Ответственность за ненадлежащую рекламу

Ненадлежащая реклама в настоящее время стала таким социально-экономическим явлением, которое необходимо, с одной стороны, признать как характерную черту современной рыночной действительности и, с другой стороны, определить ответственность за ее использование, основываясь на стремлении упорядочить и дополнить в этом направлении некоторые положения законодательства о рекламе. Как на российском, так и на международном рынке товаров и услуг сегодня очевидна всевозрастающая конкуренция. В этой связи товаропроизводители ищут новые методы демонстрации своих преимуществ перед конкурентами, зачастую прибегая при этом к искажению фактов, умалчиванию значимых характеристик товаров, использованию неэтичных элементов в рекламных кампаниях либо других методов, нарушающих законодательство. Реклама, которая не соответствует требованиям, установленным законом, квалифицируется как ненадлежащая. В соответствии с доктриной законодательства о рекламе только добросовестное поведение в рамках рекламной деятельности не причинит вред ни конкурентам рекламодателя, ни потребителям рекламной информации. Лишь достоверная информация о товарах позволяет потребителю сделать осознанный свободный правильный выбор, поэтому ненадлежащая реклама не допускается. Следовательно, главная задача рекламного законодательства заключается в обеспечении принципов защиты потребителей от ненадлежащей рекламы. Основанием для такой постановки вопроса также является ряд нравственных и экономических причин, направляющих внимание и усилия юристов и правоведов в сторону принятия мер, связанных с регламентацией и упорядочением ситуации.

Занимаясь изучением социально-экономических и правоведческих вопросов, любой исследователь понимает, что все друг с другом связано. Связи эти самые различные: одни — очевидные и прочные, а другие — отдаленные и трудноуловимые. Взаимосвязь общества и рынка — одна из важнейших проблем современного развития, ведь в системе распределения, обмена, товарно-денежных отношений рынок предстает не только как экономическая, но и социальная категория. А в обществе, по словам современного исследователя перспектив рыночной действительности Александра Вебера, «…сталкиваются разные интересы, следовательно — по-разному оценивается и то, что в нем и с ним происходит». За последние десятилетия по отношению к рекламе вообще накопилось много негативного. Это неприятие тем более заметно усиливается, когда потребители сталкиваются с ненадлежащей рекламой. Отрицательным является и отношение к данному виду рекламы тех, кто законопослушно занимается предпринимательской деятельностью, кто прямо или косвенно связан с современными реалиями рыночной действительности. Это явление демонстрирует очень тесную взаимосвязь проблем социального и экономического характера. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует строгой регламентации. Вмешательство юридической науки здесь необходимо. Признание рекламы ненадлежащей и определение ответственности за нарушение законодательства о рекламе в настоящее время представлено лишь в виде отдельных статей, а также комментариев к действующему законодательству, что носит фрагментарный характер.

В ФЗ «О рекламе» ст. 38 устанавливает, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками гражданское законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Одним из оснований компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, является вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). При этом ст. 151 ГК РФ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 734-О-П. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 (с послед. изм.) разъясняет, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права.

Одним из оснований гражданско-правовой ответственности является нарушение авторского права, относящегося к соотношению интеллектуальной собственности и рекламы: авторство на рекламу, использование в рекламе чужого произведения, интересы третьих лиц при распространении рекламы, содержащей объект интеллектуальной собственности. Последний аспект представляется особо интересным, поскольку, замыкаясь только на выяснении отношений между авторами произведений и рекламодателями, игнорируют спорные ситуации с потребителями рекламы и лицами, использованными в содержании рекламы (имя лица, его облик, голос).

Независимо от согласия правообладателя на произведение, в ФЗ «О рекламе» закреплены запреты на использование в рекламе определенных образов людей. Можно выделить запреты использовать образы: а) несовершеннолетних, б) работников определенных профессий, в) любых граждан, г) непристойные и оскорбительные образы. Появляется вопрос о толковании понятия «образ человека». Очевидно, что образ человека складывается не только из визуальной, но и звуковой информации.

Интересна позиция Европейского суда по правам человека относительно оценки информации о профессиональной деятельности с использованием изображения человека. Так, врач-офтальмолог в Германии опубликовал статью в газете о своих методах проведения операций с использованием лазера 400 пациентов со стопроцентными показателями успеха лечения, которая сопровождалась его фотографией во врачебном кабинете. Дисциплинарный суд расценил статью и фотографию как имеющие характерные признаки рекламы и не ограничивающиеся простой передачей информации и наложил штраф за нарушение запрета на рекламирование деятельности практикующих врачей. Между тем Европейский суд по правам человека посчитал, что представленная в газете информация является не рекламой, а иным способом свободного выражения мнения.

Выражение в Постановлении ЕСПЧ «статья не служила цели рекламирования личности заявителя и его практики, и этот эффект имел вторичный характер», конечно, вызывает сомнения. В целом представляется более удачной норма российского законодательства о возможности рекламы медицинских услуг с использованием образа медицинского работника с определенными ограничениями.

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Так, гражданин, чье изображение неправомерно использовано в рекламе, вправе требовать в судебном порядке запретить использовать его изображение, изъять кадры с изображением из рекламного ролика и тираж рекламных листовок, плакатов, требовать защиты чести и достоинства при искажении изображения или включении образа в непристойную, компрометирующую ситуацию, компенсации морального вреда и т.п.

Например, в рекламе пива «ПИТ» использовался образ К.Э. Циолковского, употребляющего пиво за рабочим столом. По ФЗ «О рекламе» 1995 г. до изменений от 20 августа 2004 г. запрет на использование в рекламе пива образов людей отсутствовал. Однако эта реклама была расценена его родственниками как ненадлежащая по другому основанию — как порочащая память и умаляющая образ ученого. ФАС России направила предупредительное письмо рекламодателю о дальнейшем нераспространении данной рекламы.

В первую очередь нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения ФАС (его территориального органа) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.

В качестве яркого примера нарушения законодательства можно привести рекламный ролик энергетического напитка «Adrenalin Rush», который производится компанией «Пепси Ко Холдингс». В рекламе говорится, что «Вася Иванов обладает безграничной природной энергией. Сейчас ему только 15, а он уже защитил докторскую диссертацию, выиграл чемпионат мира по шахматам, говорит на 15 языках. Да бог с ним, с Васей! Для реальных людей есть энергия «Adrenalin Rush». Пей энергию, достигни большего!»

По мнению председателей правления Международной конференции обществ потребителей, здесь налицо сразу несколько нарушений законодательства о рекламе. В этом ролике, который явно рассчитан на несовершеннолетних, подросткам внушается, что употребление энергетического напитка дает преимущество над теми сверстниками, которые его не пьют, в достижении успехов. В данном случае потребителя вводят в заблуждение. Это подтверждает даже фраза, построенная следующим образом: «…достичь большего можно, не прилагая никаких усилий, а лишь употребляя «Adrenalin Rush». К тому же этот напиток не рекомендуется пить людям в возрасте до 18 лет, и это указано на упаковке. Но телереклама при этом ориентирована прежде всего на подростковую аудиторию.

Дела об административных правонарушениях в рамках законодательства о рекламе рассматриваются уполномоченными должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальными органами.

Субъектами административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе являются как физические, так и юридические лица, обладающие административной деликтоспособностью.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 10 ст. 38 ФЗ «О рекламе»). В данной статье установлена ответственность за ряд нарушений законодательства о рекламе.

Привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер.

За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только по ст. 6.13 КоАП в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ФЗ от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, совершенную юридическими лицами, может применяться административное приостановление деятельности. Такое решение видится вполне обоснованным и своевременным. В то же время законодателю необходимо учесть характер рекламных нарушений и тяжесть наступающих последствий, и в этой связи было бы целесообразно распространение административного приостановления деятельности на отдельные правонарушения в области рекламы путем внесения соответствующих изменений в статью «Нарушение законодательства о рекламе» (ст. 14.3 КоАП РФ). Но, к сожалению, до сегодняшнего момента данное мнение исследователей не было учтено законодателем.

В связи с этим суды Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба продолжают привлекать к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП, применяя такое административное наказание, как штраф, о чем свидетельствует соответствующая практика.

Не меньший интерес представляют и другие вопросы ответственности за нарушение рекламного законодательства. В частности, согласно ч. 5 ст. 38 ФЗ «О рекламе» федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В связи с этим правомерен вопрос: какие иные, кроме гражданско-правовых и административно-правовых, меры ответственности имел в виду законодатель, формулируя указанную правовую норму? Подобный вопрос возникал еще на стадии обсуждения законопроекта «О рекламе». Так, в заключении Правового управления Государственной думы по проекту указанного закона отмечалось, что из ч. 5 ст. 38 не ясно, о каких иных мерах ответственности идет речь. Однако данное замечание не было учтено, и ч. 5 ст. 38 была принята в первоначальной редакции.

Можно предположить, что законодатель имел в виду возможное восстановление уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. существовала ст. 182, предусматривавшая ответственность за заведомо ложную рекламу, т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

На практике более эффективными мерами борьбы с нарушениями рекламного законодательства оказались меры гражданско- и административно-правового характера. Но, как отмечали В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, «декриминализация возможна, если с нежелательными формами поведения можно вести борьбу иными, более мягкими (и, возможно, более действенными), средствами, чем уголовное наказание».

Нормы ответственности ФЗ «О рекламе» коррелируют с иными нормативными правовыми актами, регулирующими рекламу в определенной сфере.

Чаще всего мерой ответственности избираются штрафные санкции. Применение меры административного наказания в виде штрафа предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ. Стоит отметить, что в КоАП РФ в качестве административного наказания не предусмотрена контрреклама, поэтому ее можно относить к мере административного принуждения. Физические и юридические лица имеют право обращаться в суд с требованием публичного опровержения недостоверной рекламы (контррекламе) в соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушения рекламного законодательства обращает на себя более пристальное внимание из-за одной из главных причин: отсутствие надлежащих размеров штрафов. Еще раз продублируем положения ст. 14.3 КоАП РФ — нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! Что такое сто тысяч рублей для крупного холдинга?! Получается, что неблагоприятные последствия, вызванные применением некоторых мер ответственности к нарушителю, в рамках крупного хозяйствующего субъекта с излишком оправдываются эффектом и прибылью, полученной от ненадлежащей рекламы.

Также необходимым видится развить тот раздел текста, который касается привлечения к ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т.д., поскольку меры ответственности сейчас в основном применяются лишь к рекламодателю. Наряду с вышеуказанными замечаниями важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Отчасти этого можно достичь путем фрагментарного пересмотра текстов образовательных стандартов тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые используются учебными планами по всем специальностям, связанным с предпринимательством, рекламой, управлением на производстве, внутренней и внешней торговлей.

Комментарии к СТ 14.3 КоАП РФ

Статья 14.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе

Комментарий к статье 14.3 КоАП РФ:

1. Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в СМИ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.).

2. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении обязательных требований Федерального закона «О рекламе», которые носят общий характер, то есть административная ответственность за нарушения которых не предусмотрена в других частях комментируемой статьи, а также в ст. 14.37 «Нарушения требований к установке рекламной конструкции», в ст. 14.38 «Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах», в ст. 19.31 «Нарушение сроков хранения рекламных материалов».

3. Объективная сторона административных правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи заключается в нарушении предусмотренных в ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» ограничений на распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах, а именно:

— в нарушении порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой;

— в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;

— в распространении рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

4. Объективная сторона правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

5. Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи заключается в прерывании рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма; в совмещении рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.

В ст. 17 Федерального закона «О рекламе» при кино- и видеообслуживании установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а так же на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

В ч. ч. 4 и 6 ст. 14 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» религиозные телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, а также трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдуме.

Для обеспечения соблюдения указанных запретов в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность, которая применяется при их несоблюдении во время демонстрации фильмов при кино и видеообслуживании, а также только при совмещении рекламы с демонстрацией телематериалов в остальных случаях.

6. Субъектами предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи административных правонарушений являются физические и юридические лица — рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители (см. п. п. 5 — 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»), а также должностные лица указанных юридических лиц (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Субъектами предусмотренных в ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи административных правонарушений являются юридические лица — рекламораспространители, а также их должностные лица.

7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Незаконное размещение рекламы: что грозит по КоАП РФ?

Автор: Елена Носкова

Е. Д. Носкова, независимый эксперт-юрист

Для продвижения бренда, товаров, работ или услуг, привлечения внимания потребителей и повышения спроса организации используют рекламу. Без рекламы достаточно сложно представить современный мир. Реклама уже давно заполонила улицы, СМИ, интернет. При этом организации, размещающие или заказывающие рекламу, редко задумываются о возможных последствиях, возникающих при распространении ненадлежащей рекламы.

КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с нарушением в сфере рекламы — статьи 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

Достаточно внушительный список.

В данной статье мы разберём, за что происходит привлечение к административной ответственности по вышеперечисленным статьям, в частности состав, предусмотренный статьёй 14.3 КоАП РФ.

Так, нарушение законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьёй 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 № 04АП-768/2015 по делу № А19-17913/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу № А64-6843/2014).

Реклама — это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Соответственно, при квалификации правонарушения как нарушения законодательство о рекламе определяющими факторами будут являться:

направленность на неопределённый круг лиц,

направленность на привлечение внимания,

её способность стимулировать интерес к объекту рекламирования,

формирование положительного отношения к объекту рекламирования.

Под неопределённым кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определён в качестве получателя рекламной информации (Письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 (доведено Письмом ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/[email protected])). В рекламе нет конкретного указания на лицо или лица, для которых эта реклама создана и на кого она направлена. Например, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007, 15.05.2007 № 09АП-5225/2007-АК, ФАС Московского округа от 23.08.2007 № КА-А40/8398-07 суды указали, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации признаётся рекламой

При этом, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, суд может квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А28-12706/2012).

Но не только суд, в том числе и должностное лицо антимонопольного органа, рассматривающего дело о данном правонарушении, вправе вынести постановление о прекращении дела и объявлении устного замечания.

Суды в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, выделяют:

— небольшой масштаб рекламной кампании — один или незначительное количество номеров СМИ (или иных рекламоносителей), в которых распространялась реклама, один или незначительное количество дней, в которые распространялась реклама;

— отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов о введении их в заблуждение или о нарушении их прав рекламой;

— отсутствие ранее вынесенных в отношении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения закона «О рекламе» в данной сфере (факт совершения правонарушения впервые);

— отсутствие пренебрежительного отношения к положениям законодательства при распространении рекламы.

См. Письмо ФАС России от 30.09.2013 № АК/38198/13 «О малозначительности в рекламе».

Соответственно, нарушение действующего законодательства о рекламе является основанием для привлечения к административной ответственности.

За что могут оштрафовать?

Ниже мы рассмотрим конкретные случаи, когда организации привлекаются к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В сезон распродаж организации часто вывешивают объявления, содержащие слово « SALE » без перевода на русский язык. Данное слово сообщает потребителям о наличии скидок на товары, услуги в организации. При этом размещение слова « SALE » без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.

Это связано с тем, что Законом о государственном языке не допускается использование слов, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе (ч. 6 ст. 1 и п. 10 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке).

В рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Так, суд привлёк организацию к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ, за размещение на витрине магазина слова « Sale » без перевода на русский язык.

Суд пояснил, что информация «SALE» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить её именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределённого круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.

Используемое в рекламе иностранное слово «sale» имеет несколько значений.

Имя существительное — 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.

Оно также существует в различных языках мира и имеет самые различные переводы: с французского — «грязный, нечистый, гнусный»; с итальянского — «соль, остроумие»; с испанского — «солить, засаливать».

Суд пришёл к выводу, что в связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объёме уяснить смысл данного выражения.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Потребителями рекламы являются представители самых разных слоёв нашего общества, социального положения, образования и возраста. Использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искажённой (см. Определение ВАС РФ от 18.02.2013 № ВАС-1040/13 по делу № А65-19639/2012).

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А28-12706/2012. При этом суд квалифицировал данное нарушение как малозначительное, поскольку само по себе нарушение законодательства о рекламе не влечёт безусловной угрозы жизни и здоровью населения.

В то же время не только размещение « Sale » в рекламе без перевода на русский язык является нарушением КоАП РФ, но и другие иностранные слова без перевода (см. например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2006 по делу № А44-5938/2005-14а).

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.3 КоАП РФ, образует размещение в рекламе, на витрине магазина иностранных слов без соответствующего перевода на русский язык.

Ещё одним популярным способом рекламирования является направление физическим лицам SMS. При этом смс-реклама также может повлечь за собой административную ответственность.

Так в Постановлении Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 № 04АП-768/2015 по делу № А19-17913/2014 рассматривалось дело о признании ненадлежащей рекламой смс-сообщения, полученного гражданином. Как установил суд, гражданин не давал согласия на получение смс-рекламы. Суд пришёл к выводу, что по своему содержанию текстовое смс-сообщение привлекает внимание неопределённого круга лиц к объекту рекламирования — продукции, реализуемой компанией, так как сообщение не содержит указания конкретного субъекта его получения, а следовательно, обладает признаками рекламы.

Аналогичный вывод отражён в Постановлениях Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу № А12-15079/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 № 07АП-11880/14 по делу № А27-8590/2014, Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу № А43-28790/2013.

Основным обстоятельством, при котором смс-сообщение признаётся ненадлежащей рекламой и основанием для привлечения к административной ответственности, является отсутствие согласия абонента, который получил смс (см., например, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 № 09АП-15429/2012-АК, от 15.07.2011 № 09АП-13978/2011).

Соответственно, организация перед тем, как направлять смс-сообщение рекламного характера, должна убедиться в достоверности номера телефона, а именно, принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если гражданин указал неправильный номер телефона, то отправление смс на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 № 09АП-37235/2012-АК № А40-114200/12-122-633).

Согласно Письму ФАС России от 19.05.2006 № АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.

То есть не допускается распространение спама посредством направления писем на электронные почты.

При этом в данном случае также необходимо получение согласия адресата.

Кроме того, положения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А64-6021/08-15 разъяснено, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона № 38-ФЗ, суд пришёл к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

Рассмотрим ещё один вариант неправомерного размещения рекламы, образующего состав административного правонарушения.

В Постановлении от 23.09.2008 № 6327/08 по делу № А57-5741/07-6 Президиум ВАС РФ указал, что довод, приведённый нижестоящими судами в обоснование незаконности принятого антимонопольным органом постановления о том, что автомобиль с размещённой на нём рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе. Данное нарушение обществу не вменялось.

Аналогичная позиция отражена в Апелляционном определении Московского городского суда от 18.06.2012 по делу № 11-10054.

Соответственно, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является нарушением КоАП РФ.

При этом административной ответственности за размещение рекламы на автомобиле можно избежать, если на автомобиле указано только коммерческое обозначение.

Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 № А56-42800/2010 рассматривалось дело о ненадлежащем размещении на транспортном средстве организации коммерческого обозначения; суд разъяснил, что при нанесении коммерческого обозначения на имущество предприятия преследуется цель его обособления от имущества других лиц, его сохранности и указания на принадлежность соответствующему предприятию, а не цель привлечения внимания к организации, которой принадлежит это предприятие, или продвижения на рынке её товаров, работ и услуг

Соответственно, не относится к рекламе размещение отличительных знаков организации на автомобиле, например, коммерческого обозначения, поскольку указание на транспортном средстве коммерческого обозначения не преследует цели привлечения внимания к объекту и продвижения товара на рынке, а отражает принадлежность транспортного средства к организации, следовательно, привлечение к административной ответственности по данному основанию не происходит.

Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.

При этом никогда не пренебрегайте своим правом обжаловать данное решение, поскольку суд может вынести решение о малозначительности правонарушения.

К обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности, можно отнести небольшой масштаб рекламной кампании, отсутствие жалоб со стороны потребителей или организаций-конкурентов, факт совершения правонарушения впервые и иные.

В то же время в судебной практике уже выработалась позиция по некоторым нарушениям в рамках статьи 14.3 КоАП РФ. В частности, размещение слова « SALE » без перевода на русский язык является основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 14.3 КоАП РФ.

В связи с этим избегайте употребления иностранных слов без соответствующего перевода.

Распространение рекламы посредством смс-сообщений, а также в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии получения предварительного согласия абонента или адресата.

Рекомендуется перед отправлением смс-сообщенй удостовериться в достоверности телефонного номера, ведь получение смс-рекламы без согласия является административным правонарушением.

Не используйте транспортное средство в качестве рекламной конструкции, это является административным правонарушением.

При этом указание на транспортном средстве названия организации или коммерческого обозначения не влечёт административной ответственности, поскольку отражает принадлежность транспортного средства к организации, а не направлена на привлечения внимания неопределённого круга лиц.

В следующей статье мы также разберём конкретные примеры, образующие состав административного правонарушения за незаконное размещение рекламы.

Правонарушения в области рекламы. Понятие, виды и меры ответственности.

Участники рекламной деятельности несут ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

Рекламодатель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в отношении содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушения законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы к распространению.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

Применяет меры ответственности федеральный антимонопольный орган, на который возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, иные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией, а также судебные органы, рассматривая споры, связанные с применением законодательства о рекламе. Кроме таких традиционных мер ответственности, как взыскание штрафов и возмещение ущерба, применяются в качестве меры ответственности контрреклама, а также приостановление или прекращение деятельности нарушителя.

Федеральный антимонопольный орган вправе давать предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, выносить решения о контррекламе и налагать штрафы за нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в органы, выдавшие лицензию, с предложением о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии рекламодателя за нарушения законодательства о рекламе. Федеральный антимонопольный орган может направить предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности, если в рекламе не указаны номер лицензии и орган, ее выдавший. Осуществляя функции по защите прав потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции, федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в судебные органы.

За нарушения законодательства о рекламе может быть предусмотрена такая мера ответственности, как наложение штрафа. В КоАП РФ установлена адм. ответственность за нарушение законодательства о рекламе:

— за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы (ст. 14.3 КоАП).

— за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа (ст. 19.5 КоАП).

— за непредставление сведений (информации) или ее несвоевременное представление в гос. органы, осуществляющие функции гос. контроля, или представление в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП).

Предписания федерального антимонопольного органа о прекращении нарушений законодательства о рекламе могут направляться рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям. Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя от исполнения предписания. За нарушения законодательства о рекламе наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с гражданским законодательством: возмещение в полном объёме убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу, компенсация морального вреда, публичное опровержение ненадлежащей рекламы.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]