Оглавление:

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

СТ 370 ТК РФ.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением
работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах
рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий
коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их
объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно
посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного
профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных
договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий
взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными
органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют
право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными
предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 370 Трудового кодекса РФ

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза (ст. 11 указанного Федерального закона).

2. Право на выполнение контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять: а) профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя); б) профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа; в) профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа; г) инспекции труда профсоюзов.

3. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов. Правом на создание таких инспекций наделены общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов согласно типовому положению, принятому соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля. Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

4. В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда. Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

5. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об этом обязательно для рассмотрения работодателем в недельный срок, в течение которого работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — в суд для разрешения индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья ТКРФ 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Комментарий к статье 370

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Исторически профсоюзы создавались как организации наемных работников, предназначением которых являлось проведение переговоров с работодателями об условиях труда работников (первоначально об изменениях уже существующих условий труда). Одновременно перед организациями наемных работников встала задача — защитить существующие условия труда от посягательств со стороны работодателей (например, от незаконных увольнений, невыплаты пособий лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и т. п.).

Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. Статья 11 Закона о профсоюзах определяет, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Трудовой кодекс на настоящий момент отказался от принципа представительства профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников исключительно на основании передачи полномочий на представительство, заменив его принципом представительства работников, не являющихся членами профсоюза, в силу закона при условии представительности профсоюза (нахождения в его рядах более половины работников, занятых у соответствующего работодателя) или определения профсоюза участником коллективных переговоров (об этом см. подробнее ст. ст. 29, 30, 31 ТК и комментарий к ним).

В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза.

2. Комментируемая статья устанавливает наиболее принципиальные положения осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений как правовых актов социального партнерства. В ней определяются условия и гарантии осуществления профсоюзами деятельности по выявлению фактов нарушений законодательства, договоров о труде и реагированию на выявленные нарушения с целью защиты прав работников.

3. Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять:

— профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя);

— профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

— профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа;

— профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов);

— профсоюзные инспекции по охране труда.

Как показывает практика, реально действующей может являться лишь та система профсоюзного контроля, в которой сочетается деятельность как лиц, осуществляющих контроль за соблюдением работодателем законодательства на профессиональной основе, так и всех профсоюзных представителей, выбранных работниками — членами профсоюза для представительства перед работодателями их прав и интересов.

4. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов.

Правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов в соответствии с типовым положением, принятым соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля.

Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

5. Часть 5 комментируемой статьи содержит положения, обеспечивающие деятельность профсоюзных инспекторов труда по фактическому проведению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней также определяются пределы их контрольной деятельности.

В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда.

Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

6. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об устранении выявленных нарушений обязательно для рассмотрения работодателем. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает недельный срок для рассмотрения требования, выдвинутого представителями профсоюза. В этот срок работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении соответствующего требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — члена профсоюза обратиться в суд для разрешения возникшего индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК и комментарий к ней).

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 370 ТК РФ

1. Защита трудовых прав и законных интересов работников является главной задачей профессиональных союзов, право каждого на объединение в которые нашло свое отражение в таких основополагающих международных актах, как Международный пакт ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.), Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.) и др., а также в ст. 30 Конституции РФ.

2. В ст. 370 ТК закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи, предоставив право профсоюзам осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров, соглашений, особо указав на контрольные полномочия профсоюзов по отношению к работодателям — индивидуальным предпринимателям.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уточнил также права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в нормотворческой деятельности на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований), предоставив им, в частности, право участвовать в установлении государственных нормативных требований охраны труда и др.

Второй комментарий к Статье 370 Трудового кодекса

1. Название статьи изменено в связи с расширением сферы контроля профессиональных союзов. Помимо контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов статья предусматривает теперь контроль профсоюзов и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

2. В новой редакции в незначительной степени претерпели изменения формулировки прав профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда, в частности более конкретно сформулировано их право на участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: они имеют право принимать участие в разработке проектов как федеральных законов и иных актов РФ, так и законов и иных актов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Содержание права на осуществление профсоюзного контроля закреплено в ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148).

4. Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда провозглашено в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702). Данным Законом предусмотрено создание в организациях с численностью более 10 работников комитетов (комиссий) по охране труда, состоящих из представителей работодателей и профсоюзов, или иного уполномоченного работниками представительного органа (ст. 13 Закона). О создании собственных инспекций в целях осуществления профсоюзами и иными уполномоченными органами общественного контроля говорится в ст. 22 Закона (см. также комментарий к ст. 218 Кодекса).

5. Об обязанности работодателя в связи с осуществлением профсоюзами, иными избранными работниками представителями контроля за соблюдением законодательства о труде см. комментарии к ст. 22, 51, 195, 212 Кодекса.

Об участии профсоюзов в расследовании и учете профессиональных заболеваний см. ст. 227 — 231 ТК РФ и комментарии к ним.

6. В содержание данной статьи внесены изменения и в связи с изменением названия органов, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В новой редакции ст. 370 предусматривает, что предложения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов об устранении выявленных нарушений обязательны для рассмотрения теперь и работодателями — индивидуальными предпринимателями.

Статья 370 ТК РФ. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Новая редакция Ст. 370 ТК РФ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Статье 370 ТК РФ

Статья 370 Трудового кодекса РФ предусматривает право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих конкретные права и законные интересы членов профсоюза.

Трудовой кодекс возлагает обязанность контролировать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. При выявлении профсоюзными инспекторами нарушений трудового законодательства работодатели должны устранить их, сообщив соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения требований инспекторов. Причем у работодателей есть всего лишь неделя со дня получения требования об устранении выявленных нарушений, что бы сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (не взирая на организационно-правовую форму и форму собственности организации или работодателя — физического лица), у которых трудятся члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение. Цель подобных посещений — проведение проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.

Законодатель наделил профсоюзных инспекторов труда обширными полномочиями, в частности:

контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Однако инспекторы не вправе устанавливать ни должности, ни профессии работников, которым действующее законодательство предусматривает компенсации за условия труда (письмо Минтруда России от 23.10.2003 N 1649-7);

участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, об условиях и охране труда, а также о всех произошедших на производстве несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

требовать от работодателя приостановки работ, если существует угроза жизни и здоровью работников;

направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений;

участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и т.д.

Законодатель дал профсоюзным инспекторам очень важные законодательные полномочия: это право участвовать в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

Осуществляя указанные полномочия, профессиональные союзы, их инспекции труда взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Минтруд в своих рекомендациях от 8 апреля 1994 года N 30 разъяснил вопросы организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Они были разработаны в помощь «трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива». Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюз(-ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Основными задачами уполномоченных является:

содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные выполняют следующие функции:

— осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

— участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

— участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

— осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

— участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

— по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

— информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Исторически профсоюзы создавались как организации наемных работников, предназначением которых являлось проведение переговоров с работодателями об условиях труда работников (первоначально об изменениях уже существующих условий труда). Одновременно перед организациями наемных работников встала задача — защитить существующие условия труда от посягательств со стороны работодателей (например, от незаконных увольнений, невыплаты пособий лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и т.п.).

Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. Статья 11 Закона о профсоюзах определяет, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Трудовой кодекс на настоящий момент отказался от принципа представительства профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников исключительно на основании передачи полномочий на представительство, заменив его принципом представительства работников, не являющихся членами профсоюза, в силу закона при условии представительности профсоюза (нахождения в его рядах более половины работников, занятых у соответствующего работодателя) или определения профсоюза участником коллективных переговоров (об этом см. подробнее ст. ст. 29, 30, 31 ТК РФ и комментарий к ним).

В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза.

2. Комментируемая статья устанавливает наиболее принципиальные положения осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений как правовых актов социального партнерства. В ней определяются условия и гарантии осуществления профсоюзами деятельности по выявлению фактов нарушений законодательства, договоров о труде и реагированию на выявленные нарушения с целью защиты прав работников.

3. Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять:

— профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя);

— профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

— профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа;

— профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов);

— профсоюзные инспекции по охране труда.

Как показывает практика, реально действующей может являться лишь та система профсоюзного контроля, в которой сочетается деятельность как лиц, осуществляющих контроль за соблюдением работодателем законодательства на профессиональной основе, так и всех профсоюзных представителей, выбранных работниками — членами профсоюза для представительства перед работодателями их прав и интересов.

4. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов.

Правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов в соответствии с типовым положением, принятым соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля.

Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

5. Часть 5 комментируемой статьи содержит положения, обеспечивающие деятельность профсоюзных инспекторов труда по фактическому проведению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней также определяются пределы их контрольной деятельности.

В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда.

Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

6. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об устранении выявленных нарушений обязательно для рассмотрения работодателем. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает недельный срок для рассмотрения требования, выдвинутого представителями профсоюза. В этот срок работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении соответствующего требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — члена профсоюза обратиться в суд для разрешения возникшего индивидуального трудового спора.

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК РФ и комментарий к ней).

Популярное:

  • Как выписать счет физическому лицу Счет для физ. Лиц Я ИП на УСН 6%, могу ли я выписывать счет в адрес физ. лиц для оплаты услуг через банк и не прибегать к помощи ККТ и бланков БСО? Ответы юристов (4) Андрей, добрый день. Я ИП на УСН 6%, могу ли я выписывать счет в адрес физ. лиц для оплаты услуг через банк и не […]
  • П4 ст13 федерального закона о полиции Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться Прим.: данная статья была опубликована в журнале "Бухгалтерия" 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачать тут . В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N […]
  • Имущественный вычет за долю ребенка Имущественный вычет за ребенка Добрый день. В 2007 использовал право на имущественный вычет полностью. В 2014 купил и оформил на несовершеннолетнего ребенка еще квартиру (100% доли). В налоговой отказывают в имущественном вычете за ребенка, ссылаясь на то, что на момент совершеннолетия […]
  • Тянут с выплатой страховки Как повлиять на страховую компанию, затягивающую сроки выплат? Застраховалась в Росгосстрахе в феврале от несчастного случая сроком на 20 лет. 3 марта получила сложную травму: перелом 2 ребер, перелом предплечья, ЗЧМТ. На больничном 52 дня. Документы в страховую подала 6 мая. Страховку […]
  • Залог в суде украина Залог как мера пресечения в уголовном производстве (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины) Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения […]
  • Очередь жилье астана Просмотр номера очереди на жилье из государственного жилищного фонда 30 календарных дней Как получить услугу онлайн Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить и отправить заявку (ЭЦП не требуется). В заявке указать регион ввести ИИН получателя услуги (очередника). Номер […]