Соблюдение авторских прав на программное обеспечение

Лицензионное программное обеспечение

Юридические риски при нарушении авторских прав

Цель данной статьи– предоставить информацию, которая позволит обеспечить соблюдение авторских прав на программное обеспечение и предотвратить возможные нарушения административного и уголовного законодательства РФ.

Авторское право на программное обеспечение (далее ПО)

При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретает право (разрешение) на его использование.

Использование программных продуктов без разрешения правообладателя нарушает имущественные права на интеллектуальную собственность и следовательно, является правонарушением.

Знание юридических основ защиты авторских прав снижает риск юридического преследования.

Ситуации, ведущие к нарушению авторских прав

Использование ПО осуществляется на основании договора с правообладателем (лицензионного соглашения), который регулирует условия использования соответствующих программных продуктов.

Примеры нарушений авторских прав:

Покупатель приобретает компьютер с уже установленными программными продуктами, но не получает комплект, подтверждающий подлинность ПО: CD-диск (или другой носитель), сертификат подлинности (голографическая наклейка), лицензионное соглашение и другие материалы. В итоге пользователь получает нелицензионную копию ПО, причем он может быть и не проинформирован о факте нарушения.

При покупке компьютеров убедитесь в подлинности устанавливаемого ПО.

Установка с неоригинального диска (с контрафактного носителя)

Установка с контрафактного носителя (независимо от того кто производил установку и кому принадлежит носитель) является неправомерной.

Собственник лицензии устанавливает большее число копий, чем предусмотрено лицензионным соглашением

Установка устаревших версий ПО, снятого с поставки и не приобретавшегося пользователем ранее.

Если ПО исключен из списка поставляемых продуктов, то его распространение и установка запрещен

Собственник лицензии передает ПО во временное или постоянное пользование другому лицу, при этом продолжает сам использовать данное ПО.

Передача прав пользования на ПО допускается, но при этом бывший пользователь обязан удалить ПО со своего компьютера.

Ответственность за нарушение авторских прав

Соответствующие меры ответственности предусмотрены следующими документами:

    ст. 49 Закона РФ «Об авторском и смежном правах»,

Краткое содержание статей:

  • ст. 49 Закона РФ «Об авторском и смежном правах»

Предусматривает возмещение правообладателю убытков или компенсацию при доказанности факта правонарушения

  • ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Наложение административного штрафа от 15 до 400 МРОТ и конфискация контрафактных экземпляров ПО и орудий совершения административного правонарушения (компьютеров)

  • ст. 146 Уголовного кодекса РФ

Уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права в крупном размере (от 50 000 руб. ущерба):

    • штраф 200 000 руб.
    • обязательные работы от 180 до 240 часов
    • лишение свободы на срок от двух до шести лет

С полным содержанием статей можно ознакомиться в соответствующих источниках.

Какие органы могут проверять соблюдение авторских прав

Государственные инспекции и надзоры (например: торговая инспекция,

Госсвязьнадзор и другие)

Рекомендации по предотвращению юридического преследования за нарушения авторских прав

Для минимизации рисков юридических санкций в отношении Вашей компании, ее руководства и персонала, мы рекомендуем:

Рекомендации для сотрудника, ответственного за компьютерный парк (IT-менеджера, главного бухгалтера)

Если ВЫ ОБНАРУЖИЛИ НЕХВАТКУ ЛИЦЕНЗИЙ, обязательно:

  • Оцените бюджет (эта же сумма — есть убыток нанесенный правообладателю)
  • Проинформируйте руководителя предприятия в ПИСЬМЕННОМ виде (этим Вы снимете ответственность с себя)
  • Сохраняйте материалы, подтверждающие осведомленность руководства о существующей проблеме

Авторские права в цифровую эпоху: чем закончится борьба за контент?

Кто не мечтал в детстве быть пиратом? А ведь многие из нас ими и стали, только теперь мы не грабим корабли, а мирно сидим у мониторов, присваивая чужие интеллектуальные продукты. Скачивая музыку, фильмы или софт из сети Интернет, мы редко вспоминаем, что люди тратили на их производство время и деньги и что эти продукты защищены законом об авторском праве. Означает ли это, что все мы попадаем в категорию «группы лиц», совершающих преступление?

Белорусский дизайнер Владимир Руцкий разработал и запустил сайт, помогающий в судебной защите авторских прав, не имеющий аналогов в Байнете. На каких юридических основаниях действует этот сервис и кто чаще всего прибегает к его услугам? Нарушаются ли авторские права в пиринговых сетях, таких как торрент-серверы и файлообменники? В чем особенности авторских прав коллективных продуктов, как это было в случае с фильмом А. Курейчика «Выше неба»?

Ответы на эти вопросы в прямом эфире дебат-шоу «Угол Подозрения» искали автор сайта prioritet.by Владимир Руцкий, юрист Евгений Портной и директор компании WebMusicPublishing Вячеслав Гулевич.

В последнее время было много сообщений о том, что сайты социальных сетей имеют право использовать фотографии пользователей, как им захочется, даже в рекламных целях. Есть ли у вас страница в соцсети? Боитесь ли вы за то, что там публикуете?
Евгений Портной:
Естественно, есть, там есть авторский контент. Определенные опасения есть, но я уверен, что смогу защитить свои права.

Вячеслав Гулевич: Мое убеждение, что пользователь имеет право использовать материал, выложенный в интернете. Формально можно назвать это бесплатным скачиванием, но только формально: на пользователя вываливается реклама, и он платит за это своим вниманием. Поэтому неправильно говорить, что пользователь поступает незаконно. С другой стороны, если пользователь на своей странице выкладывает объекты авторского права, это распространение.

Я нашла картинку в интернете, повесила ее на своей странице, чтобы поделиться. Но ведь кто-то же эту картинку создавал. Для кого-то это собственность.
Вячеслав Гулевич:
Если я приобрел это для себя, нет проблем. Но если ты даешь дальнейший ход распространению этой картинки, это нарушение.

Владимир Руцкий: На своих страницах в соцсетях я не размещаю того, что я не хотел бы, чтобы было доступно. Хочешь сохранить – не показывай.

Как можно себя защитить? Какое есть законодательство в нашей стране?
Евгений Портной:
Законодательства РБ достаточно, чтобы защитить авторские права. Но сам процесс не такой простой, как может показаться. В первую очередь надо разобраться, есть нарушение или нет. Чтобы это понять, надо идти от начала. Автору принадлежит исключительное право, личное имущественное право, право на имя. Исключительное право – это монопольное право использовать свое произведение в любой форме и любым способом. Это может быть воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир и многое другое. Формулировка «любым способом» правильная, потому что мир не стоит на месте и появляются новые технологии.

Допустим, у меня есть произведение. Но я до этого нигде его не запатентовала, не зарегистрировала, не оформила авторские права, я все равно имею на него исключительные права? Или закон вступает в силу только тогда, когда у меня будет документ, подтверждающий мои права?
Евгений Портной:
В отличие от изобретений, полезных моделей, промышленных образцов авторское право возникает с момента создания произведения. Нет необходимости выполнять формальности, где-либо регистрировать свое произведение.

Чем помогает людям ваш сайт, если их права и так защищены?
Владимир Руцкий:
При судебной защите, когда произошел факт нарушения, требуются именно эти формальности. Как подтвердить авторство? Публикация в прессе, письмо в свой адрес, свидетельские показания. Но зачастую на момент нарушения у автора это все отсутствует. С одной стороны, закон разрешает не регистрировать, а с другой стороны — судебная сторона просит это предоставить. Сайт позволяет сделать публикацию, которая косвенно может доказать авторство произведения на судебной защите.

Евгений Портной: Законодатель этого не требует, но направление ресурса Владимира достаточно интересное. Я не исключаю, что от этого будет помощь в суде.

Когда артисты приносят вам свои записи, вы требуете, чтобы они закрепляли свое право, предоставляли документы? Или вам достаточно подписи?
Вячеслав Гулевич:
В музыкальном бизнесе есть своя специфика. Первая публикация выполняет свою практическую задачу, но если должна быть глобальная публикация, то она должна быть национальной. В музыкальном бизнесе мы заключаем договоры.

В Японии с 2010 года очень жестко подходят к контролю скачивания контента. США не раз обращались к создателям сети «ВКонтакте», владельцам сети Rutracker с требованием ограничить свою деятельность, потому что они представляют угрозу для экономики США. Как быть в этом случае?
Вячеслав Гулевич:
Мировое законодательство виноватым делает пользователя. Существует специальная полиция, которая вычисляет IP, откуда было закачано произведение. Но мне кажется, это тупиковое развитие: не наберешься на всех штатов. В нашей стране такой организации никогда не будет: карающего аппарата, который ездил бы по деревням и весям, интернет-кафе и закрывал.

Могут ли привлечь к ответственности пирата в Беларуси? С учетом того, что, скачав файл на торренте, вы автоматически становитесь раздатчиком.
Евгений Портной:
Одновременно предоставляя автору исключительное право на его произведение, законодатель делает в законе ряд исключений. В частности, без разрешения правообладателя допускается воспроизведение произведения в личных целях. Но при этом можно воспроизвести то, что было законно обнародовано. Под произведением в этом случае имеется в виду произведение в целом, часть произведения, которое имеет самостоятельное значение. Но нельзя доходить до абсурда и считать охраноспособным объектом отдельные предложения или слова.

Могут ли меня оштрафовать за скачивание на торрентах?
Евгений Портной:
Торренты передают по частям. Мы не знаем, какую часть я получаю и от кого. Будет достаточно сложно установить факт нарушения в какой-то определенный момент времени. К тому же закон говорит, что воспроизведение (изготовление копии и хранение на ЭВМ) произведения, если оно было опубликовано с разрешения автора, допускается. Поэтому надо исходить из того, как туда попало произведение.

В случае установления всех составляющих нарушения законодательство позволяет привлечь лицо, нарушающее закон, к ответственности.

Вячеслав Гулевич: Законодательство предусматривает наказание, но практически это невозможно. Произведение в торрентах раздается по частям, конечного нарушителя сложно установить. Пользователь должен пользоваться всеми благами интернета. А правообладатель и автор должен получать деньги. Это можно сделать через интернет-посредников (провайдеров).

Владимир, каким образом ваш сайт может помочь артисту или творческому человеку себя защитить?
Владимир Руцкий:
Основная проблема в том, что в интернете нельзя проследить концы. Нарушили на странице авторское право – а завтра этой страницы нет. У моего сайта есть функция, которая позволяет зафиксировать состояние страницы на момент времени. Он фотографирует сайт, размещает свидетельство и отсылает пользователю на почту. При обращении в суд автору необходимо доказать три вещи: то, что он обладает правом на объект, то, что это объект авторского права, и то, что право было нарушено (зафиксировать факт нарушения). Мой сайт дает два из трех.

Вячеслав Гулевич: Обвинение в нарушении авторских прав можно предъявить, когда есть кому предъявлять. Но существует множество сайтов, где нет никаких реквизитов, по которым можно установить владельца. И таких сайтов 99%.

Владимир Руцкий: На мой взгляд, это всего лишь технический вопрос. Я графический дизайнер, занимаюсь созданием логотипов. В моей практике был не один случай, когда заказчик не оплатил услугу. Естественно, он использует логотип неправомерно, так как по договору я ему права не передавал. Письмо на почте не доказательство, запрос на представителя почты, который подтвердил бы документально истинность письма – полный игнор, нотариус не может нотариально заверить электронную копию страницы. В такой ситуации я воскликнул: «Почему нет такого сайта, который все бы подтверждал?». И решил сделать такой сайт.

Ваш сайт пользуется юридической силой?
Владимир Руцкий:
Да. Он принадлежит резиденту РБ, в доменной зоне .by, индивидуальный предприниматель прошел госрегистрацию в установленном порядке.

Вячеслав Гулевич: Речь о самом сайте, а не о публикации на нем произведения.

Владимир Руцкий: Осуществить публикацию предлагают многие сайты, но никто не предоставляет никаких доказательств этого факта. Внутри сайта заложена система, которая автоматически фиксирует публикации. Нельзя опубликовать задним числом, сайт так технически организован. Я подписываю фиксированную публикацию электронно-цифровой подписью. Сайт выдает метку времени, генерирует свидетельство с произведением, и я это подписываю, заявляя тем самым, что я свидетель, что такое произведение было опубликовано этим пользователем в такой-то день. Это уже юридический документ. Условием публикации на сайте является первое обнародование произведения. Оно должно являться произведением. Пользователь должен обладать авторскими правами на него и размещать его впервые.

Вячеслав Гулевич: Один человек опубликовал у вас на сайте, второй – на другом, но ранее. Почему ваш ресурс имеет приоритет?

Евгений Портной: По законодательству РБ, автором является лицо, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. Формально я написал рассказ, подписал, что автором его является Евгений Портной. Пока не доказано обратно, это доказательство того, что я являюсь автором этого произведения. Какие-то другие способы депонирования, регистрации произведения не на сто процентов могут решить проблему. Поэтому пока не доказано иное, автором является тот, чье имя находится на оригинале или экземпляре произведения. При спорах об авторстве и соавторстве могут быть назначены автороведческие экспертизы, которые определяют, кто является автором. В России был такой инцидент, когда между собой спорили два соавтора. По результатам этой экспертизы было доказано, как это записано, учитывался объем словарного запаса конкретного человека. Было установлено, что одна сторона не принимала никакого участия в написании текста.

То, чем занимается Владимир, хорошая инициатива. Я ни в коем случае не говорю, что это стопроцентное доказательство, но оно может быть одним из средств доказывания при правильном его оформлении. Но никто не говорит, что оно единое и его нельзя оспорить. Вполне может быть ситуация, что в противовес этому доказательству придет свидетель другой стороны или принесет письмо. Часто используется отсылка самому себе письма со штампом. На почте есть услуга «опись вложенного». Перед тем как вложить в конверт документ работник почты проверяет, что вкладывается.

Допустим, я начинающий артист, и у меня есть несколько вариантов защитить свои авторские права. Один из них – платно разместить трек на одном из ресурсов Вячеслава и разбрасывать ссылки, чтобы люди скачивали. Или через ресурс Владимира я могу оформить авторские права и спокойно выбросить в интернет.
Вячеслав Гулевич
: Отдавайте в интернет: станете популярным, бесплатно.

Получается, интернет в наши дни служит гигантским пиар-ресурсом. Чем больше перепостов, тем лучше.
Вячеслав Гулевич:
Интернет является рекламной площадкой. Чем больше музыкальный исполнитель присутствует в интернете, тем ему от этого лучше. Но отследить и просить деньги с сайтов, на мой взгляд, невозможно.

Вячеслав, насколько востребован ваш ресурс, ведь все эти альбомы можно найти и скачать в интернете. Раньше за деньги можно было купить лучшее качество. Сейчас можно скачать любой формат. Охотно ли белорусы качают платно музыку наших же артистов?
Вячеслав Гулевич:
Это формальный интерес: неужели нужно платить в интернете за белорусских исполнителей? Но позиция нашей компании – такой ресурс должен быть.

Владимир Руцкий: Юридически публикация будет сильнее, если пользователь отправит смс. Потому что одна из проблем – установление личности пользователя. Отправив смс, конкретный пользователь платит за услугу и получает ее.

Вячеслав Гулевич: Пользователь зашел к вам на сайт и увидел произведение – вы его распространили нелегально.

Владимир Руцкий: Не я его распространил, а вы нарушили закон, посмотрев его. Пользователь заходит и копирует его, значит, он виноват.

Евгений Портной: Владимир несет определенные риски. Нельзя исключать ситуацию, что к нему за регистрацией обратится лжеавтор. По поводу размещения, я так понимаю, Владимир подошел к этому вопросу грамотно и заключает пользовательское соглашение, которое ему это позволяет.

Вячеслав Гулевич: Теоретически он является посредником нелегального распространения.

Евгений Портной: Пока не будет установлено, что это нелегальное распространение. Мы предполагаем, что автор дал право.

Какие самые распространенные ошибки авторов, которые публикуют свои произведения? Чего не стоит делать, если вы являетесь автором какого-то произведения?
Евгений Портной:
Мы уже говорили об отсылке самому себе письма с произведением. Интересный способ предлагает Владимир: при определенных условиях это действительно может быть доказательством в суде. В некоторых странах существуют способы заверения через нотариат. Нам не хватает нотариального действия, подтверждения, что в такое-то время на таком-то сайте нотариус наблюдает такую-то информацию. Такая услуга есть в России. Было бы очень хорошо, чтобы такая услуга появилась у нас.

Есть ли какие-то подвижки в изменении законодательства?
Евгений Портной:
Они будут. Все стремительно развивается, каждый раз появляется что-то новое, что позволяет обходить законодательство. На сегодняшний момент могу сказать, что в Беларуси есть возможность защитить свои права. Область интеллектуальной собственности непростая. Например, я являюсь автором музыкального произведения, но если мое произведение кто-то незаконно исполняет, то смежного права у него не возникает. Это особенность авторского права: надо исходить из первоисточника, устанавливать легальность использования, возникновения и перехода прав.

Накануне эфира мы спросили наших пользователей Skype (tutbyair), нужно ли бороться с пиратством в интернете.

Павел: Не, не нужно! Это просто пустая трата денег и времени. Славяне не тот народ, который будет платить за это все. Сайты с бесплатными фильмами, музыкой и софтом переедут на другие домены, где нет ограничений. В личные данные влезать нельзя. В России борются с пиратами. Но все как сидели на пиратках, так и сидят. Максимум, что могут сделать, это в добровольно-принудительном порядке заставить госорганы сесть на лицензию. Частные фирмы перейдут на убунт и бесплатный софт. По домам ходить не будут. Так какой смысл в этом всем. А вот разработчики, которые не могут нормально защитить свой продукт, САМИ ВИНОВАТЫ. Пусть нанимают людей, которые будут делать им эту защиту! Тогда и бороться ни с кем не надо.

Оля-ля: Нет, у нас люди слишком бедные, чтобы за все платить.

Катерина — АЛС-Актив-: Доброго! Пусть борется тот, права кого нарушены. А потребителю за счастье.

Александр Вавуло: Да, потому что музыканты лишаются возможности творить. Если скачал софт — отрубать руку, скачал фильм — выкалываем глаз, музыкуа — отрезаем ухо. Вопрос будет решен в кратчайшие сроки.

GOL: Вот когда заживем, как все цивилизованное человечество, тогда надо будет бороться с халявой. А пока, видит бог, бесполезно. Хотя вопрос интересный.

Aleksey: До формирования адекватной цены на продукцию — нет. Платить звукозаписывающим компаниям за полный альбом при условии, что там всего одна новая песня. Нет. Аналогично с фильмами, при суперкрасивых трейлерах и описании фильм может оказаться полной дрянью за неразумные деньги. Ну и если мне понравился фильм/музыка/игра — я стараюсь купить лицензионную копию.

AlcatraZ: Здравствуйте! Ну, с одной стороны, любой труд должен быть оплачен. А с другой, ну, вы меня поняли.

anastasiya prudnikova: НЕЕЕЕТ! Если закроют торренты, наступит настоящий конец света!

Спасибо за ваши мнения!

Часто задаваемые вопросы: авторское право

Основные сведения

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений — от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

В законодательных актах обычно не приводятся полные перечни произведений, охватываемых авторским правом. Тем не менее, во всех странах к числу произведений, охраняемых авторским правом, как правило, относятся следующие:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографические постановки;
  • художественные произведения, такие как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Охрана авторских прав распространяется только на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на целый ряд объектов, таких как названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права, которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права, которые обеспечивают охрану неэкономических интересов авторов.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или не допускать определенные виды использования произведения, получать вознаграждение за использование результатов его труда (например, посредством коллективного управления). Обладатель экономических прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами общепризнанных неимущественных прав служат право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинство стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Просьба учитывать, что ВОИС не предлагает системы регистрации авторских прав и не имеет базы данных по авторским правам с механизмом поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документального оформления авторских прав приводится здесь.

В контексте авторского права термин «произведение» используется для обозначения широкого круга интеллектуальных продуктов, от литературных романов до архитектурных проектов, компьютерных программ и т.д. В отношении более подробного перечня произведений, охраняемых с помощью авторского права, см. ответ на вопрос «Что может быть объектом охраны авторского права».

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

Как защитить произведение

Прежде всего, охрана авторского права автоматически действует во всех странах-участницах Бернской конвенции (см. ответ на вопрос «Могу ли я зарегистрировать авторского право?»). Хотя законодательство этих стран может различаться в деталях, оно в целом высоко гармонизовано. Вы можете ознакомиться с законодательством стран и заключенными ими договорами на веб-сайте WIPO Lex.

Если Вас интересуют государства, которые не являются участниками Бернской конвенции, то следует помнить, что законы об авторском праве носят территориальный характер. Это означает, что они действуют на территории стран, которыми они были приняты. Таким образом, если Вы желаете получить охрану произведения на международном уровне, Вам необходимо выяснить все юридические требования в тех странах, в которых Вы хотели бы пользоваться охраной, и убедиться в их выполнении.

Если Вы являетесь владельцем прав на произведение, Вы можете предоставить разрешение на его использование или извлечение из него коммерческой выгоды. Такое разрешение обычно именуется «лицензией» и может выдаваться на возмездной или безвозмездной основе. Безусловно, при заключении любого лицензионного договора рекомендуется обращаться за профессиональной юридической помощью.

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Международного реестра с функцией поиска произведений, охраняемых авторским правом, не существует.

Это объясняется тем, что охрана авторских прав, как правило, осуществляется автоматически и не связана с регистрацией. Однако в некоторых странах существуют добровольные реестры/депозитарии авторских прав, и в этих случаях регистрация произведений целесообразна, так как наличие регистрации может стать значительным преимуществом, например, при возникновении спора в отношении прав на произведение.

Хотя это не влияет на охрану авторского права, некоторые страны требуют депонирования образцов изданных печатных материалов. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС.

Прежде чем принимать какие-либо меры, Вы должны точно определить, действительно ли воспроизведение является нарушением Ваших авторских прав (см. ответ на вопрос об ограничениях и исключениях из авторских прав). Если Вы считаете, что Ваше право было нарушено, Вам следует попытаться определить, кто несет за это ответственность. Если решение проблемы неофициальным путем невозможно или неприемлемо, Вы можете обратиться за правовой защитой в судебную или иную инстанцию.

Обычно существует возможность обратиться с исковым заявлением в гражданский суд для получения денежной компенсации, а также для предотвращения дальнейших или повторных нарушений. Однако, прежде чем предпринимать такие действия, часто рекомендуется – а в некоторых странах требуется – направить официальное уведомление предполагаемому нарушителю с требованием прекратить нарушение и/или выплатить компенсацию.

В качестве альтернативы, если воспроизведение без соответствующего разрешения приравнивается к уголовно наказуемому преступлению пиратства в сфере авторского права, можно обратиться с заявлением в органы полиции, прокуратуры или иной компетентный орган в соответствии с применимыми положениями местного законодательства.

В некоторых случаях применение альтернативных способов разрешения споров (таких как посредничество, арбитраж, заключение специалиста, независимая экспертиза и т.д.) может стать целесообразной альтернативой судебного разбирательства, так как может обеспечить более простое, быстрое и менее дорогостоящее урегулирование спора.

Если несанкционированное воспроизведение осуществлено в Интернете, иногда существует возможность уведомить об этом провайдера интернет-услуги и потребовать заблокировать доступ к контрафактной копии произведения. Это именуется процедурой «notice-and-take-down» (снятия по уведомлению правообладателя).

Если Вы состоите в организации коллективного управления (ОКУ), часто бывает достаточно обратиться в нее с просьбой принять соответствующие меры. Если Вы в такой организации не состоите, Вам придется самостоятельно защищать свои права. В таких случаях часто бывает целесообразно поручить ведение дела юристу.

Организации коллективного управления ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

Вы можете получить быстрый доступ к законодательству в области интеллектуальной собственности широкого круга стран и регионов, а также к договорам в области интеллектуальной собственности на веб-сайте WIPO Lex.

Информацию о национальном или региональном законодательстве также предоставляют на своих веб-сайтах многие национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности. Для получения более подробной информации см. список гиперссылок на национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности.

Использование произведений, созданных другими людьми

Первым владельцем авторского права, как правило, является первоначальный автор произведения. Однако из этого правила существуют некоторые исключения. Например, в некоторых странах имущественные права на произведение, охраняемое авторским правом, изначально принадлежат лицу/организации, на которые работает автор. В других странах имущественные права автоматически присваиваются или передаются работодателю. Для получения более подробной информации об интересующих Вас особенностях национального законодательства Вы можете обратиться в национальное ведомство интеллектуальной собственности.

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Вы можете иметь возможность использовать охраняемое произведение без получения разрешения в двух случаях:

  • национальное законодательство может содержать ограничения и исключения позволяющие использовать произведение;
  • • произведения иногда доступны для общественного использования на определенных условиях или в силу лицензии, допускающей некоторые виды использования. При использовании таких произведений следует обращать особое внимание на установленные лицензией условия, которые четко определяют предоставленное владельцем прав разрешение. Широкое распространение получили несколько типов таких лицензий, например лицензия «Creative Commons», лицензия MIT, общественная лицензия «Mozilla» и пр.

При возникновении сомнений рекомендуется обращаться к поверенным в вопросах интеллектуальной собственности.

Поскольку большинство стран не применяет формальных требований к предоставлению охраны авторских прав, иногда бывает трудно установить, кто является владельцем права на произведение. Чтобы отыскать владельца прав на произведение в определенной стране, обычно требуется обратиться к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Данные организации могут вести базы данных, содержащие ценную информацию о владельцах произведений, охраняемых авторским правом.

Организация коллективного управления может также оказать Вам помощь в получении разрешения от владельца прав на произведение. Для выявления соответствующей организации коллективного управления Вы можете воспользоваться онлайновой базой данных «Справочник обществ по сбору роялти» (совместный проект ВОИС и Baker & McKenzie).

В некоторых случаях возможно использование произведений, которые не являются общественным достоянием, без получения разрешения от автора или владельца прав или оплаты роялти. Это возможно, если использование произведения подпадает под предусмотренные в национальном законодательстве ограничения и исключения. Примерами ограничений и исключений служат:

  • цитирование произведений;
  • использование новостных сообщений; или
  • создание доступного формата произведений для лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.

Правовые системы различаются между собой тем, что в одних приводятся четкие перечни ограничений и исключений из авторских прав

, в то время как в других содержатся лишь общие положения. Эти общие положения часто именуются положениями «о добросовестном использовании» или «о добросовестной деловой практике».

Когда говорится, что произведение относится к «общественному достоянию» (также именуемому «commons»), это означает, что такое произведение более не имеет владельца (имущественных) прав на него. Обычно это связано с истечением срока охраны авторских прав. Например, имущественные права на знаменитую поэму Гомера «Одиссея» давно истекли, и произведение может использоваться, в том числе в коммерческих целях, без разрешения владельца прав или оплаты роялти. В некоторых странах авторы произведений могут добровольно объявлять свои произведения общественным достоянием посредством процедуры, известной как «добровольный отказ». Более подробную информацию о произведениях, относящихся к общественному достоянию, можно получить здесь.

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Некоторые веб-сайты содержат общую лицензию, которая может освобождать от необходимости получения непосредственного разрешения на некоторые виды использования произведений. Такие лицензии могут предоставлять разрешения только на некоторые виды использования произведений, например в некоторых некоммерческих целях. На практике же, если речь идет, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, Вы можете использовать его только в том случае, если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • Вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Аналогичным образом, получение разрешения необходимо, если Ваше малое или среднее предприятие занимается публикацией охраняемых авторским правом произведений, фонограмм, эфирных передач или исполнений или предоставляет к ним доступ на своем веб-сайте.

Смежные права – это отдельный набор прав, которые аналогичны авторским правам и которыми наделяются отдельные лица или организации в целях облегчения доступа общественности к произведениям. По национальному законодательству бенефициарами смежных прав обычно являются исполнители, производители фонограмм и вещательные организации.

Этим термином могут также обозначаться права, предоставляемые лицам или организациям, производящим материалы, которые не подпадают под определение произведений согласно системам авторских прав некоторых стран, но которые содержат достаточный элемент творчества или при создании которых были задействованы достаточные технические и организационные навыки для того, чтобы они могли быть признаны подпадающими под права, аналогичные авторским правам.

Некоторыми законами четко установлено, что использование смежных прав не должно ограничивать охрану и каким-либо образом влиять на охрану, обеспечиваемую авторскими правами.

Дополнительные вопросы?

Если Вы не нашли ответ на свой вопрос на этой или домашней странице «Авторское право», Вы можете адресовать его нам.

Оговорка: Приведенные на этой странице вопросы и ответы служат чисто информационным целям и не являются юридической справкой. Они могут не отражать официальной позиции ВОИС или ее государств-членов.

Популярное:

  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Часть 2 ст 59 тк рф Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ: официальный текст Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ очерчивает круг лиц, с которыми обязательно или возможно заключение срочного трудового договора. В статье мы расскажем, когда это требуется, а когда допускается, а также ответим на […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Оформление земли в безвозмездное пользование Договор безвозмездного пользования земельным участком Договор безвозмездного пользования земельным участком относится к разновидности соглашения о ссуде. Правоотношения в рамках этого документа носят срочный характер; их продолжительность определяется либо прямым указанием закона, либо […]
  • Заявление о праве на наследство образец в суд Заявление о вступлении в наследство (образец) Заявление о вступлении в наследство – это документ, выражающий намерение наследника вступить в наследственные права. Куда подается заявление? Заявление должно быть подано в нотариальную контору: либо ту, в которой было составлено завещание, […]
  • Аванс удержанный Зарплатный аванс: налогообложение и начисление ЕСВ by admin · Листопад 12, 2015 (комментарий к письму ГФС от 28.09.2015 г. № 20527/6/99-99-17-02-01-15 ) Суть вопроса . Зарплату за первую половину месяца (аванс) выплачивают без начисления в регистрах бухучета. При этом ст. 115 КЗоТ […]