Курсы валют

История турок-ахыска

Ахиска-турки, с древних времен заселявшие исторические области Грузии Месхети и Джавахети, являются тюркской этнографической группой, говорящей на обогатившемся местными заимствованиями восточно-анатолийском диалекте турецкого языка.

В XIII веке на этой территории возникло княжество Самцхе-Саатабаго (атабекство Самцхе), а в XVI веке была создана административная единица в составе османского султаната — Ахыскинский пашалык. В 1828 году в результате русско-турецкой войны Ахыскинский пашалык перестал существовать, а часть его территории вошла в состав Российской империи. Так начался новый этап в истории ахалцихских турок. На этой территории были созданы два уезда — Ахалцихский и Ахалкалакский. В результате жесткой колонизаторской политики в отношении местного турецкого населения большинство местных жителей переселилось в Турцию, а взамен началось массовое заселение этих территорий армянами из Карса и Баязита, причем иммигранты сразу же приступили к различного рода провокациям и интригам против русских, грузин и турок («Ахалцихская нетерпимость». «Кавказ» (№ 94), 1897 г.).

В 1828 году численность населения города Ахалцихе составляла более 50 тысяч человек. В последующие годы эта цифра составляла: 1939 г. — 12,2 тыс., 1959 г. — 16,9 тыс., а к 1966 году она достигла 17,8 тыс. (Советский Союз. Географическое описание в 22-х томах. Грузия. Отв. ред. Ф.Ф.Давитая, М., 1967, с.298).

В конце XIX — начале XX столетия значительно усиливаются репрессии против турок. Хорошо вооруженные отряды армянских боевиков развязали массовый террор против местного населения. Перед лицом этой опасности турки начали организованно сопротивляться. Лидеры местных турок Омар Фаик бей, Осман Сaрвaр Атабек и Диканлы Хафиз бей во главе отрядов добровольцев делали все возможное для обеспечения мира и спокойствия в этих местах.

В конце 1918 — начале 1919 года провокации дашнаков привели к военному столкновению между Грузией и Арменией. Следует заметить, что, лишь появившись на Кавказе в начале XIX века, армяне уже начали претендовать на грузинские земли. В 1913 году наместник Кавказа граф Воронцов-Дашков создал специальную комиссию для обсуждения требований армян вывести Борчалинский и Ахалкалакский уезды из состава Тифлисской губернии и присоединить к Гюмри. В 1917 году поднимается вопрос о создании Гюмринской (Александропольской) губернии и присоединения к ней еще и области Лору. В тот же самый период выдвигается идея о создании «великой Армении» на обширной территории между тремя морями, включая и земли Грузии и Азербайджана. Напряженность ситуации вынудила турок и грузин создать летом 1917 года на съезде крестьян в Тбилиси антиармянский грузино-мусульманский союз (В.Гурко — Кряжин. Армянский вопрос. Б., 1990, стр. 13). В 1919 году христианские организации грузин призвали армянских лидеров прекратить террор против мусульман. В свою очередь, ахалцихские турки помогали грузинам в самые тяжелые минуты, во время армянского террора предоставляли убежище грузинам-католикам, спасая их от смерти. В одном только селе Уде с января по март 1919 года было таким образом спасено 180 грузин-католиков (Л. Бараташвили, К.Бараташвили. Мы — месхи. // Литературная Грузия, 1988).

В соответствии с договором о дружбе, подписанным в Москве 16 марта 1921 г. между Турцией и Россией, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды отошли к русским, а позже были присоединены к Грузинской ССР. Но и в советское время армяне не оставляли попыток прибрать эту территорию к рукам. Армянами были выдвинуты официальные требования создать еще одну армянскую административную единицу на базе областей Ахалкалаки и Борчалы (Н.Насибзаде. Азербайджанская Демократическая Республика. Б., 1990, стр. 47). Параллельно проводилась тактика ползучей армянизации областей Ахалкалаки и Ахалцихе за счет переселенцев.

В 20-30-е годы XX века усиливается культурное и экономическое развитие ахалцихских турок, формируются новые культурно-просветительские центры, растут национальные кадры, открываются технические и педагогические школы, курсы политпросвещения. Омар Фаиг Неманзаде, Осман Сервер бей, Ахмед Пепинов, Мамед Зеки Дурсунзаде, Мамед Али бей, Афзал бей, Мамед Шейхзаде играли видную роль в общественной жизни Закавказья. Газеты и журналы, выходившие в Грузии на турецком языке, в том числе «Адыгюн колхозчусу» (1931), «Гызыл ренджбер» (1933), издававшиеся в Адыгюне, «Коммунист» (1930) — в Ахалцихе, «Багбан», «Сосиализм кянди» (1940) — в Аспиндзе, играли прогрессивную роль в общественной жизни турок.

В 20-30 годы открываются кружки театральной самодеятельности. В 1934 г. при содействии Тбилисского азербайджанского театра начал функционировать Адыгюнский колхозно-совхозный театр под руководством Ибрагима Исфаханлы (Аббас Гаджиев. Тифлисский азербайджанский театр. Б. 1984, с. 138 — 141; его же, Тифлисский азербайджанский и Адыгюнский тюркский театры. Б. 2006).

В конце 20-х годов в этом регионе были созданы пять новых районов — Адыгюн, Ахалкалаки, Ахыскине, Аспиндза и Богдановка. По переписи 1939 г больше половины населения Ахалциха (28.480 из 55.490) составляли турки. Отметим, что эти статистические данные были необъективны, во всех сообщениях численность турок в Ахыске-Ахалкалаке занижена. В информации Института истории, археологии и этнографии имени Н.Джавахашвили даны более или менее реальные цифры, отличающиеся от данных официальной статистики на 1939 год: в Адыгюнском районе турки составляли 80% населения, в Богдановке — 70%, Аспиндзе — 66%, в Ахалцихе — 51% (К уточнению важного исторического факта // Газета “Народное образование”, Тбилиси, 30 июля 1989, с. 10-11).

Из документов становится ясно, что план выселения турок из этих мест готовился давно. С этой целью еще в начале войны от Боржоми до Вале была проложена 70-километровая железнодорожная ветка. Постановление № 6279 о переселении турок было принято Государственным комитетом обороны 31 июля 1944 года, а 20 сентября издан приказ НКВД под номером 001176.

Перед депортацией среди турок проводилась унизительная агитация, их пытались склонить к принятию грузинской национальности. Но, как указывается даже в грузинских источниках, народ решительно отвергал подобные предложения, выражая приверженность к своим корням (К уточнению важного исторического факта // Газета ЦК КП Грузии «Народное образование», 30 июля 1989 г.; Ш. Бадридзе. «Турки-месхетинцы»: как возникала проблема?// Газета «Вечерний Тбилиси», 25 июля 1989 г.).

В начале ноября 1944 года районы расселения турок были блокированы войсками, а после объявления здесь военного положения на расвете 15 ноября началась бесчеловечная депортация мирного населения. За несколько дней из 220 сел было депортировано 125 тысяч человек — 115 тысяч турок, 7 тысяч курдов и 3 тысячи хемшин. В это время 46 тысяч ахалцихских турок сражались на фронтах второй мировой войны, из них 26 тысяч погибли, но тем не менее все вернувшиеся домой, в том числе сотни награжденных орденами и медалями за мужество и отвагу, включая 8 героев Советского Союза, были высланы в места депортации.

По официальной информации НКВД, к середине декабря 1944 года было выселено 92.307 человек, из них 18.923 мужчины (старики и инвалиды), 27.399 женщин, 45.085 детей до 16 лет. Первые эшелоны с депортированными турками прибыли в Ташкентскую область 9 декабря 1944 года после 22-дневного пути. Люди, которым было приказано взять еды на три дня, ехали по большей части без продуктов и теплой одежды в разбитых товарных вагонах.

По явно заниженным данным НКВД СССР на июнь 1948 года, в ходе этой варварской операции погибло 14.895 человек. В действительности за первые 6 месяцев погибло 37 тысяч человек, в том числе 17 тысяч детей (М.Бараташвили. Правовое положение месхов-репатриантов в Грузии. Тбилиси, 1998, с.12). Депортированные турки, ограниченные в свободе передвижения, ущемленные в социальных и гражданских правах, были расселены в сельских местностях республик Средней Азии и Казахстана. В течение 12 лет они жили в статусе спецпереселенцев, в условиях комендантского режима, в обстановке полного бесправия и произвола. Но даже такие испытания и лишения не сломили дух народа.

После XX съезда КПСС, 28 апреля 1956 г. был издан указ президиума Верховного совета СССР за №135/142, снявший с ахалцихских турок ограничения по спецпоселению и освободивший их от комендантского режима. В то же время в указе говорилось, что снятие ограничений не влечет за собой возмещения материального ущерба и не дает права возвращаться в места, откуда они были высланы. За долгие годы ахалцихские турки так и не дождались от советской власти полноценной реабилитации.

Первая небольшая группа ахалцихских турок прибыла в Азербайджан в 1958 году. Переселение в Азербайджан в целом сыграло положительную роль в судьбе этого народа, который получил возможность сохранить и развивать национальную культуру, активно участвовать в общественно-политической жизни, вообще жить в обстановке мира и дружбы.

Гейдар Алиев, руководивший Азербайджаном с 1969 года, живо интересовался проблемами ахалцихских турок, встречался с их представителями, старался оказать им всестороннюю помощь в рамках, допускаемых советским режимом. В 1973 г. после встречи с турками в селе Вархан Саатлинского района Г.Алиев издал распоряжение, согласно которому определенное количество абитуриентов-турок зачислялось в вузы без экзаменов. Этот шаг сыграл большую роль в социальном и культурном развитии народа.

Всего за 50-80-е годы в Азербайджан переселилось около 50 тыс. турок. После ферганской трагедии 1989 года большая часть беженцев из Узбекистана — около 40 тыс. также нашла приют в нашей стране, которая в тот период, напомним, вынуждена была принять также 200 тыс. беженцев из Армении, а несколько позже решать проблемы с размещением 800 тыс. вынужденных переселенцев из оккупированного Арменией Карабаха. Отметим, что поселившиеся в Азербайджане турки продолжают активную борьбу за возвращение на родину.

Народное движение ахалцихских турок активизировалось в середине 80-х годов. Под его давлением в 1988 г. в Москве была создана комиссия, которая подготовила официальный отчет о положении в ахалцихском регионе. Согласно этому документу, 84 из 220 селений региона все еще пустуют, объем производства сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1944 г. в 5 раз, а население уменьшилось на 59 тыс. человек, 70% земельных угодий не используется.

В 1989 году в Ферганской долине Узбекистана были спровоцированы кровавые погромы, главными жертвами которых стали жившие здесь турки. По свидетельствам очевидцев, среди провокаторов и организаторов погромов практически не было местных жителей («Ферганская правда», 19.06.1989). Начальник управления КГБ Ферганской области Н.Песков также подтвердил, что незадолго до резни было отмечено прибытие особо опасных преступников из РСФСР, и, что кровавые события были заранее запланированы («Моя родина — Грузия», Тбилиси, ноябрь 2001, №4, с. 13). Одна из основных целей, которая преследовалась в ферганских событиях, — давление Кремля на Грузию, грузинский народ, в полный голос заявивший в апреле 1989 года о своем стремлении к независимости и свободе. Однако ахалцихские турки не поддались на провокацию, не позволили использовать себя в качестве инструмента политических игр.

После трагедии в Фергане национальное движение ахалцихских турок заметно активизировалось. Движение за возвращение на родину оформилось еще в конце 1950-х годов, а учредительный съезд общественной организации турок был проведен в 1962 году в подпольной обстановке. В 1990 году общенациональная организация переименована в общество ахалцихских турок «Ватан». После распада СССР эта организация приобрела международный статус, а в 1996 году принята в Федеральный Союз народов Европы.

7-10 сентября 1998 года в Гааге, а 15-17 марта 1999 года в Вене при участии Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и Проекта по вынужденной миграции Института «Открытое общество» были организованы консультации, в которых участвовали представители правительств Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, а также СЕ. Организаторы призвали всех участников встречи к координированным действиям с целью нахождения путей решения проблемы ахалцихских турок (Ч. Нейманзаде. Трагедия длиною в 58 лет // “Эхо Плюс”, 1 июня 2002 г.)

В 1999 году при вступлении в Совет Европы Грузия взяла на себя официальное обязательство в течение 12 лет решить проблему возвращения на родину месхетинских (ахалцихских) турок, в том числе в части подготовки законопроекта, обеспечивающего депортированному советским режимом населению Месхетии репатриацию и интеграцию, а также получение гражданства Грузии. собственно осуществление репатриации и интеграции.

В последние годы приобрел актуальность вопрос эмиграции турецкого населения из Краснодарского края России в США. Об этом впервые стало известно в 2002 году, а в марте 2004-го посольство США в России официально объявило о вступлении в действие программы переселения турок в Америку (http:// www.gazetasng.ru). В США уже переехали первые семьи. Но около полумиллиона ахалцихских турок уверены, что решение их проблем возможно только при условии возвращения на историческую родину. И одним из основных препятствий на этом пути служит армянский фактор.

В Грузии сегодня в полной мере ощущаются последствия начатой 150 лет назад царской Россией искусственной арменизации Месхети и Джавахети. В настоящее время Джавахети превратилась в очередной очаг армянского сепаратизма. Здесь действуют такие террористические и сепаратистские организации, как «Джавахк», «Вирк», партия «Дашнакцутюн» и другие, проводящие подрывную работу и в Самцхе-Джавахети, и в Квемо-Картли (Борчалы). На последних парламентских выборах в Грузии армяне этих двух губерний, подстрекаемые упомянутыми сепаратистскими группировками, выступили «единым фронтом» (http// www.soyuzarmyan.ru).

Фанатичная вражда армян к туркам шокировала представителей Федерального Союза народов Европы, которые 10 ноября 1998 г. участвовали во встрече с армянской общественностью в Армянском государственном театре в Тбилиси. Член делегации С.Червонная, побывавшая в Тбилиси с целью ознакомления с положением турок, отмечала в своем отчете, что делегация ФСНЕ на этой встрече «имела возможность воочию убедиться, с какой развязностью выдвигаются в этой среде претензии и идеи, проникнутые яростной туркофобией».

«На этом собрании армянской интеллигенции, которая должна была продемонстрировать гостям из Европы, каким вниманием в Грузии окружено армянское национальное меньшинство (есть свой театр, газета, кафедра армянского языка в Педагогическом университете, часы армянского вещания по радио и телевидению, премии и почетные звания артистам и писателям-армянам и т.д.), не нашлось ни одного человека, который смог бы противопоставить трезвый и честный голос антитурецкой истерии, вызванной вопросом «Как вы относитесь к перспективе возвращения турок-месхетинцев?», который смог бы ответить на вопрос члена делегации, вице-президента ФСНЕ Х.Хансена «Почему одно (армянское) меньшинство в Грузии имеет все права, в то время как другое меньшинство (турки-месхетинцы) всех этих прав лишено?». Можно представить себе, какие формы приобретает агрессивная туркофобия в армянских аудиториях, не ограниченных узким кругом интеллигентcкого представительства и не связанных нормами хотя бы внешнего, вежливого внимания к европейским гостям… Президент Армении Роберт Кочарян, не остановившись перед прямым вмешательством во внутренние дела Грузии, в беседе с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе «особое внимание уделил репатриации месхетинцев в Джавахети, способной еще больше накалить обстановку в этом регионе» (Fact -Finding — Mission of FUEN — delegation to Georgia — Flensburg, 1998; Светлана Червонная . Проблема репатриации турок-месхетинцев. К отчету делегации ФCНЕ о поездке в Грузию и Россию 8-13 ноября 1998 года, раздел «Позиция армянской диаспоры и официального Еревана»; М. Воронин. Кочарян посетил Тбилиси. Президенты Армении и Грузии особое внимание уделили проблеме Джавахетии // Независимая газета, 25 ноября 1998 года).

Советник президента Грузии по вопросам межнациональных отношений Алексей Герасимов одним из основных препятствий на пути возвращения турок на родину назвал заселение армянами данной территории (Бюллетень «Убежище» Ассоциации ООН и УВКБ ООН, 2001, № 3-4).

Однако, наряду с этим, существенной помехой для ахалцихских турок следует признать недостаточно решительную позицию официальных органов Грузии и имеющиеся стереотипы и предрассудки (см.: Месхофобия — болезнь нравственности // «Моя родина — Грузия». Тбилиси, ноябрь 2001, №4, с.13). Еще один важный момент — отсутствие необходимой законодательно-правовой базы, из-за чего многие принятые решения не приводят к реальным результатам (Г.Мамулия. С правовой точки зрения все это висит в воздухе // Мы — месхи. Ежемесячный информационный бюллетень, 1997, №1).

Как еще одно препятствие нужно отметить националистические настроения и стереотипы в определенных научных и политических кругах Грузии. Это особенно проявляется в вопросах этногенеза народа, его современной этнической идентификации и терминологии. Эти сугубо умозрительные вопросы, по сути не имеющие отношения к решению правовой проблемы — репатриации преступно депортированной части населения Грузии, искусственно муссируются и превращаются в чуть ли не главное условие решения вопроса. Получается, что люди, высланные как турки, курды и хемшины, спустя 63 года должны вернуться на родину как «месхи» или «отуреченные грузины». Ясно, что такой далекий от права и неэтичный подход неприемлем для ахалцихских турок. Следующий момент — турки стремятся вернуться именно туда, откуда были высланы, это их законное право, тем более что никаких демографических или других препятствий для этого не существует.

Вместе с тем в последние годы, когда Грузия встала на демократический путь развития, наблюдается прорыв в отношении общественности и политической элиты к данной проблеме. Выражая позицию передовой грузинской интеллигенции, правозащитник Паата Закариашвили пишет: «Для возвращения на родину месхи не просят денег у Грузии… От Грузии они хотят только права на возвращение …Они не просят у нас компенсации… не просят, чтобы с той территории были выселены те грузины, которые там живут, о чем заявляют наши бессовестные политики и наши бессовестные (бесстыдные) депутаты, пробуждая этим страх у населения… Запечатанные двери проблемы не решат» (Паата Закариашвили. Государство не должно быть похоже на испуганного страусаСегодня ахалцихские турки возлагают большие надежды на законопроект, который готовится в парламенте Грузии. Демократические изменения, происходящие в этой стране, добрая воля правительства, союзнические отношения между Грузией, Турцией и Азербайджаном вселяют надежду на скорое решение проблемы ахалцихских турок и долгожданное возвращение этого народа на историческую родину.

Выселение турков месхетинцев

15 ноября 1944 года по приказу Сталина началось насильственное выселение живших в Грузии турок-месхетинцев и их соседей – курдов и хемшилов — в Среднюю Азию. За три дня было депортировано от 90 до 116 тысяч человек, значительная часть которых погибла по дороге от болезней и голода. За 73 года после депортации разбросанные по территории бывшего Советского Союза турки-месхетинцы не смогли добиться возвращения на историческую родину или обустроиться на новых местах.

Области на территории современного региона Самцхе-Джавахети, где до депортации жили турки-месхетинцы.

Депортация

Решение о депортации турок-месхетинцев ( турок-ахыска ) было принято в конце июля 1944 года. Государственный комитет обороны принял тогда постановление о переселении в республики Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизию) турок, курдов и хемшилов из приграничной полосы Грузинской ССР «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп» 1 .

Однако сама депортация была осуществлена только в середине ноября и продолжалась всего три дня, причем на сборы в каждом селении отводилось только по два часа. В операции НКВД участвовали около четырех тысяч оперативных сотрудников, и к вечеру 17 ноября из Грузии было отправлено 25 эшелонов с принудительными мигрантами 2 .

Всего, по разным источникам, депортировали от 90 до 116 тысяч человек. Более половины прибыли в Узбекистан, около 29 тысяч – в Казахстан и 11 тысяч – в Киргизию 3 .

«Когда нашу семью депортировали, моей маме было шесть лет. Они два месяца жили в товарных вагонах. Наша семья оказалась в Самарканде. В 1989 году, после событий в Фергане, от нас потребовали покинуть срочно Узбекистан. Мы, оставив дома имущество, вынуждены были уехать. Сначала мы поехали в Луганск. Но там мы остались всего месяц, поскольку не смогли привыкнуть к климатическим условиям. Тогда мы решили перебраться в Азербайджан. Полгода мы жили в школе в Саатлинском районе. Потом переехали в Баку и остались жить в Баку», — сказала проживающая в Баку представительница турок-ахыска Роза Рамизова корреспонденту «Кавказского узла».

Зимние условия перевозки, трехнедельный период в пути, болезни и эпидемии, ужасные условия на местах нового проживания в результате не могли не привести к повышенной смертности среди спецпереселенцев (этот статус не позволял им изменять место жительства). По неофициальным данным, смертность составляла до 1/3, по официальным — 11,8% 4 .

В 1956 году турки-месхетинцы получили право вернуться на Кавказ, но значительная часть их осталась в уже обжитых районах Средней Азии.

После этнических столкновений в Ферганской долине Узбекистана в мае-июне 1989 года более 70 тысяч месхетинцев 5 бежали в Россию, Казахстан, Азербайджан и на Украину 6 .

«Обращаться за паспортом перестал — бесполезно»

По данным переписи 2010 года, в России насчитывалось 105 058 «турок» и еще 4825 «турок-месхетинцев». 95% всех турок-месхетинцев России проживают в Южном федеральном округе: в Ростовской области (42 тысячи), Краснодарском крае (8,2 тысячи), Кабардино-Балкарской Республике (13 тысяч), Ставропольском крае (10 тысяч), Волгоградской области (5 тысяч), Калмыкии (3,7 тысячи), Республике Северная Осетия (3 тысячи), Чеченской Республике (1,4 тысячи), Астраханской области (1,1 тысячи), Республике Ингушетии (0,9 тысячи) и Карачаево-Черкесской Республике (0,6 тысячи) 7 .

В результате политики местных властей, всячески препятствовавших туркам-месхетинцам в получении российского паспорта и прописки, постоянного давления со стороны правоохранительных органов и нападений местных националистов они часто продолжают оставаться в положении бесправных мигрантов.

«Был случай, что пришлось мне самого младшего сына женить на гражданке Киргизии. Я обратился в паспортный стол с вопросом: если женю сына на гражданке Киргизии, то будут ли проблемы? Сотрудники меня заверили, что нет. Сыграли свадьбу, пошли дети в УФМС за паспортом. Там отказались. Требовали деньги, четыре тысячи» (из рассказа семьи турок-месхетинцев из Ростовской области) 8 .

В 2004 году около пяти тысяч турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, смогли уехать на постоянное местожительство в США, воспользовавшись программой МОМ (Международной организации по миграции) 9 .

Положение оставшихся месхетинцев в России остается сложным. За 25 лет так и не были полностью урегулированы вопросы легализации статуса у части турок-месхетинцев в стране (получение разрешений на временное проживание, вида на жительство, российского гражданства и т. д.) 10 .

«Супругу депортировали. Она гражданка Узбекистана, со мной жила 12 лет. В суд подали мы, а ее через суд взяли и депортировали. Слава богу, у меня есть отцовский дом. 19 лет живу уже здесь. С паспортом СССР. Обращался за паспортом много раз, в последние десять лет перестал обращаться, потому что бесполезно. Деньги, деньги, деньги, а у меня их нет…» (из рассказа турка-месхетинца из Ростовской области) 11 .

Турки-месхетинцы, не имеющие гражданства РФ, лишены всех прав и сталкиваются с огромными проблемами: они не могут легально устроиться на работу, приобрести жилье, земельный участок, транспорт, зарегистрировать брак, не получают пенсий и пособий, лишены доступа к медицинской помощи. Дети старше 14 лет не имеют возможности учиться (в старших классах школы, колледжах, вузах) 12 .

Положение месхетинцев усугубляется общей межэтнической напряженностью, провоцирующей ксенофобные нападения. Нередки случаи групповых нападений и избиений месхетинцев. В некоторых регионах сильна роль агрессивных казачьих националистических объединений, не скрывающих неприязни к туркам-месхетинцам.

«В Самцхе-Джавахетию не пускают, а в другие регионы мы не хотим»

Принятый в январе 2008 года парламентом Грузии закон «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века» формально дает возможность туркам-месхетинцам вернуться на историческую родину, но не всех устраивают предложенные Тбилиси условия. В частности, законодательство Грузии не предусматривает двойного гражданства, поэтому многие люди, желающие вернуться на историческую родину в Грузию, не могут этого сделать, поскольку не хотят терять гражданство России или Азербайджана, если оно у них уже есть.

«Мы, конечно, хотели бы вернуться на свои исторические места, но в регион, который теперь называется Самцхе-Джавахетия, не пускают. В другие регионы мы не хотим. Поэтому мы уже решили остаться здесь, в Азербайджане, который стал нашей второй родиной. Некоторые наши родственники переехали в Турцию, где к ним очень хорошо относятся. Правительство Турции предоставляет льготы нашим студентам. Некоторые турки-ахыска спустя несколько лет получают гражданство Турции», — рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Роза Рамизова, п роживающая в Баку представительница турок-ахыска .

«На практике были созданы серьезные препятствия и ограничения в сроках подачи заявок. Так, в 2008-2009 годах 13 286 семей подали обращения о возвращении. Из них были приняты только заявления 5428 семей. При этом статус репатрианта получили только 1800 лиц, подчеркиваю лиц, а не семей. 497 людям при этом предоставили грузинское гражданство условно. То есть при условии выхода из азербайджанского гражданства. Для подавляющего большинства это неприемлемое требование, поскольку Азербайджан стал нашей второй родиной», — отметил в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» глава действующего в Азербайджане общества турок-ахыска «Ватан» Ибрагим Мамедов.

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Вновь вспомнить Сталина по случаю 70-й годовщины депортации турок-месхетинцев

Сталина, наряду с Гитлером, ставят в один ряд с самыми беспощадными лидерами и диктаторами мира.

Диктатура Сталина, который пришел к власти после смерти Ленина, организатора большевистского переворота, и 30 лет возглавлял советское государство, повлияла на мировую политику и наложила отпечаток на миллионы человеческих жизней. О Сталине, сыгравшем активную роль в большевистской революции, можно помнить как о сильном лидере, который обеспечил быструю индустриализацию Советского Союза, становление социалистической системы во всем СССР и осуществил советскую модернизацию в рамках теории социализма. Однако на оборотной стороне медали — совсем другие сюжеты.

С распадом Советского Союза для исследователей открылись недоступные прежде материалы государственных архивов, при этом обнаружилось, что с 1937 по 1949 годы сталинская администрация депортировала более трех миллионов человек с территорий их исторического проживания. Согласно архивам, можно выделить три группы граждан, депортированных в сталинский период: политзаключенные, зажиточные крестьяне, этнические группы. Всех, кто, как считалось, был против советского социализма или мог организовать диверсию, без каких-либо обоснований выгоняли из их собственных домов, направляли в Сибирь или трудовые лагеря.

После смерти Ленина началась борьба за власть между Троцким и Сталиным. Вероятность того, что Троцкий поднимет народное восстание, пугала Сталина. Опасаясь возникновения различных политических движений и провокации в отношении усвоившего советский режим народа, Сталин использовал всевозможные методы сбора информации и без суда и следствия наказывал всех инакомыслящих.

Среди тех, кто пострадал в эти годы, были даже ближайшие сподвижники Сталина, шедшие с ним рука об руку во время большевистской революции. Троцкого же, который сыграл немаловажную роль в этом перевороте и был одним из соратников Ленина, Сталин обвинил в «подрывной деятельности», выслав его сначала в Алма-Ату, а затем в Стамбул.

С целью повышения производительности труда в сельском хозяйстве и устранения частной собственности на землю в сталинский период были введены коллективные методы ведения сельского хозяйства и созданы фермерства, называемые «колхозами». Зажиточных крестьян (или, по выражению Ленина, «кровопийц»), которые обладали такой собственностью в Российской империи и не желали делиться с социалистическим режимом своей землей, отправляли в Сибирь или трудовые лагеря ГУЛага. Эти лагеря использовались, с одной стороны, с целью наказания, с другой — для покрытия дефицита рабочей силы, благодаря чему удалось ускорить темпы экономического развития. Анализ советских архивов показал, что всего через систему ГУЛаг прошло около 14 миллионов человек, из них более двух миллионов не вынесли тяжелых условий жизни и труда, погибнув в этих местах заключения.

Депортация и экспроприация этнических групп

С целью обеспечить принятие социалистического режима всеми этническими группами, проживавшими в СССР (а их насчитывалось более сотни), проводилась политика «коренизации», в рамках которой на руководящие партийные и административные посты выдвигались местные национальные кадры. Кроме того, местным народам предоставлялось право получить образование на родном для них языке. Но, на самом деле, «коренизация» не вышла за пределы установления контроля над неславянскими группами.

Народы, которые, как предполагалось, могли стать помехой для целей и замыслов Сталина по мере приближения ко Второй мировой войне или были способны организовать диверсию или шпионаж в пользу других государств, в рамках политики «специальных поселений» изгонялись с мест их проживания в разные районы Средней Азии и Сибири. Сегодня все исследователи и историки признают, что в период до Второй мировой войны Сталин демонстрировал параноидальный подход, а его действиями руководил страх. В итоге на изгнание были обречены 13 этнических групп — под предлогом неверия в их лояльность и опасений в том, что они создадут опасность на границе.

Историк Дж. Отто Поль (J. Otto Pohl) в книге под названием «Этническая чистка в Советском Союзе» выделяет две основные группы сообществ, которых подвергли депортации. В первую группу входят те, кто иммигрировал в Советский Союз: немцы, греки, корейцы, курды, финны, амшенцы, турки-месхетинцы. Несмотря на то, что на протяжении трехсот лет турки-месхетинцы жили в границах Османской империи, Поль относит их именно к этой группе, так как в свое время эти территории по договору отошли к России. Вторая группа — местные народы, проживающие в Советском Союзе и имевшие проблемы с Российской империей: карачаевцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, ингуши и балкарцы.

264 тысячи из более двух миллионов человек, изгнанных в Среднюю Азию и Сибирь по причине этнической дискриминации, погибли в ходе депортации или в силу тяжелых условий проживания в тех регионах, куда они были отправлены. Новая жизнь, начавшаяся с момента депортации, ссыльного пути и поселения на новых территориях, была наполнена непреодолимой болью. Сцены в поезде из фильма «Соединившиеся сердца», который в эти дни транслируется в кинотеатрах, наглядно передают те муки, что выпали на их долю в 1940-х годах. Тысячи ничего не подозревающих людей однажды ночью отправились в многонедельный, а подчас и многомесячный путь в до отказа наполненных грузовых вагонах. Страдая от холода и полного отсутствия гигиены, они даже не имели возможности питаться горячей едой.

В процессе депортации эти народы ждала не только разлука с родиной, но и экспроприация. Перед посадкой в грузовой вагон им разрешалось взять с собой всего несколько вещей. Люди оставляли дома, выращенный ими домашний скот, земельные угодья, дававшие им средства к существованию, амбары с пищевыми запасами, то есть все имевшееся у них имущество. При этом на вновь заселяемых территориях от них требовалось создать новое хозяйство и построить совершенно новую жизнь. Ссыльный путь и умышленно невыносимые условия депортации показывают, что эти меры предпринимались далеко не с добрыми намерениями. Отто Поль и вовсе полагает, что все эти шаги были нацелены на уничтожение данных этнических групп, поэтому эти депортации следует считать геноцидом, заключает историк.

Депортация турок-месхетинцев

Турки-месхетинцы, которых Сталин накануне Второй мировой войны рассматривал в качестве крупного препятствия для исполнения его планов в отношении Турции и Европы, были 14 ноября 1944 года депортированы с тех территорий, где они проживали на протяжении более трехсот лет. Желание турок-месхетинцев быть частью Турции в ленинский период, когда было признано право народов на самоопределение, послужило поводом для того, чтобы к этой группе долго относились с подозрением. Когда к этому добавились страхи и стратегические планы Сталина, он стал допускать вероятность того, что в случае войны турки-месхетинцы могут примкнуть к другому флангу и начать сотрудничать с Турцией.

Сталин приказал изгнать турок-месхетинцев из региона, расположенного в Грузии на границе с Турцией, и депортировать их в Среднюю Азию — на территорию Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Как и другие депортированные этнические группы, турки-месхетинцы были отправлены в длительный двухмесячный путь, который начался одной холодной ноябрьской ночью с посадки в переполненные грузовые вагоны. По выражению самих турок-месхетинцев, с ними обращались как с «животными». Роженицы, старики, больные, а также все, кто не выдержал голода или подхватил в пути какую-либо болезнь, не выжили. Тела погибших выбрасывали из вагонов. Очевидец этих событий вспоминает, как во время такой поездки он потерял своего деда. Его отец не мог допустить, чтобы советские солдаты поступили с телом деда так же, как и с другими погибшими. Спрятав тело, он скрывал его до самого окончания пути.

Когда вы беседуете с турками-месхетинцами, пережившими депортацию, они все описывают эти дни со слезами на глазах. Грузовые вагоны останавливали в разных пунктах пути следования, часть турок-месхетинцев высаживали из поезда и заставляли продолжать путь самостоятельно. Не зная, куда идти и какая жизнь ждет их впереди, турки-месхетинцы держали путь в неизвестность. При их расселении не принимали во внимание такие факторы, как родственные связи, род, в итоге разрушались семьи. Долгие годы этот народ не знал, что такое защита прав человека, ему не разрешалось покидать пределы отведенного региона, на каждом углу он сталкивался с дискриминацией.

Несмотря на то, что после смерти Сталина Советский Союз предпринял меры по реабилитации прав депортированных сообществ, турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться на историческую родину. Сегодня они проживают в 13 разных странах мира, и наилучшим образом эту ситуацию описывают слова одного турка-месхетинца, который сегодня живет в Турции: «Дочка, что мне делать в праздник? Одна моя дочь — в России, сын — в Америке, родственники со стороны дяди — в Узбекистане, тети — в Азербайджане. Кого из них я увижу? Нас разделили. Они пытались нас уничтожить, но мы сопротивлялись».

Прошло 70 лет с тех пор, как сталинская администрация депортировала турок-месхетинцев с территории Месхетии. В память об этом событии в Улудагском университете, а также в Университете Хитит проводятся научные конференции, во многих городах Турции организуются памятные мероприятия. Но это только одна этническая группа из тех миллионов человек, которых за 30-летний период своего правления Сталин притеснял, отправлял в изгнание, заставлял работать в трудовых лагерях в нечеловеческих условиях. Сталин стремился уничтожить турок-месхетинцев? Этого мы не знаем, но и в наши дни этот народ, численность которого насчитывает более 500 тысяч человек, продолжает вести борьбу за существование.

Автор — преподаватель отделения социологии, Университет Гедиз.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Депортация турков-месхетинцев

По решению Адрианопольского мирного договора (2 сентября 1829 года) между Турцией и Россией Грузия перешла во владение России (города Ахалцихе и Ахалкалаки). В 1921 году по Московскому договору между страной Советов и Турцией при определении границ Месхетия стала территорией Грузии.

В то время в Грузии были склонны считать всех турок-месхетинцев забывшими родной язык грузинами. Однако, руководство Грузинской ССР, в частности, в лице Л. П. Берии, предпринимало попытки «грузинизации» турок-месхетинцев. Эти попытки стали еще более настойчивыми в 30-е годы. Они сочетались с прямыми репрессиями против турецких «национальных кадров», обвинявшихся в «шпионаже» в пользу Турции и тому подобных « преступлениях». Нередки были случаи принуждения турок-месхетинцев к изменению записи о национальности в паспорте и принятию грузинских фамилий (например, жители ст. Советской Кировского района Ставропольского края с такими грузинскими фамилиями, как Падуладзе, Надирадзе, Окропиридзе).

Подобного рода «мероприятия» усилились в 40-е годы, когда Сталин пришел к убеждению о «ненадежности» турок-месхетинцев в свете возможной войны с Турцией. Хотя сами турки-месхетинцы никакого повода к подобным подозрениям никогда не давали. Так, на фронты Великой Отечественной войны ушла практически вся взрослая мужская часть населения (более 48 тыс. человек, 28 тыс. из них погибло; народ дал 8 Героев Советского Союза). К тому же к этому времени опасность вступления в войну Турции на стороне Германии свелась к нулю, так что даже самый «благовидный» предлог для «наказания» турок-месхетинцев отпал. Тем не менее, власти стали загодя готовиться к депортации.

Согласно приказу НКВД 001176 от 20 сентября 1944 г. Турки-месхетинцы обвинялись в «непринятии колхозного строя», «нарушении государственной границы», «пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служении турецким разведывательным органам, в вербовке шпионских элементов и насаждении бандитских групп». А также в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями.

Утром 15 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней угнали курдов, армян-хемшилов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них 115 тыс. турок-месхетинцев. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые 6 месяцев в ссылке — 37 тыс. человек, включая 17 тыс. детей. (Михаил Калишевский. Турки-месхетинцы: Из одного изгнания в другое (часть I)).

Переселенцев из Ахалцихского, Богдановского, Адигенского, Аспиндзского и Ахалкалакского районов выбросили в степи Средней Азии и Казахстана (в Казахскую ССР 40 тыс. человек, в Узбекскую ССР 30 тыс. человек, в Киргизскую ССР 16 тыс. человек). В постановлении И. В.Сталин приказал возложить переселение на НКВД ССР, разрешить переселенцам взять с собой все лично принадлежащие им ценности: деньги, домашние вещи, обувь, посуду, домашний и сельскохозяйственный инвентарь и запас продовольствия до 1000 кг на семью. Затем перечислялось то, что передается во владение и использование новым хозяевам, заселившим эти земли (сельскохозяйственный инвентарь, пастбища и сады, продовольствия и скот и оставшееся имущество) совершенно бесплатно. Также обязали Наркомфин выделить на проведение операции по выселению, перевозкам и расселению переселенцев 4 млн. рублей. Было приказано Главнефтьснабу выделить для специального переселения бензин 750 т..

28 ноября 1944г. Берия докладывал Г. М. Маленкову и И. В.Сталину: «Совершенно секретно. В соответствии с постановлением проведены операции по переселению из пограничных районов Грузинской ССР турок, курдов и хемшилов» (alexanderyakovlev. org). Эшелоны товарных вагонов с забитыми досками окнами увозили людей с их родины… В никуда… В пути спецпереселенцы были лишены элементарных человеческих удобств. Было объявлено, что при переправлении через Каспий недовольных и бунтовщиков выбросят в море, а убытки спишут на военное время…

XX съезд партии дал надежду на возвращение. Был создан комитет народного движения, который хотел воплотить надежду в реальность. Выходили постановления Верховного Совета СССР, указы, приказы в 1957, 1968, 1972, 1974, 1981, 1987 годах. Но слова оказывались пустыми. Бездействие политиков гасило надежду людей. Сталинские последователи в Грузии блокировали все государственные партийные решения.

В 1991 году вышло постановление Верховного Совета СССР об отмене законодательных актов в связи с декларацией Верховного Совета СССР от 01.01.01 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав». В нем вменялось государственным учреждениям республик СССР организовать до конца 1991 г. практическое восстановление законных прав репрессированных народов. Но правительством Грузии это постановление было отвергнуто.

Популярное:

  • Мировой суд 429 Мировой суд 429 Черемушкинский районный суд города Москвы 48 район Черемушки 117292, Москва, Нахимовский проспект, д.56 Головченко Оксана Васильевна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д.49, к.1 50 район Черемушки Склярова Ирина Владимировна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, […]
  • Как написать письмо шекспиру Как написать письмо шекспировской Джульетте и получить ответ Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. В мире существуют особые туристические места. Не те, которые посещают просто из любопытства или желания получить […]
  • Статья 264 ук рф срок давности Срок давности следствия по дтп и возмещение ущерба Здравствуйте! Год назад муж попал в ДТП, с тяжкими телесными повреждениями, следствие идёт до сих пор. Уточните, есть ли срок давности по делу и когда можно будет требовать возмещение ущерба? Ответы юристов (5) Здравствуйте. Как […]
  • Ярослав ярославцев адвокат Ярославцев Ярослав Вячеславович Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Ярославцев Ярослав Вячеславович, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши слова должны быть ПОДКРЕПЛЕНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО(чеки, решения суда и […]
  • Статья 65 пункт 18 Комментарий к СТ 65 ВК РФ Статья 65 ВК РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы Комментарий к статье 65 ВК РФ: 1. Общий обзор статьи. Статья включает 18 частей, устанавливающих особенности таких элементов правового режима водоохранных зон и защитных прибрежных полос, как […]
  • Жердевский военный комиссариат Военный Комиссариат Ржаксинского и Жердевского Районов Тамбовской области информация актуальна на 07.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]