«Азбука» для родителей ( рекомендации для родителей)

Уважаемые родители!

Ежедневные методические рекомендации обязательны в логопедической группе. Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребёнка.

1. Тетрадь с зада нием вы пол уч аете в пятницу, а в понедельник приносите её в группу. В выходные выполняете все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете слова, предложения или учите стихотворение для автоматизации поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке.

2. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.

3. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребёнка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребёнок не может произнести его правильно.

4. В выходные дни домашнее задание вы полняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом.

5. Вместе с ребёнком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их, оказывая необходимую помощь, а не выполняя за него задание.

6. Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10 – 15 минут.

7. Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с ОНР»

Особенности развития речи

Очень часто многие родители замечают у своих детей

только нарушение звукопроизношения и не

видят необходимости переводить своего ребенка в

специализированную логопедическую группу.

Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция

речевого дефекта невозможна в полном объеме

в условиях общеобразовательной группы детского сада.

Ваши дети имеют логопедическое заключение ОНР.

Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Под термином (ОНР) понимаются различные

сложные речевые расстройства, при которых у

детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при

нормальном слухе и интеллекте.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас

состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется

искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные

слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая

структура, а произносительные возможности отстают

от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок

может произносить целые фразы, однако присутствуют

нарушения фонетико-фонематического и лексико-

Свободное общение с окружающими

затруднено, дети могут вступать

в контакт только в присутствии

близких людей, которые вносят

пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений

звукопроизношения, но при этом дети имеют не

внятную дикцию, часто путают местами слога и

звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся

несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка

процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют

разнообразные факторы как биологического, так и

социального характера. К биологическим факторам

относят: инфекции или интоксикации матери во время

беременности, несовместимость крови матери и плода по

резус- фактору или групповой принадлежности, поражение

плода во время беременности (вызванное инфекцией,

интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые

заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными

условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным

общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях

ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов,

например, наследственной предрасположенности, органической

недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного

Коррекция речи у детей с ОНР.

Уважаемые родители ,от вас зависит способность ребёнка

работать, усваивать новые знания, способность понимать

то ,что дают ему педагоги. От вас зависит как скоро

ликвидируется нарушения речи. Первым и главным является

то, что Вы должны внимательно присмотреться

к вашему ребёнку и оценить его

У некоторых родителей отмечается негативное

отношение к рекомендуемым оздоровительно-

воспитательным мерам воздействия(артикуляционная,

пальчиковая ,дыхательная гимнастики), неверие в успех

работы с ребенком, сомнения в целесообразности

У одних родителей нет ни желания, ни возможности

заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким

социально-экономическим статусом. Другие родители имеют

выраженное желание работать с ребенком, но при

этом не имеют соответствующих материальных и бытовых

условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком,

следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие

условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны

делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой

отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая

подготовка для коррекционной работы с ребенком.

Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который

назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом,

который поможет выработать линию поведения с ребёнком.

Не секрет что в наше время развитие средств массовой

информации сильно сократило общение друг с другом во

многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или

обучающие игры на компьютере не могут заменить общения

родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим

условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее

ребенком играют факторы коммуникативного характера.

Первая — межиндивидуальная — ребенок начинает говорить только

в ситуации общения и только по требованию взрослого

Когда родители разговаривают

со своими детьми, они передают

им нечто гораздо большее, чем

просто слова, предложения и

Они демонстрируют им, как нужно выражать свои

мысли и обмениваться идеями с другими людьми.

Родители знакомят ребенка с категориями и

символами, учат его тому, как переводить сложный

мир в представления и слова. Эти концептуальные

средства являются для ребенка теми поддерживающими

конструкциями, которые он использует для понимания

мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками

также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным

чтение оказывается, если родители задают детям открытые

вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо

истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка

ответить на эти вопросы.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на

собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо,

отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой.

Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать

только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание

сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию.

Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные

положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно,

меняя интонации в зависимости от их содержания, четко

имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте.

При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном

чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш

будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель,

у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать

Такая структура коррекционной работы позволяет

максимально исправить речевое

нарушение и сформировать

  • Тонеева Ольга Владимировна
  • 2505
  • 07.11.2016

Номер материала: ДБ-327258

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

Юлия Кащеева
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?

Общее недоразвитие речи (ОНР) — форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, семантической стороны, при условии нормально развитой слуховой функции и первично сохранном интеллекте.

ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.

Причины возникновения ОНР:

1. Инфекции и интоксикации во время беременности.

2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.

4. Травмы головы и черепа.

5. Неблагоприятная наследственность.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.

Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:

I уровень — отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.

II уровень — наличие начальных навыков общеупотребительной речи.

III уровень — развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит «гав-гав», на маму — «ма», машину — «би-би» и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.

При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: «мыло» — «мыть», «нога»- «носок». Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: «Я умывать кукла».

При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.

ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.

Дети, имеющие любой из уровней общего речевого недоразвития, должны обучаться в речевых школах.

«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи» В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в.

Консультация для логопедов «Причины нарушения речи» ТЕМА: Причины речевых нарушений. Свою работу я начала с определения понятий. РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей.

Консультация «Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста и фонетико-фонематическое недоразвитие речи» 1. В дошкольном возрасте ребёнок овладел словом слышимым и произносимым, в школе он должен овладеть словом видимым, то есть письменной речью.

Использование в логопедической работе современных педагогических технологий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе ДОУ с детьми,имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В своей коррекционной работе владею.

Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения» В последние годы довольно острой становиться проблема так называемых неугомонных, невнимательных, импульсивных детей, доставляющих взрослым.

Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик» ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ.

Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников В психолoгии существуют рaзличные oпределения кoнфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму раз-ногласий,.

Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема. На основе системного анализа речевых нарушений Р. Левина впервые дала определение «общее недоразвитие речи» и сделала вывод, что ОНР может.

Урок — путешествие с группой учащихся 1-го класса, имеющих общее недоразвитие речи Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных мягкого ряда: дифференциация букв А – Я. Путешествие в зоопарк. Цели:- дифференциация.

Консультация для родителей «Здоровье детей-наше общее дело» Главная забота родителей и воспитателей- здоровье детей. Здоровье ребенка подвергается воздействию не очень хорошей экологической обстановки,.

Консультация для родителей «Развиваем речь детей с ОНР»

Данная статья предназначена педагогам и родителям имеющим детей с общим недоразвитием речи. В ней расказывается чему следует уделить внимание при коррекции речи детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развиваем речь детей с ОНР»»

Консультация для родителей:

«Развиваем речь детей с ОНР».

Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:

Нарушение развития связной речи.

Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям:

1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по развитию слоговой структуры — т. е. работа над объяснением места звука в слове («Куда спрятался звук?» — в начало в середину или в конец слова?), какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения – артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:

То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.

2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.

Например: игра «Назови одним словом»:

яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.

шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.

Игра «Какой, какая, какие?»:

Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.

День (какой?) – пасмурный, солнечный ….

Игра «Скажи наоборот»: Жарко — холодно, светлый — тёмный, большой — маленький, высокий – низкий и т. д.

Игра «Где спряталась кукла?» — Кукла сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.

Игры на развитие грамматических категорий: «Назови сколько?» — 1 цыпленок — мяч, 2 цыпленка — мяча, 5 цыплят — мячей, 8 цыплят – мячей и т.д.

Игра «Кто что делает?» — красные яблоки растут (а не растёт), мальчик играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т.п.

3) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать предложения по предметным картинкам, наполняя их словами прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не односложного, а полного ответа.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости, который должен начинаться, как можно раньше.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТНР Тема: «Учим детей рассказывать»

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так дошкольник подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и. » — «Баба», «Была у них. » — «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» — «Зайчика», «Какую песенку он ему спел. » и т.д.

После того, как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый только побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике» и т. п.. Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]