции положило постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433. Эксперимент стартовал в январе 2018 года.

Участники эксперимента должны быть зарегистрированы на Информационном ресурсе оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Порядок регистрации указан в Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минпромторга от 25.12.2017.

Будучи зарегистрированным в системе, производитель может раскрывать информацию о производимой продукции и получать от оператора необходимое количество кодов. Информация о произведенных сигаретах заносится в реестр оператора. Затем делается запрос на получение кодов. После генерации кодов и передаче производителю, они наносятся на упаковку. Об этом тоже сообщается оператору, который заносит использованные коды в другой реестр.

На сигаретные пачки, блоки и коробки сейчас наносят двумерные штрихкоды DataMatrix. Эти коды сверяются с данными первичных документов при каждой перепродаже табачных изделий. При этом оператору сообщается о смене собственника продукции. Финальный контроль происходит на стадии продажи сигарет конечному покупателю.

Продавец считывает штрихкод, и информация о выбывшем из оборота коде поступает в фискальный накопитель кассы. В дальнейшем сведения о штрихкоде передаются ОФД, а оттуда – оператору системы мониторинга. Использованный код списывается и удаляется из реестра оператора.

Законы и ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Производство немаркированных алкоголя и сигарет, помимо конфискации продукции повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).

Самые большие штрафы предусмотрены за оборот алкоголя и табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. Само собой, с обязательной конфискацией немаркированных алкоголя и табачных изделий.

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены, опять же, за оборот немаркированных алкоголя и табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Популярное:

  • Независимая юридическая консультация бесплатно Независимая юридическая консультация бесплатно В настоящая время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует система осуществления бесплатной юридической помощи, основанная на нормах, установленных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной […]
  • 105 и 126 статья Статья 126. Похищение человека Статья 126. Похищение человека См. комментарии к статье 126 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 126 внесены изменения 1. Похищение человека - наказывается принудительными работами на срок до […]
  • 50 ст Ук рф Статья 50. Исправительные работы Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ статья 50 изложена в новой редакции Статья 50. Исправительные работы См. комментарии к статье 50 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ […]
  • Слово о родной земле 7 класс пальман ответы на вопросы Скачать учебник слово о родной земле 5 6 класс пальман, технология термической обработки башнин ушаков 15 ноя 2013 Автор - составитель Л.М. Пальман. планирование уроков краеведения в 5 классе Учебник - «Слово о родной земле» 5,6 класс. В 6 классе 1 учебник «Слово о родной земле 5-6 […]
  • 160 статья п 3 ук рф Статья 160. Присвоение или растрата О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 Статья 160. Присвоение или растрата См. комментарии к статье 160 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Ст 64 73 ук рф Оснований для применения ст. 64, 73 УК РФ и назначения более мягкого наказания судом не установлено, так как в действиях осужденного установлен опасный рецидив преступлений Определение Новосибирского областного суда от 30.01.2012 по делу N 22-34/2012 Судья Соколова Е.Н. Докладчик Горетая […]