Государственный контроль и надзор в сфере экологии


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2009 г. N 53

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 285)

В целях реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).
2. Внести в Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 31 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 293; 2007, N 31, ст. 4090), следующие изменения:
а) в абзацах втором и четвертом пункта 2, абзаце втором пункта 3 и абзаце первом пункта 4 слова «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» в соответствующем падеже заменить словами «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования» в соответствующем падеже;
б) в пункте 5 слова «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» заменить словами «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации»;
в) в абзаце первом пункта 6 слова «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» заменить словами «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования».
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2237).
4. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с осуществлением государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на руководство и управление в сфере установленных функций.


ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 285)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее — государственный экологический контроль) в Российской Федерации.
2. Государственный экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
3. Государственный экологический контроль состоит из:
а) государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
б) государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
в) государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;
г) государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
д) государственного земельного контроля;
е) государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
ж) государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
з) государственного экологического контроля во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
и) государственного экологического контроля в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
к) государственного экологического контроля на континентальном шельфе Российской Федерации;
л) государственного лесного контроля и надзора;
м) государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал.
4. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее — уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией:
в отношении государственного экологического контроля, предусмотренного подпунктами «а», «в» — «е» и «л» пункта 3 настоящих Правил, — в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующих видах контроля с учетом настоящих Правил;
в отношении государственного экологического контроля, предусмотренного подпунктами «б», «ж» — «к» и «м» пункта 3 настоящих Правил, — в порядке, установленном настоящими Правилами.
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 285)
6. Уполномоченные органы осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
7. В случае если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический контроль осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
8. Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)», и должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.
10. Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил) и уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
11. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
а) проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
б) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
12. Допуск должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации производится в следующем порядке:
а) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие государственному экологическому контролю объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, списки уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации;
б) командование военного округа (флота) в установленном порядке направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, и в 3-месячный срок сообщает в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальный орган о результатах рассмотрения запроса;
в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются:
на режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях, — по разрешению должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, имеющих на это право;
на особо важные и особорежимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированные в закрытых административно-территориальных образованиях, — по спискам, утверждаемым должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации, имеющими право разрешать допуск на все режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации;
г) начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации представляет на утверждение соответствующим должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации списки должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, которым разрешено проведение государственного экологического контроля на особо важных и особорежимных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, и доводит их до сведения органов военного управления, в подчинении которых находятся подлежащие государственному экологическому контролю особо важные и особорежимные объекты, и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
13. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие в соответствии с установленным порядком государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, перед проведением проверки должны ознакомить командование воинской части с планом ее проведения.
14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды.
15. Формы документов, составляемых по результатам проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственного экологического контроля на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил, устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
16. Формы документов, составляемых по результатам проведения уполномоченными органами государственного экологического контроля на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил, устанавливаются указанными органами.
17. Мероприятия по государственному экологическому контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
18. Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющим государственный экологический контроль, и должностным лицам уполномоченных органов доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения государственного экологического контроля.
19. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, и должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного экологического контроля.

Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

2. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.

5. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

7. Положения настоящей статьи не применяются при осуществлении государственного лесного контроля и надзора.

31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов

Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды состоят в обеспечении соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государ-

ственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения.

Государственный экологический контроль и надзор состоят в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это административный контроль и надзор, так как их задачи и соответствующие им функции на практике реализуются исполнительными органами и их должностными лицами. Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля и надзора, экологического мониторинга и экологической экспертизы.
Мониторинг окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, охраны и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирование ее изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предупреждении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдение требований экологической безопасности.
Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля, целью которого является предупреждение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Экспертизе подлежат проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы здоровью людей. Объектами экологических экспертиз могут быть экологические ситуации, которые имели место в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Экологическая экспертиза проводится согласно требованиям Закона Украины «Об экологической экспертизе» от 5 февраля 1995 года.
Экспертный вывод содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и направление их на повторную экспертизу.
Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.

В связи с реорганизацией системы центральных органов исполнительной власти в настоящее время названную государственную службу представляют Минэкоресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство аграрной политики, Министерство здравоохранения, Госкомлесхоз, Госком-водхоз, Госкомзем, их органы на местах, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и являются субъектами системы мониторинга по общегосударственным и региональным (местным) программам, программ реализации соответствующих природоохранных мероприятий, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в результате реализации хозяйственной деятельности.
Указанные органы осуществляют, в пределах своей компетенции, государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведут наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивают контроль за использованием недр пользователями и водопользователями за выполнением условий лицензий и пресекают самовольное использование недр и водных объектов; осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивают контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведут государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвуют в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и влиянием на природную среду; проводят государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве, контролируют разработку и реализацию мероприятий, направленных на предупреждение аварий на ядерных установках и обеспечение готовности к ликвидации их последствий.
Госкомзем организует работу по ведению мониторинга земель и государственного земельного кадастра, проведению землеустройства и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов, проводит государственную землеустроительную экспертизу программ, схем и проектов по осуществлению земельной реформы и землеустройства; контролирует соблюдение требований земельного законодательства проектными учреждениями и организациями при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий и иных объектов; проверяет на предприятиях, в учреждениях и орга-

низациях, в том числе на военных и оборонных объектах, соблюдение требований земельного законодательства по охране земель.
Госкомлесхоз осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, ведением охотничьего хозяйства и охоты, а также применением пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве, на землях лесного фонда, проводит в установленном порядке через отраслевые научно-исследовательские учреждения их апробацию; обеспечивает функционирование и координирует работу службы государственной лесной охраны; выдает ежегодные контрольные карточки учета добытой дичи и нарушений правил охоты.
Госкомводхоз контролирует соблюдение стандартов и патентно-лицензионных требований, проводит сертификацию продукции, работ, услуг и экспертную оценку программ и проектов по вопросам развития водного хозяйства и мелиорации земель; создает комплексные лаборатории радиологического и гидрохимического контроля; проводит систематический анализ и информирует органы исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления, а также население об уровне загрязненности вод, вносит предложения по их улучшению.
Должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной природных ресурсов, предоставлены широкие полномочия по применению мер административного принуждения: личного досмотра правонарушителя и досмотра его вещей, изъятия предметов и средств совершения правонарушения, привлечения правонарушителей к административной ответственности и др.
Надзор за использованием и охраной природных ресурсов осуществляет природоохранная прокуратура.

3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов

В последние годы Правительством РФ предприняты конкретные меры в этом направлении деятельности. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 9 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением.

Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. Что касается размеров и границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений, то они определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

В соответствии же со ст. 15 указанного Закона Правительство РФ постановлением от 21 декабря 1999 г. № 1410 утвердило Положение о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей природой среды, ее загрязнения.

Централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации — Мировым центром данных.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее заг-рязнении, а также о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, предоставляется в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды юридическими и физическими лицами в соответствии с Положением о предоставлении такой информации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 128.

Указанная информация предоставляется:

а) для обеспечения потребностей государства, физических и юри-дических лиц в этой информации;

б) своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики;

в) ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнения.

Одним из элементов охраны окружающей среды является контроль органов исполнительной власти за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух. В целях реализации ст. 12 и 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Правительство РФ постановлением от 2 марта 2000 г. № 183 утвердило Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Этим постановлением Правительство определило, что Минприроды России:

разрабатывает и утверждает порядок и методы определения нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и порядок выдачи разрешений на указанные выбросы;

утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются;

совместно с Минздравсоцразвития России утверждает порядок выдачи разрешений на вредные физические воздействия на атмосферный воздух для стационарных источников таких выбросов (предприятий и других юридических лиц).

Предельно допустимые и временно согласованные выбросы уста-навливаются разрешениями, выдаваемыми территориальными органами Минприроды России, по форме, утверждаемым этим Министерством.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2002 г. № 372 утверждено Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, которым определены основные задачи и функции по данному учету Минприроды России, Минздравсоцразвития России и их территориальным органам. 1) В целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти ( Минприроды, Минздравсоцразвития России и их территориальных органов), осуществляющих государственный мониторинг окружающей природной среды в пределах своей компетенции, Правительство РФ постановлением от 23 августа 2000 г. № 622 утвердило Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды организуется для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и последствиями этого влияния на растительный и животный мир и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Данная служба осуществляется указанными выше федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лаборато-рий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных при-родно-климатических районах, городах и промышленных центрах и на водных объектах с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомственные наблюдательные сети).

Основными задачами государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды являются:

обеспечение проведения наблюдений за состоянием окружающей природной среды, оценка происходящих в ней изменений и прогнозирование следующих опасных явлений и факторов: стихийные бедствия; неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство, энергетика, транспорт и т. д.); антропогенные изменения состояния окружающей природной среды — химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и иные процессы; изменение климата и др.;

обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной субъектов Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

обеспечение органов и организаций, входящих в Единую госу-дарственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации необходимой информацией о состоянии окружающей природной среды для решения задач социально- гигиенического мониторинга;

представление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в иные фонды и банки данных о состоянии окружающей природной среды и другие задачи.

Одной из задач в сфере охраны природы является организация и проведение государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»211 под ней понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат следующие объекты:

проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, ут-верждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

а) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

б) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

в) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

г) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

д) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

е) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

ж) проекты комплексных схем охраны природы Российской Феде-рации и другие материалы и проекты.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологи-ческой экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным госу-дарственным органом в области экологической экспертизы.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного специ-ально уполномоченным государственным органом в области эколо-гической экспертизы, проводящим конкретную государственную эко-логическую экспертизу.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Следует отметить, что за нарушение законодательства об эколо-гической экспертизе установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.4 КоАП РФ, которая состоит из трех частей. Часть первая предусматривает административную ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Часть вторая устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы. Часть третья рассматривает в качестве административного правонарушения незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Актуальной проблемой для России остается осуществление государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия;

оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется:

а) при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

б) разработке федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

в) осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

г) прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

д) подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) определены задачи и других федеральных органов исполнительной власти, а также порядок взаимодействия между ними при осуществлении этого вида деятельности. 1) Для обеспечения контроля по охране окружающей природной среды государственные органы исполнительной власти наделены полномочиями применять меры государственного принуждения: предупреждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и наказания.

Так, Минприроды России предоставлено право:

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

прекращать, приостанавливать или ограничивать право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений), выданных другими органами исполнительной власти, в случае нарушения экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы;

запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм и правил;

запрещать на период высокой пожарной безопасности посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда;

беспрепятственно посещать организации и объекты независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам контроля, отнесенным к компетенции Министерства;

осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами проверку (т. е. останавливать и осматривать) российских и иностранных судов и других плавучих средств с целью обеспечения соблюдения ими требований законодательства РФ в области охраны окружающей природной среды;

запрещать ввоз на территорию России, а также транзит экологически опасных грузов с нарушениями природоохранных и экологических норм и правил.

Важным направлением контроля органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов является деятельность по ис-полнению Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».213 В целях его исполнения постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 67 «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» в качестве таких органов определило Минсельхоз, Минприроды России и Федеральную пограничную службу РФ (ныне пограничные органы ФСБ России).

Для пресечения правонарушений должностные лица Минприроды России и его территориальных органов имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства. Данное право предоставлено им Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», а также постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 133 «О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира».

Указанным постановлением Правительства РФ утверждены:

а) перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира, которым предоставлено право хранения, ношения и применения служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, и нормы обеспечения их служебным огнестрельным оружием;

б) перечень типов и моделей служебного и гражданского оружия, патронов к нему и видов специальных средств;

в) перечень отдельных видов и моделей боевого стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых в органах внутренних дел во временное пользование Минсельхозом, Минприроды России, Федеральным агентством по рыболовству и их территориальными органами.

Следует сказать, что охота на зверей и птиц в Российской Федерации (объекты животного мира) осуществляется на основании краткосрочных и долгосрочных лицензий, выдаваемых Минсельхозом России и его территориальными органами (охотничьими инспекциями и др.). Процедура выдачи долгосрочных лицензий определена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», а также Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденным приказом Минсельхоза России от 26 июня 2000 г. № 569.

К полномочиям Правительства РФ отнесено также установление размеров платы за пользование объектами животного мира. Так, постановлением Правительства от 4 января 2000 г. № 1 утверждены Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Например, предельный размер платы за отстрел лося или медведя составляет от 3 до 6 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), благородного оленя — 2-4 МРОТ, сибирского горного козла, серны — 2-3 МРОТ, кабана — 1-2 МРОТ, бобра — 0,1-0,5 МРОТ и т. д.

В целях сохранения ценных видов водных биологических ресурсов, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Правительством постановлением от 26 сентября 2000 г. № 724 внесены изменения в таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам.

Первая группа такс предусматривает исчисление размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяй- ственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Например, за 1 экземпляр неза-висимо от размера и веса незаконно выловленных биологических ресурсов установлена следующая такса в рублях: белуга, калуга — 12 500, амурский, русский, персидский, сибирский осетр — 8350, лосось — 1250 и т. д.

Вторая группа такс предназначена для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный указанными выше субъектами, уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Так, за незаконный вылов 1 экземпляра независимо от размера и веса установлены таксы: атлантический осетр — 16 700, азовская белуга — 15 000, сахалинский осетр, шип — 12 500 рублей и т. д.

Административная ответственность за правонарушения в сфере окружающей среды применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране, распространенности экологических правонарушений в КоАП РФ включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать административные дела, контрольные органы по охране окружающей природной среды, органы экологического контроля, органы Минприроды, органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков.

Административная ответственность может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в КоАП, где они группируются в зависимости от объекта посягательства:

посягающие на право государственной собственности на природные ресурсы (гл. 7 и 8);

посягающие на конкретные компоненты окружающей среды — землю (ст. ст. 7.1, 7.4, 8.6), недра (ст. ст. 8.9-8.11), водные ресурсы (ст. 7.6), лесной фонд (ст. ст. 7.9, 7.10, 8.25), атмосферный воздух (ст. ст. 8.21), животный мир (ст. ст. 7.11, 8.29, 8.33, 8.37);

объекты, представляющие особую хозяйственную, культурную, экономическую, санитарно-гигиеническую и иную ценность (государ-ственные заповедники, заказники, национальные природные парки, заповедно-охотничьи хозяйства и др.) — ст. 8.39;

нарушения, в которых природные объекты выступают в качестве дополнительных (нарушения порядка продажи охотничьего оружия — ст. 20.8; нарушения правил пожарной безопасности — ст. 20.4; незаконная порубка, выкапывание деревьев, кустарников или лиан — ст. 8.28; нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов и др.).

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

За наиболее серьезные экологические правонарушения законодатель предусматривает уголовную ответственность.

Введенная специальная 26-я глава об ответственности за экологические преступления является одной из новелл УК РФ 1996 г.

В прежнем УК РСФСР было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях.

Ныне в рассматриваемой главе содержатся семнадцать статей, предусматривающих уголовную ответственность. В частности, предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК РФ), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст. 237). Эти составы преступлений размещены в других главах УК РФ, но они устанавливают ответственность за деяния, также сопряженные с причинением вреда природной среде.

Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное — изменился подход к общественной и правовой оценке экологических правонарушений и преступлений.

По мнению профессора М. М. Бринчука, «исполнение экологического законодательства во всех государствах является актуальной проблемой. В России по разным причинам эта проблема сверхактуальна. Есть основание считать, что дефекты в исполнительной власти являются одной из основных причин острого экологического кризиса в нашей стране.

Применительно к деятельности органов исполнительной власти стоят две важнейшие взаимосвязанные задачи: создание оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов

в области охраны окружающей среды и реализация задач и функций

управления, которые на них возлагаются».

Изучение зарубежного опыта природоохранной деятельности в экономически развитых странах показывает, что осознание ими современного экологического кризиса, которое произошло в конце 60-70-х гг. ХХ в., проявилось в формировании развитого законодательства и создании специализированных мощных органов государственного управления в данной сфере для обеспечения реализации этого законодательства. Так, в США с 1970 г. действует федеральное Агентство по охране окружающей среды, имеющее в своем штате 10 000 сотрудников (из них более 1000 — юристы). В небольшой Голландии, где экологическая ситуация несравнима с российской, в министерстве охраны окружающей среды и общественного строительства занято 3500 специалистов.

Министр же природных ресурсов Российской Федерации в докладе «О мерах по совершенствованию природоохранной деятельности в Российской Федерации» на заседании Правительства РФ 29 декабря 2000 г. высказался за усиление экологического аудита и существенное уменьшение числа контролеров, т. е. предложил заменить экологический контроль лишь аудитом. Его мнение прямо противоположно позиции ученых, так как в резолюции Всероссийского совещания по борьбе с экономическими правонарушениями еще в мае 1996 г. участники совещания обратились с просьбой к Правительству РФ признать нецелесообразным сокращение штатной численности природоохранных органов, поскольку штат Минприроды России составляет около 5 тыс. сотрудников.

В связи со сложившейся экологической ситуацией в стране Б. Н. Ельцин в том же 1996 г. отмечал: «Прежде всего подлежат укреплению контрольно-инспекционные органы этой системы, возможности которых сейчас совершенно недостаточны: на 17 млн кв. км территории России приходится всего около 15 тысяч природоохранных инспекторов».

Популярное:

  • Мировой суд 429 Мировой суд 429 Черемушкинский районный суд города Москвы 48 район Черемушки 117292, Москва, Нахимовский проспект, д.56 Головченко Оксана Васильевна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д.49, к.1 50 район Черемушки Склярова Ирина Владимировна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, […]
  • Поставить машину на учет в юао гибдд МРЭО Южного Административного округа (ЮАО) Отделение № 1 МОТОТРЭР ГИБДД УВД Адрес: ул. Нагатинская, 8 Отделение № 6 МОТОТРЭР ГИБДД УВД Адрес: Варшавское ш., д. 70 Отделение №2 МОТОТРЭР ГИБДД УВД Адрес: ул. Касимовская, д. 31 А Отделение №3 МОТОТРЭР ГИБДД УВД Адрес: ул. Нагатинская, д. […]
  • Административные наказания понятие цели виды шпаргалка Административные наказания понятие цели виды шпаргалка 44. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему […]
  • Надзорная жалоба по ст2281 ук рф Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 года 21 марта 2017 года 29 декабря 2016 года 5 декабря 2016 года 18 ноября 2016 года 17 ноября 2016 […]
  • Постановление пленума 126 ук рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" (с изменениями и дополнениями) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1"О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК […]
  • Практика по ч3 ст2281 ук рф Практика по ч3 ст2281 ук рф ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приговор Пограничного районного суда Приморского края от 7 декабря 2007 года и постановление президиума Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года в отношении Нестеренко В А в части осуждения за два деяния, […]