Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 242.1 — 242.6)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ раздел VIII настоящего Кодекса дополнен главой 24.1, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

См. схему «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ»

См. Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденные приказом Федеральной службы судебных приставов от 15 мая 2009 г. N 195

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральное казначейство

109097, г. Москва, ул.Ильинка, д.7

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных документов

NAME] => Прикрепленные файлы [

DEFAULT_VALUE] => ) [TYPE] => Array ( [ID] => 372 [TIMESTAMP_X] => 2014-12-26 16:00:02 [IBLOCK_ID] => 62 [NAME] => Тип документа [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TYPE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 315 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 662447:372 [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [

NAME] => Тип документа [

DEFAULT_VALUE] => ) [LINK] => Array ( [ID] => 9706 [TIMESTAMP_X] => 2015-10-27 15:43:46 [IBLOCK_ID] => 62 [NAME] => Ссылка на внешний источник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 662447:9706 [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [

NAME] => Ссылка на внешний источник [

DEFAULT_VALUE] => ) [N_S_DATE] => Array ( [ID] => 9725 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-28 13:10:48 [IBLOCK_ID] => 62 [NAME] => Не показывать дату изменения [ACTIVE] => Y [SORT] => 600 [CODE] => N_S_DATE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 662447:9725 [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [

NAME] => Не показывать дату изменения [

DEFAULT_VALUE] => ) ) [ITEMS] => Array ( ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [ITEM] => Array ( [ID] => 662447 [NAME] => Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных документов [URL] => /dokumenty/priem-obrashcheniy/vzyskanie-na-sredstva-federalnogo-byudzheta/prochie-dokumenty/662447/ [DISPLAY_DATE] => 9 марта 2015, 14:44 [PREVIEW_TEXT] => [DETAIL_TEXT] =>

Органы Федерального казначейства при исполнении исполнительных документов руководствуются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

В соответствии со ст. 242.3 Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В центральном аппарате Федерального казначейства не открыты и не ведутся лицевые счета получателей средств федерального бюджета. Исполнение исполнительных документов возможно только в управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и подведомственных им отделениях по месту открытия лицевых счетов получателей средств соответствующего бюджета.

[EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DATE] => Array ( [ACTIVE_FROM] => Array ( [DATE] => 9 марта 2015, 14:44 [STAMP] => 1425901440 ) [DATE_CHANGE] => Array ( [DATE] => 9 августа 2015, 14:46 [STAMP] => 1439120760 ) ) [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) ) )

Органы Федерального казначейства при исполнении исполнительных документов руководствуются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

В соответствии со ст. 242.3 Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В центральном аппарате Федерального казначейства не открыты и не ведутся лицевые счета получателей средств федерального бюджета. Исполнение исполнительных документов возможно только в управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и подведомственных им отделениях по месту открытия лицевых счетов получателей средств соответствующего бюджета.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы российской федерации

Общие принципы устройства бюджетной системы глазами взыскателя. Выбор органа для предъявления исполнительного документа. Общие положения об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общие принципы устройства бюджетной системы.

Начнем разбирать процесс обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с общих принципов устройства самой бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая и состоит из:

  1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Общие принципы бюджетной системы Российской Федерации определены Бюджетным Кодексом РФ. К ним относятся:

  • принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • принцип прозрачности (открытости);
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • принцип единства кассы.

Понимания данных общих принципов устройства бюджетной системы вполне достаточно для решения задачи об обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Выбор органа, для предъявления исполнительного документа.

В зависимости от уровня бюджета на средства, которого обращается взыскание, определяется, в какой орган необходимо направить исполнительный документ для исполнения.

Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), исполнительные документы направляются в Министерство финансов Российской Федерации. Порядок исполнения требований исполнительного документа в данном случае регламентирован статьей 242.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок исполнения требований исполнительного документа в данном случае регламентирован статьей 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, исполнительный документ направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок исполнения требований исполнительного документа в данном случае регламентирован статьей 242.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, исполнительный документ направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок исполнения требований исполнительного документа в данном случае регламентирован статьей 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Общие положения об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится в соответствии с требованиями главы 24.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации, на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а так же с установленными законодательством требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам.

К исполнительному документу, за исключением судебного приказа, направленному Взыскателем, должны быть приложены:

  • надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан;
  • заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
  • доверенность или нотариально удостоверенная копия доверенности, если заявление подписано представителем Взыскателя, либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Надлежащим образом будет заверена копия судебного акта если:

  • документ прошнурован, пронумерован и скреплен печатью суда, выдавшего копию;
  • содержит отметку о дате вступления решения суда в законную силу.

При получении копии решения или определения суда обязательно проверьте, что сотрудники суда указали все необходимые данные и оформили документы в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, это значительно сократит срок получения взыскиваемых денежных сумм.

В заявлении физическому лицу необходимо указать следующие сведения:

  1. наименование органа, в который направляется исполнительный документ;
  2. реквизиты исполнительного документа (серия, номер, дату выдачи, наименование суда, которым был выдан исполнительный документ);
  3. реквизиты судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (номер дела, дата вынесения решения);
  4. наименование должника по исполнительному документу;
  5. фамилию, имя и отчество взыскателя;
  6. реквизиты банковского счета взыскателя (наименование банка, номер счета и т.д.);
  7. почтовый адрес взыскателя, контактный телефон;
  8. перечень приложений.

При направлении заявления, взыскателем по которому является юридическое лицо, необходимо указать:

  1. наименование органа, в который направляется исполнительный документ;
  2. реквизиты исполнительного документа (серия, номер, дату выдачи, наименование суда, которым был выдан исполнительный документ);
  3. реквизиты судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (номер дела, дата вынесения решения);
  4. наименование должника по исполнительному документу;
  5. наименование взыскателя;
  6. ИНН, КПП, ОГРН, юридический адрес;
  7. реквизиты банковского счета взыскателя (наименование банка, номер счета и т.д.);
  8. почтовый адрес взыскателя, контактный телефон;
  9. фамилию, имя, отчество и должность лица, которое подписывает заявление;
  10. перечень приложений.

После того, как вы подготовили необходимый пакет документов и составили заявление, Вы можете лично предъявить их, потребовав поставить отметку о получении на Вашем экземпляре заявления, либо направить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. При этом настоятельно рекомендую сохранять все документы, подтверждающие факт предъявления исполнительного документа к исполнению, потерять исполнительный лист могут и сотрудники органов власти, человеческий фактор исключить очень сложно.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ

Специальным законодательством РФ предусмотрен особый порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Данный порядок регулируется не Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а Бюджетным кодексом РФ, в котором специально предусмотрена глава 24.1, называемая «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ».

Прежде всего, обращает на себя внимание орган принудительного исполнения судебного акта. В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ, не служба судебных приставов-исполнителей, а Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации. В статье 239 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А это означает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Никакой иной орган государства не вправе выносить акты о взыскании средств из бюджета.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в данном случае применяется в субсидиарном порядке, к тем правоотношениям, которые не урегулированы Бюджетным кодексом (например, требования, предъявляемые к исполнительным документам, сроки предъявления исполнительных документов, перерыв срока предъявления исполнительного документа, восстановление пропущенных сроков предъявления исполнительного документа). Принудительное исполнение происходит только по двум исполнительным документам: исполнительному листу или судебному приказу с указанием сумм, подлежащих взысканию, в валюте Российской Федерации.

Статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ указывает, что для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) взыскатель направляет в адрес Министерства финансов РФ следующие документы: исполнительный лист с заверенной судом копией судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист или судебный приказ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, вышеперечисленные документы направляются в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, документы направляются в финансовый орган муниципального образования.

Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с исполнением (статья 242.2 БК РФ).

Исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета, лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (статья 242.3 БК РФ).

В случае неисполнения должником-учреждением требований исполнительного документа либо непредоставления в орган Федерального казначейства платежного поручения на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного документа, орган Федерального казначейства приостанавливает операции по лицевым счетам должника, тем самым принуждая должника-учреждение к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Самостоятельно списать денежные средства со счета должника бюджетной организации орган казначейства не может.

5. Обращение взыскания, на бюджетные средства.

Бюджетное законодательство, по общему правилу, закрепляет принцип иммунитета бюджетов. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

• возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые

средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

• возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, определенных абз. 2 ст. 239 БК РФ.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством обращение взыскания на бюджетные средства, по общему правилу, не допускается. А исключения сделаны лишь в отношении судебных актов, причем касающихся только двух категорий дел.

Следует отметить; что вопрос об обращении взыскания на бюджетные средства более детально регулируется на федеральном уровне в законе о бюджете на очередной финансовый год. В нем на протяжении последних лет закрепляются два случая и порядка обращения взыскания на средства федерального бюджета:

по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета,

по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Рассмотрим более подробно каждый их них.

1. Обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов либо со счетов должников, открытых в учреждениях ЦБ РФ и (или) кредитных организациях, либо с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

В отношении взыскания денежных средств со счетов в учреждениях ЦБ» РФ и кредитных организациях бюджетное законодательство не предусматривает специальных правил. При этом, учитывая казначейскую систему исполнения бюджетов в России, существование подобных счетов является, скорее, исключением, нежели правилом.

Подавляющее большинство получателей бюджетных средств имеют свои счета в Федеральном казначействе. Соответственно взыскание обращается именно на эти счета. В связи с этим бюджетное законодательство достаточно детально определяет порядок списания средств именно с лицевых счетов.

Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета. Однако бюджетное законодательство при недостаточности средств на лицевых счетах должников допускает выделение им главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному документу.

Порядок взыскания средств федерального бюджета определен в Правил ах исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. В соответствии с указанными Правилами исполнительный лист предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после предъявления исполнительного листа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Одновременно с письмом должник представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Рос-сийской Федерации.

При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в двухмесячный срок обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросами-требованиями.

При неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, органы Федерального казначейства приостанавливают осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения.

Необходимо иметь в виду, что требование, содержащееся в исполнительном листе, по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, исполняется в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете, открытом ему в органе Федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При недостаточности средств на указанном лицевом счете должника взыскатель вправе в судебном порядке предъявить требования в части неисполненного обязательства к главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.

2. Исполнительные листы судебных органов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.

Процедура их исполнения определена в Правилах исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти.

Исполнение судебных решений по искам к Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом допускается исполнение судебных решений в объемах, превышающих указанные ассигнования.

В целях исполнения судебного акта по иску к казне Российской Федерации взыскатель представляет исполнительный лист, а также другие необходимые документы непосредственно в Министерство финансов РФ.

Необходимо иметь в виду, что исполнение судебных актов и судебных постановлений по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, службой судебных приставов не производится.

Таким образом, финансовое право самостоятельно регулирует порядок обращения взыскания на средства бюджетов.

Популярное:

  • Государственный контроль и надзор в сфере экологии Государственный контроль и надзор в сфере экологии ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 января 2009 г. N 53 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ) (в ред. Постановления Правительства РФ […]
  • Наложение ареста на имущество по уголовному делу Статья 115. Наложение ареста на имущество Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в статью 115 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 115. Наложение ареста на имущество См. комментарии к статье 115 УПК РФ Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Уголовный кодекс финляндии текст Уголовный кодекс, Глава 49 «Преступления против интеллектуальной собственности» Данная консолидированная редакция Главы 49 Уголовного кодекса Финляндии (№ 39 1889 года) регулирует вопросы, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности с учетом, всех поправок, внесенный в […]
  • Ч2 ст174-1 ук рф Ч2 ст174-1 ук рф Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. N 83-Д06-20 Бежицким районным судом г. Брянска 27 марта 2006 г. Садкевич осужден по ч. 1 ст. 228-1, п. "б" ч. 2 ст. 228-1 и по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ. Он признан виновным в незаконном […]
  • Авто после дтп ваз 2107 15 объявлений о продаже ВАЗ 2107 после ДТП Предложения ВАЗ 2107 после ДТП: 100 тыс. км Киев Бензин, 1.5 л. Не указано 150 тыс. км Подольск (Котовск) Газ/бензин, 1.5 л. Ручная / Механика Автомобиль после незначительного ДТП удар виден на фото. на ходу. детали по […]
  • Поправки ук рф статья 105 Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов (4) Здравствуйте. Актуальная редакция статьи такая УК РФ, Статья 105. Убийство 1. Убийство, то есть […]