Оглавление:

Устав ООО: менять или не менять? Актуальные вопросы в свете Федерального закона N 312-ФЗ (И.М. Акиньшина, «Нормативные акты для бухгалтера», N 12, июнь 2009 г.)

Устав ООО: менять или не менять?
Актуальные вопросы в свете Федерального закона N 312-ФЗ

В конце 2008 года были приняты поправки в российское законодательство, существенно меняющие положение обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 312-ФЗ) внесены изменения, в частности, в часть первую Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 08.02.98 N 14-ФЗ и от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу указанного закона (до 1 июля 2009 г.), подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ (в ред. на 01.07.2009) не позднее 1 января 2010 года. Можно ли рассматривать приведение учредительных документов ООО в соответствие с новыми требованиями в качестве мероприятия обязательной для общества перерегистрации? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев основные изменения, которые вносятся Законом N 312-ФЗ в порядок урегулирования важных для ООО вопросов.

Изменения в учредительных документах

Прежде всего, напомним, что с 1 июля 2009 года Учредительный договор ООО утрачивает статус учредительного документа. Таким единственным документом остается Устав общества. Требования к сведениям, включаемым в Устав, изложены в статье 89 Гражданского кодекса РФ и статье 12 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ (далее — Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ приводится в ред., действующей с 01.07.2009). Как правило, уставы ООО составляются на основе Типового Устава, который состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Юридический статус Общества. Виды деятельности Общества;

2. Уставный капитал Общества;

3. Права и обязанности участников Общества;

4. Порядок и последствия выхода участника общества из Общества;

5. Порядок перехода доли (части доли) в уставном капитале Общества к другому лицу;

6. Управление в Обществе;

7. Распределение прибыли Общества между участниками Общества;

8. Заинтересованность в совершении Обществом сделки;

9. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

10. Порядок хранения документов Общества и порядок представления Обществом информации участникам Общества и другим лицам;

11. Реорганизация и ликвидация Общества.

В целом, конкретные положения устава общества повторяют нормы действующего федерального законодательства. А раз такое законодательство меняется, то и положения уставов могут войти в противоречие с актуальными нормативными актами.

Назовем основные поправки, вносимые Законом N 312-ФЗ, которые могут повлиять на положения устава или сделать его недействительным.

Отмена Учредительного договора в качестве учредительного документа не означает отказ от подобного договора. Учредительный договор заменяется Договором об учреждении общества. В нем как и прежде фиксируется порядок создания ООО, размер уставного капитала общества, порядок оплаты долей в уставном капитале и др. Законодатели внесли изменения в отношении долей каждого участника общества. Так, если ранее в учредительном договоре указывался только размер доли каждого участника общества, то с 1 июля 2009 года должна указываться и номинальная стоимость доли. При этом сведения о размере и номинальной стоимости этих долей отныне можно не указывать в уставе общества, ссылку на обязательное указание такой информации исключили из статьи 12 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ. Такое положение позволит не менять Устав каждый раз, когда происходит продажа долей или изменение состава учредителей. Эти сведения отныне будут сообщаться в регистрирующий орган в особом порядке (см. ниже).

Одновременно с изменением в указании информации о долях, в учредительных документах внесена поправка, в соответствии с которой сведения о размерах и номинальной стоимости долей каждого участника общества подлежат занесению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Аналогичная поправка внесена и в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (подп. «б» п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Помимо договора об учреждении общества учредители (участники) общества вправе будут заключать еще один договор, который станет регламентировать осуществление прав участников общества (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Следующая поправка в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для некоторых ООО может явиться значимой. Уставный капитал ООО до сих пор устанавливался из размера не менее стократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации организации. В пересчете на рубли с 1 января 2001 года эта сумма составляла 10 000 рублей (базовая часть МРОТ равная 100 рублей была введена с 1 января 2001 года ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ). В новой редакции Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ предельный минимальный размер уставного капитала приводится в денежном выражении и равен такой же сумме (10 000 руб.). Но для тех ООО, которые регистрировались до 2001 года и с тех пор не меняли свой уставный капитал, установленный его размер может фактически оказаться ниже допустимого предела. По новым правилам минимальный размер уставного капитала общества не должен быть ниже 10 000 рублей для всех обществ без исключения на 1 июля 2009 года, независимо от даты регистрации фирмы. Значит в случае невнесения изменений в сам уставный капитал (при его размере менее 10 000 руб.) и в учредительные документы, общество может быть признано не отвечающим требованиям законодательства РФ.

Отчуждение доли и выход участника из ООО

Значительные изменения коснулись порядка отчуждения доли или части доли. Статья 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ претерпела большие изменения. Они затронули порядок реализации преимущественного права приобретения долей участниками общества, правила установления цены покупки доли, установление размеров возможного предложения доли на продажу, порядок получения согласия участников общества в различных ситуациях. Главной поправкой указанной статьи можно по праву считать введение обязательного нотариального удостоверения (за некоторым исключением) сделки по переходу доли или части доли к участникам общества или третьим лицам (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Такие изменения в законодательстве об ООО в первую очередь направлены на пресечение рейдерства компаний.

Немаловажным изменениям подверглось положение о выходе участников из ООО. Отныне законодательство запрещает выход из ООО последнего или единственного участника (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). В общем случае право на выход из 000 теперь должно быть прямо указано в уставе общества, если эта норма не будет закреплена, то ни один участник общества фактически не сможет добровольно покинуть ООО (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Таким образом, если общество предполагает в дальнейшем возможным выход участников из общества, то в уставе необходимо это указать. В связи с выходом участника из ООО возникает вопрос приобретения его доли. В этом плане новым является возможность закрепить заранее определенную уставом цену доли, по которой она или ее часть может быть реализована при использовании преимущественного права на приобретение доли, и другие изменения.

Мы рассказали только о некоторых поправках, которые возможно затронут положение большей части ООО и потребуют обязательного внесения изменений в учредительные документы общества.

Порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Процесс перерегистрации любого юридического лица, в том числе в форме ООО, в целом сходен с процессом внесения изменений в учредительные документы организации. Думаем, в нынешней ситуации поправок будет так много, что целесообразнее разработать новую редакцию устава, соответствующего требованиям изменившегося законодательства. Он должен быть утвержден на общем собрании участников ООО (в случае, если общество учреждено не единственным участником), заверен у нотариуса вместе с соответствующими документами, необходимыми для внесения изменений в учредительные документы. Пакет документов вместе с заявлением должен быть представлен в регистрирующий орган в течение второго полугодия 2009 года. Представленные после

1 января 2010 года заявления будут приниматься, но со штрафными санкциями. Напомним, что на сегодняшний день регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба, в частности в Москве такие функции возложены на Межрайонную инспекцию N 46 (г. Москва, Походный проезд, вл. 3, корп.1).

Новая редакция Устава и иные необходимые изменения в учредительных документах могут быть утверждены на общем годовом собрании общества или на внеочередном собрании.

Перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган указаны в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ:

— заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— непосредственно изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (к примеру, устав или его копия);

— документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, оформляется по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Обратите внимание: подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально. Ранее это требование регламентировалось приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16. С 1 июля 2009 года такая норма закреплена в законодательстве о регистрации юридических лиц и предпринимателей (подп. «б» п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Правоустанавливающие документы о долях ООО

А если все же ООО не пройдет перерегистрацию, будут ли у него в дальнейшем проблемы? Думаем, что да. С 1 июля 2009 года сведения об учредителях и размерах (номинальной стоимости) их долей в уставном капитале общества при учреждении ООО указываются в договоре об учреждении общества. Эти сведения в обязательном порядке с 1 июля 2009 года будут заноситься в базу ЕГРЮЛ при первичной регистрации ООО. По тем организациям, которые зарегистрированы до 1 июля 2009 года, налоговый орган одновременно с регистрацией изменений, вносимых в уставы ООО в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ будет вносить в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества, которые заявитель укажет на момент внесения изменений (п. 5 ст. 5 Закона N 312-ФЗ).

В дальнейшем, как мы уже указывали, сделки по отчуждению доли или части доли должны заверяться у нотариуса. Исключение составляют сделки по приобретению и перераспределению долей самого общества между участниками ООО или третьим лицом. После нотариального удостоверения сделки нотариус не позднее третьего дня со дня удостоверения передает в регистрирующий орган заявление общества о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Таким образом, в регистрирующий орган информация о сделках с долями ООО между участниками ООО или отчуждении доли (части доли) третьим лицам будет поступать от нотариуса. При этом к заявлению будет прилагаться документ, подтверждающий основание перехода доли или части доли.

Понятно, что если ООО не подаст заявление на изменение сведений в ЕГРЮЛ в плане приведения документов и сведений в соответствие с новым законодательством, то как минимум в государственном реестре организаций (в выписках из ЕГРЮЛ) будут отсутствовать данные о долях участников общества. В случае запроса выписки из ЕГРЮЛ обществу вряд ли откажут, но отсутствие актуальной информации не позволит ООО совершать некоторые мероприятия. Неполная выписка из ЕГРЮЛ может вызвать недоверие контрагентов общества. Наверняка, возникнут проблемы при продаже доли общества.

Это связано с тем, что выписка из ЕГРЮЛ имеет правоустанавливающий характер. Следовательно, в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Кстати сказать, с 1 июля 2009 года общество обязано вести списки участников ООО с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих самому обществу. Это значит, что общество будет располагать полной информацией об участниках ООО и их долях на основании списка участников, и эти сведения ООО обязано своевременно обновлять в государственном реестре юридических лиц. В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, это право устанавливается на основании договора или иного документа, подтверждающего возникновение у учредителя права (абз. 2 п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Кроме того, с момента внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц переход доли или части доли может быть оспорен только в судебном порядке путем предъявления иска в арбитражный суд (п. 12 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Новые сведения в реестре ЮЛ

Помимо новшеств в отношении внесения сведений в базу данных ЕГРЮЛ о купле-продаже долей (частей доли) между участниками общества или третьим лицом, Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ внесены и некоторые другие изменения, касающиеся состава информации об ООО и порядка внесения ее в государственный реестр юридических лиц.

Так, статья 18 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ дополнена положением об обязательной государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением уставного капитала общества за счет его имущества, а также изменений номинальной стоимости долей участников общества в связи с этим событием. Здесь же определен срок: такие изменения должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня принятия соответствующего решения об увеличении уставного капитала.

Аналогичный порядок внесен и в статью 20 этого же закона для заявления об уменьшении уставного капитала общества — документы для государственной регистрации вносимых в устав общества изменений в связи с уменьшением уставного капитала общества и изменения номинальной стоимости долей участников общества должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты направления кредиторам последнего уведомления об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере.

В обоих случаях для третьих лиц указанные изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации.

Обратим внимание наших читателей еще на один немаловажный факт. Содержание государственных реестров, касающихся обществ с ограниченной ответственностью расширено. С 1 июля 2009 года кроме сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО в государственный реестр будут заноситься сведения о передаче долей или частей долей в залог (об ином обременении), а также сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В связи с этим, в статью 22 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ внесена правовая норма, согласно которой договор залога доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. В общих чертах нотариальное заверение таких договоров и направление заявления об этом факте в регистрирующий орган аналогичен порядку нотариальных действий с куплей-продажей долей (частей долей).

Кроме того, с 1 июля 2009 года определен перечень лиц, которые могут являться заявителями при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества. Такими заявителями могут быть как участники общества, учредители (участники) ликвидированного юридического лица, имеющие вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица, а также исполнитель завещания и нотариус (п. 1.4. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

С 1 июля 2009 года уставы обществ, созданных до этой даты, будут применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону об ООО в обновленных редакциях. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), которые не привели свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом (п. 3 ст. 59 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с другим федеральным законом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). К примеру, под грубым нарушением напрямую можно рассматривать несоответствие размера уставного капитала новым требованиям: не менее 10 000 рублей.

Таким образом, общества с ограниченной ответственностью могут подвергнуться принудительной ликвидации. В первую очередь налоговики избавятся от фирм-однодневок. Но если общество не собирается ликвидироваться, не сможет по каким-либо причинам пройти перерегистрацию в законодательно установленный срок, оно может обратиться в налоговый регистрационный орган и после 1 января 2010 года. В этом случае обществу грозит штраф. Так как юридические лица несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

«Нормативные акты для бухгалтера», N 12, июнь 2009 г.

Внесение изменений в устав

При регистрации предприятия на титульном листе устава регистратор делает отметку. Она свидетельствует не только о занесении в государственный реестр нового юрлица, но и подтверждает соблюдение всех норм при создании субъекта хозяйствования. Госрегистратор проверяет правильность текста учредительных документов. По правилам делопроизводства устав прошивается и подписывается учредителем (или уполномоченным органом), страницы нумеруются.

Внесение изменений в устав предприятия (ООО) процедурно не такое сложное как, например, изменение названия предприятия, однако, тоже требует определенных навыков и юридической грамотности, поэтому рекомендуем обращаться в профессиональные компании.

Как внести изменения в устав — порядок

Внесение изменений в устав ООО возможно двумя способами: изложение изменений как отдельного документа или изложение устава в новой редакции.

Способ № 1 . Текст изменений готовится в виде отдельного приложения. На титульном листе указывается, что приложение является неотъемлемой частью основного документа. И на титульном листе устава делается отметка о наличии внесенных и зарегистрированных изменений.

Способ № 2 . Текст устава переписывается полностью. Предыдущая редакция утрачивает силу. На новом уставе делаются отметки и о регистрации предприятия (переносится), и о дате регистрации внесения изменений.

Документы для внесения изменений в устав ООО

Для проведения регистрации изменений в устав регистратору подают такие документы:

  • заполненную регистрационную карту на проведение регистрации в учредительные документы юрлица;
  • решение о внесении изменений в устав (он подтверждает правомочность принятия решения об изменении устава);
  • оригинал устава в его редакции на момент обращения (если устав утерян полностью или в части, то предъявляют объявление об этом в СМИ);
  • два экземпляра изменений в устав (в виде приложений или устава в новой редакции);
  • документ об уплате регистрационного сбора.

Дополнительно подаются такие документы:

  • документ об осуществлении платы за публикацию объявления в специализированном СМИ (если изменения касаются уменьшения статутного капитала);
  • решение о выходе юрлица из состава учредителей (участников); заявление о выходе физлица из состава учредителей (участников); заявление, договор или иной документ о переходе или передаче части в уставном капитале; решение уполномоченного органа об исключении лица из состава учредителей (участников) – в случае внесения изменений, которые связаны с изменением состава учредителей (участников);
  • свидетельство о смерти учредителя (участника) – в случае внесения изменений, которые связаны с изменением состава учредителей (участников), когда после смерти лица наследникам отказано в принятии их в состав участников;
  • копию судебного решения (если изменения связаны с изменением цели учреждения).

Подающее документы лицо подтверждает личность и полномочия такими документами:

  • паспорт гражданина Украины или загранпаспорт – если лицо согласно учредительным документам имеет право осуществлять действия от имени юрлица;
  • паспорт гражданина Украины (загранпаспорт) и доверенность – если лицо является представителем.

Документы принимаются по описи, один экземпляр которой передается заявителю.

Стоимость услуг по внесению изменений в устав

За регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы, оплачивается регистрационный сбор, который включен в нашу стоимость.

Стоимость регистрации внесения изменений в устав предприятия (ООО) вы найдете в нашем Калькуляторе услуг.

Срок внесения изменений в устав предприятия

При отсутствии оснований для отказа внесение изменений в устав регистрируется в течение 3 рабочих дней с момента подачи документов. Не позднее следующего рабочего дня после осуществления регистрации регистратор отдает заявителю оригинал старого устава с отметкой о внесенных изменениях. В этот же день уведомляет органы ГНС, ПФ, статистики. Если изменения касались ведомостей, которые заносят в выписку из ЕГР, то выдается новая выписка (не позднее следующего рабочего дня после сообщения органами ГНС, ПФ, статистики о том, что изменения ними учтены и внесены в ведомственные реестры).

Срок регистрации внесения изменений в устав ООО — 3 р.д.

Обратите внимание на связанные услуги по внесению и регистрации изменений в устав:

Если устав ООО не соответствует законодательству

Основные случаи, когда устав не соответствует положениям действующего законодательства, скорее будут следующие.

Несоответствие 312-ФЗ от 30.12.2008

От редакции: Коллеги, мы постоянно стараемся улучшить Регфорум. Этот пост включает в себя мнения нескольких экспертов, чтобы вам было интереснее! Ждем вас в комментариях!

Устав не соответствует Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 № 312-ФЗ.

Этот закон внес ощутимые изменения в корпоративное право, в этой связи даже в самом законе (п. 2 ст. 5) содержится положение на предмет того, что все уставы компаний, созданных до вступления указанного закона (а именно, до 1 июля 2009 года), при первом же изменении должны быть приведены в соответствии с ним. Это делается путем фактического внесения изменений в устав и подачей заявления по форме Р13001 в налоговую, где согласно п. 5.3. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected], в разделе 2 заявления «Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации» в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется знак V. Имейте ввиду, что такой знак проставляется исключительно в том случае, если вы приводите свой устав в соответствии с ФЗ-312, а не просто на предмет соответствия своего устава последним изменениям законодательства, в противном случае налоговая отказывает в совершении таких регистрационных действий, что подтверждается в недавнем Письме ФНС России от 28.12.2016 № ГД-4-14/[email protected] «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016)».

Возникает закономерный вопрос: каковы же будут последствия неприведения устава с ФЗ-312 – по сути, никаких. Такую позицию подтвердил Президиум ВАС РФ с своем Информационном письме «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ» (30.03.2010 № 135) (п. 5):

«Судам следует иметь в виду, что неприведение устава общества в соответствие с новым законодательством в порядке, определенном частью 2 статьи 5 Закона № 312-ФЗ, не влечет никаких ограничений правоспособности общества, а также не влечет ограничения оборотоспособности долей в уставном капитале данного общества».

Несоответствие ст. 12 ФЗ «Об ООО»

В уставе нет обязательных положений, установленных п. 2 ст. 12 Закона об ООО, п. 4 ст. 52 ГК РФ. Последствия такой ситуации дискуссионы, закон не содержит прямого указания на то, что происходит с уставом в таком случае.

Во-первых, раньше в судебной практике была такая позиция: отсутствие в уставе обязательных к указанию сведений приравнивается к отсутствию самого устава на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации (непредставление документов) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2004 № А56-7357/04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2004 № А56-7356/04).

Однако нужно обратить внимание, что в обоих делах фигурирует факт отсутствия надлежащего указания места нахождения компании, и постановления датируются 2004 годом, а с тех пор изменился подход к обязательному указанию адреса (сейчас достаточно только места нахождения). Но при этом сама концепция имела место быть, поэтому нужно это учитывать.

Во-вторых, если посмотреть на положения Закона о регистрации (ФЗ-129), то в п. 4.1 мы видим:

«Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом», при этом «проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, все же проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица» (п. 4.2).

В-третьих, полученная консультация в МИ ФНС № 46 по данному вопросу говорит о следующем: содержание устава если и просматривается, то только на предмет верности тех сведений, которые будут отражены в последующем в ЕГРЮЛ.

Несоответствие другим положениям законодательства

В уставе содержатся положения, которые противоречат законодательству по той или иной причине – последствия здесь очевидны, такое положение не будет применяться, однако это не влечет недействительность всего документа целиком. Данная позиция подтверждается в п. 5 Постановлении ВС РФ № 90, Постановлении ВАС № 14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 09.12.1999.

Самой содержательной, да и логичной позицией представляется та, что содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу № А21-3751/2008:

«основанием для вывода о недействительности устава может являться несоответствие его закону или иному нормативному акту либо отсутствие решения органа о его утверждении, принятого в соответствии с законом».

Вывод можно сделать следующий: хоть существенных последствий несоответствие устава законодательству не влечет, однако лучше отслеживать такие моменты, чтобы это не «вылезло» в неожиданный момент, к примеру, у нотариуса при совершении сделки, ведь он-то точно проверит нужный ему раздел на предмет законности.

Мнения других экспертов

«Если устав не соответствует законодательству, в частности, статье 12 Закона об ООО, в таковой, конечно, должны быть внесены изменения, поскольку это может явиться основанием для отказа в регистрации юридического лица (Постановление ФАС СЗО от 09.12.2004 № А56-7357/04), а уже созданного – основанием для его ликвидации (п.п.1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Однако при рассмотрении заявления о ликвидации общества, суд вправе предложить ответчику принять меры по устранению нарушений путем представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих изменений устава общества (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135)».

«Несоответствие устава ООО закону — довольно распространенная ситуация. Теоретически такие уставы могут не пройти регистрацию, но на практике налоговые органы, в отличие от управлений юстиции, не проверяют представляемые тексты.
Конечно, не содержащий обязательных положений устав нужно как можно скорее приводить в соответствие с законом, для этого достаточно на общем собрании утвердить новую редакцию устава и зарегистрировать ее в налоговом органе. До приведения устава в соответствие с законом большинство корпоративных действий можно совершать на основании Закона «Об ООО», который содержит восполняющие нормы практически на любой случай жизни. Однако затягивать в приведении устава в соответствие с законом не стоит, в отдельных ситуациях это может вылиться, например, в отказ в совершении нотариальных действий».

Нужно ли вносить изменения в Устав в связи с принятием нового закона

13.03.2018 19106 4 9

С вступлением в силу нового закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» у руководителей и менеджеров возникает резонный вопрос: Нужно ли вносить изменения в Устав.

Это зависит исключительно от количества учредителей, их межличностных отношений и уставного фонда.

Для решения этого вопроса предлагаем вам вкратце ознакомиться с основными изменениями.

1. Подход, при котором не устанавливается ограничений на количество участников

Привлечение участников в процессы управления обществом и наделяет их широкими полномочиями для защиты своих прав и влияния на руководство, создаст у участников мощную мотивацию сузить свой круг за счет выкупа долей тех участников, кто не проявляет интереса к деятельности общества и не принимает участие в общем собрании .

2. Статья 7 проекта посвящена регулированию важного и нового для Украины инструмента, которым является корпоративные договоры, В законе и уставе могут быть установлены полномочия участников, а в корпоративном договоре — обязательства сторон об их реализации определенным образом.

(Урегулирование своих отношений с помощью договоров)

3. Важной новеллой проекта является исключение информации о размере уставного капитала и перечня участников общества из перечня сведений, подлежащих обязательному закреплению в уставе (ст.10).

4. Указанная статья не содержит и требований о включении в устав местонахождение общества.

5. Проект установлено общее правило о внесении участниками вкладов не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации общества (ч.1 ст.13).

6. В статье 5 проекта устанавливаются особенности Внесение вклада в неденежной форме.

7. В статье 17 установлены правила увеличения размера уставного капитала с привлечением дополнительных вкладов по решению общего собрания.

8. В ч.9 установленный срок принятия решения об увеличении уставного капитала и размеры долей участников с применением установленного коэффициента.

9. Регулировка для выхода участника из общества (статья 23), положениями ч.1 предполагается, что участник, доля которого в капитале общества превышает 50 процентов, может выйти из общества с согласия других участников, в то время как участник общества, доля которого в уставном капитале общества не превышает 50 процентов, может в любой время выйти из общества.

10. Правила ст.23 применяются также к отношениям по выходу из общества наследника или правопреемника участника.

11. Статья 19 устанавливает подробные правила применения механизма преимущественного права участника на приобретение доли в уставном капитале, которая продается

12. Проект предусматривает возможность для участников предусмотреть в уставе иной порядок реализации участниками своих преимущественных прав (ч.6). Частью 4 предусмотрено судебное разрешение споров о заключении договора в случае уклонения одной из сторон, а частью 5 предусмотрен механизм защиты участником своего преимущественного права от нарушения через обращение в суд с требованием о переводе на него прав и обязанностей покупателя доли.

13. Статьей 26 устанавливаются нормы, основным назначением которых является недопущение перехвата контроля над обществом или негативного влияния исполнительного органа на общее собрание участников из-за использования прав, приходящихся на долю в уставном капитале, приобретенные самим обществом.

14. В ст.27 регулируется выплата дивидендов

15. Статья 28 содержит целый ряд предупредительных механизмов, которые должны предотвратить изъятие активов под предлогом выплат прибыли. Так, общее собрание участников не могут принять решение о распределении прибыли, если общество имеет обязательства по выплатам участникам, вышли или были исключены, если общество не в состоянии рассчитаться с кредиторами и т.д. (ч. 1). Дивиденды не выплачиваются участнику, не полностью внес вклад

16. Часть 3 статьи 32 устанавливает обязанность исполнительного органа общества созвать общее собрание в случае резкого (на 50 процентов) уменьшение стоимости чистых активов общества, что может свидетельствовать о резком ухудшении финансового состояния.

17. в ч.4 ст.32 предлагается предусмотреть, что виновные нарушители будут нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества

18. Статьей 38 проекта устанавливаются особенности проведения общего собрания в обществах с одним участником.

19. в ч.13 ст.40 проекта предлагается установить особенности прекращения полномочий единоличного исполнительного органа или председателя коллегиального исполнительного органа

20. Важной новеллой проекта является и установление правил о значительных сделках и сделках с заинтересованностью (ст.ст. 45, 46, 47). Правила, установленные в ст 45 и 46 предусматривают, что исполнительный орган не может совершать значительные сделки и сделки с заинтересованностью по собственному почину, а должна получить на это специальное полномочие путем получения согласия, которая предоставляется общим собранием или наблюдательным советом (причем голосование проходит по специальным правилам).

ВАЖНО УЧЕСТЬ

21. ГЛАВА IV определяются особенности прекращения и выделения общества. Основная нагрузка несет статья 55, посвященная конвертации долей обществ. В статье 56 изложены правила, которые имеют целью защиту прав кредиторов.

Предлагаемые изменения предусматривают, что общество, кроме исполнительного органа может иметь и другие органы, компетенцию которых будут определять закон и устав

На Ваше усмотрение

Далее по тексту вносятся изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы. Они не требуют изменений в Устав, поскольку регулироваться нормы закона.

Старый устав ооо

Комплексное ведение бухгалтерского учета юридических лиц и предпринимателей

  • Главная &nbsp / &nbspстатьи &nbsp / &nbspрегистрация &nbsp / &nbsp
  • Новый закон об ООО – ключевые изменения и их последствия

Новый закон об ООО – ключевые изменения и их последствия

С 16 июня 2018 года вступает в силу новый закон, определяющий правовой статус обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, деятельности и прекращения, а также права и обязанности их участников.

Давайте рассмотрим все ключевые изменения и их последствия для уже существующих ООО, а также разберемся в причинах, по которым абсолютно всем существующим на сегодня ООО нужно внести изменения в свои уставы.

Но начну я с конца – с «Заключительных и переходных положений» нового закона.

Так, согласно п. 3 главы VIII Закона Украины от 26 февраля 2018 года № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275), в течение года со дня вступления в силу этого закона положения устава ООО, не соответствующие данному Закону, действуют в части, соответствующей законодательству по состоянию на день вступления его в силу.

Говоря простым человеческим языком, если вы не внесете изменения в свои старые уставы, то до 17 июня 2019 года ваше ООО будет «жить» согласно тому, что написано в вашем старом уставе.

За единственным исключением.
Если у вас, ну, очень древний устав, то его положения будут применяться только в той части, которая не противоречит законодательству, действовавшему по состоянию на 16 июня 2018 года.

Что будет, если вы не внесете изменения в течение этого года?
Все достаточно просто: после 17 июня 2019 года все написанное в вашем уставе «превратится в тыкву» – и ваше ООО будет жить исключительно согласно положениям Закона № 2275. И в этом бы не было трагедии, если бы новый закон не усложнял принятие управленческих решений, а также внесение в ЕГР даже незначительных изменений по вашему ООО.

І. Старые положения на новый лад

Для начала давайте расскажу, как изменились те нормы, которые были в старой редакции Закона Украины «О хозяйственных обществах», а также в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины.

Порядок созыва общего собрания участников

Согласно новому Закону об общем собрании, участников общества нужно уведомить не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания участников. Такое уведомление должно быть направленно по почте письмом с описью вложений.

Вместе с тем Закон № 2275 содержит оговорку: если другой срок и способ уведомления не предусмотрены уставом ООО.

Такими образом, если вы не внесете изменения в ваш текущий устав, то через год (после 17 июня 2019 года) для того, чтобы сменить кого-то из учредителей, директора или просто добавить КВЭДы, вам придется направить по почте уведомления всем участникам (собственникам) вашего ООО, подождать месяц – и только потом писать нужный вам протокол.

Думаю, вы прекрасно понимаете, какими последствиями может быть чревата подобная отсрочка.

Принятие решений общим собранием

Раньше общее собрание участников считалось полномочным, если на нем присутствовали участники, владеющие в совокупности более чем 50% (раньше – 60%) голосов. Теперь в Законе № 2275 вообще нет понятия полномочности (легитимности, правоспособности) общего собрания.

Так, исключительно единогласно всеми участниками ООО должны быть приняты решения по вопросам:
1) утверждения денежной оценки неденежного вклада участника;
2) перераспределения долей между участниками общества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
3) создания других органов общества, определение порядка их деятельности;
4) принятия решения о приобретении самим ООО доли (части доли) участника;
5) определения или изменения сроков и порядка внесения дополнительных взносов;
6) выплаты дивидендов неденежными средствами;
7) реорганизации ООО, если среди его правопреемников есть юрлицо, не имеющее права распределять свою прибыль и имущество между участниками;
8) внесения изменений в устав ООО в части:
– изменения порядка предоставления согласия на совершение сделок, в отношении которых имеется заинтересованность;
– установления ограничений по изменению соотношения долей участников ООО;
– изменения сроков внесения участниками своих долей в уставной капитал ООО;
– изменения порядка реализации преимущественного права участников ООО на приобретение доли другого участника ООО;
– установления запрета на отчуждение доли (части доли) в уставном капитале ООО и предоставление ее в залог без согласия других участников ООО;
– изменения сроков, порядка, размера и способа проведения расчетов с участником, который выходит из ООО;
– изменения количества голосов участников ООО, необходимых для принятия решений по вопросам повестки дня общего собрания участников ООО.

Также, если ООО создается в результате реорганизации (и при этом его участники будут иметь меньший объем прав по отчуждению своих долей или по выходу из общества, чем имели участники правопредшественника, или если такие права являются более узкими или более ограниченными по сравнению с правами участников правопредшественника), первая редакция устава такого ООО принимается единогласным решением всех участников.

Тремя четвертями голосов всех участников ООО принимаются решения по вопросам:
– внесения изменений в устав ООО, принятия решения об осуществлении деятельности ООО на основании модельного устава;
– изменения размера уставного капитала общества;
– принятия решений о выделении, слиянии, разделении, присоединении, ликвидации и преобразовании общества, избрание комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), утверждение порядка прекращения общества, порядка распределения между участниками общества в случае его ликвидации, имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, утверждения ликвидационного баланса общества.

По всем остальным вопросам все решения принимаются простым большинством голосов всех участников ООО.

Согласно Закону № 2275, уставом ООО может устанавливаться иное количество голосов участников ООО (но не меньше чем большинство голосов), необходимых для принятия решений по вопросам повестки дня общего собрания участников ООО, кроме решений, которые, в соответствии с Законом, принимаются единогласно.

Таким образом, в своем уставе вы можете предусмотреть, что по тем вопросам, по которым, согласно закону, решение принимается 3/4 голосов, вы можете принимать решения простым большинством.

Ну, или наоборот, – вы можете полностью исключить возможность принятия решения простым большинством, установив, что по всем вопросам решения принимаются 3/4 или даже 8/10 голосов (кроме тех вопросов, по которым решения принимаются единогласно).

Но вы должны понимать, что это палка о двух концах.
С одной стороны, увеличение количества голосов, необходимых для принятия решения, защищает отдельного собственника от противоправных действий других участников ООО.

Однако бывают случаи, когда физическое отсутствие (например, в стране) или преднамеренные действия одного из учредителей могут сделать попросту невозможным принятие решения, необходимого для внесения изменений в устав или ликвидации ООО. Последнее очень часто бывает, когда ООО не работает уже много лет, а его участники разъехались по разным городам, странам и континентам (или кто-то из них умер, а его наследники не подавали заявления о приеме их в участники ООО).

Взнос в уставной капитал

В старой редакции закона отсутствовали реальные последствия за невнесение или неполное внесение взноса в уставной капитал ООО. Было только написано, что в случае, если участник ООО не внес в течение года свою долю общим собранием, может быть принято решение об исключении его из учредителей.

Но «может» – это не «обязано».
Так что обычно никто и никого из учредителей не исключал.

Теперь – все по-другому:
1. Взнос должен быть внесен в течение 6 месяцев со дня регистрации ООО (если другое не предусмотрено уставом).
2. Если взнос в течение этого срока не внесен, участнику направляется уведомление и предоставляется дополнительный срок, но не больше 30 дней.
3. Если в течение этого дополнительного срока задолженность не погашена, исполнительный орган ДОЛЖЕН созвать общее собрание, которое может принять одно из таких решений:
– об исключении участника общества, имеющего задолженность по внесению вклада;
– об уменьшении уставного капитала общества на размер неоплаченной части доли участника общества;
– о перераспределении неоплаченной доли (части доли) между другими участниками общества без изменения размера уставного капитала общества и уплату такой задолженности соответствующими участниками;
– о ликвидации общества.

Такие формулировки не оставляют возможности не созвать общее собрание или принять решение, отличающееся от этих четырёх вариантов.

Преимущественное право участника ООО на приобретение доли

Предыдущий вариант законодательства тоже предусматривал преимущественное право участников ООО на приобретение доли (части доли) другого участника ООО, которая продается третьему лицу. Но вот конкретного механизма того, как это должно быть, в прежней редакции прописано не было.

Теперь, согласно Закону № 2275 такой механизм есть:
1. Если несколько участников ООО воспользуются своим преимущественным правом, они приобретают долю (часть доли) пропорционально размеру принадлежащих им долей в уставном капитале ООО.

2. Участник общества, который намерен продать свою долю (часть доли) третьему лицу, обязан письменно уведомить об этом остальных участников общества – и проинформировать о цене, размере отчуждаемой доли, а также другие условия продажи.

3. Если ни один из участников ООО в течение 30 дней с даты получения уведомления о намерении участника продать долю (часть доли) не уведомил письменно участника, который продает долю (часть доли), о намерении воспользоваться своим преимущественным правом, считается, что такой участник общества выразил свое согласие на 31 день с даты получения уведомления, – и такая доля (часть доли) может быть отчуждена третьему лицу на условиях, которые были сообщены участникам общества.

Но, опять-таки, в законе есть оговорка, что устав ООО может предусматривать другой порядок реализации преимущественного права, распределения доли или отказа от реализации преимущественного права. Устав также может предусматривать, что участники ООО вообще не имеют преимущественного права на приобретение доли.

Но устав также может предусматривать и обратное: что отчуждение доли (части доли) и предоставление ее в залог допускается только с согласия других участников.

Прописан в новом законе и механизм продажи доли и действий при уклонении от заключения договора после того, как участник ООО воспользовался своим преимущественным правом.

Боле того, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» теперь предусматривает, что в случае изменения состава участников ООО регистратору предоставляется оригинал акта приема-передачи доли (части доли) в уставном капитале ООО (если доля или ее часть была передана другому участнику ООО, третьему лицу или самому ООО).
Подписи на таком акте удостоверяются нотариально.

Выход участника из ООО

В старой редакции закона было предусмотрено, что участник ООО может выйти из ООО в любой момент. Теперь, увы, все не так просто.

В частности, участник ООО, доля которого в уставном капитале ООО составляет менее 50 %, по-прежнему может выйти из ООО в любое время без согласия других участников.

Но если доля участника ООО равна или превышает 50 % уставного капитала ООО, то выйти из ООО он может только с согласия других участников.

Решение о предоставлении согласия на выход участника из ООО может быть принято в течение одного месяца со дня подачи участником заявления (если иной срок не предусмотрен уставом).
При этом подписи участников ООО на таком согласии заверяются нотариально.

После получения вышеупомянутого согласия участник ООО может выйти из ООО в течение одного месяца со дня предоставления этого согласия последним участником (если меньший срок не определен таким согласием).

В Законе № 2275 конкретизированы и порядок определения стоимости доли участника, который выходит из ООО, и порядок расчетов с ним. Но, опять-таки, в законе есть оговорка, что уставом ООО могут быть предусмотрены другие срок, порядок, размер и способ проведения расчетов с участником, который выходит из ООО, а также порядок выбора субъекта оценочной деятельности.

Выплата дивидендов

Опять-таки, предыдущие законодательные акты никак не конкретизировали порядок и периодичность выплаты дивидендов, но новый закон и в этом вопросе добавил конкретики.

Самое основное.
Согласно Закону № 2275, на протяжении 6 месяцев, следующих за отчетным годом, должно быть созвано годовое общее собрание участников ООО. В повестку дня такого собрания участников обязательно вносятся вопросы о распределении чистой прибыли общества, о выплате дивидендов и их размере.
Так что не выплачивать дивиденды годами теперь просто не получится.

Остальные положения нового закона в отношении выплаты дивидендов тоже более чем конкретны:
1) выплата дивидендов осуществляется за счет чистой прибыли ООО;
2) дивиденды выплачиваются лицам, которые были участниками ООО на день принятия решения о выплате дивидендов;
3) дивиденды выплачиваются пропорционально размеру долей участников ООО;
4) выплачиваются дивиденды за любой период, кратный кварталу (если иное не предусмотрено уставом);
5) дивиденды выплачиваются в срок, не превышающий 6 месяцев со дня принятия решения об их выплате (если другой срок не предусмотрен уставом ООО или решением общего собрания участников).

Общее собрание участников ООО не вправе принимать решение о выплате дивидендов, а ООО не вправе выплачивать дивиденды, если:
1) ООО не осуществило расчетов с участниками общества в связи с их выходом из ООО (или правопреемниками участников общества) в соответствии с настоящим Законом;
2) имущества ООО недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых наступил, или будет недостаточно в результате принятия решения о выплате дивидендов или осуществления выплаты.

Также нельзя выплачивать дивиденды участнику, который полностью или частично не внес свой вклад в уставной капитал ООО.

В устав ООО могут быть включены и другие условия, при которых нельзя принимать решение о выплате дивидендов или при которых дивиденды не могут быть выплачены.

Переход доли к наследнику

К сожалению, мне известно не менее десяти случаев, где в ООО умер учредитель (в некоторых случаях – он и директор), владеющий 60–100 % долей уставного капитала, а его наследники по той или иной причине так и не вступили в наследство.

Поскольку старое законодательство никак не описывало механизма реализации прав наследования доли в уставе ООО, во всех подобных случаях работа предприятия была полностью парализована. Эти ОООшки оказались брошенными, а их имущество, в случае его наличия, – попросту разграбленным.

Теперь, во-первых, решен вопрос с желанием или нежеланием остальных учредителей принимать в участники ООО наследников умерших.

Так, согласно Закону № 2275, в случае смерти его доля переходит к его наследнику или правопреемнику без согласия участников общества. При этом наследнику достаточно просто подать регистратору заявление о вступлении в участники ООО – вместе с доказательством приобретения права на наследство.

И только если, в соответствии с уставом ООО, требуется согласие других участников на вступление в ООО, – тогда подается также такое согласие.

Таким образом, полностью решен вопрос с процедурой вступления в участники ООО в тех случаях, когда доля умершего в уставном капитале составляла 100 %.

Во-вторых, теперь если в течение года со дня истечения срока для принятия наследства, установленного законодательством, наследники умершего участника (объявленного судом пропавшим без вести или умершим) не подали заявление о вступлении в ООО, то в таком случае ООО может:
– исключить такого участника из ООО, если его доля в уставном капитале ООО составляет менее 50 %;
– принять решение, связанное с ликвидацией ООО, если доля такого участника в уставном капитале ООО составляет 50 % и более.

Такое решение принимается без учета голосов умершего (объявления судом пропавшим без вести или умершим) участника ООО.

Промежуточный итог

Основная причина, по которой был принят Закон № 2275, – защита собственников и инвесторов. В силу этого, как вы сами хорошо видите, все его положения направлены на максимальное усложнение рейдерского захвата фирмы или исключения из состава учредителей участника ООО против его воли или без его ведома.

Обратной стороной такой безопасности является усложнение всех процедур, связанных с внесением различных изменений в устав и с той или иной сменой участников ООО.

Поэтому, если вы не ставите во главу угла безопасность своих вложений и/или хотите сохранить свободу маневра, вам придется внести изменения в свои старые уставы, чтобы предусмотреть в них более простые механизмы, чем те, которые прописаны в Законе № 2275 «по умолчанию».

Но возможен и обратный вариант.
Если вы хотите защитить свои инвестиции, то можете еще больше усложнить все процедуры, так или иначе связанные со сменой собственников вашего ООО.

ІІ. Новое и неизведанное

Теперь давайте поговорим о тех нюансах, которых вообще не было в предыдущей версии законодательства, регулирующего деятельность обществ с органичной ответственностью.

Заочное голосование и опрос

Теперь участник ООО может принять участие в общем собрании участников путем предоставления своего волеизъявления относительно голосования по вопросам повестки дня в письменной форме (подпись участника на таком документе удостоверяется нотариально). При этом голос участника засчитывается результатами голосования по каждому отдельному вопросу, если текст документа позволяет определить его волю по безусловному голосованию «за» или «против» соответствующего решения по вопросу повестки дня.

Также решение общего собрания участников может быть принято путем опроса (в Законе № 2275 прописан механизм проведения такого опроса).

Это практически полностью снимает проблему проведения общего собрания, когда участники ООО находятся в различных городах и/или странах, но по какой-то причине не хотят выдать доверенность третьему лицу на представительство их интересов на общем собрании участников ООО.

Проведение общего собрания ООО, у которого один участник

Ну, наконец-то!
Наконец-то в законе написали, что в случае, если ООО имеет только одного участника, решения по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, принимаются таким участником общества единолично и оформляются письменным решением такого участника.

При этом все требования Закона № 2275 в части порядка созыва общего собрания, его проведения и голосования на такого участника не распространяются, а все остальные положения закона действуют с учетом этих особенностей.

Исполнительные органы

Даже не знаю, с чего и начать.
Так, закон теперь определяет, что исполнительный орган ООО является единоличным – и называется «директор».

Вместе с тем уставом может быть установлено, что исполнительный орган общества является коллегиальным – в таком случае в уставе указывается его количественный состав. Такой коллегиальный орган называется «дирекция», а его председатель – «генеральный директор».

Впрочем, в законе содержится оговорка, что уставом может быть предусмотрено и другое название – как для единоличного, так и коллегиального органа. Так что никто не мешает назвать вам директора «президентом», а председателя коллегиального органа – «главным инквизитором».

Ладно, шучу.
Название должности должно соответствовать Классификатору профессий (ДК 003:2010), так что назвать «президентом», в общем-то, можно, а вот «инквизитором» – увы, не получится. ?

Хотя, конечно, жаль.
Представляете, как бы смотрелось в письмах: «Прошу немедленно погасить задолженность за поставленный товар. С уважением, главный инквизитор Петренко». Ну, или в корпоративной переписке: «Иваненко, немедленно предоставьте пояснения по поводу отсутствия на работе в четверг! Инквизитор по кадрам, Сидоренко». ? ? ?

Теперь с директором (всеми членами коллегиального органа) должен быть подписан договор (видимо, трудовой), который от имени ООО подписывает один из его участников, уполномоченный общим собранием.

Если у ООО исполнительный орган – коллегиальный, то для принятия решений по вопросам, которые отнесены к его компетенции, но выходят за пределы обычной ежедневной деятельности ООО, председатель коллегиального органа обязан созвать заседание исполнительного органа.

При этом в уставе ООО можно устанавливать ограничения по сумме, типу, предмету сделок, для принятия решения по которым председатель коллегиального исполнительного органа должен созвать заседание исполнительного органа общества. Нарушение требований по созыву председателем исполнительного органа является основанием для расторжения с ним гражданско-правового или трудового договора (контракта).

Все члены исполнительного органа (единоличного или коллегиального) являются должностными лицами ООО.

Ответственность, ограничения, конфликт интересов, заинтересованность

1. Ответственность

Если должностное лицо ООО виновато во введении в заблуждение участников ООО относительно его финансового состояния, что привело к неправомерной выплате дивидендов, то такое должностное лицо несет вместе с участниками солидарную ответственность по обязательству о возврате выплат ООО.

Исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) обязан созвать общее собрание участников ООО, если стоимость чистых активов общества снизилась более чем на 50 % по сравнению с этим показателем на конец предыдущего года.

В случае нарушения этого требования и признания ООО банкротом до истечения трехлетнего срока со дня снижения стоимости чистых активов члены исполнительного органа солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ООО.

2. Ограничения

Член исполнительного органа ООО (единоличного или коллегиального), без согласия общего собрания участников ООО, не может:
1) осуществлять хозяйственную деятельность как физическое лицо – предприниматель в сфере деятельности ООО;
2) быть участником полного товарищества или полным участником коммандитного общества, осуществляющего деятельность в сфере деятельности ООО;
3) быть членом исполнительного органа или наблюдательного совета другого субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сфере деятельности ООО.

Нарушение этих ограничений является основанием для расторжения договора (контракта) с таким лицом без выплаты компенсации.

3. Конфликт интересов

Конфликт интересов – конфликт между обязанностью должностного лица действовать добросовестно и разумно в интересах ООО и частными интересами этого лица или его аффилированных лиц.

Должностное лицо ООО при избрании (назначении) на эту должность обязано подать ООО перечень своих аффилированных лиц. Об изменении состава аффилированных лиц необходимо сообщать в пятидневный срок со дня, когда должностному лицу стало известно о таком изменении.

Аффилированными относительно другого лицами являются:
– члены семьи физического лица – муж (жена), а также родители (усыновители), опекуны (попечители), братья, сестры, дети и их мужья (жены);
– физическое лицо и члены его семьи, а также юридическое лицо, если это физическое лицо и/или члены его семьи осуществляют контроль над юридическим лицом.

Таким образом, должностное лицо при избрании (назначении), ну, и потом, должно подать и обновлять список:
– своих родственников: муж/жена, родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), братьев/сестер, детей и их мужей/жен;
– юридических лиц, где эти родственники являются должностными лицами или собственниками (участниками/учредителями/акционерами).

Получение должностным лицом или его аффилированными лицами от третьих лиц выплат, вознаграждений или иных благ за действия (бездействие), связанные с выполнением должностным лицом его полномочий, является конфликтом интересов.

Должностное лицо, которому стало известно о возникновении конфликта интересов, обязано в течение двух дней письменно уведомить об этом исполнительный орган ООО. В свою очередь, исполнительный орган обязан сообщить о возникновении конфликта интересов всем участникам ООО в течение двух дней со дня получения такой информации.

В случае невыполнения этих требований договор (контракт) с таким должностным лицом может быть расторгнут без выплаты компенсации.

На самом деле это очень интересная норма.
Она направлена на борьбу с теми случаями, когда должностное лицо ООО за «откат» заключает договора на закупку товаров/робот/услуг по завышенным ценам (или на их продажу по заниженным) – по сравнению с возможными. Или, в принципе, получает «откат» за заключение договора с каким-то конкретным поставщиком.

4. Заинтересованность

Уставом ООО может быть установлен порядок предоставления согласия на совершение сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.

Сделка является сделкой, в отношении которой есть заинтересованность, если она заключается ООО с кем-либо из следующих лиц:
1) должностным лицом ООО или ее аффилированным лицом;
2) участником ООО, который единолично или совместно с аффилированными лицами владеет долей, составляющей 20 % уставного капитала ООО, или с его аффилированными лицами;
3) юридическим лицом, в котором любое из лиц, указанных в пунктах 1 и 2, является членом органа управления таким лицом;
4) другим лицом, определенным уставом ООО.

Если такая сделка не будет одобрена до или после ее совершения, она не создает, не изменяет и не прекращает гражданских прав и обязанностей ООО. При этом должностные лица ООО, виновные в нарушении порядка совершения сделок с заинтересованностью, солидарно отвечают за убытки, причиненные ООО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой статье я постарался рассказать о тех изменениях, которые так или иначе коснутся или будут иметь значение для большинства ОООшек. Как видите, они весьма значительны и касаются всех сфер деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Однако, кроме этих вышеперечисленных изменений, есть и другие.
Они вряд ли будут востребованы 90 % ОООшек, поэтому я оставил их «за кадром».

Как пример: корпоративный договор (может быть заключен при создании ООО), безотзывная доверенность по корпоративным правам, порядок увеличения и уменьшения уставного капитала, приобретение самим ООО доли (части доли) участника ООО, возможность создания наблюдательного совета (как органа контроля), проведение аудита финотчетности, установление границы значительности сделок…

Если интересно, можете сами об этом почитать в законе, ссылка на него на сайте Верховной Рады есть в начале статьи, но о самых ключевых изменениях я вам уже рассказал.

Как я уже отметил, новый закон, регулирующий деятельность ООО, направлен на защиту собственников – и в силу этого он ужесточил и зарегулировал очень многие моменты, связанные с корпоративными правами. Вместе с тем закон содержит оговорки, которые позволяют отступить от этой жесткой линии и предусмотреть в уставе ООО более мягкие варианты разрешения тех или иных вопросов.

Однако такая возможность создает чудовищную многовариантность при написании уставов – и приводит к тому, что «типовые» уставы однозначно канут в Лету.

В результате этого, прежде чем ответить клиенту на вопрос: «А можно нам завтра…» (внести какие-то изменения), нужно будет сначала прочитать его устав. И только потом будет понятно, можно это сделать завтра или только через месяц/два.

Более того, теперь нотариус, прежде чем заверить новую редакцию устава, должен будет сличить его со старым чуть ли не постранично, чтобы в нем не было изменений, не указанных в протоколе общего собрания участников ООО. Ведь такие изменения могут требовать единогласного решения, в то время как именно этим собранием решение может быть принято простым большинством или 3/4 голосов. Аналогичную проверку должен будет провести и регистратор (или нотариус), вносящий изменения в ЕГР. Сначала – прочтение устава (или уставов). И только потом – внесение изменений.

Все это, а также тот факт, что теперь на большем количестве документов, которые подаются для регистрации, подписи должны быть заверены нотариально, почти наверняка приведет к увеличению стоимости услуг – как по первичной регистрации ООО, так и по внесению изменений в их регистрационные данные.

Думаю, что вопрос «нужно ли вносить изменения в старые уставы?» теперь просто не стоит.

Однозначно нужно, так как использование возможности отступить при написании нового устава от строгости закона в дальнейшем значительно упростит принятие управленческих решений и внесение изменений в регистрационные данные вашего ООО.

И да, внести изменения в ваши старые уставы лучше всего в течение года, так как в этот период вы освобождены от уплаты регистрационного сбора (530 грн в 2018 году). Но, если вы не просто меняете устав, а одновременно вносите и другие изменения (например, меняете КВЕДы, место регистрации вашего предприятие или просто название улицы, паспортные данные учредителей и т.п.), регистрационные сбор придется платить в полном объеме.

Ну, а если вам нужна помощь при составлении новой редакции устава и внесении этих всех изменений, вы можете обратиться к нам.
Наши специалисты вам обязательно помогут, в этом вопросе ?

Что бы не пропустить ничего важного подписывайтесь на наш Телеграм-канал, или страницу в Фейсбуке.

Популярное:

  • Материнский семейный капитал в 2012 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ 14 сентября 2012 С 2007 года женщины вправе получить материнский капитал на второго рожденного или усыновленного ребенка. Однако оказание такого вида государственной поддержки содержит ряд обязательных условий и ограничений. Именно они порождают […]
  • Сертификат материнский капитал в 2014 году Материнский капитал в 2014 году: размер и последние изменения В 2014 году всероссийская программа поддержки семей «Материнский капитал» продолжит свое действие. В соответствии с этой программе выделяются деньги семьям, у которых родился или усыновлен второй и последующий ребенок. Важно […]
  • Адвокат соловьева людмила александровна Соловьева Людмила Александровна КА" СОЮЗНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ" Принимает звонки сегодня с 9:00 до 20:00 . Основные специализации: - гражданские дела: 124 - арбитражные дела: 118 - уголовные дела: 228 - сопровождение сделок: 62 Статьи и советы юриста: - статьи: 1 - […]
  • Можно ли продать долю в ооо без согласия другого учредителя Купля-продажа доли в ООО без нотариуса: варианты сделок и алгоритм действий В законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 8 февраля 1998 года закреплена норма, согласно которой отчуждение доли участника в уставном капитале подлежит нотариальному оформлению (ст. 21 п. […]
  • На сколько увеличат материнский капитал в 2016 году Материнский капитал в 2016 году: увеличат ли размер, продлят маткапитал или нет Будет ли индексация размера материнского капитала в 2016 году, а также другие свежие новости об изменениях в использовании маткапитала, читайте на этой странице. Начало каждого года характеризуется ростом […]
  • Требования к подготовке технического плана здания 30062014 Министерство экономического развития Российской Федерации Письмо № Д23и-437 от 14 февраля 2014 г. по вопросу подготовки технического плана сооружения Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает. В соответствии с […]