Что делать при ДТП: советы от юриста

16 июня на проспекте Аль-Фараби в Алматы произошло резонансное ДТП. По предварительной версии, две девушки ехали в автомобиле Honda CRV в западном направлении и, наехав на люк, пробили колесо. Они остановились в левом ряду, включили «аварийку» и вышли из машины. В этом же ряду двигалась Toyota Camry, которая начала перестраиваться в средний ряд, но в момент совершения маневра в нее врезался автобус. От удара в заднюю часть Toyota Camry откинуло в сторону Honda, и таким образом девушки оказались зажаты между машинами. Девушек сразу госпитализировали. В результате операции Екатерине Парафиевой ампутировали ноги, а ее подруга Найля Кажибаева получила сочетанные травмы и закрытую черепно-мозговую травму. После этого случая некоторые пользователи в Сети высказывали мнение, что после наезда на сломанную ливневую решетку девушкам нужно было съехать на обочину.

Корреспондент Tengrinews.kz спросил у юриста Джохара Утебекова о том, как действовать в случае ДТП.

1. Какие первоначальные действия необходимо предпринять, если попали в ДТП?

— Включить аварийную световую сигнализацию.

— Помочь пострадавшим, вызвать скорую помощь.

— Выставить аварийный знак не менее чем за 15 метров до места ДТП.

— Ничего не трогать на месте.

— Записать имена свидетелей.

— Снять все происходящее на видео, сделать фотографии.

2. Как лучше фотографировать место ДТП?

Вкруговую. Общий вид места ДТП, включающий автомобили участников происшествия. Я бы также посоветовал в первую очередь аккуратно сфотографировать того, кто за рулем другой машины.

3. Всегда ли нужно вызывать сотрудника полиции?

По закону полицию нужно вызывать всегда. На практике несовершенство закона ведет к тому, что полиция закрывает глаза на самостоятельное урегулирование имущественных претензий участниками ДТП и не оформляет протокол об административном правонарушении в таких случаях.

4. Вообще можно ли как-то перемещать машину с места ДТП?

Перемещать машину с места ДТП на обочину можно только, если она делает движение невозможным. Иначе вас оштрафуют. К тому же перемещение могут использовать против вас. Я бы не советовал этого делать до приезда полиции и составления ею протокола осмотра места происшествия.

5. А какие документы должен выдать инспектор?

Инспектор полиции обязан на месте выдать виновнику и потерпевшему копии протокола об административном правонарушении и протокола осмотра места происшествия (схемы ДТП).

6. Если ДТП произошло из-за ямы на дороге?

Следует искать ответственного подрядчика. Нужно требовать от инспектора ссылки в протоколе на яму, люк, решетку или другое препятствие на дороге.

В каких случаях при ДТП полагается страховая выплата и как ее получить — судья

Самым распространённым видом обязательного страхования является страхование транспортных средств.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Как и в каких случаях можно получить страховую выплату при ДТП, рассказывает судья Верховного суда А. Савинова — Zakon.kz.

Формами страхования по степени обязательности являются добровольное и обязательное, по объекту страхования – личное и имущественное.
Обязательное страхование — страхование, осуществляемое в силу требований закона. То есть страхование должно осуществляться независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь.
Особенностью обязательного страхования является то, что при большинстве его видов страхование осуществляется в пользу третьих лиц.
Наиболее распространённым видом обязательного страхования является страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, которое направлено на защиту лиц, пострадавших в результате воздействия транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Эти отношения регулируются Законом от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств).
Неисполнение требования государства об обязательном страховании ответственности влечет за собой негативные последствия для нарушителя. За управление транспортным средством без страхового полиса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Кроме того, нарушитель вынужден будет возмещать вред потерпевшему в полном объеме за счет собственных средств.
Страхуя свою гражданско-правовую ответственность, владелец транспортного средства страхует риск возникновения обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате воздействия транспортного средства. Иными словами вред, причиненный транспортным средством, возмещает за виновного страховая компания.
Однако наличие договора страхования не всегда исключает ответственность самого причинителя вреда. Законом о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрены пределы ответственности страховщика. Так предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю составляет за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего — в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП. Если реальный размер вреда, определенный с учетом износа, составляет более 600 МРП, то в этом случае разницу потерпевшему будет выплачивать страхователь.
Кроме того, статьей 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств предусмотрен перечень оснований, по которым страховщик, осуществивший страховую выплату, имеет право обратного требования к страхователю (застрахованному) в пределах уплаченной суммы.
Анализ данной нормы, показывает, что законодатель предусмотрел возможность регресса тогда, когда действия или бездействия страхователя могли способствовать возникновению страхового случая (управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, техническая неисправность транспортного средства, управление транспортным средством лицом, которое не имеет такого права и т.п.). Таким образом, страхователь, наказывается за неправомерное поведение, которое привело к возникновению страхового случая.
При осуществлении страховщиком этого права на практике возникает множество споров между страхователями и страховщиками. Так, к примеру, право обратного требования возникает у страховщика, если будет установлено, что страховой случай произошел вследствие технических неисправностей транспортного средства, о которых страхователь (застрахованный) знал или должен был знать.
Из буквального значения указанной нормы следует, что необходимо установить причинную связь между неисправностью и наступившим страховым случаем и, самое главное, страховщик должен доказать, что страхователь (застрахованный) знал или должен был знать о наличии таких неисправностей.
В этой связи Верховный Суд в нормативном постановлении «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования» разъяснил, что выражение «должен был знать» означает, что неисправность была явной, такой, которую водитель или владелец транспортного средства мог выявить при визуальном осмотре транспортного средства перед выездом.
В частности, имеют значение случаи управления водителем (допуска к этому иным владельцем) заведомо технически неисправным транспортным средством, например, транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, прочими неисправностями и при условиях, при которых Правилами дорожного движения и Основными положениями по допуску трансп
ортных средств к эксплуатации (утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196) запрещена эксплуатация транспортных средств, и которые водитель или владелец транспортного средства в состоянии выявить до начала движения без обращения к специалистам.
Решением суда был удовлетворен иск страховой компании к страхователю о взыскании суммы в порядке регресса. В суде было установлено, что дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред третьим лицам, произошло из-за неисправности сцепного устройства. Водитель в суде показал, что о неисправности знал и неоднократно сообщал об этом владельцу, однако последний проведение ремонта откладывал на поздний срок.
Если в перечисленных в статье 28 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств виновником причиненного вреда является лицо, эксплуатирующее транспортное средство в силу трудовых отношений с его владельцем или в присутствии его владельца без оформления письменной формы сделки, то страховщик имеет право обратного требования к владельцу данного транспортного средства. К примеру, если водитель, состоящий в трудовых отношениях с транспортной компанией, совершил ДТП и скрылся с места происшествия, то страховая компания, осуществив страховую выплату, может предъявить регрессное требование к владельцу автомобиля – транспортной компании.
На практике нередко страховые компании ошибочно предъявляют требования о взыскании суммы солидарно, как с владельца транспортного средства, так и с лица, управлявшего этим транспортным средством.
Так решением суда был удовлетворен иск страховой компании к владельцу и водителю о взыскании солидарно суммы в порядке обратного требования. В суде было установлено, что водитель в присутствии владельца управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, за что был привлечен к административной ответственности.
Удовлетворяя требования истца, суд сослался на пункт 3 статьи 287 Гражданского кодекса (далее ГК), согласно которому при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения, как от всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга.
Однако при этом суд не учел, что в силу пункта 1 статьи 287 ГК солидарная обязанность или солидарное требование возникают, если это предусмотрено договором или установлено законодательными актами, в частности, при неделимости предмета обязательства.
Солидарная ответственность владельцев источников повышенной опасности предусмотрена законом лишь при причинении вреда третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (пункт 2 статьи 931 ГК).
Во всех остальных случаях отвечает только один владелец, который впоследствии, при наличии на то законных оснований, может предъявить требования о возмещении вреда к своему работнику или лицу, управлявшему транспортным средством в его присутствии.
Выгодоприобретатель в страховании – это лицо, которое является получателем страховой выплаты.
Если по добровольным видам страхования выгодоприобретатель назначается страхователем, то по обязательным видам страхования выгодоприобретатель определяется законодательными актами, регулирующими данный вид страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств выгодоприобретателем является потерпевший (в случае его смерти — лицо, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего), а также страхователь (застрахованный) или иное лицо, возместившее потерпевшему (лицу, имеющему право на возмещение вреда) причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившее право на страховую выплату.
Таким образом, если в результате наступления страхового случая вред причинен гражданину, к примеру, он получил травму, то именно он, как выгодоприобретатель, имеет право на получение страховой выплаты в размере, установленной законом.
Если же потерпевший в результате ДТП погиб, то страховую выплату в размере 1 000 МРП смогут получить лишь лица, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего.
Перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью гражданина, предусмотрен статьей 940 ГК. К ним относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или им
евшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимся на иждивении умершего его детьми, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет.
Членам семьи или наследникам застрахованного, не относящимся к указанному перечню, страховая выплата не осуществляется.
В этой связи следует разъяснить, что по договору личного страхования жизни объектом страхования является жизнь и здоровье застрахованного, поэтому смерть застрахованного как страховой случай охватывается договором страхования.
Тогда как по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности объектом страхования является не жизнь и здоровье страхователя, а имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Соответственно, для осуществления страховой выплаты недостаточно одного лишь факта наступления смерти в результате воздействия источника повышенной опасности, необходимо установить, возникает ли обязанность виновного лица возместить вред, причинённый смертью потерпевшего.
В качестве примеров неправильного применения указанных норм закона можно привести решения судов, которыми были удовлетворены иски граждан к страховым компаниям о взыскании страховой выплаты в размере 1 000 МРП. В одном случае в результате ДТП погибла дочь истца, во втором случае сын истца.
Удовлетворяя требования истцов, суды не учли, что истцы не относятся к лицам, перечисленным в статье 940 ГК, они не состояли на иждивении погибших, следовательно, у владельца источника повышенной опасности не возникло перед ними обязательство по возмещению материального вреда в связи со смертью потерпевшего.
В то же время лица, хотя и не являющиеся выгодоприобретателями, но осуществившие погребение потерпевшего, в силу пункта 6 статьи 24 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств имеют право на возмещение от страховщика расходов на погребение в размере 100 МРП. При этом отсутствует необходимость предоставления страховщику документов, подтверждающих расходы на погребение потерпевшего.
В судебной практике наиболее частыми являются споры о размере вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП.
В этой связи следует учитывать, что в 2016 году в Закон о страховании ответственности владельцев транспортных средств были внесены изменения в части, касающейся порядка определения размера вреда.
Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 14 были утверждены Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству (далее – Правила), которые устанавливают единые подходы и методы к определению размера вреда, причиненного транспортному средству, в рамках договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Если ранее оценку производил независимый эксперт по заявлению, которое, как правило, потерпевший заполнял в страховой компании, но при этом страхователь либо потерпевший могли сразу самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, то по действующему закону оценку размера вреда, причиненного имуществу, производит страховщик. Потерпевший при этом должен сохранять поврежденное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, и предоставить возможность страховщику произвести расчет размера вреда.
И только в случае, если страховщик в установленный срок (десять рабочих дней), не произведет оценку размера вреда, потерпевший самостоятельно обращается к услугам оценочной организации. В этом случае страховщик обязан будет принять результаты оценки и осуществить страховую выплату потерпевшему.
После проведения оценки страховщик не позднее десяти рабочих дней со дня осмотра обязан представить отчет об оценке потерпевшему, который в течение трех рабочих дней со дня получения отчета указывает в нем отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда.
При несогласии потерпевшего с результатом определенного страховщиком размера вреда он вправе оспорить определенный страховщиком размер вреда в суде.
На практике потерпевши
е допускают ошибку, а именно соглашаются с оценкой страховой компании, получают страховое возмещение, а затем начинают оспаривать размер вреда.
В Правилах четко расписан порядок определения размера вреда и в случае возникновения спора, суд будет давать оценку действиям страховщика, насколько он правильно определил размер вреда. При необходимости суд может пригласить независимого специалиста.
Надо иметь в виду, что в соответствии с Правилами размер вреда, причиненного транспортному средству, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного транспортного средства за минусом амортизации (износа) транспортного средства на дату наступления страхового случая.
Размер вреда в случае полной гибели транспортного средства определяется исходя из его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая.
Транспортное средство считается уничтоженным, если его восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно. Восстановление транспортного средства считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на восстановление транспортного средства превышают восемьдесят процентов от его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая. В случае гибели транспортного средства страховщик осуществляет страховую выплату в размере рыночной стоимости поврежденного транспортного средства до наступления страхового случая, при этом потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель передает в собственность страховщика остатки поврежденного транспортного средства либо осуществляет страховую выплату за минусом стоимости годных к реализации деталей, узлов, агрегатов, материалов.
Некоторые страховые компании не правильно понимают содержание пункта 8 статьи 25 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств, согласно которому страховщик имеет право на имущество или его остатки в случае осуществления им страховой выплаты в размере рыночной стоимости данного имущества на день наступления страхового случая.
Страховая компания «АСКО» обратилась в суд с иском к Б. о возложении обязанности предоставить в собственность страховщика бампер передний, бампер задний, крышку багажника, фонарь задний правый автомобиля, поврежденного в ДТП. Свои требования истец мотивировал тем, что осуществил в пользу ответчика страховую выплату в сумме 528 748 тенге за поврежденные в ДТП детали автомобиля, поэтому, по мнению страховщика, потерпевший должен передать ему поврежденные детали.
Решением районного суда в удовлетворении иска было отказано. Апелляционная инстанция требования страховщика удовлетворила.
Вместе с тем, из искового заявления страховой компании следовало, что ею было заявлено требование о взыскании с ответчика абандона. При этом сам истец дал следующее разъяснение понятию абандон – это право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика и получить полное страховое возмещение.
Таким образом, в силу абандона к страховщику переходят права на застрахованное имущество в целом, но при условии выплаты полного страхового возмещения. Как правило, страхователь прибегает к абандону в случае пропажи или гибели своего имущества или его повреждения в такой степени, что восстановление представляется нецелесообразным.
В суде было установлено и сторонами не оспаривалось, что автомобиль ответчика не был уничтожен, оценщик не пришел к выводу о нецелесообразности его восстановления. Выводы оценщика о необходимости замены отдельных деталей автомобиля свидетельствуют о том, что эти детали в результате ДТП пришли в негодность и не подлежат ремонту.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда постановление апелляционной инстанции было отменено с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Что делать при попадании в ДТП

Сев за руль, каждый водитель отвечает за свою жизнь и жизнь пассажиров и пешеходов. И каждый из них должен знать, что делать и что делать категорически нельзя при ДТП, так как обычно при таких обстоятельствах людям свойственно предпринимать необдуманные решения. В этой статье вы узнаете пошаговые действия и основные правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб.

Виды ДТП:

• Наезд на препятствие

• Наезд на пешехода

• Наезд на велосипедиста

• Наезд на стоящее транспортное средство

• Наезд на гужевой транспорт

• Наезд на животных

Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства от 13 ноября 2014 года № 1196 (далее – ПДД), при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  1. немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 ПДД, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  2. принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  3. сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 ПДД;
  4. освободить проезжую часть дороги, если движение других транспортных средств невозможно;
  5. при необходимости освобождения проезжей части дороги предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия.

В случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.

Если говорить другими словами, в случае ДТП вам необходимо:

  1. удостовериться что нет пострадавших, если есть, то вызвать скорую помощь;
  2. включить «аварийную сигнализацию» и установить знак аварийной остановки;
  3. если были свидетели происшествия, следует записать их контактные данные. Это может пригодиться при особых случаях;
  4. вызвать сотрудников административной полиции (102 – если нет пострадавших / 112 – если есть (звонки бесплатные)) и страховых агентов (тел.: смотреть страховку).

По прибытию, сотрудники дорожно-патрульной полиции должны оформить все материалы дела:

  1. составить схему ДТП,
  2. протокол осмотра места ДТП,
  3. административный протокол,
  4. отобрать объяснения,
  5. направить водителей на медицинское освидетельствование.

Сотрудники дорожно-патрульной полиции так же проверяют все ваши документы, рисуют схему и просят отбуксировать транспортные средства в некоторых случаях, когда на месте ДТП транспортное средство затрудняет движения других автомобилей.

Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции, выдает вам бланк объяснительной на имя начальника управления местной полицейской службы.

Вы заполняете бланк, в нем обязательно необходимо указать ориентировочное время ДТП, пересечение улиц (напротив чего), гос. номер автомашины, направления движения и детальное описание происшествия, также номер полиса ОГПО.

Составление схем, протоколов относительно ДТП

С целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий произвести осмотр местности, предметов, документов, живых лиц.

Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции в схему обязательно вносит описание внешних повреждений автомобилей. Проследите, чтобы все повреждения были учтены. После вас направляют на освидетельствование на экспертизу.

Заполнением указанных документов занимаются непосредственно прибывшие на место ДТП сотрудники дорожно-патрульной полиции. Перед подписанием документов внимательно ознакомитесь с ними, и отстаивайте свои законные права.

Штрафстоянка

Транспортное средство может доставляться на штрафную стоянку сотрудниками дорожно-патрульной полиции в том случае, если при совершении ДТП есть пострадавшие и/или водителем, при этом допущены другие нарушения, такие как управление ТС в состоянии опьянения, отсутствие необходимых документов. В других случаях сотрудники дорожно-патрульной полиции не в праве ставить автомобили на штрафную стоянку.

Медицинское освидетельствование

Согласно пункту 2 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528, освидетельствование на состояние опьянения водителей производятся в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами, когда состояние опьянения является составом правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 Правил освидетельствование на состояние опьянения водителей, может производиться сотрудниками органов внутренних дел, непосредственно на месте совершения административного правонарушения с применением специальных приборов и средств, устанавливающих наличие опьянения.

Рекомендуется пройти освидетельствование добровольно и незамедлительно.

Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в соответствии с частью 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года.

Заполнение объяснительной

Сотрудник дорожно-партульной полиции, непосредственно прибывший на место ДТП выдает форму объяснительной. Данный документ непосредственно влияет на решение суда, поэтому ее необходимо заполнять внимательно.

В объяснительной обязательно должно быть указано время и место ДТП (пересечение, напротив чего и т д), стороны направления движения транспортного средства (Юг-Север – Запад-Восток), и детальное описание происшествия. Кроме того, в заявлении указываются сведения об ОГПО (страховому полюсу), соответственно наименование страховой компании и номер ОГПО, и ваши контактные данные. Также в случае, если участник ДТП не отказывается пройти медицинское освидетельствование, то он обязан написать, что медицинское освидетельствование пройдет добровольно, сразу же после оформления сотрудниками дорожно-патрульной полиции факта ДТП.

После экспертизы рекомендуется ехать на место ДТП и решить вопрос о транспортировке транспортного средства. Если автомобиль не имеет значимых повреждений и управлять им безопасно, то вы имеете право самостоятельно без привлечения эвакуатора или любого другого буксировочного транспорта отогнать свое авто на соответствующую парковку или стоянку.

Техническая экспертиза (оценка)

Автоэкспертиза – это оценка ущерба, которую проводят в целях возмещения материальных средств их владельцу.

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП потерпевший обращается в страховую компанию. Здесь уже встаёт вопрос о том, как проводить оценку ущерба. Обычно страховщик проводит оценку сам, силами штатных специалистов либо же привлечённого эксперта.

В случае, если страховая компания существенно занижает сумму страхового возмещения и суммы выплаты по страховке не хватает, потерпевший может пройти независимую экспертизу, чтобы рассчитать реальный ущерб и получить положенное страховое возмещение. Независимая экспертиза поможет вам получить разницу между выплаченной суммой и реальной стоимостью ремонта.

Существует ряд советов, которые помогут каждому авто владельцу избежать проблем, связанных с прохождением автоэкспертизы и получения материального ущерба.

Для начала, если произошло ДТП, ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии, а следует дождаться сотрудников дорожно-патрульной полиции. Далее, необходимо составить вместе с сотрудниками дорожно-патрульной полиции справку об аварии, где рекомендуется уточнять все мелкие детали. После составления документа, вы должны оповестить свое страховое агентство о происшествии, или же, напишите заявление о том, что вы сами выберете организацию, которая будет проводить автоэкспертизу.

Если произошла авария, а виновником ДТП выступает лицо незастрахованное, то автоэкспертиза проводится на месте, после того, как на место аварии приезжает дорожно-патрульная полиция.

Если виновником аварии вступаете вы, то проблемы могут обойти вас стороной в том случае, если вы застрахованы ОСАГО. Страховщики сами проведут автоэкспертизу.

Если же вам не удалось найти обоюдное решение ситуации, то возврат средств будет происходить путем судебного разбирательства. Суд не всегда смотрит на уже проведенную автоэкспертизу и предпочитает делать встречную автоэкспертизу. Это делается с целью обезопасить обе стороны от несанкционированных действий.

Специализированный районный и/или приравненный к ним административный суд

Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения.

В случае, когда требуются проведение экспертизы, исследование специалистом, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы и (или) специалиста.

Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочным рассматривать дело. Касательно даты, времени и места проведения слушания, вас и проинформируют в установленном порядке.

При явке в суд вам необходимо иметь при себе следующие документы:

если вы потерпевший — удостоверение личности и заключение медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.

если вы виновник — удостоверение личности, временное водительское удостоверение и также заключение.

Административная ответственность за совершение ДТП

Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб влечет штраф в размере 20 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.

То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью влечет штраф в размере 40 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.

Если вышеупомянутые действия были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влекут штраф в размере 60 МРП.

Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

Если вышеупомянутые действие были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влечет штраф в размере 100 МРП либо административный арест на тридцать суток.

Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности согласно статье 611 Кодекса об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за совершение ДТП

Согласно статье 345 Уголовного Кодекса Республики Казахстан нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами влечет ответственность:

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Деяние, предусмотренное вторым пунктом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Что делать при дтп в рк

Сог­ласно п. 2.5. ПДД при до­рож­но-транс­пор­тном про­ис­шест­вии во­дитель, при­част­ный к не­му, обя­зан:

— не­мед­ленно ос­та­новить (не тро­гать с мес­та) транс­пор­тное средс­тво, вклю­чить ава­рий­ную све­товую сиг­на­лиза­цию и выс­та­вить знак ава­рий­ной ос­та­нов­ки (ми­га­ющий крас­ный фо­нарь) в со­от­ветс­твии с тре­бова­ни­ями пунк­та 7.2 Пра­вил, не пе­реме­щать пред­ме­ты, име­ющие от­но­шение к про­ис­шест­вию;

— при­нять воз­можные ме­ры для ока­зания дов­ра­чеб­ной ме­дицинс­кой по­мощи пост­ра­дав­шим, выз­вать «ско­рую ме­дицинс­кую по­мощь», а в экс­трен­ных слу­ча­ях отп­ра­вить пост­ра­дав­ших на по­пут­ном, а ес­ли это не­воз­можно, дос­та­вить на сво­ем транс­пор­тном средс­тве в бли­жай­шее ле­чеб­ное уч­режде­ние, со­об­щить свою фа­милию, ре­гист­ра­ци­он­ный знак транс­пор­тно­го средс­тва (с предъяв­ле­ни­ем до­кумен­та, удос­то­веря­юще­го лич­ность, или во­дитель­ско­го удос­то­вере­ния и ре­гист­ра­ци­он­но­го до­кумен­та на транс­пор­тное средс­тво) и возв­ра­тить­ся к мес­ту про­ис­шест­вия;

— со­об­щить не­замед­ли­тель­но о слу­чив­шемся в бли­жай­ший ор­ган внут­ренних дел, за­писать фа­милии и ад­ре­са оче­вид­цев и ожи­дать при­бытия сот­рудни­ков ор­га­нов внут­ренних дел;

— ос­во­бодить про­ез­жую часть, ес­ли дви­жение дру­гих транс­пор­тных средств не­воз­можно;

— при не­об­хо­димос­ти ос­во­бож­де­ния про­ез­жей час­ти или дос­тавки пост­ра­дав­ших на сво­ем транс­пор­тном средс­тве в ле­чеб­ное уч­режде­ние пред­ва­ритель­но за­фик­си­ровать в при­сутс­твии сви­дете­лей по­ложе­ние транс­пор­тно­го средс­тва, сле­дов и пред­ме­тов, от­но­сящих­ся к про­ис­шест­вию, при­нять все воз­можные ме­ры к их сох­ра­нению и обес­пе­чить объезд мес­та про­ис­шест­вия.

Пункт 2.6. ПДД Пре­дус­матри­ва­ет, что ес­ли в ре­зуль­та­те до­рож­но-транс­пор­тно­го про­ис­шест­вия нет пост­ра­дав­ших, во­дите­ли при вза­им­ном сог­ла­сии в оцен­ке обс­то­ятель­ств слу­чив­ше­гося мо­гут, пред­ва­ритель­но сос­та­вив схе­му про­ис­шест­вия и под­пи­сав ее, при­быть на бли­жай­ший пост до­рож­ной по­лиции или в под­разде­ление ор­га­нов внут­ренних дел для оформ­ле­ния про­ис­шест­вия.

Составление протокола осмотра места происшествия

Сог­ласно статьи 627–1 Ко­дек­са Рес­публи­ки Ка­захс­тан об ад­ми­нист­ра­тив­ных пра­вона­руше­ни­ях «С целью вы­яв­ле­ния сле­дов ад­ми­нист­ра­тив­но­го пра­вона­руше­ния, иных ма­тери­аль­ных объек­тов, а так­же обс­то­ятель­ств, име­ющих зна­чение для сос­тавле­ния про­токо­ла об ад­ми­нист­ра­тив­ном пра­вона­руше­нии, упол­но­мочен­ное долж­нос­тное ли­цо впра­ве в пре­делах сво­их пол­но­мочий про­из­вести ос­мотр мест­нос­ти, пред­ме­тов, до­кумен­тов, жи­вых лиц».

Статья 627–2. Об­щие пра­вила про­из­водс­тва ос­мотра:

1. Ос­мотр, как пра­вило, про­из­во­дит­ся бе­зот­ла­гатель­но, ког­да воз­ни­ка­ет не­об­хо­димость. О про­из­водс­тве ос­мотра сос­тавля­ет­ся про­токол. В про­токо­ле ука­зыва­ют­ся да­та и мес­то его сос­тавле­ния, долж­ность, фа­милия и ини­ци­алы ли­ца, сос­та­вив­ше­го про­токол, све­дения о ли­це, под­верг­ну­том ос­мотру, ви­де, ко­личест­ве, иных иден­ти­фика­ци­он­ных приз­на­ках ве­щей, в том чис­ле о ти­пе, мар­ке, мо­дели, ка­либ­ре, се­рии, но­мере, приз­на­ках ору­жия, ко­личест­ве и ви­де бо­евых при­пасов, спе­ци­аль­ных тех­ни­чес­ких средств для про­веде­ния спе­ци­аль­ных опе­ратив­но-ро­зыск­ных ме­роп­ри­ятий и крип­тогра­фичес­ких средств за­щиты ин­форма­ции. Про­токол ос­мотра под­пи­сыва­ет­ся долж­нос­тным ли­цом, его сос­та­вив­шим, ли­цом, под­верг­ну­тым ос­мотру, вла­дель­цем ве­щей, под­верг­ну­тых ос­мотру, по­няты­ми. В слу­чае от­ка­за ли­ца, под­верг­ну­того ос­мотру, вла­дель­ца ве­щей, под­верг­ну­тых ос­мотру, от под­пи­сания про­токо­ла в нем про­из­во­дит­ся со­от­ветс­тву­ющая за­пись.

2. Ос­мотр жи­вых лиц про­из­во­дит­ся долж­нос­тны­ми ли­цами, пе­речис­ленны­ми в статье 620 нас­то­яще­го Ко­дек­са. Ос­мотр жи­вых лиц про­из­во­дит­ся ли­цом од­но­го по­ла с дос­матри­ва­емым и в при­сутс­твии двух по­нятых то­го же по­ла. Ос­мотр пред­ме­тов, на­ходя­щих­ся при жи­вом ли­це, то есть обс­ле­дова­ние, осу­щест­вля­емое без на­руше­ния их конс­трук­тивной це­лост­нос­ти, про­из­во­дит­ся упол­но­мочен­ны­ми на то долж­нос­тны­ми ли­цами, пе­речис­ленны­ми в статье 620 нас­то­яще­го Ко­дек­са, в при­сутс­твии ли­ца, в собс­твен­ности или вла­дении ко­торо­го эти ве­щи на­ходят­ся, и с учас­ти­ем двух по­нятых. В иск­лю­читель­ных слу­ча­ях при на­личии ос­но­ваний по­лагать, что при жи­вом ли­це на­ходят­ся ору­жие или иные пред­ме­ты, ко­торые мо­гут быть ис­поль­зо­ваны для при­чине­ния вре­да жиз­ни и здо­ровью ок­ру­жа­ющих, лич­ный дос­мотр, дос­мотр ве­щей мо­гут быть про­из­ве­дены без по­нятых с уве­дом­ле­ни­ем об этом в те­чение двад­ца­ти че­тырех ча­сов про­куро­ра.

3. Ос­мотр мест­нос­ти, пред­ме­тов, до­кумен­тов, за иск­лю­чени­ем ука­зан­ных в час­ти вто­рой нас­то­ящей статьи, про­из­во­дит­ся с учас­ти­ем по­нятых. В иск­лю­читель­ных слу­ча­ях (в труд­но­дос­тупной мест­нос­ти, при от­сутс­твии над­ле­жащих средств со­об­ще­ния или ког­да в си­лу дру­гих объек­тивных при­чин нет воз­можнос­ти для прив­ле­чения фи­зичес­ких лиц в ка­чест­ве по­нятых) ос­мотр мо­жет про­водить­ся без учас­тия по­нятых, но с при­мене­ни­ем при этом тех­ни­чес­ких средств фик­са­ции его хо­да и ре­зуль­та­тов.

4. При не­об­хо­димос­ти ос­мотр про­водит­ся с учас­ти­ем пра­вона­руши­теля, по­тер­певше­го, сви­дете­лей, а так­же спе­ци­алис­та.

5. Ос­мотр об­на­ружен­ных сле­дов и иных ма­тери­аль­ных объек­тов осу­щест­вля­ет­ся на мес­те ад­ми­нист­ра­тив­но­го пра­вона­руше­ния. Ес­ли же для ос­мотра тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­ное вре­мя или ос­мотр на мес­те об­на­руже­ния зна­читель­но зат­руднен, объек­ты мо­гут быть изъяты и в упа­кован­ном, опе­чатан­ном ви­де, без пов­режде­ний дос­тавле­ны в дру­гое удоб­ное для ос­мотра мес­то.

6. Все об­на­ружен­ное и изъятое при ос­мотре долж­но быть предъяв­ле­но по­нятым, дру­гим участ­ни­кам ос­мотра, о чем де­ла­ет­ся от­метка в про­токо­ле.

7. Изъятию под­ле­жат толь­ко те объек­ты, ко­торые мо­гут иметь от­но­шение к де­лу. Изъятые объек­ты упа­ковы­ва­ют­ся, опе­чаты­ва­ют­ся и за­веря­ют­ся под­пи­сями упол­но­мочен­но­го долж­нос­тно­го ли­ца и по­нятых.

8. Ли­ца, участ­ву­ющие в ос­мотре, впра­ве об­ра­щать вни­мание упол­но­мочен­но­го долж­нос­тно­го ли­ца на все, что, по их мне­нию, мо­жет спо­собс­тво­вать вы­яс­не­нию обс­то­ятель­ств де­ла.

9. В не­об­хо­димых слу­ча­ях при ос­мотре про­из­во­дят­ся из­ме­рения, сос­тавля­ют­ся пла­ны и схе­мы ос­матри­ва­емых объек­тов, а так­же фо­тог­ра­фиро­вание и за­печат­ле­ние ины­ми средс­тва­ми, о чем де­ла­ет­ся от­метка в про­токо­ле, к ко­торо­му при­об­ща­ют­ся ука­зан­ные ма­тери­алы.

10. Ко­пия про­токо­ла ос­мотра вру­ча­ет­ся ли­цу, в от­но­шении ко­торо­го ве­дет­ся про­из­водс­тво по де­лу, ли­бо его за­кон­но­му предс­та­вите­лю.

Административная и уголовная ответственность за совершение ДТП

Ад­ми­нист­ра­тив­ная от­ветс­твен­ность за со­вер­ше­ние ДТП

Статья 468 Ко­дек­са Рес­публи­ки Ка­захс­тан пре­дус­матри­ва­ет от­ветс­твен­ность:

1. На­руше­ние во­дите­лями транс­пор­тных средств ус­та­нов­ленных пра­вил обес­пе­чения бе­зопас­ности до­рож­но­го дви­жения, пов­лекшее пов­режде­ние транс­пор­тных средств, гру­зов, до­рог, до­рож­ных и дру­гих со­ору­жений или ино­го иму­щест­ва, при­чинив­шее ма­тери­аль­ный ущерб вле­чет штраф в раз­ме­ре от трех до шес­ти ме­сяч­ных рас­четных по­каза­телей или ли­шение пра­ва уп­равле­ния транс­пор­тным средс­твом на срок от шес­ти ме­сяцев до од­но­го го­да.

2. Те же дей­ствия, не име­ющие приз­на­ков уго­лов­но на­казу­емо­го де­яния, пов­лекшие при­чине­ние по­тер­певше­му вре­да здо­ровью, вле­кут штраф в раз­ме­ре от пя­ти до де­сяти ме­сяч­ных рас­четных по­каза­телей или ли­шение пра­ва уп­равле­ния транс­пор­тным средс­твом на срок от шес­ти ме­сяцев до од­но­го го­да.

3. Дей­ствия, пре­дус­мотрен­ные час­тя­ми пер­вой и вто­рой нас­то­ящей статьи, со­вер­шенные ли­цом, не име­ющим пра­ва уп­равле­ния транс­пор­тны­ми средс­тва­ми, вле­чет штраф в раз­ме­ре от пя­ти до пят­надца­ти ме­сяч­ных рас­четных по­каза­телей

Уго­лов­ная от­ветс­твен­ность за со­вер­ше­ние ДТП

Сог­ласно статьи 296 Уго­лов­но­го Ко­дек­са Рес­публи­ки Ка­захс­тан на­руше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­жения и экс­плу­ата­ции транс­пор­тных средств ли­цами, уп­равля­ющи­ми транс­пор­тны­ми средс­тва­ми вле­чет от­ветс­твен­ность:

1. На­руше­ние ли­цом, уп­равля­ющим ав­то­моби­лем, трол­лей­бу­сом, трам­ва­ем ли­бо дру­гим ме­хани­чес­ким транс­пор­тным средс­твом, пра­вил до­рож­но­го дви­жения или экс­плу­ата­ции транс­пор­тных средств, пов­лекшее по не­ос­то­рож­ности при­чине­ние тяж­ко­го или сред­ней тя­жес­ти вре­да здо­ровью че­лове­ка, на­казы­ва­ет­ся ог­ра­ниче­ни­ем сво­боды на срок до пя­ти лет, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­сяцев, ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до двух лет с ли­шени­ем пра­ва уп­равлять транс­пор­тным средс­твом на срок до трех лет или без та­ково­го.

2. То же де­яние, пов­лекшее по не­ос­то­рож­ности смерть че­лове­ка, на­казы­ва­ет­ся ли­шени­ем сво­боды на срок до пя­ти лет с ли­шени­ем пра­ва уп­равлять транс­пор­тным средс­твом на срок до трех лет.

3. Де­яние, пре­дус­мотрен­ное частью пер­вой нас­то­ящей статьи, пов­лекшее по не­ос­то­рож­ности смерть двух или бо­лее лиц, на­казы­ва­ет­ся ли­шени­ем сво­боды на срок от пя­ти до де­сяти лет.

При­меча­ние. Под дру­гими ме­хани­чес­ки­ми транс­пор­тны­ми средс­тва­ми в нас­то­ящей статье по­нима­ют­ся трак­то­ры, мо­тоцик­лы и иные са­моход­ные ма­шины.

Популярное:

  • Камри дтп москва Молодому водителю смертоносной Toyota Camry предлагают добровольно сдаться Столичные полицейские продолжают поиск 21-летнего водителя, который накануне вечером в районе станции метро «Печатники» насмерть сбил пешехода, затем протащил мертвого сотни метров. Из сообщения пресс-службы ГИБДД […]
  • Первые кадры свидетелей с места гибели оксаны бобровской Взорванная любовь: почему муж новосибирского депутата Бобровской убил ее гранатой «Никита отличался неуравновешенной психикой» 27.11.2015 в 18:36, просмотров: 192913 Вечером 26 ноября в автомобиле Toyota RAV-4, припаркованном возле одного из домов Новосибирска, взорвалась граната Ф-1. В […]
  • Куплю машину в рассрочку днепропетровск Купить авто в рассрочку. Продажа б/у автомобилей в кредит. Результаты поиска авто Днепропетровская: Mazda 3, 2015г. 420000 грн., Кривой Рог №: 000000000041500 Mazda 3, 2015г. Цена: 420 000 грн. В кредит: 13 100 грн./мес. Кривой Рог Днепропетровская область Кузов: Cедан Ваз 21099, 2005г. […]
  • Возьму авто в аренду с правом выкупа газель Аренда авто, прокат. Аренда с правом выкупа Информация Описание: Прокат, аренда и заказ легковых автомобилей в Перми: Toyota, Lada Priora, Mitsubishi Lancer. У нас все машинки в отличном техническом состоянии, укомплектованные всем необходимым для поездки.Аренда автомобилей с правом […]
  • Совокупный годовой доход ип это ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 августа 2014 В связи с введением в 2014 году для самозанятого населения дифференцированного подхода к определению размера страховых взносов на […]
  • Пенсия статья 27 пункт 1 Досрочные пенсии Добрый день уважаемые юристы.Прошу Вас ответить на мои вопросы и дать конкретный ответ,а не выписки из законов и постановлений правительства РФ как это делают другие юридические консультанты интернета.Законный ли отказ пенсионного фонда о назначении мне досрочной пенсии […]