Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

1. Правовой акт местного самоуправления есть внешнее выражение властной воли субъекта местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия. Следует различать правовые акты местного самоуправления и правовые акты органов (должностных лиц) местного самоуправления, которые соотносите между собой как целое и часть.

2. Правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления — это форма управленческой деятельности орган (должностного лица) местного самоуправления, основанная на Конституции РФ и законодательно обусловленная. Содержание правового акта органа (должностного лица) местного самоуправления являются правовые нормы управленческого характера или

управленческие правовые предписания, направленные на регулирование общественных отношений. Правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления — это вид управленческого решения субъекта местного самоуправления, осуществляемого в рамках компетенции (полномочий) и обладающего односторонним общеобязательным властным характером.

3. Для выявления особенностей правовых актов органов (должностных лиц) местного самоуправления требуется их исследование в качестве: а) источника права; б) правового акта управления; в) договора; г) акта правовой информации; д) основания возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

4. Правовые акты органов (должностных лиц) местного самоуправления должны отвечать требованиям, представляющим собой единую систему.

5. Общие требования, предъявляемые к правовым актам органов (должностных лиц) местного самоуправления, сводятся к тому, что правовые акты органов (должностных лиц) местного самоуправления должны

6. Специальные требования к правовым актам органов (должностных лиц) местного самоуправления представляют собой совокупность признаков, определяющих вид, форму и назначение правового акта. К ним относятся требования: а) к структуре; б) соответствия правилам юридической техники; в) единые требования, предъявляемые к нормативным и индивидуальным актам; г) требования общедоступности.

7. Законодательными актами о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации необходимо.

Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены.

Муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными и региональными законами.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ либо ее субъекта по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то вопрос о таком соответствии разрешается судом. До вступления в силу решения суда о признании закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо ее субъекта или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям указанных нормативных правовых актов, не допускается.

Система муниципальных правовых актов

Согласно ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа или постановления и распоряжения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 ФЗ «Об общих принципах МСУ в РФ» «.

МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.. МПА, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий МПА, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, — уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Правовые акты местного самоуправления, их классификация

Правовой акт местного самоуправления – это официальный письменный акт, имеющий юридические последствия, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом по предметам ведения и в объеме полномочий, в определенном порядке и устанавливающий общеобязательные правила по вопросам местного значения в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования – основной нормативно-правовой учредительный акт, определяющий статус муниципального образования.

Регламент представительного органа местного самоуправления – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы представительного органа местного самоуправления, внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования комиссий и др.

Постановление – нормативный акт, имеющий общеобязательное предписание, действующее на территории муниципального образования до его официальной отмены.

Положение – акт, систематизирующий нормы статусного характера (о конкретном органе местного самоуправления).

Распоряжение – акт оперативно-конкретного характера.

Приказы и инструкции – акты оперативно-распорядительного характера.

Классифицируются правовые акты по следующим основаниям:

  • нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц, – уставы муниципального образования, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.;
  • индивидуальные правовые акты разового характера или применения, адресованные конкретному физическому или юридическому лицу, например: договор найма муниципального жилого помещения, приказ главы администрации муниципального образования об увольнении муниципального служащего и др.

По содержанию правовые акты местного самоуправления можно классифицировать в зависимости от предметов ведения местного самоуправления следующим образом:

  • правовые акты по вопросам социальной политики;
  • правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности;
  • правовые акты по вопросам деятельности местного самоуправления в социально-культурной сфере;
  • правовые акты по вопросам охраны общественного порядка, и др.

По порядку вступления правовых актов местного самоуправления в юридическую силу различают:

  • правовые акты, требующие обязательной публикации;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);
  • правовые акты, не требующие официального опубликования (обнародования), – как правило, акты для служебного пользования.
  • Свойства правового акта местного самоуправления

54. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образо- I вания в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности чело- I века и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иным видом местного нормотворчества является народная правотворческая инициатива; Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).
Нормативный правовой акт, издаваемый органом местного самоуправления или принимаемый непосредственно населением, — это внешняя форма
выражения и закрепления норм муниципального права. Именно в такой форме происходит волеизъявление граждан — в форме правового регулирования. Социально-правовая природа местных нормативно- правовых актов предопределяется следующими признаками местного нормотворчества:
1) нормы местных сообществ — это корпоративные нормы, так как инициатором их принятия выступает население муниципального образования или соответствующий муниципальный орган; 2^нормы, принимаемые на местном уровне, обладают признаками общеобязательности и гарантиро- ванности со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. В связи с этим акты, содержащие такие правовые нормы, приобретают характер нормативно-правовых;

правотворческая деятельность органов местного самоуправления и населения муниципального образования является предварительно санкционированной;
местное нормотворчество состоит в принятии норм регулятивного воздействия, как правило, муниципальные органы не могут устанавливать меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных норм. Задача гарантировать исполнение муниципальных правовых норм возложена на органы государственной власти и управления;
муниципальное нормотворчество имеет три основные функции:
а) восполнение пробелов в законодательстве;
б) обновление нормативно-правового материала;
в) упорядочение действующих нормативно-правовых актов путем инкорпорации, кодификации.
Различие органа общественной самодеятельности
и органа территориального общественного самоуправления проводится по нескольким основаниям:
по правовой основе: деятельность органов общественной самодеятельности регулируется законодательством об общественных объединениях, а органов территориального общественного самоуправления — законодательством о местном самоуправлении;
по порядку создания:
а) орган общественной самодеятельности создается по инициативе не менее 3 граждан;
б) орган территориального общественного самоуправления создается в выборном порядке; учредителями является большинство граждан, проживающих на конкретной территории и обладающих избирательным правом;
по количеству органов, действующих в пределах одной и той же территории:
а) орган общественной самодеятельности — несколько органов, если они имеют разные назначения и названия;
б) орган территориального общественного самоуправления — только один орган;
по регистрирующему органу:
а) орган общественной самодеятельности регистрируется органами юстиции:
б) орган территориального общественного самоуправления регистрируют органы местного самоуправления:
по полномочиям:
а) орган общественной самодеятельности представляет интересы населения, если это прямо определено в уставе органа.

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Таким образом, государство признает за актами органов и должностных лиц местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, правовой, директивно-властный, общеобязательный характер. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (ст. 44).

Законом установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Так, согласно ст. 1933 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях за неисполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет наложение штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления являются подзаконными актами. Это означает, что данные акты не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. Приоритетное значение по отношению к ним имеют также указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ, акты субъектов РФ.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны отвечать общим требованиям законности, обязательным для всех правовых актов, а также требованиям организационно-технического характера, которые предъявляются к данным правовым актам. Они должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия.

Их действие ограничено территорией соответствующего муниципального образования. Выработка и принятие актов органов местного самоуправления предполагает соблюдение определенных процессуальных правил, которые определяют: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно обсуждены и согласованы эти проекты и др.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны обеспечивать достижение поставленной цели, быть целеустремленными. Они должны отвечать требованиям своевременности издания решений, основываться на максимально полной и достоверной информации, характеризоваться конкретностью содержания. При принятии правовых актов должны учитываться реальные возможности муниципального образования, обеспеченность финансово-экономическими и другими ресурсами.

В соответствии с законами субъектов Федерации уставом муниципального образования определяются наименования и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления — одно из средств осуществления власти народа: они издаются в процессе практического осуществления задач и функций местного самоуправления. При этом Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает возможность использования населением муниципального образования института народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные формы привлечения населения к выработке решений органов местного самоуправления (например, обсуждение населением проектов решений и др.).

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления направлены на установление общих правил поведения (норм права) или на возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений. В связи с этим данные правовые акты являются одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. В зависимости от своих юридических свойств правовые акты органов и должностных лип местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения (нормы права), и индивидуальные акты. С помощью нормативных актов регулируются муниципальные отношения, устанавливаются на местном (муниципальном) уровне нормы муниципального права. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть доведены до сведения населения. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Форма опубликования определяется в уставе муниципального образования.

Значительную часть правовых актов органов и должностных лиц составляют ненормативные акты, необходимость принятия которых связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления. Это — индивидуальные акты, обеспечивающие применение норм права в отношении конкретных субъектов муниципально-правовых отношений, например приказ о назначении того или иного лица на какую-либо муниципальную должность. С помощью индивидуальных актов обеспечивается также оперативное устранение недостатков в работе муниципальных служащих, применяются меры воздействия на нарушителей дисциплины и т.д.

Наименование и виды правовых актов органов и должностные лиц местного самоуправления, как уже отмечалось, определяются уставом муниципального образования в соответствии с законам субъектов РФ.

Правовые акты представительных органов обычно именуются решениями. Порядок принятия и вступления в силу решений

представительного органа устанавливается в уставе муниципального образования и подробно регулируется регламентом представительного органа. В этих актах предусматривается кворум для принятия решения, кворум для преодоления вето главы муниципального образования (если устав муниципального образования закрепляет право подписывать решения представительного органа за данным должностным лицом и наделяет его правом вето).

К компетенции представительного органа, как уже отмечалось, относится принятие решений по таким важным вопросам местной жизни, как установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью и т.д. Решения представительного органа принимаются только в коллегиальном порядке.

Руководитель исполнительного органа местного самоуправления (глава администрации), а также глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена в уставе муниципального образования) в пределах своих полномочий обычно издают постановления и распоряжения. В форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание, затрагивающие нрава, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов и т.п.

Правовые акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления определяются, как правило, соответствующими положениями об этих органах. Обычно руководители структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления (администрации) издают по вопросам своего ведения приказы.

Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены этими органами и должностными лицами либо признаны недействительными по решению суда.

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]