Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Обновление: 21 сентября 2016 г.

Все отечественные юридические лица имеют возможность открыть одно или несколько обособленных подразделений. Таковыми являются как филиалы и представительства, так и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Порядок их открытия и требования, предъявляемые к ним, а также их определения в достаточной степени описаны в действующих законодательных актах российского права. Попробуем разобраться, чем отличается филиал от обособленного подразделения.

Общие положения об обособленных подразделениях

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает создание и существование юридических лиц, которые наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности принимают участие в предпринимательской деятельности или создаются для достижения конкретных целей (ст. 48 ГК РФ).

Все организации РФ имеют право и обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Важно учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.

Надо помнить, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, т. е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение юридического лица – это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Сведения о каждом обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001, № Р13002 или № Р14001.

Виды обособленных подразделений

Гражданское законодательство называет два структурных подразделения: филиал и представительство. Иных структурных подразделений, обособленных от основной организации, нормы ГК РФ не содержат.

Но перечень подразделений, обособленных от основных организаций, содержится также и в других законодательных актах.

Так, налоговое законодательство прямо указывает на возможность признания обособленными частями основной организации любой территориально обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места.

Рабочим местом, в том числе и стационарным, является место, которое контролирует организация и в котором работник выполняет свои трудовые функции (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

В настоящий момент список структур, которые могут быть признаны обособленными, является открытым и не исчерпывается только филиалом и представительством.

Каждый вид структурных подразделений имеет не только свои отличительные черты, но и общие.

Попробуем разобраться, в чем отличие филиала от обособленного подразделения.

Отличия филиала

Понятие филиала закреплено в п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, согласно которому филиал не только удален территориально от основной организации, но и выполняет все или часть функций основной организации, а также осуществляет функции представительства.

Следует отметить, что понятия представительства и филиала различны. Такие различия уже следуют из определений обоих структурных подразделений, которые приводятся в гражданском законодательстве.

Рассмотрим основные отличия филиала от обособленного подразделения в таблице, приведенной ниже.

Содержание указанной таблицы позволило нам разобраться, в чем разница между филиалом и обособленным подразделением.

Как наглядно видно из таблицы, различия между разными видами обособленных структурных подразделений гораздо шире, чем только различия в названиях.

Существующие между разными видами структурных подразделений различия имеют принципиальный характер и заключаются, в основном, в функциях, для выполнения которых создается соответствующее обособленное структурное подразделение, а также в целях, для достижения которых создается структурное подразделение.

Также следует помнить, что между обособленными структурными подразделениями существуют определенные общие черты, например, они не являются юридическими лицами, сведения о них не нужно отражать в уставах организаций, их руководители могут действовать только на основании доверенности, а сами структурные подразделения — только на основании положений. Каждое обособленное подразделение должно иметь стационарные рабочие места.

Делая выбор между филиалом или обособленным подразделением, следует определиться с функциями, которые будет выполнять соответствующая структура, а также с целями, для достижения которых она создается. Более того, органу основной организации, принимающему решение об открытии обособленных подразделений, также нужно принимать во внимание следующее: планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленными подразделениями, а также будут ли такие подразделения наделяться имуществом и будут ли им открываться расчетные счета.

В качестве заключения к данной статье можно отметить, что право выбора конкретного обособленного подразделения принадлежит исключительно организации, его создающей. Но при принятии окончательного решения о форме обособленного подразделения просто необходимо детально изучить особенности каждого из возможных.

Чем отличается структурное подразделение от обособленного подразделения

Документ : Обособленные и структурные подразделения юридического лица

Обособленные и структурные подразделения
юридического лица

Многочисленные вопросы наших читателей о создании и особенностях правовых отношений между юридическим лицом и его обособленными подразделениями стали основой для написания этой статьи.

Как свидетельствует судебная практика, вышеназванные правоотношения очень часто становятся предметом споров, поскольку в связи с внесением некоторых изменений в действующее законодательство Украины изменилась правовая база для их решения.

Нормы, регулирующие создание подразделений
юридического лица, их статус и отличия

На сегодняшний день организационную структуру предприятий, создание, статус и деятельность обособленных подразделений юридического лица регулируют следующие законодательные акты:

— статьи 55, 64 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХК Украины);

— статья 95 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины);

— пункт 1.1 ст. 1 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”;

— Инструкция о порядке учета плательщиков налогов, утвержденная приказом ГНАУ от 19.02.1998 г. № 80 в редакции от 17.11.1998 г. № 552 (далее — Инструкция № 80).

В соответствии с ст. 64 ХК Украины предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Положениями этой же статьи предприятие наделено правом самостоятельно определять свою организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное расписание.

Предприятие также имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. Но вопрос о размещении обособленных подразделений предприятия должен быть согласован с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке.

Следовательно, юридическое лицо имеет право создавать:

— производственные структурные подразделения — отделения, участки, бригады и т. д.;

— функциональные структурные подразделения аппарата управления — управления, отделы, службы и т. д.;

— обособленные подразделения — филиалы, представительства, отделения.

Статьей 95 ГК Украины обособленные подразделения юридического лица определены как:

— филиалы, которые могут располагаться вне местонахождения юридического лица и осуществлять все или часть его функций;

— представительства, которые также располагаются вне местонахождения юридического лица и осуществляют представительство и защиту интересов юридического лица.

В соответствии с новым ГК Украины и внесенными изменениями Законом Украины от 04.02.2005 г. № 2424-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” филиалы и представительства не являются юридическими лицами, но наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного юридическим лицом положения.

Руководство филиалом и представительством осуществляется назначенным юридическим лицом руководителем, который имеет право действовать на основании выданной юридическим лицом доверенности.

Сведения о филиалах и представительствах юридического лица должны быть включены в единый государственный реестр в соответствии с Положением о Единственном государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.1996 г. № 118 в редакции от 22.06.2005 г. № 499).

Действующим законодательством, в частности п.4 ст. 64 ХК Украины юридические лица наделены правом открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

После принятия новых кодексов и внесения изменений в действующее законодательство на практике иногда возникают вопросы о наличии возможности для предприятия создавать за пределами своего местонахождения (в другом городе, на территории другой территориальной общины) не только обособленных подразделений (филиалов, представительств), но и производственные структурные подразделения, которые не имеют признаков обособленых подразделений — отделение, участки, бригады и т. п. Как уже было сказано выше, этот вопрос урегулирован положениями ст. 64 ХК Украины.

Итак создавая структурные подразделения руководству юридического лица необходимо учитывать, что производственные и функциональные структурные подразделения (отдел, управление, бригада, участок) существенно отличаются от обособленных подразделений, о чем также говорится в письме ГНАУ от 20.07.2001 г. N 4816/6/29-0116 “О создании филиала и взятии его на налоговый учет”. На практике неодиночными являются случаи, когда предприятия не делают или не понимают разницы между структурными и обособленными подразделениями, когда после реорганизации предприятия или его подразделов не вносятся сведения к ЕГРПОУ или не извещается орган государственной регистрации о проведенной реорганизации, если структура предприятия многоуровневая и построенная по географическому принципу и т. д. Вследствие этого подразделения, которые в соответствии с уставом предприятия и положения о них являются фактически структурными (цеховыми) подразделениями предприятия, могут быть внесены в ЕГРПОУ как обособленные подразделения предприятия. Относительно таких подразделений и возникают вопросы по регистрации их в качестве самостоятельных налогоплательщиков. Именно об этом идет речь в письме Государственной налоговой администрации Украины от 18.05.2001 г. № 224/4/15-1110. Данным письмом разъясняется, что подразделения, которые фактически являются структурными (необособленными, цеховыми), не должны регистрироваться в качестве плательщиков налога на прибыль, а подразделения, которые имеют признаки обособленных подразделений (филиалы) и расположены на территории иной, нежели предприятие, территориальной общины, обязаны состоять на учете в органе государственной налоговой службы как налогоплательщики, что и определено Инструкцией № 80.

Следовательно, при создании структурных или обособленных подразделений юридическим лицам необходимо учитывать указания ГНА Украины на ошибки, которые они иногда допускают, когда производственные структурные подразделения регистрируют в качестве обособленных:

— юридические лица должны учитывать разницу между структурными и обособленными подразделениями;

— после реорганизации предприятия или его подразделений не вносятся сведения в ЕГРПОУ или не уведомляют о проведенной реорганизации в орган государственной регистрации;

— структура предприятия многоуровневая и построена по географическому принципу и т. п. Вследствие этого подразделения, которые в соответствии с уставом предприятия и положения о них являются фактически структурными (цеховыми) подразделениями предприятия, могут быть внесены к ЕГРПОУ как обособленные подразделения юридического лица.

Действующее законодательство не ограничивает право предприятия самостоятельно определять, какие именно подразделения (обособленные или производственные структурные) будут созданы за пределами местонахождения этого предприятия. Другое дело, что в зависимости от избранной формы подразделения будет определяться его правовой, в частности налоговый, статус, а следовательно, и соответствующие права и обязанности самого предприятия, например необходимость согласовывать расположение филиала обособленного подразделения с местными органами власти, предусмотренное частью 4 ст. 64 ХК Украины.

Как уже указывалось, возникает вопрос о разнице между обособленными подразделениями (филиал, представительство) и структурными производственными подразделениями (цех, участок и т. п.). При этом следует учесть, что расположение подразделения предприятия на территории другой территориальной общины или в другом городе не является решающим признаком для отнесения этого подразделения к обособленному. Филиал, представительство как обособленные подразделения должны иметь ряд юридических признаков, которые установлены действующим законодательством.

Согласно со ст. 95 ГК Украины необходимыми признаками обособленных подразделений (филиалов, представительств) являются такие как:

— наделение их частью имущества юридического лица, которое отражается на отдельном балансе;

— могут иметь счет (счета) в учреждениях банка;

— руководители обособленных подразделений действуют на основании доверенности, полученной от юридического лица.

В связи с этим все операции, которые осуществляются этими образованиями, порождают права и обязанности непосредственно для юридического лица.

Производственные структурные подразделения не имеют признаков обособленных подразделений (филиалов, представительств), а именно: — не имеют отдельного имущества и, соответственно, отдельного баланса;

— руководитель не имеет доверенности от главного предприятия и лишен права заключать (подписывать) какие-либо соглашения, в том числе трудовые, но имеет право издавать приказы, обязательные для своих подчиненных;

— не имеют счетов в банках и не осуществляют никаких финансовых операций;

— не несут отдельной ответственности за свои действия.

В случае необходимости работники производственного структурного подразделения, не имеющие признаков обособленного подразделения, могут в индивидуальном порядке получать определенные материальные ценности для исполнения своих трудовых обязанностей в порядке, установленном КЗоТ Украины, то есть в пределах трудового договора. Подобное не может рассматриваться как наделение именно производственного подразделения имуществом и не будет никак изменять его статус.

Позиция ГНА Украины по поводу определения статуса структурных подразделений как налогоплательщиков с соответствующей регистрацией в местных налоговых органах в первую очередь изложена в пп. 2.2.1 п. 2.2 Инструкции № 80. Действие этой Инструкции, а соответственно, и необходимость регистрации касаются лишь таких налогоплательщиков, как филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения плательщика налогов.

В соответствии с п. 3.2 ст. 3 и п. 8.5 ст. 8 Закона Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” обособленные подразделения, которые выделены предприятием на отдельный баланс, обязаны вести бухгалтерский учет, на данных которого основываются финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности таких подразделений.

Если в другом городе создано именно структурное, а не обособленное подразделение предприятия, то на основании разъяснений, содержащихся в письме ГНАУ от 20.07.2001 г. № 4816/6/29-0116, налоги, сборы и другие платежи, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат внесению в соответствующие бюджеты по местонахождению этого структурного подразделения, должны платиться в Госбюджет Украины и бюджеты территориальных общин непосредственно юридическим лицом. При этом именно юридическое лицо, а не указанное структурное подразделение, обязано встать на учет в соответствующих территориальных органах государственной налоговой службы как плательщик налогов.

Позиция ГНА Украины базируется в упомянутых письмах на соответствующих нормах Закона Украины от 27.03.1991 г. № 887-ХII “О предприятиях в Украине”, утратившего силу с 01.01.2004 г. согласно ХК Украины. Однако указанные нормы этого Закона содержатся в статьях ХК Украины, следовательно, фактически они сохранили свое действие.

Таким образом, при решении вопроса, какие именно налоги следует платить по месторасположению производственного структурного подразделения (в другом городе), должны учитываться такие обстоятельства:

— кто именно может быть субъектом соответствующего налогового обязательства (лишь юридическое лицо или также его подразделения)?

— в какой бюджет должны поступать соответствующие налоги или сборы — местный или государственный? В приведенном контексте значительный интерес вызывает Постановление Высшего арбитражного суда Украины от 17.04.2000 г. по делу № А-7364/8-81, в котором речь идет о том, что в ходе проверки ГНИ зафиксировала факт непредоставления бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций филиалом, созданным предприятием на территории той же административно-территориальной единицы, что и предприятие. Следствием стало наложение финансовых санкций. Однако Высший арбитражный суд Украины пришел к выводу, что в указанном случае нарушены пп. 2.1.3 п. 2.1 ст. 2 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР, так как филиал находился на той же территории, что и юридическое лицо, его создавшее, и не имел собственного баланса. В связи с этим решение налоговиков о наложении санкций было признано недействительным.

Чем отличается структурное подразделение от обособленного подразделения

Обособленные подразделения юридического лица (Представительства, Филиалы, ОСП)

Благодарим вас, что посетили сайт нашей фирмы!

Мы работаем для Вас с 2006 года.

Юридическое бюро «Доверие» предлагает самый широкий спектр услуг в области юриспруденции.

За 12 лет практики мы приобрели бесценный опыт и помогли большому числу клиентов в решении различных вопросов и проблем.

Более 52% новых клиентов приходит к нам по рекомендациям!

В данной статье, в краткой форме изложены основные моменты, касающиеся обособленных подразделений юридического лица (представительства, филиалы, ОСП). Надеемся, что она будет для вас полезна.

В законодательстве Российской Федерации можно выделить три вида обособленных структурных подразделений. Два из них поименованы в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (последнии изменения 5 мая 2014 года), а третий в Налоговом кодексе (27 июля 2006 года).

1) ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО (часть 1, статьи 55 ГК РФ) Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2) ФИЛИАЛ (часть 2, статьи 55 ГК РФ) Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляет все его (юридического лица) функции или их часть, в том числе функции представительства. То есть как мы видим, понятие Филиал гораздо шире, чем понятие представительство.

3) ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ) (часть 2, статьи 11 НК РФ) Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Порядок открытия и регистрации филиалов и представительств схож с порядком открытия юридического лица, но имеет ряд своих особенностей.

Ни филиал, ни представительство, ни обособленное подразделение не являются юридическими лицами, но филиал и представительство должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Представительства, филиалы и ОСП наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Важная особенность заключается в том, что представительства и филиалы участвуют в предпринимательской деятельности самостоятельно (Пример: Заключая любой гражданско-правовой договор, наименование стороны будет следующее: «ООО «Ромашка», действуя через свой филиал (представительство), расположенный в городе Воронеж…».), а ОСП всегда является составной частью юридического лица .

Ещё одним немаловажным отличием является то, что представительства и филиалы могут самостоятельно (в пределах их компетенции) открывать счета в банках, а ОСП нет. Само юридическое лицо может открыть счёт для обслуживания операций ОСП. Филиал или представительство ведёт самостоятельный бухгалтерский учёт (если иное не установлено положением).

Приём на работу в представительство и филиал осуществляется в соответствии с ТК РФ по общим принципам и в случае ликвидации представительства или филиала работник увольняется также в соответствии с ТК РФ. То есть филиал или представительство выступает самостоятельным работодателем. ОСП самостоятельно не может принимать и увольнять работников. Работник принимается на работу в само общество, в трудовом договоре указывается место его работы ОСП. При ликвидации ОСП работник не может быть уволен, за исключением, если трудовой договор носил временный характер и был заключён на время существования ОСП.

Материал написан в октябре 2010 г. Лисицын А.А. (последнее редактирование январь 2017)

Хочется отметить, что законодательство в современной России развивается семимильными шагами. И порой к моменту написания того или иного материала, некоторые сведения в нём утрачивают свою актуальность.

Если у Вас остались вопросы – звоните:

+7 (495) 728-15-96 (с 10 до 18 — будни);

+7 (495) 353-66-87 (с 10 до 18 — будни);

+7 (909) 907-90-75 (с 9 до 21 — все дни).

Альтернативные способы связи:

e-mail: [email protected]

[email protected]

WhatsApp: +79099079075

Консультация по телефону БЕСПЛАТНО.

Адрес нашего офиса: 109548, город Москва, улица Гурьянова, дом 2, корпус 1 (метро Печатники)

Наша юридическая компания имеет большой опыт в вопросах, связаных со структурами юридических лиц.

Мы готовы вас проконсультировать по вопросам открытия и функционирования филиалов и представительств, подготовить всю необходиму документацию, ответитть на все интересующие вас вопросы.

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ НАШЕЙ РАБОТЫ:

ЧЕСТНОСТЬ — мы не берёмся «за все дела». Изучив документы или ситуацию, мы честно говорим клиенту о нашем виденье дела и его перспективах. Мы не берёмся за заведомо проигрышные дела.

Мы дорожим своей репутацией!

ОПЫТ — общий стаж в юриспруденции более 10 лет! Работа в крупных компаниях, большой опыт взаимодействия с органами власти и правоохранительными органами. Сотни дел в судах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — мы не сваливаем ВАШЕ дело в «общую кучу». Мы стараемся максимально разобраться в ВАШЕЙ проблеме и найти решение, которое устроит именно ВАС.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — всё, что ВЫ расскажите — останется между нами.

ДОСТУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ — мы стараемся удержать наши цены в сегменте — доступные расценки!

Чем отличается структурное подразделение от обособленного подразделения

Виды, предназначение и характеристики

Последовательность действий при покупке

Процедура выбора и
получения счета

Бланки и примеры документов

Ответы на актуальные вопросы

Подробнее про аккредитованный центр
сертификации ключей «Украина»

Документы, которые регулируют деятельсноть
АЦСК

Сертификаты АЦСК «Украина» и
его серверов

Основные функции центра и
услуги электронной цифровой подписи

Поиск ближайшего отделения

Список сертификатов, которые были
отозваны

Электронная цифровая подпись
и её преимущества

Узнайте больше про ЭЦП
на нашем канале

Обмен юридически значимыми
документами

Порядок получения ЭЦП
АЦСК «Украина»

Актуальная стоимость оформления
ЭЦП

Заказ выезда специалиста

Выписать счет для
оплаты сертификатов

Перечень обязательных документов
для оформления ЭЦП

Бланки документов для получения
сертификатов

Порядок отмены, блокирование и
возобновление сертификатов

Примеры заполнения документов
для получения ЭЦП

Полезная информация, которая
интересует пользователей

Модуль-приложение конвертации ключей
АЦСК «Украина»

важные мероприятия, интересная и
полезная информация

Адреса киевских магазинов
«Твій час»

Официальный адрес для
корреспонденции

Поиск ближайшего отделения

Это подразделение, которое не имеет статуса юридического лица и сведения о нем не включаются в ЕГРПОУ . Поэтому он не имеет своего идентификационного кода , а использует код ЕГРПОУ предприятия или организации, которым подчиняется. Действует на основании Положения о структурном подразделении, в котором указанное его наименование и адрес местонахождения

Обособленные подразделения

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected] (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/[email protected]).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Популярное:

  • Закон об обязательном медицинском страховании военнослужащих Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, […]
  • Статья 163 нк рф 2018 Статья 163 НК РФ. Налоговый период Новая редакция Ст. 163 НК РФ Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих […]
  • Воинская часть мвд в перми Неофициальный форум МВД Бывшие, настоящие и будущие сотрудники МВД, полиции, милиции, военнослужащие ВВ и Росгвардии ВВ МВД РФ, Росгвардия ⇒ В/ч 3426 г. Пермь - 55 лет воинской части. Праздник или нет? Сообщение Pavlus » 24 фев 2011, 18:52 Сообщение SEOLady » 24 фев 2011, 19:20 […]
  • Воинская часть 3792 дембеля Войсковая Часть 3792, КУ Войсковая Часть 3792, КУ зарегистрирована по адресу Москва г, ул.Дорожная, д.56, 117405. КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 3792 организации ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 3792 Гончаров Алексей Владимирович. Основным видом деятельности компании является Деятельность по обеспечению […]
  • Ук рф предварительное задержание Комментарий к СТ 91 УПК РФ Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого Комментарий к статье 91 УПК РФ: 1. Задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического […]
  • Ст 29 коап рф 2014 Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 17 ноября 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2015 года Внести в Кодекс Российской […]