Экономические права граждан рк

Конституция Республики Казахстан о трудовых отношениях. Понятие собственности. Право на свободу труда. Предприимчивость. Материальная поддержка безработных граждан. Отношения между гражданином и государством, между гражданином и предприятием.

Значение удовлетворения материальных потреб­ностей.’ Экономические и социальные права и свободы нужны человеку для реализации своих возможностей в сфере материального производства и распределения, для удовлетворения духовных и других общественных или личных потребностей. Есть одно условие использования гражданами своих прав и осуществления свобод в этой сфере. Это достаточный уровень развития экономики страны, так как только при развитой экономике закладываются основы реализации назван­ных прав и свобод граждан. В стране с кризисной экономикой и отсталым материальным производством говорить о реализации социально-экономических прав и свобод не приходится.

Основные направления экономической политики государства Казахстан выражаются в следующих моментах:

— для удовлетворения общественных потребностей создается экономика, основанная на частной и государ­ственной собственности;

—поддерживается любая полезная для общества форма предпринимательства, отдается предпочтение сфере произ­водства материальных благ, строительства, транспорта, частной торговли.

Государство должно поддерживать частную инициа­тиву, направленную на накопление собственности, так как предпринимательская деятельность ориентируется на формирование и развитие экономики. Каждый гражданин должен иметь возможность заниматься любимым делом, красиво одеваться, полноценно питаться, давать образование своим детям и быть уверенным в завтрашнем дне. Человека, имеющего примерно такой уровень достатка, можно назвать представителем среднего класса. Государство ставит своей целью формирование общества среднего класса, являющегося основой социальной и политической стабильности и высокого уровня жизни людей.

Права собственника. Право собственника состоит из трех элементов: а) право владения; б) право пользования; в) право распоряжения.

Право владения означает, что человек имеет юриди­ческую возможность владеть объектом собственности: движимым и недвижимым имуществом. Сюда можно отнести частный дом, дачу, автомобиль, деньги, различные вещи и т.д. Правом пользования называют право извлечения выгоды из полезных свойств объекта собственности, эксплуатации техники, технологии. Право распоряжения проявляется в возможности продавать, сдавать внаем, оставлять в наследство, передавать безвозмездно кому-нибудь и т.д. Собственник имеет право распоряжаться своей собственностью в соответствии с законом, т.е. он не может использовать свое имущество во вред другому человеку, обществу.

Частная собственность может приобретаться различ­ными путями: в результате производства материальных благ, духовных ценностей, получения наследства, подарков, реализации ценных бумаг и т.д.

Государство защищает право собственности своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами, а также частную собственность, во-первых, от преступных посягательств (хищения, разбазаривания, порчи), во-вторых, от любых действий, наносящих ей ущерб. За посягательство на частную собственность виновный привлекается к уголовной и материальной ответственности. Закон защи­щает частную собственность от неправомерного посяга­тельства со стороны государственных органов и должно­стных лиц. Если нанесен вред имуществу гражданина, то он имеет право обратиться в суд с требованием возмещения причиненного ущерба.

Предпринимательская деятельность. Частное пред­принимательство— форма осуществления экономических свобод граждан, одно из основных условий, обеспечи­вающих переход к рыночной экономике. Издан Закон Республики Казахстан «О поддержке и защите частного предпринимательства”. В Конституции Республики Казахстан записано: «Каждый имеет право на свободу предпринимательства”.

Частное предпринимательство — это работа граждан, направленная на удовлетворение спроса на различные товары, услуги, помощь. Каждый гражданин Республики Казахстан вправе заниматься любым видом предпринима­тельской деятельности. Деятельность предпринимателя можно ограничивать в целях защиты безопасности обще­ства, граждан, окружающей среды, обеспечения соблю­дения правил безопасности. Иначе говоря, человек не может заниматься такой предпринимательской деятельностью, которая может причинить вред людям, обществу, окружающей среде (порча земли, загрязнение вод и т.п.).

Предпринимательством может заниматься отдельный человек или группа людей. Государство установило многочисленные льготы предпринимателям: выдает кре­диты из государственного фонда, обеспечивает необхо­димыми средствами и т.д. Такая помощь, в первую очередь, оказывается тем предпринимателям, которые занимаются производством материальных ценностей. Это и понятно — предприниматели способствуют развитию экономики, удовлетворению потребностей в товарах, продуктах.

Право на свободу труда. Свобода труда относится к основным правам граждан. Это право означает, что трудоспособный человек имеет юридическую возможность своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Согласно Конституции Республики Казахстан, «каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии”.

Конституция и законы Республики Казахстан, провоз­гласив право на свободу труда, гарантируют свободу трудового договора. При поступлении на работу заключается трудовой договор между гражданином и предприятием.

Свобода труда означает право заниматься предпринимательством, право на юридическую возможность каждого способного к труду человека по своему желанию устраиваться на работу в государственные или частные предприятия, учреждения и организации. Также данное право предоставляет человеку возможность устраиваться на работу по своей специальности. Государство стремится создать условия, обеспечивающие трудоустройство каждого гражданина по его способностям и желанию. Для обеспечения трудоспособных граждан работой государство предпринимает необходимые меры, создает специальные органы, занимающиеся трудоустройством безработных.

Право на отдых. Согласно Закону Республики Казахстан о труде, время, в течение которого работник освобождается от выполнения своих трудовых обязан­ностей и использует его по своему усмотрению, считается временем отдыха. Время отдыха включает: перерыв между рабочими днями (этот перерыв начинается после рабочего дня и продолжается до следующего рабочего дня); еженедельные выходные дни; установленные конституцией праздничные дни; ежегодный отпуск. В договоре между работодателем и работником могут быть определены и другие виды отдыха. Работодатель не вправе привлекать граждан к работе во время отдыха. Такое возможно только в случае взаимного согласия работника й работодателя.

Право граждан на жилище. Законы Республики Казахстан предоставляют гражданам жилищные права. Граждане имеют право строить, покупать жилище, получать квартиру из государственного жилищного фонда в установленном порядке. Запрещается выселение из жилища кого бы то ни было. Выселение может производиться только в случаях, предусмотренных зако­ном. При лишении или ограничении возможности пользования жилищем гражданин имеет право обратить­ся в суд для защиты от беззакония. Если изъятию подлежит земельный участок, являющийся государ­ственной собственностью, на котором находится частный дом гражданина, то государство должно возместить ему стоимость дома или предоставить квартиру.

Право граждан на охрану здоровья переплетается с правом на жизнь. Только здоровый человек может вести полноценную, счастливую жизнь. Здоровье дает человеку возможность трудиться, зарабатывать деньги, создавать для себя приемлемые материальные условия, защищать Родину, иметь семью и растить детей. А согласно конституции, Республика Казахстан «ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека”.

Основа здоровья народа — защита окружающей природной среды от загрязнения, улучшение меди­цинского обслуживания населения. Работа в этих двух направлениях, а также и другие дополнительные меры должны стать гарантией обеспечения здоровья населения.

Право граждан на образование. Основное среднее образование в Республике Казахстан является обязатель­ным. Также граждане могут получить профессиональное образование в специальных учебных заведениях — училищах, колледжах, лицеях. Если человек хочет учиться в высшем учебном заведении — институте, универ­ситете, академии, никто не имеет права препятствовать его стремлениям.

Разумеется, каждый должен побороться за реализацию своего права на образование — выдержать экзамены, пройти по конкурсу. Наряду с государственной системой образования конституция разрешает создание частной системы образования: школ, колледжей, университетов и других учебных заведений.

Важное значение имеет право граждан заниматься художественным, научным и техническим творчеством Государство поддерживает стремление граждан к духовному творчеству. Научные исследования проводятся в исследовательских институтах, в университетах, научных центрах, которые финансируются из разных источников.

1. Что относится к экономическим и социальным правам и свободам? 2. Что вы можете сказать о защите этой группы прав и свобод граждан в современном Казахстане?

Экономические права граждан рк

к.ю .н ., доцент Евразийского гуманитарного университета

Социальные права человека и гражданина

в Республике Казахстан

Социальные права человека это одна из категорий конституционных прав, определяющая возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования вне рыночных отношений. Реализация данных прав непосредственно связана с государственным перераспределением национального дохода. Важ­ нейшим основанием выделения социальных прав человека как самостоятель­ной категории прав является то, что они предполагают возможность человека получить указанные блага не через рыночные механизмы, а через механизм го­сударственной перераспределительной политики.

Право на социальное обеспечение, как неотъемлемое естественное право человека, имеет место в связи с наступлением определенной жизненной ситуации, с которой закон связывает возникновение субъективного права у лица требовать от правообязанного субъекта предоставления того или иного вида социального обеспечения. Возникновение права у граждан требовать от государственных органов, работодателей, накопительных пенсионных фондов, страховых организаций предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, компенсаций, льгот, государственной адресной социальной помощи может иметь место в связи с фиксацией в определенном порядке наличия тех или иных социально значимых юридических фактов (действий или событий) уполномоченными органами. Конституция Республики Казахстан в ст. 28 устанавливает лишь минимальный перечень социальных фактов в связи с наступлением которых гарантируется предоставление социального обеспечения – это возраст, инвалидность, потеря кормильца, перечень иных оснований устанавливается законами республики.

Конституция РК закрепляет еще ряд социальных нрав, не охватываемых социальным обеспечением, это право на жилище, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, которое согласно пункту 2 статьи 35 Конституции РК предоставляется оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами , право на бесплатное образование (статья 30), на охрану здо­ ровья, которое предполагает предоставление бесплатного гарантированного объема медицинской помощи.

Вопрос об отнесении права на бесплатное образование к числу социаль­ ных требует пояснения. Указанное право можно отнести и к культурным пра­ вам, которые предполагают доступ к культурным ценностям — музеям, архи­ вам, библиотекам, поскольку речь идет о духовных благах. Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора их сферы приложения, форм реализации и получения профессионального образования. Однако образова­ ние тесно связано с материальной стороной жизни, определяя возможности трудоустройства, получения дохода.

Образование — это духовное благо, но в значительной мере определяющее возможность доступа к материальным благам, поэтому право на образование можно с уверенностью отнести к социальным правам человека.

Таким образом, общий перечень социальных прав человека включает в се­ бя:

— Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям, обеспечение права на минимальный размер пенсии (статья 28 Конституции РК).

— Право на гарантированное статьей 30 Конституции РК бесплатное об­ разование.

— Право на создание условий для обеспечения граждан жильем, на предоставление жилища указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25 Конституции РК).

— Право на охрану здоровья (статья 29 Конституции РК).

Как и экономические права, социальные права также не однородны. Если право на социальное обеспечение связано исключительно с благополучием конкретного лица, то права на образование и охрану здоровья выходят далеко за рамки индивидуального благосостояния и определят перспективы развития всего общества.

Международные стандарты социальных прав закреплены в статьях 22, 25, 26 Всеобщей Декларации прав человека. Международный Пакт об экономиче­ ских, социальных и культурных правах в числе социальных прав закрепляет право семьи на охрану и помощь, право каждого на достаточный уровень жиз­ ни, на охрану здоровья и образование.

Формулировка статей о социальных правах Конституции Республики Казахстан построена таким образом, что нормы подробно регламентируют содержание социальных прав, но меньше внимании уделяется механизмам их реализации, оставляя этот вопрос для регулирования текущим законодательст­ вом. Избранная конструкция представляется не вполне удачной, поскольку механизм реализации провозглашаемых Конституцией РК социальных прав не находит в основном законе своего действенного алгоритма обеспечения, гарантированности, отсутствует и раскрытие различных на­ правлений государственной политики, через которые реализуются указанные права. Считаем, что является оправданной правовая норма в том случае, когда под декла­ рируем ое ею субъективное право подведен комплекс мер государст­ венной политики, посредством которых возможна реализация данного права. В большей степени приведенный вывод требует своего практического воплощения в правовых нормах, касающихся социальных прав граждан . Все нормативно закрепленные права на социальное обеспечение утрачивают свое значение, приобретают характерных декларативных, при отсутствии указания на источник их финансирования, принятые республикой международные обязательства в области предоставления тем или иным субъектам прав на определенные виды социального обеспечение являются неисполнимыми, если законодатель не ввел их в отечественное социально-обеспечительное законодательство и «забыл» указать источник их финансирования или предусмотреть средства к выплате в соответствующем фонде , бюджете.

Конституционный перечень основных социальных прав в зарубежных странах, в том числе странах с разными моделями социальной политики, прак­ тически одинаков. При этом в конституциях одних государств социальные права человека увязаны с соответствующими задачами государства (Италия, Испания), в других механизм реализации этих прав не раскрывается.

В Республике Казахстан со второй половины 90-х годов прошлого столетия наше общество было поставлено пред необходимостью наряду с проводимыми экономическими преобразованиями начать осуществлять социальные реформы, которые бы отражали в полной мере состояние и возможности бюджетного финансирования мероприятий по социальному обеспечению, и не ущемляли конституционных прав граждан на гарантированность предоставления социального обеспечения.

Основными направлениями пенсионной реформы, которая де-факто стартовала с 1 января 1998 года стало . Во-первых, постепенное увеличение возраста выхода на пенсию с 55 до 58 лет для женщин, и с 60 до 63 для мужчин. Увеличение пенсионного возраста предполагало более высокий уровень накоплений в пенсионной системе, однако, на практике привело, прежде всего к резкому уменьшению количества пенсионеров, получающих пенсию из солидарной системы.

Во-вторых, были отменены практически все льготные основания (условия более раннего) выхода на пенсию, поскольку большее число льгот при назначении пенсий создавало значительную нагрузку на государственный Пенсионный фонд. Действовавшее законодательство предоставляло право значительному числу людей раньше выходить на пенсию и получать льготные пенсии, размер которых в отдельных случаях выше пенсий по возрасту. В результате работники одних отраслей платят взносы для выплаты пенсий работающим в привилегированных отраслях, из-за чего нарушался принцип социальной справедливости. В настоящее время в Законе «О пенсионном обеспечении» сохранились лишь две категории граждан, имеющих право на более ранний выход на пенсию.

В-третьих, были отменены социальные пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и заменены на соответствующие виды государственных социальных пособий. На наш взгляд указанная замена одного вида социального обеспечения на другой обусловлена экономическими причинами отсутствия достаточных средств по их финансированию. Поскольку минимальные размеры месячной пенсии ежегодно утверждается законодательным актом на основе прожиточного минимума исходя из принципа поэтапного повышения его до величины прожиточного минимума, размер же рассматриваемых государственных пособий ни с каким социальным индикатором не связан, их уровень не зависит от прожиточного минимального уровня, так, например, государственное социальное пособие по инвалидности, назначаемое инвалидам от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, детям-инвалидам до 16 лет составляет по группам:

· инвалидам первой группы — 10 месячных расчетных показателей, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (далее — месячных расчетных показателей);

· инвалидам второй группы — 7,5 месячного расчетного показателя;

· инвалидам третьей группы — 5 месячных расчетных показателей;

· детям-инвалидам до шестнадцати лет — 7 месячных расчетных показателей.

Или уровень государственного социального пособия по случаю потери кормильца, определяемый в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении устанавливается в следующих суммах.

При наличии одного нетрудоспособного члена семьи, имеющего право на получение месячного пособия по случаю потери кормильца, пособие назначается в размере 5 месячных расчетных показателей.

· при наличии двух — 4,3 месячного расчетного показателя на каждого нетрудоспособного члена семьи;

· при наличии трех — 3,5 месячных расчетных показателей на каждого нетрудоспособного члена семьи;

· при наличии четырех — 2,8 месячного расчетного показателя на каждого нетрудоспособного члена семьи;

· при наличии пяти — 2,3 месячных расчетных показателей.

При наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от двенадцатикратного месячного расчетного показателя.

Таким образом, не трудно посчитать, что размеры назначаемых социальных пособий нередко значительно меньше прожиточного среднего уровня по республики и минимальной пенсии на соответствующий календарный год. То есть фактически конституционные гарантии по социальному обеспечению по инвалидности, по случаю потери кормильца государством выполняются, но в «монетном» выражении не обеспечивают достаточного уровня жизни их получателям.

Четвертым, и главным направление пенсионной реформы, стало введение накопительной пенсионной системы наряду с действующей солидарной. Как отмечалось в Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан действовавшая пенсионная система в правовом, экономическом и социальном отношениях нуждалась в принципиальных изменениях. Реформирование системы пенсионного обеспечения может способствовать развитию экономики государства, от состояния которой зависит улучшение материального обеспечения всех пенсионеров. Накопительная система предполагает ответственность каждого за свое будущее пенсионное обеспечение, которое финансируется из личных пенсионных накоплений и полученного инвестиционного дохода. Таким образом, уровень пенсионного обеспечения будет дифференцированным в зависимости от трудового вклада гражданина в систему, и успешной деятельности накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами.

Однако, за относительно небольшой период своего существования накопительная пенсионная система несколько раз существенно реформировалась в целях защиты интересов вкладчиков и получателей, обеспечения сохранности пенсионных накоплений, не изменяя основополагающих принципов своего функционирования: обязательности участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений, личной ответственности трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости; эффективности инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений; обеспечении права наследования граждан на накопления в негосударственной пенсионной системе; вклада в экономику через инвестирование пенсионных сбережений граждан.

Говоря о перспективах реформы системы социального обеспечения в Республике Казахстан, следует отметить направлен ие ее а дресности. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана (Астана, 28 февраля 2007 года) в качестве седьмой задачи определена адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах, указывается, что м ы будем продолжать нашу политику адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в защите, но решать именно на рыночных принципах. Нужно помогать тем, кто действительно нуждается. Нуждаются многодетные, малообеспеченные семьи, инвалиды, им мы и должны помогать. А социальная поддержка остальных граждан заключается в том, чтобы создавать рабочие места.

На реализацию социальных прав человека влияет целый ряд факторов, одни из них объективны, другие субъективны. Что касается связи социальных прав с имеющимися у государства экономическими возможностями, такая связь су­ществует. Но было бы неверно абсолютизировать ее, жестко «привязывать» реализацию социальных прав к неким объективным условиям. В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 года N 18/2 О б официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, указывается, что пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан в части слов «Республика Казахстан утверждает себя . социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» означает, что Республика Казахстан стремится к выполнению роли социального государства в соответствии с реальными возможностями государства. Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Однако , в рамках одних и тех же объективных экономических возможностей степень реализации социальных прав может существенно варьиро­ ваться в зависимости от набора субъективных факторов: оперативности госу­ дарственного управления, компетентности управленческого персонала, качест­ ва планирования и прогнозирования, коррумпированности ответственных лиц, степенью их заинтересованности в решении соответствующих проблем, сла­ женности бюджетного механизма, взаимодействия ветвей и уровней власти.

Социальные права возведены законодателем в Республике Казахстан в ранг конституционных , а это означает, как точно подчеркивает исследователь С.К. Амандыкова, что конституционные права и свободы имеют изначальный характер, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Конституционные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином и составляют ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы, являются основными не только по форме, поскольку закреплены в Основном законе, но и по содержанию. В Основном законе закреплены те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства.

Конституционное право Республики Казахстан содержит многоуровневую систему норм, направленных на закрепление, реализацию и защиту социальных прав человека. Конституционные социальные права полу­ чили свое развитие в законах и подзаконных актах. Законодательство закреп ляет корреспондирующие социальным правам обязанности органов государст­ венной власти и местного самоуправления. Реализация социальной политики и, соответственно, социальных прав граждан закрепляется как функция соответ­ствующих органов в конституционном законе «О Правительстве РК», в законе «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» и иных законодательных актах.

Тем не менее, весь этот массив правовых норм не обеспечивает полноцен­ ную реализацию социальных прав граждан. На практике, даже имея необ­ ходимые экономические ресурсы, органы власти и должностные лица не всегда направляют их на первоочередные социальные нужды, не реаги­руют должным образом на обращения граждан. Проблема, таким образом, выходит за рамки конституционного права, поскольку она связана с организа­ цией и «стилем» работы властных структур.

Такие формы работы органов власти, как общественные приемные, « телефоны доверия», социологические исследования, контакты со средствами мас­ совой информации и общественными объединениями, как показывает практи­ка, позволяют в значительной мере улучшить ситуацию с социальными права­ми населения, выявлять и оперативно реагировать на возникающие проблемы, оптимально распределять имеющиеся финансовые ресурсы. Кроме того, орга­ ны власти вправе координировать и поощрять участие юридических лиц, препринимателей в ре­ шении социальных проблем территории.

Исходя из этого можно утверждать, что многие проблемы реализации социальных прав человека связаны не с какой-то особой их природой, а с дезорганизованностью государственного аппарата, излишней политизиро­ ванностью социальных проблем, недостаточной мотивацией государст­ венного аппарата в их решении.

По поводу такой особенности социальных прав, как общий, декларатив­ ный характер их формулировок, можно сказать следующее. Конституционные формулировки социальных прав действительно являются весьма общими , без указания тех конкретных благ, на которые может рассчитывать человек. Но со­ держание социальных прав конкретного лица, способы реализации этих прав, условия, при которых человек вправе претендовать на государственную по­мощь — все эти вопросы регулируются текущим законодательством на основе общих конституционных норм. Таким образом, конституционные социальные права можно рассматривать не только как непосредственно действующие субъективные права человека, но и как обращенное к законодателю требова­ ние. Однако указанная черта не является специфичной только для социальных прав. Таким же образом личные и политические права и свободы человека и гражданина в Конституции закрепляются в наиболее общей форме, а конкрет­ ные вопросы регулируются законодательством (например, активное и пассивное избирательное право).

Необходимо сказать также о субсидиарности как одной из основных ха­ рактеристик социальных прав. Принято считать, что в условиях рыночной эко­ номики государство оказывает социальную помощь лишь тем лицам, которые самостоятельно не способны обеспечить себе достаточный уровень жизни. В целом с этим можно согласиться, поскольку социальное государство основы­ вается на принципе личной ответственности человека за свое благополучие, а социальная помощь оказывается только тогда, когда лицо по объективным причинам не способно обеспечить себе своим трудом достойный уровень жиз­ ни. Если государство полностью снимает с человека личную ответственность за его уровень жизни, оно только лишь подавляет созидательный потенциал личности, устраняет мотивацию к раскрытию и развитию ее способностей, отступая, таким образом, от истинного предназначения социального государства.

Однако сказанное относится только к праву на социальную помощь, но, как отмечалось ранее, социальные права не сводятся только лишь к соци­альной помощи. Право на охрану здоровья и на образование, с учетом дейст­ вующего в Казахстане законодательства, не являются субсидиарными, т.е. предос­тавляются вне зависимости от нуждаемости. Образование и здоровье являются не только индивидуально-значимыми, но и общественно-значимыми благами, определяющими перспективы развития всего общества, поэтому они не связы­ ваются и не должны связываться с определением нуждаемости конкретного лица.

Дискуссионным является вопрос о возможностях судебной защиты соци­ альных прав. В научной литературе широко представлена точка зрения о том, что закрепленные в конституции социальные права человека — это лишь мо­ ральная обязанность государства, своего рода «пожелания», не порождающие юридической обязанности государства, поскольку государство может просто не иметь возможности предоставить каждому гражданину жилье, работу и дру­ гие блага. Отсюда делается вывод о невозможности судебной защиты социаль­ ных прав.

Тем не менее, практика показывает возможность судебной защиты соци­ альных прав. Мно­ жество споров, связанных с социальными правами, рассматривается судами общей юрисдикции. Поэтому необходимо сделать такое уточнение: в судебном порядке можно защитить конкретное социальное право, основанное на законе, а не требование общего характера об обеспечении «достойной жизни» и т. п. Дело в том, что социальные права, как и другие категории конституционных прав, следуя логике «от абстрактного к конкретному», постепенно «разворачи­ ваются» от самых общих программно-целевых норм конституции и, проходя несколько уровней конкретизации в конституции, законах, подзаконных актах, в итоге превращаются в конкретные субъективные права, порождающие кон­кретные правоотношения. Поэтому, когда речь идет о судебной защите соци­ альных прав, необходимо уточнять уровень конкретизации этих прав .

Имея определенную специфику, социальные права органично вписываются в систему прав и свобод человека и гражданина, подлежат реализации и защите наравне с другими категориями прав.

Конституционный Совет Республики Казахстан в постановлении от 28 октября 1996 года «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан» указал: «что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства». Республика Казахстан признает и гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

Как и экономические права, социальные права также требуют сбалансиро­ванного подхода к их реализации. Необходим баланс между государственными гарантиями и личной ответственностью человека в социальной сфере, именно такой баланс отвечает сущности социального государства. Социальное госу­ дарство призвано обеспечивать не только минимальные гарантии для нетрудо­ способных лиц, но и способствовать реализации тех прав, которые ведут к про­ грессу всего общества, являются «инвестициями в будущее»: права на образо­ вание и охрану здоровья.

Предпосылкой эффективности социальных нрав является полноценная реализация экономических прав и свобод, поскольку личная ответственность человека за свое благополучие реализуется именно через экономическую ак­ тивность, т. е. через реализацию своих экономических прав.

1. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, «направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.

Презентация на тему: Личные, политические, социальные, экономические права и свободы человека и гражданина РК

Личные, политические, социальные, экономические права и свободы человека и гражданина РК

Содержание Конституционное право Конституционные права и свободы Личные права Политические права Социальные и культурные права Экономические права Конституционные обязательства Заключение

Конституционное право Конституционное право РК – право регулирующее: Правовой статус человека и гражданина РК; Форму государства (форму управления, структуру государства, политический режим); Правовой статус Высших государственных органов; Основы политической структуры; Основы экономической структуры

Конституция – основной закон государства имеющий высшую юридическую силу, регулирующий наиболее важные основные социальные отношения. Функции: Государство и правовая структура Человеческие права Законодательные процедуры Признаки: Основной закон государства Фундаментальный характер Стабильность Верховенство юридической силы

Личные права право свободного передвижения по территории РК и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных (с т. 21.п.1) Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, пере- писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, пря- мо установленных законом. (ст.18, п.2)

Личные права Право на жизнь Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. . (ст.15, п. 2.) Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. (ст.20)

Правовая защита Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону (ст.13, п.1); Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. (ст. 13, п. 2) Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно(ст.13, п.3). Все равны перед законом и судом. (ст. 14,п. 1)

Правовая защита Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по: мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (ст.14,п.2) .

Экономические права Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.(ст26, п 1) Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. (ст26, п. 2)

Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.

Право на охрану здоровья(ст.29) Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Право на образование (ст.30) Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Политические права (ст.33, п. 1,2) Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

Политические права (ст.33, п. 3,4) Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом.

Обязательства по Конституции Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. (ст. 34, п.1) Каждый обязан уважать государственные символы Республики. (ст. 34, п.2) Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. (art. 35)

Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.(ст. 36, п.1) Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. (ст. 36, п.2) Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.(ст 37)

Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.(ст.38) Взрослые дети обязаны заботиться о престарелых родителях

Статья 28. Освобождение от призыва на воинскую службу (О воинской обязанности и воинской службе от 08.07.2005 г.) От призыва на воинскую службу по призыву в мирное время освобождаются граждане: 1) проходящие или прошедшие воинскую службу; 2) признанные не годными к воинской службе по состоянию здоровья; 3) не призванные на законных основаниях на срочную воинскую службу по достижении двадцати семи лет; 4) у которых один из родственников (отец, мать, брат или сестра) погиб, умер или стал инвалидом первой или второй группы при исполнении служебных обязанностей в период прохождения воинской службы; 5) прошедшие воинскую (альтернативную) службу в другом государстве; 6) имеющие ученую степень.

Заключение Международное право издало международные правовые нормы по: Правам человека : Международная декларация по правам человека Пакт по гражданским и политическим правам Пакт по экономическим, социальным и культурным правам Конституция РК уважает принципы и нормы Международного права. Международные договора и другие международные обязательные отношения РК имеют приоритет перед законом .

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]