Оглавление:

7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Благоприятная окружающая среда должна быть доступна каждому человеку. Гражданин должен сохранять природу в ее первоначальном виде, а природные ресурсы использовать с осторожностью. Федеральный закон №7 создан для защиты и охраны природной среды и решения ряда экономических вопросов, которые затрагивают эту область. (Так же можете изучить положения 68 ФЗ о защите населения и территорий от ЧС).

Описание закона

Закон основывается на Конституции РФ. Он был принят 20 декабря 2001 года Государственной думой, а одобрен Советом федерации 26 декабря 2001 года. Состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативно-правовых документов РФ.

Текущий ФЗ-7 действует в экономической области РФ, соответствует международным правам и федеральным законам, которые обеспечивают сохранность морской природы.

Отношения регулируются в сфере природопользовании. Состоят из основ деятельности и жизни народов, которые проживают в зоне РФ. Каждый житель Российской Федерации должен быть обеспечен благоприятной окружающей средой для последующего проживания.

Отношения также регулируются законами о техническом регулировании, если они связаны со:

  • Строительством;
  • Производством;
  • Монтажом;
  • Хранением;
  • Эксплуатацией;
  • Утилизацией и реализацией.

Текст ФЗ 7 в последней редакции

Теперь в законодательстве определяются следующие термины:

  • Объекты накопленного вреда природопользования в соответствии со статьей 1 текущего закона;
  • Накопленный вред в окружающей среде.

Чтобы защитить природу, теперь государственные власти будут строить лесополосы и лесопарки.

Также введена глава 9.1, в которой говорится:

  • Что такое лесопарковые зоны;
  • О видах земель, где запрещается садить деревья согласно закону;
  • О правах жителей РФ, в которых объясняется, как пользоваться природой и не навредить природе с экологической точки зрения;
  • Виды насаждений на этой территории и порядок компенсации.

Чтобы изучить подробно последнюю редакцию, скачайте ее по следующей ссылке. В дополнение можете ознакомиться с ФЗ 174 об экологической экспертизе в последней редакции.

Последние изменения, внесенные в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Общественный контроль в сфере окружающей среды был изменен. Это описывается в статье 68 ФЗ-7. Теперь жители Российской Федерации могут заниматься охраной природы на добровольной и бесплатной основе в качестве общественных инспекторов. Чтобы начать эту работу, потребуется официальное удостоверение. В пункте 6 статьи 68 также перечисляются их основные обязанности. Кроме того, претерпели изменения ряд некоторых в законе статей, рассмотренных ниже:

Статья 6

В ней описывается, какими полномочиями обладают органы государственной власти по закону. К таковым относятся:

  • Участие в различных демонстрациях на тему охраны природы в субъекте РФ;
  • Активное участие в области экономического развития и федеральной политики на территории субъекта РФ;
  • Участие в создании дополнительного закона или иных нормативно-правовых актов в сфере федерального законодательства, включая контроль исполнения созданного закона для охраны окружающей среды;
  • Право на рассмотрение и принятия программ из регионов для их дальнейшей реализации (в сфере охраны природы).

Статья 12

В ст говорится о правах и обязанностях различных некоммерческих организаций и общественных объединений. Они имеют право:

  • Самостоятельно создавать, распространять и реализовывать в соответствии с действующим законом программы в сфере улучшения окружающей среды;
  • Привлекать местных и иностранных граждан на добровольной основе на деятельность в сфере охраны природы;
  • Пропагандировать и осуществлять работы в сфере безопасности природных ресурсов и привлекать собственные денежные средства для успешной реализации деятельности;
  • Помогать органам государственной власти РФ, местного самоуправления в осуществлении ряда вопросов по охране окружающей среды.
  • Проводить различные шествия, пикетирование, демонстрации и митинги и т.д в соответствии с действующим законом для охраны окружающей среды.

В последнюю редакцию изменения не вносились.

Статья 14

Рассматриваемая статья 14 утратила силу.

Статья 16

В ней перечислены наказания за негативное воздействие на охрану природы.

К негативному воздействию охраны относится следующее:

  • Выбросы веществ, которые загрязняют воздух предприятиями и иных производственных объектов;
  • Сбросы токсичных веществ в ближайшие водоемы;

В последней редакции закона об охране окружающей среды изменения не вносились.

Статья 67

Описывает контроль в области производства для охраны природы. Если предприятие выполняет хозяйственную или иную деятельность, используя природные ресурсы, рассматриваются методы по рациональному применению природных ресурсов и их восстановлению.

В последнюю редакцию закона изменения не вносились.

Статья 78

В ст 78, а именно в пункте 2.1 были внесены изменения, согласно которым определяется размер вреда природы, которая причиняется из-за нарушения действующего закона в сфере охраны природы. Дополнительно учитываются убытки, которые были понесены лицом. Также рассчитываются расходы на задачи нарушений, которые должны быть возмещены для устранения вреда. Подобные затраты рассчитываются федеральными органами исполнительной власти.

Чтобы просмотреть последние поправки закона охраны окружающей среды, скачайте последнюю редакцию по ссылке, которая находится выше.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2018

Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет основы правовой государственной политики в области охраны окружающей среды, позволяющие решать социально-экономические задачи, сохранять благоприятную окружающую среду для жизни и деятельности населения Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения общества и природы в сфере хозяйственной деятельности, воздействующей на природную среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет права человека на благоприятную среду, но и устанавливает обязанности каждого гражданина, сохранять природу и природные богатства, которые являются неотъемлемой частью окружающей среды. Федеральный закон устанавливает перечень природоохранных объектов, в том числе почвы, околоземное космическое пространство и озоновый слой. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обязывает все объекты независимо от формы собственности проводить оценку будущего воздействия на окружающую среду на стадии проектирования и планирования.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает материальную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, со сбросом в водные объекты, с загрязнением почвы, с размещением отходов производства, с физическим воздействием в виде шума, тепла, электромагнитных волн.

Последние изменения в Законе

  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 января 2017
  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 марта 2017
  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 января 2018

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об охране окружающей среды не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

ФЗ 7 об охране окружающей среды в новой редакции

Загрязнение окружающей среды в настоящее время является проблемой не только мегаполисов, но и небольших поселений. С развитием промышленности, производственных предприятий и даже сельского хозяйства возрастает угроза разрушения природных богатств. Данный фактор увеличивает риск экологической катастрофы.

Таким образом, возникает необходимость в действующем нормативном акте, направленном на защиту и охрану окружающей среды в Российской Федерации. С данной целью был издан и принят Федеральный закон № 7. Но что представляет собой данный документ? Какие нюансы подчиняются его регламенту? На каких иных нормативно-правовых актах основывается рассматриваемый закон? Вносились ли в его текст существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 был вынесен на третье чтение и принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрение Федерационного совета изучаемый нормативный акт получил 26 декабря того же года. Президент Российской Федерации подписал рассматриваемый Федеральный закон 10 января 2002 года. В этот же день данный документ был впервые официально опубликован.

Также читайте ФЗ об экологической экспертизе в новой редакции. Подробности по ссылке:

Изучаемый нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия человека и природы. Также под регламент рассматриваемого Федерального закона попадают такие аспекты, как:

  • Сохранение природных резервов для грядущих поколений;
  • Защита прав и интересов граждан в сфере охраны окружающей среды;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Основной нормативно-правовой базой для настоящего закона является Конституция России. Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года.

Структура и основная терминология 7 ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит 16 глав (84 статьи) и обладает следующей структурой:

  1. Вводные (основные) положения ФЗ-7 (ст. 1-4.2);
  2. Управленческие основы в сфере охраны окружающей среды (ст. 5-10);
  3. Права и обязанности физических и юридических лиц в рамках изучаемого Федерального закона (ст. 11-13);
  4. Экономические аспекты (ст. 14-18.1);
  5. Нормирование в сфере защиты окружающей среды (ст. 19-31);
  6. Нюансы экспертной оценки состояния экологии (ст. 32-33);
  7. Требования по охране окружающей среды при ведении того или иного вида деятельности (ст. 34-56);
  8. Территории с критическим (бедственным) экологическим положением (ст. 57);
  9. Объекты, подлежащие особой охране (ст. 58-62);
  10. Государственный экологический мониторинг (ст. 63-63.2);
  11. Государственная экологическая ревизия (ст. 64-69.2);
  12. Научные исследования (ст. 70);
  13. Нормативы формирования культуры в сфере экологии (ст. 71-74);
  14. Меры ответственности за нарушения регламента изучаемого Федерального закона (ст. 75-81.2);
  15. Международные отношения в сфере окружающей среды (ст. 81-82);
  16. Заключительные положения изучаемого закона (ст. 83-83).

К основным понятиям, используемым в изучаемом Федеральном законе, относятся следующие термины:

  • Окружающая среда — совокупность природы и созданных человеком объектов;
  • Антропогенный объект — объект, созданный человеком;
  • Природный ландшафт — территория, не подвергнутая антропогенным изменениям;
  • Качество окружающей среды — состояние, рассчитывающееся от негативного до удовлетворительного;
  • Использование природных ресурсов — вовлечение таковых в хозяйственный оборот для частных и общественных нужд;
  • Загрязняющее вещество — сточные воды, а также твёрдые или жидкие отходы производства, загрязняющие природу;
  • Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормы человеческого воздействия на природные и рукотворные ресурсы, нарушать которые запрещается текущим Федеральным законом;
  • Государственный экологический мониторинг — комплекс наблюдений и научных исследований в области охраны и защиты экологии Российской Федерации;
  • Экологический аудит — независимая оценка состояния окружающей среды, подкрепляемая соответствующим документальным отчётом;
  • Экологический риск — вероятность экологической катастрофы.

Полный список терминологии ФЗ-7 доступен в актуальном тексте статьи 1 изучаемого нормативного акта.

Последние поправки

Каждый Федеральный закон, принятый на территории Российской Федерации, проходит регулярную процедуру актуализации посредством внесения поправок. Данная процедура необходима для поддержки легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической обстановке современного государства.

Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» № 280-ФЗ. Статьей 4 представленного выше нормативного акта привнесены следующие изменения в закон об окружающей среде:

  • Статья 62.1 дополнилась пунктом 4 и 5. В пункте 4 раскрываются приоритетные позиции на лесопарковых территориях:
    • Охрана природных комплексов;
    • Организация научно-исследовательских мероприятий;
    • Развитие туризма;
    • Ведение просветительской деятельности;
  • В пункте 5 ст. 62 указывается, что если в лесопарковую зону включаются территориальные участки с более строгим режимом, таковой сохраняется;
  • Статья 62.4 дополнилась следующими пунктами:
    • 4.1, утверждающим порядок проведения на лесопарковых территориях санитарных мероприятий;
    • 7, устанавливающим, что если использование земельного участка, находящегося в пределах лесопарковой полосы, противоречит его изначальному назначению, данная территория исключается из охраняемой зоны (в случае, если права на земельный участок приобретены до 1 января 2016 года.

Важные статьи

При изучении Федерального закона № 7 необходимо обратить особое внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 12— Раскрывает обязанности и полномочия некоммерческих организаций и общественных объединений в рассматриваемой настоящим Федеральным законом сфере;
  • Ст. 16 — Устанавливает нормативы материальной компенсации за вред, нанесённый окружающей среде. Внесение рассматриваемых выплат производится в случае загрязнения твёрдыми, жидкими или газообразными отходами воздушного, водного или земельного пространства Российской Федерации;
  • Ст. 67 — Определяет нормативы производственного контроля. В частности разрабатывается особая программа, одним из условий которой является произведение подробной инвентаризации утилизированных или захороненных отходов.

Важно отметить, что статья 14 рассматриваемого Федерального закона, относившаяся к экономическому урегулированию экологических проблем современной России, утратила силу с 1 января 2015 года.

Действующая редакция ФЗ 7

В целях боле подробного изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 7 с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:

Планы снижения выбросов и сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды: как не запутаться в категориях?

01.01.2019 не за горами, поэтому многие природопользователи предусмотрительно начинают разбираться в новых природоохранных требованиях, установленных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), также известным как «закон о наилучших доступных технологиях».

Наибольший интерес хозяйствующих субъектов, безусловно, обращен к положениям Федерального закона № 219-ФЗ, регулирующим нормирование и получение разрешительной документации (в первую очередь комплексного экологического разрешения).

При этом одним из важных элементов новой системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) являются программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды, которые небезосновательно вызывают у природопользователей ассоциации с планами снижения выбросов и сбросов.

В связи с этим рассмотрим указанные правовые институты в сравнении, чтобы разграничить представления о них и исключить смешение соответствующих понятий.

Также постараемся выяснить, существуют ли правовые предпосылки для того, чтобы планы снижения выбросов и сбросов в какой-то момент времени преобразовались в программы повышения экологической эффективности или планы мероприятий по охране окружающей среды (например, 01.01.2019, когда вступают в силу положения, регулирующие порядок разработки и утверждения программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды).

Начнем, разумеется, с общих положений, посвященных рассматриваемым правовым институтам.

Планы снижения выбросов и сбросов

Общее основание для разработки указанных планов предусмотрено абз. 2 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ): установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Более детальные требования к разработке и утверждению планов снижения выбросов установлены Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 14.07.2017; далее — Положение № 183).

Извлечение
из Положения № 183

[. ]
7. [. ]
Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее — план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно — предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).
Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.
План и предложения по срокам достижения нормативов направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который представляет предложения по срокам достижения нормативов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с приложением плана.
[. ]

Планы снижения сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект

Отдельным нюансам разработки, согласования и утверждения планов снижения сбросов посвящен ряд положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент № 2).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящем материале мы сознательно не рассматриваем Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 № 317, применимое к отношениям по разработке, согласованию и утверждению планов снижения сбросов организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Форма плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, приведена в приложении 3 к Административному регламенту № 2.

В свою очередь, п. 19 Административного регламента № 2 требует, чтобы в целях оформления разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы план снижения сбросов был согласован с территориальным органом Росприроднадзора[1].

Программы повышения экологической эффективности и планы мероприятий по охране окружающей среды

Теперь заглянем в недалекое будущее, а именно в редакцию Федерального закона № 7-ФЗ, которая вступит в силу 01.01.2019.

Регулированию рассматриваемых правовых институтов посвящена ст. 67.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности

1. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды[2].
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[. ]

При этом следует отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 11 ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности

[. ]
7. Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения[3] юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и в состав которой включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
[. ]

Как соотносятся планы снижения выбросов и сбросов с программами повышения экологической эффективности и планами мероприятий по охране окружающей среды?

[1] О подводных камнях составления и согласования плана снижения сбросов см.: Алымова В.А. Реализация плана снижения сбросов: один год не срок // Справочник эколога. 2016. № 2. С. 66–76.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Здесь и далее выделено автором.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2018.

Статья 751 ГК РФ. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ (действующая редакция)

1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.

Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 751 ГК РФ

1. Поскольку строительство и связанные с ним работы в ряде случаев неблагоприятно воздействуют на состояние земель и других объектов природы (вода, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух), в комментируемой статье предусмотрена важная обязанность подрядчика соблюдать требования об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.

Тем самым в статье конкретизированы конституционные нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. ст. 37, 42 Конституции РФ).

Требования об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, выполнение которых возложено на подрядчика, должны быть предусмотрены в законах и иных правовых актах.

Общие требования в области охраны окружающей среды при хозяйственной деятельности, в том числе при разработке технической документации, строительстве, вводе в эксплуатацию, ликвидации зданий, сооружений и иных объектов сформулированы в гл. VII ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в ГрК РФ (ст. ст. 10, 11), в ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в ЗК РФ (ст. ст. 13 — 14), в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ст. ст. 23, 24, 25), ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и в других правовых актах.

В целях правовой охраны природных объектов, обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в целом подрядчиком должны осуществляться мероприятия по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В их числе меры по применению ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных и иных наилучших технологий, по обезвреживанию, утилизации, захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдению экологических, санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических норм и правил.

Комментируемой статьей предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

Во-первых, строительная деятельность с нарушением природоохранных требований (порча земель, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, нарушение правил водопользования и т.д.) может быть ограничена, приостановлена либо прекращена в порядке, установленном законодательством.

Во-вторых, законодательством предусмотрены уголовная (см. ст. 143 УК РФ), административная (см. гл. 8, 9 КоАП РФ) и гражданская ответственность за подобные нарушения.

Гражданская ответственность за нарушения требований к охране окружающей среды и безопасности работ является внедоговорной и наступает независимо от того, привлекается правонарушитель к уголовной или административной ответственности либо нет. Основания такой ответственности подрядчика определяются по правилам гл. 59 ГК РФ. Важно заметить, что строительная и иная связанная с ней деятельность создают повышенную опасность. Лица, ее осуществляющие, относятся к владельцам источника повышенной опасности и несут повышенную (независимо от вины) ответственность за вред, причиненный такой деятельностью (ст. 1079 ГК РФ).

Правила комментируемой статьи, таким образом, применяются к внедоговорному причинению вреда действиями подрядчика, т.е. к причинению подрядчиком вреда третьим лицам. Заказчик не вправе предъявлять к нему требования о возмещении ущерба, причиненного его имуществу действиями подрядчика, вытекающими из договора строительного подряда, основывая их на положениях комментируемой статьи.

2. Пункт 2 комментируемой статьи в императивной форме устанавливает запрет на использование подрядчиком при осуществлении работ материалов и оборудования, предоставленных заказчиком, а также на выполнение его указаний, если это может привести к нарушению требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Тем самым закон закрепляет не только обязательность, но и безусловность соблюдения требований об охране окружающей среды и об обеспечении безопасности строительных работ.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте осуществляется государственный строительный контроль, если проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Предметом государственного строительного контроля является проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

— Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;

— ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

4. Судебная практика:

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2012 по делу N А75-1681/2012;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2012 N Ф03-1018/2012 по делу N А04-1290/2010;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2010 N А56-7775/2009;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1778/2008 по делу N А53-6102/2007-С2-50.

Популярное:

  • Закон рф об охране окружающей природной среды 2002 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Изменения и поправки Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную […]
  • 195 статья фз от 30122001 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных […]
  • Гражданский кодекс российской федерации Часть 1 Гражданский кодекс РФ Актуальная редакция ГК РФ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2018 Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных и […]
  • Гл 12 коап КоАП РФ Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) Принят […]
  • Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Изменения в уголовный кодекс март 2011 год Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) 227-48-78 Обратная сила ФЗ от 07 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс […]
  • Федеральный закон 120-фз об акционерных обществах Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных […]