Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Комментарий к Ст. 2 УК РФ

1. Уголовный кодекс определяет триаду стоящих перед ним задач: охранительную (охрана объектов, интересов, ценностей, защищаемых уголовным законом от преступных посягательств); обеспечительную (обеспечение мира и безопасности человечества); предупредительную (предупреждение преступлений). В последующих нормах УК эти задачи конкретизируются, в частности, в принципе гуманизма и в целях уголовного наказания (см. коммент. к ст. ст. 7, 43).

2. Традиционная для законодательства любого государства охранительная задача в УК сформулирована посредством расстановки приоритетов уголовно-правовой охраны интересов личности, общества и государства, как это определено в Конституции (в частности, в ст. ст. 2, 55, 56 и др.).

В качестве объектов такой охраны выступают: права и свободы человека и гражданина как высшие ценности (ст. ст. 17 — 56 Конституции РФ), осуществление которых не должно нарушать права и свободы других лиц; собственность во всех ее формах (ст. 8 Конституции РФ); общественный порядок как совокупность отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, соблюдение нравственности, нормальную работу транспортных и других социальных систем, предприятий, учреждений и организаций; физическая и нравственная неприкосновенность личности; общественная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз ; окружающая среда (ст. 42 Конституции, Закон об охране окружающей среды); конституционный строй РФ, включающий определение формы государственной власти в Российской Федерации и ее источника, способов ее осуществления, разделения на законодательную, исполнительную и судебную; пределы действия суверенитета РФ, принципы федеративного устройства и др. (гл. 1 Конституции РФ); мир и безопасность человечества (разд. XII УК о преступлениях против мира и безопасности человечества).
———————————
См.: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

С учетом изложенного уголовное законодательство фактически решает определенные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые также частично представлены в формулировке принципа гуманизма (см. ст. 7) и которые заслуживают более полного общественно-политического отражения, например, в Концепции уголовно-правовой (уголовной) политики государства .
———————————
См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Проект Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации опубликован Общественной палатой РФ // URL: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/17888.

3. Задача предупреждения преступлений включает два аспекта: частную превенцию, под которой понимается предупреждение новых преступлений лицами, ранее совершившими общественно опасные деяния (в том числе рецидив преступлений), что достигается путем применения к ним уголовного наказания либо мер воспитательного или медицинского характера; общую превенцию, т.е. предупреждение совершения преступления всеми гражданами и иными лицами, что реализуется не только путем определения, возложения и применения уголовно-правовых запретов, но и установлением норм, стимулирующих правомерное, в том числе посткриминальное, поведение (например, о необходимой обороне и крайней необходимости, о специальных видах освобождения от ответственности, в частности, при добровольных актах сдачи оружия (примеч. к ст. 222 УК), освобождения заложника (примеч. к ст. 206 УК), уплаты налоговых штрафов (ст. ст. 198 — 199.1 УК) и др.).

Предупредительная задача предполагает и ее информационно-воспитательный аспект, в том числе с учетом принципа знания закона: незнание закона не освобождает от ответственности. Воспитательная работа согласно УИК является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК).

4. Способы (методы) реализации уголовного законодательства раскрываются в ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой УК устанавливает основание и принципы уголовной ответственности (ст. ст. 3 — 8), определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями (ст. 14), устанавливает виды наказаний (ст. 44) и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (как предусмотренных специальным разд. VI УК, так и представленных в других нормах УК, например в ст. ст. 90 — 92 и др.).

Уголовный закон, будучи по своей правовой природе крайним средством государственной реакции на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью норм иной отраслевой принадлежности оказывается недостаточным. Федеральный законодатель в установленных Конституцией пределах уполномочен самостоятельно определять содержание положений уголовного закона, признаки составов преступлений, виды и размеры наказаний за их совершение. Принятие соответствующих законодательных решений должно осуществляться в том числе на основе закрепленных в Конституции принципов справедливости и соразмерности ответственности конституционно значимым целям при безусловном соблюдении гарантий личности в этой области публично-правовых отношений, а также с учетом общих положений УК о законности, вине, справедливости уголовной ответственности и ее основании, гуманизме (ст. ст. 3, 5 — 8 УК). При этом само по себе неустановление федеральным законодательством уголовной ответственности за те или иные деяния не нарушает конституционные права граждан, в отношении которых эти деяния совершены, и не препятствует использованию ими в целях защиты своих прав и законных интересов иных правовых средств . Уголовно-правовые отношения не могут быть доминирующими, подменять или заменять иных позитивных правоотношений, хотя и они выполняют не только охранительную, но также регулятивную, информационную и иные функции.
———————————
См., например: Определение КС РФ от 29.05.2007 N 515-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трехсвоякова Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации».

5. Подтверждением того, что уголовное законодательство реализуется в форме уголовно-правового отношения, является то, что комментируемая статья, как и большинство уголовно-правовых норм, адресована, с одной стороны, лицам, способным нести уголовную ответственность (ст. 19 УК), с другой — применяющим уголовный закон уполномоченным государственным органам, включая суды общей юрисдикции. Процессуальные способы реализации уголовного законодательства и его задач также отнесены к ведению Российской Федерации, представлены, в частности, в УПК и соотносятся с нормами УК, как форма и содержание, исходя из специфики предметов их правового регулирования. При этом форма становится необходимой характеристикой законности применения материальных норм уголовного закона.

Статья 2 УК РФ. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

Новая редакция Ст. 2 УК РФ

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Комментарий к Статье 2 УК РФ

1. В отличие от норм ст. 1 и 3 формулировка ч. 1 коммент. статьи носит несколько декларативный и эклектический характер.

2. Часть 1 коммент. статьи называет в качестве задач УК РФ следующие пять их групп: 1) охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности; 2) охрана от преступных посягательств общественного порядка и безопасности и примыкающая к этой задаче охрана окружающей среды; 3) охрана от преступных посягательств конституционного строя РФ; 4) обеспечение мира и безопасности человечества; 5) предупреждение преступлений.

3. Перечень прав и свобод человека и гражданина см. в гл. 2 Конституции.

4. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 КРФ).

5. Под общественным порядком понимается состояние жизни в обществе, обеспечивающее спокойствие граждан, физическую и нравственную неприкосновенность личности, бесперебойную работу предприятий, учреждений, организаций, общественного транспорта (отсутствие помех для движения личного транспорта).

6. Общественная безопасность — состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз (Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» ).

Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

7. Особый объект уголовно-правовой охраны — окружающая среда. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ). Глава 26 УК РФ устанавливает УО за экологические преступления. Таковыми являются общественно опасные деяния, посягающие на экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека (Закон об охране окружающей среды).

8. Конституционный строй как объект охраны, его понятие и содержание рассматриваются в гл. 1 Конституции, гл. 19, 29 УК РФ.

9. Обеспечение мира и безопасности человечества средствами УК РФ — установление УО за преступления против мира и безопасности человечества (см. разд. XII (гл. 34) УК).

10. Задача предупреждения преступлений достигается посредством общей и частной превенции. Общая превенция уголовного закона (предостережение, угроза закона) воздействует на неопределенный круг лиц, в частности на лиц, склонных к совершению преступлений. Частная превенция заключается в применении к лицу, совершившему общественно опасное деяние, установленного УК РФ наказания или иных мер уголовно-правового воздействия и лишения его тем самым (хотя бы на определенный срок) возможности совершения новых посягательств.

11. Для решения названных в ч. 1 коммент. статьи задач УК РФ в ч. 2 данной статьи формулирует основные способы их реализации. К ним относятся: 1) установление основания и принципов УО (см. ст. 3 — 8 и коммент. к ним); 2) определение того, какие опасные для личности, общества и (или) государства деяния признаются преступлениями (см. ст. 14 и коммент. к ней); 3) установление видов наказания (см. ст. 44 и коммент. к ней) и иных мер уголовно-правового характера.

11.1. Иными мерами уголовно-правового характера УК РФ называет: принудительные меры воспитательного характера, в том числе помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 90 — 91); принудительные меры медицинского характера (ст. 97 — 104). С 27 июля 2006 г. в УК РФ стала именоваться иной мерой уголовно-правового характера конфискация имущества (ст. 104.1 — 104.3).

Другой комментарий к Ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Уголовный закон призван охранять общественные отношения от общественно опасных посягательств. В соответствии с Конституцией РФ в ч. 1 ст. 2 УК РФ закреплена иерархия ценностей, поставленных под уголовно-правовую охрану. Данная последовательность также соблюдена при конструировании Особенной части УК РФ.

2. Уголовный закон призван предупреждать преступления. Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны лиц, уже совершивших преступления, служит частная превенция. Частная превенция достигается путем назначения таким лицам уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.

Предупреждению нарушений уголовно-правовых запретов со стороны иных граждан служит общая превенция. Общая превенция достигается путем установления в уголовном законе не только норм-запретов, но и норм управомочивающих (например, об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного послепреступного поведения виновного). Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона.

Ст2 ук рф в новой редакции

1. УК называет три задачи, стоящие перед ним. Это, во-первых, охрана объектов (интересов), защищаемых уголовным законом от преступных посягательств; во-вторых, обеспечение мира и безопасности человечества; в-третьих, предупреждение преступлений.
Традиционная для уголовного законодательства любого государства охранительная задача в УК сформулирована (в отличие от УК РСФСР) по признаку расстановки приоритетов уголовно-правовой охраны. В УК РСФСР на первое место была поставлена задача охраны государственных интересов, затем общественных и только потом — личности. В связи с реформированием нашего общества — признанием приоритета общечеловеческих ценностей — в УК изменена последовательность указанных интересов (человек — общество — государство).
2. В качестве объектов уголовно-правовой охраны УК называет права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 17 и 18). Конституция раскрывает содержание основных прав и свобод граждан (ст. 17 — 56). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 213 ГК гласит: «В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам».
Под общественным порядком как объектом уголовно-правовой охраны понимается совокупность общественных отношений, обеспечивающих: общественное спокойствие, соблюдение общественной нравственности (включая законопослушное и достойное поведение граждан в общественных местах), бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций; физическую и нравственную неприкосновенность личности. Общественная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (Закон РФ от 05.03.92 N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002) ).
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3033.

3. Самостоятельный объект уголовно-правовой охраны — окружающая среда. В соответствии со ст. 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В числе правовых инструментов, защищающих это конституционное право, и нормы УК (гл. 26) об ответственности за экологические преступления. Последними признаются общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Объектами охраны окружающей среды являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхность и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

4. Понятие конституционного строя как объекта уголовно-правовой охраны определяет гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя». В его содержание входят:
1) закрепление формы государственной власти в Российской Федерации (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления);
2) определение источника власти в Российской Федерации (многонациональный народ) и способов осуществления народовластия (непосредственно, в том числе путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления);
3) пределы действия суверенитета Российской Федерации (вся территория РФ);
4) принципы федеративного устройства Российской Федерации;
5) принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; другие аспекты и принципы конституционного устройства Российской Федерации.
Обеспечению мира и безопасности человечества служит включение в Особенную часть УК разд. XII «Преступления против мира и безопасности человечества» и соответствующей гл. 34 (см. коммент. к ст. 353 — 360).
5. Предупреждение преступлений как одна из задач УК предполагает два аспекта этой проблемы. Прежде всего общая превенция уголовного закона, т.е. предупреждение совершения преступления гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Общей превенции уголовного закона способствует существование не только самих уголовно-правовых запретов, но и так называемых управомочивающих, дозволительных норм (например, о необходимой обороне и крайней необходимости), так как эти нормы также содействуют предупреждению преступлений. Их можно назвать нормами, стимулирующими предупреждение преступлений и правомерное поведение. К ним следует отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного послепреступного поведения виновного (например, сформулированные в примеч. к ст. 275 УК, в котором освобождение от уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж и насильственный захват власти или насильственное удержание власти, связывается с добровольным и своевременным сообщением органам власти о содеянном или иным его поведением, способствовавшим предотвращению ущерба интересам Российской Федерации).
Другой аспект уголовно-правовой охраны — частная превенция уголовного закона. Под ней понимается предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, уголовного осуждения, которые также связаны с усилением социального контроля над осужденными.
6. В ч. 2 комментируемой статьи определяются основные способы реализации задач УК. Это — установление в нем основания и принципов уголовной ответственности (см. коммент. к ст. 3 — 8); определение того, какие опасные деяния признаются преступлениями (см. коммент. к ст. 14); установление видов наказаний (см. коммент. к ст. 44) и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. К числу последних, например, следует отнести принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (см. коммент. к ст. 90, 91).

Ошибки в Уголовном кодексе

Уголовный кодекс РФ действует с 1 января 1997 года. С момента вступления УК в действие стали раздаваться предложения о внесении в него поправок.

Но первые изменения были внесены только 27 мая 1998 года, почти через полтора года его работы. Казалось, началась нормальная работа по адаптации закона к постоянно меняющимся условиям нашего бытия. Но затем законодателя буквально прорвало, и в последующие годы изменения и дополнения в УК посыпались как из рога изобилия.

Изначально в УК было 360 статей, сегодня их 385. Большая часть вновь введенных статей носит репрессивный характер. Законодатель конструирует все новые составы преступлений, за которые надлежит привлекать к уголовной ответственности. При этом некоторые из этих составов сформулированы так, что в текстах новелл не могут разобраться ни ученые, ни практики.

В том или ином виде было внесено 502 изменения. Это означает, что в некоторые статьи УК изменения вносились неоднократно, а в отдельные — по пять-шесть раз. Иногда законы шли от российского парламента как бы чередой. Несколько раз в один день издавалось по три закона, вносящих изменения в кодекс. Был случай, когда в одну статью — 171-ю — изменения вносились в один день двумя разными законами. В прошлом году УК исправлялся и дополнялся тринадцатью законами. Только одним из них — N 377-ФЗ от 27 декабря 2009 г. — изменения были внесены в 110 статей УК. А в декабре 2003 года одновременно были модифицированы 266 статей.

Разумеется, такая работа наших законописцев не могла не отразиться на качестве Уголовного кодекса. Из первоначально цельного и системного акта он превратился в некое лоскутное одеяло, наполнился внутренними противоречиями, стал включать в себя совершенно ненужные для него нормы и т.д.

Так, в июле 2006 года в УК появился новый раздел «Иные меры уголовно-правового характера», состоящий из двух глав: «Принудительные меры медицинского характера» и «Конфискация имущества». Все бы ничего, но согласно ч. 2 ст. 2 УК иные меры уголовно-правового характера устанавливаются за совершение преступлений. Принудительные же меры медицинского характера сегодня могут назначаться и за общественно опасный деликт, не являющийся преступлением, поскольку его совершил невменяемый человек. Психически больной человек не может быть признан преступником и отвечать за свои действия, но и оставлять его на свободе иногда нельзя, поэтому он и помещается в психиатрический стационар. В нынешних условиях суды, строго говоря, не могут этого делать, ибо принудительные меры медицинского характера по неразумности законодателя признаны иными мерами уголовно-правового характера, которые могут назначаться только за совершенные преступления.

В Уголовный кодекс стали проникать институты и традиции других отраслей права, которым там явно не место. В 2003 году ст. 88 была дополнена новеллой, повергшей в недоумение всех: «Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия». Это — один из случаев субсидиарной ответственности, хорошо известной в гражданском праве. Но в уголовном праве штраф не носит и не может носить в прин ципе компенсационного характера. Это — наказание, и, как всякое наказание, оно назначается только лицу, виновному в совершении преступления. Объективное вменение не допускается даже «с согласия» причинителя вреда!

Решившись на эту вакханалию в рамках УК, законодатель распространил ее и на другие отрасли права, смежные с уголовным. И вот уже в ч. 7 ст. 316 Уголовно-процессуального кодекса появляется норма, определяющая пределы назначаемого судом наказания. Типичная норма материального права, место которой исключительно в Уголовном кодексе! Такая вольность запутывает правоприменителя и создает совершенно ненужные трудности. Если эта практика будет продолжаться, то система уголовного законодательства просто встанет, а то и развалится.

Совершенно очевидно, что в результате нерационального право творчества Уголовный кодекс потерял системность — важнейшее качество для любого кодифицированного нормативного правового акта. Российский Конгресс уголовного права в 2007 году специально посвятил свою сессию проблеме системности УК. Мнения ученых сошлись: ситуация в области уголовного правотворчества становится опасной для общества и государства. В работе конгресса принимали участие представители власти, его решения опубликованы и получили значительный резонанс среди профессионалов. С тех пор минуло почти три года, а ситуация только ухудшилась.

Причин сложившегося положения несколько, но основная заключается в обезнаучивании и депрофессионализации законопроектной работы. Ученых просто выдавили из сфер их традиционного влияния. С их мнением не считаются, а если депутаты и получают заключение солидного научного учреждения, то по непонятной логике принимают строго противоположное решение. Создается впечатление, что правящая партия действует вопреки экспертным мнениям и предупреждениям науки.

Производством законов сегодня у нас занимается кто угодно, но только не специалисты. В Государственной Думе — высшем законодательном органе страны — из 450 депутатов юристы составляют ничтожное меньшинство. Между тем во всех парламентах мира юристы и экономисты составляют приблизительно 70 процентов депутатского корпуса. Показательно, что вызывающий наибольшие возражения в уголовно-правовой науке N 162-ФЗ, буквально исковеркавший в 2003 году Уголовный кодекс, в Госдуме «вел» депутат, работавший до этого директором совхоза.

Ответственность за сложившееся положение дел должна целиком взять на себя правящая партия, ибо именно она формирует списки кандидатов в депутаты по только ей одной известным правилам и предпочтениям, включая в парламент «знаковых людей» из различных сфер жизни, что отнюдь не гарантирует качество правотворчества. Скорее, наоборот. Каждый должен заниматься своим делом.

Мы предупреждаем о критическом положении с позиций настоящего дня. Но в полной мере дефекты законодательства в сфере борьбы с преступностью все общество почувствует лет через 12-15, когда авторы дефектного УК отойдут от дел и станут получать персональные пенсии. Расхлебывать же сегодняшнюю безграмотность придется потомкам. Чтобы этого не произошло, ситуацию исправлять надо уже сейчас.

Ныне действующий Уголовный кодекс необходимо существенно обновить. Не внести очередные и частные изменения, а пересмотреть весь УК целиком, принять его новую редакцию.

Пользоваться сегодняшним разбалансированным законом по борьбе с преступностью невозможно и даже опасно для общества. Новая редакция закона отличается от нового закона тем, что концепция старого кодекса не меняется.

Подконституционность УК, согласование его положений с международными стандартами, приоритет защиты личности не подлежат пересмотру.

Для проведения данной работы целесообразно создать (наверное, при министерстве юстиции) кодификационную группу из профессиональных юристов (ученых, представителей заинтересованных органов и т. д.), которая подготовила бы проект новой редакции Уголовного кодекса. Разумеется, подготавливаемый документ потребует широкого обсуждения. Всю эту работу при желании можно провести за год-полтора. При этом должен быть наложен мораторий на внесение изменений и дополнений в действующую редакцию УК РФ.

Уголовный закон — элемент правовой культуры, по которому в определенной степени можно судить и о состоятельности власти, и о состоянии общества в целом.

Доктора юридических наук, профессора :

А. И. Бойко (Ростов-на-Дону), Ю. В. Голик (Елец), С. А. Елисеев (Томск), Л. В. Иногамова-Хегай (Москва), В. С. Комиссаров (Москва), В. П. Коняхин (Краснодар), А. И. Коробеев (Владивосток), Н. В. Лопашенко (Саратов), В. А. Якушин (Тольятти)

Статья 1.2 КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 1.2 КоАП РФ

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к Статье 1.2 КоАП РФ

1. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности.

2. Законодательство об административных правонарушениях направлено на защиту установленного порядка (организации) осуществления физическими и юридическими лицами их прав. Поэтому Особенная часть комментируемого Кодекса, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур. Она содержит разделы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике и т.д. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи законодательства об административных правонарушениях.

Другой комментарий к Ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Определение основных задач законодательства об административных правонарушениях соответствует принципиальным положениям, закрепленным Конституцией РФ. Они существенно обновлены, что было необходимо в силу того, что до введения в действие новой редакции КоАП РФ они (основные задачи) были определены с учетом условий существования Союза ССР и не отражали современный государственный статус российского государства.

Соответственно основное внимание законодателя при определении задач административного законодательства в духе российской Конституции сосредоточено на защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ). Вместе с тем им учтены международные принципы и нормы, относящиеся к статусу человека и гражданина, которые были восприняты Российской Федерацией.

Гражданин и его интересы находятся в центре внимания и при обозначении иных задач законодательства об административных правонарушениях. Именно в таком смысле следует расценивать направленность его на охрану здоровья граждан, санитано-эпидемиологического благополучия населения, защиту экономических интересов физических лиц, общественной нравственности. В конечном счете этим целям служит также охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности.

В Особенной части КоАП РФ имеются составы административных правонарушений, сгруппированные по главам: «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» (гл.5), «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (гл.6) и т.д. В подобном аспекте можно характеризовать и гл.14, в которой содержатся составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, хотя многие ее нормы направлены против нарушений предпринимательского законодательства.

Новеллой является защита общественной нравственности. В этой области сформулированы новые составы правонарушений. Это связано с широким распространением в обществе таких явлений, как проституция, наркомания и др.

По-прежнему одной из центральных задач законодательства об административных правонарушениях является охрана собственности во всех ее современных формах (гл.7), а также общественных отношений в важнейших сферах экономической системы страны. В последнем случае имеется в виду борьба с административными правонарушениями в промышленности, строительстве и энергетике (гл.9), на транспорте (гл.11), в области дорожного хозяйства (гл.12), в области связи и информатизации (гл.13), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.8).

Не меньшее значение имеет направленность КоАП РФ против административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти (гл.17), на установленный порядок управления (гл.19).

Нельзя не отметить и тот факт, что в самостоятельную группу выделены административные правонарушения в области таможенного дела (гл.16); ранее нарушения таможенных правил фиксировались в ТК РФ. Глава 18 посвящена административным правонарушениям в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Наконец, выделена и самостоятельная гл.21, нормы которой предусматривают административную ответственность за правонарушения в области воинского учета.

Таким образом, задачи законодательства об административных правонарушениях, определяемые ст.1.2 КоАП РФ, воспроизводят в более совершенном и современном варианте те, которые были определены ст.1 КоАП РФ РСФСР и в развернутом виде отражаются в структурных подразделениях (главах) Особенной части настоящего Кодекса.

Сформулированные задачи законодательства об административных правонарушениях служат выполнению важной профилактической функции — предупреждению административных правонарушений.

О значимости этих задач свидетельствует не только их характеристика. Она становится очевидной при их сравнении, например, с задачами уголовного законодательства. Так, ст.2 УК РФ в качестве задач называет охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Нетрудно заметить совпадение основных параметров, характерных для задач уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, что закономерно, ибо и то и другое служит единой правоохранительной цели, реализуемой различными юридическими средствами. Вместе с тем эта общность задач дает основания для того, чтобы в дальнейшем провести грань между преступлениями и административными правонарушениями, равно как и между уголовными и административными наказаниями.

Популярное:

  • Воинская часть 3792 дембеля Войсковая Часть 3792, КУ Войсковая Часть 3792, КУ зарегистрирована по адресу Москва г, ул.Дорожная, д.56, 117405. КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 3792 организации ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 3792 Гончаров Алексей Владимирович. Основным видом деятельности компании является Деятельность по обеспечению […]
  • Деньги в долг от частных лиц под расписку санкт-петербург Дам деньги в долг в Санкт-Петербурге частное лицо Оформим кредит в день обращения от 200 до 500 тысяч. До миллиона рублей в течении двух дней. В течении трех дней до 3 миллионов. Оформляем даже с открытыми просрочками. Возраст с 20 лет до 55 лет. Работаем со всеми регионами РФ. Прописка […]
  • Следственные действия ограничивающие конституционные права граждан ЗАКОННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина объявила обязанностью […]
  • Банки и банковская деятельность для клиентов О банках и банковской деятельности Статья 56. Право клиента на информацию Клиент имеет право доступа к информации о деятельности банка. Банки обязаны по требованию клиента предоставить следующую информацию: 1) сведения, подлежащие обязательной публикации, о финансовых показателях […]
  • Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Обратная сила ФЗ от 07 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс […]
  • Слово о родной земле 7 класс пальман ответы на вопросы Скачать учебник слово о родной земле 5 6 класс пальман, технология термической обработки башнин ушаков 15 ноя 2013 Автор - составитель Л.М. Пальман. планирование уроков краеведения в 5 классе Учебник - «Слово о родной земле» 5,6 класс. В 6 классе 1 учебник «Слово о родной земле 5-6 […]