Статья 77. Арест имущества

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.

Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 НК РФ

Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. В первом случае распоряжение арестованным имуществом (заключение сделок, предусматривающих возможность отчуждения этого имущества) полностью запрещено, а пользование и владение осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов. Во втором случае владение и пользование имуществом также осуществляется под контролем налоговых или таможенных органов, но также под их контролем допускается и распоряжение этим имуществом.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (п. 1 ст. 77 НК РФ).

Процедура получения санкции прокурора на арест прописана в Приказе Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122).

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. N 122 в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:

руководителя ФНС России либо лица, его замещающего, — генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

руководителей межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

руководителей инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС России межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств (п. 3 ст. 77 НК РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений следует, что арест в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов может быть применен только в случае одновременного соблюдения требований, предъявляемых к:

1) наличию решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ. Так, арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;

2) денежным средствам налогоплательщика, а именно:

а) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации;

б) арест может быть применен только при недостаточности или отсутствии электронных денежных средств;

а) при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации;

б) при отсутствии информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

В соответствии со ст. 125 НК РФ несоблюдение установленного Налоговым кодексом РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 312 УК РФ растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются:

штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;

либо обязательными работами на срок до 480 часов;

либо принудительными работами на срок до 2 лет;

либо арестом на срок до 6 месяцев;

либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 77 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

Статья 77 НК РФ. Арест имущества

СТ 77 НК РФ.

1. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании
налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции
прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его
имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в
установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых
или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры,
чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

2. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-
организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным
имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под
контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в
отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом
осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

3. Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по
уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее
принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии
со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств
на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при
отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах
его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных
денежных средств.

3.1. В целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней
и штрафов участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем,
ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного
товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием
данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а
также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.
Решение о наложении ареста может быть принято в отношении общего имущества
товарищей, а при отсутствии или недостаточности такого имущества в отношении имущества всех
управляющих товарищей (при этом в первую очередь такое решение принимается в отношении
имущества управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета).
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей принимается руководителем
(заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения управляющего товарища,
ответственного за ведение налогового учета.
Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих
товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в
соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных
средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами,
либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.

4. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика — организации.

5. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения
обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест на объект недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при превышении стоимости указанного объекта недвижимого имущества над суммами взыскиваемых в отношении этого объекта налога, пеней и штрафа налагается в случае отсутствия у иностранной организации иного имущества на территории Российской Федерации, на которое может быть обращено взыскание.

6. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается
руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего
постановления.

7. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых.
Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его
законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества.
Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а
также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

8. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не
терпящих отлагательства.

9. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить
налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию
прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

10. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе
либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту,
с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при
возможности — их стоимости.
Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-
организации (его представителю).

11. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший
постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться
имущество, на которое наложен арест.

12. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения
налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества,
на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения,
пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для
привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и
(или) иными федеральными законами.

12.1. По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято
решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на
залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.

13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом
налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и
штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 настоящего
Кодекса.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого
решения уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшим
такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным
органом или судом.
Налоговый (таможенный) орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте
имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

14. Правила настоящей статьи применяются также в отношении ареста имущества
налогового агента — организации и плательщика сбора — организации и ответственного участника
консолидированной группы налогоплательщиков.

15. Правила, установленные настоящей статьей, применяются с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим пунктом в отношении обеспечения уплаты налога на прибыль
организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Арест имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков производится
в той же последовательности, в которой налоговым органом осуществляется процедура обращения
взыскания на имущество налогоплательщика в соответствии с пунктом 11 статьи 47 настоящего
Кодекса.

Комментарий к Ст. 77 Налогового кодекса

В п. 1 комментируемой статьи содержится определение ареста имущества, используемого в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, — действие налогового или таможенного органа по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества, состоящее в описи такого имущества и наложении запрета или ограничения владеть, пользоваться и/или распоряжаться им.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. При этом целью данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является не допустить неисполнения данной обязанности вследствие того, что налогоплательщик скроется или скроет принадлежащее ему имущество, на которое могло бы быть обращено взыскание.

Арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Таким образом, арест имущества налогоплательщика производится при одновременном наличии двух условий:

во-первых, неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;

во-вторых, достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи арест имущества может быть полным или частичным.

При полном аресте имущества производится такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичный арест предполагает такое ограничение прав организации-должника в отношении ее имущества, при котором возможно не только владение и пользование, но и распоряжение арестованным имуществом, однако опять же с разрешения и под контролем налогового органа.

Под владением в гражданском праве принято понимать фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее. Владение вещью является одним из правомочий собственника, одновременно являющимся необходимым условием реализации двух других правомочий — пользования и распоряжения.

Пользованием признается деятельность собственника, направленная на удовлетворение своих потребностей за счет вещи.

Распоряжением называется деятельность собственника по определению юридической судьбы вещи путем совершения с нею сделок и иных юридически значимых действий. Распоряжение вещью может быть связано с ее отчуждением, при котором налогоплательщик утрачивает право собственности (продажа вещи, мена, дарение и др.), либо не влечь его (передача вещи в аренду, в ссуду, в доверительное управление и т.п.). Арест имущества налогоплательщика-организации в первую очередь предназначен для воспрепятствования отчуждению данного имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций.

Согласно п. 4 комментируемой статьи арест может быть наложен как на все имущество организации, так и на его отдельную часть. При этом во всех случаях в обязательном порядке действует правило: аресту подлежит только то имущество организации, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и пеней.

Согласно п. 5 комментируемой статьи аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. При необходимости допускается арест всего имущества налогоплательщика-организации.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.

Форма такого постановления утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» .
———————————
Российская газета. N 296. 24.12.2012.

Указанным Приказом также утверждены формы протокола ареста имущества и постановления об отмене ареста имущества налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

— дату вынесения и номер постановления;

— наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

— сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

— вид ареста (полный или частичный);

— перечень имущества, подлежащего аресту;

— основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в трех экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста. Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. В настоящее время действует Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 марта 2010 года N 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» .
———————————
Законность. 2010. N 6.

Решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, принятые в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, санкционировать имеют право по решениям:

— руководителя Федеральной налоговой службы либо лица, его замещающего, — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;

— руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации — прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители;

— руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня — районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией.

Соответствующие прокуроры или их заместители не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, вправе санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции.

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуроры обязаны проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов.

В случае отказа в даче санкции инициатору направляется информация в письменной форме с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации.

Решение о санкционировании ареста либо об отказе в даче санкции незамедлительно направляется по почте заказным письмом или вручается под расписку должностному лицу налогового органа, принявшего данное решение.

Санкция о наложении ареста подлежит проставлению на первом листе постановления налогового органа, заверяется подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.

При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации прокурор обязан проверить законность и обоснованность такого решения и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Кроме этого, при аресте имущества вправе присутствовать законный и (или) уполномоченный представитель налогоплательщика-организации. Орган, производящий арест имущества, не вправе препятствовать реализации данного права.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. В протоколе должно быть отражено предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю).

Форма протокола об аресте имущества налогоплательщика утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».

Протокол об аресте имущества содержит информацию о:

— должностных лицах, осуществляющих арест имущества;

— понятых и специалистах;

— величине неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Сведения об арестованном имуществе вносятся в опись имущества, в которой указываются: наименование имущества, количество, индивидуальные признаки, стоимость (балансовая или рыночная).

Протокол об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Руководитель (лицо, его замещающее) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ, а также к уголовной или административной ответственности.

Основаниями отмены решения об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) являются:

— прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;

— заключение договора о залоге имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об отмене ареста выносится в форме соответствующего постановления. Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать в себе:

— фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

— дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

— основания вынесения постановления;

— перечень имущества, на которое был наложен арест;

— дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в течение пяти дней со дня принятия данного решения.

Применение ареста имущества налогоплательщиков в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации

Прокуратурой республики проведен анализ работы органов прокуратуры и налоговых органов республики по применению в 1 полугодии 2010 года предусмотренного статьёй 77 Налогового кодекса Российской Федерации ареста имущества налогоплательщиков-организаций.

Статья 77 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения ареста имущества налогоплательщиков-организаций в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней, штрафов с санкции прокурора.

В целях реализации указанной нормы органами прокуратуры применяется совместное Управлением ФНС России по Республике Башкортостан Указание от 28.08.2007 «О применении статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором регламентирована процедура представления налоговыми органами и рассмотрения органами прокуратуры постановлений и материалов налоговых органов, принятия решения о санкционировании ареста.

В результате принятых мер разработаны и осуществлены единые подходы к применению ареста имущества, создана система совместного с налоговыми органами мониторинга, не допускающая нарушений прав налогоплательщиков и максимально эффективного использования данной нормы закона.

За 6 месяцев 2010 года налоговыми органами вынесено 151 постановление в порядке ст.77 Налогового кодекса Российской Федерации об аресте имущества налогоплательщиков-организаций на сумму 198 миллионов рублей.

Арест имущества в порядке ст.77 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет его реализации и погашения недоимки, эта обеспечительная мера позволяет лишь «заморозить» имущество в целях недопущения его отчуждения без погашения задолженности перед бюджетом.

Как показывает прокурорская практика, использование ареста необходимо в тех случаях, когда налогоплательщик заинтересован в отчуждении имущества, в связи с чем наложение налоговым органом ограничений на возможность распоряжения им побуждает налогоплательщика изыскивать возможности и принимать меры к погашению задолженности по налогам.

После вынесения налоговыми органами постановлений об аресте имущества в порядке ст.77 Налогового кодекса Российской Федерации должниками погашена задолженность по налогам и сборам на сумму 42 миллиона рублей.

Обеспечительная мера в виде ареста имущества в порядке ст.77 Налогового кодекса РФ применялась налоговыми органами на территории Калининского, Ленинского, Орджоникидзевского, Октябрьского, Советского районов г.Уфы, городов Агидель, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Стерлитамак,Бирск, Ишимбай, Альшеевского, Аскинского, Благоварского, Давлекановского, Ермекеевского, Иглинского, Кугарчинского, Нуримановского, Стерлитамакского, Чекмагушевского, Чишминского районов.

Статьёй 125 Налогового кодекса Российской Федерации установлены меры налоговой ответственности за несоблюдение порядка пользования, владения и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест на основании ст.77 Налогового кодекса Российской Федерации.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8 Постановление о наложении ареста на имущество вынесено незаконно, поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество (извлечение)

Постановление Арбитражного суда Свердловской области
от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2004 г. N Ф09-5133/04АК настоящее постановление оставлено без изменения

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего, судей, при участии:

от заявителя — Комарова М.В., юрисконсульт, доверенность N 7/1-201 от 16.09.04;

от заинтересованного лица — Мишенева Л.Б., главный специалист юридического отдела, доверенность N 11-5 от 05.10.02,

рассмотрел 16.09.04 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 10 по Свердловской области на решение от 28.07.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А6016584/2004-С8, по заявлению ЗАО «Искра» к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области о признании недействительным постановления о наложении ареста.

Закрытое акционерное общество «Искра» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра»

Решением от 28.07.04 заявленные требования удовлетворены.

Постановление Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра» признано недействительным.

Поскольку суммы в вынесенных на основании ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлениях не совпадают с суммой, указанной в оспариваемом постановлении, суд посчитал, что при вынесении последнего налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258 , 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области, просит его отменить.

Оспаривая решение, заинтересованное лицо указывает, что в части, не превышающей 7375521 руб. постановление налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика от 19.04.04 отвечает требованиям п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации и является законным. Возможность признать оспариваемый ненормативный правовой акт незаконным в части установлена ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Согласно ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога производится арест имущества налогоплательщика.

При этом, арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Как установлено материалами дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 10 по Свердловской области в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации были вынесены постановления о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества ЗАО «Искра» N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04.

Согласно указанным постановлениям за счет имущества налогоплательщика подлежат взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рубль.

Постановлением N 1 от 01.06.04 руководитель МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) наложил частичный арест на имущество ЗАО «Искра» на сумму не более 9918000 рублей.

В качестве оснований для наложения ареста налоговый орган указал неисполнение ЗАО «Искра» в установленные сроки обязанности по уплате налогов и превышение общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) и превышение общей суммы задолженности, в том числе отсроченной (рассроченной), к уплате 50 процентов балансовой стоимости имущества ЗАО «Искра».

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства.

Согласно постановлениям N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 за счет имущества заявителя подлежит взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рублю.

В соответствии с постановлением N 1 от 01.06.04 наложен арест на имущество на сумму не более 9918000 руб.

Таким образом, поскольку указанные суммы не совпадают, налоговым органом нарушено требования ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, налоговым органом не доказан факт возможности принятия мер заявителем к сокрытию имущества с целью уклонения от уплаты задолженности по налогам и пени. Поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество, постановление о наложении ареста на имущество вынесено с нарушением ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что общая сумма задолженности заявителя по налоговым платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика, судом во внимание не принимается как не основанный на законе.

Между тем, согласно платежным поручениям на оплату налогов и справки подразделения службы судебных приставов N 43 г. Первоуральска, ЗАО «Искра» на 01.06.04 сумма задолженности была погашена.

Доказательств недостоверности сведений, указанных в справке ПССП N 43 г. Первоуральска, налоговый орган не представил.

Таким образом, довод налогового органа о неисполнении заявителем обязанности по уплате налогов (сборов) и пени в суммах, указанных в постановлениях N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 опровергается материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования следует удовлетворить.

На основании изложенного, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Решение от 28.07.04 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • О внесении изменении в ук рф О внесении изменении в ук рф 10 апреля 2018 года 18 апреля 2018 года Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2002, N 44, ст.4298; 2003, N 50, ст.4848; 2007, N 1, ст.46; 2009, N 52, ст.6453; 2011, N 11, ст.1495; […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Исковое заявление возврат предоплаты Возврат задатка. Образец заполнения искового заявление о возврате задатка аванса Пежде чем заполнять заявление о возврате задатка в двойном размере, следует знать что в Украине вопрос возврата задатка в двойном размере не урегулирован. Задатком считается сумма, переданная должником […]
  • Кто заинтересованное лицо при установлении факта принятия наследства Кто будет являться заинтересованным лицом в деле об установлении факта родства для наследования? Подаю документы в Черемушкинский суд г. Москвы. Судя по всему заинтересованным лицом должна быть Администрация, но кто именно не понятно. Ответы юристов (1) Добрый день, Владимир! […]
  • Повторное совершение административного правонарушения Прокуратура Ставропольского края официальный сайт Уголовная ответственность за повторное совершение административных правонарушений Главная > Новое в законодательстве > Новое в законодательстве 20 Сентября 2017 Уголовная ответственность за повторное совершение […]