Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

Наиболее широким из этих понятий является понятие «человек». Человек- это живое существо представитель человеческого рода. Понятие «человек» выражает биологическую сущность, то есть свойственные всему живому черты (рождение, питание, размножение). Но «человек» является и социальным существом, так как навыки мышления творческой деятельности, речи он приобретает только находясь в обществе. Личность- это устойчивая система социально значимых свойств «человека». Личность тоже является продуктом общества. Личностью человек становится в ходе социализации, особенно активно этот процесс происходит в юности. Гражданин это человек, который рассматривается в свете его отношений с государством, обладает определённым правовым статусом, продуктом государства. Если личностью становятся в ходе жизни, то статус гражданина человек приобретает с рождением и теряет только со смертью. Все три понятия взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны биологическое в человеке предопределяет возможности личности и правовой статус так, младенец, психически нормальный человек, не является полноценной личностью. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивает человеку определённый жизненный стандарт.

Право и личность. Правовой статус личности: понятие. структура, виды.Правовой статус личности юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Она состоит из четырех элементов: 1) Права личности – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в обществе. Обязанности – это установленные и гарантированные государством требования к поведении. Человека, официальная мера должного поведения. 2) Свободы личности, по сути, также являются правами личности. Однако, предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, свобода совести как право на исповедование или не исповедование любой религии. Никто не вправе указывать, какой именно выбор делать человеку, никто не может ограничивать его. Только сам человек решает, как использовать принадлежащую ему свободу совести. 3) Законные интересы , юридически оправданные, притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не предусмотрены. Это объясняется тем, что в юридических нормах нельзя заранее предусмотреть все жизненные ситуации. При определении законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм. 4) Юридическая ответственность состоит в обязательности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях противоправных и виновных действий, ненадлежащего исполнения юридических обязанностей. Принято различать три основных вида основного статуса личности: общий статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание этого статуса составляют права, свободы, обязанности, предоставленные государством всем гражданам. Этот статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократии в государстве. Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предоставленные законом. Индивидуальный статус – это совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности и.д. Он динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами. Наряду с основными видами различаются такие: статус физического и юридического лица, статус иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством. Все названные статусы неразделимы. Каждый человек обладает всеми ими. Общий у всех один, специальных множество, индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса, лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.Права человека – это неотъемлемые права и свободы личности, принадлежащие человеку от рождения, а права гражданина устанавливаются государством. Права и свободы личности можно классифицировать по двум основаниям: по времени формирования и содержанию принято различать права и свободы первого, второго и третьего поколений. Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций. К ним относятся свобода слова и совести, равенство всех перед законом, право на жизнь и безопасность, право на участие в государственных делах, право на защиту от произвольного ареста и изгнания из страны, право на беспристрастный суд. Сущность этих прав заключается в защите от государственного произвола. Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально-экономического положения и представляют собой выражение социальных притязаний граждан. Это право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и т.д. Осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства. Третье поколение прав и свобод сформировалось после второй мировой войны. К ним относятся : право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на социальное развитие. С одной стороны эти права принадлежат одному человеку, с другой – человечеству в целом. Самой распространенной является классификация прав и свобод по их социальному назначению. Выделяют четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные. Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, его участие в управлении государством и обществом. К ним относится право на общественные объединения и партии, свобода митингов, шествий, демонстраций, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местное самоуправление, участие в референдумах. Социально-экономические права и свобода призваны обеспечивать удовлетворение социально-экономических потребностей человека. К их числу относятся: право на защиту чести и достоинства, труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, здравоохранение и т.д. Личные права и свободы ограждают человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир. К ним относятся: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, свобода совести, право на неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбор места жительства. Культурные права и свободы обеспечивают возможность пользования культурными достопримечательностями и ценностями. К ним относятся: право на свободу образования, научного, технического и художественного творчества, пользования достижениями культуры.

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство держится на богатстве определенных слоёв общества, на использовании чужого труда и др. Так, например, Т. Мор считал, что при частной собственности не возможно говорить ни о какой справедливости ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости. Теория правового государства прослеживается еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Китая и т.д. Пифагор считал наихудшим для всех злом беззаконие, анархию, а высшей добродетелью соблюдение законов. Платон полагал что, там где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства. Наихудшим устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аристотель считал , что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой либо форме государства. Полиби выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой. Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных согласием в вопросах права. Права, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости, что права человека принадлежат ему по природе. Он сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все граждане, что все люди равны. Рабы являются такими же людьми, с ними следует обращаться как с равными. В 17-20 ом веках развивались идей правового государства. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти для предотвращения узурпации. Приоритет отдавался законодательной власти, исполнительная и судебная оказывают на неё активное воздействие. Народ может предотвратить тиранию, обладая суверенитетом. Монтескье довёл до логического завершения теорию разделения властей. Путём сдерживании и противовесов можно добиться стабильности. Кант предлагал идею господства права в государстве. Если государство откланяется от этого принципа, то оно рискует потерять доверие граждан. Идеи правового государства нашли отражение в работах современных юристов, политологов и социологов и закреплены в современных конституциях. В условиях плюрализма по-разному воспринимаются идеи правового государства, но основные положения всегда отражают общечеловеческие ценности и интересы.

Принципы правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина, правовое ограничение государственной власти, разделение властей, верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности и др.

1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина предполагает создание условий для нормальной деятельности гражданского общества, которое станет противовесом государству, не допустит беззакония. 2) Разделение властей необходимо для нормального функционирования государства. Ветви власти существуют независимо друг от друга, каждая выполняя сваю функцию контролирует другие ветви власти. 3) Верховенство закона означает, что не один государственный орган, коллектив, человек не освобождается от подчинения закону. Государство, вырабатывая законы, само выступает одним из субъектов права, то есть осуществляется равенство между государством и личностью. Верховенство закона означает что государство не может издавать законы противоречащее естественному праву. Все подзаконные акты должны строго соответствовать Конституции. Не допустимо подменять закон подзаконными актами. 4) Реальность прав и свобод гражданина понимается как не только провозглашение этих прав, но и их гарантии государством. гарантиями могут бать законодательное закрепления прав и свобод. Оно достигается путём создания механизма их всесторонней защищённости, установления гражданской, административной, уголовной ответственности за их нарушение. 5) Взаимная ответственность государства и личности — один из принципов правового государства она означает, что, как граждане несут ответственность перед государством, так и государство, в лице своих органов, несёт ответственность перед гражданами. 6) Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многочисленных политических организаций, партий, идеологий, веротерпимость, свободу изложения своих политических установок, пропаганду.

Проблемы становления правового государства в России.В конституции РФ Россия провозглашается правовым государством, для которого характерен политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека и его права и свободы. Это положения отражает не реальную действительность, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия, рост цен и инфляция, усиление бюрократизма и коррупция, замедляют этот процесс. Успешное формирование правового государства не возможно без создания реальных условий: 1) достижения высокого уровня политического и правового сознания людей. 2) Создания единого законодательства. 3) Ограничение вмешательства государства в сферу экономики. Прямое вмешательство в экономику посягает на экономическую свободу, а значит и создание правового государства. Однако в РФ ещё сильны традиции государственного регулирования экономикой, 17 августа 1998 года является следствием половинчатости экономических реформ. 4) Разработка продуманной политики и средств её реализации. В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов и территориальной целостности страны.

С межнациональными отношениями связанны вопросы суверенитета. Сегодня в РФ ещё существует крайние формы национализма, сепаратизма. Примером служит Чечня. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.Гражданское общество это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Гражданское общество является особым периодом в истории человечества, оно возникает в результате отделения государства от социальных структур. Формирование гражданского общества заняло несколько веков и не завершено сегодня. Гражданское общество это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою инициативу, имеющих равные возможности, освобождённых от лишних запретов. В структуру гражданского общества входят: общественные объедения, политические партии и движения, сферы воспитания и образования, семья, церковь, не государственные средства массовой информации, не государственные социально-экономические средства (собственность, труд, предпринимательство). В современном гражданском обществе выделяют три уровня отношений. Первый уровень охватывает семью, быт, культуру, образование, то есть, связан с воспроизводством самого человека. Второй уровень охватывает область экономики: производство, распределение, обмен. Третий уровень связан с политикой и охватывает политические объединения граждан, партии движения. В условиях демократии часть государственной власти передаётся органам самоуправления. В отличие от государства гражданское общество имеет не вертикальную а горизонтальную систему связи, основанных на равенстве и личной инициативе, соглашениях и договорах. В РФ заложены основы гражданского общества: ведущее место в промышленности перешло к частным предпринимателям, профсоюзы стали силой рабочего класса, сложилась развитая система общественных движений, партий, организаций. Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм. Соотношение общества и государства.Взаимоотношения государства и общества зависят от зрелости самого общества: если гражданское общество расплывчато и примитивно, то государство является его «внешней формой». Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным институтом власти. Лишь при условии наличии зрелого гражданского общества его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В западной юридической науке существует две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает его как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Вторая – гражданское общество представляет как феномен западной культуры, как конкретно-историческую форму существования западной цивилизации. Ее универсальность состоит в балансе трех сил: разделенных институтов власти гражданского общества и автономной личности. В современных условиях, отличающихся от эпохи свободной конкуренции и ранне-либерального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, не взирая на это, разделение на гражданское общество и государство не утратило актуальности.

Гарантии прав и свобод личности: понятие прав и свобод. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства. Гарантия основных прав и свобод – это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического правового государства. Статья первая Конституции РФ признает Россию таким государством. Принцип, закрепленный в этой статье Конституции – важнейшее условие государственной гарантированности соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Важной государственной гарантией является их признание непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти. Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина, относя их регулирование в исключительное ведение РФ, это призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории РФ. Гарантом прав и свобод является Президент РФ. Для усиления гарантий создана комиссия по правам человека при Президенте РФ. Защита прав и свобод – это недопущение правовыми и организационными способами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных. Важнейшей юридической гарантией является судебная защита, которая дана каждому, широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод человека. Гарантии такой защиты закреплены в статье 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ). В РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Глава 2 Конституции РФ направлена на обеспечение государственной правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. В ней нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства. Среди них: презумпция невиновности, положение о том, что никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление, право осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом и т.д. Помимо конституционных гарантий правовой защитой прав и свобод личности существуют многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в нормах отраслевого законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право также обратиться за защитой своих прав и свобод в международные правозащитные организации.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 261 ; Нарушение авторских прав

Человек гражданин личность определение

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

5.1. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий

«Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без

гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

Индивид, человек, личность, гражданин

Понятие «гражданин» возникло в тесной связи с понятием «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности — служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права. В средневековой Европе понятие «гражданин» тоже первоначально относилось лишь к горожанам, именно они отвоевали некоторые гражданские права, в частности иметь свой суд и самоуправление.

В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:

1.Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.

2. Гражданин — это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

«При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.»

1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

Человек — предмет изучения многих естественных и общественных наук, причем всю систему общественных наук можно с полным правом отнести к области человекознания. Можно сказать, что вся наука это часть познавательской деятельности. Они прямо или косвенно служат средством познания в самого человека. Вследствие того, что объектом естествознания выступает действительная природа человека, т. е. его общественно-историческая реальность, К. Маркс считал человека непосредственным предметом естествознания, а природу — непосредственным предметом науки о человеке. Он подчеркивал, что общественная деятельность природы и человеческое естествознание, или естественная наука о человеке, — тождественные выражения, а связь физической и духовной жизни человека с природой означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Понятия «человек» и «личность» отличаются друг от друга не по объему, а по содержанию в том смысле, что второе из них характеризуется переходом старого содержания на новый уровень самообогащения. Деятельность — вот что является самым существенным в индивидуальном процессе становления каждой личности. Причем не столько сама деятельность, сколько способность к ней, выступающая как способность жить и проявлять себя во всем как социальное существо. От человека зависит, как он использует предоставленные ему обществом возможности, каким образом он реализует эту свою способность к деятельности. Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа, так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием. Личность, как и человек, является продуктом общества, его исторического развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего, определенный социальный тип человека. Каждый относительно устойчивый человеческой конгломерат каждый класс, каждая социальная группа вырабатывают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека, принадлежащего к этой группе. К. Маркс определял сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность общественных отношений. В этой связи понятия «человек» и «личность» фиксируют исторически различный характер общественных отношений, выражают различные этапы становления человека как субъекта, различные ступени формирования его общественно-исторической сущности С.А Комаров. «Общая теория государства и права» 7-е издание 2005. Питер.. Мир природы, природных объектов (вещей, событий, явлений и т. п.) существует независимо и в процессе своей эволюции создает человека, который является его частью, В процессе развития природного мира возникают новые объекты, многое отжившие исчезают бесследно. В своей научной и производственной деятельности человек стремится познать законы природы и использовать их в общественной и личной жизни. Мир социума развивается и функционирует по сравнению с миром природы по существенно иным законам, имеющим иные детерминации и взаимоотношения, отличные от природных, хотя человек и общество в целом в своей деятельности используют законы природы и многочисленные ее аспекты Там же.. Социальный мир — это мир новых потребностей живых существ, объединяющихся для организации производства (материального и духовного), образующих различные коллективы, но не утрачивающих при этом своей самобытности в индивидуальности. Это мор общественных субъектов, имеющих способность к особой форме чисто человеческого мышления, познания, общения на основе языка и к творческой деятельности: научной, изобретательской, художественной, религиозной, организационно-практической, предпринимательской и др.; это мир, где жизнь индивида погружена в той или иной степени в прошлый опыт человечества. Личность есть индивид, который в своей общественно-исторической деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, т. е. подпадающая под действие законов и подзаконных актов государства, приобретает определенные правовые свойства, четко зафиксированные в законодательстве. В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» в праве и понятие «личность» в философии не совпадают. Дело в том, что в философии не каждый человек признается личностью, в частности дети в умалишенные, как не обладающие разумностью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе обстоит дело в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юридической личностью или субъектом права. В системе понятий «личность» — «гражданин» первое (со структурной точки зрения), несомненно, шире по объему, так как включает политико-правовые связи личности с государством: гражданство, политико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище. Гражданство в советской литературе определялось по-разному. В науке государственного права обычно под гражданством понимают правовую или политико-правовую принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и вне ее пределов. Рассматривая гражданство как принадлежность лица к конкретному государству, обычно уточняют: правовая принадлежность, закрепляемая законом принадлежность, постоянная правовая принадлежность. Очень часто в литературе гражданство рассматривается как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой СВЯЗИ личности с государством рассматривается как совокупность Прав и обязанностей лица, определяемых государством. В другом случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица) юридических прав и обязанностей, что соответствует пониманию Гражданства как правоотношения, субъектами которого выступают в личность, и государство. Тем самым гражданство рассматривается непосредственно как правоотношение, что фактически сводится к характеристике гражданства как правового статуса гражданина в государстве. Содержание гражданства составляют специфические права я обязанности лица по отношению к государству. С. В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, причем это относится к любому государству. По мнению ученого, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг к другу и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая совокупность соответствующих прав я обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве. Н.В. Витрук определяет гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, подчеркивая, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенно правовое состояние. В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве. Такая точка зрения имеет право на существование по той причине, что государство представляет собой не только последние образуют население страны — демографическую, а не политико-правовую категорию. Граждане — это также не совокупность лиц, на которых распространяется власть государства, либо эта власть обязательна в равной мере и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, проживающих на его территории. Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все Лица, постоянно или временно проживающие на его территории. Следовательно, рассматривая государство как организацию личностей, правомерно говорить и о членстве в этой организации, ибо Личность как член политической общности — государства всегда выступала в особом специфическом «гражданском» качестве. Каждый гражданин в ассоциации — государстве выступает полноправным носителем суверенитета народа, полноправным субъектом государственной власти. Каждую из разновидностей правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий, специальный и индивидуальный статус иностранного гражданина. В декларации прав и свобод человека и гражданина отмечено: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящегося на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса гражданина; б) правового статуса иностранного гражданина; в) правового статуса лица без гражданства; г) правового статуса лица, которому предоставлено убежище. Принятие Закона о гражданстве Российской Федерации позволило отразить разнообразие в какой-то мере всех категорий личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым предоставлено убежище, хотя бы потому, что последние бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства. Государство по отношению к личности обладает правами, которым корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину.

Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирую их права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Права и свободы человека это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем, и характер раскрывают уровень демократизма гражданского общества. В цивилизованном обществе личность стоит во первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями. Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определились мировые стандарты прав человека. достаточно сослаться на Всеобщую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы: на жизнь; свободу и неприкосновенность личности; свободу от рабства; запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения или наказания; равенство перед законом; ряд прав, касающихся процессуальных моментов; защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию; неприкосновенность жилища; тайна переписки. Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности; свобода передвижения и выбора места жительства; право на убежище; право на гражданство: право владения имуществом.

Третью и четвертую группы составляют политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права. За рубежом под правами человека понимают личные права и свободы, а под правами гражданина политические права и свободы. Представляется, что категория «права человека» носит интегративный характер, это требования личности, обусловленные уровнем развитии общественных отношений и направленные на пользование определенными благами, необходимыми для обеспечения природно-социальных свойств человека. К. Маркс писал, что так называемые права человека, в отличие от прав гражданина, суть не что иное, как права члена гражданского общества. На одно из прав человека не выходит за эти пределы.

1. «Политическая свобода служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменять» — подчеркивал Б. Констан. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина.

Только отношением политического государства к гражданскому обществу, сущностью политической эмансипации и другими словами, в рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором — о ее политических правах. Очевидно, что в качестве основополагающего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы.

2. И. Е. Фарбер справедливо подчеркивал, что между правами человека, гражданина и лица нет абсолютных граней.

3. Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении. Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально действующими. Без государственного признания даже в самом общем Виде невозможно не только обладание, но и пользование имя. С.А Комаров. 7-е издание 2005. Питер. В Конституции Российской Федерации высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность я безопасность, другие права я свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство исходит от приоритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главная обязанность государственной власти. Права я свободы личности неотделимы от обязанностей. В Конституции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитация, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию: не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории в культуры; платить законно установленные налоги в сборы; защищать Отечество.

Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся только на концепции “поколений” прав человека, о которой ты уже знаешь. Эта концепция возникла в 70-е годы XX века.

Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека – это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права “единицы”.

§ 4. Права индивида и коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость принципа «человеческое измерение», выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ориентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» — правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Это не следует трактовать как утверждение примата эгоистического интереса индивида над интересами общности. Ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на «качество».

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Так, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу, отстаивая свое право на самоопределение.

Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и леги-тимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от его национальной принадлежности, религиозных убеждений и т. д. И в этом смысле можно говорить, что права человека выше коллективных прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизованное понимание самоопределения неотделимо от принципа нерушимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансированного развития.

Такова природа и других коллективных прав, например права на развитие, осуществление которого народами, освободившимися от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на международное общение.

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]