§ 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст.

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование

Глава XX. Дознание

преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК).

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. (На основании ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения: а) органов внутренних дел РФ; б) органов федеральной службы безопасности; в) федеральных органов налоговой полиции; г) федеральных органов государственной охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ); д) органов пограничной службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж) Службы внешней разведки РФ; з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается: 1) производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предва-

Раздел II. Досудебное производство

рительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1) органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, — по всем уголовным делам, за исключением дел, указанных в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные

Глава XX. Дознание

действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, если по направленному прокурору делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом (п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.

Раздел II Досудебное производство

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели (следователи) органов налоговой полиции ведут дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

Глава XX Дознание

— уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 198 УК);

— уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК);

Дознаватели органов пограничной службы Российской Федерации осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);

— незаконную добычу водных животных и растений, обнаруженную органами пограничной службы Российской Федерации (ст. 256 УК);

— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 322 УК);

— противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 323 УК);

— контрабанду, задержанную органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК).

Дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК);

— неуважение к суду (ст. 297 УК);

— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК);

— незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели таможенных органов Российской Федерации ведут дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

— контрабанду- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 188 УК);

— уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам:

Раздел II. Досудебное производство

— об уничтожении или повреждении чужого имущества, совершенном путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);

— о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК);

— об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК).

Следователи прокуратуры ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных: 1) членом Совета Федерации; 2) депутатом Государственной Думы; 3) депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом выборного органа местного самоуправления; 5) выборным должностным лицом органа местного самоуправления; 6) судьей Конституционного Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия; 11) Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем или аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным по правам человека в РФ; 13) Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий; 14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором; 16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151 УПК).

В пределах полномочий, предусмотренных законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе принять решение о том, каких должностных лиц органа дознания необходимо наделить правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Например, на основании п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК и в целях разграничения полномочий органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной

Глава XX. Дознание

границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 марта 2002 г. № 134′ определено, что с 1 июля 2002 г. дознание поручается производить дознавателям:

1) оперативных органов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

2) органов морской охраны — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).

Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России

Лекция на тему:

«Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России»

Цель: Доведение процессуальных полномочий подразделений и должностных лиц территориальных органов внутренних дел, в том числе должностных лиц на транспорте.

Учебный вопрос:

1. Правовая основа производства дознания

2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сохраняющегося в нашей стране высокого уровня преступности, проводимой государством реформы правоохранительных органов к сотрудникам органов внутренних дел на транспорте, осуществляющим досудебное производство по уголовным делам в форме дознания, предъявляются повышенные требования. В целях эффективного производства по уголовному делу дознаватель органа внутренних дел линейных подразделений на транспорте МВД России должен обладать достаточным объемом знаний как уголовно-процессуального законодательства, так и новейших достижений криминалистики, логики, теории доказательств.

Полнота, целенаправленность и обоснованность действий дознавателя линейного подразделения на транспорте МВД России по расследованию и предупреждению преступлений достигается, в том числе и с помощью использования организационных основ деятельности, благодаря которым достигается эффективность работы дознавателей линейных подразделений органов внутренних дел.

1. Правовая основа производства дознания

Познание основ организации деятельности по производству дознания по уголовным делам требует изучения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих такую деятельность.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О полиции», правовую основу деятельности полиции (в структуру которой входят подразделения дознания ОВД) составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Дадим краткую характеристику наиболее важным правовым актам, регламентирующим деятельность по производству дознания по уголовным делам.

Основным законом нашего государства является Конституция РФ, нормы которой являются правовой основой деятельности всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, включая подразделения по организации дознания.

Конституция РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2).

В главе 2 Конституции РФ перечислены основные права и свободы человека и гражданина, которые необходимо соблюдать и защищать дознавателю, осуществляя производство по уголовному делу:

– равенство перед законом и судом (ст. 19);

– достоинство личности (ст. 21);

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

– право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

– право на судебную защиту прав и свобод, возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти в суд (ст. 46);

– право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ч. 1 ст. 48);

– право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);

– презумпция невиновности (ст. 49);

– право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51);

– право потерпевших на обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);

– право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

К наиболее значимым нормативным актам, содержащим нормы международного права, а также международным договорам Российской Федерации, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность дознавателя, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года.

Чаще всего в деятельности при производстве дознания по уголовным делам применяется такой международный договор, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) 1993 года, подписанная государствами-членами Содружества Независимых Государств. Указанный документ регламентирует порядок выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности с территории государств-участников Конвенции, обязанность осуществления уголовного преследования против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории другого государства-участника Конвенции, и другие виды международной правовой помощи.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в п. 3 ст. 2 в качестве одного из направлений деятельности полиции называет производство дознания. Согласно п. 8 ст. 12 упомянутого федерального закона, в обязанности полиции входит в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. В ст. 13 перечислен ряд полномочий, которыми обладают сотрудники полиции, осуществляя производство по уголовному делу. Главой 10 регламентированы основные положения осуществления государственного, общественного и судебного контроля, прокурорского надзора за деятельностью полиции.

Правовым актом, непосредственно регламентирующим процессуальную деятельность по производству дознания по уголовным делам, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.

В УПК РФ законодателем впервые было дано определение дознавателя. Им названо должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальному положению дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Глава 32 УПК РФ непосредственно посвящена такой форме предварительного расследования, как дознание. В ней определены порядок и сроки дознания, процедура уведомления лица о подозрении в совершении преступления, особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания, порядок производства дознания группой дознавателей, содержание обвинительного акта.

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ (то есть главами, регламентирующими производство предварительного следствия), с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Следовательно, соответствующие главы УПК РФ также можно отнести к правовой основе деятельности дознавателя.

К иным федеральным законам, регламентирующим деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам, можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2011 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ (в редакции от 30 ноября 2011 года) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ряд других законодательных актов.

Помимо Конституции РФ и законов деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам регламентирована подзаконными нормативными актами и, в первую очередь, приказами МВД России.

Так, основным нормативным актом, регламентирующим деятельность дознавателя ОВД по производству дознания, является Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 года № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указанный нормативный акт был принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Данный приказ заменил ранее действовавшие приказы МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

Еще один ведомственный нормативный акт, закрепивший ряд полномочий дознавателя ОВД при производстве дознания по уголовным делам, – Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в редакции от 30 декабря 2011 года), утвердивший Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые ОВД в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждением преступлений органами внутренних дел вышеуказанная Инструкция называет деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, в том числе дознавателей при производстве дознания, осуществляемую в пределах их компетенции, направленную на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следующий нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных лиц при производстве дознания, – Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Данный Приказ был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений. Приказом утверждены и введены в действие Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также статистические карточки. Действие вышеуказанных Типового положения, Положения и Инструкции и утвержденный Приказом порядок заполнения и представления статистических карточек распространяются, в том числе, на дознавателя ОВД.

Таким образом, правовую основу деятельности при производстве дознания по уголовным делам составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ.

Вопрос 2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам

Уголовно-процессуальный Кодекс

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Статья 40.2. Начальник органа дознания

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Статья 41. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Приступая к рассмотрению вопроса о процессуальном статусе дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания, необходимо определиться с понятием этого участника уголовного судопроизводства.

Понятие «дознаватель» раскрыто в п. 7 ст. 5 УПК РФ: это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Из данного в законе определения следует, что должностное лицо ОВД может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях:

1) в случае назначения лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания ОВД. При этом полномочия дознавателя лицо приобретает после подписания приказа начальником ОВД о назначении на должность;

2) сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, может быть уполномочен начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование или иные полномочия, которыми наделен дознаватель. Как правило, в таких случаях сотрудник органа дознания, наделенный статусом дознавателя, приобретает соответствующие полномочия посредством издания начальником ОВД (то есть начальником органа дознания) организационно-распорядительного документа – приказа, в котором должно быть указанно, кто из сотрудников ОВД и по какому уголовному делу наделяется полномочиями дознавателя.

Таким образом, полномочиями дознавателя может быть наделен как штатный дознаватель, так и иной сотрудник органа дознания. Данное обстоятельство весьма актуально при производстве дознания в линейных подразделения на транспорте МВД России. Так в частности штат дознавателей среднестатистического ЛО состоит из 3-5 сотрудников (отделения, группы). Отделы дознания существуют только в крупных подразделениях органов внутренних дел на транспорте. Таким образом, к деятельности по производству дознания в подразделениях МВД России на транспорте могут привлекаться не только «штатные дознаватели», но и сотрудники других подразделений органов внутренних дел на транспорте (на которых возлагаются соответствующие обязанности).

Под термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Процессуальному статусу дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи дознаватель вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Указанное полномочие возлагается на дознавателя начальником органа дознания и его заместителем.

В ч. 3 ст. 41 УПК РФ наиболее общим образом определяются процессуальные полномочия дознавателя. Данные полномочия в полной мере относятся и к полномочиям дознавателя органа внутренних дел на транспорте.

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте полномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Конкретизируются «иные полномочия» дознавателя в уголовно-процессуальном законодательстве, регламентирующем досудебное производство по уголовному делу. Анализ норм УПК РФ, в том числе глав 32, 32.1, непосредственно посвященных регулированию производства дознания, позволяет выделить следующие полномочия дознавателя:

1) принимать и проверять сообщения о преступлениях, при этом требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2) ходатайствовать перед начальником органа дознания о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении перед прокурором до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

3) принимать решения по сообщениям о преступлениях в пределах компетенции: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

4) сообщать заявителю о принятом решении по сообщению о преступлении, разъяснять заявителю его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

5) в случае принятия решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, принимать меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

6) производить дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

7) производить дознание в сокращенной форме (ст. 226.1 УПК РФ);

8) осуществлять производство неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно
(ст. 40, ст. 157 УПК РФ);

9) выделять из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело (ст. 154 УПК РФ);

10) выделять из уголовного дела в отдельное производство материалы уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);

11) установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

12) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

13) рассматривать каждое заявленное подозреваемым по уголовному делу ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.4 УПК РФ);

14) выносить постановление о производстве дознания в сокращенной форме в порядке установленном ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ (ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ);

15) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

16) предупреждать участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем отбирать у них подписку (ст. 161 УПК РФ);

17) собирать доказательства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, проверять и оценивать доказательства (ч. 1 ст. 86, ст. 87, ст. 88 УПК РФ);

18) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания в сокращенной форме; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания по сокращенной форме; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением случаев указанных в п.п. а, б, в п. 3 ч. 3 ст. 226.5, а также не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ);

19) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии законных оснований, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 94 УПК РФ, освобождать подозреваемого (ст. 91, ст. 94 УПК РФ);

20) уведомлять о задержании подозреваемого кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии – других родственников, или предоставлять возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ);

21) в пределах своих полномочий избирать в отношении подозреваемого, обвиняемого меру пресечения либо ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу перед судом (ст. 224, глава 13 УПК РФ);

22) при невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента заключения подозреваемого под стражу предъявлять обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ, либо отменить данную меру пресечения (ч. 1 – ч. 3 ст. 224 УПК РФ);

23) применять иные меры уголовно-процессуального принуждения (глава 14 УПК РФ);

24) охранять права и свободы, привлекаемых к участию в уголовном деле лиц, разъясняя их права, обязанности, ответственность и обеспечивая возможность осуществления этих прав, применяя меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ст. 11 УПК РФ);

25) приостанавливать дознание при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 208 УПК РФ (ст. 208 УПК РФ);

26) возобновлять приостановленное дознание в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ (ст. 211 УПК РФ);

27) прекращать уголовное дело и уголовное преследование при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 24-28.1 УПК РФ, а также вручать либо направлять копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику (ст. 212, ст. 213 УПК РФ);

28) принимать меры по реабилитации лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию (ст. ст. 134-139 УПК РФ);

29) знакомить с обвинительным актом и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя (ч. 2, ч. 3 ст. 225 УПК РФ);

30) знакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя при производстве дознания в сокращенной форме (ч. 4 ст. 226.7);

31) по окончании дознания направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом прокурору (ст. 225 УПК РФ);

32) по окончании дознания в сокращенной форме направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным постановлением прокурору (ст. 226.7 УПК РФ).

Следует отметить, что данный перечень полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам не является исчерпывающим.

Ряд полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте носит властный характер. Это выражается, прежде всего, в праве дознавателя применять меры уголовно-процессуального принуждения. Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органа внутренних дел на транспорте может получать указания от надзирающего прокурора или начальника органа дознания соответствующего линейного подразделения органа внутренних дел на транспорте. Такие указания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания надзирающему прокурору, а указания надзирающего прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В качестве положительного примера, деятельности дознавателей органов внутренних дел на транспорте можно привести практику обжалования необоснованных решений надзирающего прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела и о возвращении уголовных дел в орган дознания. Так, дознавателем Лискинского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО С. обжаловано постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ, в отношении Ш. Причиной отмены явилось отсутствие в материалах проверки данных, указывающих на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и, следовательно, правовых оснований для доставления Ш. и производства его личного обыска. В своем ходатайстве дознаватель указал, что в материалах проверки имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и соответственно Ш. был доставлен в дежурную часть обоснованно и законно был проведен его личный досмотр. Исследовав все материалы вышестоящий транспортный прокурор (Московская межрегиональная прокуратура) принял решение об удовлетворении заявленного С. ходатайства в полном объеме.

Обязательными для дознавателя органов внутренних дел на транспорте являются также указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, данные начальником подразделения дознания. Такие указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или надзирающему прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ).

Анализ процессуальных полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте свидетельствует о том, что в связи с принятием УПК РФ статус дознавателя значительно изменился в позитивную сторону.

Круг обстоятельств, исключающих участие дознавателя в производстве по уголовному делу, несколько расширен в сравнении со следователем. Так, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу (ч. 1 ст. 61 УПК РФ).

Помимо этого, дознаватель органа внутренних дел на транспорте не может участвовать в производстве по делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела (ч. 2 ст. 61 УПК РФ).

Кроме того, не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Законодатель применительно к дознанию руководствовался установкой на необходимость разделения уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной функции расследования преступлений. Таким образом, подчеркивается специфическая исследовательская (следовательская) сущность современного дознания, его чистая процессуальность. Если применительно к понятию органа дознания законодатель делает упор на оперативно-разыскные полномочия органа, то в определении дознавателя, напротив, акцентируется внимание на процессуальной составляющей.

Помимо процессуальных полномочий, закрепленных в нормах уголовно-процессуального законодательства, дознаватель наделен организационными полномочиями, которые нашли свою регламентацию в ведомственных нормативных актах.

Полномочия дознавателя линейного подразделения на транспорте МВ России по предупреждению преступлений регламентированы Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в редакции от 30 декабря 2011 года) «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений». В соответствии с п.14 указанного нормативного акта дознаватель:

1) выявляет при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном законом порядке вносит в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению;

2) направляет информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;

3) в трехдневный срок информирует соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении, которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

4) осуществляет профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Ряд организационных полномочий дознавателя органов внутренних дел на транспорте закреплен в Приказе МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Посредством реализации своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет присущие ему процессуальные функции. Под функциями в уголовном процессе понимаются «основные направления уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса, выражение их назначения в уголовном судопроизводстве».

Действительно, осуществляя расследование уголовного дела, дознаватель линейного подразделения на транспорте МВД России обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства совершенного преступления, установить обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие наказание.

Поэтому можно утверждать, что круг функций, осуществляемых дознавателем органа внутренних дел на транспорте при производстве по уголовному делу, шире, и включает в себя, помимо функции обвинения:

1) функцию расследования, то есть объективного исследования всех обстоятельств совершенного преступления с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ);

2) функцию охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства путем разъяснения им их прав, обязанностей, ответственности и обеспечения возможности осуществления этих прав (ст. 11 УПК РФ);

3) профилактическую функцию, то есть предупреждение совершения новых преступлений путем внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Таким образом, рассмотрев процессуальный статус дознавателя органов внутренних дел на транспорте в уголовном судопроизводстве, можно сделать следующие выводы.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте – это должностное лицо органа дознания органа внутренних дел на транспорте, правомочное либо уполномоченное соответствующим начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Должностное лицо органа дознания органов внутренних дел на транспорте может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях: при назначении лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания органов внутренних дел на транспорте либо в случае, когда сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, уполномочен начальником органа дознания осуществлять полномочия, которыми наделен дознаватель.

Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ дознаватель органов внутренних дел на транспорте вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте может получать указания от соответствующего надзирающего прокурора (транспортная прокуратура), начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, что свидетельствует об ограниченной процессуальной самостоятельности дознавателя.

В уголовном судопроизводстве дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет следующие функции: обвинения, расследования, охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства, профилактическую функцию.

Популярное:

  • Как встать на очередь на жильё в липецке Datalife Engine Demo К то может получить квартиру от государства? Каждый имеет право на жилище, так сказано в Конституции РФ. Возможности приобретения жилья различны: его можно купить, получить по наследству, принять в дар, построить. Однако, это доступно не всем. В данном случае речь […]
  • Устав общественной организации хоккейный клуб Устав общественной организации хоккейный клуб Принят на Учредительном собрании 24 ноября 2012 года Устав Региональной общественной организации «Федерация хоккея с мячом Курской области» 1. Общие положения 1.1. Региональная общественная организация «Федерация хоккея с мячом Курской […]
  • Участие фсб в приватизации ФСБ России могут наделить правом проверять участников приватизации ФСБ России, возможно, получит право проверять претендентов на участие в приватизации. Соответствующий законопроект 1 внес в Госдуму депутат Илья Костунов. Документ вносит изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 […]
  • Права иностранца имеющего вид на жительство в россии Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на […]
  • Ук рф редакция 2001 года Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, […]
  • Ооо новое русское качество нрк сайт Ооо новое русское качество нрк сайт СПИСОК ЛИЦЕНЗИЙМИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ: ЛО-77-01-005504 ООО "Фармстайл",ЛО-77-01-005071 ООО "АСК-Сервис",ЛО-77-01-014239 ООО "Новое Русское Качество (НРК)",ЛО-77-009656 ООО "Новый медицинский центр (НМЦ)" SPECTRA-VIP (Петровский пер., […]