Ч2 ст174-1 ук рф

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. N 83-Д06-20

Бежицким районным судом г. Брянска 27 марта 2006 г. Садкевич осужден по ч. 1 ст. 228-1, п. «б» ч. 2 ст. 228-1 и по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ. Он признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств — героина в крупном размере и экстракта маковой соломки, кроме того, в легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных им в результате совершения преступления.

Судебная коллегия по уголовным делам Брянского областного суда 12 мая 2006 г. приговор изменила, из описательно-мотивировочной части исключила указание на протокол выемки и заключение эксперта как на доказательства вины осужденного, в остальной части приговор оставила без изменения.

Президиум Брянского областного суда 27 сентября 2006 г. приговор и кассационное определение отменил в части определения судьбы вещественных доказательств, уголовное дело в этой части направил на рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 396, 397 УПК РФ, в остальной части судебные решения оставил без изменения. В надзорной жалобе осужденный Садкевич просил приговор изменить, смягчить назначенное ему наказание.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 15 марта 2007 г. приговор и другие судебные решения изменила, указав следующее. Садкевич признан виновным в том, что 12 января 2006 г. в торговом киоске частного предпринимателя К. легализовал часть денежных средств, приобретенных им в результате совершения преступления (сбыта наркотического средства — героина): он купил карту оплаты сотового телефона стоимостью 160 руб., при этом расплатился денежной купюрой достоинством в 500 руб.

Указанные действия Садкевича судом квалифицированы по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ как совершение сделки с денежными средствами, приобретенными в результате совершения преступления. Между тем ст. 174-1 УК РФ предусматривает ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, т. е. за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст.ст. 174 и 174-1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование.

Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 174-1 УК РФ, необходимо установить, что названные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом совершены в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Садкевич, незаконно сбыв наркотическое средство, 160 руб. из полученных 4 тыс. рублей потратил на приобретение телефонной карты.

Однако преследовал ли он цель отмывания денежных средств, полученных в результате совершения преступления, и имел ли умысел на их легализацию, в приговоре не указано.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор в отношения Садкевича в части его осуждения по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ отменила и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ производство по уголовному делу прекратила за отсутствием в действиях состава преступления.

Статья 174 УК РФ. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Новая редакция Ст. 174 УК РФ

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Статье 174 УК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой развитие правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов (в том числе денежных средств или иного имущества), полученных преступным путем, и обусловлена совершенствованием норм отечественного и международного права в этой сфере. Нормативно-правовой основой данного уголовно-правового запрета послужили, в частности, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) , Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.) , ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 27.07.2006) .
———————————
Сб. международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 — 157.

СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029, N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224; 2005. N 47. Ст. 4828; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3446, Ст. 3452.

2. Общественная опасность преступного посягательства заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности в государстве, в сокрытии преступлений, связанных с неправомерным приобретением денежных средств или иного имущества, в придании указанным средствам (имуществу) легального статуса.

Основной состав преступления описан в ч. 1 коммент. статьи и выражает умышленные общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав закреплен в ч. 2 и отражает умышленные деяния средней тяжести. Особо квалифицированные составы закреплены в ч. 3, 4 и раскрывают общественно опасные деяния, входящие в категорию тяжких преступлений.

3. Основным объектом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, является установленная законом экономическая деятельность в Российской Федерации. Дополнительный объект — интересы добросовестного субъекта экономической деятельности. Факультативный объект — интересы службы в организации, учреждении.

4. Предметами посягательства являются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.

4.1. Денежные средства — наличные или аккумулированные на счетах физических и юридических лиц в учреждениях финансово-кредитной системы платежные средства, номинированные в рублях РФ или иностранной валюте.

4.2. Под иным имуществом надобно понимать материальные ценности, не являющиеся денежными средствами, но имеющие денежный эквивалент (в том числе инструменты финансового рынка).

4.3. Предметами преступного посягательства могут быть не только материальные ценности, непосредственно изъятые или иным образом добытые в результате совершения преступления, но и полученные в качестве вознаграждения за совершение какого-либо преступного деяния.

4.4. Следует особо подчеркнуть, что указанные денежные средства (иное имущество) должны быть приобретены именно преступным путем. Материальные ценности, полученные иным незаконным путем, в частности, в результате гражданско-правового деликта, не являются предметами данного преступного посягательства.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, направленного на осуществление финансовых операций или иных сделок с преступными приобретениями других лиц.

5.1. Совершение действий, образующих состав преступления, создает условия, необходимые для распоряжения экономическими результатами противоправной деятельности. Только через совершение финансовых операций или других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными другими лицами заведомо преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2), эти незаконные приобретения могут быть использованы для удовлетворения материальных потребностей лиц, фактически ими обладающих.

6. Финансовые операции отражают экономические отношения, выраженные в создании и движении, распределении, перераспределении и использовании денежных средств и финансовых ресурсов. К таковым можно отнести снятие со счета, зачисление или перевод на счет денежных средств, размещение денежных средств во вклад (на депозит) и т.д.

7. Финансовые операции, не являющиеся сделками (например, выплата дивидендов по ценным бумагам), не могут образовывать объективную сторону состава преступления.

8. Другие сделки с денежными средствами или иным имуществом — не отражающее финансовые операции упорядоченное поведение физических или юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, покупка или продажа драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей, помещение их в ломбард, дарение, наследование денежных средств или иного имущества.

9. Составы преступления имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент осуществления финансовой операции или другой сделки (ч. 1), в том числе в крупном размере (ч. 2 — 4). Крупный размер определяется согласно примеч. к коммент. статье и составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.

9.1. Легализация (отмывание) денежных средств (иного имущества), приобретенных другими лицами преступным путем, может носить продолжаемый характер, состоять из нескольких эпизодов преступного поведения по поводу одного и того же предмета преступления, например, если похищенные денежные средства лицо сначала размещает во вклад, а затем использует их для приобретения недвижимости.

10. Умысел виновного лица на придание преступно добытым денежным средствам или иному имуществу правомерного вида в настоящее время является одним из основных признаков, отграничивающих легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174), от сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175). Квалификация содеянного по ст. 175 имеет место в том случае, если виновное лицо не желало придать преступно добытому имуществу в результате его реализации правомерного вида (например, при скупке и перепродаже похищенных ценностей).

11. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Иными словами, лицо осознает то, что используемые им в финансовых операциях или иных сделках денежные средства (иное имущество) приобретены другим лицом преступным путем, но тем не менее желает вовлечь указанные материальные ценности в экономический оборот.

11.1. Виновное лицо убеждено в преступном происхождении денежных средств (иного имущества) либо вполне это допускает, поскольку осуществляет свои намерения по вовлечению их в экономический оборот с определенной целью — придать правомерный вид владению, пользованию, распоряжению преступно приобретенными материальными ценностями.

12. В ч. 2 коммент. статьи закреплен единственный квалифицирующий признак — крупный размер финансовой операции (или операций), другой сделки (или сделок) с денежными средствами либо иным имуществом (см. п. 9 коммент. к статье).

13. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрено два особо квалифицирующих признака состава преступления, а именно осуществление преступного деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения. Неоднократность как форма множественности преступлений исключена из коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

13.1. Преступное деяние признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (см. ч. 2 ст. 35). При этом внутри группы возможно соисполнительство, как без распределения функций, так и с их распределением. В первом случае все участники преступления в полной мере выполняют объективную сторону его состава, например сбывают украденное имущество. Во втором случае каждый из участников преступной группы лишь частично выполняет объективную сторону состава преступления, описанного в ст. 174, например, первое лицо похищенное имущество доставляет второму для того, чтобы сбыть это имущество. Второе лицо продает данное имущество.

13.2. Использование лицом своего служебного положения предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.

14. В ч. 4 коммент. статьи предусмотрен лишь один особо квалифицирующий признак состава преступления, а именно совершение легализации (отмывания) преступных приобретений организованной группой.

14.1. Организованная группа имеет место, если содеянное совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения данного преступления (см. ч. 3 ст. 35).

14.2. В квалификации преступного поведения участников организованной группы действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном надлежит признавать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ (см. также: абз. 5 п. 13.1 Постановления Пленума ВС СССР от 05.09.1986 N 11; абз. 4 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1; абз. 4 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

15. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Круг субъектов преступного посягательства следует ограничивать лицами, которые не принимали участия в совершении общественно опасного деяния, связанного с приобретением предметов данного посягательства.

15.1. Субъект преступного посягательства, отраженного в ч. 3 или 4 коммент. статьи, может быть наделен дополнительным (специальным) признаком: а) принадлежностью к преступной группе (п. «а» ч. 3, ч. 4); б) возможностью использовать для совершения преступления свое служебное положение (п. «б» ч. 3), например положение операциониста банка или руководителя кредитной организации. Подробнее см.: ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ; Положение ЦБР от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (в ред. от 30.11.2004) .
———————————
Вестник Банка России. 2004. N 7, N 74.

Другой комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.

Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.

Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок: дарение, мена, купля-продажа и т.д.

В ч. 1 ст. 174 УК РФ не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — приданием правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.

4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК РФ.

5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Статья 174 УК РФ. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарии к ст. 174 УК РФ

1. В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением международного характера, вопросы борьбы с которым отражены в целом ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и др.). Они ратифицированы Российской Федерацией и таким образом стали частью ее правовой системы.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

2. Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 18.11.2004 N 23 указал, что «при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления». Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

3. Норма, содержащаяся в ст. 174, запрещает совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем. Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится в статье, это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность по ст. 174 или по ст. 174.1 УК наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом (п. 19 Постановления от 18.11.2004 N 23).

Надо иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, поскольку для того, чтобы снять с доходов «пятно» их криминального происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и иных сделок.

4. В ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий, указанных в названных статьях УК. При решении этого вопроса следует руководствоваться общими положениями, содержащимися в ч. 2 ст. 14 УК (см. коммент. к этой статье).

Если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК), успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму и вынужден был прекратить преступную деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174, может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, совершающее финансовую операцию или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением тех лиц, кто в качестве исполнителя или иного соучастника приобретал данное имущество путем совершения какого-либо первичного преступления и поэтому будет нести ответственность за легализацию (отмывание) по ст. 174.1 УК. Лица, не принимавшие непосредственного участия в совершении финансовых операций и иных сделок с легализуемым имуществом, а лишь оформлявшие либо регистрировавшие их, при доказанности их осведомленности о преступности данной операции несут ответственность как соучастники преступления. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК и соответственно по ст. 174 или ст. 174.1 УК и при наличии к тому оснований — по ст. 202 УК как злоупотребление полномочиями частным нотариусом (п. 24 Постановления от 18.11.2004 N 23).

6. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

7. Крупный размер легализации (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК) определен в примечании к ст. 174 УК в сумме, превышающей 6 млн. руб. Данное квалифицирующее обстоятельство имеет место и в тех случаях, когда при наличии единого умысла на легализацию в крупном размере этот умысел осуществляется путем выполнения множества конкретных финансовых операций и иных сделок на меньшие суммы.

Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 174, ч. 3 ст. 174.1 УК, относятся лишь к случаям легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в крупном размере.

8. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

9. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, иной служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

10. О понятии и особенностях квалификации преступлений, совершенных организованной группой (ч. 4 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

11. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, отличается от преступления, предусмотренного ст. 175 УК, следующими основными обстоятельствами:

а) в отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектом легализации являются и лица, непосредственно преступным путем приобретшие соответствующее имущество (ст. 174.1 УК);

б) приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицируется по ст. 174, а не по ст. 175 УК, если умысел лица, участвующего в этой сделке, направлен на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенного преступным путем, внедрение их в легальный оборот (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

Новеллы уголовного закона об ответственности за легализацию преступных доходов (статьи 174 и 174-1 УК РФ)

Т.Д. УСТИНОВА,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ

Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, впервые была введена в российское уголовное законодательство Уголовным кодексом РФ 1996 года (ст. 174). Это объяснялось тем, что подобные деяния начали появляться в общей структуре преступлений, а международным сообществом они были причислены к разряду международных преступлений. В первоначальной редакции указанной статьи, которая действовала до июля 2001 года, уголовная ответственность устанавливалась за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно за использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

С принятием Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (в наст. время — в ред. от 28.07.2004 г.; далее — Закон о легализации) ст. 174 УК РФ была изменена: учтены те недостатки ее конструкции, которые обнаружились в процессе применения. Фактически статья разделена на две самостоятельные статьи: ст. 174, устанавливающую ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и ст. 174-1, где была установлена ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им самим преступления.

Достоинством реформированного уголовного законодательства стало то, что в его нормах было четко определено, какие доходы и имущество могут быть легализованы (только полученные преступным путем, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК РФ). Был установлен и размер легализованных средств, начиная с которого возможно привлечение к уголовной ответственности, — свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда.

Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ статьи 174 и 174-1 УК РФ были вновь изменены. Прежде всего изменения коснулись определения размера денежных средств и иного имущества, с которыми ранее связывалось наступление уголовной ответственности. Из примечания к этим статьям было исключено указание на нижний предел денежных средств и иного имущества, легализация которых влекла применение мер уголовного характера. Законодатель в этом во-

просе отчасти вернулся на позиции УК РФ 1996 года. В соответствии с новой редакцией двух статей уголовная ответственность наступает независимо от суммы легализованных денежных средств и иного имущества, что, на наш взгляд, является неоправданным, поскольку это приведет к дестабилизации следственной и судебной практики.

Достаточно вспомнить, что при действии прежней нормы (УК РФ 1996 года) об ответственности за легализацию, несмотря на значительное число зарегистрированных преступлений, до суда доходили лишь единичные уголовные дела, так как в уголовно-правовой норме не определялся размер денежных средств или иного имущества, легализация которых образовывала бы состав данного преступления. Больше половины опрошенных в тот период работников правоохранительных органов отметили, что ст. 174 нуждается в совершенствовании, почти 40% респондентов считали необходимым определить размер легализованных денежных средств или иного имущества, при установлении которого возможно привлечение к уголовной ответственности. И вот теперь снова произошел возврат к старому.

Вновь остается неясным, за легализацию какой суммы возможно привлечение к уголовной ответственности. В соответствии с положениями Закона о легализации сомнительными сделками, которые необходимо отслеживать соответствующим структурам, в том числе и Комитету по финансовому мониторингу, являются сделки на сумму, превышающую 600 тыс. руб. Означает ли это, что на приведенную сумму следует ориентироваться правоохранительным органам, решая вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности? В то же время применительно к иным составам преступлений, содержащимся в главе 22 УК РФ, крупный размер (за исключением анализируемых статей и статей 185, 185-1, 193, 194, 198, 199, 199-1) равен 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Но эти деяния менее общественно опасны, чем те, которые связаны фактически с сокрытием не только истинного происхождения денежных средств, но и совершенных преступлений.

Поэтому, как представляется, нижний порог привлечения к уголовной ответственности за легализацию должен быть никак не менее 250 тыс. руб.

Преступления, предусмотренные в ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174-1 УК РФ, отнесены к категории небольшой тяжести. За них установлено одинаковое наказание: штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Таким образом, санкции анализируемых статей стали относительно определенными. Но возникает вопрос: насколько оптимальным и справедливым является именно этот вид наказания и такой размер штрафа? Ведь легализация — достаточно опасное преступление, а за него будет назначаться штраф, размер которого в 9 раз меньше максимальной суммы легализованных денежных средств (до 1 млн руб.). При наличии в санкциях статей лишь одного вида наказания, да к тому же и в столь незначительных пределах, правоприменитель будет, на наш взгляд, лишен возможности дифференцированно подходить к его назначению. Для сравнения: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, незаконное получение кредита, контрабанда и ряд других деяний, которые связаны с извлечением дохода или причинением крупного ущерба на сумму до 250 тыс. руб., предусматривают, помимо иных наказаний, и лишение свободы на срок до 4—5 лет.

Для большей дифференциации уголовной ответственности следовало бы включить в рассматриваемые статьи УК РФ и наказание в виде лишения свободы.

Легализация, совершенная в крупном размере, который в соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ равен 1 млн руб., образует квалифицированные составы указанных преступлений (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 174-1 УК РФ). Таким образом, все действия, направленные на легализацию меньшей суммы, являются, по мнению законодателя, менее общественно опасными, и за их совершение лицо по действующему законодательству может быть даже освобождено от уголовной ответственности на основании положений, содержащихся в ст. 75 УК РФ, либо от наказания (ст. 80-1 УК РФ).

Максимальный размер легализованных денежных средств, равный 1 млн руб., по сравнению с размером, указанным в действовавшей ранее редакции статей 174 и 174-1 УК РФ, несколько снижен. Эта сумма на момент принятия новой редакции равнялась 1,2 млн руб. (в перерасчете с минимальных размеров оплаты труда). Можно отметить, что произошло в некоторой степени усиление уголовной ответственности, особенно если обратиться к ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174-1 УК РФ. Однако это лишь первое впечатление, и неправильное, так как преступления, как уже отмечалось, отнесены к категории небольшой тяжести, причем санкции статей не включают лишение свободы.

Системный анализ санкций иных статей главы 22 УК РФ показывает, что законодатель недостаточно адекватно отреагировал и на преступления, содержащиеся в ч. 2 ст. 174 и ч. 2 174-1 УК РФ. За легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, как самим преступником, так и иными лицами на сумму, превышающую 1 млн руб., самое строгое наказание — лишение свободы до 4 лет. Для сравнения: незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением лицензионных условий и требований и сопровождающаяся получением дохода на сумму свыше 250 тыс. руб., наказывается лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 171 УК РФ). Таким образом, можно констатировать, что легализация (во всем мире признанная преступлением, наносящим существенный урон экономике и правопорядку) является менее опасным преступлением, хотя это, бесспорно, не так.

Обращает на себя внимание то, что в уголовном законе установлена более строгая ответственность при наличии квалифицирующих признаков только за легализацию денежных средств и иного имущества в крупном размере (соответственно части 3 и 4 ст. 174 и

174-1 УК РФ). Следовательно, легализация в сумме до 1 млн руб., совершенная даже организованной группой или лицом с использованием служебного положения, будет все равно наказываться штрафом в пределах до 120 тыс. руб. Вряд ли это соответствует степени общественной опасности деяний, совершаемых в соучастии.

К категории особо тяжких преступлений отнесена легализация денежных средств или иного имущества, совершенная организованной группой лиц, которые сами же и приобрели это имущество или получили эти средства в результате совершения преступления (ч. 3 ст. 174-1 УК РФ). Наказывается такое деяние лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, совершенная при особо отягчающих обстоятельствах, аналогичных приведенным выше, — не менее опасное деяние — на наш взгляд, необоснованно отнесена к категории тяжких преступлений, поскольку за нее предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 10 лет. Такая оценка степени общественной опасности указанного преступления небесспорна. Повышенную общественную опасность (это отмечается и в международных правовых документах, посвященных борьбе с легализацией имущества, полученного преступным путем) представляют действия посторонних лиц, не причастных к совершению преступления. Они способствуют и создают благоприятную почву для совершения первоначальных преступлений, воспроизводства таких опасных видов, как сбыт наркотиков, продажа оружия, торговля людьми и проституция. К категории особо тяжких преступлений следовало бы отнести преступление, содержащееся в ч. 3 ст. 174 УК РФ, — легализация, совершенная организованной группой, в отношении имущества, приобретенного другими лицами.

Конфискация имущества в санкциях особо квалифицированных составов анализируемых преступлений рассматриваемой группы была заменена — в связи с ее исключением из системы наказаний — на штраф в качестве дополнительного наказания в размере до 1 млн руб. или иного дохода осужденного за период до трех лет. Однако такое решение представляется не вполне оправданным; высказываются сомнения в его правильности, в несоответствии реальности[1].

Как уже отмечалось, из числа предикатных (предшествующих) преступлений, в результате совершения которых были получены преступные доходы, были исключены: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194) и налогов и (или) сборов как отдельными гражданами, так и организациями (статьи 198 и 199). Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ этот перечень был дополнен вновь введенными в УК РФ преступлениями: неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199-1) и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199-2).

Обращаясь к вопросу об определении круга преступлений, которые законодатель не считает общественно опасными и которые, по его мнению, не связаны с преступным обогащением, нельзя не отметить следующее. Из числа преступлений, которые привели к получению преступных доходов, законодатель исключил преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ, — невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Такое решение представляется несколько поспешным, потому что в результате совершения этого деяния значительная часть денежных средств оказывается за рубежом без правомерных для этого оснований, по фиктивным торговым договорам; затем она переводится в офшорные зоны, оказывается на личных счетах, и впоследствии такие денежные средства используются в предпринимательской или иной экономической деятельности. При совершении указанного преступления налицо преступный доход, полученный в обход существующих правил оформления и проведения внешнеэкономических сделок, который является к тому же и преступным деянием, предусмотренным УК РФ. Руководствуясь изложенным, следует исключить упоминание ст. 193 из статей 174 и 174-1.

Вместе с тем следует, на наш взгляд, поставить на обсуждение вопрос и об исключении из диспозиции статей 174 и 174-1 УК РФ деяний, выразившихся в уклонении от уплаты налогов (статьи 198 и 199 УК РФ) и таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), которые являются преступлениями и связаны с сокрытием части денежных средств, подлежащих обязательному перечислению в доход государства. Поднимая вопрос о правомерности исключения отдельных правонарушений, в том числе и налоговых, из круга деяний, которые могут привести к появлению незаконных доходов, отдельные правоведы справедливо отмечают, что «. такой подход, с одной стороны, является существенным сужением принципов Совета Европы в этом вопросе, а с другой — ведет к созданию законодательных пробелов, которые используются криминальным миром»[2].

С учетом высказанных замечаний вызывает недоумение включение в этот перечень и преступления, предусмотренного ст. 199-2 УК РФ. Совершая это деяние, лицо приумножает степень общественной опасности своих действий. Оно не только не платит установленные законом налоги и сборы, но и продолжает в дальнейшем чинить препятствия соответствующим органам, так как скрывает денежные средства либо имущество, за счет которых по российскому законодательству о налогах и сборах должно быть произведено взыскание недоимки.

Положительным моментом произведенных новаций следует считать установление крупного размера легализованных средств применительно к статьям 174 и 174-1 УК РФ (а к иным статьям главы 22 УК РФ — крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере) в твердой денежной сумме, а не в минимальных размерах оплаты труда.

Это было обусловлено значительными трудностями, которые возникали у правоприменителя в связи с постоянно изменяющимся показателем минимального размера оплаты труда, который устанавливается в Федеральном законе от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 01.10.2003 г.). В ст. 3 его определялось, что минимальный размер оплаты труда применяется только лишь для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Порядок применения минимального размера оплаты труда при квалификации преступлений в нем не был прямо определен, т.е. имела место пробельность закона. Отдельные ученые и работники правоохранительных органов, основываясь на общих принципиальных положениях уголовного законодательства (о действии закона во времени, об обратной силе закона, о необходимости толковать все сомнения в пользу виновного и др.) при квалификации исследуемых преступлений предлагали исходить из того размера, который действовал на момент совершения преступления. При таком подходе не ухудшалось положение лица, совершившего преступление. В частности, на подобное решение вопроса ориентировал нижестоящие суды Верховный суд РФ[3].

Однако при этом возникал и другой, не менее сложный вопрос. Минимальный размер оплаты труда изменялся каждые полгода — означало ли это, что таким образом изменялись и признаки состава соответствующего преступления, т.е. что размер легализованных денежных средств постоянно увеличивался? Единой позиции по данному вопросу среди ученых и практических работников не было.

Видимо, на основании положений об обратной силе уголовного закона, когда он иным образом улучшает положение лица (п. 1 ст. 10 УК РФ), уголовные дела, возбужденные при действии ранее установленного минимального размера оплаты труда по признакам преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174-1, надлежало прекращать, если вводился иной размер. Аналогичной позиции придерживались и судьи Конституционного суда РФ Т.Г. Морщакова и А.Л. Кононов, которые при рассмотрении жалобы В.А. Скородумова о конституционности примечания 2 к ст. 158 УК РФ выразили свое особое мнение. Они пришли к выводу, что нет оснований для того, чтобы не распространять на нормы о минимальном размере оплаты труда требования ст. 54 Конституции РФ об обратной силе закона, смягчающего уголовную ответственность[4].

Изменения, внесенные в уголовное законодательство и касающиеся данного вопроса, разрешили эту проблему.

1 См.: Алексеев А.И. Должна ли уголовная политика быть либеральной? // Черные дыры в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 263.

2 Шебунов А.А. Борьба с легализацией незаконно полученных доходов по уголовному праву ФРГ // Государство и право. 1998. № 6. С. 87. Как первичные преступления для последующей легализации налоговые преступления рассматриваются в ст.: Зафесов В.Г., Сиюхов А.Р. Налоговые преступления: соотношение со смежными составами преступлений в сфере экономической деятельности // Закон и право. 2002. С. 55; Вершинин А. Легализация средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем // Уголовное право. 1998. № 3. С. 5.

3 См.: Бюллетень Верховного суда РФ. 2001. № 4. С. 24.

4 См.: Российская газета. 2001. 3 февр. Вместе с тем позиция самого Конституционного суда РФ была прямо противоположной. В его Определении от 16.01.2001 г. № 1-О по указанному делу говорилось, что крупный размер «. устанавливается не уголовным законом, а законом иной отраслевой принадлежности. Его изменение не влечет изменения нормы уголовного закона, действовавшей на момент совершения преступления. ».

Популярное:

  • Государственный контроль и надзор в сфере экологии Государственный контроль и надзор в сфере экологии ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 января 2009 г. N 53 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ) (в ред. Постановления Правительства РФ […]
  • Что такое обращение взыскания на средства бюджета Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 242.1 - 242.6) Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ раздел VIII настоящего Кодекса дополнен главой 24.1, вступающей в […]
  • Наложение ареста на имущество по уголовному делу Статья 115. Наложение ареста на имущество Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в статью 115 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 115. Наложение ареста на имущество См. комментарии к статье 115 УПК РФ Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Материнский капитал в 2017 году составит за 2 ребенка СМИ узнали размер материнского капитала в 2017 и 2018 году Размер материнского капитала составит 480 000 рублей в 2017 году и 505 000 рублей в 2018 году в случае продления программы маткапитала на два года, сообщила в четверг газета «Коммерсантъ» со ссылкой на законопроект, внесенный […]
  • Об оспаривании ненормативных правовых актов гпк Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях 2 и 3 статьи 253 настоящего Кодекса, которая […]
  • Закон 131 статья 36 Статья 36. Глава муниципального образования Положения статьи 36 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального […]