Порядок приватизации жилья

Приватизация квартир — это отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины.

В Украине процесс приватизации квартир начался в 1992 г. Государственная приватизация квартир должна была создавать условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, привлечение значительного количества граждан к участию в содержании и сохранении существующего жилья и формирования рыночных отношений в жилищной сфере.

Приватизация квартир также должна была способствовать эффективности сохранения жилищного фонда и обеспечивать более качественное его обслуживание. Прошло уже более чем двадцать лет с того момента, как граждане Украины начали приватизировать квартиры, т.е. получать их в частную собственность.

За это время в области приватизации квартир произошло много как негативных, так и позитивных изменений. Следует отметить, что в течение последнего времени средства массовой информации обнародовали главным образом негативные последствия приватизации квартир, тогда как позитивным факторам уделялось недостаточно внимания.

Необходимость уделения особенного внимания вопросам приватизации квартир связана с тем, что во время осуществления приватизации квартир у граждан возникает значительное количество проблем правового характера, главным образом через несовершенную законодательную базу в этом вопросе.

На сегодня вопросы приватизации квартир для значительной части граждан Украины уже решены. Поэтому следует очертить основные проблемы, возникающие как в процессе приватизации квартир, так и при получении права собственности, и возможный порядок их решения.

Основными нормативно-правовыми документами, которые регулируют вопрос приватизации в Украине на сегодняшний день являются:

3) Положение «О порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан», утвержденное приказом Министерства по вопросам ЖКХ Украины от 16.12.2009 года №396.

К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, жилые помещения в общежитиях (комнаты, жилые блоки (секции), комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей (далее — квартиры (дома), которые используются гражданами на условиях найма.

Не подлежат приватизации: квартиры-музеи; квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенных на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, находящихся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей) квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Приватизация квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, включенных в план реконструкции текущего года, осуществляется после ее проведения собственником (владельцем) дома (общежития). Наниматели, проживавшие в квартирах (домах), жилых помещениях в общежитиях до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир (домов), жилых помещений в общежитиях.

Одноквартирные дома, а также квартиры в домах, жилые помещения в общежитиях, включенных в планы ремонта, могут быть приватизированы до его проведения с согласия нанимателей с предоставлением им соответствующей компенсации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Пунктом 2 статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» предусмотрено, что передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или совместную частичную собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, которые постоянно живут в этой квартире (доме), среди них временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного собственника квартиры (дома). То есть, приватизация квартиры возможна в случае, когда квартира, жители которой являются членами одной семьи и дали свое письменное согласие на ее приватизацию.

Приватизация квартиры осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

Подготовка и оформление документов на приватизацию квартиры может быть возложена на специально создаваемые органы приватизации (агентства, бюро, другие предприятия). Перечень документов, которые необходимо подавать в орган приватизации, а , также порядок их оформления при приватизации квартиры определен Положением «О порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан» и включает в себя:

— оформленное заявление на приватизацию квартиры (дома), жилого помещения в общежитии, комнаты в коммунальной квартире;

— справка о составе семьи и занимаемых помещениях;

— копия ордера о предоставлении жилой площади (копия договора найма жилой площади в общежитии);

— документ, подтверждающий неиспользование им жилых чеков для приватизации государственного жилищного фонда;

— копия документа, подтверждающего право на льготные условия приватизации;

— заявление — согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на приватизацию квартиры (дома), жилых помещений в общежитии,комнат в коммунальной квартире.

При этом, за несовершеннолетних членов семьи нанимателя решение о приватизации жилья принимают родители (усыновители) или попечители. Согласие на участие в приватизации детей они удостоверяют своими подписями в заявлении возле фамилии ребенка. Если в возрасте от 14 до 18 лет (наступает полная гражданская дееспособность лица), дополнительно к заявлению прилагается письменноенотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей.

Приватизация осуществляется путем:

— безвозмездной передачи гражданам квартир (домов), жилых помещений в общежитиях из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью;

— продажи излишков общей площади квартир (домов), жилых помещений в общежитиях гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Передача в собственность граждан жилых помещений в общежитиях осуществляется с одновременной передачей им в общую совместную собственность вспомогательных помещений (помещений общего пользования).

За излишки жилой площади осуществляется доплата деньгами или жилищными чеками — базовая цена одного квадратного метра составляет 18 копеек (независимо от района города или категории жилья). На новорожденных также начисляется норма площади, которую приватизируют безвозмездно.

Безвозмездно независимо от общей площади осуществляется:

— приватизация однокомнатной квартиры;

— приватизация квартиры полученной в случае сноса или отселения из домов, принадлежавших гражданам на праве личной собственности (если не была выплачена денежная компенсация);

— приватизация квартиры, в которых проживают граждане, которым эта льгота установлена законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы; граждане, удостоенные звания Героя СССР, Героя соцтруда; награжденные орденом Славы трех степеней; ветераны Великой Отечественной войны; воины-интернационалисты; инвалиды I и II групп; инвалиды детства; ветераны труда, проработавшие не менее 25 лет (женщины) и 30 лет (мужчины); ветераны Вооруженных Сил и репрессированные, реабилитированные реабилитированные согласно Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине «;

— квартиры (дома), в которых проживают семьи погибших при выполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве;

— квартиры (дома), в которых проживают военнослужащие, которым установлена льгота Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей «;

— квартиры (дома), в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей).

Органы приватизации не имеют права отказать жителям в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда».

Приватизация квартир осуществляется путем передачи их в общую совместную или частичную собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, которые постоянно живут в данной квартире, в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного владельца квартиры (дома).

Все совершеннолетние члены семьи должны явиться в ЖЭК и в присутствии начальника ЖЭКа поставить свои подписи на заявлении о том, что они принимают участие в приватизации квартиры. Приватизация квартиры осуществляется на всех членов семьи, поэтому если кто-либо из прописанных жильцов отказывается от приватизации квартиры, в приватизации квартиры отказывают всем.

Приватизация жилья осуществляется за счет жилищных чеков. Согласно ст. 4 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» жилищные чеки — это приватизационные бумаги, которые могут получить все граждане Украины и использовать для получения в собственность занимаемого государственного жилья или соответствующей доли имущества государственных предприятий, которые приватизируются, или земельного фонда; таким же образом могут использовать жилищные чеки граждане, получившие их в порядке компенсации за приватизированную квартиру (дом).

Согласно постановлению Правления Национального банка Украины от 27.04.2000 года № 179 «Об утверждении Положения о порядке открытия приватизационных депозитных счетов по жилищным чекам и осуществления с них платежей» жилищные чеки — это приватизационные бумаги, которые удостоверяют право собственника на безвозмездное получение в процессе приватизации части государственного жилого фонда.

С целью использования жилищных чеков по их назначению в учреждениях Сбербанка Украины открываются приватизационные депозитные счета, на которые зачисляется полная номинальная стоимость жилищных чеков граждан (4 грн 20 коп.) В процессе приватизации квартиры происходит списание средств с приватизационных депозитных счетов граждан на основании приватизационного платежного поручения, которое подтверждает, что граждане Украины или лицо, имеющее на это полномочия, поручают учреждению банка осуществить перевод причитающейся суммы со своего депозитного счета на забалансовый счет соответствующего внебюджетного фонда приватизации.

В случае, если гражданин воспользовался своим правом на приватизацию квартиры (государственного жилищного фонда) не в полном объеме, то на его депозитном счету хранятся остатки жилого чека, которые могут быть им использованы для другой приватизации квартиры в соответствии с законодательством. Выдача гражданам неиспользованных жилищных чеков в наличной форме Положением не предусмотрена.

Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.

Заказать необходимую юридическую услугу: «Юридическая помощь Кировоград», «Составление документа Кировоград» Вы можете обратившись по телефонам: (067) 302-1-455, (099) 011-0-113 или по адресу юридической компании «Укрзакон»: г. Кировоград, ул. Карла Маркса, 84 ( Большая Перспективная, 84).

Приватизация в Украине

Процесс вывода собственности из-под контроля государства начался в Украине, когда страна еще была республикой в составе СССР. Принятие законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986) и «О кооперации в СССР» (1988) дали возможность развиваться мелкому частному бизнесу и кооперативам. Кооперативы, организованные при предприятиях, часто использовались в качестве каналов вывода активов из государственного сектора. Закон «О государственном предприятии», принятый в 1988 году, передал трудовым коллективам в аренду имущество предприятий. Руководители последних, выступая в качестве представителей трудового коллектива и используя свои связи в партийно-хозяйственной номенклатуре, получили возможность не только управлять государственной собственностью, но и использовать ее в своих интересах.

Официально приватизация в Украине началась в 1992 году. Один из первых ее шагов — принятый в июне закон «О приватизации государственного жилищного фонда», который дал возможность жильцам получить в частную собственность занимаемые ими квартиры.

В 1994 году Президент Украины принял указ № 56 «О единой системе органов приватизации в Украине», в соответствии с которым была сформирована система украинских органов приватизации, претерпевшая с тех пор незначительные изменения.

Главный ее орган — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчинен и подотчетен Верховной раде. Председатель фонда назначается президентом и утверждается Верховной радой.

При приватизации предприятий применялись следующие схемы:

1. Выкуп малых предприятий (собственником становится товарищество покупателей, образованное работниками предприятия).

2. Выкуп имущества предприятия с альтернативным планом приватизации (собственником объекта или его части становится товарищество покупателей, образованное работниками предприятия; товарищество разрабатывает план приватизации, альтернативный плану, предложенному приватизационной комиссией).

3. Выкуп государственного имущества, сданного в аренду (собственником становится арендатор).

4. Продажа на аукционе.

5. Продажа по некоммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, предложивший наилучший инвестиционный план).

6. Продажа по коммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, отвечающий определенным критериям и предложивший наивысшую цену за объект).

7. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа (собственником становится покупатель, на конкурсной основе получивший право на объект, ему предоставляется рассрочка платежа на три года с предоплатой 30% стоимости).

8. Продажа акций открытых акционерных обществ.

Малые предприятия (перерабатывающая и местная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, отдельные виды транспорта, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и пр.) приватизировались по первым четырем схемам в соответствии с законом «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», принятом в марте 1992 года.

В том же месяце был принят закон «О приватизации имущества государственных предприятий». Этот закон предусматривал возможность приватизации госимущества на платной основе — за денежные средства и имущественные сертификаты. Также предприятия могли быть взяты в аренду с последующим выкупом.

Имущественные сертификаты в виде депозитных счетов получили все граждане Украины. Их можно было обменять соответственно номиналу на паи, акции и другие документы, удостоверяющие право собственности. Номинал не имел существенного значения, так как реальная покупательная способность сертификата зависела от способа приватизации конкретного предприятия и определялась стоимостью акций приватизируемых предприятий, на которые можно было сертификат обменять. В частности, его можно было использовать при приватизации своего предприятия (в том случае, если оно приватизировалось).

Сотрудники приватизируемых предприятий имели право на выбор способа приватизации и льготы при приобретении имущества предприятия в том случае, если они образовывали «общество покупателей», в которое входило более 50% работающих. Большое распространение получила комбинированная приватизационная схема, когда «общество покупателей» приобретало часть имущества, на которую хватало средств (сертификатов сотрудников, членов их семей и пенсионеров, работавших раньше на предприятии), а остальное имущество бралось в аренду с последующим выкупом (при этом земля под предприятием оставалась в собственности государства).

Такая схема была выгодна работникам предприятий, но граждане, не задействованные в сфере производства или обслуживания, практически были лишены возможности использовать свои приватизационные сертификаты.

Планировалось завершить малую приватизацию в 1995 году. Не выкупленные и не взятые в аренду до этого срока малые предприятия подлежали продаже на конкурсной основе. Фактически она тянулась до 1997 года. В частные руки перешло более 90% предприятий торговли, обслуживания и общественного питания.

В июне 1993 года началась подготовка к приватизации крупных предприятий. Был принят указ президента «О корпоратизации предприятий», т. е. о преобразовании средних и крупных государственных предприятий, а также закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества. Корпоратизации подлежали предприятия, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1 января 1993 года составляла не менее 20 млн крб.; предприятие, подлежащее корпоратизации, уже не могло сдавать в аренду свое имущество.

В 1995 году в наличный оборот вводятся именные приватизационные имущественные сертификаты (ПИС), с помощью которых граждане, не использовавшие свое право на получение доли госимущества, могли это сделать. Кроме ПИСов существовали компенсационные сертификаты, полученные в качестве компенсации за пропавшие в Сбербанке и Госстрахе денежные вклады. Физические и юридические лица приобретали акции приватизируемых предприятий на сертификационных аукционах.

План приватизации конкретных предприятий разрабатывался Фондом госимущества Украины или его региональными органами и утверждался кабинетом министров.

Если стоимость предприятия была недостаточна для создания ОАО (менее 20 млн крб.), то оно приватизировалось путем выкупа его части членами трудового коллектива с использованием ПИС, а остаток приватизировался на общих основаниях.

С 1999 года продажа акций приватизируемых предприятий осуществлялась исключительно за денежные средства. Тогда же был принят закон «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации», в соответствии с которым такой перечень утверждается Верховной радой по представлению кабинета министров. Принимаются законодательные акты, определяющие схему приватизации — в частности, размеры долей, остающихся в собственности государства, выкупаемых на льготных основаниях членами трудового коллектива и приравненными к ним лицами, или выставляемых на открытые торги.

На этом этапе основной задачей провозглашается поиск стратегического инвестора, который модернизирует предприятие, сделает его конкурентоспособным и предложит убедительную концепцию его дальнейшего развития. Но на практике владельцами привлекательных активов часто становились лица и структуры, близкие к правительственным кругам. Один из авторов концепции приватизации в Украине президент украинского Центра экономического развития Александр Пасхавер в одном из своих интервью [1] сказал: «Сегодня самой большой опасностью, с точки зрения приватизации и экономических реформ вообще, является само государство, бюрократия, которая сумела селекционировать частный капитал таким образом, что выжил, стал сильным и жизнеспособным только капитал, который сращен с государством. Это очень большая опасность, потому что государство в сфере приватизации должно служить капиталу, а не наоборот».

Президент Украины Леонид Кучма перед выборами Верховной рады 2002 года неоднократно заявлял, что в процессе приватизации было допущено много ошибок, и поэтому главной задачей новой Верховной рады должно стать принятие закона о реприватизации. Он поручил кабинету министров разработать и представить на рассмотрение новой Рады законопроект, определяющий порядок возвращения в государственную собственность неэффективно работающих предприятий. В 2003 году законопроект был принят Радой, но Кучма его не подписал — видимо, после окончания избирательной кампании эта тема стала для него неактуальной.

Следует отметить, что в годы правления Кучмы государственные пакеты акций ряда крупных предприятий перешли под контроль предпринимателей, имеющих с президентом деловые, личные или родственные связи. Украинская оппозиция неоднократно обвиняла президента в том, что наиболее привлекательные активы приватизируются по заниженной цене, условия конкурсов подогнаны под определенных покупателей, нежелательные претенденты отсекаются заранее. Не случайно одним из главных лозунгов «оранжевой революции» был возврат незаконно приватизированных предприятий, в частности комбината «Криворожсталь», 93% акций которого ФГИУ в июне 2004 года продал за 800 млн долларов консорциуму «Инвестиционно-металлургический союз». Сорок процентов акций этой бизнес-структуры контролировала корпорация «Интерпайп», принадлежащая Виктору Пинчуку, зятю президента. Компании-конкуренты предлагали значительно большие суммы (российская «Северсталь-групп» — 1,2 млрд долларов, а международный консорциум LNM и US Steel — 1,5 млрд), но к конкурсу они не были допущены.

После прихода к власти в Украине Виктора Ющенко главой Фонда государственного имущества Украины была назначена Валентина Семенюк, активная сторонница сохранения государственной собственности на все крупные прибыльные предприятия.

Весной 2005 года в Украине началась активная кампания по возврату незаконно приватизированных активов в государственную собственность. Премьер-министр Юлия Тимошенко публично заявила, что по результатам проверки Генеральной прокуратурой принято решение оспорить в суде законность приватизации более чем трех тысяч предприятий.

Однако ФГИУ опроверг эти сведения. Он сообщил, что Фонд оспаривает в судах итоги приватизации только 191 объекта. Ющенко, Семенюк, другие крупные правительственные чиновники постоянно подчеркивали, что речь идет не о реприватизации или национализации, а исключительно о защите незаконно нарушенных имущественных интересов государства.

Как и ожидалось, первым крупным предприятием, в отношении которого была запущена процедура реприватизации, стала «Криворожсталь».

Хозяйственный суд Киева 22 апреля 2005 года признал незаконной продажу комбината и постановил возвратить его ФГИУ. Представители консорциума «Инвестиционно-металлургический союз» предложили заключить мировое соглашение. Ющенко не возражал, однако Юлия Тимошенко выступила категорически против.

Летом 2005 года кабинет министров Украины начал подготовку повторной приватизации ОАО «Криворожсталь».

Тогда же была признана незаконной приватизация Никопольского завода ферросплавов, также принадлежавшего Пинчуку.

После отставки в начале сентября 2005 года правительства Юлии Тимошенко и назначения на пост премьер-министра Юрия Еханурова, с августа 1994 по февраль 1997 года, т. е. в период наиболее активной приватизации, возглавлявшего Фонд государственного имущества, было объявлено, что массовой реприватизации не будет.

И буквально через неделю Валентина Семенюк заявила о резком усилении на нее давления олигархических кланов, которые «не могут смириться с принципиальной позицией руководителя ФГИУ при возвращении в государственную собственность незаконно приобретенных объектов и контроле со стороны Фонда за выполнением инвестиционных обязательств».

Верховная рада в этой борьбе встала на сторону Семенюк и 18 октября 2005 года приняла постановления «О сохранении в собственности государства пакета акций ОАО Криворожсталь» и «О временном ограничении в сфере приватизации». Правительство Украины, напротив, было крайне заинтересовано в повторной приватизации комбината. Выполнение кабинетом взятых на себя обязательств — в частности, двукратное увеличение размера пенсий, существенно поднятые зарплаты бюджетникам — требовало дополнительных средств. В качестве одного из основных источников пополнения бюджета рассматривались доходы от реприватизации либо доплата за предприятия, проданные по заниженной цене. Поэтому рекомендации Верховной рады не были приняты во внимание.

Обстановка накалилась до такой степени, что за два дня до аукциона по Криворожстали, назначенного на 24 октября 2005 года, Валентина Семенюк слегла в больницу.

Аукцион состоялся. В нем приняли участие три компании: ООО «Смарт-груп» (Днепропетровск), Консорциум «Индустриальная группа» (Киев) и «Mittal Steel Germany GMBH». Последняя выиграла, предложив за пакет акций 24,2 млрд гривен (стартовая цена — 10 млрд).

В знак протеста Валентина Семенюк подала в отставку. Однако Ющенко просьбу об отставке не удовлетворил. После ряда встреч лидера СПУ, членом которой является Семенюк, Александра Мороза с президентом был достигнут компромисс, и руководитель ФГИУ осталась на своем посту.

В августе 2006 года премьерское кресло занял Виктор Янукович, лидер Партии регионов, выступающей за прекращение реприватизации и создание более стабильного инвестиционного климата в стране. Почти сразу же кабинет министров направил в Фонд госимущества, Генеральную прокуратуру и МВД письмо с требованием пересмотреть и, в случае отсутствия достаточных оснований, прекратить все расследования, связанные с законностью приватизации промышленных предприятий. «В Украине навсегда забудут слово «реприватизация»», — заявил тогда Янукович. Одновременно правительство Украины раскритиковало ФГИУ за низкие темпы выполнения плана поступлений от приватизации в бюджет и поручило срочно увеличить число выставляемых на продажу объектов.

Осенью 2006 года возник конфликт между ФГИУ и новым руководством «Криворожстали». Глава ФГИУ заявила, что «Mittal Steel Kryviy Rih» не полностью выполнила взятые на себя обязательства (в частности, не выплачена в полном объеме тринадцатая зарплата и не перечислены в бюджет дивиденды по итогам работы за 2005 год), и пригрозила судебным разбирательством. Семенюк поддержали представители левых фракций в Верховной раде. На это директор представительства Европейского банка реконструкции и развития в Украине Камен Захариев заявил, что отношение украинских властей к такому крупному инвестору, как «Mittal Steel», во многом будет определять отношение иностранных инвесторов к Украине. К концу года конфликт был улажен — компания выполнила большинство своих обязательств, а пункты договора купли-продажи, которые стороны трактуют по-разному, предполагается уточнить в специальном соглашении.

Справку подготовила Юлия Смолякова.

[1] См. еженедельник «Зеркало недели» (22—28. 05.1999. № 20).

Приватизация жилья в Украине. Закон о приватизации

Приватизация жилья в Украине, то есть квартир, которые граждане получали в свое время в полном соответствии с буквой закона, с вручением ордеров, со штампиками о прописке в паспортах, с праздничным хлопком шампанского в день новоселья, эта самая обыденная приватизация, давным-давно получившая право на жизнь и накатанная, как санный путь, может, к сожалению, и сегодня превратиться в определенных случаях в самую настоящую проблему, на решение которой могут уйти годы или не хватит самой жизни.

Подтверждение тому дают разные факты из разных регионов Украины. Мы же, однако, остановимся выборочно только на отдельных примерах, имевших (и имеющих место) в Кировограде и Кировоградской области.

Шесть лет понадобилось кировоградке Анне К., чтобы добиться справедливости в судебном порядке. Причем шесть лет — это считая с 2002 года, с первого судебного решения, которое должно было изменить ситуацию в ее пользу, но не изменило. Пять лет обивает пороги в различных инстанциях, включая судебные, кировоградец Сергей Колесников, но до сих пор не доказал своего права на приватизацию жилья.

Наконец, в Знаменке Кировоградской области сегодня также существует конфликт вокруг приватизации квартир в доме № 12а по переулку Транспортному, и в ноябре прошлого года жильцы дома, обратившиеся с письмом в редакцию, также вступили на путь судебных разбирательств.

Начало истории, связанной с Анной К., наше издание в свое время рассказало. Живет героиня этой истории в доме № 23 по улице Маршала Конева, а дом подведомствен известному ЖЭКу ОАО «Кировоградстрой». Судебным решением в марте 2002 года ответчику, ОАО «Кировоградстрой», было вменено в обязанность не препятствовать в приватизации квартир в доме их жильцами.

Однако решение осталось невыполненным. Началась игра вокруг того, кто же должен «не препятствовать». И ситуация вновь запуталась. Тот установленный судом факт, что дом был введен в эксплуатацию в 1989 году решением Кировоградского горисполкома и передан (как жилой дом) на баланс «Кировоградстроя», словно бы потерял решающее значение. «Кировоградстрой», который умудрился приватизировать не только производственные мощности, но и подведомственное ему жилье, ухитрился следом передать это жилье в собственность дочернему предприятию — ЖЭКу.

И получилось, что судебное решение 2002 года к ЖЭКу не относится, ибо не он являлся ответчиком. А ОАО «Кировоградстрой» и «не препятствует», но от этого нет ни малейшей пользы жильцам, пожелавшим приватизировать «свои-не свои» квартиры.

Названные обстоятельства вынудили Анну К. обратиться в Кировский районный суд с новым исковым заявлением. Не добавлял в этой ситуации прозрачности и тот факт, что само ОАО «Кировоградстрой» находилось в ситуации ликвидации: по этой причине дочернее предприятие использовало и такой аргумент — невозможность отчуждения имущества без ведома ликвидатора.

Казалось бы, заботу о представителях территориальной общины (и своих избирателях) мог бы проявить и Кировоградский городской совет, но его представитель, вызванный в суд, в заседание, как водится в таких случаях, попросту не явился. В итоге суд под председательством судьи В. Кабановой в его отсутствие разобрался в том, что заказчиком дома выступало управление капитального строительства горисполкома, то есть орган местного самоуправления.

Что строительство произведено за государственные деньги, а потому собственником является горисполком, а не ОАО «Кировоградстрой» и не его дочернее предприятие. А самым парадоксальным моментом судебных слушаний, как явствует из судебного решения, оказался тот момент, что представитель ответчика не предоставил суду вообще ни одного правоустанавливающего документа на спорный дом.

Установил суд и тот факт, что ведомственный жилой фонд, по закону, в случае банкротства предприятия, смены формы собственности или ликвидации предприятия передается в коммунальную собственность.

Безусловно, следует отметить и ту роль, которую сыграл в судебном разбирательстве представитель ответчицы Игорь Погасий — хорошо известный нашим читателям практикующий кировоградский юрист, активно работающий в процессах и, без преувеличения, умело помогающий суду установить истину. В конечном итоге исковое заявление Анны К. удовлетворено в полном объеме — шесть лет спустя после первого судебного решения, которое, казалось бы, еще тогда расставило все точки над «i».

В случае же с Сергеем Колесниковым ситуация выглядит еще более странной и необъяснимой. По его словам, той части дома по улице Строителей, 1-А, к которой относится полученная им в 1998-м квартира, как бы вообще. не существует в природе.

«Приправлена» эта история уже и самой настоящей трагедией — убийством, которое произошло в одной из квартир дома 1-А в феврале этого года.

Дом строился, как рассказывает Сергей Колесников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, за деньги госбюджета для чернобыльцев-ликвидаторов и для военнослужащих местной войсковой части МЧС. Курировало строительство и выступало распорядителем средств местное управление по чрезвычайным ситуациям, долевое участие принимал в нем совхоз «Тюльпан», кроме того, часть квартир отошла местной городской власти. (По убеждению Сергея Колесникова, имело место и еще одно сопутствующее обстоятельство: стоимость квадратного метра жилья в построенном доме наводила на мысль, что на те же деньги был одновременно построен дачный городок для генералов где-нибудь под Киевом.)

В 1998 году строительство было завершено, Сергей Колесников — в числе других новоселов — получил 30 июля от Кировоградского горисполкома ордер на однокомнатную квартиру. Дальше начинается самый настоящий детектив.

Когда начались мытарства с приватизацией, Сергей Колесников обратился в областное бюро технической инвентаризации и. не нашел акт приемки дома. При этом те квартиры, которые отошли в ведение горисполкома и совхозу «Тюльпан», в бюро числились, тогда как квартиры, выделенные ликвидаторам и военнослужащим. не были зарегистрированы.

Соседка, в прошлом прапорщик, пытаясь приватизировать свою квартиру, безуспешно тыкалась в разные организации: получалось, что квартира есть, в ней живет человек, оплачивает коммунальные услуги, но решить проблему приватизации не с кем — нет у жилья «хозяина». В аналогичной ситуации оказался и сам Сергей Колесников. А в феврале этого года соседка, когда уже забеспокоились родственники, была найдена в своей квартире мертвой, с проломленным черепом — ударом тупого тяжелого предмета.

Поскольку квартира так и не была приватизирована, дочь-наследница претендовать на нее не могла, но, добавляет рассказчик с горькой иронией, «хозяин»-распорядитель для опустевшей квартиры тут же нашелся, и в нее въехал новый жилец. «Может быть, — продолжает Сергей, — теперь и мне нужно ждать удара “тупого тяжелого предмета”, чтобы выяснилось, в чьем распоряжении находится выделенное мне жилье

«Добрые слова» Сергей Колесников находит и для судов, в которые обращался неоднократно. Но каждый судья находил свои причины, чтобы оставить его исковые заявления без рассмотрения. То выяснялось, что указан «не тот» ответчик. То заявление следовало оформить в соответствии с Административно-правовым кодексом. То, наоборот, — не в соответствии с Административно-правовым, а в соответствии с Гражданско-правовым кодексом. Один из судей в пылу спора с истцом даже заявил якобы: «А почему вы считаете, что наличие ордера на квартиру дает вам право на ее приватизацию?» И так далее.

Уже эти два различные примера свидетельствуют об одном: жилье — то бишь недвижимость — сохраняет свою ценность при любых катаклизмах, инфляциях (особенно при инфляциях), дефолтах и падениях курсов. А потому и находятся (причем не только в Кировоградской области) структуры, организации, а возможно, и частные лица, которые будут делать все возможное и невозможное, чтобы эта собственность не перешла в руки рядовых граждан, даже имеющих ордера на жилье и живущих в нем на совершенно законных основаниях.

В названной выше Знаменке конфликт вокруг приватизации жилья развивается уже по третьему сценарию. 16-квартирный дом по Транспортному переулку 9 лет тому назад построил райпотребсоюз, но, по утверждению жильцов дома, — на их же паевые взносы. В то же время собственником дома остается, что вполне логично, все же райпотребсоюз, и без его согласия приватизация невозможна.

Собственно, райпотребсоюз препятствий в приватизации и не чинит, но. Между жильцами дома и РПС есть одно «маленькое разногласие». По утверждению жильцов дома, примерно семь лет тому назад общее собрание пайщиков согласилось с правом жильцов дома на приватизацию своих квартир.

Но с оговоркой: с доплатой до остаточной балансовой стоимости квартиры. Однако, как утверждает руководство РПС, оговорка звучала несколько иначе: с доплатой — но не ниже остаточной балансовой стоимости. Разница же в эти три слова («но не ниже») при нынешних ценах на знаменское жилье выливается в то, что доплатить необходимо раз в 9-10 больше. С тем, кто прав в этом споре, ныне разбирается местный суд.

Порядок приватизации и оформления права собственности

  • Заявление установленной формы с подписью всех совершеннолетних членов семьи, на которых будет оформлена приватизация квартиры. Они должны постоянно проживать и быть зарегистрированы в этой квартире.
  • Справка о составе семьи ответственного квартиросъемщика (действительна только в течение одного месяца с момента выдачи).
  • Техническую документацию на жилье, которое предполагается приватизировать.
  • Копия ордера на квартиру;
  • Справка, подтверждающая, что заинтересованное лицо не исчерпало свое право на приватизацию. Если же кто-то из членов семьи уже участвовал в приватизации, он может передать свое право на оформление жилплощади в собственность другому члену семьи, который это право еще не использовал.

Администрация портала:
Украина, Киев,
ул. Редутная, 10

+38 (044) 338 30 00

Администрация портала:
Украина, Киев,
ул. Редутная, 10

Когда началась приватизация жилья в украине

Приватизация квартир в Украине началась после принятия ВР Украины Закона «О приватизации государственного жилищного фонда» 19 июня 1992 года. Указанным законом определено, что приватизация государственного жилищного фонда — это отчуждение квартир, государственного жилищного фонда и хозяйственных сооружений и помещений, принадлежащих к ним, в пользу граждан Украины.

Государственный жилищный фонд — это жилищный фонд советов народных депутатов и жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений, организаций.

В собственность граждан могут передаваться квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, комнаты в коммунальных квартирах, находящихся у граждан на условиях найма. Передача занимаемых квартир оформляется как частная собственность одинокого нанимателя, так и общая долевая или общая совместная собственность семьи.

Передача занимаемых квартир оформляется как частная собственность одинокого нанимателя, так и общая долевая или общая совместная собственность семьи.

Приватизация осуществляется на основании письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи. К членам семьи нанимателя квартиры, имеющих право на ее приватизацию, относятся только граждане, постоянно проживающие в квартире с нанимателем, или за ними сохраняется право на жилье.

В приватизации квартир могут участвовать только граждане Украины. Поэтому, если кто-либо из членов семьи не оформил гражданство Украины в установленном порядке и не желает этого делать, семья может приватизировать квартиру только после того, как член семьи, который является не гражданином Украины, сменит место проживания и будет выписан из квартиры, которое приватизируется.

Приватизация квартир в домах, которые включении в план реконструкции, осуществляются после ее проведения владельцем дома. Наниматели, проживающие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют преимущественное право на приватизацию этих квартир.

Одноквартирные дома, а также квартиры в домах, которые включении в планы ремонта, могут быть приватизированы до проведения ремонта с разрешения нанимателей с предоставлением им соответствующей компенсации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Не подлежат приватизации: квартиры — музеи; комнаты в общежитиях, служебные комнаты и квартиры; квартиры и дома, находящиеся в аварийном состоянии; квартиры и дома, находящиеся на территории различных видов парков, заповедников, военных поселений, предприятий, учреждений, организаций; в зоне обязательного отселения, загрязненной вследствие аварии на ЧАЭС.

Передача жилья в собственность граждан осуществляется безвозмездно, исходя из расчета санитарной нормы: 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью. Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений квартиры, устроенных шкафов, лоджий, балконов. Площадь лоджий учитывается с коэффициентом 0,5, а площадь балконов — с коэффициентом 0,3.

Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, действующими нормативными документами предусмотрено. Получение материальной компенсации жилищными чеками. Если же общая площадь квартиры превышает площадь, которую семья нанимателя имеет право получить безвозмездно, наниматель осуществляет доплату ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли, а в случае их отсутствия — деньгами. Оплата стоимости лишней площади может осуществляться в рассрочку на 10 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10 процентов.

Независимо от размеров общей площади безвозмездно передаются в собственность граждан:

— занимаемые ими однокомнатные квартиры;

— жилые помещения, полученные в случае сноса или отселения всех семей из дома, принадлежавшие гражданам на праве собственности, если прежние собственники не получили за эти дома денежной компенсации;

— жилые помещения, в которых проживают граждане, награждением звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденами Славы трех степеней, ветераны Великой Отечественной Войны, воины — интернационалисты, инвалиды 1 и 2 групп. Инвалиды детства, ветераны труда, ветераны Вооруженных Сил, граждане, которые были репрессированы, а затем реабилитированы согласно закону Украины «О реабилитации политических жертв на Украине»;

— жилые помещения, в которых проживают семьи лиц, погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей на производстве;

— жилые помещения, в которых проживают семьи лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им государственное жилье на условиях, определенных законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», только один раз.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]