Статья 5.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (действующая редакция)

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.26 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ, а также согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций, последние подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

3. Согласно ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

4. Культовые здания и сооружения должны отвечать своему религиозному предназначению, определенному уставами религиозной организации, и использоваться в целях осуществления богослужений, проведения молитвенных и религиозных собраний и в других целях. Иное использование объектов недвижимости культового назначения, например проведение в них митингов, манифестаций и т.п., будет противоречить п. 1 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором упоминается об их целевом использовании.

Противоправное использование храмов и других культовых зданий не следует отождествлять с особенностями отправления культа, например с чтением проповедей в православных и иных храмах, когда наряду с проблематикой духовного свойства рассматриваются и прямо относящиеся к теме проповеди политико-правовые проблемы.

5. Религиозный обряд, или церемония, представляет собой совокупность действий, установленных внутриконфессиональными актами. К ним относятся, например, обряды крещения, церковного благословения на брак (для православных). Религиозная и обрядовая деятельность может быть осуществлена только в объектах, указанных в уставах религиозных организаций, и иных местах, если совершение действий духовного почитания не будет противоречить зарегистрированным уставам, — прежде всего это территории, непосредственно прилегающие к храму или иному культовому зданию. К остальным местам, где обрядовая деятельность совершается беспрепятственно, относятся места паломничества, кладбища, крематории и иные объекты.

6. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, предназначенных для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в местах содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не должно препятствовать участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

7. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует принимать во внимание различное истолкование понятий «эмблема» и «символика» в законодательстве: согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов. См. п. 2 комментария к ст. 20.3.

8. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести выражается в противоправных действиях (бездействии), совершение которых несовместимо с реализацией указанного права.

Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов может содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 148 УК.

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 136 УК).

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 указанной статьи; см. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1).

Кодекс Украины об административных нарушениях

Раздел I. Общие положения
Глава 1
Общие положения

Статью 3 исключен на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Статью 4 исключен на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
I. Общая часть Глава 2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 3
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Глава 4
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 5
Административные правонарушения в области охраны
ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 42-3 исключена на основании Закона № 1602-VII от 22.07.2014

Статью 43 исключено на основании Закона N 352-XIV от 23.12.98

Глава 6
Административные правонарушения, посягающие на
СОБСТВЕННОСТЬ

Статья 51-1 исключена на основании Закона № 2677-VI от 04.11.2010

Глава 7
Административные правонарушения В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ПРИРОДЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 79-1 исключена на основании Закона № 4220-VI от 22.12.2011

Статьи 84 исключен на основании Закона N от 06.03.96

Статью 86 исключен на основании Закона N от 06.03.96

Глава 8
Административные правонарушения в промышленности,
СТРОИТЕЛЬСТВЕ И В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Статья 97 исключена на основании Закона № 4220-VI от 22.12.2011

Статья 97-1 исключена на основании Закона № 2342-III от 05.04.2001

Статью 100 исключена на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
НАРУШЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

Глава 10
Административные правонарушения на транспорте,
В области дорожного хозяйства И СВЯЗИ

Статья 131 исключена на основании Закона N 586-VI от 24.09.2008

Статью 132 исключена на основании Закона N 586-VI от 24.09.2008

Статью 143 исключена на основании Указа ПВР N от 19.05.89

Глава 11
Административные правонарушения в области
ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА

Глава 12
Административные правонарушения в области ТОРГОВЛИ,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, СФЕРЕ УСЛУГ, В ОБЛАСТИ
ФИНАНСОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статью 157 исключена на основании Закона N 2635-IV от 02.06.2005

Статья 158 исключена на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Статью 165 исключено на основании Закона N от 28.01.94

Статью 166 исключена на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Глава 13
Административные правонарушения в области стандартизации,
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Статья 168 исключена на основании Закона № 4025-VI от 15.11.2011

Статья 169 исключена на основании Закона № 124-VIII от 15.01.2015

Статья 170-1 исключена на основании Закона № 124-VIII от 15.01.2015

Глава 13-А
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 172-2 исключена на основании Закона № 221-VII от 18.04.2013

Статья 172-3 исключена на основании Закона № 221-VII от 18.04.2013

Глава 13-Б
ВОЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 14
Административные правонарушения, посягающие на
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Глава 15
Административные правонарушения, посягающие на
УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ

Статья 188-21 исключена на основании Закона № 1540-VIII от 22.09.2016

Статья 196 исключена на основании Закона № 1742-VIII от 15.11.2016

Статья 199 исключена на основании Закона № 888-VIII от 10.12.2015

Статья 208 исключена на основании Закона N 2415-III от 17.05.2001

Статью 209 исключена на основании Закона N 2415-III от 17.05.2001

Статья 212 исключена на основании Закона N от 15.06.92

Глава 15-А
Административные правонарушения,
Посягающие на ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ И
УСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Раздел III. ОРГАНЫ, уполномоченные рассматривать дела об
Административные правонарушения
Глава 16
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 17
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 220 исключена на основании Закона N от 15.11.94

Статья 226 исключена на основании Закона N 2686-III от 13.09.2001

Статью 227 исключена на основании Закона N 2686-III от 13.09.2001

Статья 230 исключена на основании Закона N 8/95-вр от 19.01.95

Статья 231-1 исключена на основании Закона N 5456-VI (5456-17) от 16.10.2012

Статья 232 исключена на основании Закона N от 19.01.95

Статья 233 исключена на основании Закона N 2342-III от 05.04.2001

Статья 234 исключена на основании Закона N 2415-III от 17.05.2001

Статья 237 исключена на основании Закона N 352-XIV от 23.12.98

Статья 238-1 исключена на основании Закона N 5462-VI (5462-17) от 16.10.2012

Статья 238-3 исключена на основании Закона N 5462-VI (5462-17) от 16.10.2012

Статья 244-11 исключено на основании Закона N 77-VIII (77-19) от 28.12.2014

Статья 244-14 исключена на основании Закона N 3830-VI (3830-17) от 06.10.2011 — изменение вводится в действие со дня вступления в силу Указа Президента Украины о создании соответствующего центрального органа исполнительной власти по государственному энергетическому надзору в системе центральных органов исполнительной власти

Статья 244-15 исключено на основании Закона N 1540-VIII (1540-19) от 22.09.2016

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Глава 18
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 19
Протокол об административном правонарушении

Глава 20
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
О АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Статья 265-3 исключена на основании Закона N 222-VIII (222-19) от 02.03.2015

Глава 21
ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОВЕДЕНИИ В ДЕЛЕ О
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Глава 22
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 23
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Статью 286 исключена на основании Закона N 586-VI от 24.09.2008

Глава 24
ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ О
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Глава 24-1. ОБЗОР ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ О
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В СЛУЧАЕ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СУДЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ,
ЮРИСДИКЦИЯ КОТОРОГО ПРИЗНАНА УКРАИНА,
НАРУШЕНИЕ УКРАИНА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РЕШЕНИИ ДЕЛА СУДОМ

Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О наложении АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ВЗЫСКАНИЙ
Глава 25
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 26
Производство по исполнению постановления о вынесении
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Глава 27
Производство по исполнению постановления о наложении штрафа

Глава 28
Производство по исполнению постановления о возмездном
Изъятие предмета

Глава 29
Производство по исполнению постановления о конфискации
ПРЕДМЕТА, ДЕНЕГ

Глава 30
Производство по исполнению постановления о лишении
СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Статья 320 исключена на основании Закона N 586-VI от 24.09.2008

Глава 30-А
ПРОИЗВОДСТВО О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Глава 31
Производство по исполнению постановления О ПРИМЕНЕНИИ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Глава 31-А
ПРОИЗВОДСТВО О ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ РАБОТ

Глава 32
ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА И АРЕСТ С СОДЕРЖАНИЕМ НА ГАУПТВАХТЕ

Глава 33
ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВРЕДА

Коап ст 5 26

Анна Козкина разбирает «миссионерскую» статью административного кодекса, благодаря формулировкам которой стали возможны два самых абсурдных скандала последних месяцев — постановление владивостокского суда о сожжении Библий и задержание петербуржца Дмитрия Угая за чтение лекции по йоге.

5.26. Как переписывали и ужесточали статью о свободе вероисповедания, и при чем тут депутат Яровая

Статью 5.26 (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) приняли вместе с действующим Кодексом об административных правонарушениях в конце 2001 года. Ее предшественница — статья 193 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (нарушение законодательства о религиозных культах) была введена в июне 1993 года с тремя составами: уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации; нарушение правил организации и проведения религиозных собраний, шествий и других церемоний культа; организация и проведение служителями культа и членами религиозных объединений специальных детских и юношеских собраний, а также кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа. Во всех случаях наказанием был штраф до 50 рублей.

Уже в августе 1993-го статью переписали и переименовали в «нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания», в ней появились новые составы: воспрепятствование реализации права на свободу совести и вероисповедания, в том числе — принятию религиозных или иных убеждений, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; оскорбление религиозных убеждений граждан, осквернение почитаемых ими предметов, зданий, памятников, захоронений, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

В появившейся в 2001 году уже в российском КоАП статье 5.26 было два очень похожих состава — с той разницей, что теперь во второй части речь шла об оскорблении чувств, а не убеждений.

В июле 2016 года парламент принял «пакет Яровой», один из законопроектов которого вносил поправки в статью 5.26 КоАП. В первых двух составах были конкретизированы возможные суммы штрафов, до того привязанные к величине минимальной зарплаты: по первой части для граждан штраф теперь составил до 30 тысяч рублей; а по второй — до 50 тысяч либо обязательные работы. Из второй части убрали формулировку «оскорбление религиозных чувств граждан» (она остается в статье 148 УК), теперь она предполагает ответственность за осквернение религиозных предметов, их порчу и уничтожение.

Кроме того, поправками вводились три новых состава. Часть третья за выпуск или распространение религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности литературы, аудио- и видеоматериалов без маркировки, или с неполным указанием наименования, или же с заведомо ложной маркировкой грозит штрафом от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией материалов.

При этом требование маркировки на религиозной литературе было и раньше — с 1997 года оно прописано в законе «О свободе совести и религиозных объединениях», но его нарушение влекло лишь предупреждение. «Раньше ответственности не было, и никто не считал это серьезным нарушением. Сейчас все кинулись [проверять], и Минюст при проверках особое внимание [уделяет] литературе. Так как «пакет Яровой» ввел штрафы, 30-50 тысяч можно брать буквально за каждую бумажку, где совсем не указал или указал неполное наименование», — рассказывает адвокат «Славянского правового центра» Сергей Чугунов.

Часть четвертая предполагает ответственность за миссионерскую деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести и религиозных объединениях — штраф для граждан от пяти тысяч до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 тысяч до 1 млн рублей.

Пятая часть дополняла статью наказанием в виде штрафа от 30 тысяч рублей до 50 тысяч и в некоторых случаях выдворением из России для иностранцев или людей без гражданства, которые занимаются миссионерством с нарушением требований закона.

Тот же пакет законопроектов ввел требования к миссионерской деятельности: в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» добавили главу III.1 «Миссионерская деятельность». В ней миссионерство определяют как деятельность религиозного объединения, направленную на распространение информации о своем вероучении среди тех, кто не состоит в организации, и осуществляемую непосредственно самим объединением или уполномоченными им гражданами. Поправки запрещают миссионерскую деятельность в жилых помещениях, а также в зданиях и на земельных участках другого религиозного объединения без письменного согласия его руководителей.

Кроме того, в новой главе говорится, что человек, занимающийся миссионерством от имени религиозной группы, обязан при себе иметь решение общего собрания о предоставлении ему таких полномочий с реквизитами регистрации, подтверждающими, что Минюст уведомлен о создании этой группы.

Поправки, касающиеся миссионерской деятельности, в «пакете Яровой» появились только во втором чтении; к третьему их лишь немного подкорректировали.

«Принятие законопроекта с соответствующими поправками ставит под удар не только деятельность незарегистрированных религиозных групп, но и зарегистрированных в России протестантских организаций и новых религиозных движений христианской направленности (в первую очередь, Свидетелей Иеговы). Ограничение территории для осуществления миссионерской деятельности может ударить даже по деятельности православных миссионеров», — комментировал законопроект информационно-аналитический центр «Сова» перед вторым чтением.

Эксперт центра «Сова» Ольга Сибирева считает, что необходимости в дополнительном регулировании миссионерской деятельности не было, и отмечает, что попыток принять подобный закон было много, но проекты обычно даже не доходили до рассмотрения Госдумой. «И вдруг эти поправки Яровой. Там сразу пакетом много что было протащено, поправки о миссионерстве прошли просто за компанию, и мало уже кто на них обращал внимание, потому что были гораздо более громкие инициативы по ограничению интернета и так далее, — вспоминает Сибирева. — До миссионерства уже никому особо дела не было, и поэтому их удалось протащить. И кроме вреда пока они ничего не принесли на практике».

Адвокат Инна Загребина, которая специализируется на делах, связанных с религией, называет поправки, внесенные «пакетом Яровой» в части регулирования миссионерства, непродуманными: «Нормы должны быть понятны в использовании, а закон построен так, что он непонятен, неясно, как его использовать. Сам закон абсурден, и еще практика его применения хромает, и с учетом религиоведческой правовой неграмотности, которая сейчас существует в органах власти, получается такая общая картина».

Излишним законодательное регулирование миссионерской деятельности считает и адвокат Чугунов. Он также напоминает, что законы о миссионерстве пытались внести на рассмотрение Госдумы не раз — и парламентские юристы всегда их отклоняли. «Правовое управление Думы отрицательные заключения давало на эти проекты, указывая, что из них непонятно, чем отличается миссионерская деятельность от распространения своей веры. Этот проект (из «пакета Яровой» — МЗ) от них ничем не отличался, — настаивает Чугунов. — Хоть Конституция говорит, что нам гарантировано право распространять свои убеждения, а тут берут и регулируют миссионерскую деятельность».

Статья 28 Конституции позволяет каждому гражданину свободно распространять свои религиозные и иные убеждения.

Как это работает на практике. Библии, лекция, гроб

Дела по первым двум частям статьи 5.26 КоАП встречаются нечасто. Они не встречались в практике опрошенных «Медиазоной» адвокатов и юриста. Например, этим летом на 30 тысяч рублей оштрафовали магнитогорца, который разрубил православную икону топором и поджег обломки — эксцентричный мужчина был признан виновным по части второй (публичная порча предмета религиозного почитания).

В сентябре 2015 года жителя Калужской области за публикацию на своей странице признали виновным по той же части 2 статьи 5.26 КоАП и оштрафовали на такую же сумму. В этом случае речь шла о публичном осквернении предмета религиозного почитания и атрибутики — подсудимый выложил в соцсеть карикатуры, в которых обыгрывался сюжет Тайной вечери и других христианских преданий, которые прокуратура интерпретировала как «насмешку над священным институтом монашества, а также над священными образами Тайной Вечери, Святых и Спасителя».

В конце декабря 2016 года в Орле суд оправдал известного в городе своими оппозиционными взглядами пенсионера Андрея Неврова, который устроил акцию, посвященную губернатору Орловской области Вадиму Потомскому. Активист вышел на площадь Ленина с гробом, на котором было написано «Ум, честь и совесть Потомского». После задержания полицейские составили на пенсионера протокол по части 2 статьи 5.26 КоАП, но суд не нашел в действиях Неврова состав административного правонарушения.

Шесть раз административные дела по второй части заводили на художника Артема Лоскутова. В июне 2012 года его дважды оштрафовали на 500 рублей за размещение в рекламных стендах в Новосибирске плакатов, стилизованных под иконы с изображением участниц Pussy Riot. Третье административное дело о плакатах суд прекратил. А через полгода в отношении художника появилось еще два дела об оскорблении чувств верующих после задержания при продаже футболок в поддержку Pussy Riot. По первому делу суд назначил штраф в размере тысячи рублей (но в апелляции его отменили), а второе было прекращено. Шестое дело Лоскутова по статье 5.26 появилось после заявления активиста «Народного собора» Юрия Задои, который также был недоволен продажей футболок. Но и это производство прекратили.

Дело кришнаита из Черкесска, на которого оформили протокол по части 4 статьи 5.26 КоАП (миссионерство с нарушением закона), стало одним из первых по составу, введенному «пакетом Яровой». 27 июля 2016 года в полицию обратился юрист Рашид Зитляужев, которому 25-летний Вадим Сибирев после беседы на улице подарил книгу о религии. В Центре «Э», ссылаясь на новую главу закона «О свободе совести и религиозных объединениях», настаивали, что Сибирев занимался миссионерской деятельностью вне культового здания и за пределами принадлежащей ему территории. В то же время не было свидетельств о том, что Сибирев представляет конкретную религиозную организацию и пытается вовлечь в нее других людей, отмечал информационно-аналитический центр «Сова». В итоге суд прекратил производство, поскольку не нашел в действиях Сибирева состава правонарушения.

31 августа 2015 года в Марий Эл оштрафовали на пять тысяч рублей пастора церкви «Новое поколение» Александра Якимова, который по приглашению старосты деревни Мари-Шолнер во время праздника благословил местных жителей. По словам представителей пастора, это и стало поводом для административного дела о незаконном миссионерстве: Якимов не сообщил собравшимся, какой церковью он уполномочен, и не показал соответствующий документ.

В сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге мировой судья оштрафовал на пять тысяч рублей за миссионерство с нарушением требований законодательства архиепископа Реформаторской православной церкви Христа Спасителя Сергея Журавлева. Он был задержан, когда выступал в еврейской мессианской общине. При этом сам задержанный настаивал, что читал лекцию об истории христианства бывшим нарко- и алкозависимым, а также секс-работницам. Через месяц в Кемерово за миссионерскую деятельность с нарушениями на 40 тысяч рублей оштрафовали пастора церкви «Новое поколение» Андрея Матюжина; по данным адвоката Сергея Чугунова, после пересмотра дело прекратили.

В конце декабря во Владивостоке суд постановил сжечь несколько Библий, изъятых в офисе Армии спасения. Судья вынес это решение, руководствуясь частью 3 статьи 5.26 КоАП — выпуск литературы религиозной организации без маркировки. Однако книги лишь хранились в помещении организации, а не были ею изданы. Это решение прокомментировали в РПЦ: игуменья Ксения (Чернега), главный юрист Московского патриархата, назвала постановление незаконным. Через несколько дней суд отменил решение об уничтожении Библий, но оставил в силе штраф в размере 30 тысяч рублей.

Самым же громким на сегодняшний день скандалом обернулось дело петербуржца Дмитрия Угая. На преподавателя йоги составили протокол по части 4 статьи 5.26 КоАП — миссионерство с нарушением закона — за лекцию об индийской философии и йоге, которую он прочитал 22 октября прошлого года на фестивале «Ведалайф». После выступления его задержали полицейские; они отвезли Угая в отдел и составили на него протокол о правонарушении. Затем его отпустили и вызвали в суд только через полтора месяца, когда в административном производстве появились показания свидетелей, двух из которых, по словам Угая, не было на лекции. «Если меня осудят, то будет понятно, что теперь одного факта заявления будет достаточно, чтобы признать человека виновным, что судить смогут за простое занятие йогой», — комментировал свое дело петербуржец. Решение по нему суд вынесет 18 января.

«Не каждый сотрудник полиции знает, что существуют другие религиозные организации кроме РПЦ»

Говоря о применении новых составов статьи 5.26 КоАП, редактор журнала «Юридическое религиоведение», юрист Владимир Озолин обращает внимание на несоразмерность наказания. Организации могут получить штрафы до 1 млн рублей за самые незначительные нарушения; претензии вызывает и заложенное в законе определение миссионерской деятельности, объясняет юрист.

Сергей Чугунов полагает, что новые поправки были недоработаны из-за спешки, в которой принимали «пакет Яровой», и отсутствия в рабочей группе экспертов и представителей религиозных организаций. «Из-за общественного резонанса его скорректировали, но и в таком виде закон применяется неверно. Получается, что миссионерская деятельность по определению относится только к объединениям, а не к гражданам, а на практике почти во всех случаях привлечены одни граждане, не входящие ни в какие религиозные объединения», — говорит адвокат.

При этом в делах в отношении физических лиц решения в пользу подсудимых выносятся чаще, чем в случае дел против организаций. «Что касается граждан, тут процесс доказывания проще, соответственно, число прекращенных дел больше. Организация, как правило, заведомо виновна. Ну, потому что гражданин имеет право распространять свои религиозные убеждения свободно и беспрепятственно, а что касается религиозных организаций, с введением новых статей накладываются некоторые ограничения», — уточняет Озолин.

Кроме того, серьезной проблемой оказывается некомпетентность полицейских или сотрудников прокуратуры в религиозных вопросах. «Не каждый сотрудник полиции знает, что существуют другие религиозные организации кроме нашей самой главной — РПЦ. Здесь сложность в том, что религиозная сфера — это очень узкая сфера, и специалистов, которые в этом разбираются, очень мало. В числе сотрудников правоохранительных органов — их, наверное, вообще нет. Нужно просвещать сотрудников, насколько это возможно. У них же наверняка занятия проводятся по повышению квалификации», — рассуждает юрист.

Работа полиции вызывает вопросы и у адвоката Инны Загребиной: «Полиция в основном пытается составить протоколы. Они не понимают законодательство и в большинстве случаев лепят протоколы; главное, чтобы там о какой-то религии говорили. Видимо, исходят из позиции — суд разберется. И в принципе судебная практика в отношении распространения обычными гражданами своих религиозных взглядов сегодня складывается положительно».

Владимир Озолин, анализируя правоприменительную практику по статье 5.26 КоАП, отмечает формальный подход судей и полицейских, поскольку нарушение закона в делах такого рода достаточно сложно доказать. Сначала необходимо установить, что человек занимался миссионерством, а значит, в соответствии с поправками из «пакета Яровой», представлял то или иное религиозное объединение. Адвокат Загребина добавляет, что кроме этого необходимо доказать цель вовлечения.

«Он может просто разговаривать с человеком на разные темы, а может вовлекать в деятельность данной организации. Не просто говорить, какое замечательное православие, а приглашать в конкретный храм, давать брошюры. Это уже будет миссионерская деятельность», — говорит адвокат.

Ольга Сибирева из центра «Сова» обращает внимание на то, что изначально мишенью законодательного новшества, призванного осложнить жизнь миссионерам, был радикальный исламизм: «Как объясняли авторы этих поправок, они должны были помочь бороться с экстремистами. Подразумевались исламские радикалы, которые занимаются экстремистской и террористической деятельностью. Якобы тогда они не смогут распространять свое учение. Но на практике по отношению к реальным или мнимым исламским радикалам эти поправки ни разу не были применены. Применялись они исключительно по отношению к новым религиозным движениям и протестантским организациям, которые не были замечены ни в какой экстремистской деятельности». С этим согласна и адвокат Загребина; кроме того, ни разу к ответственности по новым составам не привлекали представителей РПЦ, отмечает Владимир Озолин.

«Они очень вписали [поправки] в «антисектантский» тренд политический, который мы наблюдаем уже несколько лет: закручивание гаек условно нетрадиционным религиозным организациям», — полагает эксперт «Совы».

Адвокаты говорят о частом привлечении по части 5 статьи 5.26 КоАП иностранных граждан. «Совсем плохо обстоят дела с иностранцами. Тут был юбилей в Калуге у одной из протестантских церквей. Иностранец, который там был по туристической визе, он вышел на сцену буквально сказать два слова, что поздравляет всех прихожан церкви с праздником, и сел на место. Его практически тут же вывели и составили протокол и оштрафовали», — приводит пример Загребина.

Сергей Чугунов также часто сталкивается с делами в отношении иностранцев. Например, в Орле к ответственности по части 5 статьи 5.26 привлекли гражданина Америки, который уже давно живет в России. «Он приглашал к себе домой для изучения Библии. Но в решении суда указано, что он организовал у себя дома религиозную группу, не уведомил об этом Минюст и тем самым осуществлял миссионерскую деятельность с нарушением закона», — рассказывает адвокат. Очень похожий случай, говорит Чугунов, произошел и в Твери. Там в создании религиозного объединения и ведении миссионерской деятельности без уведомления обвинили студента из Ганы.

Инициаторами дел по статье 5.26 обычно становятся Центр «Э», прокуратура или бдительные активисты. По мнению Сибиревой, такие дела популярны среди силовиков, потому что помогают без особых хлопот добиваться нужных показателей раскрываемости. «Естественно, очень удобно отчитываться, потому что у тебя есть план, ты должен выдавать какие-то показатели, а реальных преступников ловить гораздо сложнее, чем мирную религиозную группу, которая известно по каким дням собирается. Поэтому, наверное, единственные, кому эти поправки пошли на пользу, это правоохранительные органы, которые могут очень хорошо улучшить свою отчетность», — говорит эксперт «Совы».

Такой же точки зрения придерживается адвокат Загребина: «По ним найти «правонарушителей» не так уж сложно. Приходи в любое место, ищи. Другое дело — искать действительно радикально настроенные группировки, которые свои взгляды так свободно проповедовать не будут. Поэтому, конечно, статистику повышают».

В декабре прошлого года в Госдуму внесли новый законопроект, который предполагает дополнение статьи 5.26 КоАП шестой частью — она вводит ответственность за любую деятельность религиозной группы без уведомления органа, принимающего решения о регистрации религиозных организаций и начале деятельности религиозных групп. Предполагается, что ее нарушение будет грозить штрафом до 2,5 тысячи рублей для руководителя религиозной группы и до 30 тысяч рублей — для самой организации.

Популярное:

  • Лишение водительского удостоверения на 20 лет Лишение водительского удостоверения на 20 лет Главная / Новости / Главная / 15 суток ареста и лишение водительских прав на 15 лет. МВД опубликовало список нарушителей 15 суток ареста и лишение водительских прав на 15 лет. МВД опубликовало список нарушителей Avesta.Tj | 13.10.2017 | […]
  • Единовременное пособие на третьего ребенка в 2014 Выплаты при рождении ребенка в Украине 2014 Интересные статьи Комментарии Добрый день, подскажите как сейчас обстоят дела с пособиями? Я родила сына 06.10.2014. Подала все документы в ноябре. Уже февраль, а мне ничего не дали. я родила в октябре 2014 года и пособие никакое не […]
  • Статья 25 28 ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Глава 5. Вина. Статья 24. Формы вины. 1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. 2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально […]
  • Об акционерных обществах федеральный закон от 26 декабря 1995 г n 208-фз Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ 24 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 […]
  • Город буньково воинская часть Город буньково воинская часть Адрес в/ч 30616-13 ( ранее 19893) Индекс 142438, Московская область, Ногинский район, п/о Б. Буньково, в/ч 30616-13 - [символ], [№ роты] рота, [ФИО курсанта] Символ роты: А - 1-ая учебная рота - огнеметчики Б - 2-ая учебная рота - разведчики В - 3-я учебная […]
  • Главный судебный пристав по москве замородских РУКОВОДИТЕЛЬ УФССП ПО МОСКВЕ — ГЛАВНЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ МОСКВЫ ЗАМОРОДСКИХ С.Г. ПОЗДРАВИЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОСЗБ КАЛИНИНА В.В. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! Уважаемый Вячеслав Вячеславович! Примите искренние поздравления с Днем Вашего Рождения от имени коллектива Управления Федеральной службы судебных […]