Транспортно-трасологическая экспертиза

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой довольно узкую область общей трасологии, в которой изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов тран спортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и воссоздать механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

По механизму образования следов предметом транспортно-трасологической экспертизы могут быть следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней, а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (осыпи грязи, частиц горюче-смазочных материалов, груза и т.п.).

Когда возникает необходимость в проведении транспортно-трасологической экспертизы?

1) Например, если страховая компания отказывает в страховом во змещении и наоборот, заявитель о страховом случае выдает недостоверную информацию о самом факте ДТП или возникших повреждениях, тем самым мошенническими действиями пытается получить страховое возмещении по ОСАГО или КАСКО.

Перед отделами урегулирования убытков (претензий) страховых компаний стоят две основные задачи: обеспечение законности и объективности при рассмотрении обращений и при выплатах по страховым случаям. Рост числа дорожно-транспортных происшествий и введение обязательного страхования автогражданской ответственности привели к возрастанию объема страховых случаев. Зачастую бывает очень трудно объективно разобраться и определить: на самом деле был ли контакт между транспортными средствами или повреждения на автомобиле являются следствием рассматриваемого ДТП, определить правильно виновников ДТП, поскольку каждый участник и свидетель имеет свое субъективное видение ситуации.

При действующем законе об ОСАГО многие страховые компании отказывают в выплате денежных средств, ссылаясь при этом на то, что по факту дорожно-транспортного происшествия их «независимыми» специалистами было проведено транспортно-трасологическое исследование. Как правило, выводы данного исследования сводятся к тому, что «повреждения автомобиля не могли быть получены в результате данного дорожно-транспортного происшествия». Но полного исследования механизма образования повреждений при этом ими не производится, в основном это исследование проводится по фотографиям одного ТС, без осмотра ТС всех участников и места ДТП.

В таких случаях как страховщикам, так и участнику ДТП на помощь может придти транспортная трасология.

Практика производства транспортно-трасологических экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствует о том, что сотрудники ГИБДД, органы дознания, следователи, судьи, а также специалисты экспертных учреждений не всегда обнаруживают и правильно используют следы, оставшиеся после ДТП. Задача эксперта — полный, квалифицированный, последовательный и внимательный осмотр транспортных средств и места ДТП, в целях обнаружения и фиксации всех следов для последующей реконструкции и установления механизма ДТП. При правильном сборе контактно-следовой информации (признаков изоморфизма) можно точно определить причины и следствия ДТ П.

3) Если Вас обвиняют в несовершенном вами дорожно-транспортном происшествии, то с помощью установления и изучение следов, определения механизма (условий) их образования, можно установить объект их нанесения, а также ответить на вопрос стояло или двигалось транспортное средство в момент контакта.

  • Имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
  • Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду?
  • Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
  • В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
  • Определить траекторию и характер движения транспортных средств?
  • Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
  • Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени)?
  • Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
  • Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
  • Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?
  • Каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации)?
  • Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  • Какой частью транспортного средства нанесены повреждения?
  • Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу?
  • К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?
  • В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги?
  • Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства?
  • Являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства?
  • Какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП?
  • Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.)?
  • Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?
  • Определить точку (место) на дорожном полотне, где в момент столкновения ТС находился пешеход?
  • С учетом выявленных повреждений у трупа определить, каким боком к движущемуся ТС находился пешеход в момент столкновения с транспортным средством?
  • Исходя из повреждений имеющихся на ТС, и повреждений обнаруженных на трупе, определить, сбил ли водитель ТС стоящего пешехода, либо он совершил наезд на тело, которое в момент контакта уже находилось на проезжей части в лежачем положении, т.е уже было сбито посторонним ТС?
  • Где располагается место столкновения транспортных средств?
  • Где располагается место наезда на пешехода?
  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • Каков механизм наезда на пешехода?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент
  • столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?
  • Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?
  • Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?
  • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  • Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?
  • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?
  • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли повреждения на представленном колесе?
    Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  • Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?
    Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  • Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?
  • Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?

Перед транспортно-трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии, специальности 13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.» (Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.09.2004, №154).

Федеральный экспертный центр имеет штатных специалистов, которые обладают всеми необходимыми познаниями в области транспортной трасологии, сертифицированы Государственным учреждением Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ, принимали участие в Международных конференциях, семинарах по анализу и реконструкции ДТП, наработали большой практический опыт в судах по гражданским и уголовным делам.

экспертиза дтп, независимая экспертиза автомобиля после дтп стоимость, экспертиза дтп по решению суда, автотехническая экспертиза при дтп вопросы, экспертиза дтп Ростов-на-Дону, экспаертиза автомобиля поле дтп, независимая экспертиза после дтп, экспертиза дтп вакансии, экспертиза дтп по видеозаписи, сколько стоит независимая экспертиза авто после дтп

Транспортно-трасологическая экспертиза дтп

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза ДТП)

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза ДТП)

2.1. Основные задачи транспортно-трасологической экспертизы:

— Идентификация по следам, оставленным транспортным средством (далее — ТС), определенного его экземпляра или установления его типа, модели;
— Определение взаимного расположения ТС в момент их контакта;

— Определение места столкновения ТС и места наезда на препятствие (пешехода), установление механизма образования следов;
— Расположение ТС относительно проезжей части на момент контакта.

Решение этих задач осуществляется путем исследования следов, обнаруженных на месте ДТП, повреждений транспортных средств. Поэтому назначение транспортно-трасологической экспертизы целесообразно только тогда, когда есть возможность предоставить эксперту объекты, которые находились в контакте, или материалы дела, в которых зафиксированы следы.

2.2 Ориентировочный перечень решаемых вопросов:

— Есть ли оставленные определенные следы (указывается, какие именно и на чем) ходовыми частями (колесами, шинами, гусеницами и т.д.) данного ТС?
— Какой механизм контакта ТС?
— Есть ли оставленные следы определенными частями данного ТС, выступают?
— К какому типу (марки, модели) принадлежит ТС, которым оставлено данные следы?
— Каким было взаимное расположение транспортных средств во время их столкновения?
— Каким было взаимное расположение ТС и препятствия (пешехода) во время наезда на последнюю (последнего)? Механизм контакта пешехода и ТС? Из лиц, находившихся в ТС при ДТП (указываются фамилии, имена и отчества лиц), находился за рулем (для решения вопросов о взаимном расположении ТС и потерпевшего и о лице, которое управляло ТС, назначается комплексная судебно-медицинская, транспортно-трасологическая экспертиза)?
— Какой из транспортных средств во время их столкновения стоял, а который двигался?

— На каком месте дороги произошло столкновение транспортных средств (наезд на пешехода)?
— Какой механизм образования следов (удар, скольжение и т.д.)?
— В каком направлении относительно слидосприймальнои поверхности двигался ТС?

© Киевское независимое судебно-экспертное учреждение

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза — это один из разделов криминалистики, занимающийся изучением следов, механизмом их образования, причин возникновения и способов для их обнаружения.

Трасологическая экспертиза проводится с целью определения:

  • общей принадлежности и идентификации различных объектов по их отображениям (например, при определении точного места столкновения по следам осыпи грязи и стекол);
  • принадлежности различных частей одному целому (например ,осколков стекла фонаря – фонарю исследуемого автомобиля);
  • отношения следов, имеющихся на объекте ,к происшедшему случаю (например, повреждения той или иной детали автомобиля к заявленному механизму ДТП).

Транспортно-трасологическая экспертиза – вид автотехнической экспертизы, который занимается исследованием после ДТП следов, в том числе на месте аварии и на объектах (транспортное средство, дорожное полотно, ограждения и.т.д.).

Хотите получить бесплатную консультацию эксперта-трасолога в Волан М за 2 часа?

Направьте имеющиеся у вас документы на e-mail):

  • схема места происшествия
  • справка о ДТП
  • протокол об административном правонарушении
  • определение о возбуждении дела или об отказе
  • видеоматериалы или фотоснимки с места аварии и поврежденных транспортных средств
  • заключение страховой компании об отказе в осуществлении выплаты
  • объекты с места ДТП

Задайте интересующие вас вопросы;

В течение 2 часов специалист-трасолог бесплатно проведет исследование документов и постарается Вам помочь.

Вопросы транспортно-трасологической экспертизы.

Круг вопросов , которые ставятся на разрешение эксперту-трасологу при проведении судебной экспертизы , при консультации специалиста или составлении им письменного заключения в досудебном порядке, достаточно большой:

  • определить механизм столкновения транспортных средств?
  • провести оценку, какие повреждения, имеющихся в материалах дела (в актах осмотра), могли быть получены при ДТП?
  • соответствуют ли имеющиеся на транспортном средстве повреждения заявленному механизму их образования?
  • являются ли повреждения (переднего бампера) на транспортном средстве следствием аварии или противоправных действий третьих лиц?
  • могли ли быть получены имеющиеся на транспортном средстве повреждения в результате противоправных действий третьих лиц/наезде неизвестного транспортного средства?
  • в каком положении статичном или динамичном находилось транспортное средство в момент ДТП?
  • являются ли заявленные повреждения транспортного средства, как полученные в результате аварии на дороге, идентичными заявленным повреждениям этого же транспортного средства в результате другого ДТП?
  • в какой последовательности образовались повреждения на транспортном средстве при наезде на препятствие?
  • Какими пунктами Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей участников ДТП?
  • Соответствовали ли действия водителей указанным пунктам ПДД?
  • Несоответствия действия кого из водителей находятся в причинной связи с фактом ДТП

Необходимо отметить, что право на проведение трасологической экспертизы по вышеуказанным имеет эксперт, который является компетентным и соответствует требованиям, предъявляемым к государственным или негосударственным судебным экспертам по специальностям:

  • «исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»;
  • «исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств».

Когда Вы можете обратиться к нам для проведения трасологической экспертизы?

  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в полном объеме;
  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в части заявленных повреждений;
  • сотрудники ГИБДД изъяли у Вас прав за оставление места аварии, в котором Вы якобы участвовали или были виновником;
  • хотите оспорить вынесенное постановление ГИБДД о виновности в имевшем место ДТП с Вашим участием;

Как проводится трасологическая экспертиза в Волан М:

Изучение и анализ представленных клиентом документов (можно отправить на e-mail):

  • схема места происшествия
  • справка о ДТП
  • протокол об административном правонарушении
  • определение о возбуждении дела или об отказе
  • видеоматериалы или фотоснимки с места аварии и поврежденных транспортных средств
  • заключение страховой компании об отказе в осуществлении выплаты
  • объекты с места ДТП

Письменные или устные объяснения клиента и других участников по обстоятельствам ДТП;

Реконструкция механизма ДТП и дорожно-транспортной ситуации – осмотр места ДТП, объектов ДТП;

Подготовка и составление заключения специалиста-трасолога;

Все эксперты нашей компании прошли добровольную сертификацию негосударственных судебных экспертов в «Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов», имеют квалификационную аттестацию по специальности «Эксперт-техник по независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с внесением сведений в Государственный Реестр и с присвоением регистрационного номера. Мы всегда готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанных с назначением судебной трасологической экспертизы или вопросов судебному эксперту, а также провести досудебное трасологическое исследования и составить письменное заключение специалиста.

Стоимость трасологической экспертизы (исследования) в Москве.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно трасологическая экспертиза– представляет безусловно востребованную, однако довольно узкую область общей трасологии — учение о следах. Назначение транспортно-трасологической экспертизы — решать задачи исследования всего многообразия следов, образованных самыми различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным, а также водным. По механизму образования следов предметом трасологической экспертизы могут быть следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней (для безрельсового транспорта), а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, стекла, загрязнений). Объектами транспортно трасологической экспертизы в границах автомобильного транспорта могут быть: дорожное покрытие, сами транспортные средства, одежда и тело человека, дорожные ограждения, дорожные знаки, а также придорожные постройки.

Назначение транспортно трасологической экспертизы:

— Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.

Примерные вопросы на транспортно трасологическую экспертизу:

— Определить, какими частями автомобиля марки ______________ были нанесены повреждения на тех или иных частях автомобиля марки ________________?

— Определить, не образованы ли повреждения на автомобиле марки __________ частями или деталями автомобиля марки _____________?

— Определить, каков механизм образования данных повреждений?

— Определить, автомобилем, какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на автомобиле _______ при осмотре места ДТП?

— Выяснение механизма столкновения транспортных средств

Примерные вопросы на транспортно трасологическую экспертизу:

— Определить механизм столкновения транспортных средств, представленных на транспортно-трасологическую экспертизу (удар, скольжение, волочение и пр.)?

— Определить, имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?

— Определить последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду?

— Определить угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?

— Определить, в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?

— Определить траекторию и характер движения транспортных средств?

— Определить, где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?

— Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени)?

— Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

— Определить, находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?

— Определить, какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы?

— Определить, каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации)?

— Определить, транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?

— Определить, какой частью транспортного средства нанесены повреждения?

Исследование следов шин транспортных средств.

Примерные вопросы на транспортно трасологическую экспертизу:

— Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу?

— Определить, к какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?

— Определить, в каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги?

— Определить, не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства?

— Определить, являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства?

— Определить, какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП?

— Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.)?

— Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы?

Исследование следов транспортных средств на живых лицах или трупах. Примерные вопросы на транспортно трассологическую экспертизу:

— Определить точку (место) на дорожном полотне, где в момент столкновения ТС находился пешеход?

— С учетом выявленных повреждений у трупа определить, каким боком к движущемуся ТС находился пешеход в момент столкновения с транспортным средством?

— Исходя из повреждений имеющихся на ТС, и повреждений обнаруженных на трупе, определить, сбил ли водитель ТС стоящего пешехода, либо он совершил наезд на тело, которое в момент контакта уже находилось на проезжей части в лежачем положении, т.е уже было сбито посторонним ТС?

Особенности транспортно-трасологической экспертизы столкновений транспортных средств

Прежде всего необходимо определить, что «Трасология», как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия. Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами. [1]

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Данная процедура широко применяется также во время расследования дорожно-транспортных происшествий. Экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

Задача эксперта трасолога – полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия. [2]

Задача трасологии — получить информацию о следообразующем объекте и механизме взаимодействия по результатам его взаимодействия со следовоспринимающим объектом, т.е. по следам. Для этого используются все способы выделения информации: метод измерений, математические методы, методы учета и устранена искажений признаков и др.

Транспортные средства – это устройства, действия (и следы) которых не связаны непосредственно с руками человека, а зависят в основном конструктивных свойств и особенностей взаимодействия с дорогой и другими объектами.

Механическая сила, определяющая взаимное перемещение взаимодействие объектов, участвующих в следообразовани называется следообразующей. Путем аналитического исследования в каждом конкретном случае эксперты определяют систему сил, участвовавших в формировании следа. Путем сложения сил их приводят к одной — следообразующей. На схемах и фотоснимках исследуемых объектов ее представляют в виде вектор направление, которого совпадает с направлением действия, длина пропорциональна величине силы.

Транспортные средства оставляют следы, воздействуя на воспринимающий объект давлением или трением. Трудно представить условия формирования следа, в которых механическое воздействие транспортного средства на воспринимающий объект заключалось бы только в давлении или только в трении.

В одних случаях (при точечных отображениях признаков) когда следообразующая сила направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности, заметно преобладает давление, в других (при линейном отображении признаков), когда следообразующая сила имеет тангенциальную направленность, — доминирует трение. Проявляются силы давления благодаря упругой деформации двух вступивших в следовой контакт объектов. [3]

Транспортная трасология имеет дело со следами довольно ограниченного (по разнообразию) количества следообразующих объектов, классифицируемых на большие группы. Исходными основными в трасологической классификации являются особенности внешнего строения таких предметов (колесо, бампер фары и т. п.). Признаки эти отражаются их общей формой и размерами, а также макро и микро строением поверхностей.

Транспортно-трасологическая экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы. [4]

Можно выделить, наиболее частые причины проведения выполнения трасологической экспертизы:

  1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии, так как, в большинстве случаев, именно страховые компании стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, в связи с чем именно заключение независимого эксперта может стать решающим о реальной оценки ущерба.
  2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
  3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
  4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.[2]

Дорожно-транспортное происшествие обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. К таким факторам возможно отвести климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы, довольно широк и имеет различные цели. [4]

Предлагается весь диапазон решаемых вопросов разделить в соответствии со следующей квалификацией:

Во-первых, решение вопроса в области определения принадлежности автомобильных следов, а именно определения спектра вопросов, касающихся:

  • — К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?
  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?

Во-вторых, решение вопроса в области восстановления целостной структуры по отдельным элементам:

В-третьих, решение вопроса в области выявления оставления следов к конкретному автомобилю, учувствовавшему в дорожно-транспортном происшествии:

Рисунок 1. Схема дорожно-транспортного происшествия

Сама процедура проведения трасологического исследования состоит из пяти важнейших этапов:

1 этап: трасологу передается пакет документов, фотографии, а также видеоматериалы.

На данном этапе эксперту понадобятся следующие материалы:

копия протокола об административном правонарушении;

  • справка о ДТП;
  • схема места происшествия, которую составил инспектор ГИБДД;
  • фотографии и видеосъёмка с места аварии;
  • акт осмотра автомобиля, составленный оценщиком страховой компании и фотографии, сделанные им;
  • фотофиксация и акт осмотра машины, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы.

Как правило, перечисленных материалов достаточно для проведения качественного исследования. При «тяжелых» автомобильных авариях трасологу могут понадобиться дополнительные документы. [5]

2 этап: эксперт изучает предоставленные ему материалы и составляет детальный план проведения исследования, при этом он обязательно встречается с участниками дорожно-транспортного происшествия для уточнения обстоятельств аварии.

Рисунок 2. Фото места аварии с пояснениями.

3 этап: трасолог осматривает поврежденный автомобиль. При возникновении необходимости, он может осмотреть машину другого участника столкновения. Если исследование проводится по инициативе сотрудников полиции после автомобильной аварии, то эксперт выезжает на место столкновения.

Когда экспертиза проводится в ходе судебного разбирательства и машины уже отремонтированы, то трасолог будет осуществлять анализ по документам и фотографиям.

4 этап: специалист обрабатывает, собранные на предыдущих этапах данные и составляет заключение, которое еще называют схема ДТП. При необходимости, он может взять у участников аварии дополнительные объяснения.

5 этап: готовое заключение передается заказчику или направляется в суд.

Необходимо учесть, что существует множество методов, но на практике проведения транспортно-трасологических экспертиз наиболее часто применяется натурное моделирование, суть которого заключается в определении и сопоставлении взаимных следообразующих и следовоспринимающих поверхностей объектов в ходе их экспертного осмотра.

При этом несомненная наглядность применения данного метода с подробным изложением процесса исследования в описательной части и его отображением в иллюстративном материале заключения транспортно-трасологической экспертизы в наибольшей степени обеспечивает ясность этого заключения для участников процесса и его соответствие требованиям относимости и допустимости, предъявляемым к доказательствам. [2].

Таким образом, при проведении трасологической экспертизы должны соблюдаться принцип независимости, объективности и достоверности, при этом должны установлены группая принадлежность и идентификнезаации различных объектов по их следам-отображениям, а так же для установления принадлежности частей определенному целому объекту с целью диагностирования механизма и условий образования данных повреждений, при этом определено относимости следов к происшедшему событию, свойств и признаков объекта, оставившего след с целью установления обстоятельств, при которых был оставлен след.

1. http://www.neooexpert.ru/node/97. Транспортно-трасологическая экспертиза.

Волошин, Г.А. Анализ дорожно-транспортных проишествий / А.Г. Волошин, В.П. Мартынов, А.Г. Романов .-М.: Транспорт, 2007.-240с.

2. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Н.Д. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. — М.: Лига Разум, 2007, с.123.

3. Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования). Часть 1 – М.: Библиотека эксперта, 2006. – 149 с.

4.Евсеева, А. А. Применение метода фрикционной фиксации крепления грузов при перевозке автомобильным транспортом для повышения безопасности перевозочного процесса / А.А. Евсеева // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. — № 2(71) – Выпуск 2 — С. 362-366.

5. Гусев, С.А., Взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности автотранспортных услуг / С.А. Гусев, Д.А.Красникова, А.Е. Добрыднев // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2004. –Т. 4. — № 1. – С. 124-129.

Популярное:

  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Г санкт петербург адвокат Адвокат 24 ч. (круглосуточно) В стенах нашего юридического центра ведут прием адвокаты, приглашенные к сотрудничеству, и главное, проверенные как грамотные, надежные, зарекомендовавшие себя годами специалисты. Срочно позвоните и получите рекомендации, что нужно делать. Вызовите […]
  • Образец договора купли продажи квартиры по военной ипотеке Предварительный договор купли продажи по ипотеке Сбербанка Предварительный договор купли-продажи ипотеки в Сбербанке заключается на стадии рассмотрения возможностей потребителя перед выдачей займа строго на основе банковского образца. Его составление для одобрения ипотечной заявки […]
  • Тянут с выплатой страховки Как повлиять на страховую компанию, затягивающую сроки выплат? Застраховалась в Росгосстрахе в феврале от несчастного случая сроком на 20 лет. 3 марта получила сложную травму: перелом 2 ребер, перелом предплечья, ЗЧМТ. На больничном 52 дня. Документы в страховую подала 6 мая. Страховку […]