Юрист в органах законодательной, исполнительной и судебной власти

Приведенная в предыдущем пункте характеристика основных сфер профессиональной юридической деятельности раскрывает ее многоплановость и активное участие юристов в управлении обществом.

Участие юристов в законотворчестве предполагает их умение перевести потребности и интересы общества, отдельных слоев и групп населения на язык правовых категорий, придать им качество государственной воли путем закрепления в законе. При этом в процессе создания законов и других нормативных правовых актов важно как можно полнее, а главное — адекватнее отразить в них назревшие потребности общества и его членов; четко сформулировать соответствующие нормы права, иные предписания. Необходимо также обеспечить непротиворечивость действующего законодательства, его стабильность, системность, беспробельность; устранить параллелизм в действии различных нормативных правовых актов, их коллизионность и другие дефекты.

На юристов, работающих в законодательных органах в качестве депутатов, возлагаются ответственные задачи: как можно глубже вникать в юридическую мотивацию принятия тех или иных законов; выявлять тенденции развития законодательства; прогнозировать влияние конкретных законов на динамику общественных отношений; предвидеть исполняемость актов со стороны населения.

В юридической литературе обращается внимание на необходимость повседневного и активного участия юристов на всех стадиях законодательного процесса в различных формах. В настоящее время роль юристов в правотворческом процессе серьезно повышается, что проявляется в широком представительстве юристов в аппарате Федерального Собрания РФ, законодательных органах субъектов РФ. Это позволяет достаточно успешно совершенствовать действующее законодательство, хотя имеется немало недостатков в данной работе.

Юристы, работающие в законодательных органах всех уровней, должны обеспечивать реальное народовластие, действие принципа разделения властей, соблюдение требований законности. Иными словами, деятельность законодательных и иных правотворческих органов должна осуществляться на основе закона и в рамках закона.

Совершенно очевидно, что работа в сфере правотворчества требует основательной юридической подготовки, практических навыков владения юридической техникой, способностей анализа правовой информации и умения формулировать юридические нормы, правильно оформлять от имени государства его волевые установления (запреты, дозволения, обязывания, санкции и т. д.).

Подавляющее большинство юристов трудятся в правоприменительных органах — суде, прокуратуре, органах внутренних дел, безопасности и т. д. Как отмечалось выше, правоприменение составляет важную часть процесса правового регулирования, так как связано с претворением в жизнь законов и других нормативных правовых актов. Здесь также требуются глубокие и всесторонние юридические знания, практические навыки и умение принимать решения. Последнее представляет собой ответственную функцию, которая базируется на трех взаимосвязанных факторах:

1) исследование фактических обстоятельств дела;

2) его юридическая квалификация;

3) профессиональное правосознание, позволяющее принимать адекватный правоприменительный акт.

Помимо юридических знаний, для юриста-правоприменителя важны умение собирать и анализировать фактические обстоятельства дела, знание норм действующего законодательства и умение их толковать. Что касается правосознания, то оно играет роль внутреннего убеждения в правильности выводов о достоверности, полноте, допустимости и об относимости юридических доказательств дела, их истинности, о правильности проведенной юридической квалификации и служит основанием для принятия соответствующего юридического решения по рассмотренному делу. Данная деятельность юриста-профес-сионала характеризуется как творческая, интеллектуально-волевая, обусловленная необходимостью распространения общих правил (норм права) на жизненные обстоятельства, а также возможностью выбора путей и средств достижения определенных целей в процессе принятия решения и его реализации. При этом правоприменительный акт должен носить строго подзаконный характер, т. е. приниматься на основе закона, в полном соответствии с ним и воплощаться в жизнь посредством закона. Так, ч. 1 ст. 171 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает недействительность сделок, совершенных недееспособными лицами. Поэтому правоприменитель (например, судья), установив факт совершения сделки гражданином, который был признан в судебном порядке недееспособным, обязан вынести решение о признании сделки недействительной. Иного варианта действующее законодательство не предусматривает. Но в ряде случаев закон предоставляет возможность правоприменителю проявлять определенную свободу усмотрения, например, в том, что касается прав и обязанностей одного из супругов по содержанию другого супруга после расторжения брака (ст. 92 Семейного кодекса РФ (СК РФ)). Суд может освободить от этой обязанности или ограничить ее определенным сроком в зависимости от ряда обстоятельств: продолжительности состояния в браке; поведения супруга, требующего выплаты ему алиментов; его нуждаемости в средствах материального обеспечения и т. д.

Для юристов, работающих в органах судебной власти, важно иметь в виду, что на них возлагается ответственная и сложная задача — осуществлять правосудие, т. е. рассматривать и разрешать уголовные, гражданские, административные и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

В нашей стране исключается возможность создания чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ), однако допускается дифференциация судебных органов для рассмотрения отдельных категорий дел, т. е. их специализация. В Российской Федерации установлены пять видов судопроизводства: конституционное, гражданское, административное, уголовное и арбитражное. Каждому виду соответствуют установленные законом процессуальные правила. Конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», гражданское — Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ), административное — Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), уголовное — Уголовнопроцессуальным кодексом РФ (УПК РФ), арбитражное — Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) (ч. 2 ст. 118 и ст. 127 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет единство судебной системы в нашей стране, однако различаются два уровня судов — федеральный и субъектов РФ. К последнему относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Все остальные суды составляют федеральный уровень.

Возможность независимого осуществления правосудия связана: во-первых, с бюджетным финансированием всех судов (только из федерального бюджета); во-вторых, с особым статусом судей — их несменяемостью, независимостью и неприкосновенностью; в-третьих, с порядком назначения на должность судей (судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, все другие судьи — указами Президента РФ).

В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы судопроизводства: презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр приговоров. Помимо этого, установлен принцип гласности (публичности) судебного разбирательства дел. Закрытые судебные заседания возможны лишь в отдельных случаях: при рассмотрении дел, связанных с государственной или коммерческой тайной, для предотвращения разглашения сведений об интимной жизни сторон и т. д. Ограничение гласности возможно и для некоторых гражданских дел, например для сохранения тайны усыновления, опеки над детьми. Закрытое судебное разбирательство не означает какого-либо упрощения правил судопроизводства: закрывается доступ в зал заседания публики и представителей средств массовой информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом заседании суда.

Судопроизводство основано на принципе состязательности и равноправия сторон. Это означает, что обе стороны имеют равные права представлять доказательства, заявлять ходатайства, задавать вопросы участникам процесса и т. д.

Предусмотрено и осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей. Это относится главным образом к наиболее тяжким преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде длительных сроков лишения свободы, в том числе пожизненное лишение свободы.

Судебная власть осуществляется судьями, должности которых замещаются лишь лицами, имеющими высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Поскольку должность судьи очень ответственная, помимо формальных признаков (возрастной ценз, наличие российского гражданства), требуются определенные нравственные качества. При исполнении своих полномочий судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его справедливости и беспристрастности. Установлены также несовместимость должности судьи и депутатской деятельности, принадлежности какой-либо политической партии, занятия предпринимательской деятельностью. Нельзя совмещать должность судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой.

Судебная работа связана с большой самостоятельностью при рассмотрении дел и принятии от имени государства судебных решений. Следовательно, здесь нужны не только глубокие профессиональные знания, но и житейский опыт, большая корректность в отношении участников процесса, знание принципов и норм международного права, европейских стандартов обеспечения прав человека, правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека и многое другое. Таким образом, судья должен быть юридически и всесторонне образован, подготовлен к сложной, важной и многоаспектной деятельности. Более подробно о статусе судьи будет сказано ниже, при характеристике отдельных видов юридической профессии.

Юрист законодательный орган

«Мы говорим с позиций верховенства закона и практической ценности для работы юриста. Всегда своевременно, авторитетно, полезно! ЮРИСТ&ЗАКОН — ЗАКОН ВЫШЕ ВЛАСТИ!»

ПЛАТФОРМА ПОЗВОЛЯЕТ:
— отслеживать и правильно трактовать наиболее значимые правовые события, нормы, правила и их последствия для бизнеса
— запускать и полноценно работать с продуктами ЛІГА:ЗАКОН

Платформа поставляется БЕСПЛАТНО коммерческим пользователям любого продукта ЛІГА:ЗАКОН.

Платформа имеет два бонусных продукта для всех коммерческих пользователей ЛІГА:ЗАКОН.
Каждому предприятию предоставляется два дополнительных рабочих места в платформе, которые распределяются на усмотрение клиента.

Юрист законодательный орган

1 мая 2016 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов» (Закон о защите прав инвесторов), который призван повысить уровень защиты прав инвесторов и тем самым сделать акционерные общества (АО) более привлекательными для инвестирования. В частности, одно из нововведений касается вхождения независимых директоров в состав наблюдательного совета (НС) АО с целью защиты прав миноритарных акционеров. Цель данной статьи — исследование роли нового института, оценка эффективности и целесообразности его внедрения через призму правового регулирования.

Требования независимости

Необходимо отметить следующее: несмотря на то что институт независимых директоров — явление новое для украинского права, о необходимости защиты прав миноритарных акционеров говорилось уже давно, поскольку такие акционеры в подавляющем большинстве являются лишь держателями акций общества и не влияют на процесс принятия решений. Одной из главных проблем в решении этого вопроса следует назвать невозможность принимать участие в управлении деятельностью общества, так как учреждение кумулятивного голосования и отсутствие четких требований относительно количества членов НС в частном АО фактически исключают возможность избрания в НС миноритарного акционера, который владеет менее чем 35 % акций (в случае, если НС состоит из двух акционеров), либо его представителя. Как говорится в пояснительной записке к Закону о защите прав инвесторов, институт независимых директоров способен разрешить эту проблему.

Согласно Закону Украины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года (Закон об АО), независимый директор — это физическое лицо, избранное членом НС общества. Понятие независимости директора раскрыто в пункте 101 части 1 статьи 2 Закона об АО, где регламентированы основные требования к кандидатам в независимые директора главным образом относительно финансовой независимости и отсутствия значимых деловых или трудовых отношений с компанией и ее аффилированными лицами.

На первый взгляд, ограничения при выборе независимого директора проработаны предметно. Действительно, легко проверить, пребывал ли потенциальный кандидат в трудовых отношениях с обществом, есть ли у него близкие родственные связи с лицами, указанными в комментируемой статье. Сложнее выявить наличие финансовых или деловых взаимоотношений сторон ввиду отсутствия каких-либо конкретизирующих пояснений в Законе об АО и непрозрачности такой информации. Еще сложнее определить, были ли указанные взаимоотношения существенными, так как оценочное понятие часто оставляет место субъективизму и оспариванию, что в свою очередь неизменно провоцирует злоупотребление правом.

Таким образом, наличие нечетких и размытых критериев при выборе независимых директоров оставляет лазейку для общего собрания акционеров в случае, если последние действуют в своих интересах, а не в интересах компании, позволяющую выбирать кандидатов на должность независимых директоров среди лиц, связанных с обществом, способом, который прямо не противоречит требованиям Закона об АО, но фактически является таковым.

Опыт других юрисдикций

Более скрупулезно требования по соблюдению принципа независимости урегулированы среди прочего правом Кипра, Нидерландов и США, где введены дополнительные меры его обеспечения. Например, правилами NYSE и Nasdaq (США), как и Кодексом корпоративного управления Нидерландов, предусмотрено раскрытие информации о независимом директоре, подтверждающей его определение независимым в годовом отчете, который подается в контролирующий орган. В законодательстве Кипра, с одной стороны, тщательнее проработаны ограничения, аналогичные содержащимся в Законе об АО, с другой — существуют и другие дополнительные критерии. Среди них — требование об отсутствии связей с остальными директорами (например, путем вовлечения в работу на одном и том же предприятии), особые требования для предприятий с государственным участием, а также запрет для независимого директора быть представленным в НС более девяти лет. Схожее ограничение установлено Кодексом корпоративного управления Гонконга, который предписывает общему собранию ежегодно переизбирать одну треть независимых директоров и предоставлять согласие на заключение контрактов с независимыми директорами на срок свыше трех лет. Законодательство Швейцарии также рекомендует лимитировать количество раз, возможное для избрания члена НС в состав органа управления. На Украине же члены НС могут переизбираться неограниченное количество раз, в публичных АО — на срок до следующего ежегодного заседания НС, в частных — это законодательно не установлено.

Среди других методов обеспечения неподверженности влиянию извне независимых директоров, которые используются в иных юрисдикциях, можно выделить установление адекватной, а не символической системы вознаграждения, а также избрание на позицию независимого директора лиц, имеющих высокий экспертный потенциал, успешных менеджеров в конкретной сфере. Так, компания «ВымпелКом» избрала в состав своего совета в качестве независимого директора Евгения Ясина, бывшего министра экономики, научного руководителя Высшей школы экономики, а крупнейшая итальянская компания Indesit избрала в состав НС двух независимых директоров — Альберто Фреско (Alberto Fresco) и Хью Малим (Hugh Malim), известных в итальянском деловом мире.

Количество директоров

Внимания также заслуживают положения Закона об АО, регулирующие количество независимых директоров в составе НС. К сожалению, необходимый минимум указан лишь для публичных АО и АО, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей, паев) принадлежит государству, а также АО, 50 % и более акций (долей, паев) которых находятся в уставных капиталах хозяйственных обществ с 100-процентной долей государства (государственные АО). НС вышеперечисленных обществ должны включать не менее двух независимых директоров. Аналогичные требования прописаны касательно обязательного включения независимых директоров в состав комитетов по аудиту, вознаграждений, назначений публичных и государственных АО.

Возникает вопрос: обязательно ли наличие независимого директора в НС частного АО? Общая норма гласит, что в состав НС избираются акционеры или представители акционеров и/или независимые директора. Как в данном случае следует трактовать употребленное «и/или»? Значит ли это, что НС частного АО может состоять только из акционеров, либо наоборот —только из независимых директоров? Полагаем, что ответить на этот вопрос можно будет после изучения практики применения законодательства либо в случае внесения изменений в законодательство, регулирующее этот вопрос.

В то же время после принятия Закона о защите прав акционеров, которым введены дополнительные требования к публичным АО и ликвидировано количественное ограничение участников частного АО, усилилась волна реорганизаций АО из публичных в частные. Вследствие этого такие позитивные изменения, как внедрение института независимых директоров, фактически могут не коснуться значительного пласта обществ.

Рекомендации по усовершенствованию

В качестве решения проблемы рекомендуем частным АО закрепить данные нововведения в уставе, определив количество независимых директоров, которые должны быть избраны в состав НС, и способ их выбора (кумулятивный или простым большинством голосов). Законодателю же предлагаем перенять практику регулирования этого вопроса у таких иностранных юрисдикций, как Гонконг (количество независимых директоров частного АО должно составлять не менее одного, публичного — не менее трех), ОАЭ, Сингапур (совет директоров должен не менее чем на треть состоять из независимых директоров). В США в разных штатах нормы относительно регулирования статуса независимых директоров в составе органа управления разнятся, но в основном не содержат жестких требований и ограничений, а имеют лишь общие рекомендации. В то же время, согласно данным издания S&S Corporate Governance Survey 2012, независимые директора составляли 75 % или более членов советов в 93 из топ-100 крупнейших американских компаний. Генеральный директор был единственным не независимым директором в 56 из топ-100 крупнейших американских компаний.

Законодательство Швейцарии аналогично содержит только рекомендации о том, что в состав членов совета директоров должны входить независимые директора, но большинство швейцарских корпораций придерживаются их в процессе корпоративного управления. Так как сложившаяся практика функционирования этого института в нашей стране пока отсутствует, а органы управления компаний зачастую не заинтересованы в лоббировании интересов миноритариев, считаем необходимым закрепить четкое или минимальное количество независимых директоров, которые должны входить в НС для всех типов АО.

Еще одним аспектом, характеризующим степень независимости независимых директоров, является порядок их избрания. Закон об АО регулирует этот вопрос частью 17 статьи 33, согласно которой члены НС избираются общим собранием кумулятивным голосованием, в частном АО способ голосования может варьироваться в соответствии с уставом, положения которого, впрочем, также утверждаются общим собранием с необходимым кворумом более 50 % акционеров и в большинстве случаев отображают интересы мажоритариев. Отсюда следует, что порядок избрания независимых директоров не дает права в полной мере говорить об их независимости. Альтернативный вариант регламентирован законодательством Германии, согласно которому сотрудники общества также наделены полномочиями по выбору независимых директоров наряду с общим собранием акционеров.

Подводя итог, невозможно не отметить позитивные изменения на пути к усовершенствованию механизма корпоративного управления и стремление к установлению паритета представления в органах управления как мажоритарных, так и миноритарных акционеров. Следующий этап — изучение практики применения изменений и с учетом этого — дополнение положений закона с целью недопущения установления номинальной роли независимых директоров в НС и нивелирования достигнутых результатов.

Юлия Николайчук,
младший юрист корпоративной практики и M&A INTEGRITES

Для новых правил парковки в Украине не готова законодательная база – юрист

Украинское законодательство не предусматривает привлечения к ответственности владельцев автомобилей, которые припаркованы с нарушением, отметил юрист Тарас Гук.

Кабинет Министров и другие украинские органы власти не подготовились к вступлению в силу с 27 сентября новых правил парковки, заявил «Громадському» юрист Тарас Гук.

Закон об изменениях правил, в частности, предусматривает создание механизма привлечения к ответственности владельца транспортного средства за нарушение правил остановки, стоянки и парковки транспортных средств в заочном режиме – путем фото- и видеофиксации правонарушений и рассылки уведомлений о нарушениях.

«Эти все вещи – замечательные, революционные и правильные – не заработали с сегодняшнего дня, хотя закон вступил в действие. Кабмин, МВД, другие причастные к этому процессу не успели подготовить другую нормативную базу, которая была необходима», – сказал Гук.

По его словам, законодательство не предусматривает привлечения владельцев автомобилей к ответственности, а для фиксации нарушений отсутствуют технические средства, которые прошли специальную сертификацию.

Кроме того, Гук отметил, что в Украине, в отличие от других стран, не разрешено фиксировать нарушения обычными телефонами и планшетами.

«Наши депутаты пошли дальше и в процессе рассмотрения законопроекта решили, что нет, у нас, в Украине, будет уникальная ситуация – мы не хотим обычных смартфонов, мы хотим супернадежные средства, которые пройдут соответствующие измерения, проверку, сертификацию и так далее», – заявил юрист.

Вопросы коллаборационизма и военных преступлений в Крыму надо решать законодательно – юрист

В Украине разрабатывают с привлечением экспертов несколько законодательных инициатив, призванных решить проблему коллаборационизма на оккупированных территориях, заявил в эфире Радио Крым.Реалии юрист Хельсинкского союза по правам человека Максим Тимочко.

По его словам, необходимо решать вопросы коллаборационизма, военных преступлений, действий, которые создали для Украины угрозу территориальной целостности, для этого создаются несколько гражданских инициатив и площадок для обсуждения

«Над созданием механизма работают эксперты и органы государственной власти. Однозначно не смогут избежать ответственности люди, виновные в нарушениях норм международного гуманитарного права, Женевской конвенции, и люди, совершавшие военные преступления. Это и колонизация, и незаконный призыв крымчан в российскую армию, и экспроприация собственности. Все это будет документироваться. Но поскольку вопрос имеет общественный резонанс, обсуждение проводится с привлечением экспертов и общественности», – сказал Тимочко.

При этом юрист подчеркнул, что эти вопросы актуальны в контексте деоккупации Крыма, поскольку «одно из требований переходного правосудия – решить вопрос с ответственностью».

Полностью интервью с юристом Хельсинкского союза по правам человека Максимом Тимочко читайте на сайте Крым.Реалии в ближайшие дни.

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что Украине для реинтеграции оккупированных территорий нужно будет разработать законодательную базу об амнистии и коллаборационизме.

Первый замглавы Министерства по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юсуф Куркчи заявлял, что закон о коллаборации для жителей Крыма должен появиться накануне деоккупации полуострова.

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]