СИСТЕМА ПРАВА

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «СИСТЕМА ПРАВА» в других словарях:

Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

Система права — (англ. system of law) совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений. Под С.п. понимается… … Энциклопедия права

Система права — объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту тому обстоятельству, что его нормы определенным… … Элементарные начала общей теории права

СИСТЕМА ПРАВА — строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. С.п. охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в … Юридическая энциклопедия

СИСТЕМА ПРАВА — строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты. Напр., такая отрасль, как … Юридический словарь

СИСТЕМА ПРАВА — строение национального права, заключающееся в разделе нии единых по своей направленности и назначению в общественной жизни внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслямии институтами права. Отрасль наиболее крупное и… … Финансовый словарь

Система права — объективно существующее строение права, складывающееся адекватно развитию системы общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Система права характеризуется особой структурой, единством, объединением ее компонентов отраслей,… … Теория государства и права в схемах и определениях

СИСТЕМА ПРАВА — внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной… … Энциклопедический словарь конституционного права

система права — строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасли права делятся на институты. Напр., такая отрасль, как … Большой юридический словарь

СИСТЕМА ПРАВА — – действующее право (см.) какой либо одной страны, рассматриваемое в его внутреннем расчленении на отдельные отрасли и в единстве этих отраслей. Таким образом, говоря о С. п., имеют в виду соединение действующих норм права в отдельные отрасли… … Советский юридический словарь

Теоретические проблемы отраслевого деления системы российского права

(Свирин Ю. А.) («История государства и права», 2011, N 9) Текст документа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

——————————— Svirin Ju. A. Theoretical problems of branch division of system of the russian law.

Свирин Юрий Александрович, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, кандидат юридических наук, доцент.

В статье затрагиваются дискуссионные вопросы деления системы права по отраслям. Автор, используя сравнительно-правовой метод, исследует некоторые точки зрения ученых и представляет свой взгляд по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: система права, отрасль права, отраслевой режим, метод правового регулирования, предмет правового регулирования.

The debatable questions of the division of the system of the right the branches are discussed in the present article. The author investigates some points of view of researchers and represents his sight on the designated problem. He is using rather legal method.

Key words: the right system, the right branch, the branch mode, the method of the legal regulation, the subject of legal regulation.

Многие исследователи права уделяли внимание такой правовой категории, как отрасль права. Поскольку именно отрасли права играют определяющую роль в системе права, несмотря на то что первичным элементом выступает норма права. В науке до настоящего времени нет единых универсальных критериев разделения системы права по отраслям. И здесь известны различные точки зрения. Так, Д. А. Керимов характеризовал отрасль права как «…объективно сложившуюся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группу правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования» . ——————————— См.: Керимов Д. А. Методология права. 2-е изд. М., 2001. С. 267.

Таким образом, как мы видим, в основе деления всех отраслей права Д. А. Керимов выделял следующие критерии выделения отраслей права: общественные отношения (предмет), метод и принципы. В. Д. Перевалов определял отрасль права как «обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения» . Как видно из данного определения, вышеуказанный автор в качестве критерия разграничения всех отраслей права выделил только предмет правового регулирования. ——————————— См.: Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 176.

Л. Б. Тиунова писала, что отрасль права есть объективно исторически сложившееся структурное образование права, автономная область норм, в основе которой лежат объективно обособившееся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни, как материальной так и духовной) . Нетрудно заметить, что Л. Б. Тиунова в качестве деления системы права на отрасли права предлагала использовать такой критерий, как область социальной деятельности: общественной, материальной или духовной. Однако мы не можем согласиться с подобным определением, считая его эклектическим. В практической деятельности остается открытым вопрос о том, какие же отрасли автор имела в виду, основываясь на подобных критериях? ——————————— См.: Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. С. 86.

Несмотря на такой разный подход к определению отраслей и критериев деления системы права на отрасли, в науке давно замечено, что все отрасли права обособлены в силу объективно присущих качеств каждой отрасли, причем все отрасли, с одной стороны, взаимно исключают друг друга, а с другой — взаимозависимы и образуют части целого. Возможно лишь их частичное пересечение в комплексных отраслях права. Поэтому в науке давно возникла необходимость поиска объективных критериев разграничения системы права на отдельные отрасли. В историческом аспекте вопрос о критериях деления права на отрасли встал только после 1917 г., т. е. после распада системы права Российской империи, в которой отраслей права не существовало. В дореволюционной России право делилось на две части: частное и публичное. Правовая наука не знала ни отраслей права, ни институтов права. В советский период исторического развития сектор частного права перестал существовать, в связи с чем советскими учеными делались первые попытки деления права на отдельные его элементы и поиска критериев, с помощью которых можно было бы разграничить одну отрасль от другой. Так, М. А. Рейснер предлагал поделить советское право на три части: пролетарское, крестьянское и буржуазное право. Однако все первые попытки деления права были неудачными. В проводившейся дискуссии в предвоенные годы был выработан один основной критерий деления права по отраслям — предмет правового регулирования. Вместе с тем некоторые исследователи (например, С. Н. Братусь) предлагали в качестве критерия использовать метод правового регулирования, однако данная точка зрения в период первой дискуссии не встретила поддержки среди ученых того периода. Первая дискуссия по вопросам системы права, прошедшая в 1938 — 1940 гг., выявила первый и единственный критерий деления права по отраслям — предмет правового регулирования. В результате данной дискуссии в науке было определено девять отраслей права. В развернувшейся второй дискуссии по проблемам системы права в послевоенный период было признано и обосновано использовать два критерия в качестве основы деления права по отраслям: предмет и метод правового регулирования. Следует сказать, что предмет и метод правового регулирования в качестве критериев деления права по отраслям используются в правовой науке и сегодня в качестве основных критериев. В третьей дискуссии по системе права в 1982 г. вновь не менее остро встали вопросы о критериях деления системы права. Одни исследователи, среди которых были: В. Д. Сорокин, В. В. Лаптев, В. П. Шахманов, предлагали отказаться от метода правового регулирования. Другие исследователи, среди которых можно назвать Т. Е. Абова, В. Н. Кудрявцева, предлагали отказаться не только от метода правового регулирования, но и от предмета. Третья группа ученых (Р. З. Лившиц, Ц. А. Ямпольская) предлагала вообще отказаться от отрасли права и перейти к отрасли законодательства. Однако дискуссия не принесла изменений в теории о праве. Предмет и метод правового регулирования так и оставались долгие годы единственными критериями деления системы права на составные части. Ввиду отсутствия универсального объективного подхода к понятию отрасли права и критериям деления системы права на части, в последние годы все больше исследователей делают попытки отождествить отрасль права и отрасль законодательства, систему права и систему законодательства. Однако, как нам представляется, данный подход является схоластическим и ненаучным и представляет собой не что иное, как попытку уйти от разрешения назревших проблем. Следует признать, что процесс поиска оптимальных критериев разграничения отраслей права не прекращался никогда. На многочисленных всероссийских конференциях: МГЮА, ИГПАН, ИЗСП, РАП, проходивших в последние годы по вопросам системы права, проблема о критериях деления системы права на части обнаружилась с новой силой, вскрылся комплекс неразрешенных проблем. В рамках развернувшейся в последнее время в научных кругах дискуссии о системе права, о возможности расширения системы права, о признании или о непризнании тех или иных самостоятельных институтов отраслями права актуальным по-прежнему остается вопрос о критериях, разграничивающих систему права на отрасли. И в настоящее время М. Н. Марченко считает, что существует только два критерия деления на отрасли права: это предмет и метод, причем первый является главным, а второй вспомогательным . ——————————— См.: Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Зерцало-М, 2001. С. 443.

Позиция данного автора заслуживает внимания, хотя является и не бесспорной. Под предметом понимаются общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Причем эти общественные отношения возникают объективно как надстроечный компонент. Данные общественные отношения должны быть типичными, однородными для конкретной отрасли. Но помимо общественных отношений, также должен появиться и специфический метод воздействия на данные отношения. Причем появление метода происходит не в силу объективных причин, а посредством государственного установления или признания, т. е. вмешательства государства. Государство должно выбрать определенный механизм воздействия на возникшие общественные отношения и закрепить их в законе. Это очень тяжелая и ответственная работа, требующая квалифицированных знаний. В свое время еще В. Ф. Яковлев предупреждал: «Выбор законодателем метода, не соответствующего природе отношений, их глубинному социально-экономическому, политическому содержанию, влечет за собой такие отрицательные последствия, которые наступают при нарушении всякой объективной закономерности» . ——————————— См.: Яковлев В. Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования // Правоведение. 1970. N 6. С. 8.

По нашему мнению, набор методов правового регулирования образует отраслевой режим правового регулирования. И именно отраслевой режим является индивидуальным для каждой отрасли права. Поэтому здесь мы не согласны с С. С. Алексеевым, который признавал метод правового регулирования наиболее ярким и надежным показателем юридического своеобразия отраслей . ——————————— См.: Алексеев С. С. Структура права. М., 1975. С. 176.

Л. Б. Тиунова в 1991 г. предложила в качестве критериев использовать три группы факторов: объективную дифференциацию общественных отношений, их государственно-правовую оценку, степень развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм и систематизация законодательства) . Однако с данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Первый фактор, по Л. Б. Тиуновой, представляет собой не что иное, как предмет правового регулирования. Второй фактор вряд ли можно отнести к критериям разграничения системы права, скорее он представляет собой способ или процесс формального закрепления той или иной отрасли. Третий фактор, также в силу размытости определения, не может быть положен в основу деления права на отрасли. ——————————— См.: Тиунова Л. Б. Указ. соч. С. 95.

Очередной вклад в развитие теории критериев разделения отраслей права внесла О. Е. Мешкова. По нашему мнению, позиция, высказанная вышеуказанным автором, заслуживает внимания. В частности, О. Е. Мешкова предложила разделить элементы системы права по предметным, структурным и функциональным признакам . И действительно, данные критерии действительно могут быть положены в числе прочих при разделении отраслей права. ——————————— См.: Мешкова О. Е. Трудовое право в системе отраслей российского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1999. С. 8.

Не менее интересна и точка зрения, высказанная Д. Е. Петровым, который писал, что отрасль права, являясь основным элементом системы права, должна обладать качествами, присущими системе права в целом (признаки права, общеправовые принципы и функции) . Однако, как нам представляется, данное определение следует признать неполным. Автор к признакам права не относит принципы и функции, что является нигилизмом в теории познания права. Безусловно, функции и принципы также являются критериями деления правовых отраслей, точно так же, как они являются и признаками права вообще. Каждой отрасли права присущ свой состав принципов и функций. ——————————— См.: Петров Д. Е. Отрасль права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 69.

В науке высказывается мысль и о других критериях разграничения отраслей права. Так, В. М. Сырых выделяет такой критерий, как юридический режим . Как отмечает вышеуказанный автор: «Каждой отрасли права присущ свой юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации права и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях». Как нам представляется, в данном определении «государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм», на самом деле есть не что иное, как метод правового регулирования. И в этом случае В. М. Сырых подменил одно понятие другим, но суть осталась прежней. ——————————— См.: Сырых В. М. Проблемы теории государства и права. М.: РАП, 2008. С. 277.

Разнородность, противоречивость взглядов и позиций на разделении всех отраслей права предполагает необходимость познания сущности каждой отрасли, и только после этого появляется возможность познания критериев их разделения.

Система российского права

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве согласованности составляющих его норм и одновременном их разделении на отрасли и институты.

Систему права составляют следующие элементы:

  • отрасль права;
  • подотрасль права;
  • правовой институт;
  • норма права.

Отрасли права – это самые большие элементы системы права. Каждая отрасль делится на подотрасли, каждая подотрасль – на институты, а институты включают в себя нормы права. Небольшие отрасли права могут сразу делиться на институты.

Схема – система права:

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Современная система российского права включает в себя следующие отрасли права:

  1. Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т.д.;
  2. Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
  3. Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
  4. Семейное право — отрасль права, регулирующая сферу брачно-семейных отношений;
  5. Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.;
  6. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
  7. Уголовное право — совокупность юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
  8. Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйственной деятельности.
  9. Гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
  10. Уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Отрасли права, перечисленные с 1 по 8 пункт, – это отрасли материального права. А в пунктах 8 и 9 указаны отрасли процессуального права.

Материальное право регулирует поведение людей, содержание правоотношений между ними.

Процессуальное право содержит правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права.

Помимо названных отраслей права в настоящее время активно формируются новые отрасли права — предпринимательское право, банковское право, экологическое право и др.

Крупные отрасли права, такие как гражданское право, могут делиться на подотрасли – совокупности родственных институтов права.

Например, в гражданском праве есть обязательственное право, интеллектуальное право и другие подотрасли права.

Все отрасли и подотрасли права делятся на элементы – институты права.

Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

Например, в семейном праве есть институты брака, усыновления и др.

Начальным элементом всей правовой системы являются правовые нормы, которые как кирпичики являются ее составными элементами.

Еще одним деление является разделение права на частное и публичное.

Публичное право регулирует отношения между лицами (гражданами и организациями) и государством.
Частное право регулирует отношения лиц (граждан и организаций) между собой.

Расположите элементы системы права в порядке от самого большого к самому маленькому. Некоторые элементы лишние.

Система права РФ

Главная > Реферат >Государство и право

Вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Системой права называется внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Система права характеризуется следующими чертами:

1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2)Объективность означает, что система права не сконструирована юристами произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3)Иерархичностью построения составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, обладающие меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов — субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты, третий (высший) — отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Отраслью права называется совокуп-отрасль права ность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права, а под методом правового регулирования — способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти — подчинения).

Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в конституционном праве важнейшим институтом является институт прав и свобод человека и гражданина, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха и др., в гражданском праве выделяется институт собственности, в уголовном праве — институт соучастия и др.

Систему права следует отличать и от системы законодательства. Под системой понимается совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи. Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как уже указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства — виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права. Структура системы права обуславливается объективно существующими в обществе отношениями, структура системы законодательства является результатом специальной деятельности правотворческих органов. Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства -нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т. п.), а также отрасли законодательства. Некоторые из отраслей законодательства совпадают с отраслями права (например, земельное, семейное, уголовное), другие включают в себя нормы нескольких отраслей права (например, хозяйственное законодательство сочетает в себе нормы административного, гражданского и некоторых иных отраслей права).

Современная система российского права

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

Система включает в себя в качестве подсистем российского права следующие отрасли права:

1) Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права российской федерации является конституция РФ;

2) Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права — кодекс российской федерации об административных правонарушениях;

3) Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) Семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным; дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно (т. е. однозначно). В основе семейного права российской федерации лежит семейный кодекс РФ;

5) Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6)Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в конституции рф, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) Уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ.

8) Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) Гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения методом диспозитивно-разрешительным. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами;

2) Уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс рф.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»

Реформирование системы права России, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение неко­его целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет вну­треннее строение.

Каждая национальная правовая система имеет свою специфику, что определяет и особенности системы права и системы законода­тельства в каждой стране. Поэтому и рассмотрим эти важные пра­вовые институты применительно к российской правовой системе.

Элементы системы права. Важнейшим и наиболее крупным и сложным элементом системы права является отрасль права. Деле­ние российской системы права на отрасли происходило в течение длительного исторического периода.

Целенаправленное разделение российского права на отрасли стало осуществляться с конца XVIII в. — после того, как в нашей стране сформировались очертания правовой науки, которая и определяла критерии разделения. В XIX в. разделяются граждан­ское право и уголовное право — с тех пор они изучаются по отдель­ности. Причем такое деление было основано, прежде всего, на разграничении права частного и права государственного. По мере усложнения социальных отношений отдельные гражданско-пра­вовые и уголовно-правовые институты выделяются в самостоя­тельные отрасли права — гражданско-процессуальное право, уго­ловно-процессуальное право и др.

Однако в XIX в. проблема классификации права по отраслям еще не имела значения предмета активных научных изысканий. И лишь начиная с периода Советского государства стали исследо­ваться вопросы предмета и метода правового регулирования как основных критериев классификации права по отраслям. При этом следует подчеркнуть очень важное обстоятельство, которое заклю­чается в том, что деление действующего законодательства на отра- ели получило конституционное закрепление, и впервые это было сделано в Конституции СССР 1924 г. при регулировании вопросов ведения Союза ССР (ст.1). Указывались, в частности, такие отра­сли законодательства, как гражданское, уголовное, трудовое. От­дельно выделяется законодательство о здравоохранении, об обра­зовании, о землепользовании, пользовании недрами, лесами и водами, о гражданстве. В Конституции СССР 1936 г. число упоми­наемых отраслей законодательства расширяется — добавляются исправительно-трудовое законодательство, законодательство о браке и семье. Позднее законодатель решает не указывать в Кон­ституции СССР 1977 г. конкретные отрасли законодательства, под­черкнув, что ведению Союза ССР относится принятие Основ со­юзного законодательства.

Отметим также, что вопрос о критериях деления права на отра­сли являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий уче­ных-юристов.

Первая дискуссия (1938—1941). В ходе этой дискуссии в качестве объективного критерия деления права на отрасли и институты был выбран предмет правового регулирования, т.е. определенная сово­купность однородных общественных явлений.

На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, граждан­ское, уголовное, судебное право.

Позже все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. Вследствие этого появились:

— государственное право как основное звено системы;

— материальные отрасли (уголовное, гражданское, админи­стративное, колхозное и др.);

— процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну от­расль — судебное право).

Вторая дискуссия (1955—1958). Результатом этой дискуссии яви­лось признание двух критериев выделения отраслей права. Поми­мо основного критерия (предмета правового регулирования) выде­лялся и дополнительный критерий — метод правового регулирова­ния. Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юриди­ческим критерием, так как он производен от предмета.

Третья дискуссия о критериях для выделения отрасли права со­стоялась в 1982 г. Участники дискуссии подтвердили, что предмет и метод правового регулирования являются главными критериями выделения отраслей права.

Итак, в основе деления системы российского права на отра­сли лежат предмет и метод правового регулирования. Если пред­мет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод — каким образом осуществляется процесс регулирова­ния.

Предмет правового регулирования — обособленная часть качест­венно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Метод правового регулирования — совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на об­щественные отношения. При регулировании общественных отно­шений используются различные методы: поощрительный (стиму­лирующий социально-полезное поведение), рекомендательный (предлагающий наиболее приемлемый для государства и общест­ва вариант поведения), предупредительный, дозволительный, за­претительный и т.д. Их применение зависит от содержания регу­лируемых общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правосоз­нания и др. В наиболее общем виде все методы правового регули­рования могут быть отнесены либо к императивным, либо к ди­спозитивным.

Императивный метод (категорический, властный) — способ воз­действия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.

Диспозитивный (автономный) — способ воздействия, предостав­ляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Исходя из признания двух критериев выделения отраслей пра­ва отметим: отрасль права — совокупность норм, регулирующих од­нородные общественные отношения присушим ей методом правового регулирования. Разделение права на отрасли есть объективное яв­ление, поскольку отражает объективно существующие сферы об­щественных отношений.

Классификации отраслей права по материальному критерию (предмет правового регулирования) и юридическому критерию (ме­тод правового регулирования) не отражают порой всей специфики правового регулирования, которая присуща тем или иным отра­слям. В связи с этим вводится понятие «правовой режим регулиро­вания отраслей», позволяющий обнаружить специфику правового регулирования в конкретной отрасли права.

Правовой режим регулирования отрасли характеризуется следу­ющими критериями:

а) предметом правового регулирования’,

б) методом правового регулирования’,

в) принципами отрасли’,

г) наличием кодифицированного акта (нормативного акта, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование од­нородных общественных отношений);

д) механизмом правового регулирования, представляющего собой систему правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, создающих желаемое социальное состояние.

Итак, отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное яв­ление, поскольку отражает объективно существующие сферы об­щественных отношений.

Первичным компонентом, регулирующим «элементарное» об­щественное отношение, например ответственность за совершение кражи, является норма права.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых скла­дываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем обществен­ных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих опреде­ленный участок (сторону) однородных общественных отношений.

Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опе­ки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках од­ной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других от­раслей права.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирую­щих несколько сторон (участков) однородных общественных отноше­ний (например, в гражданском праве можно выделить как подо­трасль предпринимательское право).

Субинститут права — часть норм правового института (напри­мер, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с поняти­ями «законодательство», «система законодательства» (см. и. 27.3).

Популярное:

  • Помощь получения лицензии на медицинскую деятельность Наш МВА-партнер Получение лицензии на медицинскую практику В настоящий момент для получения лицензии на медицинскую практику необходимо подать: 1. Заявление о получении лицензии установленного образца (прим. форма со всеми реквизитами указана в Приложении № 1 к Постановлению № […]
  • Купить военное право Военное право — Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров Уважаемый покупатель, если вы нашли этот товар дешевле в другом магазине, то укажите, пожалуйста, ссылку на это предложение и мы попробуем сделать еще дешевле Напомнить о наличии товара Когда товар "Военное право — Л. Л. Попов, […]
  • Госпошлина за свидетельство о вступлении в наследство Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был принят соответствующий закон […]
  • Ч2 ст 128 коап рф образец жалобы Уточненные разъяснения Пленума ВС РФ о порядке применения судами КоАП РФ В конце декабря 2013 года было скорректировано Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных […]
  • Форма заявления на алименты после 18 лет Бизнес портал Продолжая серию статей об алиментах в Украине выкладываем образцы документов на украинском языке. Образец иска о взыскании алиментов на содержание ребёнка на период его обучения (после 18 лет) Ріпкинському районному суду Чернігівської області Позивач: Титаренко Галина […]
  • В пункта 2 ст 24 Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2004 г. Статья 24 . Отсрочка от призыва граждан на военную […]