О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Транскрипт

1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН г. N 216-I О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от г. N 357-I, Законом РУз от г. N 485-I, Законом РУз от г. N 772-I, Законом РУз от г. N 832-I, Законом РУз от г. N ЗРУ-49, Законом РУз от г. N ЗРУ-59, Законом РУз от г. N ЗРУ-197, Законом РУз от г. N ЗРУ-206, Законом РУз от г. N ЗРУ-223, Законом РУз от г. N ЗРУ-321, Законом РУз от г. N ЗРУ-352 I. Общие положения (Статьи 1-6) II. Порядок создания банков и прекращения их деятельности (Статьи 7-19) III. Регулирование банковской деятельности. Права и обязанности банков (Статьи 20-35) IV. Опека над банками (Статьи 36-37) V. Защита интересов клиентов банка (Статьи 38-40) VI. Учет и отчетность в банках. Надзор за банками (Статьи 41-44) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определения Статья 2. Субъекты банковской деятельности Статья 3. Правовая основа деятельности банков Статья 4. Операции банков Статья 5. Лицензирование деятельности банков Статья 6. Фирменное наименование Статья 1. Определения Банк — это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и осуществляющее совокупность следующих видов деятельности, определяемых как банковская деятельность: принятие вкладов от юридических и физических лиц и использование принятых средств для кредитования или инвестирования на собственный страх и риск;

2 осуществление платежей. Вклад (депозит) — сумма денег, передаваемая на условиях ее полного возврата с процентами или надбавками либо без таковых по первому требованию, или в срок, согласованный между лицом, производящим платеж, и лицом, получающим платеж, или между их законными представителями. Иностранный банк — это дочерний банк иностранного банка, уставный капитал которого полностью оплачен иностранным банком, осуществляющий свою деятельность на территории Республики Узбекистан. Статья 2. Субъекты банковской деятельности Субъектами банковской деятельности являются все банки, созданные в Республике Узбекистан. Статья 3. Правовая основа деятельности банков Деятельность банков регулируется настоящим Законом, Законом «О Центральном банке Республики Узбекистан», другими актами законодательства. См. также папку «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» Статья 4. Операции банков Банки при осуществлении своей деятельности производят следующие банковские операции: открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банковкорреспондентов, осуществление расчетов по счетам; См. Инструкцию о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан, утвержденную Постановлением Правления ЦБ*, зарегистрированным МЮ г. N 1948; Порядок ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики Узбекистан, зарегистрированный МЮ г. N 510 привлечение вкладов; См. Инструкцию о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан, утвержденную Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 2205 предоставление на условиях возвратности, платности и срочности кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств. См. также в папке «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» подпапку «Кредитование» Банки могут осуществлять другие виды операций: управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

3 См. главу 49 ГК покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах; См. Положение о порядке покупки и продажи иностранной валюты физическим лицам и об обменных пунктах, утвержденное Постановлением Президента от г. N ПП инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; См. главы XVII-XIX Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках, утвержденной Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1831 выдача гарантий за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств; См. Положение о порядке предоставления коммерческими банками банковских гарантий, утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 2364 приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц; См. главу 42 ГК; Положение о порядке проведения коммерческими банками факторинговых операций на территории Республики Узбекистан (Новая редакция), зарегистрированное МЮ г. N 953 выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом, совершение других операций с ценными бумагами; См. также в папке «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» подпапку «Операции с ценными бумагами» оказание банковских консультационных и информационных услуг; См. Указания по организации консалтинговых служб в коммерческих банках Республики Узбекистан, зарегистрированные МЮ г. N 599 предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и иных ценностей; См. статью 896 ГК финансовый лизинг; См. Положение о порядке проведения лизинговых операций и их бухгалтерского учета в коммерческих банках, утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1648 иные операции в соответствии с международной банковской практикой, специально оговоренные в лицензии. Банки не вправе непосредственно заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-206)

4 Статья 5. Лицензирование деятельности банков Банк, в том числе иностранный, осуществляет свою деятельность в Республике Узбекистан на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Республики Узбекистан. В лицензии указывается перечень операций, выполняемых банком. Банковская деятельность, осуществляемая без лицензии, считается незаконной, и доход, полученный в результате такой деятельности, подлежит изъятию в государственный бюджет. См. Положение о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N Статья 6. Фирменное наименование Термин «банк» или словосочетания с этим термином могут быть использованы в фирменном наименовании или рекламных целях организациями, имеющими лицензию на совершение банковских операций в соответствии с настоящим Законом. Нарушение данного требования влечет за собой ответственность в установленном законом порядке. См. раздел VI Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ БАНКОВ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 7. Учредители банка Статья 8. Устав банка Статья 9. Уставный капитал банка Статья 10. Регистрация и лицензирование деятельности банков Статья 11. Основания и сроки получения предварительного разрешения Центрального банка на открытие банка Статья 12. Срок регистрации банков и выдачи лицензии Статья 13. Основания для отказа в регистрации банков и выдаче лицензии Статья 14. Основания для отзыва лицензии на проведение банковских операций Статья 15. Дополнительные требования к учреждению и деятельности банков с участием иностранного капитала Статья 16. Филиалы и представительства банков Статья 17. Филиалы и представительства банков за границей Статья 18. Союзы и ассоциации банков Статья 19. Прекращение деятельности и ликвидация банков Статья 7. Учредители банка

5 Банки создаются, как правило, в форме акционерного общества на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, за исключением органов государственной власти, общественных объединений и общественных фондов, если иное не предусмотрено законодательством. Части третью, четвертую и пятую заменить третьей, четвертой, пятой и шестой в соответствии с Законом РУз от г. N 772-I (См. Предыдущую редакцию) Максимальная доля участия каждого акционера в уставном капитале устанавливается законодательством. См. пункт 5 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Приобретение акций банков осуществляется в порядке, установленном законодательством. См. абзацы третий, четвертый пункта 4, пункт 11 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, утвержденного Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N Учредители банка не имеют права выходить из состава акционеров банка в течение года со дня его регистрации. Не допускается участие банка в уставном капитале других банков, за исключением случаев создания банков с участием иностранного капитала и дочерних банков, а также других случаев, предусмотренных законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-49) См. абзац четвертый статьи 4 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» Статья 8. Устав банка Банки действуют на основании своих уставов Устав банка должен содержать: наименование (полное и сокращенное) банка и его местонахождение (почтовый адрес); перечень банковских операций; размер уставного капитала, список учредителей и распределение долей в уставном капитале; сведения об органах управления банка, порядке их образования, полномочиях и функциях; порядок аудита банка, включая цели отчетности и аудиторских программ, установленные в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Устав банка, помимо требований, содержащихся в настоящей статье, должен содержать сведения, предусмотренные законодательством. Изменения, вносимые в устав банка, подлежат регистрации в установленном порядке.

6 См. пункт 19 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 9. Уставный капитал банка Уставный капитал банка складывается из денежных средств, оплаченных учредителями и акционерами банка. Использование для формирования уставного капитала банка средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается. В исключительных случаях в соответствии с законодательством для формирования уставного капитала банка могут быть использованы бюджетные средства. Минимальный уставный капитал должен быть оплачен учредителями банка к моменту его регистрации. Средства в уплату уставного капитала зачисляются на накопительный счет, открытый в Центральном банке или других банках Республики Узбекистан. Указанные средства могут быть использованы в качестве депозитов. Минимальный размер уставного капитала банков определяется Центральным банком. См. пункт 25 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 10. Регистрация и лицензирование деятельности банков Банки получают статус юридического лица с момента их регистрации в Центральном банке. Порядок и условия регистрации устанавливаются Центральным банком. См. раздел XIV Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Одновременно с регистрацией банкам выдается лицензия на право проведения банковских операций. Регистрация банков и выдача им лицензий осуществляются за плату. См. раздел XV Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Филиалы банков регистрируются в Центральном банке и осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной создавшему их банку. См. раздел XVII Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 11. Основания и сроки получения предварительного разрешения Центрального банка на открытие банка

7 Выдаче лицензии предшествует предварительное разрешение Центрального банка, позволяющее заявителям продолжение деятельности по организации банка. Решение о выдаче предварительного разрешения выносится в срок не позднее трех месяцев со дня представления заявки со всеми необходимыми документами и основывается на оценке финансовых возможностей, репутации учредителей, профессиональных качеств предлагаемых руководителей банка, оценке бизнес-плана, финансового плана, структуры капитала возможности обеспечения соответствующими банковскими помещениями и оборудованием. См. разделы XI-XIII Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, утвержденного Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N Статья 12. Срок регистрации банков и выдачи лицензии Для регистрации банка и выдачи ему лицензии учредители должны в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения предварительного разрешения, выполнить требования, установленные законодательством. См. пункт 74 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии выносится в срок, не превышающий одного месяца со дня выполнения требований Центрального банка. Статья 13. Основания для отказа в регистрации банков и выдаче лицензии Центральный банк может отказать в регистрации банка и выдаче ему лицензии по следующим основания: непредставление документов, необходимых для регистрации банка; несоответствие учредительных документов законодательству; неудовлетворительное финансовое положение одного или нескольких учредителей; недекларирование источников финансовых средств учредителей; невнесение минимального уставного капитала к моменту регистрации банка; профессиональное несоответствие кандидатур на должности руководителя и главного бухгалтера банка. См. пункт 77 Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Решение об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа и срока, в течение которого заявитель, устранив указанные причины, может подать заявление для повторного рассмотрения. При этом срок, указанный в решении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-352)

8 Повторное рассмотрение заявления о регистрации банка и выдаче лицензии осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Заявление, поданное по истечении срока, указанного в решении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии, считается вновь поданным. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-352) При повторном рассмотрении заявления о регистрации банка и выдаче лицензии не допускается отказ в регистрации и выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-352) Решение об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-352) См. пункт 11 части первой статьи 24, разделы II-III ХПК Статья 14. Основания для отзыва лицензии на проведение банковских операций Центральный банк может отозвать лицензию на совершение банковских операций в случаях: наступления неплатежеспособности банка, когда пассивы превышают активы; установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; несостоятельности банка выполнить обязательства перед своими вкладчиками или другими кредиторами; систематического искажения отчетных данных; осуществления банковских операций, противоречащих законодательству и условиям лицензии; задержки осуществления банковских операций более чем на один год с момента выдачи лицензии; нарушения антимонопольных правил; нарушения правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-223) Абзац девятый считать десятым в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-223 отзыва лицензии у банка иностранного государства, создавшего дочерний банк в Республике Узбекистан. См. пункты 3.2, 3.3 Положения о порядке ликвидации банков, зарегистрированного МЮ г. N 626 Статья 15. Дополнительные требования к учреждению и деятельности банков с участием иностранного капитала Центральный банк имеет право устанавливать дополнительные требования к банкам с участием иностранного капитала, в том числе требовать у банков иностранных

9 государств подтверждение о нахождении данного банка под надзором контрольного органа по месту его нахождения и регистрации. Лицензии иностранным банкам выдаются только в том случае, если банк иностранного государства имеет право принимать на условиях возвратности денежные депозиты и другие ценности в своей стране. См. раздел XII Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 16. Филиалы и представительства банков Банки могут открывать в Республике Узбекистан филиалы, а банки иностранных государств — представительства с разрешения Центрального банка. Филиалом банка является обособленное подразделение, осуществляющее банковскую деятельность от имени создавшего его банка. Представительством иностранного банка является обособленное подразделение, представляющее его интересы и не осуществляющее банковскую деятельность. Руководители филиалов назначаются руководителем создавшего их банка по согласованию с Центральным банком. См. раздел XVII Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 17. Филиалы и представительства банков за границей Банки могут открывать дочерние банки, свои филиалы и представительства, участвовать в создании банков за границей с разрешения Центрального банка. Статья 18. Союзы и ассоциации банков Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства. Такие объединения не могут самостоятельно заниматься коммерческой, в том числе банковской, деятельностью и подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Статья 19. Прекращение деятельности и ликвидация банков Банк прекращает свою деятельность в случаях: решения собрания акционеров; отзыва лицензии Центральным банком; объявления его банкротом. Банк, прекративший свою деятельность, исключается Центральным банком из Книги государственной регистрации банков. Сообщение о прекращении деятельности банка публикуется в печати.

10 Порядок прекращения деятельности и ликвидации банка определяется законодательством. См. Положение о порядке ликвидации банков, зарегистрированное МЮ г. N 626 III. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ Статья 20. Независимость банков Статья 21. Разграничение ответственности государства и банков Статья 22. Органы управления банка Статья 23. Фонды банков Статья 24. Обязанность банков по резервированию денежных средств Статья 25. Обязанность банков по соблюдению общих экономических нормативов Статья 26. Сделки с лицами, связанными с банком Статья 27. Выполнение банками операций по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан Статья 28. Права банков по установлению размера кредитных ставок и комиссионного вознаграждения Статья 29. Обязанность банков представлению отчетности и другой информации Статья Обязанность банков предоставлять информацию по банковским счетам предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность Статья 30. Документы по операциям банков Статья 31. Отношения между банками и клиентами Статья 32. Межбанковские операции Статья 33. Порядок расчетов банков Статья 34. Обеспечение возвратности кредитов Статья 35. Объявление заемщиков неплатежеспособными Статья 20. Независимость банков Банки в Республике Узбекистан независимы при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Служащий банка может работать по совместительству в другом месте с согласия правления банка. Должностные лица органов государственной власти и управления не вправе по совместительству работать в банковских учреждениях. Статья 21. Разграничение ответственности государства и банков Банки не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Статья 22. Органы управления банка

11 Органами управления банка являются общее собрание акционеров, совет банка и правление. В обязанности совета банка входит: осуществление контроля за деятельностью банка, в том числе контроль за правильным кредитованием и инвестированием средств с целью защиты вкладчиков и акционеров; назначение и увольнение руководителей банка; поддержание адекватной капитализации банка; формирование политики банка; обеспечение соблюдения законодательства. Количество членов совета банка должно быть не менее пяти. Членами совета банка, кроме акционеров, могут являться ученые и специалисты банковской сферы. Исполнительным органом банка является правление банка, которое осуществляет оперативное руководство и несет ответственность за деятельность банка. Правление подотчетно совету банка и общему собранию акционеров. См. раздел VIII Положения о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков, Статья 23. Фонды банков Банки из своей прибыли могут создавать различные фонды в порядке, установленном законодательством. См. Положение о порядке формирования коммерческими банками специального Фонда льготного кредитования, утвержденное Постановлением КМ от г. N 195; Постановление КМ от г. N 175 «О создании Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана» Статья 24. Обязанность банков по резервированию денежных средств Банки должны держать обязательные резервы в Центральном банке. Норматив обязательных резервов устанавливается Центральным банком. См. пункт 2.5 Порядка классификации качества активов, формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним, зарегистрированного МЮ г. N 632 Статья 25. Обязанность банков по соблюдению общих экономических нормативов В целях обеспечения устойчивости банков и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком. Банки должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные ресурсы, формировать резервы против сомнительных и недействующих активов на основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов с целью уменьшения риска потерь. Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:

12 типов или форм произведенных инвестиций; приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом; участия в уставных фондах других юридических лиц. Банки не вправе: осуществлять распределение капиталов, если в результате такого распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума; предоставлять кредит, гарантированный своими собственными ценными бумагами в виде акций; покупать свои собственные акции без предварительного разрешения Центрального банка. Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета официально объявляются Центральным банком не позднее чем за месяц до их введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного капитала Центральный банк официально сообщает не позднее чем за три месяца до его введения в действие. Статья 26. Сделки с лицами, связанными с банком Банками запрещается заключение сделок со связанными с ними лицами или от имени таких лиц в случаях, когда подобные сделки заключаются на более благоприятных условиях, чем с лицами, не связанными с банком. Центральный банк устанавливает ограничения по сделкам со связанными лицами, в том числе по предоставлению им кредитов. Связанными лицами признаются: должностное лицо, в том числе член совета банка, другие работники данного банка, а также их близкие родственники; акционеры банка, владеющие частью уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер; (Абзац в редакции Закона РУз от г. N 772-I) (См. Предыдущую редакцию) должностные лица акционеров — юридических лиц, владеющих частью уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер, а также их близкие родственники; (Абзац в редакции Закона РУз от г. N 772-I) (См. Предыдущую редакцию) юридические лица, по отношению к которым данный банк является участником в размере более десяти процентов уставного капитала, должностные лица указанных юридических лиц и их близкие родственники. Лицо, связанное с одним из вышеуказанных лиц, признается лицом, связанным с каждым из них. Предоставление кредита лицу, связанному с банком, а также выдача гарантий за лицо, связанное с банком, может быть осуществлено по решению совета банка с учетом требований настоящей статьи. См. Положение об операциях между банками и связанными с ними лицами, зарегистрированное МЮ г. N 556 Статья 27. Выполнение банками операций по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан Банки по поручению Центрального банка выполняют операции по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан.

13 См. Инструкцию о кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан (документ приводится на узбекском языке), утвержденную Постановлением Правления ЦБ и МФ, зарегистрированным МЮ г. N 2320 Статья 28. Права банков по установлению размера кредитных ставок и комиссионного вознаграждения Процентные ставки и размер комиссионного вознаграждения по операциям банка устанавливается им самостоятельно. По кредитам, выдаваемым Центральным банком для финансирования государственных программ, Центральный банк может устанавливать предельный размер процентной ставки, взимаемой этими банками с заемщика с учетом платы за централизованные ресурсы и возмещение расходов банка. Статья 29. Обязанность банков представлению отчетности и другой информации Банки обязаны своевременно представлять Центральному банку отчетность и другую информацию о своей деятельности. См. также в папке «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» подпапку «Отчетность» в подпапке «Отчетность и архивы в банках» подпапки «Регулирование деятельности банков» Статья Обязанность банков предоставлять информацию по банковским счетам предприятий, не осуществляющих финансовохозяйственную деятельность (Наименование в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-59) (См. Предыдущую редакцию) В случаях неосуществления предприятиями финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговыми и торгово-посредническими предприятиями — в течение трех месяцев), за исключением дехканских и фермерских хозяйств, банки обязаны предоставлять информацию о таких предприятиях в орган государственной налоговой службы по месту постановки их на учет для принятия соответствующих мер. (Часть в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-59) (См. Предыдущую редакцию) При наличии решения суда о приостановлении операций по банковским счетам остатки средств на закрываемых счетах предприятий зачисляются банком на специальные счета без права пользования, а кредиторская задолженность предприятия, предъявленная банку к оплате, переводится на отдельный счет непредвиденных обстоятельств. (Часть в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-59) (См. Предыдущую редакцию) Средства, поступающие на имя предприятий после закрытия их банковских счетов, зачисляются на специальные счета без права пользования. Средства, аккумулированные на специальных счетах без права пользования, направляются банками в первоочередном порядке на погашение задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами, а оставшиеся суммы — на погашение их кредиторской задолженности в календарной очередности платежей.

14 С момента принятия специальной комиссией по ликвидации предприятий решения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятия или назначения в установленном порядке ликвидационной комиссии счета этого предприятия поступают соответственно в распоряжение самого предприятия или ликвидационной комиссии. См. пункт 49 Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан, утвержденной Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1948 Статья 30. Документы по операциям банков Банки обязаны хранить в своем архиве документы в порядке и сроки, установленные Центральным банком. См. Правила ведения архивной работы в банках Республики Узбекистан (документ приводится на узбекском языке), зарегистрированное МЮ г. N 841; Указание по применению Перечня сроков хранения документов, образующихся в деятельности коммерческих банков, зарегистрированное МЮ г. N 951; Инструкцию о порядке ведения электронного архива в банках Республики Узбекистан, утвержденную Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1685 Статья 31. Отношения между банками и клиентами Отношения между банками и их клиентами осуществляется на основе договоров. Клиенты вправе открывать депозитные счета до востребования в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких выбранных ими банках в порядке, установленном законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от г. N 772-I) (См. Предыдущую редакцию) См. Инструкцию о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан, утвержденную Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 2205 При этом предприятия с иностранными инвестициями, созданные на территории Республики Узбекистан, вправе по своему выбору иметь депозитные счета до востребования в сумах и иностранной валюте в одном или нескольких банках. (Часть в редакции Закона РУз от г. N 485-I) Банки обязаны соблюдать порядок открытия счетов клиентам, установленный Центральным банком. См. Инструкцию о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан, утвержденную Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1948 Все банковские услуги предоставляются акционерам и другим клиентам банка на равных условиях. Статья 32. Межбанковские операции Банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые расчетные центры и

15 через корреспондентские счета и совершать другие взаимные операции, предусмотренные в лицензии. Статья 33. Порядок расчетов банков Банки и их клиенты осуществляют расчеты в порядке, установленном Центральным банком. За нарушение указанного порядка они несут ответственность в установленном законодательством порядке. См. Положение о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды, предусмотренные законодательством, утвержденное Постановлением ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1044 См. также в папке «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» подпапку «Расчеты» Статья 34. Обеспечение возвратности кредитов Банки предоставляют кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, гарантии, поручительства и обязательства в соответствии с законодательством. См. 2, 4, 5 главы 22 ГК Банки могут принимать решения о предоставлении кредита без обеспечения (бланковый кредит). Статья 35. Объявление заемщиков неплатежеспособными Заемщики, не выполняющие свои обязательства по своевременному возврату полученных от банков кредитов, могут быть объявлены им неплатежеспособными с опубликованием сообщения об этом в печати. К таким заемщикам банк имеет право предъявить иск в Хозяйственный суд о признании его банкротом. См. главу III Закона О банкротстве (Новая редакция) Статья 36. Назначение опеки Статья 37. Полномочия опекуна IV. ОПЕКА НАД БАНКАМИ Статья 36. Назначение опеки В случае принятия решения о назначении временной администрации банка Центральный банк назначает опекуна и издает распоряжение об опеке, которое вступает в силу со дня опубликования. Действия банка, предпринятые без предварительного одобрения опекуна, являются недействительными.

16 См. Положение об опеке над банками, зарегистрированное МЮ г. N 570 Статья 37. Полномочия опекуна Опекун наделяется полномочиями должностных лиц банка и его акционеров, а также правом принимать меры, необходимые для нормализации положения банка, включая закрытие филиалов и увольнение должностных лиц и служащих, в соответствии с законодательством. Опекун может в любое время объявить о частичном и полном блокировании депозитов и инвестиций граждан на период не более одного года, при условии, что будут приняты меры, которые сохранят приблизительную стоимость этих депозитов и инвестиций. См. пункт 20 Положения об опеке над банками, зарегистрированного МЮ г. N 570 Если во время или в конце периода опеки Центральный банк установит, что оздоровление банка невозможно, он отзывает лицензию и ликвидирует банк в установленном порядке. См. пункт 34 Положения об опеке над банками, зарегистрированного МЮ г. N 570; Положение о порядке ликвидации банков, зарегистрированное МЮ г. N 626 V. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТОВ БАНКА Статья 38. Банковская тайна Статья 39. Ответственность банков перед своими клиентами Статья 40. Антимонопольные правила Статья 38. Банковская тайна Банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. См. статью 7 Закона О банковской тайне Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций выдаются: самим организациям, прокурору, судам, а органам дознания и следственным органам — при наличии возбужденного уголовного дела. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются: самим клиентам и их законным представителям; судам; органам дознания и следствия по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов, находящиеся на счетах и во вкладах, может быть наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, государственным нотариальным конторам по находящимся в их производстве

17 наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям. Банки предоставляют информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанную с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-223) См. Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках, утвержденные Постановлением Правления ЦБ и Департамента по борьбе с НВП и ЛПД, зарегистрированным МЮ г. N 2023 Части пятую и шестую считать шестой и седьмой в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-223 За разглашение служебной тайны лица, имеющие доступ к банковской информации по долгу службы, несут ответственность в установленном законодательством порядке. См. статьи 46, КоАО По запросу налоговых органов банки представляют необходимые сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, для контроля за полнотой и правильностью уплаты ими налогов и других обязательных платежей. (Часть в редакции Закона РУз от г. N ЗРУ-197) (См. Предыдущую редакцию) Банки предоставляют кредитным бюро кредитную информацию на основании договора об обмене кредитной информацией. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от г. N ЗРУ-321) См. Положение о порядке обмена кредитной информацией между кредитными бюро и органами и организациями, предоставляющими кредитную информацию кредитным бюро, утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 2330 Статья 39. Ответственность банков перед своими клиентами Банки несут ответственность перед своими клиентами и вкладчиками за сохранность средств и исполнение принятых перед вкладчиками обязательств, в том числе за своевременность прохождения платежей из одного банка в другой и зачисление средств на расчетные счета предприятий и организаций. При ликвидации банка его вкладчики, являющиеся физическими лицами, имеют приоритет при получении своих вкладов за счет поступлений от ликвидации. См. статью 11 Закона О гарантиях защиты вкладов граждан в банках ; раздел 8 Положения о порядке ликвидации банков, зарегистрированного МЮ г. N 626 Банки обязаны регулярно извещать своих клиентов о сроках и условиях по депозитным и кредитным операциям, в том числе о годовых процентных ставках, вознаграждениях и сборах, исчисленных в соответствии с правилами, установленными Центральным банком. См. статью 16 Закона О гарантиях защиты вкладов граждан в банках

18 Статья 40. Антимонопольные правила Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле. Соблюдение антимонопольных правил контролируется Центральным банком, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с законодательством. VI. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В БАНКАХ. НАДЗОР ЗА БАНКАМИ Статья 41. Учет и отчетность в банках Статья 42. Публикация банками финансовых отчетов Статья 43. Аудит банков Статья 44. Надзор за банками Статья 41. Учет и отчетность в банках Правила бухгалтерского учета и отчетности в банках устанавливаются Центральным банком в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами. См. также в папке «Банковское законодательство» Классификатора законодательства ИПС «Норма» подпапку «Бухгалтерский учет и отчетность в банках» в подпапке «Бухгалтерский учет, аудит в банках» За нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности руководители банков несут ответственность в соответствии с законодательством. См. статью КоАО Статья 42. Публикация банками финансовых отчетов Банки публикуют свои финансовые отчеты по форме и в сроки, устанавливаемые Центральным банком, после подтверждения аудиторами достоверности указанных в них сведений. См. Положение о требованиях Центрального банка Республики Узбекистан к публикуемой годовой финансовой отчетности коммерческих банков, утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 1419 Статья 43. Аудит банков Деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторами, имеющими лицензию на осуществление таких проверок в соответствии с законодательством.

19 См. Положение об аудиторской проверке банков в Республике Узбекистан (Новая редакция), зарегистрированное МЮ г. N 982 Аудит включает, в частности, оценку достаточности капитала, классификацию ссуд, обеспечение по ссудным убыткам, измерение риска и ликвидности. Банки обязаны также разрабатывать и осуществлять внутренние аудиторские программы в соответствии с законодательством. См. Положение о требованиях Центрального банка к внутреннему аудиту коммерческих банков (Новая редакция), утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N Статья 44. Надзор за банками Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью банков в соответствии с законодательством. Центральный банк вправе потребовать от банков информацию и осуществлять иные действия в целях выполнения настоящего Закона. См. статью 51 Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан» Инспектирование деятельности банков производится в порядке, устанавливаемом Центральным банком. См. Положение о порядке проведения инспектирования (проверки) коммерческих банков и их филиалов Центральным банком Республики Узбекистан (документ приводится на узбекском языке), утвержденное Постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ г. N 2217 Президент Республики Узбекистан И. Каримов Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996, N 5-6, ст. 54

РФ, Федеральным законом от «О банках и банковской деятельности»,

Транскрипт

1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ С.В. Озюменко Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия В статье рассматриваются правовые проблемы участия иностранных банков в банковской системе России, анализируется правовое регулирование иностранных банков как элементов российской банковской системы, отмечается необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Существующая сегодня в России банковская система является двухуровневой, ее организационные формы и другие характеристики непосредственно регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Согласно ст. 2 закона «О банках и банковской деятельности» банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Деятельность иностранных банков на территории России в правовом смысле является крайне острой проблемой в связи с недостаточной разработкой правовых основ и отсутствием единой позиции в отношении их влияния на банковскую систему. Правовое положение иностранных банков, их возможность приобретать акции российских кредитных организаций жестко регулируются. Согласно ст. 1 закона «О банках и банковской деятельности» иностранным признается банк, являющийся таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Для того чтобы заниматься банковской деятельностью на территории России кредитная организация с иностранными инвестициями или филиал иностранного банка должны пройти процедуру государственной регистрации и получить лицензию на осуществление банковских операций. С.В. Озюменко, 2007

2 2 С момента вступления в силу Федерального закона от ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» законом устанавливается квота участия иностранного капитала в банковской системе России. Квота рассчитывается как отношение уставного капитала, принадлежащего нерезидентам, к суммарному уставному капиталу кредитных организаций. Банк России прекращает выдачу лицензий банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты. Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты. Ранее применялась квота иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, установленная Советом директоров Банка России. В 2002 году Банк России принял решение об отмене указанной квоты. Квоты были введены в качестве протекционистской меры для защиты интересов отечественных банков и не без их давления, так как из-за заниженного курса рубля иностранные банки могли даже с привлечением ограниченных валютных средств занять лидирующие позиции на рынке. Максимальное значение квоты было установлено в 12%, однако на практике она никогда не была использована полностью. В настоящее время законодательством не предусмотрен максимальный размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе России, Банк России также выступает против таких квот. Директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России А. Симановский заявил относительно иностранных банков в России, что их следует «или вообще не пускать, или не строить забор в поле. смысла нет» [9]. Банк России вправе по согласованию с Правительством России устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Деятельность иностранных банков на территории России ограничена и законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ст. 52 указанного закона Банку России предоставлены полномочия на выдачу разрешений на создание

3 3 кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также аккредитация представительств иностранных кредитных организаций. В настоящее время в России фактически действует законодательно неустановленный запрет на открытие филиалов иностранных банков. Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Правительство и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в российских кредитных организациях, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг, однако создание филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным из-за необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций [4]. По мнению Правительства, если открывается дочернее предприятие иностранного банка, то это будет российское юридическое лицо, подчиняющееся законодательству РФ, а в случае открытия иностранным банком филиала могут возникнуть проблемы с точки зрения отчетности, прозрачности и структуры [8]. «Запрет на открытие филиалов иностранных банков это принципиальная позиция российской стороны» заявил президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян [2]. По его словам, в России открыты ворота для «дочек» иностранных банков, но не для филиалов, так как режимы их функционирования отличаются и это создаст неконкурентоспособность российских банков. Подавляющее большинство банковского сообщества высказалось категорически против допуска филиалов иностранных банков в Россию. Кроме того, по его мнению, в России достаточно либеральный режим иностранного капитала в банковской системе. Возможно, в скором будущем этот запрет будет зафиксирован в законе. Как заявил А. Кудрин, «в ближайшее время мы более четко пропишем некоторые правила в виде законодательных норм. прежде всего, мы не должны открывать филиалы иностранных банков в России» [7]. Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, минимального размера уставного капитала вновь

4 4 регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями, минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков. Банковская система России отличается национальным характером: в России банки, принадлежащие нерезидентам, контролируют менее 10% банковской системы, что характерно либо для стран с сильной сложившейся национальной банковской системой, либо для государств, искусственно закрытых от иностранцев, правда, большого экономического эффекта, по мнению некоторых специалистов, эта самостоятельность пока не приносит [6]. В настоящее время проблема правового положения и регулирования дочерних юридических лиц и филиалов иностранных банков особенно актуальна в связи с решением вопроса о вступлении России в ВТО. Причиной многих дискуссий являлось требование США разрешить открывать филиалы иностранных банков на территории Российской Федерации. Проблема появления филиалов иностранных банков вызвала неоднозначную реакцию российского общества. По мнению министра финансов России Алексея Кудрина, отказ от запрета на открытие филиалов иностранных банков в нашей стране ухудшит условия вступления России в ВТО. Первый заместитель Председателя Банка России А. Козлов полагает, что снятие запрета на открытие филиалов для иностранных банков создаст неравные условия конкуренции [5]. Глава Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Г. Греф также настаивает на сохранении запрета на открытие филиалов иностранных банков в РФ [1]. Президент АРБ Г. Тосунян заявил, что российские банки готовы к вступлению России в ВТО при условии соблюдения национальных интересов и приоритетов банковского сегмента. Президент Российской Федерации В. Путин подтвердил, что правительство согласно с банковским сообществом в вопросе о том, что деятельность филиалов иностранных банков в Российской Федерации должна быть запрещена. По его словам, это связано не только с конкуренцией, но и с невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег и капитала и с необходимостью борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем [3]. Сегодня иностранным банкам разрешается создавать в России дочерние структуры, которые действуют в соответствии с российским законодательством, подчиняются Банку России и не

5 5 имеют особых конкурентных преимуществ. В случае создания прямых филиалов иностранных банков их режим выгодно отличался бы от «дочек», поскольку филиалы не обязаны выполнять нормативы, отчитываться сразу в двух системах бухгалтерского учета, ежемесячно сдавать отчетность в Банк России. Глава российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО М. Медведков отметил, что дальнейшая либерализация деятельности иностранных банков, тем более открытие прямых филиалов, попросту опасна, поэтому неприемлема. Тему свободного доступа на рынок филиалов иностранных банков связывают и с вопросами национальных приоритетов и экономической безопасности государства. Г. Тосунян обращает особое внимание на то, что банковская система это не одна из отраслей экономики, а её основа, без которой невозможно развитие ни одной отрасли, что нет ни одного влиятельного государства без мощной национальной банковской системы. Существует и противоположный подход к проблеме появления в России филиалов иностранных банков. По мнению Константина Борового, «если мы не откроем нашу экономику для западных банков, она откроется сама, но каким-то уродливым способом, в результате низкой конкуренции российская банковская система стала своеобразным тромбом, который не позволяет нормально развиваться и работать отечественной экономике» [10]. Он считает, что если в России на месте банка, который умоляет Банк России дать ему шанс на существование, появится нормальный немецкий, американский или итальянский банк, будет лучше. Зарубежное банковское сообщество достаточно спокойно отреагировало как на позицию России на переговорах по вступлению в ВТО относительно возможности открытия филиалов иностранных банков, так и на заявления официальных лиц по этому вопросу. Согласно официальным данным Банка России по состоянию на , в России работает 121 банк с участием нерезидентов. Представители таких крупнейших банков, как Citibank, Raiffeisenbank, Deutsche bank, ABN AMRO, Societe Generale, ING Bank, BNP Paribas, «дочки» которых уже на протяжении порядка десяти лет успешно конкурируют с российскими банками, уверены, что запрет открытия филиалов иностранных банков никак не отразится на их дальнейшей работе. С одной стороны, очевидно, что иностранные банки приносят новые технологии, демонстрируют уважение к законодательству и регулятивным нормам, то есть способствуют

6 6 повышению уровня банковской и деловой культуры, усиление конкуренции способствует повышению качества обслуживания, расширению спектра услуг и снижению их стоимости. Однако поскольку в настоящее время в отношении российских банков действует масса ограничений и нормативов, регулирующих их деятельность, представляется правильным в случае предоставления иностранным банкам возможности открывать свои филиалы на территории России существенно изменить и правовое положение российских банков, чтобы поставить эти элементы банковской системы в равные условия. ЛИТЕРАТУРА 1. Греф стоит за запрет на открытие филиалов иностранных банков в РФ // РИА Новости вевр. ( 2. Запрет на открытие филиалов иностранных банков в России это принципиальная позиция на переговорах о вступлении РФ в ВТО // Анализ, консультации и маркетинг февр. ( 3. Запрет несуществующих филиалов иностранных банков в России, как предупреждение Америке // Прайм-ТАСС дек. ( 4. Заявление Правительства РФ 983п-П13, ЦБ РФ 01-01/1617 от «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России апр. 5. Снятие запрета на открытие филиалов иностранных банков неприемлемо // Открытая экономика окт. ( 6. Лепетиков Д.В. Российская банковская система: что там, за горизонтом? // Банковское кредитование Правительство намерено установить запрет на открытие филиалов инобанков в РФ // Ведомости июля. 8. Правительство РФ предлагает законодательно закрепить запрет на открытие филиалов иностранных банков // Анализ, консультации и маркетинг июня. ( 9. Романова Н. Забор в поле: Банк России не хочет давать квоты иностранному капиталу // Время новостей апр.

Популярное:

  • 1 судебная власть вид деятельности Судебная власть в РФ (1) Главная > Реферат >Государство и право Глава I. Судебная власть в системе органов Российского государства…. 5 - 7 Глава II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……. 8 - 14 Глава III. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской […]
  • Статья 12 пункт 6 1. Признать утратившими силу: 1) раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - […]
  • Все отчеты для ооо усн в 2014 году Все отчеты для ооо усн в 2014 году Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 31 марта следующего года (1 раз в год). 2) Сведения о […]
  • Ст 103 ук рф убийство УК РФ Статья 103 Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера Статья 103 УК РФ. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении […]
  • Мировой суд 429 Мировой суд 429 Черемушкинский районный суд города Москвы 48 район Черемушки 117292, Москва, Нахимовский проспект, д.56 Головченко Оксана Васильевна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д.49, к.1 50 район Черемушки Склярова Ирина Владимировна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, […]
  • Понятие система международного частного права Лекция 1. Международное частное право в системе российского права 1.3. Система международного частного права Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются вопросы, которые имеют значение для международного […]