РИА Рейтинг

Регионы России

Государственный долг регионов РФ продолжает снижаться

Материалы по теме

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки (PDF–таблица)

Снижение регионального госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ

Более половины регионального госдолга приходится на 18 субъектов РФ

Рейтинг социально-экономического положения регионов – 2018

Уровень развития науки и технологий в регионах России – рейтинг 2017

РИА Рейтинг – 25 июл. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам первого полугодия 2018 года снизился на 5,4% и составил 2,19 триллиона рублей. В абсолютном выражении региональный госдолг сократился на 125 миллиардов рублей, из которых около половины пришлось на три региона. Государственный долг Кемеровской области сократился на 20,97 миллиарда рублей, Краснодарского края – на 19,9 миллиарда рублей и Свердловской области – на 18,3 миллиарда рублей, что суммарно составляет 47% от общего сокращения госдолга всех регионов РФ за первые шесть месяцев 2018 года. Во всех трех регионах снижение госдолга связано с существенным или полным погашением коммерческого долга.

Объем муниципального долга составил 347,5 миллиарда рублей, что на 1% ниже, чем в начале 2018 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 июля 2018 года составил 2,538 триллиона рублей, что на 5,4% ниже, чем полгода назад.

В структуре госдолга коммерческих кредитов все меньше

Что касается структуры суммарного госдолга регионов РФ, то продолжают увеличиваться доли бюджетных кредитов и государственных ценных бумаг, в то время как доля коммерческих кредитов снова сократилась. По оценке экспертов РИА Рейтинг, на 1 июля 2018 года доля бюджетных кредитов составила 51,6%, а доля коммерческих кредитов сократилась до 19%. Продолжающееся изменение структуры госдолга регионов произошло за счет сокращения суммарного объема коммерческих кредитов на 250 миллиардов рублей и увеличения объема бюджетных кредитов на 120 миллиардов рублей. Кроме того, на второе место по доле в общей структуре регионального госдолга вышли государственные ценные бумаги, доля которых по итогам первого полугодия 2018 года составила 25,5%, но в абсолютном выражении их объем увеличился незначительно (+9 млрд.руб.). Доля государственных гарантий за прошедшие полгода не изменилась и составляет 3,5%, хотя их объем сократился до 77 миллиардов рублей.

Число регионов, в долговой структуре которых отсутствует задолженность по банковским кредитам, увеличилось до 32, в то время как в начале года таких регионов было всего 20. В долговой структуре остальных регионов коммерческие кредиты присутствуют, но всего в 5 регионах их доля превышает 50% от общего долга. В начале 2018 года самый высокий уровень показателя отмечался в Ненецком автономном округе, но за прошедшие полгода региональные власти почти полностью погасили задолженность по коммерческим кредитам и разместили долговые ценные бумаги. Что касается бюджетных кредитов, то, как и шесть месяцев назад, они отсутствуют в долговой структуре Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Госдолг сократился в 45 регионов РФ

По итогам первого полугодия 2018 года объем государственного долга снизился в 45 регионах РФ, в 27 регионах госдолг вырос и в 13 – не изменился. В последнюю группу входят Севастополь и Сахалинская область, где государственный долг по-прежнему отсутствует.

В лидирующую по динамике группу, где госдолг сократился более чем на 30%, входят пять регионов. Самый впечатляющий результат показала Чувашская Республика, чей суммарный госдолг снизился на 45,1% за счет погашения коммерческих кредитов и ценных бумаг. Госдолг Ненецкого автономного округа снизился на 39,2%. Как было отмечено выше, большая часть коммерческого займа НАО была погашена, но при этом региональные власти выпустили государственные облигации. Расплатились с банками и власти в Кемеровской области и Иркутской области, что позволило снизить объем госдолга на 37,5% и 32,3% соответственно. Замыкает лидирующую пятерку Тюменская область, где объем госдолга сократился на 31,6% за счет существенного сокращения объема госгарантий в общей структуре долга.

Более чем на 20% объем государственного долга вырос в шести регионах РФ. Это Республика Дагестан (+32,8%), Республика Ингушетия (+31,1%), Республика Калмыкия (+23,4%), Приморский край (+22,8%), Магаданская область (+21,3%) и Карачаево-Черкесская Республика (+20,9%). В кавказских регионах наращивание госдолга произошло за счет увеличения объема бюджетных кредитов, в Магаданской области и Республике Калмыкия выросли как объемы коммерческих займов, так и бюджетных кредитов, а в Приморском крае – объем государственных гарантий.

Пятая часть суммарного объема госдолга приходится на 5 регионов

Самый высокий абсолютный объем государственного долга по-прежнему в Краснодарском крае и на 1 июля 2018 года он составляет 129,2 миллиарда рублей. По сравнению с началом текущего года объем госдолга края сократился на 13,3%, что стало следствием погашения значительной части коммерческой задолженности. Следом за ним идет Красноярский край, который к 1 июня 2018 года преодолел отметку в 100 миллиардов рублей, увеличив свой госдолг на 0,9%. Более 90 миллиардов рублей долгов накопили региональные власти в Московской области (96,8 миллиарда рублей) и Республики Татарстан (94,2 миллиарда рублей). И пятое место по размеру госдолга среди всех российских регионов занимает Нижегородская область (70,5 миллиарда рублей). На эти пять регионов приходится более 22% от суммарного государственного долга всех российских регионов. Но, даже несмотря на достаточно высокие объемы госдолгов, во всех указанных регионах уровень долговой нагрузки на региональный бюджет находится на относительно удовлетворительном уровне и не превышает 70%.

Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в первом полугодии 2018 года. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах субъектов РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 июля 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.06.2017 г. по 01.06.2018 г.).

Общероссийский уровень долговой нагрузки продолжил снижаться и на 1 июля 2018 года составил 27,7%, что на 2,8 процентных пунктов ниже, чем было зафиксировано на 1 января 2018 года. Диапазон значений в региональном разрезе стал еще шире и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 246,5% в Республике Мордовия.

Республика Мордовия многолетний антирекордсмен и уже не раз замыкала рейтинг регионов РФ по уровню долговой нагрузки. Но если в отдельные промежутки времени можно было зафиксировать некоторые улучшения ситуации, то сейчас «долговой ком» становится только больше и изменить ситуацию региональным властям не удается. В первом полугодии 2018 года объем государственного долга Республики Мордовия вырос на 8,7%, при этом объем налоговых и неналоговых доходов за январь-май 2018 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, что привело к росту долговой нагрузки на бюджет. Отношение госдолга Республики Мордовия к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета на 1 июля 2018 года составило 246,5%, что на 20,7 процентных пунктов выше, чем в начале 2018 года.

В начале 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки и для повышения контроля региональных расходов в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение. Подводить итоги еще рано, но на текущий момент можно отметить некоторые положительные сдвиги. В обоих регионах к 1 июля 2018 года уровень долговой нагрузки снизился и в Костромской области составил 123,9% (-11,1 п.п.), а в Республике Хакасия – 123,7% (-12,7 п.п.). Снижение уровня долговой нагрузки в Республике Хакасия было обусловлено существенным ростом объема налоговых и неналоговых доходов. В Костромской области, помимо роста налоговых и неналоговых доходов, объем госдолга сократился на 4,4%.

Число регионов РФ, где госдолг превышает объем налоговых и неналоговых доходов, сократилось до шести.

На 1 июля 2018 года в 43 российских регионах уровень государственного долга превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета более чем на 50%, среди них в 29 он выше 70% объема собственных доходов. За прошедшие полгода эта группа сократилась: на 1 января 2018 года в 47 регионах государственный долг превышал 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышал 70% собственных доходов.

Число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета снизилось с семи на 1 января 2018 года до шести на 1 июля 2018 года. Помимо Республики Мордовии, Костромской области и Республики Хакасии в замыкающую рейтинг группу входят Орловская область, Карачаево-Черкесская Республика и Еврейская автономная область.

Количество регионов в лидирующей группе выросло

Низкий уровень долговой нагрузки по итогам первого полугодия 2018 года зафиксирован в восьми регионах против семи в начале года. Из числа лидеров выпала Республика Крым, где уровень долговой нагрузки вырос до 11,3% за счет значительного сокращения объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, но в эту группу вернулись Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Владимирская область.

В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. Лидирующая группа, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, на 1 июля 2018 года включает в себя Тюменскую область (0,7%), Москву (1,6%), Ленинградскую область (3,6%), Алтайский край (4%), Приморский край (6,7%), Санкт-Петербург (6,8%), Ханты-Мансийский автономный округ – Югру (9,4%) и Владимирскую область (9,9%). Во всех перечисленных регионах, за исключением Приморского края, долговая нагрузка за шесть месяцев 2018 года сократилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

Что касается динамики уровня долговой нагрузки, то по итогам первых шести месяцев 2018 года он сократился в 61 российском регионе. Лидером по положительной динамике стала Республика Карелия, где долговая нагрузка снизилась на 31,1 процентных пункта как за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 25%, так и сокращения госдолга на 17,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кабардино-Балкарской Республике, Чувашской Республике, Астраханской области и Кемеровской области. В четырнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В трех регионах долговая нагрузка увеличилась более чем на 15%, причем в двух из них объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов бюджета. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета в Республике Ингушетия выросло на 23,5 п.п., в Республике Мордовия – на 20,7 п.п. и в Карачаево-Черкесской Республике – на 17,5 п.п. Наращивание долговой нагрузки во всех трех регионах связано с ускоренным ростом объема государственного долга по сравнению с изменением объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов.

Эксперты РИА Рейтинг по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года и роста налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов более 10%, что не приведет к существенным изменениям общей долговой нагрузки, которая по итогам текущего года составит 28-29%.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Долг субъектов РФ на 1 января 2018: таблица

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Министерство финансов России опубликовало информацию об объемах государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года. Материалы доступны по ссылке.

    Согласно данным, общий долг всех регионов России составляет 2,315 триллиона рублей. За год объем задолженности вырос на 174 миллиарда рублей. По сравнению с 1 января 2011 года показатель вырос более чем в два раза.

    Практически вся эта задолженность — внутренняя. Единственным регионом, у которого есть задолженность в иностранной валюте, является Крым. Республика имеет внешнюю задолженность в 4,7 миллиона долларов.

    Объем задолженности муниципальных образований составляет порядка 367,95 миллиарда рублей.

    Мы размещаем на сайте сводную таблицу, содержащую сведения об общем долге субъектов на 1 января 2018 года.

    Долги регионов рф 2018 год

    Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

    Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

    В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории введено «казначейское сопровождение». Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

    О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов предупредил, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

    Также с 1 января по инициативе президента была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета планируется потратить 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

    Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

    Регионы отказываются от помощи банков

    Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

    «Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

    Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

    «Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

    По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета. Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

    Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

    При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

    Доходы субъектов РФ по итогам I квартала выросли на 7% — РАНХиГС

    Доходы российских регионов выросли почти на 7% в I квартале 2018 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Об этом сообщается в очередном номере выпуска «Мониторинга экономической ситуации в РФ», подготовленного Российской академией народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Института Гайдара).

    Исследование подготовлено коллективом экспертов Института Гайдара, РАНХиГС и Минэкономразвития России.

    «По итогам I квартала 2018 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли на 6,9%, что выше инфляции за тот же период (102,2% — I квартал 2018 года к I кварталу 2017 года). В 69 регионах доходы превысили уровень I квартала предыдущего года, а в 65 рост доходов превысил и уровень инфляции», — говорится в документе.

    Отмечается, что высокий рост доходов был зафиксирован в январе и феврале 2018 года — 113,0 и 116,2% соответственно к аналогичным периодам предыдущего года. При этом в марте 2018 года данный показатель составил всего 100,5%. По оценке авторов документа, это «может быть связано с президентскими выборами, потребовавшими увеличения бюджетных расходов в предвыборные месяцы, и, как следствие, переноса части платежей в бюджет с марта на более ранние сроки».

    Основными источниками роста доходов в I квартале 2018 года эксперты считают налоги на прибыль организаций (112,1% к I кварталу 2017 года) и на доходы физических лиц (114,0%). Высокие темпы роста наблюдаются и по таким крупным источникам доходов, как налоги на прибыль организаций, на совокупный доход, на имущество организаций, а также межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

    Как сообщается в документе, среди федеральных округов по темпам роста лидируют Урал и Дальний Восток — 111,0% и 112,0% соответственно. В качестве отстающего отмечен Южный федеральный округ с темпами роста 99,5%.

    Расходы и госдолг регионов

    Как сообщается в документе, «темпы роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в I квартале 2018 года к соответствующему периоду 2017 года составили 108,4% и в целом повторяли динамику доходов , что согласуется с предположением о влиянии выборов на высокий уровень расходов в январе-феврале». По итогам I квартала расходы выросли в 78 регионах, а в 75 субъектах темп их роста превысил инфляцию за аналогичный период.

    При этом эксперты отмечают некоторое увеличение доли расходов на общегосударственные вопросы, охрану окружающей среды, культуру и здравоохранение. «Продолжающееся уменьшение расходов на обслуживание государственного долга связано как с сохраняющейся высокой долей бюджетных кредитов в структуре долга, так и с постепенным снижением процентных ставок», — считают они.

    Также сообщается, что госдолг субъектов РФ по итогам I квартала 2018 г. сократился по сравнению с началом года на 2,2%, а относительно марта прошлого года — на 0,7%, до 2,26 трлн руб. «Отношение долга регионов (на 1 апреля этого года) к их налоговым и неналоговым доходам снизилось (по сравнению с тем же периодом 2017 г.) с 30,0 до 27,8%», — говорится в документе.

    Регионы начнут новую финансовую жизнь с января 2018 года

    МОСКВА, 21 декабря. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Лана Самарина/. Минфин России объявил регионам, что кризисный период в экономике подходит к концу и в связи с этим правительство меняет правила и объемы поддержки субъектов, ожидая от них более самостоятельного и взвешенного подхода к финансам. Эксперты, опрошенные ТАСС, уверены, что регионы смогут справится с задачей, если экономику не накроет новой волной кризиса.

    Бюджет на 2018-2020 годы предполагает сокращение общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета на четверть, отказ от выдачи новых бюджетных кредитов и запуск программы реструктуризации уже накопленных.

    По мнению большинства экспертов, проблема долга регионов накапливалась много лет, и правительство несколько раз предлагало комплексы мер для ее решения. В частности, регионы пытались стимулировать на размещение региональных облигаций для снижения суммы процентов по долгам, замещать их бюджетными кредитами, обязывать регионы принимать долгосрочные стратегии по снижению уровня долга и так далее. Однако ни один из них кардинально проблему не решил. На данный момент суммарный долг регионов составляет более 2 трлн рублей.

    Семь субъектов России имеют коммерческие и бюджетные долговые обязательства, сумма которых превышает доходы этих регионов. По статистике Минфина, у 16 регионов сумма долга составляет 85-100% от суммы годовых доходов, у 31 региона эта доля составляет от 50% до 80%, и у 31 региона — менее 50% от доходов. При этом у четырех регионов доля краткосрочных обязательств составляет более 50% доходов.

    Программа реструктуризации

    Министр финансов Антон Силуанов неоднократно высказывался, что программа выдачи бюджетных кредитов должны сворачиваться, так как была антикризисной мерой предыдущих лет. Ее целью было замещение «дорогих» кредитов, взятых регионами у коммерческих банков на кредиты из бюджета под ставку 0,1% годовых. Однако власти неоднократно подчеркивали, что в отличии от субсидий и дотаций этот инструмент предоставляется регионам на возвратной основе и регионы обязаны будут его вернуть. В 2018 году подходил бы срок возврата основной части взятых регионами бюджетных кредитов. Чтобы не дестабилизировать финансовую обстановку в регионах в год выборов, субъектам было объявлено о запуске программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов сроком на 7-12 лет. Программа вступит в силу с 1 января 2018 года.

    В первые два года регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно. По оценке Минфина, объявленная президентом реструктуризация позволит регионам сэкономить около 430 млрд рублей в ближайшие два года. Право продлить реструктуризацию до 12 лет получат только те регионы, которые покажут в 2018-2019 годах рост доходов выше уровня инфляции.

    Согласно условиям программы реструктуризации, субъекты с объемом государственного долга на 1 ноября 2017 года менее 35% от доходов могут произвести дополнительные заимствования для выполнения социальных обязательств. Однако увеличение объема госдолга возможно только до 35% от доходов. Субъекты, у которых наблюдается снижение доходов региональных бюджетов, также могут увеличить объем госдолга для выполнения социальных обязательств в пределах выпадающих доходов.

    Санкции для отстающих

    Минфин выставил регионам условия участия в программе. Регионам необходимо будет следить за двумя важными параметрами: дефицитом своего бюджета и уровнем государственного долга. Министерство предусмотрело в соглашениях по реструктуризации предложения по сокращению госдолга регионов на уровне не менее 2% от общего объема.

    Еще одним условием участия регионов в программе станет ужесточение требований по новым коммерческим займам. По мнению Минфина, они должны проходить по ставке не выше ключевой ставки Центрального банка плюс 1 процентный пункт.

    За неисполнение регионами условий по реструктуризации предусмотрены санкции. Так, за срыв графика выплат по реструктуризации долгов придется вернуть весь кредит. А неисполнение контроля за ключевыми показателями — уровнем дефицита бюджета и уровнем госдолга региона — будет чревато возвратом до 20% реструктурированного бюджетного кредита. За срыв программы реструктуризации будут предусмотрены и меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц регионов, пообещал министр финансов.

    Вице-премьер РФ Дмитрий Козак не исключил кадровых последствий и для руководства тех регионов, которые допустили высокий уровень регионального долга и при этом не подадут заявку на участие в программе его реструктуризации.

    Будет ли программа работать?

    Директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин уверен, что новая программа поддержки регионов, конечно, будет работать, но в большей степени это будет зависеть от того, ждет ли Россию еще одна волна кризиса или нет. «Потому что пока все растет, все замечательно, а если все в очередной раз рухнет, то регионам придется поспешно реструктурировать свои долги», — сказал эксперт.

    Программа реструктуризации выгодна регионам и они будут охотно в нее вступать, соглашаются эксперты, так как в первую очередь речь идет об отсрочке. Бюджетные кредиты выдавались сроком на 3-5 лет, а теперь сроки выплат будут отнесены на более дальние периоды и первые годы — 2018-2019 гг. — будет выплачиваться маленький процент от суммы долга. «Поэтому регионы будут считать, что сейчас лучше идти по реструктуризации, а через 2-3 года будь что будет. Явно чувствовалось желание федерации немножко под ковер закопать проблемы, отложить на дальние годы. Но когда они настанут, может быть продлят реструктуризацию, может быть ситуация поменяется. А вот первые годы, пока все нормально, регионы будут платить мало», — прокомментировал Дерюгин.

    Центр стратегических разработок, возглавляемый бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным, в свою очередь предлагает рассмотреть возможность сокращения расходных обязательств регионов, то есть пересмотреть разграничение полномочий. В частности, взять на федеральный центр обязательства по выплате в ФОМС взносов за неработающее население. Это позволит регионам высвободить порядка 630 млрд руб. в год. «Эта мера позволила бы сокращать межбюджетные трансферты, и бюджетные кредиты не нужно было бы так активно использовать», — говорит эксперт ЦСР Илья Соколов.

    По мнению властей, только для трех-четырех регионов РФ участия в программе реструктуризации будет недостаточно для решения их финансовых трудностей. Президент, в свою очередь, в рамках ежегодной пресс-конференции пообещал дополнительную помощь этим регионам.

    Выяснить, кто является самыми большими должниками СМИ пока не удалось: на пресс-конференции президента упоминалась только Новгородская область. Однако известно, что наиболее сложная долговая ситуация сегодня в Хакасии и Мордовии. О срочной поддержке также попросили Кабардино- Балкария, Костромская, Волгоградская, Орловская и Астраханская области.

    Популярное:

    • Купить земельный участок наро-фоминский район Продажа земельных участков в районе Наро-Фоминский в Подмосковье Киевское или Калужское шоссе 35 км от МКАД, деревня Жедочи, КП Усадьба Жодочи. Участок 8 соток, № 204. Участок 8 соток / ИЖС / земли населенных пунктов / коттеджный поселок. Коммуникации - все по границе участка […]
    • Тарифы на коммунальные услуги в 2018 году в вологде Тарифы на услуги ЖКХ в Вологодской области в июле выросли на 8,8% Вологодская область лидирует среди регионов России по темпам увеличения тарифов ЖКХ, пишет "Коммерсант" со ссылкой на исследование Росстата. Плата за жилищно-коммунальные услуги в июле выросла на 8,8%. Абсолютным лидером […]
    • Система органов государственной власти в свердловской области Закон Свердловской области от 24 декабря 1996 г. N 58-ОЗ "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области" Закон Свердловской области от 24 декабря 1996 г. N 58-ОЗ "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области" (с изменениями от 19 ноября […]
    • Закон о милиции рф 1995 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 […]
    • Эвакуация автомобилей коап Эвакуация при нарушении правил парковки Внимание! С 19 июня 2015 года действуют новые правила эвакуации автомобилей Эвакуация уже не является большой редкостью и во многих городах страны это является основным способом борьбы с нарушением правил парковки. В этом материале мы рассмотрим […]
    • Ст 125 украина Как наказывают за лёгкие телесные повреждения по ст. 125 ККУ Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу): Кратко по теме лёгких телесных повреждений по статье 125 УК Украины: Статья актуальна на 2018 год Среди телесных повреждений наименее тяжким преступлением считаются […]