Новая книга о приемных детях и родителях

При поддержке фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в издательстве «Никея» вышла новая книга Марии Капилиной и Татьяны Панюшевой «Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка».

Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самом деле переживают дети, потерявшие семью, и что может мешать успешному семейному устройству. В книге говорится о типичных страхах приемных родителей, даются советы, как справляться с трудным поведением ребенка, а также поднимается острая проблема возврата приемных детей. Здесь описаны некоторые методы работы с приемными детьми (например, работа с «Книгой жизни»), которые до сих пор не были представлены в отечественной литературе. В конце книги есть подробная история приемного ребенка, рассказанная «от первого лица». Авторы не дают ответы на все вопросы семейного устройства, но честно, без «розовых очков», рассказывают о трудностях, проблемах и возможностях их решения.

Книга адресована настоящим и будущим приемным родителям, а также специалистам, работающим в сфере семейного устройства.

Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:
Долгое время бытовало мнение, что человеку, который берет ребенка в семью, достаточно просто любить детей, иметь свой собственный опыт родительства или просто позитивный настрой. Но ребенок, однажды потерявший семью, переживает настолько тяжелую стрессовую и непредставимую для нас боль потери, такой страх и потрясение всех основ своей психики, что иногда не бывает достаточно «одной любви» – необходимы еще опыт и знания. Однако сегодня, когда уже мало кто считает, что жизнь ребенка в детском доме – это нормально, когда в обществе и в государстве меняется отношение к социальному сиротству, все эти перемены происходят на фоне жесточайшей нехватки знаний, технологий, методологии. Большинство приемных родителей и специалистов идут по наитию, с трудом разыскивая небольшой объем наших или переводных материалов. На этом поле очень не хватает литературы, которая помогала бы четко понимать тему, знать, какие могут быть подходы к решению проблем. Выход этой книги, написанной, без сомнения, одними из лучших в нашей стране специалистов по семейному устройству, станет подспорьем и принимающим родителям, которым книга поможет иначе взглянуть на трудности в развитии и поведении своих детей, и специалистам, которые хотят стать поддержкой для приемных семей.

Дети оставшиеся без попечения родителей литература

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12. 12. 1993. (с изм. и доп., от 09. 06. 2002).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07. 07. 2003).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22. 11. 2001) (ред. от 30. 06. 2003).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22. 12. 1995) (ред. от 26.03.2003).

5. Постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье».

6. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002).

7. Федеральный закон от 21.12.1996 г. (ред. от 08.04.2002) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

9. Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366).

10. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

11. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. №267 «О Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации».

12. Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами или приемными родителями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.10.1996 № 1171).

13. Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1995 г. № 214-М «Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

14. Письмо Минобразования РФ от 30.01.1997 № 15/438-6 «О порядке ведения в действие постановления правительства о приемной семье».

15. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей оставшихся без попечения родителей».

16. СЗ РФ. 1996 № 31. ст. 3721.

17. БВС РФ 1997. № 9, с.7.

18. Комментарий Кузнецова М.И. к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2002.

19. Антокольская М.А. Лекции по семейному праву. М., 2002.

20. Белякова А.М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. М., 1999.

21. Грачева В.А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности. М., 2000.

22. Грачева В.А. Регистрация актов гражданского состояния: Комментарий. М., 1998.

23. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1999.

24. Нечаева А.М. Споры о детях. М., 1997.

25. Чегот Д.М. Брак, семья, закон (социально-правовые очерки). М., 1994.

26. Дзугаева А.Д. Как устроить судьбу детей, остающихся без попечение родителей. //Народное образование. №7, 2001.

27. Королев Ю.А. Усыновление — проблемы решенные и нерешенные. //Адвокат. № 2, 2000.

28. Китов Д.С. Сущность приемной семьи в РФ. //Адвокат. № 7, 2001.

29. Кумарин. А.С. Рассмотрение судами дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка. //Российская юстиция. № 4, 2002.

30. Лукина Р.Г. Приемная семья: проблемы финансирования. //Российская юстиция. № 3, 2000.

31. Мухин Г.Д. Основные направления государственной семейной политики. //Российская газета. 21 мая,1999.

32. Медведев А.П. Вопросы семейного права. //Закон и право. № 9, 2002.

33. Невинная И.А. Усыновляем по правилам. //Российская газета. № 236, 2001.

34. Нестеров Р.Е. Приемные родители. //Российская юстиция. № 8, 2003.

35. Николаев М.И. Вопросы судебного рассмотрения порядка дел об усыновлении детей. //Законность. № 3, 2002.

36. Северный А.М. Региональная модель защиты детства и семьи. //Народное образование. № 7, 2001.

37. Серый У.Я. Проблемы детей — беспризорников. //Российская газета, 10 июня, 1998.

38. Сердюк Е.О. Переча ребенка на попечение в приемную семью. //Народное образование. № 4, 2002.

39. Соломин О.М. Идеальная приемная семья. //Наука и жизнь. № 10, 2001.

40. Пронин И.В. Проблемы при передаче ребенка в приемную семью. //Законность. №10, 2003.

41. Рударин Е.Т. Уход за ребенком-инвалидом в приемной семье. //Социальное обеспечение. № 6, 2001.

42. Тихомиров О.И. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. //Гражданское право. № 8, 2002.

43. Тирошенко Г.П. Права и обязанности лиц в кандидаты приемных родителей. //Законность. № 6, 2001.

44. Харитонов Г.М. Права ребенка в приемной семье. //Гражданское право. № 9, 2002.

45. Чертков С.П. О проблемах приемных семей. //Закон и право. № 3, 2000.

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Главная > Курсовая работа >Социология

1. Понятие усыновления

1.1 История усыновления детей в России

1.2 Формы устройства детей-сирот

2. Приемная семья

2. 1 Причины, побуждающие людей к усыновлению

2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи

3. Усыновление в Ярославской области

Список использованных источников и литературы

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детских домов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствует нормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтому так важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящих его родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью, любящую и заботящуюся о нем.

2008 год в России объявлен годом семьи. Это означает, что государство начинает серьезно задумываться о семейной политике, в частности о семье, ее месте в обществе, о положении детей.

Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимость развития различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не вызывает сомнений.

Целью данной исследовательской работы является изучение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

изучить понятие усыновления детей, то есть:

рассмотреть исторический аспект устройства детей в семьи в России;

выяснить какие формы устройства детей существуют в настоящее время;

рассмотреть понятие приемной семьи;

выяснить какие причины побуждают людей к усыновлению детей;

рассмотреть порядок образования приемной семьи;

изучить проблему усыновления в Ярославской области.

Объектом данной исследовательской работы являются кандидаты в приемные родители.

Предметом исследования данной работы являются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

Литературоисточниковедческой базой данного исследования послужили:

официальные источники и документы, регламентирующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки (Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. № 800, Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, ст. 123, Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», Закон Ярославской области от 6 июня 1997 г. № 12-з «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», Постановление Губернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152 «Об учреждении Центра по усыновлению, опеки и попечительства»);

интернет-ресурсы (Интернет-проект «Усыновите – точка – ру» / http :// www . usynovite . ru , http://www.7ya.ru/, http :// home . damotvet . ru , http://www.edu.yar.ru);

литература по истории устройства детей в семьи (Нечаева А.М. «Россия и ее дети», Довгалевская А.И. «Семейное воспитание приемных детей»и др.);

1. Понятие усыновления


1.1 История усыновления детей в России

Социальное сиротство – это социальное явление, при котором родители по разным причинам не воспитывают своих детей. История детского призрения на Руси началась и развивалась вместе с внедрением христианства и возлагалась на князей и церковь.

После крещения на Руси (988 год) то, что раньше регулировалось обычным правом, постепенно начинает брать на себя церковь. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Когда Русь еще не была единым государством Российским, призрение детей-сирот было частным делом князей, или же возлагалось на церковь. В любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.

В древние времена существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка – это усыновление или передача под опеку. В те времена это называлось «сыновство», прием «стороннего» в состав семьи. Причем такие формы совершались еще в те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи». Со временем все более отчетливым становится намерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетных супругов.

Опека над несовершеннолетними имеет свою глубокую историю. Первый случай опеки над ребенком упоминается в летописи в 879 году. После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. По существу опекунские отношения были только личными. Опекун заботился только о воспитании и кормлении сироты, о его защите. Имущество же принадлежало всему роду. Возможно именно потому, что опекуну принадлежали только права без имущественных обязанностей, он был безответственен.

С возникновением Московского государства положение детей в основном оставалось прежним. Осиротевшие дети либо отдавались в монастырь, либо же их брали в зажиточный дом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали.

Крестьянских детей, оставшихся без родителей, отдавали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с их имуществом. Если у ребенка не было никакого имущества, то он жил мирским подаянием.

В дальнейшем, помощь бедным стала считаться не только частным делом, но и делом правительственной власти.

Ближе к концу XVII века ставился вопрос о создании специальных домов для осиротевших детей. Тогда же зародилась идея государственного призрения.

В эти времена, в связи с недостатком рабочих рук, к ребенку-сироте относились как к будущему работнику. Именно поэтому такие дети отдавались государством как частным лицам, так и церковным учреждениям, причем труд беспризорников был бесплатным. Это отражает наиболее примитивную форму общественной и государственной заботы.

Помимо этого продолжали существовать и две основные формы устройства осиротевших детей в семью – усыновление и опека. Опека начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Кроме того, опекун превращается в представителя интересов опекаемого.

С началом XVIII века на исторической сцене появляется личность, происходит ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями.

Петр I уделял достаточное внимание реформам в сфере опеки детей. Он повелевал призревать сирот «без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств. «. Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, «чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же».

Таким образом, во времена Петра опека становится особой функцией государства.

При Екатерине II российское законодательство по-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случай злоупотребления ею.

В годы ее царствования имело место одно существенное нововведение, имеющее отношение к положению детей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Продолжала развиваться опека, очень большой отпечаток на воспитание накладывала сословность. Требования к воспитанию малолетнего дворянина отличались от требований к воспитанию мещан и купцов. Однако при всех более или менее значительных различиях в регламентации отношений по опеке всякий раз устанавливались правила, относящиеся к имущим группам населения. Не случайно, поэтому, речь идет об опеке над имением (имуществом) и личностью ребенка.

Следовательно, состоявшиеся при Екатерине Великой перемены в правовом регулировании отношений, связанных с опекой, поставили эту деятельность в законные рамки.

Особо следует выделить Указ «Учреждения для управления губерний». В нем предлагалось устраивать детей в семьи: «Приказ отдает неимущих сирот за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу», кроме того, указывалось, что ребенок передается воспитателям «дабы научился науке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином».

Деревенским семьям устанавливались выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.

Что касается усыновления крестьянских детей, оставшихся без родителей, то в крестьянском быту оно имело место только тогда, когда в семействе не было прямых наследников, обычно же крестьянские дети поступали на воспитание родственников или посторонних людей.

Первая половина XIX века не принесла существенных изменений в правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей и детей.

Усыновление же подверглось более тщательной и подробной правовой регламентации. 11 октября 1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными и имели все родственные права.

В то же время начинает вводиться патронат или патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей к себе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей на маленького ребенка, потому что он ничем не помогал по хозяйству, и гораздо меньше – на старших, так как они уже могли помогать по хозяйству и соответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В таком случае детей брали бедные сельские семьи, для которых патронат был обычным промыслом.

Дети оставшиеся без попечения родителей литература

18. Из детского дома во взрослую жизнь. Программа социальной адаптации детей-сирот — выпускников детских домов // Т.М.Панченко /Ж — л «Социальная защита» № 3, с 14-22, 2002.

19. Калиновская Т.П., Суртаева Н.Н. Деятельность социального педагога как модератора в работе с проблемными детьми. //Сибирский психологический журнал. № 22, 2005. — С. 75 — 78.

20. Камаева Г.И.Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестник психосоциальной и коррекционная реабилитац. работы. — 1999. -№1. с -73.

21. Карнаух И. Способы снижения тревожности у подростков из детских домов // Социальная педагогика. № 3, 2004. — С88 — 90.

20. Комаров В. Некоторые особенности подготовки педагогических кадров для работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. // Almamater. — 2005. — № 1. — С20 — 26.

22. Козловская Г.Б., Проселкова М.Е. Эмоциональные нарушения в условиях сиротства у детей раннего возраста // Сироты России: проблематики, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. — М., 1994.

23. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблематики / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. — СПб.: ИСПиП, 2000.108 с.

24. Лангмайер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. — 228 с.

25. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. — М.: Академический проспект, 2003. — 528с.

26. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. — М.: ТОО «Симс», 1995.

27. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 1992.

28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 7-е изд., стереотип. М., 2003.

29. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.

30. Положение «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

31. Постановление от 20.12.2004 г. № 203 — ПК «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

32. Практикум по социально-психологическому тренингу. — СПб.: Питер, 1997. — 320 с.

33. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). — М.: Педагогика, 1990. — 160с.

34. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения … Л., 1985.-С.50-52. 115

35. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. — СПб.: Питер, 2005. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В, Акимова М.К. и др. -М.: Владос, 2002. — 376 с.

36. Пиаже Ж. избранные психологические труды труды. М., 1994.

37. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000. — 624 с.

38. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье.//Вопросы психологии. 2000. № 3

39. Российская педагогическая энциклопедия // Гл. ред. В.В. Давыдов. — М., 1993. Т. 1.

40. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

41. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Медицина, 1990. — 320 с.

42. Сборник нормативных документов по вопросам охраны детства и организации деятельности учреждений интернатного типа. — Тюмень, 1992. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. — СПб.: СПбГУ, 1999. — 320 с.

43. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, лишенных родителей // Прикладная психология и психоанализ. 2003. № 1. С. 29 -34.

44. Семья Г.В. Выпускник. Справочное пособие к постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: СИМС, 1999. — 56 с.

45. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста // под ред.С.Ю. Циркина. — СПб., 1999г. — 653с.

46. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.96 № 1203, от 28.08.97 № 1117, от 30.03.98 № 366).

47. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. — Минск: Харвест, 1998. — 380 с.

48. Худенко Е. Планирование воспитательной работы в детском доме и школе — интернате. //Социальная педагогика. — 2005. — №2. — С. 70 — 73.

49. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. — СПб 2003г. — 356с

50. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интилектуальном и физическом развитии. — С — Пб.,- 1995.

51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1998.

Список литературы по теме: «Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

Грицюк Светлана Николаевна
учитель начальных классов, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе, психолог

  1. Аникеев М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку // Журн. практического психолога. — 2008. — N 3. — С. 169-177.
  2. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот — приоритетная задача государственной поддержки детства // Нар. образование. — 2009. — N 1. — С. 85-89.
  3. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот // Соц. педагогика. — 2009. — N 1. — С. 123-128.
  4. Белкина А. Приемная семья : опыт, развитие, перспективы // Соц. работа. – 2005. — N 1. — С. 24-25.
  5. Вершинин В. «Раздача» сирот, приемная семья: на что надеемся, господа? // Соц. педагогика. — 2008. — N 1. — С. 89-100.
  6. Горланова Н. Приемная дочь и «трудные дети» // Семья и шк. – 2006. — N 12. — С. — 12-13.
  7. Дементьева И. Ф. Организация работы с приемной семьей : метод. рек. / Т. Ф. Дементьева. — Екатеринбург : Б. и. , 1997. — 42 с. СОУНБ; Шифр 67.624; Инв. номер 2251063-КХ
  8. Дементьева И. Ф. Приемная семья-институт защиты детства : метод. рек. / И. Ф. Дементьева. — М. : Гос. НИИ семьи и воспитания , 2000. — 55 с. СОУНБ; Шифр 74.9+60.550.4/5; Инв. номер 2215607-КХ СОУНБ; Инв. номер 2215606-КХ
  9. Елютина М. Э. Приемная семья как одна из форм помощи детям-сиротам // Вестн. Саратовского гос. техн. ун-та. – 2007. — N 22. — С. 159-164.
  10. Житенева С. Развитие новых форм устройства детей на воспитание в семью // Беспризорник. — 2009. — N 2. — С. 65-67.
  11. Захарова Ж. Воспитание детей в замещающих семьях // Соц. работа. – 2005. — N 1. — С. 35-39.
  12. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Соц. педагогика. — 2008. — N 2. — С. 35-38.
  13. Курбацкий И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» // Педагогика. – 2002. — N 5. — С. 35-40.
  14. Лазаренко А. М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. – 2007. — N 7. — С. 143-150.
  15. Лактионова Г. М. Обучающие программы для приемных родителей, опекунов и родителей, имеющих проблемы в воспитании детей // СОТИС – соц. технологии, исслед. — 2008. — N 6. — С. 50-51.
  16. Лапина Е. П. Семейная воспитательная группа как форма устройства детей в семью // Соц. и пенсионное право. — 2007. — N 4. — С. 32-33.
  17. Машер Н. Школа приемных родителей, виртуальная и реальная : опыт школы приемных родителей // Семья и шк. – 2003. — N 3. — С. 2-4.
  18. Митяев Л. Индивидуальное развитие воспитанников детской деревни SOS // Соц. педагогика. – 2004. — N 1. — С. 33-36.
  19. Ослон В. Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопр. психологии. – 2001. — N 4. — С. 39-52.
  20. Петрова Н. П. Правовой статус приемной семьи // Юрид. мир. — 2008. — N 9. — С. 42-45.
  21. Положение о приемной семье. Постановление от 1996. 07. 17 // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. — N 4. — С. 84-91.
  22. Разоренова Е. Л. Альтернативные формы семейного воспитания детей-сирот // Семья в России. — 2009. — N 1. — С. 89-96.
  23. Рудов А. Школа приемных родителей. Как подготовить свое окружение к появлению в семье приемного ребенка // Семья и шк. – 2003. — N 4. — С. 10-11.
  24. Семья Г. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Соц. педагогика. – 2007. — N 1. — С. 32-40.
  25. Соломатина Г. Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопр. психологии. — 2008. — N 6. — С. 76-82.
  26. Сорокина А. Приемная семья // Ваше право. – 1999. — N 9. — С. 11.
  27. Тасеев В. Б. Организация профилактики социального сиротства и безнадзорности детей через развитие института приемных семей в Самарской области // Соц. работа. – 2004. — N 2. — С. 45-46.
  28. Трубникова Н. А. К вопросу о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Тверского гос. ун-та. – 2009. — N 15. — С. 107-117.
  29. Ушакова Е. В. Приемный родитель : профессиограмма специалиста // Дефектология. – 2006. — N 1. — С. 53-57.
  30. Хрусталькова Н. А. Воспитание детей в профессионально-замещающих семьях // Высш. образование сегодня. – 2006. — N 11. — С. 34-36.

Популярное:

  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Аванс удержанный Зарплатный аванс: налогообложение и начисление ЕСВ by admin · Листопад 12, 2015 (комментарий к письму ГФС от 28.09.2015 г. № 20527/6/99-99-17-02-01-15 ) Суть вопроса . Зарплату за первую половину месяца (аванс) выплачивают без начисления в регистрах бухучета. При этом ст. 115 КЗоТ […]
  • Ликвидация ооо документы для налоговой Ликвидация / Закрытие ООО Как закрыть ООО в 2016 году? Как закрыть ТОВ в 2016? Как закрыть предприятие в 2016? Процедура закрытия ТОВ,ООО в 2016 году. Закрытие или ликвидация предприятия происходит несколькими спосабами: Добровольная ликвидация (по решению собственников компании). […]
  • Написать письмо президенту петру порошенко Как написать письмо президенту Украины Петру Порошенко? Обращение МИХАИЛА СААКАШВИЛИ К ПОРОШЕНКО! Какой адрес? Куда писать? Какой шанс того, что он прочтет мое письмо? Думаю, что реально написать Президенту Украину Петру Порошенко на его страничку в Твиттер. Даже если эту страничку […]
  • Сбербанк ипотечный кредит и материнский капитал Ипотека плюс материнский капитал в Сбербанке Сбербанк работает с государственным сертификатом семьям с двумя детьми и более по программе «Ипотека плюс материнский капитал», причем банк работает не только с готовыми постройками, но и со строящимся жильем. Условия предоставления […]
  • Когда и где делать техосмотр С какой периодичностью проходят техосмотр и какой штраф грозит за несвоевременное прохождение? 18 января 2018 в 11:44 TAM.BY Наличие пройденного технического осмотра обеспечивает разрешение на участие транспортного средства в дорожном движении. Отсутствие техосмотра влечёт за собой […]