Оглавление:

Комитет защита прав ребенка

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права. Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил развитие в Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция стала первым широко признанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. Она ратифицирована практически всеми странами мира (кроме США и Сомали). Конвенция о правах ребенка является уникальным источником международного права еще и потому, что впервые весь спектр прав — гражданских, политических, социальных и экономических — был закреплен в одном документе.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. Для оценки результатов, достигнутых государствами в выполнении обязательств, принятых ими на себя при ратификации Конвенции, в 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

Свой первый доклад о соблюдении прав ребенка государства представляют спустя два года после ратификации Конвенции. Впоследствии доклады подаются каждые пять лет.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

— рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;

— выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

— выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г.

Комитет ООН по правам ребенка — не единственный международный орган, участвующий в защите семейных прав ребенка. Большая часть международных контрольных органов и процедур по правам человека действует в рамках ООН и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО). В зависимости от их юридической природы они подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека.

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН и Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС).

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности, Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам’ человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; упомянутого выше Комитета по правам ребенка.

Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах:

1) изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека;

2) 2) рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.

К примеру, в Пакте о гражданских и политических правах, на основе которого функционирует Комитет по правам человека, содержатся статьи, закрепляющие права ребенка, в том числе его право на семью. Комитет предлагает государствам информировать его в своих Докладах о мерах, принятых ими для защиты детей.

Помимо изучения государственных докладов Комитет рассматривает жалобы частных лиц на нарушения их прав, закрепленных в Пакте. Лица любого возраста могут подавать жалобы в Комитет, если они находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта, которое признало право Комитета рассматривать такие жалобы. Основной недостаток решений Комитета по правам человека по частным жалобам состоит в их рекомендательном, т.е. необязательном, характере для государства, в отношении которого эти решения вынесены. Так, решения о нарушении Россией прав своих граждан, в том числе несовершеннолетних, так и не были приняты ею во внимание;

Наиболее эффективным с точки зрения защиты прав ребенка является Европейский Суд по правам человека. В его функции входит» рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Конвенцией (поданных государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией).

Решения Европейского Суда являются обязательными для государства, в отношении которого они были вынесены. В дополнение к установлению факта нарушения Конвенции Суд может также присудить заявителю соответствующую денежную компенсацию и возмещение расходов.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод статей, напрямую затрагивающих права детей, не так уж много. Тем не менее к ребенку, как и к любому другому субъекту права, могут быть применены все положения этой Конвенции. И сама она, и прецеденты Суда свидетельствуют о том, что заявителем может выступить несовершеннолетний.

Наиболее часто при защите прав детей применяются следующие статьи Конвенции:

o статья 3, предусматривающая свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в частности, в случаях применения к детям телесных наказаний в школе, родителями или по решению суда);

o статья 6, провозглашающая право на справедливый суд (устанавливает специальные процессуальные правила для суда над несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления);

o статья 8, где говорится о праве на уважение семейной жизни, о положении незаконнорожденных детей, о концепции действий Суда в интересах ребенка (выбор религии, имени и др.), о передаче государству права на опеку над ребенком, о случаях разлучения родителей детей по причине депортации родителей;

o статья 2 Протокола 1 к Конвенции, посвященная праву на образование (например, образование в частных школах, уважение к философским убеждениям родителей).

На основании названных статей Конвенции Европейским Судом были разработаны в международном праве определенные правовые стандарты’ регулирующие положение детей и, в частности, касающиеся их положения в семье.

В последнее время специалисты все чаще отмечают всевозрастающее влияние деятельности Европейского Суда на российское право. Действительно, появляется все больше случаев, когда решения Европейского Суда влекут за собой изменения как в принятии российскими судами решений по отдельным делам, так и в общих подходах к толкованию российского права, в том числе в области защиты прав ребенка.

Следует отметить, что выплата Европейским Судом денежной компенсации заявителю является зачастую самым явным, однако далеко не единственным обязательством государства, вытекающим из решения Суда. Констатация нарушения Конвенции предполагает возникновение обязательства государства-ответчика принять меры для того, чтобы положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения. Таким образом, на практике речь может идти о совершенно конкретных мерах индивидуального характера в отношении ребенка, которые не обязательно ограничиваются выплатой присужденной Судом денежной компенсации. Более того, помимо выплаты компенсации и принятия мер индивидуального характера решение Суда влечет за собой обязательство принять действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были установлены в данном решении.

Притом что Европейский Суд по правам человека является в настоящее время самым эффективным механизмом разрешения индивидуальных жалоб, система органов ООН может быть широко использована для защиты прав ребенка также путем представления альтернативных докладов о положении с правами ребенка в России в различные Комитеты ООН и последующего их представления экспертам этих Комитетов.

Права детей и родителей

Права и обязанности детей и родителей в Украине: особенности защиты основных прав ребенка в обществе

27 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях». Законом отменены некоторые ограничения при прохождении военной службы женщинами. Подробнее расскажет Prostopravo

13 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам». Законом внесены изменения в Законы Украины «О дошкольном образовании», «О внешкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании». Подробнее расскажет Prostopravo

Кто владеет информацией, тот, возможно, и владеет миром, но точно не может ее распространять, если она является конфиденциальной и касается других лиц. Исключения предусмотрены самой Конституцией и европейскими гарантиями в сфере защиты персональных данных.

Защита Отечества, его независимости и территориальной целостности является конституционной обязанностью украинского гражданина. Для подготовки граждан к защите своего государства устанавливается военная обязанность, которая среди прочего включает прохождение срочной военной службы. Prostopravo расскажет, кого призовут этой осенью на срочную военную службу, а кто может быть освобожден от ее прохождения или получит отсрочку.

Законопроект №9000 «О Государственном бюджете на 2019 год» уже зарегистрирован в парламенте. Как всегда, законом о госбюджете будут установлены новые размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума на 2019 год. Как изменятся социальные стандарты и размеры социальных выплат в 2019 году согласно проекту Госбюджета? – расскажет Prostopravo

Еще в 2017 году был принят Закон Украины «О Едином государственном реестре военнообязанных», которым предусмотрено создание единой электронной базе военнообязанных (призывников). На формирование реестра было отведено два года и на сегодняшний день его наполнение еще не завершено. О том, что такое Единый государственный реестр военнообязанных, и как он будет функционировать, — расскажет Prostopravo

Можно ли изменить собственное имя? А имя ребенка? С какого возраста ребенок сам принимает такое решение? Можно ли изменить фамилию? А отчество? Какая фамилия будет у ребенка, если у родителей фамилии разные? Какие документы нужно будет обменять на новые в связи со сменой имени, фамилии, а какие можно не менять, а также в какие органы обращаться для обмена документов? На эти и другие вопросы даст ответ Prostopravo.com.ua

Паспорт гражданина Украины – необходимый документ, подтверждающий принадлежность к украинскому гражданству. Теперь паспорт гражданина Украины в виде карты с чипом (электронным носителем) оформляется детям уже в 14 лет. Взрослым тоже в некоторых случаях придется заменить паспорт старого образца, в виде книжки, на ID -карту. Рrostopravo расскажет: где, почем, в какие сроки можно оформить паспорт в виде ID –карты, какие документы для этого нужны и в каких случаях в выдаче паспорта может быть отказано.

28 августа 2018 года вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты прав детей на надлежащее содержание», которым усилена ответственность родителей за невыполнение обязанности по содержанию детей, а также за их ненадлежащее воспитание, урегулированы вопросы порядка выезда одного из родителей с ребенком за рубеж. Подробнее расскажет Prostopravo

23 июня вступили в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов прохождения гражданами Украины военной службы». Об основных новеллах расскажет Prostopravo

Близятся летние каникулы, и традиционно многие украинцы будут отдыхать с детьми за рубежом. О том, какие документы нужны для выезда ребенка в другую страну на отдых, — расскажет Prostopravo

Президент Украины зарегистрировал в парламенте Законопроект № 8297, которым предлагается внести изменения в Закон Украины «О гражданстве». По мнению автора законодательной инициативы, анализ ситуации в сфере гражданства свидетельствует, что в последнее время институт гражданства в Украине используется в противоречии с интересами национальной безопасности Украины. Так, введение для граждан Украины безвизового режима въезда в Европейский Союз активизировало деятельность в Украине организаторов и участников каналов нелегальной миграции, которые рассматривают нашу страну как транзитную территорию на пути в страны ЕС. Кроме того, актуальной остается проблема двойного гражданства. Основные новеллы законопроекта узнавал Prostopravo

Каждый, кто путешествовал с ребенком за границу, знает, сколько формальностей нужно соблюсти, если ребенок едет в сопровождении одного из родителей, или вовсе без них. В украинском парламенте собираются упростить порядок выезда детей за рубеж. Противники же изменений опасаются, что правом на вывоз ребенка без разрешения второго родителя, могут злоупотреблять. Подробнее расскажет Prostopravo

Кто имеет право на выплату помощи одиноким матерям в 2018 году, в каком размере она выплачивается и какие документы для этого необходимы? – расскажет Prostopravo

Почетное звание «Мать-героиня» присваивается Президентом Украины женщинам, которые родили и воспитали до восьмилетнего возраста 5 и более детей (включая усыновленных). Однако на пути к присвоению заслуженного звания придется столкнуться с множеством бюрократических процедур. Какие документы нужно собрать кандидаткам на присвоение почетного звания «Мать-героиня», куда ними обращаться и какие могут возникнуть препятствия? – расскажет Prostopravo

Комитет по защите прав ребенка в России — порядок обращения

Права несовершеннолетних детей защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по защите прав ребенка. Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Что такое комитет по правам ребенка и зачем он был создан?

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений Конвенции о правах ребенка, ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам ребенка (УППР). Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.

Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Если права нарушает сама уполномоченная, которая стоит на стороне против матери. В 2015 году она отобрала у матери,не лишённой родительских прав, ребёнка и отдала на воспитание отцу. Потом, когда решением суда ребёнка вернули матери и сам ребёнок изъявил желание проживать с матерью(девочке 11 лет), она начала третировать своими бесконечными требованиями, проверками.Имеем ли мы право отказаться от её проверок и требовать независимую комиссию.

Я лично тоже не понимаю всей сути этих комитетов. С мужем я в разводе, и у нас был конфликт по поводу свиданий отца с ребенком, и он натравлял на меня комитет по защите прав ребенка, но скажу вам честно, они почему-то защищали права папы, а на ребенка им было все равно! Один раз они приехали, а ребенок улаживался спать на обед, так они начали требовать чтобы я прям сейчас и ни минутой позже вынесла ребенка папе, сонного ребенка! И какая же тут защита ребенка?

Комитет, безусловно, создан правильно и призван встать на защиту прав ребенка, однако, на практике. как и многое у нас, вся его деятельность сводится лишь к формальностям, особенно глубоко в провинции…

Здравствуйте! У нас по вине сотрудников ФМС г. Елец Липецкой области могут погибнуть двое детей и их мать, дело в том, что семью по формальным основаниям отправили в Стаханов, где сегодня были военные действия. О судьбе близких нам ничего не известно.
В кратце о происходящем, все началось после рождения второго ребенка в семье, до сего момента с документами проблем не было, а как родился ребенок и при условии получения гражданства РФ, матери начали чинить препятствия в оформлении документов на гражданство. Спустя два года после проживания на законных основаниях на территории РФ, вдруг появился запрет на въезд в РФ, долго выясняли, что за запрет и откуда он взялся, выяснили самостоятельно, обратились в суд, выиграли суд, пришли в ФМС для дальнейшего оформления документов, но там отказали, указав на то, что время прошло и мать с двумя малолетними детьми сняли с миграционного учета, и теперь ей надо в трех дневный срок покинуть территория РФ, иначе ее депортируют и закроют въезд РФ навсегда.
Находясь в безвыходной ситуации, законопослушный беженец берет детей и едет в Стаханов, в район боевых действий, для того, что бы соблюсти какие то формальности, у меня вопрос к вашей службе, это что же наши законы так устроены, что беженцев мы за формальной писулькой с малолетними детьми, отправляем под пули и бомбежки и это законно и обосновано?
Люди от войны сбежали за защитой, а мы огромная страна РФ настольно циничны, что легко жонглируем детскими жизнями отправляя их обратно за необходимой справкой?
Что это? Слабая поддержка закона беженцев от чиновников? Или это законная позиция государства? Плевать нам на беженцев, пусть их там пострелят нам меньше бумажек оформлять? Что Россия бумаги пожалела на детей без гражданства РФ? Поэтому их отправили под обстрелы?

Здравствуйте!Мы граждане Украины.Проживаем и зарегестрированы в России с 2012. Мой сын имеет Вид на жительство в РФ с 2015г., в настоящее время ему 18 лет.Мы прописаны с ним в Вязниках.В России он закончил школу и поступил в колледж.Для получения гражданства его обязуют ехать на Украину,получать паспорт Украины.В связи с событиями,происходящими на Украине,мы не можем туда поехать.Сын готов идти в армию в РФ,но взять его в армию не могут т.к он считается иностранным гражданином.Есть ли какие-то варианты получения гражданства без украинского паспорта,по свидетельству о рождении?

здравствуйте.я житель г.Красноярск и хочу сказать Вам что права детей сдесь в крае защищаются только на бумаге и на словах.два года заявляю всем что ограблены обмануты многодетная мать.а всем безразлично,еще и жизнь усложняли.заявляю что могу доказать документально так на меня как собаку цепную травят глав врача фтизиатрии мирончика.его преступные действия тоже могу доказать.так что уполномоченные по защите прав детей всего лишь пустобрехи или на показ могут предпринять чтоб видели что вроде работают.а на деле недождешся помощи.за свои слова могу ответить и доказать преступные деяния против детей

Здравствуйте подскажите пожалуйста куда мне обратится,Я гражданин России женат на гражданке Молдова с 2001г,у нас вдвое несовершеннолетних детей,2005г.р.и 2012 г.р.дети также являются граждане России и постоянно проживают в Московской области ,у на свой дом в Раменском р-не,жена уехала в Молдове в мае месяце а спустя неделю когда хотела обратно приехать домой её не пустили ,сказали что у нее запрет на въезд на территории РФ.В июне я обратился в мвд с заявлением о разрешении отменить запрет ,с мвд мне пришло отказ,тогда я обратился в суд ,9-го сентября был суд судья удовлетворил нашу жалобу ,13-го сентября должно было вступить в силу решения суда ,но ФМС обжалаловали решения в последний день 13.09 ,теперь я в растерянности ,на сколько это опять затянется,у меня младший сын пошел в первый класс ,занятия заканчиваются в 12 ,сам он не может прийти домой так как мы живем в 5-км от школы а продленки нету,в связи с этим пришлось уволиться с работы чтобы заняться сыном ,плюс ко всему адвокат которого нанел и заплатил ему 60000 сказал что эти деньги только за первый суд дальше если я хочу чтобы он вел дальше дело надо ему ещё заплатить, и вся эта процедура затянется еще до конца года так вод в чем вопрос ,нужны дальше услуги адвоката и нельзя ли каким то образом ускорить этот процес

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Комитет защита прав ребенка

ДЕТИ И СМИ

Законы о СМИ

Защита прав ребенка

Иск к REN-TV

Реклама и дети

Обзоры, публикации

Защита прав ребенка в области средств массовой информации

Средства массовой информации и права детей

Действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать» предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные на него действия других лиц. Поэтому необходимы надлежащие принципы защиты детей в области массовой информации.

К сожалению, законодательство России не содержит эффективных средств защиты прав и интересов детей в области средств массовой информации.

Основными законами, регулирующими доступ ребенка к информации, является Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон РФ «О СМИ» не содержит запрета на распространение информации, нарушающей нормы общественной нравственности, не содержит запрета редакциям СМИ нарушать права и свободы граждан (за исключением авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность, порочить честь, достоинство, деловую репутацию). В частности, формально не запрещено существование детских эротических СМИ, средств массовой информации, систематически эксплуатирующих интерес детей к сексу, распространяющих для детей информацию и материалы эротического характера, провоцирующих ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние, либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей.

Закон «О СМИ» (ст. 4) не расценивает как злоупотребление свободой массовой информации распространение порнографии периодическими печатными изданиями. В совокупности со статьей 242 Уголовного кодекса РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» это положение Закона «О СМИ» делает распространение порнографии периодическими печатными изданиями законным и не подлежащим ответственности.

Статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти России принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако это положение Федерального закона не является ограничением свободы массовой информации в смысле ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не налагает на средства массовой информации каких-либо обязательств или ограничений. Кроме того, этот Федеральный закон не устанавливает механизмов реализации прав детей на защиту и охрану от вредной для них информации, что делает положения этой статьи чисто декларативными.

Подтверждением доводов о полной незащищенности детей в области средств массовой информации служит Периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах. Пункт 161 Доклада с неуместным пафосом сообщает о фактическом отсутствии в России мер правовой защиты «для охраны общественной нравственности, защиты несовершеннолетних от отрицательного воздействия на их психику информации порнографического и грубо эротического содержания, пропагандирующей культ жестокости и насилия».

Для кардинального изменения сложившейся ситуации по защите прав детей в области средств массовой информации и приведения его в соответствие с международными обязательствами России, во-первых, необходимо внесение изменений и дополнений в Закон «О СМИ» с учетом следующих положений:

— дать более точное определение эротических средств массовой информации, установив, что такими средствами массовой информации могут быть не только печатные издания, но и иные формы периодического распространения массовой информации;

— установить запрет на распространение сообщений и материалов эротического и сексуального характера средствами массовой информации, не зарегистрированными в качестве эротических, в том числе на выпуск специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала;

— дать определение понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в соответствии с принципами и нормами международного права, Конституцией РФ и положениями гражданского законодательства России. В частности, установив недопустимость нарушения норм общественной нравственности, прав и свобод других лиц при осуществлении свободы массовой информации;

— установить запрет на распространение средствами массовой информации сообщений и материалов, содержащих натуралистичные, циничные изображения или описания наготы человеческого тела, половых органов, сексуальных действий, противоречащие нормам морали и нравственности российского общества;

— наделить должностных лиц органов государственной власти надлежащими полномочиями для эффективного реагирования по фактам злоупотребления свободой массовой информации, включая право обращения с иском о приостановлении и прекращении деятельности средства массовой информации, изъятия и приостановления распространения продукции средства массовой информации до вынесения судебного решения и т.п.;

— установить адекватную, в том числе материальную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в распространении сообщений и материалов эротического характера средством массовой информации, не зарегистрированным в качестве эротического.

Во-вторых, помимо изменений в законодательстве, каждый родитель должен проявлять активную принципиальную позицию по вопросам влияния деятельности средств массовой информации на здоровье, развитие и воспитание ребенка. В частности, каждый родитель в соответствии со ст. 17 Конституции РФ вправе требовать от редакций средств массовой информации не нарушать права и интересы ребенка при осуществлении своей деятельности. Формой выражения такой позиции могут быть частные и коллективные заявления и обращения к своим депутатам, в прокуратуру, в Минпечати, в суд, создание общественных родительских организаций, имеющих право выступать в защиту неограниченного круга несовершеннолетних (по принципу обществ защиты прав потребителей), либо участвовать в деятельности уже созданных организаций.

Мы, родители, не можем безучастно наблюдать, как растлевают и калечат наших детей, и ожидать, когда деятельность какого-нибудь СМИ причинит вред ребенку. НП «Родительский комитет» надеется, что этот краткий анализ законодательства о СМИ сориентирует Вас в работе по защите прав ребенка. В свою очередь юристы НП «Родительский комитет» готовы по возможности предоставить консультации и оказать посильную помощь по вопросам защиты прав детей по защите от вредной для них информации.

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]