Оглавление:

Двойное гражданство россия украина

На сегодня двойное гражданство у России с Украиной – это очень больной вопрос, существенно обостривший целый ряд проблем, связанных с наличием второго подданства у большого количества украинцев. На фоне этого часть украинских жителей с удивлением узнала, что на законодательном уровне в Украине отсутствует запрет на двойное гражданство, хотя наказание за это чисто символическое, да и узнать об имеющемся у украинца втором паспорте власти никак не могут.

Наибольшее волнение у властей Украины вызывает тот факт, что многие украинцы сегодня получают подданство России, что снижает уровень национальной безопасности в стране. При этом Российская Федерация совершенно не переживает по этому поводу, так как, согласно 62-й статье Конституции РФ, россиянин может иметь двойное подданство при наличии соответствующих международных договоренностей.

Обострение ситуации на границе России с Украиной

Исходя из вышесказанного, получается, что двойное гражданство у России с Украиной присутствовать не может, так как нет международных договоров, которые бы это допускали. В то же время в законах Украины прописано, что добровольное принятие украинцем второго гражданства возможно только после выхода из существующего украинского. Но вот только РФ никак не интересуется законами Украины, и не уважает их действие, а в силу обострившегося политического конфликта даже поощряет выдачу украинцам своих паспортов.

Несмотря на отсутствие договоренностей с Украиной, Россия сквозь пальцы смотрит на проблему двойного гражданства, которое массово оформляют жители приграничных с РФ украинских территорий. Более того, РФ никак не запрещает своим гражданам иметь второй паспорт любого государства и не настаивает на обязательном выходе из гражданства РФ, а лишь не признает его действие для своих граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Таким образом, тема двойного гражданства у Украины с Россией на законодательном уровне имеет принципиальные отличия, так как украинское государство отрицательно смотрит на то, чтобы его граждане получали второй паспорт. Но в то же время его наличие не прекращает действие украинского гражданства, поэтому в глазах государства любой украинец, который получил второй паспорт, сохраняет все свои права и обязанности.

Ключевая проблема действующего украинского законодательства в том, что украинец должен добровольно прийти и признаться в наличии у него второго паспорта, а иначе установить это практически невозможно. Если же житель Украины не декларирует факт второго гражданства, то воздействовать на него государство не может. Эти активно пользуются украинцы, которые в регионах, соседствующих с Россией, получают паспорта РФ, а в областях, что граничат с ЕС – паспорта Европейского Союза. В частности, жители Черновицкой области в массе своей оформили румынский паспорт, а проживающие на Закарпатье – Венгерский.

Законодательство РФ и двойное гражданство с Украиной

На данный момент Госдума РФ приняла поправку к закону о гражданстве, которая позволяет всем украинцам практически беспрепятственно оформлять паспорта России по упрощенной процедуре. Конечно, на практике не все так гладко, как в законе, но если ранее официально получить второй паспорт от РФ украинцу было невозможно на законодательном уровне, то теперь эта преграда устранена. Правда, ее наличие еще совсем недавно не мешало огромному количеству жителей Украины оформить двойное гражданство.

Среди последних законодательных изменений также стоит отметить принятие нововведений, благодаря которым вскоре между Россией и Украиной станет действовать обязательный визовый режим. В соответствии с этим для того, чтобы официально пересечь границу между этими двумя государствами, потребуется оформлять загранпаспорт и визу.

Как россиянам оформить украинское гражданство

Продолжая рассматривать проблему двойного гражданства у России с Украиной, стоит отметить, что очень длительный срок жители обеих стран могли беспрепятственно пересекать границу и находиться в соседнем государстве столько, сколько считали нужным. Теперь ситуация усложнилась, однако некоторые граждане РФ в силу тех или иных обстоятельств желают получить украинский паспорт. С точки зрения России, они не обязаны при этом выходить из подданства РФ, но вот украинские власти ставят это обязательным условием.

Также следует учитывать, что при обычном порядке россиянину, который решит отказаться от подданства РФ, придется выполнить ряд требований, подготовить немало документов и еще около года ждать оформления украинского подданства. Ускорить процесс может только упрощенная процедура, для инициации которой нужны веские основания в виде:
– территориальной принадлежности;
– родственников прямой линии в Украине;
– доказанного факта проживания на территории УССР до развала Союза.

Так что россиянину, если он не может представить веских оснований, чтобы претендовать на упрощенную процедуру, ждет довольно хлопотный обычный порядок оформления украинского гражданства. Для сравнения, если украинец захочет оформить гражданство РФ, то он в любом случае сможет получить его через упрощенную процедуру.

Как оформить второй паспорт РФ для украинца

На сегодня украинцы для обхождения законодательных препятствий обычно получают российский паспорт, не теряя украинского, по следующей схеме:
1. Для начала готовят стандартный пакет документации для принятия российского гражданства в соответствии с требованиями ФМС.
2. Также при подаче документов прикладывают заявление о желании выйти из украинского гражданства, которое должно быть заверено у нотариуса. Причем никто не боится оформления такого документа, ведь само по себе это заявление не выступает основанием для выхода из гражданства Украины.
3. Далее оформляют вид на жительство в РФ.
4. В заграничный паспорт вносится соответствующая отметка.

Вот, собственно, и все. Так как органы ФМС не имеют права отбирать украинский паспорт, то украинец, который не спешит с ним расставаться, оповещая власти Украины, что он оформил гражданство РФ, может его сохранить и продолжить пользоваться.

Двойное гражданство в Украине

Проблема второго гражданства в Украине значительно обострилась на фоне конфликта с Россией, так как огромное количество украинских граждан из-за неопределенности будущего получили паспорта РФ, хотя не отказались от документов Украины. Отчасти поэтому Президент потребовал внести изменения в Закон о гражданстве, чтобы исключить возможность законного использования паспортов различных государств.

Двойное гражданство в Украине широко распространено и абсолютно легально. Нелегальными могут быть лишь способы его оформления. Мы обеспечим полностью законное оформление!

Такая инициатива вызвала недоумение у основной массы украинцев, которые до марта 2017 года верили, что Конституция Украины запрещает иметь два гражданства. Но громкие скандалы, в результате которых было установлено, что ряд украинских чиновников имеют не только два, но три и больше гражданств иностранных государств, заставили по-новому взглянуть на то, что же разрешено и запрещено в Украине.

Мифы о Конституции

Как показали многочисленные опросы, большинство украинцев считали, что двойное гражданство в Украине запрещено Конституцией. В связи с этим стоит вспомнить 4-ю статью Конституции Украины, в которой указано, что на территории украинского государства принято единое гражданство, а закон определяет, кто и как может получить его или выйти из него.

То есть Конституция закрепляет доктрину о едином гражданстве, как основной принцип, но говорит, что все основные моменты в отношении этого вопроса регулируются соответствующим Законом о гражданстве. Важно понимать, что Конституция не предназначена для детализации отдельных принципов, а лишь отображает их общее направление использования.

Если же обратиться к Закону о гражданстве, то тут можно узнать следующее.

1. Закрепленный принцип о едином гражданстве, о котором говорит Конституция, не позволяет возникнуть возможности существования второго гражданства. При этом отмечается, что единое – это украинское, а то второе подданство, которое исключено, это гражданство одного из административно-территориальных округов. Получается, что у украинца не может быть двойного гражданства в Украине, где первое – единое, а второе – например, Одесское или Киевское.
2. Но дальше указывается, что украинцы, которые получили гражданство другого государства, в глазах закона все равно остаются гражданами Украины и для них сохраняются все стандартные правовые отношения. В то же время, если иностранец получил подданство Украины, то он расценивается, как полноправный член украинского общества, а ликвидировал ли он ранее у него существовавшее гражданство, оказывается, неважно.

То есть на практике выходит, что действующее законодательство не только не исключает, но фактически предусматривает факт двойного гражданства в Украине! Стоит в связи с этим вспомнить, что уголовной ответственности за получение паспорта другого государства не предусмотрено. После этого остается лишь сделать вывод: что не запрещено законом, то разрешено.

Волнения из-за 2 гражданства

Несмотря на то что сам Президент недвусмысленно высказался в отношении того, чтобы ни у кого не было возможности иметь 2-й паспорт, пока ситуация в отношении этого вопроса по-прежнему не урегулирована. Чтобы понять перспективы развития этого вопроса в дальнейшем, нужно вспомнить, почему он, вообще, всплыл, ведь на протяжении довольно долгого времени жители приграничных районов, соседствующих с Румынией, Венгрией, Польшей, Болгарией, получали 2-й паспорт и никто им в этом не мешал.

Ситуация обострилась на фоне событий, которые произошли после майдана. Всплеск патриотических чувств достиг предела, а тут вдруг И. Коломойский в открытую заявляет, что у него есть сразу 3 паспорта, в соответствии с которыми он одновременно выступает гражданином Украины, Израиля и Греции. Затем еще ряд политиков признали, что они давно и успешно практикуют оформление двойного гражданства в Украине. Тут стоит вспомнить А. Артеменко, Р. Насирова и А. Пресмана. Последний из них был одновременно депутатом Украины и имел паспорт гражданина США.

Подобные известия вызвали бурю народного негодования, поскольку получалось, что правящая верхушка – это не просто олигархи, а еще и по большей части не поданные Украины. После этого на рассмотрение Комитета Верховной Рады попало сразу несколько законопроектов, включая Президентский, в которых указывалось, что двойное гражданство в Украине нужно запретить.

Однако, если подумать, то подобные действия больше похожи на пиар, так как запретить получение 2-го паспорта не так уж и просто, ведь это может иметь негативные последствия. Ниже приведены некоторые наиболее важные из них.

Проблема запрета второго паспорта

Существует несколько факторов, которые делают совершенно бессмысленным запрет 2-го паспорта. Возможно, что при должной доработке политики смогли бы найти компромисс, который мог удовлетворить многих. Но даже в доработке любой принятый закон точно не удовлетворит интересы всех слоев населения, а в том виде, в каком поданы проекты мартовских законов в Верховную Раду, они лишь провоцируют новые конфликты.

Проблема этнических меньшинств

Так сложилось, что многие этнические группы в Украине хотят иметь паспорт тех государств, к которым они принадлежат по этническому признаку. Речь идет, прежде всего, о евреях, венграх, румынах, болгарах. Если запретить им иметь 2-й паспорт, то это поднимет новую волну недовольств и, несомненно, будет иметь свои неприятные последствия.

Отношения с украинскими диаспорами

Не секрет, что в зарубежных странах есть много украинских диаспор и некоторые из них очень сильны. Вспомнить хотя бы Канаду. Украинские граждане, которые входят в состав диаспор и проживают за рубежом, не желают забывать о своих корнях и ищут привязки, которые позволяют им сохранить связь со своей исторической родиной. Отчасти этому способствует наличие у них украинского паспорта, при помощи которого эта категория граждан сама идентифицирует себя в качестве полноправных украинцев, хотя и проживающих вне пределов украинской территории.

Принятие законов Президента приведет к тому, что таких лиц обвинят в наличие двойного гражданства Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями, а ведь они потенциально могут выступить в виде позитивного драйвера для украинской экономики, если захотят вернуться в страну или пожелают инвестировать, вкладывая средства в ее ценные бумаги и развитие бизнеса. Получается, что портить отношение с этой группой украинцев властям невыгодно.

Крымский вопрос

Многие крымчане, особенно молодые, по-прежнему считают себя украинцами, но ввиду современных реалий вынуждены получать российское подданство. Принятие закона автоматически лишает их украинского гражданства.

Украинцы на заработках

Не следует забывать и о том, что на данный момент огромное количество украинцев находятся на заработках и пытаются получить 2-й паспорт. При этом они пока выступают в роли солидного экономического фактора, привлекая капитал из-за рубежа в Украину. Если принять один из законов, запрещающих двойное гражданство в Украине, то в таком случае они попросту будут активно избавляться именно от украинских паспортов, а не от зарубежных, что закроет существующий на сегодня канал притока средств от этой категории населения в экономику Украины.

Украинские реалии

Чтобы оценить масштабы возникшей проблемы, следует вспомнить, что на данный момент больше миллиона украинцев имеют второй паспорт. Речь, прежде всего, о жителях Закарпатья и Черновицкой области. Поэтому в первую очередь принятие поправок к закону о гражданстве наподобие тех, что предлагает Президент, ударит и очень больно по них.

Почему так? Потому жители Закарпатской и Черновицкой области в массе своей давно оформили румынское и венгерское подданство. Обе страны – и Венгрия, и Румыния – ввели упрощенную процедуру оформления 2 паспорта для украинцев, проживающих на приграничных территориях. К примеру, жители Береговского района Украины практически поголовно все имеют паспорт Венгрии. Только за последние два года свыше 100 тыс. украинцев стали обладателями подданства Венгрии.

Румыния не спешит делиться информацией о том, как много она выдала паспортов украинцам, но можно не сомневаться, что их число очень высоко.

Но, несмотря на наличие паспорта стран, входящих в Евросоюз, украинцы, проживающие в этих областях, не спешат эмигрировать. То есть их, с одной стороны, все устраивает в Украине, и уезжать они не хотят. Однако, с другой стороны, отказываться от паспорта европейского государства они не станут, потому что он дает им возможность свободно пересекать границу с ЕС и работать на территории Евросоюза. Если же поставить вопрос ребром, заставив этих граждан выбирать, то Украина от этого точно не будет в выигрыше.

Получается, что проекты законов, которые требуют ввести строгое наказание против лиц с двойным гражданством, направлены, прежде всего, против огромного количества жителей Западной Украины, так как даже тем, у кого есть российский паспорт, удастся избежать наказания.

Мировая практика

Если попробовать решить проблему двойного гражданства в Украине так, как это делают во многих развитых странах, то в таком случае придется разрешить наличие 2-х паспортов у ряда украинцев. За последнее десятилетие все больше государств приняли решение отказаться от принципа единого подданства. За примерами далеко ходить не надо, так как практически все страны Европейского Союза, то есть государства с очень развитой экономикой, совершенно спокойно воспринимают наличие нескольких гражданств у их жителей.

Как говорят аналитики, важно не то, сколько гражданств у человека, а как государство к нему относится. То есть в идеале оно должно считать его полноправным членом своего общества, когда такой человек находится на его территории. Если рассмотреть на примере такой подход, то получается, что британец со 2-м паспортом Франции будет полноправным гражданином у себя в Великобритании, а когда приедет во Францию, то станет полноправным французом.

Если разработать соответствующую законодательную базу, отказавшись от идеи отбирать второй паспорт и лишать гражданства людей, которые его оформили, то также можно сделать и в Украине. То есть такое решение будет соответствовать нормальной мировой практике. На сегодня все соседние цивилизованные страны реализуют такую политику, именно поэтому Румыния, Венгрия и страны Балтики разрабатывают и проводят специальные демографические программы с упрощенной схемой выдачи паспортов своим коренным потомкам, вне зависимости от того, где они находятся территориально.

В качестве еще одного примера стоит привести Польшу, которая раздает карты поляка меньшинствам, проживающим в Украине, РФ и Беларуси. Но почему-то Украина сейчас пытается идти совсем другим путем, отстаивая совершенно не к месту проявляющиеся патриотические чувства.

Заканчивая разговор о мировой практике, следует обязательно упомянуть о странах Прибалтики, которые отличаются очень небольшим количеством жителей, составляющих в сумме не более полутора миллионов человек. То есть такие государства гораздо проще наполнить большим притоком приезжих, которые существенно разбавят общество, размазав параметры демографических признаков, но все же они идут на определенный риск и все-таки допускают двойное гражданство. Правда, страны Прибалтики ограничивают для своего населения список государств, 2-й паспорт которых разрешено получать.

Стоимость оформления двойного гражданства

По большому счету оформление двойного гражданства в Украине состоит из непосредственно стоимости услуг по оформлению гражданства Украины и услуг по оформлению украинского паспорта. Общая стоимсоть услуг зависит от нескольких факторов. В среднем купить двойное гражданство в Украине обойдется в порядка 15 тыс. грн.

Заключение

Таким образом, проблема двойного гражданства в Украине не возникла вчера на фоне конфликта с Россией, как многие считают, а существует уже достаточно давно, выступая в роли одного из актуальнейших вопросов, ждущих своего решения. И несмотря на это, никто не пытался затрагивать эту тему или менять расплывчато составленные законы, которые подразумевают двусмысленную трактовку. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, что существенных поправок в Закон о гражданстве в ближайшее время внесено не будет, так как текущее положение дел не позволяет решить все одним махом, а требует учесть массу всесторонних факторов в вопросе двойного подданства.

Европейская правда

Вопрос двойного гражданства время от времени становится топ-темой в Украине. А соответственно – актуальность этого вопроса не исчезает.

При этом, наблюдая за активными дискуссиями в информационном поле Украины относительно двойного гражданства, складывается впечатление, что украинские политики, политтехнологи и журналисты из разных СМИ никогда в жизни не читали закон Украины по вопросам гражданства.

Для начала стоит отметить, что законодательство Украины не содержит запрета относительно двойного гражданства или возможности иметь второе гражданство.

Статья 4 Конституции Украины гласит: «В Украине существует единственное гражданство», а п.1 статьи 2 закона «О гражданстве Украины» детализирует принцип единственного гражданства, закрепленный в Конституции:

  • Отдельные административно-территориальные единицы (области, Автономная республика Крым) не могут иметь своего гражданства;
  • Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;
  • Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

С юридической точки зрения,

если в Украине «существует единственное гражданство» и не признается двойное гражданство, это ни в коем случае не может означать, что в Украине двойное гражданство запрещено.

Это означает только то, что в своих отношениях с государством все граждане, которые получили второе гражданство, признаются только гражданами Украины. Точка.

Конституционное положение о принципе единства гражданства призвано обеспечить единый правовой статус для всех граждан Украины независимо от того, где они проживают и где находятся в данный момент.

Но и это не является запретом на двойное гражданство в Украине.

При этом законодательство Украины предусматривает возможность прекращения или утраты украинского гражданства.

Решение о прекращении гражданства принимается указом президента Украины (ст. 22 закона) на основании решения комиссии по вопросам гражданства (ст.23), принятого по ходатайству специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданства (ст.24) или по представлению об утрате лицами гражданства Украины МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (ст.25).

Ст. 19 закона предусматривает также случаи, когда такое лишение невозможно. А именно в случае:

  • Одновременное приобретения ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства;
  • Приобретения ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей-иностранцев;
  • Автоматического приобретения другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
  • Автоматического приобретения гражданином Украины, достигшим совершеннолетия, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства.

При этом примеры применения данной процедуры неизвестны.

Фактически данная норма стала «мертвым» положением закона и просто используется как «страшилка» о запрете двойного гражданства, никак юридически не подкрепленного, потому что эта норма касается прекращения или утраты украинского гражданства, но не запрета двойного гражданства.

Приведу один пример, чтобы проиллюстрировать эту смешную законодательную путаницу: если невозможно лишить украинского гражданства человека, который автоматически получил другое гражданство вследствие брака с иностранцем, тогда как это вписывается в ложный аргументарий «запрета двойного гражданства»?

С другой стороны, ст. 9 закона «О гражданстве Украины» предусматривает среди условий для принятия в гражданство Украины необходимость представления декларации об отсутствии иностранного гражданства (для лиц без гражданства) или обязательство прекратить иностранное гражданство (для иностранцев).

Что же касается прав граждан Украины, имеющих иное гражданство, то, согласно ст. 20 закона, гражданин Украины, который сам не прекратил свое украинское гражданство или не утратил украинское гражданство по указу президента Украины о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.

Исходя из того, что эта украинская законодательная путаница и ее общественная интерпретация нуждаются в корректировке, мы решили проанализировать зарубежный опыт признания или запрета двойного гражданства.

Что же до конкретных деталей реализации института двойного гражданства на практике, то его узаконивание – общая тенденция стран ЕС.

Сегодня страны Европы в вопросе двойного гражданства делятся на четыре группы.

Самая многочисленная из них (18 стран) разрешает двойное гражданство всем, вторая и третья группы (вместе это 13 стран) позволяют с определенными ограничениями.

И только три страны ЕС запрещают двойное гражданство в любых его проявлениях – это Австрия, Литва и Эстония.

Следовательно, законодательство ЕС не предусматривает обязательство закрепления двойного гражданства.

Стоит рассмотреть то, каким образом гражданство закреплено в законодательстве наших ближайших соседей: Латвии, Польши и Чехии.

Поправки, которые вступили в силу с 1 октября 2013 года в Латвии, предусматривают возможность сохранения латвийского гражданства для граждан, получивших гражданство другой страны-участницы ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли или НАТО, а также Австралии, Бразилии, Новой Зеландии.

Возможность иметь двойное гражданство получили и лица, которые получили гражданство другой страны, с которой Латвия заключила договор о признании двойного гражданства. Гражданство Латвии смогут сохранить и лица, которые ранее получили гражданство неназванных стран, при условии получения разрешения латвийского Кабинета министров.

С 15 августа 2012 года Польша разрешила двойное гражданство и упростила предоставление его иностранцам. Новый закон отменил правило, согласно которому каждый, кто хотел получить польское гражданство, должен был отказаться от своего предыдущего. Также и Чехия с 1 января 2014 года разрешила двойное гражданство.

Эстония как страна, которая слишком оберегает свою независимость, запрещает двойное гражданство. Однако оно существует.

Граждане, которые получили гражданство Эстонии по рождению, не могут быть его лишены (ч. 3 ст. 5 закона о гражданстве). Это позволяет им, на законных основаниях, иметь двойное гражданство, хотя фактически законом это запрещено.

А с 1 января вступила в силу поправка к законодательству Эстонии, которая позволяет детям неграждан с рождения получать эстонское гражданство. Дети смогут иметь двойное гражданство до 21 года, после чего от одного на выбор нужно отказаться.

Украина может реализовать институт двойного гражданства, применяя несколько методов, что лишь увеличивает шансы на успешные законодательные изменения.

Первый – это исключение из закона положений, ограничивающих возможность наличия второго гражданства для иностранцев, которые хотели бы получить украинское гражданство.

Второй – это применение селективного подхода, как это сделала Латвия.

В частности, формально разрешить двойное гражданство для лиц, которые:

  • Приобрели гражданство государства-члена Европейского Союза или Европейской ассоциации свободной торговли;
  • Приобрели гражданство страны-члена Организации Североатлантического договора;
  • Приобрели гражданство страны, с которой Украина заключила договор о признании двойного гражданства;
  • Приобрели гражданство стран, которые не описаны в п. 1, 2 и 3, но получили разрешение сохранить гражданство Украины по решению Кабинета министров Украины, принятому в соответствии с национальными интересами.

Или же ввести отдельную статью о двойном гражданстве.

Стоит отметить, что до сих пор ключевым аргументом против двойного гражданства было опасения распространения на территории Украины лиц со вторым российским гражданством.

Стоит признать: такая угроза действительно существует. Даже несмотря на то, что двойное гражданство формально запрещено в РФ.

Однако с этой угрозой столкнулась не только Украина. В частности, другие восточноевропейские страны также должны учитывать эту угрозу в своей политике в отношении двойного гражданства.

При этом они нашли «противоядие» – ведь изложенные выше ограничения делают невозможным двойное, с российским, гражданство.

Разобравшись в законодательных инициативах, необходима публичная дискуссия относительно возможностей двойного гражданства, а также привлечение ведущих экспертов и ученых для проработки всех преимуществ и недостатков введения этого института в Украине.

При этом мнение рядовых граждан Украины по вопросу двойного гражданства не имеет единой четкой линии. Одни всецело поддерживают «дополнительное» гражданство, видя его многочисленные преимущества, другие такую возможность категорически отвергают.

К сторонникам двойного гражданства относится преимущественно украинская молодежь, люди среднего и пожилого возраста с опаской смотрят на эту перспективу.

Хотелось бы напомнить опыт еще одной близкой нам страны, хотя она и находится не в Европе. Это Канада, которая очень успешно использует этот инструмент для усиления развития собственного интеллектуального капитала.

Канада признает двойное гражданство и при предоставлении своего гражданства не требует от новых граждан отказа от других гражданств.

Например, граждане Украины, которые переехали в Канаду на постоянное место жительства, по окончании установленного срока и при определенных условиях могут получить канадское гражданство. При этом им не нужно отказываться от украинского гражданства. То же самое касается граждан других стран.

Христя Фриланд, министр международной торговли Канады, прямо заявила недавно: «Задача Канады – стать лучшей и самой простой страной для переезда, жизни и работы для умных людей со всего мира». В том числе и для украинцев.

Способна ли Украина поставить себе такую амбициозную цель и реализовать ее?

Как и где получить второе гражданство? В поисках простых решений

Получение второго гражданства — дело крайне серьезное и не всегда простое. Стать гражданином Евросоюза возможно путем приобретения недвижимости на Кипре.

Покупка недвижимости на Кипре может стать не только способом получения гражданства, но и источником дохода. Многие россияне приобретают квартиры и виллы в курортных городках для их последующей сдачи в аренду.

С помощью инвестиций в кипрскую экономику можно получить одобрение на предоставление гражданства примерно через
3 месяца с момента вложения средств. Заявитель на гражданство должен инвестировать около
2 000 000 евро сроком на 3 года.

Для получения европейского гражданства достаточно приобрести один или несколько объектов элитной недвижимости на Кипре.

Паспорт Кипра обеспечивает все права гражданина ЕС: свободу пребывания, учебы, работы, ведения бизнеса в любой стране-члене ЕС, а также в Швейцарии, Лихтенштейне, Норвегии и Исландии

Крупные девелоперские компании Кипра способны помочь не только с приобретением наиболее доходной недвижимости, но и в решении всех вопросов, связанных с получением гражданства.

Законодательство нашей страны позволяет получить второе гражданство, не расставаясь с российским паспортом. Эта возможность привлекает многих наших соотечественников, которые хотят жить в другой стране на постоянной основе. Однако получение второго гражданства — дело крайне серьезное и не всегда простое. Попробуем разобраться в тонкостях процесса.

Что дает наличие второго гражданства: возможности, права и обязанности

Следует понимать, что термины «второе гражданство» и «двойное гражданство» не синонимы, как может показаться.

Двойное гражданство предполагает, что между двумя странами заключено определенное соглашение. Люди с двойным гражданством могут выбирать, в какой стране проходить воинскую службу, их дети по праву рождения получают два паспорта. Соглашение о двойном гражданстве у России имеется только с Туркменией и Таджикистаном. Таким образом, если вы думаете о получении двойного гражданства в Европе — это чисто юридически невозможно, по крайней мере, в настоящее время.

Другое дело — второе гражданство. Даже если в дополнение к паспорту РФ вы получили паспорт другого государства, вы все равно продолжаете подчиняться российскому законодательству и уплачивать налоги в казну РФ, если вы живете и трудитесь здесь, и в казну второй страны, если вы предпочитаете работать там. В этом случае каждое из государств признает вас своим гражданином. На практике это может выражаться в особенностях несения воинской повинности, например, если вы отслужили в другой стране и приехали в Россию, то вам предстоит отслужить и здесь — конечно, в том случае, если вы являетесь военнообязанным.

Впрочем, наличие второго гражданства дает немало преимуществ:

  • Возможность жить в любой из стран, гражданином которых человек является, и спокойно пересекать границу.
  • Право безвизового въезда во все государства, с которыми у стран, гражданином которых он является, подписано соответствующее соглашение.
  • Право работать во всех странах, с которыми у его второй родины подписано соответствующее соглашение. Например, если вы получили паспорт Кипра, входящего в ЕС, вы можете работать в любой стране Евросоюза.
  • Возможность получать образование и медпомощь, работать и открывать собственное дело как в России, так и в стране второго гражданства, а также — в том случае, если второе гражданство получено в одной из стран Евросоюза — и в ЕС.
  • Возможность пользоваться социальными гарантиями в обеих странах.
  • Возможность выбора гражданства для своих детей.

Есть и некоторые минусы, о которых нельзя не упомянуть: большинство стран ограничивает карьерные возможности для лиц со вторым гражданством, не позволяя им занимать высокие государственные должности. Возможно, служить в армии придется в обеих странах, равно как и платить налоги (хотя здесь есть некоторые исключения, например, Кипр предоставляет новым гражданам определенные налоговые льготы).

Какие страны позволят россиянину стать обладателем второго паспорта?

Большинство стран позволяет получить гражданство, не отказываясь от российского паспорта. К ним относятся, например: Бельгия, Израиль, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Мальта, Турция, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция, Канада, Чили, Доминиканская Республика, Ямайка.

В некоторых странах, например в Австрии и Швейцарии, получение второго гражданства теоретически возможно, но на практике оказывается крайне сложным и накладным делом.

Есть, впрочем, и страны, которые не разрешают оформлять второе гражданство. К ним относятся Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Германия, Испания.

Условия получения второго гражданства в Европе

Россияне для получения второго гражданства чаще всего выбирают Европу. Это понятно — в отличие от США и стран Латинской Америки, Европа совсем рядом. К тому же, получая паспорт любой из стран ЕС, человек, по сути, становится гражданином Европы и может жить, работать, покупать жилье, учиться и лечиться в любой стране Евросоюза без ограничений. Кроме того, для граждан Евросоюза предусмотрена упрощенная процедура получения виз во многие другие страны. Например, европейцу гораздо проще получить визу в Австралию, Новую Зеландию, США и Великобританию, чем россиянину.

Однако нельзя забывать о том, что такого государства как Европа не существует — это союз нескольких стран, и миграционное законодательство у каждой свое. Поэтому и пути получения гражданства различны.

В общих чертах алгоритм выглядит так: вы легально пересекаете границу страны и подаете документы на ВНЖ — временный вид на жительство. Основанием для него может служить:

  • работа в местной компании;
  • долговременное лечение в местной больнице;
  • брак с гражданином страны;
  • репатриация (некоторые страны позволяют потомкам переселенцев вернуться на историческую родину, однако такое возможно не везде);
  • статус беженца (ненадежный путь, поскольку лишь четверть заявлений получает одобрение);
  • воссоединение с семьей, если кто-то из ваших родственников уже живет здесь;
  • открытие собственного дела;
  • приобретение недвижимости и участие в инвестиционной программе, если таковая имеется.

Прожив в стране определенное время по ВНЖ (обычно этот срок составляет 12–24 месяца), можно подавать документы на ПМЖ. Для получения этого статуса нужно доказать свою благонадежность — отсутствие проблем с законом, наличие работы и дохода, а также жилья — собственного или арендованного.

Получив ПМЖ, можно спокойно жить в стране, не являясь, однако, ее гражданином. Через 5–7 лет вы имеете право запросить гражданство. К претендентам на паспорт предъявляются те же требования, что и к заявителям, желающим оформить ПМЖ, плюс потребуется сдать экзамен на знание языка и законодательства.

Как видно, процесс получения второго гражданства долог и с бюрократической точки зрения отнюдь непрост. Но есть и обходной путь, причем совершенно законный. Второе гражданство можно купить.

Не все страны дают такую возможность, а в Европе их и вовсе мало. Однако они существуют, и получение второго гражданства через инвестиции составляет значительную часть их экономики. Чаще всего эти инвестиции предполагают покупку дорогостоящей недвижимости, иногда — вложения в государственные облигации. Иными словами, вы тратите определенную сумму на жилье или коммерческую недвижимость и через достаточно непродолжительное время получаете новенький паспорт, без ожидания, лишней бюрократии и сдачи экзаменов. И самые выгодные и удобные условия для этого предоставляет Кипр.

Как стать полноправным гражданином Кипра, не отказавшись от паспорта РФ

Чтобы получить гражданство Кипра через инвестиции, нужно вложить в экономику этой страны не менее 2-х млн евро. Покупка облигаций и акций кипрских компаний, бизнеса, который даст рабочие места как минимум пятерым граждан этой страны, или недвижимости — любой из этих вариантов возможен, равно как и их комбинация.

Кипрское миграционное законодательство благоволит к состоятельным иностранцам и предоставляет совершенно беспрецедентные для Европы условия получения гражданства.

  • Во-первых, вместе с инвестором паспорта получают и все его ближайшие родственники — супруг или супруга, дети и родители инвестора (родители при условии вложения ими 500 тысяч евро сверх 2-х млн евро). Кстати, Кипр признает не только официальные, но и гражданские браки.
  • Во-вторых, на Кипре, как это ни удивительно, с 1 января 2017 года упразднен налог на недвижимость.
  • В-третьих, правительство Кипра предоставляет новым гражданам целый ряд налоговых льгот. Например, отсутствие налога на перевод права собственности новой недвижимости, скидки при уплате НДС, если объект приобретен впервые.
  • И наконец, существует определенный срок выхода из инвестиций — 3 года. Иными словами, через 3 года вы можете продать свою виллу, оставив себе одну единицу недвижимости стоимостью не менее 500 000 евро, а паспорт останется у вас.

Требования к заявителям просты и прозрачны, практически нет отказов (в отличие от Мальтийской программы). Именно поэтому наши соотечественники все чаще решают получить второе гражданство и оформить паспорт именно на Кипре, а самым популярным вариантом остается покупка недвижимости.

Каковы гарантии получения гражданства Кипра?

Ответить на этот вопрос мы попросили директора компании «Альянс девелоперов Кипра» Давида Петросова:

«Кипрская программа инвестиционного гражданства отличается простотой и ясностью. Критерии предоставления гражданства прозрачны и не допускают двойных толкований. По сути таких критериев всего три:

  1. Инвестировать средства в экономику Кипра (от двух миллионов евро, примерно 136 335 625 рублей).
  2. Представить справку о несудимости.
  3. Купить недвижимость для собственного проживания стоимостью от 500 000 евро, что составляет около 34 083 906 рулей (если инвестиция делается в жилую недвижимость, то такая покупка не нужна).

Если все три условия выполнены, инвестор получит гражданство.

Случаев непредоставления гражданства добросовестным инвесторам практически не бывает. Однако в качестве дополнительной гарантии некоторые компании, например наш «Альянс», готовы вписать в договор покупки инвестиционного актива положение, согласно которому инвестор получает все деньги назад в случае отказа в выдаче гражданства.

Нужно помнить, что задача инвестора — не просто получить паспорт, но также и окупить вложенные инвестиции. Здесь на помощь инвесторам приходят девелоперы, в том числе и наша организация «Альянс девелоперов Кипра». Это объединение 43 девелоперских и строительных компаний на Кипре, с 5000 объектов недвижимости в портфеле. Специалисты «Альянса» — консультанты с многолетним опытом анализа инвестиционной привлекательности различных активов. Мы постоянно анализируем рынок, имея информацию «с полей», прогнозируем, как каждый сегмент рынка будет развиваться в ближайшие 3–5 лет, анализируем, где сосредоточен спрос и почему, какие факторы определяют его рост, словом, прорабатываем все аспекты, которые помогают нашим клиентам сформировать прибыльную инвестиционную стратегию».

Популярное:

  • Ст62 63 гк рф Статья 62 ГК РФ. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица Новая редакция Ст. 62 ГК РФ 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны […]
  • Статья 62 ук рф часть 1 Статья 62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств 1. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей […]
  • Мировой суд магнитогорск сайт Мировой суд магнитогорск сайт Судебный участок №3 Правобережного района г.Магнитогорска С 21.06.2012 года все судебные участки мировых судей Челябинской области используют новый сервис – СМС-извещения участников судопроизводства. СМС-извещения используются как альтернатива заказным […]
  • Семеновский мировой суд нижегородской области Семеновский мировой суд нижегородской области Скворцова Анна Александровна Телефон: 8 831 62 5 24 30 главный специалист-помощник мирового судьи Задорина Ольга Дмитриевна Телефон: 8 831 62 5 24 30 специалист 1 категории-секретарь суда Гульнева Елена Михайловна Телефон: 8 831 62 5 24 […]
  • Мировой суд касли 2 Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2018 год Обращения за 2015 […]
  • Ч 3 ст 62 конституции рф Статья 62 Конституции РФ 1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного […]