Функции конституции

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права

Функции конституции РФ

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Политическая функция конституции

Ценность Конституции РФ можно рассмотреть в более широком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом, государством и личностью. Можно выделить следующие социальные функции Конституции РФ: политическую, экономическую, социальную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнеполитическую.

Конституция как Основной закон одновременно представляет собой и политический документ. «Все юридическое в основе своей имеет политическую природу», — писал К. Маркс. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политического развития, подчас итог острой борьбы политических сил. В этом отношении политическая функция конституции складывается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) на политические, прежде всего государственные, отношения.

Конституция призвана выражать общественный компромисс, баланс разных общественно-политических сил, интересов, те ценности, которые принимают все социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силового противоборства.

Стабильность конституции, се реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе. К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социализма и коммунизма как самого гуманного общества недемократическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.

Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отразила идею многовековой преемственности в жизни многонационального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преамбула Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные обшей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества, создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избирательные права граждан, свободы мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении правосудия и др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация указанных политических нрав и свобод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала конституции направлено на углублении демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разделения, механизма сдержек и противовесов. Осуществление установлений конституции имеет цель не допустить захват власти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местного самоуправления. В конечном счете эта политическая функция приобретает характер миротворческой (третейской, примирительной) функции, направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Конституция РФ уделяет большое внимание организации исполнительной власти, призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (представительной) ветви государственной власти. Организационно- управленческое воздействие заключается в установлении Конституцией РФ системы органов и механизма управления общественными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонационального российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государственно-правового строительства, в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выделения национально-интегративной функции, содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося конституционного сообщества, что возможно при условии формирования в Российской Федерации российской нации в политическом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объединяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохранять свои этнические и религиозные традиции и истоки. Формирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Федерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие. Эти тенденции могут усиливаться лишь при условии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.

Экономическая функция конституции

В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту права частной собственности, права на свободное предпринимательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). В отношениях между властью и бизнесом органы публичной власти должны быть равноудалены от различных предпринимательских структур, ограничены в «дирижировании» частными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентности должен применяться во всех случаях изъятия имущества частных собственников для государственных нужд.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

Социальная функция конституции

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, наличие гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка различных категорий малоимущих граждан, государственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и социальной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно возрастает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее современное социальное зло, криминализация экономической жизни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в качестве первоочередных политических задач должны выступать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повышения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции

Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценностей. Конституция есть существенный элемент культуры общества, от развития и уровня которой зависит качественное состояние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответствующие положения Конституции РФ направлены на сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Согласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения образования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Духовно-идеологическая функция конституции

Вопрос о духовно-идеологической функции конституции вызывает дискуссию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.

Конституция РФ закрепила принцип политического и идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях тоталитаризма, согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идеология (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституций, был необходимым критерием функционирования конституционных институтов и осуществления прав граждан. Как реакция на официальное признание господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данное установление не может интерпретироваться вне контекста других конституционных положений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализма, прав и свобод человека и т. д. Естественно, конституция не может быть идеологически нейтральной.

Конституция РФ является политико-идеологическим документом. В ней выражается конституционно-правовое мировоззрение, закрепляется государственная политика, направленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих ценностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охраняются и защищаются Конституцией РФ.

Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в формировании политического и правового сознания народа, в утверждении принципов социальной, расовой, национальной и религиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, культурологические факторы воздействия конституции на общественную и государственную жизнь.

Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующихся на их взаимной ответственности.

Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в се реализации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в целом, повышения их правосознания и правовой культуры. В целях повышения эффективности действия данной функции необходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.

Внешнеполитическая функция конституции

В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности государства. Роль данной функции возрастает по мерс развития интеграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к справедливому мировому правопорядку.

Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Конституционное право российской федерации основные функции

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Основные функции и полномочия Президента Российской Федерации

Основные функции Президента России определены в ст. 80 Конституции РФ. Для реализации функций Президенту предоставлены соответствующие полномочия, т.е. каждой функции корреспондируют определенные полномочия.

Президент России является гарантом Конституции РФ. В этом качестве он должен защищать Конституцию РФ, т.е. обеспечивать се соблюдение другими органами государственной власти, должностными лицами, иными субъектами. В юридической литературе имеется мнение о том, что полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.07.1995 № 10-П отметил, что это означает отказ от прямого действия Конституции. Поддерживая приоритет законодательного регулирования вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, Конституционный Суд не исключил возможность использования Президентом своих полномочий как гаранта Конституции в тех случаях, когда соответствующий круг общественных отношений не урегулирован федеральным законом.

Президент не наделен правом оценивать конституционность нормативного акта палаты Федерального Собрания, он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент выступает при реализации всех своих полномочий. Реализация этой функции Президентом происходит через: воздействие на законодательную, исполнительную и судебную власть путем определения основных направлений государственной политики; участие в федеральном законодательном процессе; участие в формировании и функционировании высших органов государственной власти; непосредственное руководство органами власти во всех важных сферах государственной жизни, а также взаимодействие с ними при решении общегосударственных задач.

Президент в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Для реализации этой функции Президент наделен полномочиями Верховного главнокомандующего, который в мирное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах осуществляет непосредственное руководство ими.

Президент как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Отношения Президента РФ с другими органами государственной власти строятся на основе принципов самостоятельности и независимости органов государственной власти, с одной стороны, и единства власти – с другой. Необходимость обеспечения единства государственной власти определяет обязанность Президента принимать меры для преодоления разногласий между органами государственной власти в случаях, когда такие разногласия препятствуют нормальному осуществлению государственной власти и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Согласительные процедуры используются Президентом для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ. Формами согласительной процедуры могут быть: переговоры, третейский суд, оказание так называемых добрых услуг.

Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Эта функция конкретизируется в праве Президента обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Хотя послания Президента адресованы Федеральному Собранию, однако они обязательны для исполнения прежде всего Правительством РФ.

Полномочия Президента по реализации основных функций можно классифицировать по сферам общественных отношений, в которых они реализуются.

Полномочия Президента России в области прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ прежде всего определяет Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это приоритетные задачи Президента, которые определяют содержание остальных президентских полномочий, реализуемых им как лично, так и через органы государственной власти.

В широком смысле все полномочия Президента РФ, закрепленные Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами, направлены на достижение главной цели – гарантировать права и свободы человека и гражданина.

В узком смысле Президент имеет конкретный перечень полномочий в области правового статуса личности. Прежде всего это принятие решений по вопросам гражданства в случаях натурализации, т.е. приобретения гражданства по заявлению определенного лица при соблюдении необходимых для этого условий, оптации (перехода части территории одного государства к другому) и т.д. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.

К ведению Президента отнесено предоставление политического убежища. Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. К полномочиям Президента относится принятие указа о помиловании, который принимается в результате рассмотрения персонального обращения к Президенту осужденного.

В числе полномочий Президента РФ: награждение государственными наградами; присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. Президент вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 № 1463 был утвержден Статут ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, при Президенте действует образуемая им Комиссия по государственным наградам. Президент утвердил Положение об этой комиссии.

Полномочия Президента России в сфере взаимодействия с Федеральным Собранием. Во взаимоотношениях с Федеральным Собранием Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент имеет право на роспуск Государственной Думы в связи с трехкратным отклонением Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ст. 111 Конституции РФ) и выражением Государственной Думой повторно в течение трех месяцев недоверия Правительству. В последнем случае если Государственная Дума выразила недоверие Правительству, то Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением палаты. При повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).

При проведении парламентского расследования по фактам грубого и массового нарушения прав человека итоговый доклад, утвержденный палатами Федерального Собрания, направляется Президенту России.

Существенные полномочия принадлежат Президенту России в области законодательного процесса. Они позволяют гарантировать со стороны главы государства принятие законов, отвечающих интересам соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Он вправе наложить вето на принятый закон и вернуть его на новое рассмотрение. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона. Посредством выполнения этих полномочий Президент обеспечивает и гарантирует единое правовое пространство на всей территории России.

На практике также имеют место регулярные встречи, совещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.

Президент назначает своих полномочных представителей в Государственной Думе и Совете Федерации. Представители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении конкретных законопроектов, вносимых от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочия Президента России в сфере взаимоотношений с Правительством РФ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; в силу ст. 83 и 117 Конституции РФ принимает решение об отставке Правительства РФ без участия Государственной Думы; но предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка.

13 мая 2000 г. Указом Президента в Российской Федерации был учрежден институт полномочного представителя в федеральном округе, назначаемого Президентом и ответственного перед ним.

Задачами полномочного представителя являются: организация в федеральном округе работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики, сформулированной и адресованной Президентом РФ органам государственной власти; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, в состав которого входят министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы безопасности и другие лица.

Президент формирует Администрацию Президента – рабочий орган Президента, исполняющий возложенные на него права и обязанности.

Полномочия Президентш России в сфере взаимодействия с судебной властью и прокуратурой. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент не только участвует в формировании судебных органов, но способствует совершенствованию судебной системы России. С этой цель при нем создан Совет по вопросам совершенствования правосудия.

Президент взаимодействует с органами прокуратуры. Он вносит в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ; предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Поскольку из Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вытекает обязательность отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, Президент РФ во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан – в отсутствие иного регулирования – издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).

Генеральный прокурор ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Полномочия Президента России в области формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Так, Президент РФ приостановил своим указом действие постановления администрации Красноярского края от 22 февраля 1994 г., которым назначался референдум по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и организации государственной власти в Красноярском крае», поскольку реализация постановления администрации привела бы к нарушению ряда положений федеральной Конституции, в частности ч. 2 ст. 66 и ч. 1 ст. 77, устанавливающих процедуру принятия устава края.

Президент РФ осуществляет согласительные процедуры в случае конфликтных ситуаций между органами государственной власти субъектов РФ.

Более подробно основы взаимодействия Президента России и законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Они заключаются в следующем.

По представлению Президента России законодательные органы государственной власти субъекта РФ оформляют решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации, отрешить его от должности, распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Полномочия Президента России в области обороны и безопасности. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более подробно полномочия Президента России в области обороны перечислены в ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». В частности, он утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; план применения Вооруженных Сил РФ; мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний; назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Кроме того, Президент России утверждает: структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований; штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше. Он утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; положения о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обороны.

Президент РФ издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Полномочия Президента России в области внешней политики и международных отношений. Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, непосредственно инструктирует министра иностранных дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ. Однако подписанные Президентом международные договоры подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания. Ратификация международного договора подтверждается ратификационной грамотой, которую подписывает Президент РФ.

Президент России осуществляет перечисленные полномочия лично без какого-либо уполномочивающего на то документа. Однако он может уполномочить подписать международный договор определенное лицо и от своего имени предоставить ему для этого соответствующий документ.

Выполняя функции главы государства, Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. В верительных грамотах указывается, что послу поручено представлять интересы своего государства в Российской

Федерации. Отзывные грамоты прекращают полномочия посла иностранного государства в России.

После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Полномочия Президента России в области принятия правовых актов. Правовыми актами Президента являются указы и распоряжения.

Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными.

Указы нормативного характера могут издаваться Президентом РФ как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Примером нормативного указа Президента является Указ от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Ненормативные указы Президента носят правоприменительный характер и издаются по вопросам награждения орденами и медалями Российской Федерации, предоставления политического убежища, присвоения высших воинских и высших специальных званий в отношении конкретных физических лиц.

Президент РФ обязан обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ при изменении наименования субъекта Федерации обязанность относительно включения такого изменения в текст ст. 65 Конституции РФ реализуется указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-11).

Не противоречит Конституции РФ издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Однако действие таких указов ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П).

Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории России.

Популярное:

  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Госпошлина на внесение изменений в егрюл кбк КБК для уплаты госпошлины Подводя итоги по КБК для уплаты госпошлины Обращаясь в органы государственной власти, самоуправления или к любым должностным лицам с просьбой о каком-либо действии, значимом с точки зрения закона, физическому или юридическому лицу нужно уплатить специальный сбор […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Часть 2 ст 59 тк рф Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ: официальный текст Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ очерчивает круг лиц, с которыми обязательно или возможно заключение срочного трудового договора. В статье мы расскажем, когда это требуется, а когда допускается, а также ответим на […]
  • Ликвидация ооо документы для налоговой Ликвидация / Закрытие ООО Как закрыть ООО в 2016 году? Как закрыть ТОВ в 2016? Как закрыть предприятие в 2016? Процедура закрытия ТОВ,ООО в 2016 году. Закрытие или ликвидация предприятия происходит несколькими спосабами: Добровольная ликвидация (по решению собственников компании). […]
  • Лицевой счет кварплата Что входит в квитанцию за квартплату? Содержание квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) регламентируется утвержденными Правительством РФ Правилами предоставления коммунальных услуг. Независимо от формы собственности и структуры предприятия – поставщика, выдаваемая […]