10 известных литературных произведений, основанных на реальных преступлениях

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Рассмотрим пример «великого американского романа» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда о жизни Джея Гэтсби — мальчика из семьи фермеров в Северной Дакоте по имени Джеймс «Джимми» Гэтс. Джею удается пройти путь «из грязи в князи» — стать из полунищего фермера со Среднего Запада эксцентричным богачом, обитающим на Лонг-Айленде. Беззаботный плейбой с бесконечным количеством денег на самом деле является безумно влюбленным мошенником, который сделал большую часть своего состояния на бутлегерстве. Основным компаньоном Гэтсби по работе на черном рынке был нечистый на руку делец Мейер Вольфсхайм.

Оказывается, у Мейера Вольфсфайма был прототип в реальной жизни — Арнольд Ротштейн, богатый игрок, который владел рядом казино, борделей, а также дорогими скаковыми лошадьми. Ротштейн был в конечном счете убит во время игры в карты в престижном отеле Park Central на Манхэттене. Роман «Великий Гэтсби», который по сути является поучительной историей о пресловутой американской мечте, был вдохновлен на написание именно жизнью Ротштейна и бурным ростом преступной деятельности, которая позволяла быстро разбогатеть, в течение эпохи 1920-х годов.

2. «Американская трагедия» Теодор Драйзер

Теодор Драйзер, главный сторонник американского натурализма, в своем романе «Американская трагедия» рассказывает историю, подобную «Великому Гэтсби» (который также был опубликован в 1925 году). Главный герой Драйзера, Клайд Гриффитс — одинокий сын строгих евангелистов, который был покорен соблазнами большого города. Постепенно Гриффитс привыкает к алкоголю и проституткам. Его настоящее падение, однако, приходит тогда, когда он влюбляется в Роберту Олден. Девушка вскоре забеременела, однако у Клайда появился «более интересный вариант» — девушка из высшего общества. После этого он решается на убийство Роберты. В итоге Клайда арестовали, осудили и казнили за убийство.

Перед тем как сесть писать свой амбициозный роман, Драйзер узнал историю Честера Жилетта, племянника богатого владельца фабрики, который был признан виновным в убийстве своей подруги и их четырехмесячного ребенка в 1906 году. Учитывая потрясающую схожесть случая, можно утверждать, что Драйзер практически переписал историю 22-летнего Жилетта.

3. «Высокое окно» Рэймонд Чандлер

«Высокое окно» (1942) считается одним из более выдающихся романов Рэймонда Чандлера о детективе Филипе Марлоу, а также классической историей о злоупотреблении властью и деньгами. Марлоу нанимают для того, чтобы найти пропавшую редкую монету – золотой дублон Брашеров, но впоследствии он сталкивается с внутрисемейной драмой, при которой вначале пропадает молодая певичка Линда Конквест, а затем приходится расследовать дело об убийстве. Как оказалось впоследствии, роман был пересказом случая Неда Доэни (одного из богатейших нефтяников Калифорнии).

4. «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По

Один из классических «страшных» рассказов Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель» является странным описанием одержимости – безымянный рассказчик убил старика, с которым жил в одном доме, из-за того, что у старика был «дурной глаз» с бельмом, который приводил его в бешенство. После убийства и расчленения своей жертвы, рассказчик прячет части тела под половицами внутри дома старика. Но постепенно он начинает терять рассудок, потому что постоянно слышит, как «сердце старика бьется под половицами». Окончательно обезумев от призрачного сердцебиения, рассказчик сдался полиции.

Особой изюминкой «Сердца-обличителя» является то, что рассказчик в нем является одним из самых ранних и наиболее углубленных изображений криминальной психологии в популярной литературе. Частично это может быть связано с тем, что По был вдохновлен на написание рассказа реальным убийством, которое потрясло в 1830 году город Салем, штат Массачусетс. Капитан Джозеф Уайт, который жил в одном из самых роскошных домов Салема, был забит до смерти неизвестным. При этом в богато обставленном доме не тронули вообще ничего. Как оказалось впоследствии, в убийстве капитана Уайта был виновен его внучатый племянник Уайт Джозеф Кнапп и его брат Джон, которые хотели получить наследство.

5. «Тайна Мари Роже» Эдгар Аллан По

Помимо известных рассказов ужасов, Эдгар По также написал несколько детективов об Огюсте Дюпене, который по сути стал прообразом Шерлока Холмса. В рассказе 1842 года «Тайна Мари Роже» Дюпен и его безымянный приятель (ставший прообразом доктора Ватсона) ведут дело о нераскрытом убийстве молодой парижанки. На самом история представляет собой собственные мысли Эдгара По насчет нашумевшего дела об убийстве Мэри Сесилии Роджерс, чье тело было найдено недалеко от пещеры Сибиллы в Хобокен, Нью-Джерси.

6. «Девушка с татуировкой дракона» Стиг Ларссон

Посмертно опубликованный роман Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» (серия «Миллениум») стал бестселлером после его публикации в 2005 году. С тех пор были проданы миллионы книг по всему миру, а многочисленные авторы собираются писать продолжение. Ларссонв, который сам раньше был журналистом, вдохновило на написание романа расследование случая Катрин да Коста, 28-летней проститутки и наркоманки, куски тела которой были найдены разбросанными по всему Стокгольму летом 1984 года Девушка изначально считалась жертвой двух врачей, один из которых был судебным патологоанатомом. Врачи позже были оправданы. А персонаж романа Лисбет Саландер была основана на реальной жертве изнасилования по имени Лисбет.

7. «Преступление и наказание» Федор Достоевский

Роман Федора Достоевского 1866 года «Преступление и наказание» стал переворотом в литературе. Читатель погружается в переживания, мысли и размышления преступника Раскольникова, который считает сам себя замечательным человеком, имеющим право на убийство, а ростовщика социальным паразитом. При написании романа Достоевский был вдохновлен Пьером-Франсуа Ласенером — французским поэтом и преступником, для которого убить человека значило то же самое, что и «выпить стакан вина». Ласенер оправдывал свои преступления тем, что считал себя «жертвой общества» и борцом с общественной несправедливостью.

8. «Кровавая жатва» Дэшил Хэмметт

Когда в 1929 году на свет появился роман Дэшила Хэмметта «Кровавая жатва», в жанре детективных приключений в основном работали английские писатели, романы которых в основном выглядели как описание причудливого таинственного убийства, которое происходило в основном в частных усадьбах. Эти преступления расследовали блестящие частные детективы. Хэммет же сделал жанр детективных приключений фантастики более реалистичным и более жестоким.

Действие романа «Кровавая жатва» происходит в городе Персонвилл, который более известен как Пойзонвилл из-за высокого уровня преступности. В город приезжает сотрудник детективного агентства, который впоследствии узнает, что Персонвиллом фактически правят банды. Сюжет романа основан на реальных забастовках горняков в штате Монтана, которые длились с 1912 по 1920, а также линчевании лидера профсоюза Фрэнка Литтла.

9. «Ночь охотника» Дэвис Грабб

Прежде чем в 1955 вышел нашумевший фильм «Ночь охотника», в 1953 году был опубликован одноименный роман Дэвиса Грабба. В романе описаны убийства бывшего уголовника Гарри Пауэлла, который притворяясь «преподобным Пауэллом» женится на Вилле Харпер, жене бывшего вора по имени Бен Харпер. Для того, чтобы получить добычу с прошлых ограблений Харпера, Пауэлл убивает Виллу, а затем ее детей. Действия романа разворачиваются на фоне Великой депрессии, а персонаж Гарри Пауэлла был основан на реальном серийном убийце Гарри Пауэрсе, который орудовал в Западной Вирджинии в начале 1930-х годов.

10. «Заводной апельсин» Энтони Берджесс

«Заводной апельсин», без сомнения, является наиболее печальной книгой в этом списке. Роман британского писателя Энтони Берджесса показывает мрачную подноготную Англии, которая переполнена насилием среди подростков. Алекс, является главой банды, в которой разговаривают на англо-русском жаргоне. Алекс, вдохновленный музыкой Людвига ван Бетховена и наркотиками, растворенными в молоке, водит свою банду по ночам на бандитские вылазки, во время которых подростки занимаются избиением людей и даже убийствами. Берджесс писал свой роман, во многом основываясь на культуре «тедди-бойс» послевоенной Англии.

В продолжение темы захватывающего чтива 9 книг, которые читаются на одном дыхании за ночь. Прекрасное времяпровождение для тех, кому не хочется спать.

Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика


Безошибочно найти обувь подходящего размера и купить ее по низкой цене в интернете — можно! Рассказываем, как это сделать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Правонарушение: примеры и виды

Правонарушения являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек способен преступить закон для достижения собственной цели или получения необходимого блага. Причинами, по которым человек совершает незаконное деяние, можно назвать различные противоречия (политические, социальные, религиозные и т. д.), низкий уровень жизни или несоответствие потребностей имеющимся возможностям. Противозаконные поступки совершают не только люди в безвыходном положении, но и психически неуравновешенные личности с разными маниакальными идеями и нездоровыми наклонностями.

Проступки и преступления

Нарушение права – любое действие или бездействие, преступающее закон и наносящее вред общественному порядку, государству, жизни и здоровью людей. Любое правонарушение, примеры и виды которых будут описаны далее, заключает в себе определённую степень опасности для общества. Исходя из этого, они делятся на проступки и преступления.

Виды правонарушений: примеры, ответственность

Проступок – противоправное менее общественно опасное деяние. Например, административный проступок возникает в сфере государственного управления, т. е. при нарушении норм и правил, установленных государством.

Какова же ответственность за подобные деяния? Во-первых, необходимо отметить, что административная юридическая ответственность наступает с 16 лет. Органы государственного управления выносят постановление о наказании за административное правонарушение (примеры органов, имеющих на это право: администрация города или района, ППС и т. д.).

Наказание за административное нарушение может быть следующим:

  • штраф;
  • лишение одного или нескольких прав;
  • административный арест.

Административные проступки и наказания за их нарушения прописаны в КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).

Что представляет собой административное правонарушение? Примеры можно указать следующие:

  • Нарушение правил дорожного движения. Наказание: штраф или лишение водительских прав.
  • Безбилетный проезд в общественном транспорте. Наказание: штраф.
  • Неисполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. Наказание: лишение родительских прав.
  • Распространение, хранение, употребление наркотических и психотропных (запрещённых государством) веществ. Наказание: административный арест (изоляция от общества).

Гражданское нарушение права

Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.

Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).

Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:

  • Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
  • Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
  • Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.

Дисциплинарная ответственность

Проступок дисциплинарный возникает при нарушении должностных обязанностей, воинского устава, трудовой дисциплины, рабочего распорядка. В этом случае дисциплинарная юридическая ответственность наступает уже с 16 лет.

Администрация предприятия, на котором совершён проступок, выносит приказ о наказании провинившегося. Наказанием за дисциплинарный проступок выступает замечание, выговор, увольнение.

Дисциплинарные правонарушения и соответствующие им наказания закреплены в ТК РФ (Трудовой кодекс).

Как выглядит дисциплинарное правонарушение? Примеры следующие:

  • Опоздание на работу. Наказание: впервые — устное замечание, при повторном – письменный выговор. При систематических опозданиях и наличии трёх письменных выговоров – увольнение.
  • Отлучение караульного с поста без предупреждения. Наказание: устное замечание, при повторе – рапорт с выговором, при систематическом нарушении воинского устава – заключение на гауптвахте.

Преступления

Преступление — противоправное общественно опасное деяние, преследуемое Уголовным кодексом РФ, заключающее в себе непосредственную опасность общественному порядку, жизни и здоровью людей, их имуществу и т. п. Любое уголовное правонарушение, примеры и виды которых описаны ниже, наказывается по всей строгости закона и подразумевает заключение подозреваемого (обвиняемого, преступника) под стражу.

Виды уголовных правонарушений

Преступления делятся на группы по своей тяжести:

1. Небольшая тяжесть – преступления, совершённые умышленно и/или неосторожно, наказание за которые не превышает двух лет заключения. Примеры подобных преступлений:

  • Клевета в любом виде: публичное выступление, произведение литературы, ложное обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
  • Хакерство, которое вредит чужой собственности.
  • Сделка, совершённая под давлением.
  • Кража личных документов.

2. Средняя тяжесть – преступления, совершённые умышленно (наказание — не более 5 лет тюрьмы) и/или неосторожно (наказание — не более 3 лёт). Данное правонарушение (примеры будут указаны далее) считается самым трудным по доказательству в судебном делопроизводстве. Это такие, как:

  • Угон транспортного средства.
  • Умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести в ходе хулиганства или по отношению к малолетнему.
  • Кража, осуществляемая группой лиц с проникновением в чужую собственность и т. д.

3. Тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 до 10 лет.

  • Попытка или совершённая легализация незаконно полученных денег, дома, земли и т. п.
  • Нарушение положенной техники безопасности при управлении транспортом.
  • Причинение тяжкого вреда здоровью (был утерян орган чувств, конечность, прервалась беременность и т. п.).

4. Особо тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 лет до пожизненного заключения. Таковыми считаются:

  • Умышленное убийство.
  • Изнасилование несовершеннолетнего.
  • Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть пострадавшего.

Все виды правонарушений, примеры которых описаны выше, являются незаконными и наказуемыми. Не стоит совершать предосудительные поступки, если вы не уверены в их законности.

Что такое правонарушение

  • Познакомить учащихся с понятием «правонарушение».
  • Познакомить учащихся с видами наказаний за преступления.
  • Закрепить полученные знания о необходимости соблюдения законов.
  1. Сформировать у учащихся представление о видах правонарушений и мере ответственности за них.
  2. Сформировать у учащихся представление о мере ответственности родителей при совершении их ребенком правонарушения.
  3. Развивать умения работать с фотодокументами.
  1. Развивать учащихся научное мировоззрение о законах.
  2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
  3. Формирование навыков работать в коллективе.

Оборудование: схемы роста правонарушений, фотографии правонарушений.

Основные понятия: правонарушение, преступление, гражданское правонарушение, дисциплинарное проступок, административное правонарушение.

Учитель: В нашей жизни мы все чаще встречается с различными правонарушениями. И количество их не уменьшается, так как многие не знают, что нарушают закон, думают, что уйдут от ответственности. Посмотрим на графики.

Учитель: Что мы узнали из схем? (Количество преступлений растет, особенно в области экологии, появляются новые виды преступлений.)

Нашу беседу начнем с определения понятия – правонарушение.

Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.

— Кто из вас, ребята, в жизни встречался с правонарушениями законов? Приведите примеры.

— Кто из вас наблюдал, что нарушается закон? Приведите примеры.

— Кто был свидетелем того, что совершается правонарушение, но никто не хочет остановить нарушителя дисциплины? Приведите примеры.

— А что значит антиобщественное нарушение закона? Приведите примеры. (Действия против других людей.)

Учитель: Самый первый закон для вас, учащихся, правила поведения для учащихся.

— А какие законы школьной жизни вам известны?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя шалить на переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.

Учитель: А в не школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, уурить в общественных местах.
  • Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
  • Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.

Учитель: Какие же бывают виды правонарушений, и кто определяет степень вины? Это мы сегодня выясним на нашем классном часе.

(По ходу занятия на доске записываются виды правонарушений.)

1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.

(Приведите примеры из школьной жизни и во внеурочное время.)

2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.

3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д.

За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда).

Штрафы выписывают ГПДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.

4. Самый опасный вид правонарушения – уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)

Наказания за преступления: исправительные трудовые работы, лишение свободы, смертная казнь (как исключительная мера наказания).

Ответственность за правонарушения наступает с 14 (частично) с 18 лет полностью за гражданские правонарушения.

За дисциплинарные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. За уголовные преступления – с 14 лет.

Исключение составляют люди психически нездоровые.

До 14 лет ответственность за детей несут родители. За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.

Учитель: Кто же определяет меру вины и наказание?

Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения.

  1. Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.
  2. Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС, взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на складе пиротехники в Воронеже). За такие преступления – менее суровые наказания.

Подведение итогов беседы.

Зачем нужно соблюдать законы?

— А нарушаешь ль ты законы? Задумайся над этим.

Учитель: А теперь проверим, как вы сможете по фотографиям определить вид правонарушения и можно ли его предотвратить.

Работа по группам. Каждая группа по рисункам пытается установить вид правонарушения. Предлагает свои варианты предотвращения этого вида правонарушения.

  1. Экологические правонарушения (Приложение 1).
  2. Правонарушения в торговле (Приложение 2).
  3. Преступления (Приложение 3).
  4. Правонарушения на транспорте (Приложение 4).
  5. Правонарушения подростков (Приложение 5).
  6. Хулиганские действия (Приложение 6).
  7. Правонарушения и алкоголь (Приложение 7).
  8. Игры и правонарушения (Приложение 8).

Учитель подводит итоги работы по группам и задает заключительный вопрос классу:

— А нарушаешь ли ты законы? Задумайся над этим.

Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку

1. «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна, киевский князь Святослав и его «золотое слово» о необходимости объединения русских княжеств для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских воинов, защита своей земли, трагические последствия междоусобиц русских князей, верность, нежность русских женщин, предопределённость событий (затмение солнца), помощь природы русским людям.

2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны», 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн природы, способность человека к творческому преобразованию мира.

3. Гавриил Романович Державин

«Властителям и судиям»

Проблематика: сатирическое обличение порочных вельмож, создание образа достойного гражданина, утверждение идеала мудрого, просвещённого правителя.

4. Денис Иванович Фонвизин

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка, Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество, противостояние прогрессивно мыслящих дворян и реакционных дворян-крепостников, воспитание и образование детей, служение своему Отечеству, невежество, бесчеловечность, способность совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость и справедливость правителя.

5. Александр Сергееевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова, Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым, противостояние вольнолюбивых, прогрессивно мыслящих дворян реакционному лагерю крепостников, отношение к крепостничеству, карьеризму, преклонению перед общественным мнением, оценка личности в зависимости от богатства, чина, положения в обществе, соблюдение внешних форм жизни, несмотря на их содержание, карьеризм, мелочность интересов, духовная пустота, идеал праздной жизни, отношение к воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни, нравственный выбор человека.

6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование человека, социальная среда как основа формирования характера, пути просвещённой передовой дворянской интеллигенции, противопоставление романтического и реалистического восприятия жизни, внешняя и внутренняя красота человека, глубина, сила и искренность чувств, праздная жизнь и духовная пустота представителей поместного дворянства, а также московского барства, отношение к светским предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор между любовью и долгом, русский национальный характер..

«Барышня-крестьянка» — Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, любовь героев вопреки мнимым социальным преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

«Станционный смотритель» — Самсон Вырин, дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей, социальное неравенство, судьба «маленького человека», раскаяние, прощение.

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир, Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание, внутрисословный конфликт, самоуправство помещиков, бюрократические злоупотребления местных властей, любовь «благородного» разбойника-мстителя.

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти, проникновение денежных отношений во все сферы жизни общества, обличение жестокого, хищного эгоизма и необычайного честолюбия.

Бедный чиновник Евгений, Петербургское наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений государственной власти и «маленького человека», безжалостность стихии, Петербург как «рукотворный» памятник Петру I , «Кумир на бронзовом коне» как воплощение бесчеловечной власти, карающей даже за робкий протест.

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша, Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как воплощение честности, прямоты, простоты в быту, чувства собственного достоинства

«Береги платье снову, а честь смолоду», противопоставление старинного «коренного «дворянства (Гринёвы) «новой знати» (Швабрин), черты национального характера в образе Савельича, верность, преданность, любовь, милосердие, прощение, причины, последствия народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич), защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной власти.

Проблематика: протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения, страстная жажда жизни.

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич, ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий, княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, «лишний человек», «портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения», трагическое мироощущение и философские искания личности, осознание своего места в мире, активная или пассивная жизненная позиция, удачные или неудачные попытки реализовать свои желания и таланты, проблемы бытия — смерти, добра — зла, выбор цели жизни, отношение человека к окружающим людям, любовь и дружба, подлость и предательство, ответственность человека за его поступки..

8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Проблематика: красота духовной сущности народа, характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства, победа добра над злом, великодушия над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом, отваги над трусостью, энергии над ленью и праздностью, благородства над низменностью и подлостью, одухотворённой любовью над грубой чувственностью; власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.

Повесть «Тарас Бульба»

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение, вольнолюбивый характер казачества, утверждение демократических основ Запорожской Сечи, прославление её, чувства товарищества и коллективизма, стремление запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству, нравственный выбор человека между долгом и любовью.

Акакий Акакиевич Башмачкин, Значительное лицо

Проблематика: жизнь «маленького человека», духовное и физическое подавление, измельчание человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Городничий, его жена, дочь, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почмейстер , Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков.

Проблематика: социальная сущность, нравы и быт дворянства, показанного в условиях уездного города: злоупотребления чиновников (взяточничество, казнокрадство, грубый произвол), праздная жизнь помещиков, притеснения купцов со стороны власти и их собственный обман покупателей, тяжёлая жизнь мещан, обличение бездельников, сплетников, лгунов, комический характер любовной интриги.

Поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков, помещики Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, чиновники губернатор, прокурор. Председатель палаты, полицмейстер, служащий канцелярии Иван Антонович Кувшинное Рыло, «приятная дама» и «дама приятная во всех отношениях».

Проблематика: противоречия современной Гоголю действительности: исполинские духовные силы народа и его закабалённость, состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновного дворянства, судьба народа в России, произведение как гениальная сатира на крепостническую Русь: паразитизм существования помещиков, полная внутренняя опустошённость, безалаберное расточительство одних, стяжательство других и полное вырождение третьих, пошлость, узость интересов, нерадивость, казнокрадство, взяточничество, полное равнодушие к народным нуждам.

9. Александр Николаевич Островский

Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Варвара, Борис, Дикой, Кулигин, Кудряш.

Проблематика: противоречия между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности, мир самодурства, основанный на семейной и имущественной тирании, диком произволе и деспотизме, обличение мертвящих условий «тёмного царства», пробуждение самобытной, цельной личности, нравственная чистота, душевная красота русской женщины.

Лариса Огудалова, Паратов, Кнуров, Вожеватов

Проблематика: утверждение власти бессердечного чистогана, превращающего неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего — в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения, трагедия возвышенной, одухотворённой души в мире стяжательства и холодного эгоизма.

10. Иван Сергеевич Тургенев

Роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров, Павел Петрович, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Одинцова и Катя, Ситников и Кукшина, родители Базарова

Проблематика: взаимоотношения «отцов» и «детей», споры об отношении к культурному наследию, об искусстве и науке, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, общественном долге, вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития, опасность нигилистического отношения к жизни, прогрессивность научного мышления, стремления к практической деятельности и т.д.

11. Иван Александрович Гончаров

Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская

Проблематика: социальная косность и инертность, апатия и безволие как результат влияния помещичьего быта, угасание в человеке лучших качеств характера: живого ума, доброты, правдивости, кротости, склонности к самоанализу, истинная дружба и любовь, настоящее счастье, равноправие женщин, узость практицизма, стремление к деятельному счастью.

12. Николай Алексеевич Некрасов. Лирика

Проблематика: родина и русский народ, духовный мир крестьянина, его нужды, стремления, доля русской женщины, высота её нравственных принципов, душевная простота, талантливость, назначение поэта и поэзии, гражданственность, народность творчества, обличение власть имущих, позор крепостничества,

идеал общественного деятеля, вера в могучие силы народа..

13. Николай Семёнович Лесков

Иван Северьяныч Флягин, князь, Груша.

Проблематика: мятежный дух, неутомимость в поисках истины, неповторимые черты русского национального характера, странничество как элемент русского самосознания, вера в могучие силы народа.

14. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«История одного города», «Сказки»

Проблематика: обобщение порочной сущности представителей государственной власти, несовершенство системы монархического правления, язвы общественной жизни, галерея нравственных уродов (Перехват-Залихватский «:въехал в город на белом коне, сжёг гимназию, упразднил науки», майор Прыщ — обладатель фаршированной головы, служака Брудастый с «органчиком» вместо головы, проигрывающим всего две фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!»).

15. Фёдор Михайлович Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников, его мать, сестра Дуня, старуха-процентщица Алёна Ивановна, её сестра Лизавета, Разумихин, Лужин, Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна, Поленька, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Миколка.

Проблематика: индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни, жизнь «униженных и оскорблённых», социальная несправедливость, безысходность, стремление стать «высшим», «сильным мира сего», кому «всё дозволено», муки совести как наказание за преступление, несостоятельность «наполеоновской теории», страдание, милосердие, вера в Бога как главные ценности, стремление к добру и человечности..

16. Лев Николаевич Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

Ростовы: Наташа, Николай, Петя, князь Андрей Болконский, княжна Марья, Пьер Безухов, Элен, Анатоль, Василий Курагин, Кутузов, Наполеон, Александр I, Борис Друбецкой, Анна Павловна Шерер, Лиза Болконская, Берг, Долохов, Василий Денисов, капитан Тушин, капитан Тимохин, Тихон Щербатый, купец Ферапонтов, Платон Каратаев и др.

Проблематика: изображение войны в тяжёлых трудах, крови, страданиях, смерти, справедливость Отечественной войны 1812 года, русский народ как единое, неделимое целое, готовность русских людей встать на защиту Родины, любовь народа к своему Отечеству, вклад в победу «дубины народной войны» — партизанского движения, героизм участников Бородинского сражения, единство русской армии, чувство «солдатского братства», нравственная победа русских воинов, дух войска как главный двигатель войны, роль народного полководца Кутузова в невероятно тяжёлой победе русской армии над вероломным и сильным врагом, единство разных слоёв населения перед лицом общей опасности, нравственные критерии событий частной и исторической жизни общества (добро, бескорыстие, душевная ясность, простота, духовная связь с народом), Кутузов и Наполеон как психологические и нравственно-философские полюса романа, любовь, труд, красота как основы семьи, истинная красота человека, умение «любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых её проявлениях», нравственные категории: бескорыстие, верность долгу, гордость, человечность, достоинство, ответственность, патриотизм, скромность, совесть, товарищество, честь, мужество, любовь, милосердие, а также позёрство, соперничество, индивидуализм, ненависть, трусость, тщеславие, ханжество, честолюбие, эгоизм, высокомерие, карьеризм, лжепатриотизм, лицемерие.

17. Антон Павлович Чехов. Ранние рассказы

Дмитрий Ионыч Старцев, Туркины Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна (Котик)

Проблематика: духовная деградация личности, монотонность жизни семьи Туркиных, среда как фактор, вынуждающий героя жить по законам уездного городка, страшное зло омертвления человеческих душ, погружённых в тину обывательщины.

Рассказ «Человек в футляре»

Учитель греческого языка Беликов, рассказчик Иван Иванович Буркин, Варенька

Проблематика: «футлярность» личности, страх «Как бы чего не вышло», социальные последствия «беликовщины».

Рассказ «Дама с собачкой»

Дмитрий Гуров, Анна Сергеевна

Проблематика: настоящая любовь («То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние человека. Влюблённость показывает человеку, каким он должен быть«), столкновение застенчивой любви с миром нестерпимой пошлости («Осетрина-то с душком«)

Ольга, её муж врач Дымов, артистическое окружение героини

Проблематика: истинные и ложные ценности жизни, трудолюбие, самоотверженность человека дела и праздность и духовная деградация скучающей барыни, запоздалое раскаяние.

Надя Шумина, её жених, Саша

Проблематика: духовная пустота, ничтожность интересов людей, стремление героини вырваться из душного мира обывательщины.

Пьеса «Вишнёвый сад»

Любовь Андреевна Раевская, дочери Аня, Варя, её брат Гаев, купец Лопахин, Петя Трофимов, Епиходов, Яша, Фирс.

Проблематика: атмосфера всеобщего неблагополучия, ощущение одиночества героев, драматизма жизни, расстановка социальных сил в русском обществе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия и новые революционные силы, распад старых основ жизни, ожидание надвигающегося рокового конца, смутное предчувствие лучшего грядущего молодыми героями.

18. Иван Алексеевич Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

Пароход «Атлантида», господин

Проблематика: Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние, катастрофичность человеческого бытия, модель цивилизованного капиталистического мира, паутина лицемерия и лжи, истинные и ложные ценности, критическое отношение к бездуховности капиталистического общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

19. Александр Иванович Куприн

Иван Тимофеевич, Олеся, бабушка

Проблематика: любовь и разлука, счастье в единении с природой, неизбежность трагического конца короткого счастья героев, созвучие природы чувствам человека.

20. Максим Горький

Рассказ «Макар Чудра»

Лойко Зобар, Рада

Проблематика: максималистское стремление к свободе, высшее, исключительное проявление гордости, конфликт между любовью и гордостью.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Проблематика: герои легенд воплощают собой единственную черту: Ларра — крайний индивидуализм, Данко — крайнюю степень самопожертвования ради любви к людям. Сама Изергиль — жизнь для себя. Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.

Сатин, Лука, Актер, дворянин, Барон, Клещ, Анна, Бубнов, Настя, Васька Пепел, Костылев, Василиса, Наташа.

Проблематика: социальный конфликт содержателей ночлежки и ночлежников. Античеловеческие условия калечат человека и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии : к смерти, увечью, убийству, каторге. Соотношение правды и лжи. Правда-истина и правда-мечта.

21. Евгений Иванович Замятин

Благодетель, Бюро Хранителей, Зеленая стена,

Проблематика: ответственность науки и ученых перед обществом, вмешательство человека в строение личности, в ход ее творческой деятельности, подчинение социальной сферы. Что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в счастливое будущее?

Повесть «Собачье сердце»

Профессор Преображенский, Борменталь, Клим Чугункин, Швондер.

Проблематика: идея создания нового человека, ответственность науки перед обществом, мотив превращения и мотив оборотничества. Интеллигенция и революция.

Роман «Мастер и Маргарита»

Воланд, Берлиоз, Бездомный, Азазелло, Коровьев, Кот Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га — Ноцри, Мастер, Маргарита, Никанор Иванович Босой, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Стёпа Лиходеев.

Проблематика: смысл жизни, что есть истина, проблема совести, проблема власти, любви и преданности, проблема творчества, добра и зла, прощения, понимания, ответственности, истинной гармонии, творчества.

23. Анна Андреевна Ахматова

Проблематика: память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста. Идея великого заступничества за людей.

24. Михаил Александрович Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, Петр, Дуняша, Дарья, Ильинична и Пантелей, Михаил Кошевой, Митька Коршунов, Листницкий, Подтелков.

Проблематика: роман-эпопея, эпическое воплощение жизни народа, его культуры, казачество как особое сословие, отличающееся стремлением к независимостью, замкнутостью, дисциплиной, трудолюбием, почитанием к старшим, изображение Гражданской войны как трагедии всего народа, правдиво, без прикрас, во всей ее бесчеловечности, трагические поиски правды, общечеловеческие ценности.

Популярное:

  • Административные нарушения пдд реферат Административная ответственность за нарушение ПДД.Нормативно-правовая база, особенности расследо Главная > Контрольная работа >Государство и право Контрольная работа по дисциплине «Правоведение» «Административная ответственность за нарушение ПДД. Нормативно-правовая база, особенности […]
  • 1514 коап рф кто рассматривает 1514 коап рф кто рассматривает Г. Новокузнецк 21.01.2015 года. Мировой судья судебного участка № 2 Куйбышевского района г. Новокузнецка Кемеровской области Гужвий А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении: Шмидт ****, *** г.р., урож. Новокузнецка, […]
  • Лишение избирательного права в сша 2. Избирательные права Избирательное право в США базируется на традиционных принципах всеобщности и равенства при тайном голосовании, являющихся универсальными. Принцип прямых выборов так­же можно считать правилом. Ни один из названных принци­пов не получил полнокровного позитивного […]
  • Кредит под залог недвижимости родственников Кредит под залог недвижимости Залог перед банком при получении кредита значительно увеличивает шансы на получение займа. Как взять кредит под залог недвижимости и при этом все правильно рассчитать? Вам нужен кредит под залог недвижимости? Оформить просто! Одной из обязанностей любого […]
  • Томск список адвокатов Томск список адвокатов Одно из первых документальных упоминаний о Томской адвокатуре относится к 1922 году. 25 июля на основании циркуляра Народного комиссариата юстиции (НКЮ) за №55 в Томске состоялось заседание Губотдела юстиции, на котором было постановлено организовать при Томском […]
  • 1920 коап комментарий Комментарии к КоАП РФ Многие нормы Особенной части Кодекса носят бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение конкретных правил и требований, зафиксированных в отраслевых федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В связи с этим […]