Взаимные права и обязанности родителей и детей

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство Образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Алтайский государственный технический университет

им. Ползунова И.И.

Рубцовский индустриальный институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

по дисциплине: «Правоведение»

на тему: «Взаимные права и обязанности родителей и детей»

Выполнила: студентка гр. ФиК-62

Проверил: Шмыгалев К.А.

1. Установление происхождения детей 5

2. Права несовершеннолетних детей 8

2.1. Исторические предпосылки правового положения ребенка в семье 8

2.1. Личные и имущественные права несовершеннолетних детей 13

3. Права и обязанности родителей 18

3.1.Содержание родительских прав и обязанностей 18

3.2. Лишение и ограничение родительских прав 23

Список используемой литературы 29

Под родительскими правоотношениями следует понимать урегулированные нормами семейного законодательства личные и имущественные отношения между родителями и детьми, содержание которых составляют права и обязанности, обеспечивающие надлежащие содержание и воспитание ребенка.

Юридическим фактом, на основании которого возникают права и обязанности родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей. Происхождение это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей, зарегистрированное в установленном порядке. Во всем мире получает распространение теория, в соответствии с которой родительские отношения рассматриваются не только как биологические, но и как социальные.

Понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Большинство этих прав и обязанностей связывают родителей и ребенка. Такая связь носит двусторонний характер. Правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей.

Понятие прав детей шире по объему понятия родительских прав. Часть прав детей, предусмотренная семейным законодательством (например, право на имя), являются абсолютными правами. Детям как носителям этих прав притивостоят не только родители, но и любые граждане и должностные лица, которые решают вопросы, затрагивающие интересы детей. Другие права носят относительный характер и существуют в рамках родительских правоотношений. Это, например, право на воспитание от родителей. Однако нормы права, посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появилось в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. дтей, впервые появилось в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. лица, которые решюют пассивных объект

На сегодняшний день, когда семья является одним из важнейших социальных институтов, необходимо знать права и обязанности родителей и детей, поэтому тема данной работы: «Взаимные права и обязанности родителей и детей» является актуальной.

Цель данной работы – подвергнуть более полному анализу взаимные права и обязанности родителей и детей.

Задачи, направленные для реализации данной цели следующие:

проанализировать установления происхождения детей как основание возникновения правоотношений между родителями и детьми;

рассмотреть исторические предпосылки правового положения ребенка в семье;

охарактеризовать личные и имущественные права несовершеннолетних детей;

рассмотреть содержание родительских прав и обязанностей;

подвергнуть анализу такую санкцию семейно-правового характера как лишение родительских прав и такую временную меру как ограничение родительских прав.

Для написания данной работы использовалась литература по семейному праву, материалы периодических изданий, а так же Семейный кодекс Российской Федерации.

1. Установление происхождения детей

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей независимо от того, состоят родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно. Происхождение — это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей (определенных мужчины и женщины), зарегистрированное в установленном порядке [2,56]. В нынешних условиях при наличии современных медицинских технологий родительские отношения рассматриваются не только как биологические, но и как социальные.

Происхождение ребенка от конкретных родителей становиться юридическим фактом лишь при условии его государственной регистрации рождения в районных, городских (районных в городах) органах ЗАГС. При государственной регистрации в актовой книге составляется запись акта о рождении ребенка, в которой указываются необходимые сведения, определяющие статус ребенка, а так же сведения о его родителях. Запись о родителях, произведенная органом ЗАГС, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.

Законом устанавливаются различные процедуры удостоверения происхождения детей от конкретных мужчины и женщины в зависимости от следующих обстоятельств: родители ребенка состоят в браке; родители не состоят в браке, но отец добровольно признал отцовство; родители не состоят в браке, отец не признал отцовства.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документа медицинского учреждения, подтверждающего факт рождения ребенка данной женщиной, а при родах без медицинской помощи – на основании свидетельства лиц, присутствующих при родах. При отсутствии медицинской справки установление материнства производиться только на основании решении суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Запись сведений об отцовстве, если мать ребенка состоит в зарегистрированном браке, производится на основе презумпции (предположения) отцовства супруга матери ребенка. Поэтому муж матери записывается отцом родившегося у нее ребенка по заявлению любого из супругов. Это правило действует и при рождении ребенка в течение 300 дней с момента расторжения брака, признании брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, то есть отцом ребенка признается бывший супруг матери. Сведения об отце в указанных случаях вносятся на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего регистрацию брака или подтверждающего факт и время прекращения брака.

В случаях, когда родители ребенка не состоят в браке между собой, семейное законодательство предусматривает два способа установления отцовства: добровольное и судебное.

Добровольное установление отцовства предполагает подачу в органы ЗАГС после рождения ребенка его отцом и матерью, не состоящими между собой в браке, совместного заявления об установлении отцовства. Совместным заявлением об установлении отцовства лицо, не состоящее в браке с матерью ребенка, подтверждает признание отцовства, а мать дает согласие на установление отцовства, а мать дает согласие на установление отцовства данного лица в отношении рожденного ею ребенка. Таким образом, добровольное установление отцовства – это юридический акт (проявление сознания и воли) отца ребенка, не состоящего в браке с его матерью, направленный на возникновение правоотношений между отцом и ребенком [2,58]. Лицо, признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, не может добровольно признать свое отцовство.

При наличии обстоятельств, дающих основание предполагать, что подача совместного заявления после рождения ребенка будет затруднено (например, нахождение в длительной командировке), будущие родители могут подавать заявление об установлении отцовства во время беременности матери. При этом запись о родителях ребенка производиться после рождения ребенка.

Семейное законодательство допускает добровольное установление отцовства по индивидуальному заявлению только отца ребенка в случаях: смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления ее местонахождения или лишения ее родительских прав. Однако в указанных случаях на установление отцовства необходимо согласие органа опеки и попечительства, выраженное в соответствующем документе. Запись об отцовстве ребенка, произведенная на основании добровольного установления отцовства, может быть оспорена в судебном порядке.

Установление отцовства в судебном порядке производится при наличии следующих условий: отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка; отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка; отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установлении отцовства.

Чаще всего установление отцовства в суде происходит по иску матери ребенка. Иск предъявляется к предполагаемому отцу ребенка, если он отказывается признать ребенка в добровольном порядке, или к матери, если она препятствует подаче совместного заявления об установлении отцовства. С иском об установлении отцовства могут обратиться также опекун (попечитель) ребенка или лицо, на иждивении которого находиться ребенок (бабушка, дедушка), или сам ребенок по достижении восемнадцати лет.

При рассмотрении дел об установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от данного лица. В необходимых случаях по делу об установлении отцовства судом может быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Однако заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими доказательствами. Решение суда об установлении отцовства или об отказе в этом должно основываться на всесторонне проверенных данных, подтверждающих или опровергающих заявленные требования истца.

2. Права несовершеннолетних детей

2.1. Исторические предпосылки правового положения

Урок «Права и обязанности родителей и детей»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у обучающихся представление о правах и обязанностях родителей и детей.

Задачи

  • Образовательные: продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
  • Коррекционно-развивающие: продолжить работу по развитию навыков монологической речи и ведению диалога, внимания и памяти, образного и логического мышления;
  • Воспитательные: воспитывать потребность осознанно соблюдать законы, с уважением относиться к нормам и правилам, созданным обществом, овладеть определённым набором знаний по семейному законодательству для дальнейшей самореализации личности.

Настрой на урок

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Что является опорой в жизни каждого человека?

Ответы детей: семья, родители, его родные и близкие.

Чтобы записать новую тему тетрадь, нам необходимо ее самостоятельно сформулировать, используя набор слов представленных на доске.

Сообщение темы и цели урока

Записывают тему урока в тетрадь

1. Как называется международный документ, в котором прописаны общие правила человеческих отношений?

2. Как называется международный документ о правах детей?

3. Как называется главный Закон нашей страны, в котором записаны права и обязанности граждан?

Жизнь большинства людей начинается в семье. Папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры – это те люди, с которыми мы связаны узами родства. Семья дарит человеку тепло и заботу. Семья, материнство и детство находится под защитой государства. Это записано в главном законе страны — Конституции. Государству не безразлично, как семья воспитывает своих детей. Оно заинтересовано в том, чтобы вырастали хорошие, добрые, умные, честные люди, чтобы всем детям в семье жилось хорошо. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях права детей нарушаются. Вот поэтому появляются законы, которые регулируют отношения между членами семьи, законы, которые призывают к ответу родителей, если они не выполняют или выполняют плохо свои обязанности.

Более подробно о правах и обязанностях родителей и детей говорится в специальном законе. Он называется Семейный кодекс. Слово “кодекс” в переводе с латинского языка означает “книга”. В Семейном кодексе собраны правила, касающиеся взаимоотношений супругов, родителей и детей. Особенность этих правил в том, что они является обязательными для всех жителей нашей страны, потому что это – закон.

Какие правила, на которых должны строиться отношения в семье, определяет Семейный кодекс?

Комментированное чтение избранных глав Семейного кодекса:

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

— До какого возраста человек считается ребенком?

Можно ли не допускать ребенка общаться с одним из родителей или с другими родственниками?

— Что обозначает слово злоупортреблять?

— Назови свое полное имя, свою фамилию и отчество. —Как зовут твоего отца, чью фамилию ты носишь?

Рождение ребёнка удостоверяется “Свидетельством о рождении”. Это документ, в котором указывается фамилия, имя, отчество дата рождения, а также данные родителей. Учитель показывает образец свидетельства о рождении

С момента рождения ребенка супруги обретают родительские права и обязанности. Отличительная особенность родительских прав в том, что они одновременно являются и обязанностями. Права и обязанности родителей носят неотчуждаемых характер. Это значит, что ни не могут быть переданы другим лицам. Их нельзя продать или купить, подарить или завещать. Так родители никому не могут продать право (и обязанность) воспитывать своих детей.

Глава 12. Права и обязанности родителей.

— Как ты понимаешь выражение: родители имеют равные права и обязанности?

— Когда прекращаются родительские права?

Что запрещает закон в отношении к детям?

Кто обязан обеспечить получение детьми основного общего образования?

— Когда родители могут быть лишены родительских прав?

Глава 13. Алиментные обязанности родителей и совершеннолетних детей.

Рассматривают образец, отвечают на вопросы.

Записывают определение в тетрадь

— Как вы понимаете выражение “обязаны содержать”?

Составление схемы “Права и обязанности родителей и детей”

Записывают определение в тетрадь

После развода мать и ребенок переехали жить в другой город. Бывший муж Геннадий желает принимать участие в воспитании сына. Однако мать препятствует встречам ребенка с отцом: то говорит, что он болен, то совсем уезжает к родным в деревню.

Вопрос: может ли приняться решение о лишении родительских прав этой женщины?

Вопрос: имеет ли Александр право выбрать, с кем ему жить? Должен ли суд учесть мнение ребенка. Какое право ребенка нарушается?

Вопрос: Правы ли родители в этой ситуации. Что вы посоветуете Татьяне.

Татьяне нужно дождаться совершеннолетия и потом устраивать свою личную жизнь.

Вопрос: какую обязанность родителя не выполняет этот отец?

Вопрос: Какую обязанность не выполняет совершеннолетний сын?

Вопрос: какое право ребенка нарушает это мать?

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. РЕАЛИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫМИ Вопросы для обсуждения

1. Установление происхождения детей:

1) установление материнства;

2) добровольное установление отцовства в органах ЗАГСа;

3) установление отцовства в судебном порядке;

4) установление происхождения детей при применении искусственных методов оплодотворения. Проблемы суррогатного материнства;

5) оспаривание отцовства (материнства).

2. Права несовершеннолетних детей:

1) право ребенка жить и воспитываться в семье;

2) право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

3) право ребенка выражать свое мнение;

4) право ребенка на имя, отчество и фамилию;

5) право ребенка на защиту;

6) имущественные права ребенка.

3. Права и обязанности родителей:

1) общая характеристика прав и обязанностей родителей;

2) права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

3) права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

4) право родителей на защиту родительских прав;

5) осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

6) осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями.

4. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

5. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.

6. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав.

7. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей лицами, осужденными к лишению свободы. Положения уголовноисполнительного законодательства, связанные с осуществлением родительских прав и исполнением родительских обязанностей.

Темы сообщений и докладов

Личные неимущественные права и обязанности лиц, осужденных к лишению свободы.

Имущественные права и обязанности лиц, осужденных к лишению свободы.

Ответственность лиц, осужденных к лишению свободы, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Ограничение родительских прав лиц, осужденных к лишению свободы.

1. Составьте проект соглашения о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

2. Составьте сравнительную таблицу государственной регистрации рождения: найденного (подкинутого) ребенка; ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни; ребенка, достигшего возраста одного года и более.

3. Заполните таблицу:

Лишение родительских прав

(ст. ст. 69-72 СК РФ)

Ограничение родительских прав

(ст. ст. 73-76 СК РФ)

2) права родителей

3) истцы по данным категориям дел

4) контакты родителей с ребенком

5) правовые последствия

6) порядок восстановления родительских прав

4. Составьте исковое заявление об установлении отцовства, заявление об установлении факта признания отцовства.

5. Составьте схему «Виды прав и обязанностей родителей и детей».

6. Составьте кроссворд (криптограмму) по вопросам темы.

1. Осужденная Новикова обратилась с заявлением к руководству учреждения, в котором указала, что имеет сына в доме ребенка данной колонии, которому исполняется 3 года. Поскольку ей осталось отбывать 8

месяцев, то она просит оставить ее сына в данном доме ребенка до дня срока отбывания ею наказания.

Правомерна ли просьба осужденной?

2. Сабурова подала в орган ЗАГСа подписанное ею и Васнецовым заявление о добровольном признании им своего отцовства в отношении дочери Елены. Сабурова объяснила, что Васнецов не может сам явиться в орган ЗАГСа, так как отбывает наказание в местах лишения свободы, но подпись на заявлении удостоверил начальник ИК.

Может ли один из родителей ребенка не являться в орган ЗАГСа для регистрации установления отцовства по совместному заявлению родителей, но представить удостоверенное письменное заявление?

3. Гражданин Губелов, отбывавший наказание в местах лишения свободы, по возвращении домой узнал о рождении у его жены дочери, отцом которой он не являлся, хотя и был записан в качестве такового в свидетельстве о рождении. Губелов решил не оспаривать актовой записи о своем отцовстве. По прошествии 5 лет отношения в семье обострились, брак супругов Губеловых был расторгнут судом. Вслед за этим Губелов предъявил в суд иск об оспаривании своего отцовства в отношении девочки, но в иске ему было отказано в связи с пропуском срока исковой давности. Губелов обжаловал решение суда в кассационном порядке, полагая, что к семейно-правовым спорам исковая давность не применяется.

Обоснованны ли доводы Губелова?

Подлежит ли его кассационная жалоба удовлетворению?

4. Комиссия по делам несовершеннолетних обратилась в суд с иском о лишении Зайцевой родительских прав в отношении сына 9 лет, сославшись на то, что Зайцева осуждена и отбывает наказание в местах лишения свободы, в связи с чем не может осуществлять свои родительские обязанности должным образом, и ребенок не может получить надлежащего воспитания .

Зайцева возражала против такого решения, утверждая, что, несмотря на лишение свободы, она общается с сыном посредством переписки и телефонных переговоров. Кроме этого она регулярно перечисляет денежные средства, зарабатываемые в ИК, своей матери, с которой проживает ее сын.

Какое решение должен вынести суд?

На примере данной задачи рассмотрите основания, порядок и правовые последствия лишения родительских прав.

5. Могут ли дети, помещенные в государственное воспитательное учреждение по причине осуждения биологических родителей на тюремное заключение («дети заключенных»), быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

6. У 4-летнего брата и 16-летней сестры Федуловых родители были лишены родительских прав и осуждены к лишению свободы на длительный срок. Среди самых близких по степени родства была двоюродная сестра их осужденного отца, которая была не против оформить опеку и попечительство над своими племянниками. Однако органы опеки и попечительства сочли лучшим направить детей в разные детские дома, поскольку была большая разница в возрасте детей, а родственницу сочли малоимущей, так как она стояла на учете на бирже труда.

Дайте юридическое заключение решениям органов опеки и попечительства.

Учитывается ли мнение детей в подобной ситуации?

Имеет ли значение имущественное положение для назначения опекуном ?

7. Несовершеннолетнему Козыреву было предъявлено обвинение в совершении кражи.

Каково процессуальное положение его родителей, привлекаются ли они для участия в процессе по уголовному делу?

Если — да, то в качестве кого?

Как должны поступить следственные органы в случае, если у несовершеннолетнего нет родителей или они были лишены родительских прав?

8. В июне 2005 г. в связи с систематическим пьянством и аморальным поведением супруги Борисовы по решению суда были лишены родительских прав в отношении их сына Ивана 1996 г. р. После этого мальчик был передан под опеку своего дальнего родственника Николаева и проживал в его семье.

В течение 2006 г. Борисовы прошли курс лечения от алкоголизма и трудоустроились. В марте 2007 г. Борисовы обратились в суд с заявлением о восстановлении их в родительских правах и возврате сына.

В судебном заседании представитель органов опеки и попечительства дал заключение о возможности восстановления в родительских правах Борисовых с учетом изменения их поведения.

Однако опрошенный судом Иван категорически отказался возвращаться к родителям, пояснив, что не может забыть прошлое поведение родителей и плохое отношение к нему.

Какое решение должен принять суд?

9. Козлов обратился в суд с иском об оспаривании отцовства. В ходе судебного заседания он объяснил, что дал согласие на искусственное оплодотворение своей жены, но отцом себя не считает и поэтому хочет оспорить отцовство.

Какое решение должен вынести суд?

10. У бывших супругов Ивлиевых после расторжения брака родился сын. Поскольку ребенок родился в течении 300 дней с момента расторжения брака, то в качестве отца был записан Ивлиев. Однако через полтора года Ивлиев узнал, что ребенок не его, что подтвердила также медицинская экспертиза. В связи с этим он подал в суд заявление об оспаривании записи об отцовстве и взыскании с бывшей жены морального вреда.

Какое решение должен вынести суд?

На примере данного казуса рассмотрите вопросы установления происхождения детей от родителей и оспаривания отцовства (материнства).

11. После расторжения брака между супругами Котовыми сын остался проживать с матерью.

К согласию об участии Котова в воспитании ребенка родители не пришли, в связи с чем Котов обратился в суд с заявлением. Он просил установить порядок осуществления своих родительских прав. Суд отказал в приеме заявления, указав, что решение вопроса о порядке участия в воспитании родителями ребенка относятся к исключительной компетенции органов опеки и попечительства и суду не подведомственно.

Правильно ли поступил суд?

12. Семенов обратился в суд с иском к бывшей жене Ветровой об определении порядка общения с несовершеннолетней дочерью, указав, что брак с ответчицей расторгнут, дочь осталась проживать с матерью, ответчица препятствует его общению с ребенком.

Решением суда постановлено обязать Ветрову предоставить возможность Семенову общаться с дочерью в период с 9.00 до 12.00 часов в воскресенье каждую вторую и четвертую недели месяца, в присутствии Ветровой по определенному адресу, куда она обязана привозить дочь.

Президиум решение отменил и направил дело на новое рассмотрение.

Согласно ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В силу ст. 66 СК родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

После расторжения брака Ветрова с дочерью проживает в селе, в доме родителей, дочь посещает детский сад. Истец проживает в городе с родителями.

Суд определил порядок общения Семенова с ребенком, по которому встречи истца с ребенком должны проходить по месту его жительства и возложил на ответчицу обязанность привозить туда ребенка из села 2 раза в месяц по воскресеньям.

В надзорной жалобе Ветрова просила об отмене данного решения. При этом указывается, что решение является неисполнимым, нарушающим ее права и интересы малолетнего ребенка в связи с тем, что ей с 3-летним ребенком крайне затруднительно приезжать в город из деревни, расположенной в 45 километрах. Личного транспортного средства она не имеет, вынуждена с ребенком, независимо от погодных условий и времени года, добираться на попутном транспорте, что требует дополнительных материальных затрат, физических сил, и может отрицательно повлиять на здоровье ребенка.

Какие обстоятельства, непосредственно касающиеся интересов малолетнего ребенка, при разрешении спора судом не были учтены?

Какие требования предусмотрены семейным законодательством при разрешении подобных споров?

13. 16-летняя Ольга Остроумова родила ребенка. Отец ребенка отказался зарегистрировать с ней брак и признать отцовство в установленном законе порядке. В ЗАГСе в графе «отец ребенка» Ольга пожелала записать фактического отца, но работник органа ЗАГСа сказал, что в графе «фамилия отца» может быть записана только ее фамилия. В связи с этим Ольга обратилась в юридическую консультацию с просьбой разъяснить ей следующие вопросы:

Можно ли правовыми средствами обязать отца ее ребенка жениться на ней? Как установить отцовство в отношении ребенка? Почему сотрудник ЗАГСа отказался записать в качестве отца фактического отца ребенка? Можно ли потребовать выплаты алиментов на ребенка начиная с даты рождения?

14. Соколов обратился в ЗАГС с просьбой об исправлении записи о рождении ребенка. На исправление записи получено согласие от матери ребенка и лица, записанного отцом.

Как следует поступить работникам ЗАГСа?

Тестовые задания 1 вариант

1. Какой орган (должностное лицо) осуществляет отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его здоровью:

а) орган опеки и попечительства;

2. С какого возраста ребенок может обратиться в суд с требованием о защите от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя):

а) с 10-летнего возраста;

б) с 14-летнего возраста;

в) несовершеннолетний сам не может обращаться в суд.

3. Какие лица могут совместно усыновить одного и того же ребенка:

а) только близкие родственники;

б) лица, состоящие в браке;

в) лица, не состоящие в браке, но желающие усыновить одного и того же ребенка.

4. Кто является законным представителем несовершеннолетнего ребенка при защите его прав и интересов:

а) родители несовершеннолетнего ребенка;

б) опекун 15-летнего ребенка;

в) усыновитель 14-летнего ребенка;

г) орган опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без родительского попечения.

5. С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд с требованиями о защите нарушенных семейных прав:

в) в любом возрасте.

6. Основанием для установления отцовства является:

а) решение суда об установлении отцовства;

б) свидетельство о браке родителей;

в) устное заявление матери, не состоящей в браке.

7. Презумпция отцовства супруга матери ребенка означает:

а) отцом ребенка является бывший супруг матери, если ребенок рожден в течение 300 дней с момента признания судом брака недействительным;

б) отцом ребенка является бывший супруг матери, если ребенок рожден в течение 300 дней с момента расторжения брака;

в) отцом ребенка является бывший супруг матери, если ребенок рожден в течение 300 дней с момента смерти супруга;

г) отцом ребенка является супруг матери, если ребенок рожден в период брака;

д) отцом ребенка является бывший супруг матери, если ребенок рожден в течение 365 дней с момента смерти супруга.

8. Какое из обстоятельств является основанием для ограничения родительских прав:

а) нерегулярное выполнение родительских обязанностей в силу болезни родителя;

б) отсутствие у родителя, с которым проживает ребенок, жилого помещения, удовлетворяющего санитарным требованиям;

в) периодическое употребление наркотиков;

г) погашенная судимость.

9. Какой орган (должностное лицо) принимает решение об усыновлении (удочерении ребенка):

а) районный суд — при усыновлении гражданами РФ детей, являющихся гражданами РФ;

б) суд субъекта — при усыновлении иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, проживающими за ее пределами, детей — граждан РФ;

в) орган опеки и попечительства.

10. Какое лицо не может быть назначено опекуном (попечителем) ребенка:

а) лица, больные наркоманией;

б) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их

в) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом не по их

г) лица, имеющие злокачественные онкологические заболевания;

д) несовершеннолетний гражданин, состоящий в браке.

11. Кого записывает орган ЗАГСа в качестве родителей ребенка, рожденного суррогатной матерью:

а) супругов, с которыми заключен договор, но только с письменного согласия суррогатной матери, которое дается после рождения ребенка;

б) в графе родители ставится прочерк;

в) суррогатную мать и ее супруга (если она состоит в браке).

1. Основанием для установления материнства является:

а) устное заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка;

б) акт о рождении ребенка, выданный начальником поезда, в котором происходили роды;

в) решение суда об установлении факта рождения ребенка конкретной женщиной;

г) документ о рождении ребенка, выданный частнопрактикующим врачом, к которому обратилась женщина после родов.

2. При каких обстоятельствах мужчина, записанный в качестве отца ребенка, ограничен в праве оспаривать свое отцовство, ссылаясь на то, что не является биологическим отцом ребенка:

а) если он добровольно признал свое отцовство, и в момент записи ему было известно, что он не является биологическим отцом ребенка;

б) если он состоит в браке с матерью ребенка;

в) если мужчина дал предварительное письменное согласие на применение методов искусственного репродуцирования;

г) если у ребенка и у мужчины, записанного в качестве отца, одинаковая группа крови и резус-фактор.

3. Какой срок установлен для подачи заявления о рождении ребенка:

а) 1 месяц со дня рождения ребенка;

б) 7 дней со дня обнаружения найденного (подкинутого) ребенка;

в) 2 месяца со дня рождения ребенка.

4. Кто может оспорить запись органа ЗАГСа об отцовстве (материнстве):

а) биологический родитель ребенка;

б) несовершеннолетний родитель, записанный в качестве отца (матери);

в) представитель органа опеки и попечительства;

г) заинтересованные лица.

5. Какой орган (должностное лицо) осуществляет государственную регистрацию рождения ребенка:

а) орган ЗАГСа, если ребенок родился на территории РФ;

б) консульское учреждение России, если ребенок родился за пределами России;

в) любое другое уполномоченное лицо.

6. Добровольное установление отцовства без согласия матери допускается:

а) если мать возражает против записи данного лица в качестве отца ребенка;

б) если мать находится в длительной командировке;

в) если невозможно установить место нахождения матери;

г) если она ограниченно дееспособная.

7. Лишение родительских прав допускается:

а) только в отношении родителей;

б) в отношении родителей и усыновителей;

в) в отношении родителей, усыновителей, опекунов и попечителей.

8. Какие правоотношения не прекращаются после лишения родительских прав:

а) по уплате алиментов на детей;

б) отношения наследования;

в) по осуществлению воспитания ребенка.

9. Какие из обстоятельств не являются основанием для лишения родительских прав:

а) жестокое обращение с детьми;

б) лишение свободы;

в) хронический алкоголизм.

10. Кем решается спор между родителями относительно имени и фамилии ребенка:

б) ограном опеки и попечительства;

11. Какие меры не могут быть применены к родителю, с которым опасно оставлять ребенка в силу недееспособности родителя?

а) лишение родительских прав;

б) ограничение родительских прав;

в) отобрание ребенка при непосредственной угрозе его здоровью.

1. Определите основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей.

2. Раскройте порядок установления происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке и не состоящих в браке.

3. Укажите, как определяется место государственной регистрации рождения.

4. Объясните, применяется ли исковая давность по делам об оспаривании отцовства или материнства.

5. Проанализируйте, что означает право ребенка на общение с родителями и с другими родственниками.

6. Назовите формы осуществления и исполнения родительских прав и обязанностей осужденных к лишению свободы.

7. Объясните особенности осуществления и исполнения родительских прав и обязанностей осужденными-женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

8. Проанализируйте допустимые способы реализации родительских прав и обязанностей осужденными.

9. Раскройте особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями.

10. Определите и охарактеризуйте последствия ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию детей.

11. Раскройте порядок лишения родительских прав. Каков круг лиц, имеющих право на предъявление иска о лишении родителей родительских прав? С участием каких лиц рассматриваются дела о лишении родительских прав?

12. Назовите правовые последствия для родителей, лишенных родительских прав. От какой обязанности не освобождаются родители, лишенные родительских прав?

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 (в ред. от 13.07.2015) № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (в ред. от 13.07.2015) №51-ФЗ // [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (в ред. от 13.07.2015) № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 (ред. от 06.04.2015) №138-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Федеральный закон от 15.11.1997 (в ред. от 31.12.2014) № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 (в ред. 06.02.2007) «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 1997. — № 1.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 1998. — № 7.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного суда РФ. -2006. — № 6.

Приказ Минздрава России от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2003 № 4452) // Российская газета. — 06.05.2003. — № 84.

Гришаев С. П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) (постатейный) / под общ. ред. С. А. Степанова. — М.: Проспект; Институт частного права, 2010.

Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелин-цева. — 6-е изд., перераб. — М.: Норма, 2010.

Семейное право: учебник для студентов вузов / под ред. П. В. Алексия, И. В. Петрова, А. Н. Кузбагарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-Дана; Закон и право, 2009.

Семейное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ю. Ф. Беспалова, О. А. Егоровой, О. Ю. Ильиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009.

Батурина И. И. Семейное право: учебник / Н. И. Батурина, О. А. Минеев. — Волгоград, 2014.

Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2013.

Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. — М., 2012.

Бурмистрова Е. В. Установление происхождения детей при применении искусственных методов репродукции человека // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 2.

Гармаш А., Суслова И. Защита прав детей в Европейском суде // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 31.

Гирина Т. С. О повышении эффективности использования материнского капитала // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2012. — № 6.

Гусева Т. С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Рос. юстиция. — 2012. — № 4.

Гришаев С. П. Семейное право: учебник. — М.: Проспект, 2014.

Демкина А. В. Споры о детях: место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав // Журнал российского права. — 2015. -№5.

Елисеева А. А. Место жительства несовершеннолетних: отдельные проблемы судебного определения // Семейное и жилищное право. — 2015. -№5.

Кириченко К. А. Право ребенка знать своих родителей в контексте вспомогательной репродукции человека: национальные и международные тенденции // Международное публичное и частное право. — 2012. — № 2.

Кириченко К. А. Право ребенка на информацию о его происхождении: эволюция международно-правовых стандартов и перспективы развития российского права // Семейное и жилищное право. — 2015. — № 4.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) / под ред. С. А. Степанова. — М., 2014.

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. О. Н. Низамиева. — М., 2014.

Косова О. Ю. Семейное право: учебник: в 2 ч. Разд. I : Общая часть. — Иркутск, 2014.

Лебедева О. Ю. Проблемы, возникающие при установлении происхождения детей, рожденных при помощи методов вспомогательной репродукции: обзор законодательства и правоприменительной практики стран Европы, Канады и США // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 5.

Летова Н. В. Специальная правоспособность и правовой статус ребенка // Государство и право. — 2015. — № 9.

Нечаева А. М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. — 2012. — № 1.

Семейное право: учебник для бакалавров / отв. ред. С. О. Лозовская. -М.: Проспект, 2015.

Семейное право: учеб, для вузов / Н. М. Коршунов [и др.]; под ред. П. В. Алексия, А. Н. Кузбагарова, О. Ю. Ильиной. — М., 2015.

Семейное право: учебник / под ред. Р. А. Курбанова. — М. : Проспект, 2015.

Семина Т. А. Применение в Российской Федерации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, заключенной в г. Гааге 25 октября 1980 г. Реформа законодательства. Механизмы медиации // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 2.

Скакун О. С. Интерес ребенка как основной критерий защиты прав детей в практике Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 2.

Татаринцева Е. А. Право ребенка на уважение его личной жизни в свете решений Европейского суда по правам человека // Семейное и жилищное право. — 2015. — № 5.

Тригубович Н. В. Незаконное перемещение или удержание ребенка согласно Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. и российскому законодательству // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 2.

Фаракшина К. Ф. Предмет договора суррогатного материнства: теория и практика // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 6.

Хазова О. А. Отобрание детей: международно-правовые аспекты // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 2.

Хван И. А. Особенности осуществления прав и обязанностей несовершеннолетних родителей в области воспитания детей по законодательству РФ // Семейное и жилищное право. — 2012. — № 5.

Цуканова В. И. Некоторые особенности доказывания по делам о лишении родительских прав // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 2.

Юрченко О. Ю. Реализация родителями права новорожденного на имя // Семейное и жилищное право. — 2012. — № 2.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]
  • Поправки в ук рф 105 Поправки по 105 Есть ли поправки на сегодняшний день или в ближайшие время планируются по статье 105 часть 1 Добрый день! Часть 1 ст.105 УК РФ изложена в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ. На сегодняшний день поправок нет. Скажите пожалуйста, планируются ли поправки по […]