Оглавление:

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам», въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
— разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
— разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
— обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Трудоустройство иностранных граждан на территории Республики Беларусь.

1. Право на трудоустройство:

1.1. иностранных граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

В соответствии с частью первой статьи 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении) постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы) имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных статьями 19 и 20 Закона о правовом положении.

Документом, удостоверяющим личность иностранца на территории Республики Беларусь и подтверждающим получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является вид на жительство (статья 1 Закона о правовом положении, пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее – Указ о документировании);

1.2. иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона о правовом положении порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь, в частности Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовой миграции). Закон о трудовой миграции установил, что иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, должен получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, которое выдается по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Вместе с тем, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о трудовой миграции, то применяются правила международного договора Республики Беларусь (статья 3 Закона о трудовой миграции).

Поскольку вопросы внешней трудовой миграции относятся к компетенции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, за более подробной информацией рекомендуем обращаться в указанный Департамент (официальный сайт МВД http://mvd.gov.by).

2. Документы, предъявляемые при приеме на работу.

Статья 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь.

Таким образом, при заключении трудового договора на территории Республики Беларусь Трудовой кодекс будет применяться в отношении иностранцев, имеющих право заниматься трудовой деятельностью, как постоянно проживающих в Республике Беларусь, так и не имеющих разрешения на постоянное проживание.

В соответствии со статьей 26 Трудового кодекса при трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу (статья 52 Закона о правовом положении). Документом для выезда за границу является действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией (статья 1 Закона о правовом положении). Документом, удостоверяющим личность иностранцев, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, является вид на жительство (пункт 1 Указа о документировании);

2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей. На территории Беларуси наниматели заполняют трудовые книжки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой) либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1993, 1995 и 2014 годов. Трудовые книжки иных государств (например, выданных в Российской Федерации, Украине) наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у иностранца трудовой книжки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца наниматель заводит ему трудовую книжку Республики Беларусь;

3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);

6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Получить разрешение на работу иностранца в Украине

С октября 2017 года в Украине вступила в силу очередная реформа. На этот раз кардинальные изменения коснулись правил и условий трудоустройства иностранцев в Украине. Суть изменений свелась к простому принципу: «делай что хочешь, но заплати государству».

Принцип воплощен посредством аннулирования каких-либо требований к квалификации иностранца с одной стороны, и установлении размера минимальной зарплаты для выплаты иностранцу в размере минимум 10 минзарплат, установленных законодательством (в 2018 году — 3723 грн.) плюс внедрена оплата за выдачу разрешения также и при продлении срока действия.

Как не платить 10 минзарплат?! Легко! Просто не приступать к работе — этот и другие секреты всегда доступны нашим клиентам!

К наиболее значимым изменениям порядка трудоустройства иностранцев можно отнести следующее:

  1. С 2017 года возможен прием на работу иностранца в штат физических лиц-предпринимателей (СПД).
  2. Легализована возможность оформления иностранца на работу сразу в нескольких компаниях (количество законодательно не ограничено)
  3. Урегулирована возможность работы иностранца по совмещению в одной компании.
  4. Уточнена необходимость оформления разрешения на работу для лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса признания беженцем (предварительный этап оформления статуса беженца в Украине).
  5. Вычленено две основные категории иностранцев, для которых установлены отличия как в порядке оформления разрешения на трудоустройство, так и в условиях трудоустройства.
  6. Установлены требования к минимальной зарплате для трудоустроенных нерезидентов.
  7. Изменен перечень документов для оформления разрешения на трудоустройство иностранцев
  8. Скорректирован срок действия разрешения на работу для особенных категорий – предусмотрена возможность оформления документа до 3-х лет.
  9. Изменен размер платы за выдачу разрешения на трудоустройство иностранца. Отныне плата осуществляет также и при продлении срока действия разрешения.
  10. Откорректированы требования к внесению изменений в разрешение.
  11. Изменены сроки рассмотрения заявлений о выдаче и продлении разрешения на работу, а также установлен граничный срок для подачи заявления на продление разрешения.

Обращаем внимание также на апгрейд порядка оформления временного вида на жительство в Украине.

Новый порядок трудоустройства иностранцев принят в рамках политики либерализации в части устранения барьеров для иностранного инвестирования.

Итак, для законного трудоустройства иностранца на предприятие, необходимо оформить Разрешение на работу в Украине для иностранных граждан.

Трудоустройство иностранцев осуществляется без оформления разрешения на работу для лиц:

  • с постоянным видом на жительство в Украине
  • с официальным статусом беженца
  • которым предоставлено убежище (временная защита)
  • работники иностранного флота (в т.ч. авиа), средств массовой информации;
  • работники представительств иностранных компаний трудоустраиваются на основании служебной карточки;
  • профессиональные спортсмены, артисты, работники искусств;
  • работники аварийно-спасательных служб;
  • священнослужителей для работы в религиозных организациях;
  • работников, задействованных в рамках проектов международной технической помощи;
  • преподавателей для работы в ВУЗах;

Правила трудоустройства иностранцев

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что законодательство установило категории трудоустраиваемых иностранцев:

  1. особенная категория
  2. вторая категория
  3. прочие иностранные работники

К особенной категории иностранцев относятся:

1. иностранные высокооплачиваемые профессионалы – иностранцы, чья зарплата составляет не менее 50 минзарплат в месяц
2. учредители (бенефициары) украинского предприятия
3. выпускники топ-100 международных университетов по перечню Кабмина
4. работники творческих профессий
5. IT-профессионалы – иностранцы, которые занимают должность связанную с разработкой и внедрением результатов компьютерного программирования либо криптографических средств защиты

Ко второй категории относятся:

1. Командированные иностранные работники
2. Внутрикорпоративные цессионарии — физические лица, которые работают в организации на территории одной страны-участницы Соглашения и являются временно переведенными на территорию иной стороны в рамках осуществления экономической деятельности (п. «с» ст. 35 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной 1994 г.). Иными словами, это сотрудники иностранных предприятий из государств — членов МОТ, которые временно переводятся в Украину для предоставления услуг украинским компаниям. Группу внутрикорпоративных цессионариев составляют руководители, менеджеры и специалисты.
3. Иностранцы по которым принято решение об оформлении документов для рассмотрения вопроса предоставления статуса беженца в Украине.

В эту категорию попадают иностранцы, не отнесенные к предыдущим двум. Т.е. если вы принимаете на работу иностранца на вакантную должность, которая не относится к IT либо творческой профессии. И при этом вы не платит зарплату в размере порядка 6 тыс долларов – ваша категория третья.

Рассмотрим отличия в правилах трудоустройства иностранцев зависимых от вышеуказанных категорий:

С осени 2017 года вводится законодательной регулирование минимальных зарплат для иностранных работников:

  • 10 минзрплат – для категории № 2 и 3 (вторая и прочие)
  • 5 минзарплат – для работников общественных и благотворительных организаций, учебных учреждений.
  • что же касается минимальной зарплаты для категории особенных иностранных работников (категория № 1) – размер не регулируется и полностью передан на усмотрение работодателя.

Срок действия разрешения на работу

Срок действия разрешения на трудоустройство аналогично зависим от категории работника:

  1. Так для категории особенных работников и командированных — срок может быть до 3-лет.
  2. Для внутрикорпоративных цессионариев – на весь срок работы в Украине
  3. Для всех прочих иностранцев срок действия разрешения составляет – до 1 года.

Плата за выдачу разрешения

Основной расходной статьей оформления и продления разрешения на работу иностранца является госплата за выдачу разрешения на трудоустройство иностранца в Украине в размере:

  • 4 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц в Украине (для разрешений со сроком действия от 6 мес до 1 года),
  • 2 минимума для разрешений со сроком действия до 6 мес.
  • плата за выдачу разрешения со сроком действия от 1 до 3 лет (для особенных категорий работников) — составит 6 минимумов.

Стоит отметить, что новый порядок оформления разрешения на трудоустройство в Киеве кардинально изменил алгоритм выдачи разрешения.

Оформляя разрешение с нашей помощью, вы не только гарантированно получите РНТ, но и будете своевременно оповещены о необходимости продления документа.

Официальное разрешение на трудоустройство иностранцев в Киеве

Новый порядок оформления разрешения на работу установил общий перечень необходимых документов:

  1. заявление по установленному образцу в зависимости от типа трудоустройства иностранца;
  2. копия паспорта:
  3. одна фотография размером 3,4х4,5
  4. копия трудового контракт
  • для выпускника ТОП-100 ВУЗа по перечню Кабмина – копия нострифицированного (легализация МинОбразования) в Украине диплома;
  • иностранные работники творческих профессий предоставляют документы, которые идентифицируют объект авторского/смежного права и подтверждают авторство
  • для командированных работников необходимо наличие договора между иностранным и украинским предприятием
  • при трудоустройстве иностранца категории «внутрикорпоративный цессионарий», дополнительно к перечню документов подается копия контракта про временный перевод иностранца для работы в Украине.

Следует отметить, что для трудоустройства учредителя нет необходимости предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, следует обратить внимание на тот факт, что разрешение на работу учредителю оформят только после полного формирования уставного фонда после регистрации ООО – Центр занятости самостоятельно получает такие сведения.

Что же касается трудоустройства IT-специалиста, то необходимо чтобы в видах деятельности компании фигурировал соответствующий КВЕД – компьютерное программирование. При этом Центр занятости обязан самостоятельно проверить такой факт.

Как видим из перечня документов для оформления разрешения на работу иностранца отныне не требуется доказательств отсутствия в Украине работников даже при занятии простых должностей, которые не требуют какой-либо квалификации. Такие документы как справка о несудимости, медицинские справки, диплом и т.д. остались в прошлом.

В этой связи напомним, что ранее трудоустройство иностранца в Украине на простые вакансии могло быть исключительно в случае отсутствия в Украине либо регионе квалифицированного специалиста, способного выполнять соответствующий вид работы. Такой вид трудоустройства иностранца был наиболее распространенным и применялся по умолчанию (если отсутствовали основания для применения другого типа трудоустройства иностранца). Для оформления разрешения на работу такого иностранца обязательным условием была подача отчета о вакансиях работодателя за 15 дней до обращения в Центр занятости про выдачу разрешения, что значительно затрудняло процедуру.

Стоит также обратить внимание, что для случаев трудоустройства иностранцев в рамках выполнения внешнеэкономических контрактов отпала необходимость подпадать под критерий, что численность всех иностранцев не будет превышать половину от общего количества работников-резидентов, привлеченных для работы в рамках такого договора.

Порядок выдачи разрешения на работу иностранного гражданина в Украине

Документы для оформления разрешения на работу подаются в Центр занятости по местонахождению работодателя. В течение 7 дней пакет ЦЗ рассматривает заявление и выносит решение, после чего Центр уведомляет работодателя о принятом решении.

В случае положительно решения о выдаче разрешения на работу, работодатель в течении 10 дней оплачивает сбор за выдачу разрешения на трудоустройство.

Бланк разрешения выдается после поступления на счета ЦЗ платы за РНТ.

Порядок продления разрешения на работу иностранца

Разрешение на работу может быть продлено неограниченное количество раз. Согласно новым правилам оформления разрешения на работу документы подаются не позднее 20 дней до окончания срока действия документа. Ограничение в 40 дней снято.

Срок рассмотрения заявления о продление разрешения на трудоустройство составляет 3 дня. Оплату нужно осуществить в течении 10-ти дней с момента получения решения о продлении.

Документы для продления разрешения на работу:

  • заявление
  • цветная фотография
  • прочие документы подаются в случае наличия изменений в первичных документах (на основании которых выдавалось разрешение)

Работодатель обязан заключить трудовой контракт с иностранцем в течении 90-дней с момента выдачи разрешения и предоставить его копию в Центр занятости в течении 10-ти дней с момента заключения. Иначе разрешение будет аннулировано.

Изменение оформления разрешения на трудоустройство

В феврале 2017 года порядок оформления разрешения на трудоустройство претерпел следующие изменения:

  1. срок подачи документов на продление РНТ был ограничен промежутком — не ранее 40 дней и не позднее 20 дней до момента окончания срока действия разрешения ;
  2. легализовано оформление трудоустройства иностранцев по совместительству;
  3. срок подачи копии трудового контракта с иностранцем — 10 дней с момента заключения (ранее было 7 дней);
  4. работодателя обязали заключить трудовой контракт в течение 90 дней с момента оформления разрешения на трудоустройство, иначе РНТ аннулируется (ранее ограничения не было).

Как видим, процедура получения работодателем разрешения на работу и использование труда нерезидента представляет некоторые сложности. Во-первых, работодатель должен определить, нужно ли для трудоустройства конкретного иностранца получать разрешение. Такие ситуации возникают чаще, чем можно предположить.

Обратиться с просьбой о трудоустройстве могут и граждане бывших союзных республик СССР, являющихся на сегодняшний день независимыми государствами. Некоторые из этих лиц имеют статус лиц без гражданства, поскольку в момент установления новых государственных границ находились без надлежащих правовых оснований на территории Украины, не оформили своевременно гражданство Украины и т.п. Некоторые лица имеют выданные консульским учреждением временные документы, которые заменяют утерянные паспортные документы. Такие ситуации при трудоустройстве вызывают множество вопросов, которые трудно решить в одночасье при отсутствии специальных знаний.

Спорные и неоднозначные моменты в делах про гражданство лица встречаются довольно часто. И их решение должно предшествовать рассмотрению вопроса о трудоустройстве иностранца.

Во-вторых, даже при отсутствии сомнений о законности пребывания нерезидента на украинской территории и при уверенности в необходимости получить разрешение на применение его труда, работодатель сталкивается с рядом трудностей. Например, правильное оформление пакета документов для подачи в центр занятости обеспечит получение разрешения на работу в Украине быстро, исправлений и повторных обращений. В ожидании решения работодатель не вправе допустить к работе иностранца, трудовое участие которого иногда требуется в самое ближайшее время.

В-третьих, ошибки работодателей при приеме на работу иностранцев чреваты финансовыми последствиями. Как было рассмотрено, работодатель уплатит немалый штраф в случае допуска к работе нерезидента без разрешения на трудоустройство в Украине. Неправильная оценка обстоятельств не будет доводом в пользу работодателя, поскольку незнание закона (или неумение применять его нормы) не освобождает от наложения санкций.

Кстати о штрафах:
В Украине увеличились штрафы за использование труда иностранных граждан (лиц без гражданства, беженцев). Так, на данный момент за использование труда указанных лиц без оформления разрешения на трудоустройство (либо использование труда на основании своевременно непродленного разрешения на работу) применяются штрафы:

  • на предприятие налагается до 20 размеров минимальных зарплат;
  • руководителю грозит штраф до 17 тыс. грн.;
  • с июля 2015 года введено обязательно информирование органов ГФС о факте принятия лица на работу — штраф составляет до 40 тыс. грн.

Таким образом, решение вопроса о получении разрешений на работу и использование труда иностранцев лучше доверить компании-исполнителю, которая даст правовую консультацию и выступит представителем при получении документа.

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей «попроще» в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% — в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Популярное:

  • Ст 115 ч1 ук рф комментария Комментарий к ст. 115 УК РФ 1. С объективной стороны специфическими признаками рассматриваемого преступления выступают: а) кратковременное расстройство здоровья; б) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности. Одного из этих признаков достаточно для оценки вреда здоровью как […]
  • Аванс удержанный Зарплатный аванс: налогообложение и начисление ЕСВ by admin · Листопад 12, 2015 (комментарий к письму ГФС от 28.09.2015 г. № 20527/6/99-99-17-02-01-15 ) Суть вопроса . Зарплату за первую половину месяца (аванс) выплачивают без начисления в регистрах бухучета. При этом ст. 115 КЗоТ […]
  • Статья 116 ч2 па ук рф Статья 116 УК РФ. Побои Текущая редакция ст. 116 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, - наказываются штрафом в […]
  • Уголовный кодекс дела частного обвинения Уголовный кодекс дела частного обвинения Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. Воронеже 394036, г. […]
  • Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Обратная сила ФЗ от 07 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс […]
  • Уголовный кодекс ст115 ч2 па Что мне грозит по ч 2 ст 115 УК РФ, при положительных характеристиках? ни разу не судим . харакьеристика с места работы положительная. Обвиняют по 115 стате часть 2,Порезал бутылкой во время драки, У потерпевшего Легкий вред здоровью.Пришла повестка почему то к мировому судье. Что мне […]