Филиалы и представительства юридических лиц

Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту (например, реклама продукции юридического лица, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, реализация продукции и др.).

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (например, филиал учебного заведения).

Они не являются юридическими лицами, действуют на основании имущества, предоставленного им создавшим их юридическим лицом, и утвержденных им положений; их руководители действуют от имени юридического лица на основании полученной от него доверенности. Они должны быть указаны в учредительных документах создавших их юридических лиц. Об изменениях, вносимых в учредительные документы в связи с созданием или ликвидацией филиала или представительства, сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, в уведомительном порядке, без каких-либо согласований, а направление сведений носит информационный характер.

Филиалы некоммерческих организаций, унитарных предприятий и некоторых других организаций могут выполнять только те функции, которые соответствуют целям деятельности, указанным в учредительных документах юридического лица. Филиалы коммерческих организаций имеют право на занятие любой деятельностью, не запрещенной законом, если иное не вытекает из учредительных документов юридического лица или самого филиала.

Филиалы и представительства могут создаваться как на территории России, так и на территории иностранных государств. Но законодательством предусмотрена возможность свободного создания филиалов и представительств на территории иностранных государств только для коммерческих юридических лиц, некоммерческие организации имеют право на создание таких подразделений только на территории РФ. Но такое положение не означает запрета на создание филиалов и представительств некоммерческими организациями за рубежом, такое создание возможно, если это не противоречит самой природе соответствующей организации.

Представительства в гражданском обороте выступают от имени юридического лица, т. е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту.

Поле деятельности филиалов в отличие от представительств значительно шире: они представляют интересы и выполняют все (или часть) функции юридического лица. Представительства и филиалы не имеют прав юридического лица и иметь их не могут.

В соответствии с налоговым законодательством филиалы и представительства являются субъектами налогообложения и исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения, но стороной по делу в данном случае является юридическое лицо, и именно с него или в пользу него производится взыскание судом.

Ответственность за действия филиалов и представительств несут юридические лица, их создавшие.

Юридические права филиалов

Документ : Правовой статус обособленных подразделений юридических лиц

Правовой статус обособленных подразделений юридических лиц

Создание филиалов, представительств, других обособленных подразделений предприятия свидетельствует о процессе его диверсификации. Эти производные структуры стали массовым явлением в экономической жизни страны, хотя в плане законодательного их закрепления и регулирования не обратили на себя надлежащего внимания.

Вначале необходимо определиться, что же такое представительство и что такое филиал юридического лица. Если брать в общем, то филиал — это самостоятельное отделение любого учреждения, организации, предприятия. А представительство — это учреждение, орган, представляющий чьи-то интересы. Если же подходить к этим понятиям с юридической точки зрения, то необходимо указать, что ни в одном законе и даже в Гражданском кодексе Украины не дается конкретного определения филиала и представительства (не говоря уже о других обособленных подразделениях юридического лица). Единственным нормативным актом, где можно найти определение вышеупомянутых понятий, является Классификатор организационно-правовых форм хозяйствования, по которому филиалом является структурно обособленная часть юридического лица, находящаяся за пределами расположения руководящего органа юридического лица и выполняющая такую же деятельность (производственную, научную и др.), как и юридическое лицо в целом. Филиал имеет свое руководство, которое подчинено руководящему органу юридического лица и действует на основании доверенности, получаемого от соответствующего руководящего органа юридического лица. Представительство — структурно обособленная часть юридического лица. Представительство действует за пределами нахождения юридического лица от его имени. Деятельность представительства ограничивается исключительно представительскими функциями (заключение соглашений, приемка-сдача продукции и др.).

К этому следует добавить, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, о чем указывается почти во всех законодательных и подзаконных нормативных актах, которые предусматривают право юридических лиц на создание обособленных подразделений: Законы Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве», «О хозяйственных обществах» и другие.

Открытие филиалов и представительств — это одно из особых неимущественных прав юридических лиц, которое они имеют в соответствии с правоспособностью, признаваемой за ними, с целью расширения территориальной сферы своей деятельности.

Филиалы и представительства не имеют прав юридического лица согласно ст.8 Закона Украины «О предпринимательстве». Они представляют собой обособленные подразделения юридического лица, выступающие от своего имени по поручению, которое выдается их руководителям (ч.2 ст.31 Гражданского кодекса Украины). Поэтому они не являются органами юридического лица, хотя непосредственно принимают участие в осуществлении его правоспособности, и соглашения, заключаемые филиалами и представительствами, создают права и обязанности непосредственно для юридического лица.В этом состоит их основное отличие от дочерних предприятий, которые создаются в качестве юридического лица другим предприятием путем передачи им части своего имущества в полное хозяйственное ведение.

Согласно ст.7 Закона Украины «О предприятиях в Украине» и ст.9 Закона Украины «О хозяйственных обществах»предприятия и хозяйственные общества вправе создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов. Указанные подразделения действуют на основании Положения о них, утвержденного предприятием (обществом), и доверенности.

Всоответствии с ч. 14 ст.8 Закона Украины «О предпринимательстве» (в редакции от 23 декабря 1997 г.) филиалы (отделения) и представительства не являются юридическими лицами. Открытие указанных подразделений не требует их государственной регистрации. Субъект предпринимательства только уведомляет об этом регистрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

Согласно ст.31 Гражданского кодекса Украины руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица (главного предприятия).

Нередко последние в Положении о филиале (представительстве) или в доверенности наделяют их правом заключать хозяйственные соглашения от своего имени.Чтобы выяснить юридический аспект этого вопроса, необходимо рассмотреть правовое содержание отношений представительства и доверенности.

Согласно ст.64 Гражданского кодекса под доверенностью признается письменное полномочие, которое выдается одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность (поручение) в данном случае является юридическим основанием отношений представительства. Последнее в соответствии со ст.62 ГК Украины предусматривает действия представителя от имени лица, которое представляют в силу полномочия, основанного на поручении (законе или административном акте). При этом заключенные соглашения непосредственно создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности представляемого лица. Суть представительства состоит в том, что хотя соглашения и другие юридические действия осуществляет представитель, но конкретные правовые последствия в виде гражданских прав и обязанностей возникают и прекращаются у представляемого лица. Представитель не вступает ни в какие права и обязанности. Представляемое лицо — это физическое или юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель осуществляет юридически значимые действия. Представляемым лицом юридическое лицо может быть с момента его возникновения в установленном порядке. Представитель — лицо, уполномоченное от имени того, кого представляют, на осуществление в его интересах юридически значимых действий. Юридические лица могут выступать в качестве представителя, если такая деятельность прямо предусмотрена их уставом.

Представительство как особый институт гражданского права необходимо отличать от деятельности органа юридического лица, который представляет собой структурную долю юридического лица и действует на основании устава или положения. Действия органа юридического лица — это действия самого юридического лица. Суть представительства заключается в деятельности представителя в интересах и от имени представляемого лица в пределах предоставленных ему полномочий.

Таким образом, предприятие, выдавая доверенность и выступая в этом случае «представляемым лицом», уполномачивает «представителя» осуществлять соглашения и другие юридические действия от имени предприятия.

Традиционно различают законное и договорное представительство. Разновидностью обязательного (законного) представительства является так называемое уставное представительство. В данном случае руководящий работник (директор филиала) в силу Положения о филиале наделен полномочиями выступать от имени юридического лица.

Договорное или добровольное представительство — это представительство, основывающееся на воле лица, которое представляют и которое лично признает полномочия представителя, как правило, путем выдачи доверенности или путем заключения договора поручения.

Доверенность (поручение) — это по сути одностороннее соглашение, фиксирующее полномочия представителя, который, действуя на основании доверенности, создает права и обязанности непосредственно для доверителя. Требования, которые ставятся к доверенности (форма, сроки, действия, основания прекращения), регламентируются ст. 67 — 70 ГК Украины.

По объему полномочий различают следующие виды доверенности:

а) разовая — на осуществление одного конкретного действия;

б) специальная — на осуществление каких-либо однородных действий;

в) генеральная (общая) — на общее управление имуществом доверителя.

Следует иметь в виду, что доверенность, выдаваемая субъектами хозяйственной деятельности для осуществления каких-либо соглашений, не требует нотариального удостоверения, поскольку она удостоверяется самой организацией путем подписи руководителя, скрепленной печатью организации.

Представителями могут выступать юридические и физические лица, наделенные в установленном порядке правоспособностью. Причем юридическому лицу доверенность может быть выдана только на заключение соглашений, не противоречащих его уставу. Поскольку филиалы и другие структурные подразделения не являются юридическими лицами, то предприятием доверенность может быть выдана не своем) структурному подразделению, а конкретному физическом) лицу, например, директору филиала.

Эти производные структуры стали массовым явлением в экономической жизни страны, хотя в плане законодательного их закрепления и регулирования не обратили на себя должного внимания. Этим образованиям отведено по одной статье в Законах «О предприятиях в Украине» (ст. 7), «О предпринимательстве» (ст.8) и «О хозяйственных обществах» (ст.9). В Гражданском кодексе Украины правовой статус филиалов и представительств закреплен в статье 31. Их анализ свидетельствует о неоднозначном и противоречивом взгляде законодателя на данные хозяйствующие субъекты с учетом даже того обстоятельства, что в ст.31 Гражданского кодекса подразумеваются обособленные подразделения как коммерческих, так и некоммерческих организаций, в то время как в Законе «О предпринимательстве» речь идет только о предпринимательских структурах.

Так, в Законе «О предприятиях в Украине» речь идет только о том, что подразделения имеют право на открытие текущих и расчетных счетов, признаются обособленными, действуют на основании положений; размещаются территориально по согласованию с местными Советами народных депутатов в порядке, установленном для создания предприятия. Здесь не указывается, признается ли подразделение юридическим лицом. Остается неясным и вопрос о том, как действует руководитель подразделения.

Филиалы и представительства – их создание и ликвидация

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
  • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

  • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
  • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
  • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
  • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
  • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
  • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
  • документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
  • доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

  • цели, задачи и функции филиала (представительства);
  • виды осуществляемой деятельности;
  • органы управления филиалом (представительством);
  • источники образования имущества;
  • порядок взаимодействия с органами головной организации;
  • контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Головное предприятие и его обособленные подразделения

Удобной формой расширения бизнеса является открытие филиалов и представительств как на территории расположения головного предприятия, так и за его пределами. Такая форма ведения бизнеса имеет целый ряд преимуществ. Ведь, как правило, предприятия открывают филиалы и представительства с целью расширения рынков сбыта товаров и предоставления услуг, приближения к возможным источникам сырья и топлива, а также к потенциальным потребителям продукции, работ, услуг, экономии на транспортных расходах и т. п.

В данной статье рассмотрим порядок регистрации обособленного подразделения в органах ГНС, особенности налогового учета операций между головным предприятием и его обособленными подразделениями, порядок начисления и уплаты налога на прибыль и т. п.

Определение организационной структуры предприятия

Законодательный порядок организации структуры предприятия установлен ст. 64 Хозяйственного кодекса, которой определено право предприятий создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. При этом в соответствии с частью первой ст. 64 Хозяйственного кодекса предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Вместе с тем согласно части четвертой ст. 64 Хозяйственного кодекса при создании предприятием филиала, представительства, отделения и других обособленных подразделений оно должно согласовать вопрос размещения таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

Структурные подразделения юридического лица делятся на обособленные и необособленные.

Согласно ст. 1 Закона № 755 обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги от имени юридического лица, или представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.

Из вышеуказанного следует, что под понятие «обособленные подразделения» подпадают практически все без исключения подразделения предприятия.

Согласно же Гражданскому кодексу под обособленным подразделением понимают только филиалы и представительства. Так, в соответствии с частью первой ст. 95 этого Кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.

Филиалы вправе осуществлять все те действия (или их часть), которые осуществляет в соответствии с уставными документами создавшее их юридическое лицо. Обычно перечень таких действий определяется в положении о филиале, но понятно, что их круг не может быть шире круга действий, которые имеет право совершать само юридическое лицо.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица (часть вторая ст. 95 Гражданского кодекса).

В отличие от филиалов представительства не имеют права совершать фактические действия, а их правосубъектность ограничивается лишь юридическими действиямизаключением контрактов, защитой интересов юридического лица и т. п.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в Единый государственный реестр (части четвертая и пятая ст. 95 Гражданского кодекса).

Обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации. Однако сведения о них вносятся в их регистрационное дело и включаются в Единый государственный реестр. Сведения о необособленных подразделениях в Реестр не включаются. В результате внесения/невнесения соответствующих данных в Единый государственный реестр формально определяется статус подразделения — обособленное или структурное (ст. 4 Закона № 755).

Таким образом, расположение обособленного подразделения предприятия в другой местности не является решающим признаком для отнесения такого подразделения к обособленному в целях постановки его на учет самостоятельным плательщиком налога.

Это связано с рядом законодательных факторов, не присущих структурным подразделениям, а именно: они не могут иметь отдельного имущества, баланса, счетов в банках. А филиалы и представительства как обособленные подразделения имеют ряд дополнительных юридических признаков: они наделены имуществом создавшего их юридического лица, действуют на основании утвержденного им положения (часть третья ст. 95 Гражданского кодекса) и могут открывать счета в учреждениях банков (часть четвертая ст. 64 Хозяйственного кодекса).

Законодательно не ограничено право предприятия самостоятельно определять, какие именно подразделения будут созданы за пределами его местонахождения. Однако в зависимости от избранной формы подразделения будут определяться его налоговый статус, а следовательно, соответствующие права и обязанности самого предприятия.

Регистрация обособленного подразделения в органах ГНС

Регистрация обособленного подразделения в органах ГНС осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.

Правила постановки на учет обособленного подразделения в органах ГНС установлены Порядком № 1588, в соответствии с п. 4.2 раздела IV которого для постановки на учет обособленного подразделения юридического лица плательщик налога представляет в орган ГНС по своему местонахождению следующие документы:

  • заявление по форме № 1 — ОПП;
  • копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ;
  • копию извлечения из Единого государственного реестра с указанием сведений об обособленном подразделении, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включаются в Единый государственный реестр;
  • копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и т. п., если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором не включаются в Единый государственный реестр (в том числе обособленные подразделения нерезидента).

Обособленные подразделения, не включаемые в Единый государственный реестр, обязаны представить указанные документы в орган ГНС в 10 — дневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания другим способом).

Обособленные подразделения, которые включаются в Единый государственный реестр, могут представить указанные документы в орган ГНС для постановки на учет по желанию.

Согласно пунктам 3.10 и 3.11 раздела III Порядка № 1588 после постановки налогоплательщика на учет по основному месту учета орган ГНС формирует справку о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4 — ОПП. Такая справка направляется налогоплательщику на следующий рабочий день со дня постановки на учет. По согласию налогоплательщика не позднее следующего рабочего дня после постановки его на учет такая справка может быть выдана налогоплательщику либо уполномоченному лицу налогоплательщика в органе ГНС. Справка о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4 — ОПП является единым документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет в органе ГНС. Справка (свидетельство) выдается бесплатно и действительна только на территории Украины. На территории государств, с которыми Украина заключила международные договоры об избежании двойного налогообложения, применяется справка — подтверждение статуса налогового резидента Украины.

Налоговый учет на предприятии, имеющем обособленные подразделения

В соответствии с пп. 133.1.5 п. 133.1 ст. 133 Налогового кодекса обособленные подразделения плательщиков налога и их представительства могут быть самостоятельными плательщиками налога на прибыль. При этом такой статус они имеют право получить только в случае, если расположены на территории другой территориальной общины, нежели головное предприятие.

Таким образом, в случае если обособленное подразделение расположено в пределах одной территориальной общины с головным предприятием, такое предприятие и его обособленное подразделение рассматриваются как единый плательщик налога на прибыль, что, в свою очередь, обязует головное предприятие рассчитывать и уплачивать налог на прибыль за все юридическое лицо. Если же обособленное подразделение расположено на другой, нежели головное предприятие, территории, оно является самостоятельным плательщиком налога на прибыль.

Согласно налоговому законодательству при наличии у предприятия обособленных подразделений оно может выбрать один из двух способов уплаты налога на прибыль, а именно: уплатить налог на прибыль консолидировано или на общих основаниях.

При этом выбор порядка уплаты налога на прибыль осуществляется плательщиком налога самостоятельно до 1 июля года, предшествующего отчетному, о чем уведомляются налоговые органы по местонахождению такого плательщика налога и его филиалов (обособленных подразделений).

Изменение порядка уплаты налога в течение отчетного года не разрешается. При этом обособленные подразделения представляют в налоговый орган по своему местонахождению расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога, форма которого утверждена приказом № 36. Решение об уплате консолидированного налога распространяется также на обособленные подразделения, созданные таким плательщиком налога в течение любого времени после такого уведомления.

Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной общины по местонахождению обособленных подразделений несет плательщик налога, в составе которого находятся такие обособленные подразделения.

Консолидированная уплата налога на прибыль

В соответствии с п. 152.4 ст. 152 Налогового кодекса плательщик налога, который имеет в своем составе обособленные подразделения, расположенные на территории другой, нежели такой плательщик налога, территориальной общины, может принять решение об уплате консолидированного налога и уплачивать по местонахождению таких обособленных подразделений, а также по своему местонахождению налог, определенный согласно нормам раздела ІІІ Налогового кодекса и уменьшенный на сумму налога, уплаченного по местонахождению обособленных подразделений.

Сумма налога на прибыль обособленных подразделений за соответствующий отчетный (налоговый) период определяется расчетно, исходя из общей суммы налога, начисленного плательщиком, распределенного пропорционально удельному весу суммы расходов обособленных подразделений такого плательщика налога в общей сумме расходов этого плательщика налога.

Для распределения суммы консолидированного налога между обособленными подразделениями на головном предприятии необходимо вести отдельный учет расходов в целом по головному предприятию для составления консолидированной декларации, а также отдельный учет расходов обособленными подразделениями для определения своей доли в консолидированном налоге по общим правилам, установленным разделом ІІІ Налогового кодекса.

Следовательно, если предприятие выберет указанный способ, оно должно уплатить налог на прибыль консолидировано (то есть одновременно за себя и за обособленное подразделение). При этом сумму, которую следует уплатить за обособленное подразделение, оно определяет расчетным путем, а ту, которую необходимо перечислить за себя, — уменьшает на сумму налога, перечисленную за обособленные подразделения.

При выборе такого способа следует учитывать некоторые особенности ведения такого учета. Так, согласно пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса в состав других доходов включается стоимость товаров, работ, услуг, бесплатно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, определенная на уровне не ниже обычной цены, суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, безнадежной кредиторской задолженности, кроме случаев, когда операции по предоставлению/получению безвозвратной финансовой помощи осуществляются между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица. Вместе с тем абзацем пятым пп. 135.5.5 вышеуказанного пункта Кодекса определено, что операции по получению/предоставлению финансовой помощи между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, не приводят к изменению их расходов или доходов.

Пример

Головное предприятие передает основные средства своему обособленному подразделению. Каков порядок учета таких основных средств?

Поскольку право собственности на них не передается, обособленное подразделение только наделяется ими для осуществления хозяйственной деятельности, поэтому такая передача не является бесплатным получением основных средств.

Следовательно, операция по передаче основных средств от головного предприятия к обособленному подразделению не приведет к увеличению доходов и расходов у головного предприятия и у обособленного подразделения. Вместе с тем следует учесть, что в соответствии с п. 144.1 ст. 144 Налогового кодекса амортизации подлежат расходы на приобретение основных средств для их использования в хозяйственной деятельности. Поэтому право на начисление амортизации на эти основные средства имеет плательщик налога на прибыль, который фактически понес расходы на приобретение таких основных средств и у которого они отражены на балансе, то есть головное предприятие.

Уплата налога на прибыль на общих основаниях

Согласно пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса хозяйственная деятельность — это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

В соответствии с налоговым законодательством вариант уплаты налога на прибыль на общих основаниях при наличии обособленных подразделений можно условно разделить на два варианта.

Первый вариант — осуществление хозяйственной деятельности обособленным подразделением самостоятельно как отдельным юридическим лицом. При таком варианте в случае определения налоговых обязательств по налогу на прибыль обособленное подразделение — юридическое лицо должно применять все положения раздела ІІІ Налогового кодекса.

Второй вариант — обособленное подразделение осуществляет деятельность вместе с головным предприятием в пределах одного юридического лица.

Как уже отмечалось, в соответствии с Гражданским кодексом филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения.

В таком случае обособленные подразделения предприятия имеют право осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно, заключать договоры и оставлять денежные средства от реализации товаров (работ, услуг) в пределах сметы, что должно быть предусмотрено в уставных документах головного предприятия и в положении об обособленном подразделении предприятия.

Доход таких обособленных подразделений должен состоять из сумм превышения выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученных на их расчетный счет, над суммами денежных средств, перечисленных головному предприятию, в отчетном периоде.

Расходы обособленного подразделения формируются согласно статьям сметы. Амортизация начисляется только на те основные средства и нематериальные активы, которые числятся на его балансе и используются в хозяйственной деятельности такого обособленного подразделения.

Что касается обложения налогом на прибыль головного предприятия, то доходы согласно уставу должны формироваться с учетом денежных средств, поступающих от обособленных подразделений. В расходы включаются все расходы, понесенные головным предприятием, от его имени и за его счет, несмотря на тот факт, что некоторые из них прямо связаны с организацией хозяйственной деятельности соответствующих обособленных подразделений. Амортизация в головном предприятии начисляется на те производственные средства и нематериальные активы, которые числятся на его балансе и используются в его хозяйственной деятельности.

Вместе с тем при выборе указанного варианта следует учитывать все положения раздела ІІІ Налогового кодекса.

Таким образом, при выборе уплаты налога на прибыль на общих основаниях или в первом, или во втором варианте предприятие и обособленные подразделения уплачивают налог на прибыль самостоятельно каждый за себя.

Прекращение деятельности обособленных подразделений

Как правило, прекращение деятельности обособленных подразделений происходит по инициативе юридического лица по разным причинам, в частности хозяйственная деятельность такого подразделения становится неприбыльной, головное предприятие несет значительные расходы на финансирование филиала и т. п.

Решение о ликвидации, как и о создании, филиала оформляется протоколом или приказом. После этого юридическое лицо обязано сообщить о ликвидации обособленных подразделений по месту государственной регистрации путем внесения соответствующих дополнительных сведений в свою регистрационную карточку.

Порядок снятия обособленных подразделений с учета в органах ГНС

Снятие обособленных подразделений с учета в органах ГНС регламентируется пунктами 11.1 — 11.11 раздела XI Порядка № 1588.

В частности, в случае принятия решения о закрытии обособленных подразделений юридического лица ему необходимо в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, представить в орган ГНС, в котором такое подразделение в качестве налогоплательщика состоит на учете, следующие документы:

  • заявление о прекращении налогоплательщика по форме № 8-ОПП, дата которой фиксируется в журнале по форме № 6-ОПП;
  • оригинал справки по форме № 4-ОПП;
  • копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о прекращении;
  • копию распорядительного документа об образовании комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии).

После соблюдения всех требований, установленных нормами Порядка № 1588, и получения соответствующих справок по установленным формам учетное дело закрытого обособленного подразделения юридического лица приобщается к учетному делу такого юридического лица.

Такие же правила применяются и при снятии с учета обособленных подразделений, расположенных на территории той же административно — территориальной единицы, или при реорганизации обособленного подразделения в подразделение, не имеющее обязанностей либо полномочий по:

  • начислению, удержанию или уплате (перечислению) в бюджет налогов, сборов от своего имени или от имени другого налогоплательщика;
  • составлению и представлению налоговой отчетности налоговым органам;
  • заключению трудовых договоров (контрактов) с наемными лицами, начислению и/или уплате им заработной платы;
  • ведению отдельного баланса, бухгалтерского или налогового учета;
  • открытию счетов в финансовых учреждениях.

К заявлению о снятии с учета в таком случае прилагается заверенная копия решения юридического лица о такой реорганизации обособленного подразделения. После снятия с учета обособленного подразделения учетные дела юридического лица и обособленного подразделения, расположенного на территории той же административно — территориальной единицы, также объединяются (п. 11.13 раздела XI Порядка № 1588).

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]