Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 135. Требования, по которым выносится судебный приказ

Судебный приказ выносится по требованиям:

1) об исполнении обязательства, основанного на нотариально удостоверенной сделке;

2) об исполнении обязательства, основанного на письменной сделке, срок исполнения которой наступил и неисполнение обязательства признается должником, в том числе в ответе на претензию, направленную взыскателю в порядке досудебного урегулирования спора;

3) об исполнении обязательства, основанного на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;

4) о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, не связанным с установлением отцовства (материнства) или необходимостью привлечения третьих лиц;

5) о взыскании с физических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и пеням, а также задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням;

6) о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей, в том числе о перечислении обязательных пенсионных отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд;

7) о возмещении расходов по розыску должника, ответчика и (или) ребенка, заявленных уполномоченными органами;

8) об истребовании предмета лизинга в соответствии с договором лизинга или законами Республики Казахстан;

9) об обращении взыскания на предмет залога по истечении срока возврата кредита, предъявленного ломбардом к должнику-залогодателю;

10) о взыскании задолженности с собственников помещений (квартир), уклоняющихся от участия в обязательных расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», за исключением требований о взыскании дополнительных расходов;

11) о взыскании задолженности на основании публичных договоров за фактически потребленные услуги (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и другие), а также иных договоров за услуги согласно установленным тарифам, срок оплаты по которым наступил;

12) о взыскании единовременного денежного вознаграждения, предусмотренного контрактом о прохождении воинской службы, в случае досрочного расторжения контракта по инициативе военнослужащего;

13) о взыскании сумм, затраченных на обучение курсантов учебных заведений, прекративших по собственному желанию обучение либо прохождение службы, а также уволенных или отчисленных по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, до истечения предусмотренного договором срока;

14) о взыскании государственных грантов с лиц, прекративших обучение либо не возвратившихся в Республику Казахстан после окончания учебного заведения в иностранном государстве или нарушивших предусмотренное договором обязательство по возврату гранта;

15) о взыскании государственных грантов, подъемных, пособий с молодых специалистов, направленных в сельскую местность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам;

16) о возврате в бюджет выплаченной единовременной денежной выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в случае отмены усыновления;

17) о взыскании арендных платежей ввиду их неуплаты в сроки, установленные договором аренды;

18) о взыскании процессуальных издержек по прекращенным органом уголовного преследования уголовным делам.

Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 292. Подача заявления

1. Гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. В случаях, когда законом установлено рассмотрение обращения вышестоящим органом, организацией, должностным лицом, комиссиями или омбудсменом, заявление гражданина и юридического лица подается в суд после соблюдения такого порядка обращения.

Прокурор в случае отклонения протеста на не соответствующий закону правовой акт индивидуального применения, а также на действия государственного органа или должностного лица органом или должностным лицом, издавшим незаконный акт или совершившим незаконные действия, либо вышестоящим органом или должностным лицом обращается в суд с заявлением о признании акта, действия незаконными.

2. Не подлежат рассмотрению в суде заявления по правилам настоящей главы по делам об обжаловании действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

3. Заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 3 настоящего Кодекса. Заявления, рассмотрение которых отнесено к подсудности районных судов, могут быть поданы в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего, действия которых оспариваются.

4. Отказ в разрешении на выезд из Республики Казахстан за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственные секреты, оспаривается в соответствующем районном и приравненном к нему суде по месту нахождения органа, принявшего решение об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

5. Обращение прокурора в суд приостанавливает действие опротестованного правового акта индивидуального применения до рассмотрения судом.

Гражданский процессуальный кодекс РК
Статья 8. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица

1. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

2. Государственные органы в пределах своей компетенции, граждане и юридические лица в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Прокурор вправе обратиться в суд с иском (заявлением) в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав граждан и юридических лиц, общественных и государственных интересов.

3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.

4. Отказ от права на обращение в суд недействителен, если он противоречит закону или нарушает чьи-либо права, свободы или законные интересы.

5. Иск (заявление) может быть подан в суд в письменной форме или в форме электронного документа с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

6. Если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан (Астана, 2016 год)

БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан

Астана, 2016 год

Настоящий комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан подготовлен авторским коллективом:

судьями Верховного Суда Республики Казахстан, судьями Верховного Суда Республики Казахстан в отставке, судьями местных судов, судьями местных судов в отставке, судьями Суда ЕврАзЭС, депутатом Сената Парламента Республики Казахстан, а также членами рабочей группы по подготовке проекта Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в новой редакции: представителями Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, Республиканской коллегии адвокатов, Республиканской нотариальной палаты, Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, а также специалистами Отдела правового обеспечения аппарата Верховного Суда Республики Казахстан.

Отдельно к некоторым главам даны комментарии коллег из Федеративной Республики Германия: судьи в отставке Генриха Шнитгера, судьи, директора проекта «Содействие правовой государственности в Центральной Азии» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Казахстане Йорка Пудельки, профессора, доктора права Рольфа Книпера.

Дополнительно членами рабочей группы предоставлен комментарий к отдельным нормам, основанный на материалах, исследованных в период разработки и обсуждения проекта Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Основные гражданско-процессуальные институты рассматриваются с учетом норм казахстанского, зарубежного законодательства и примеров судебной практики.

Комментарий рассчитан на судей, прокуроров, адвокатов, представителей юридических фирм и служб, студентов и аспирантов юридических вузов, а также граждан, интересующихся вопросами судебной формы защиты права.

Полагаем, что многие его положения окажут помощь правоприменителю.

Мнения, высказанные в комментарии, могут не совпадать с позицией остальных участников авторского коллектива и отражают авторскую точку зрения.

Комментарий подготовлен под общей редакцией

Председателя Верховного Суда Республики Казахстан,

доктора юридических наук Мами К.А.

Алимбеков М.Т., д.ю.н., председатель Карагандинского областного суда

(глава 1, статьи 1-3);

Баишев Ж.Н., к.ю.н., заместитель председателя суда ЕврАзЭС

(глава 2, статьи 4-13);

Полторабатько Л.Г., депутат Сената Парламента,

Сулейменова У.А., к.ю.н., судья Верховного Суда

(глава 2, статьи 14, 19);

Полторабатько Л.Г., депутат Сената Парламента

(глава 2, статьи 15-18, 20-22);

Кыдырбаева А.К., председатель специализированной судебной коллегии Верховного Суда

(глава 3, статьи 23-34; глава 15, статьи 155-162; глава 41, статьи 349-354);

Касимов A.A., к.ю.н., судья Верховного Суда,

Макулбеков Б.Д., к.ю.н., судья Верховного Суда

(глава 4, статьи 35-42)

Макулбеков Б.Д., к.ю.н., судья Верховного Суда

(глава 5, статьи 43-56);

Абишев М.Б., заместитель начальника Департамента по представительству интересов государства в судах Генеральной прокуратуры

(дополнительный комментарий к статье 54);

Сулейменова У.А., к.ю.н., судья Верховного Суда

(глава 6, статьи 57-62; глава 13, статьи 144-147; глава 16, статьи 163-173; глава 17, статьи 174-182, глава 58, статья 505; дополнительный комментарий к отдельным главам, статьям, составитель);

Тугел А.К., председатель Республиканской коллегии адвокатов,

Раисова Б.А., адвокат Южно-Казахстанской областной коллегии адвокатов

(дополнительный комментарий к главе 6, статьи 57-62);

Генрих Шнитгер, международный эксперт, судья в отставке г. Бремен

(дополнительный комментарий к главе 16, статьи 163-173; главе 17, статьи 174-182);

Куанова И.З., к.ю.н., судья в отставке Северо-Казахстанского областного суда

(глава 7, статьи 63-75, 77-101; глава 8, статья 114);

Борчашвили И.Ш., д.ю.н., директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции,

Парамонова Л.Ф., к.ю.н., главный эксперт Института судебной экспертизы по Павлодарской области

(дополнительный комментарий к главе 7, статьи 82-94, главе 18, статьи 200, 213);

Шайкенова A.A., судья в отставке Верховного Суда

(глава 8, статьи 102-113, 115-118);

Исмаилов Е.Ж., судья Верховного Суда

(глава 9, статьи 119-120; глава 27, статьи 286-288; глава 28, статьи 289-291; глава 47, статьи 376-378; глава 48, статьи 379-381; глава 49, статьи 382-386);

Ак-куова Г.Б., судья Верховного Суда

(глава 10, статьи 121-126; глава 33, статьи 310-316; глава 44, статьи 361-363; глава 51, статьи 392-400);

Жумагулов Б.Т., судья Верховного Суда

(глава 11, статьи 127-133);

Макажанова Г.А., судья в отставке Верховного Суда

(глава 7, статья 76; глава 12, статьи 134-143);

Акшалова А.К., судья Кокшетауского городского суда Акмолинской области

(глава 14, статьи 148-154);

Кулумбетова Г.А., советник Председателя Верховного Суда

(глава 18, статьи 183-222);

Одинцова М.В., судья Верховного Суда

(глава 19, статьи 223-252; глава 22, статьи 268-271; глава 24, статьи 277-278);

Жуламанов Б.А., заведующий Отделом правового обеспечения аппарата Верховного Суда

(глава 20, статьи 253-255; глава 56, статьи 464-465);

Мамырбаев Р.Н., судья Верховного Суда,

Сисенова Н.У., судья Верховного Суда

(глава 21, статьи 256-267);

Сисенова Н.У., судья Верховного Суда

(глава 23, статьи 272-276; глава 25, статьи 279-280; глава 50, статьи 387-391);

Линник A.B., судья Верховного Суда в отставке, Сулейменова У.А., судья Верховного Суда

(глава 26, статьи 281-285);

Сапарова A.A., судья Верховного Суда

(глава 29, статьи 292-297, глава 30, статьи 298-301);

Йорг Пуделька, международный эксперт, судья административного суда г. Берлин

(дополнительный комментарий к главе 29, статьи 292-297);

Сейдалина Ж.К., председатель судебной коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда

(глава 31, статьи 302-304; глава 32, статьи 305-309; глава 34, статьи 317-322; глава 38, статьи 335-340; глава 39, статьи 341-345; глава 40, статьи 346-348);

Раззак Н.Р., к.ю.н., председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних города Астаны

(глава 35, статьи 323-328; глава 36, статьи 329-331; глава 37, статьи 332-334);

Қайыпжан Н.У., судья Верховного Суда,

Нуржанова Б.Б., судья Атырауского областного суда

(глава 42, статья 355);

Қайыпжан Н.У., судья Верховного Суда

(глава 46, статьи 368-375);

Тумабеков Д.А., судья Верховного Суда

(глава 43, статьи 356-360);

Айтжанов Е.Ж., председатель Актюбинского областного суда,

Жанабилова А.Б., председатель Республиканской нотариальной палаты

(глава 45, статьи 364-367);

Балкен М.Т., судья Верховного Суда

(глава 52, статьи 401-411; глава 53, статьи 412-433);

Жармухамбетова C . A., судья Верховного Суда,

Альмагамбетова Г.Ж., судья Верховного Суда

(глава 54, статьи 434-454);

Шермухаметов Б.Б., судья Верховного Суда

(глава 55, статьи 455-463);

Сейтимова В.Х., судья суда ЕврАзЭС

(глава 57, статьи 466-476; статьи 501-504);

Сарсенбаев А.О., судья Верховного Суда

(глава 57, статьи 477-500);

Рольф Книпер, Prof. Dr. Dr. h.c. mult ., профессор, доктор права, международный эксперт

(дополнительный комментарий к главе 57).

главный консультант Секретариата судебной коллегии по гражданским делам аппарата Верховного Суда;

заведующий сектором Отдела информационного обеспечения аппарата Верховного Суда.

Принятие нового Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан вносит значимый вклад в обеспечение верховенства закона. Он сохраняет все современные базовые правовые институты. В то же время будут внесены серьезные изменения, которые приведут нашу правовую практику к лучшим мировым стандартам.

Назарбаев H.A., из выступления на церемонии

подписания Гражданского процессуального кодекса,

г. Астана, 31 октября 2015 года

Верховный Суд Республики Казахстан — Верховный Суд;

Высший Судебный Совет Республики Казахстан — Высший Судебный Совет;

Генеральная прокуратура Республики Казахстан — Генеральная прокуратура;

Гражданский кодекс Республики Казахстан — ГК;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан — ГПК;

Закон Республики Казахстан — Закон;

Индивидуальный предприниматель — ИП;

Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» — КоБС;

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях — КоАП;

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) — Налоговый кодекс;

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» — Таможенный кодекс;

Конституция Республики Казахстан — Конституция;

Конституционный Совет Республики Казахстан — Конституционный Совет;

Месячный расчетный показатель — МРП;

Министерство финансов Республики Казахстан — Министерство финансов;

Национальный Банк Республики Казахстан — Национальный Банк;

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан — ПК;

Трудовой кодекс Республики Казахстан — Трудовой кодекс;

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан — УИК;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан — УПК;

Уголовный кодекс Республики Казахстан — УК;

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан — Центральная избирательная комиссия;

Экологический кодекс Республики Казахстан — Экологический кодекс.

Эффективная судебная система — одна из важнейших основ динамичного развития Казахстана, поскольку высокий уровень отправления правосудия является ключевым фактором успешности преобразований, осуществляемых во всех сферах государственной и общественной жизни. При этом фундаментальной задачей судопроизводства является защита прав и свобод человека, а также действенное обеспечение всего спектра юридических гарантий их практической реализации.

Разработанный во исполнение Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года и поручений Главы государства, данных на VI съезде судей, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан направлен на решение указанных задач.

В нем заложен большой потенциал. Он позволит разрешить многие вопросы повышения эффективности правосудия и развития института примирения по судебным спорам.

Публичное подписание Гражданского процессуального кодекса Главой государства наглядно показало его значимость для жизни страны. Президент особо подчеркнул, что новый Кодекс «фундаментально улучшит правовое поле республики».

В настоящем Кодексе нашли законодательное воплощение основные положения Плана нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Назарбаева H.A. в сфере обеспечения верховенства закона.

Речь идет об оптимизации системы правосудия для упрощения доступа к нему граждан и переходе к трехуровневой структуре правосудия.

Закреплено широкое использование информационных технологий, в том числе для усиления гласности и открытости судопроизводства через обязательность аудио-, видеофиксации всех судебных процессов.

В интересах упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса сокращено участие прокурора в процессе разрешения гражданско-правовых споров.

Введены специализация судов по защите прав инвесторов и другие меры, направленные в целом на создание благоприятных условий, повышение качества и сокращение сроков осуществления судопроизводства.

На существенное улучшение юридических основ гражданского судопроизводства направлены обновленные процессуально-правовые институты, предусматривающие: расширение сферы упрощенного судопроизводства, изменение содержания стадии подготовки дела к судебному разбирательству, возложение судебных расходов за затягивание рассмотрения дела сторонами, введение различных видов примирительных процедур (медиация, судебная медиация, партисипативная процедура), введение института исполнительной надписи нотариуса по бесспорным требованиям, расширение доступа к судам апелляционной инстанции посредством увеличения сроков обжалования, освобождения от уплаты госпошлины и другие.

Как известно, в подготовке новой редакции Гражданского процессуального кодекса приняли участие не только представители государственных органов, судейского корпуса, научной общественности, но и широкий круг субъектов правоотношений, чья деятельность так или иначе связана с гражданским судопроизводством.

Представляя постатейный комментарий данного Кодекса, подчеркну, что это результат кропотливой работы большого коллектива авторов, осуществленной в том числе в рамках проекта ГИЦ «Поддержка правовых и судебных реформ в странах Центральной Азии» (при содействии Германского общества по международному сотрудничеству ( GIZ ).

Выражая в этой связи особую признательность иностранным экспертам и ученым-цивилистам, принявшим активное участие в данной работе, отмечу, что доктринальные подходы и оценки с позиции сравнительного правоведения оказали значительное влияние на толкование обновленных норм Гражданского процессуального кодекса.

Уверен, что представленные комментарии будут способствовать не только эффективной практической реализации конституционного права каждого на судебную защиту, но и правильному пониманию и применению гражданского процессуального законодательства.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве Республики Казахстан

1. Порядок судопроизводства по гражданским делам на территории Республики Казахстан определяется конституционными законами Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, основанным на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок гражданского судопроизводства, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью гражданского процессуального права.

3. Законодательство Республики Казахстан о гражданском судопроизводстве устанавливает порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений, а также дел особого производства.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Конституции каждому гражданину гарантируется судебная защита прав и свобод. Право на судебную защиту относится к конституционным правам. Защита гражданских прав судами осуществляется посредством гражданского судопроизводства, которое представляет собой особую процессуальную форму деятельности суда, урегулированную гражданским процессуальным законодательством.

В комментируемой статье дан перечень нормативных правовых актов, которые определяют порядок осуществления правосудия по гражданским делам.

К категории важных источников законодательства о гражданском судопроизводстве относится Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», определивший основные принципы судопроизводства в целом и гражданского судопроизводства в частности, а также содержание правового и процессуального статуса судей. Судебная власть осуществляется путем отправления правосудия только судом и никакие органы и лица не вправе принимать на себя функции отправителя правосудия.

Детально регламентирующим порядок гражданского судопроизводства, основным и главным, содержащим большинство норм, гражданским процессуальным законодательным актом является ГПК. В нем определены принципы гражданского процесса, правила подведомственности и подсудности, состав участников процесса, их права и обязанности, процедура и порядок судебного разбирательства, вынесения судебных актов, их обжалования.

Разъяснения по порядку применения отдельных положений гражданского процессуального права даны Верховным Судом в соответствующих нормативных постановлениях, являющихся общеобязательными и включающимися в состав действующего права.

2. Статья 8 Конституции предусматривает, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. Следовательно, при определении порядка гражданского судопроизводства учитывается и обеспечивается соблюдение вышеизложенного конституционного положения.

Международные договоры и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда являются составной частью гражданского процессуального права, что также вытекает из норм статьи 4 Конституции, согласно которой действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

3. Часть третья комментируемой статьи определяет, что законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений, а также дел особого производства.

В зависимости от характера и специфики подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса, процессуального порядка возбуждения, рассмотрения, разрешения определенных групп гражданских дел, применяются различные виды гражданского судопроизводства для различных категорий дел, а именно: приказное производство, упрощенное (письменное) производство, исковое производство, особое исковое производство, особое производство.

Основным и наиболее распространенным видом гражданского судопроизводства является исковое производство. По средствам данного вида рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений.

Именно в исковом производстве предусмотрены общие правила гражданского судопроизводства. Остальные виды судопроизводства допустимо представить как изъятие из этих общих правил. Исковое производство имеет такие разновидности, как производство с проведением устного судебного разбирательства и упрощенное (письменное) производство.

Материально-правовое различие гражданских отношений влияет на порядок их рассмотрения и разрешения. В частности, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются в особом исковом производстве.

В порядке особого искового производства рассматриваются следующие категории дел: дела по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя; дела об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих; дела об оспаривании законности нормативных правовых актов.

Особенность в рассмотрении данных категорий дел в особом исковом производстве заключается в том, что для обращения в суд установлен специальный сокращенный срок. Порядок рассмотрения данных дел не предусматривает такие понятия, как иск, стороны (истец, ответчик), а стороны в процессе представлены как заявитель и заинтересованное лицо.

Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что решение суда может повлиять на права или обязанности третьих лиц по отношению к одной из сторон, суд должен учитывать, что данные обстоятельства препятствуют рассмотрению дела в порядке особого искового производства. Суду следует применить по аналогии статью 304 ГПК на основании норм части четвертой статьи 6 ГПК, согласно которой в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства. В данном случае нормами статьи 304 ГПК регулируются сходные правоотношения, возникшие между участниками процесса и всеми заинтересованными лицами.

Статья 2. Применение в гражданском судопроизводстве правовых норм, имеющих преимущественную силу

1. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и Конституции Республики Казахстан действуют положения Конституции.

2. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и Конституционным законом Республики Казахстан действуют положения Конституционного закона. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и иными законами действуют положения настоящего Кодекса.

3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

1. Конституция закрепила важнейшие принципы судопроизводства в Республике Казахстан. В Основном законе содержатся нормы наиболее общего характера, определяющие основные принципы организации и деятельности судебной системы, некоторые функциональные принципы правосудия, а также право на судебную защиту. В Конституции находят выражение принцип равенства всех перед законом и судом, принцип независимости и постоянства судей и подчинения их закону, принцип гласности, состязательности сторон. В части второй статьи 4 Конституции содержится важнейшее конституционное положение о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу на всей территории Республики.

Закрепленное в Конституции положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при судебном разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией. В случае противоречия норм ГПК Конституции действуют положения Конституции.

2. Следующим по юридической значимости является Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором закреплены нормы, детализирующие конституционные положения об отдельных принципах судопроизводства, устройства судебной системы, статуса судей, а также регулирующие вопросы материального и социального обеспечения. В случае противоречия между нормами ГПК и Конституционным законом, действуют положения Конституционного закона.

Подробная регламентация процесса отправления правосудия по гражданским делам содержится в ГПК, поэтому нормы законов и иных нормативных правовых актов в случае противоречия нормам ГПК не имеют юридической силы и не влекут последствий.

3. Республика Казахстан является участницей многосторонних и двухсторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи, которые ратифицированы Республикой Казахстан. Согласно Конституции они являются составной частью правовой системы Республики. Следовательно, если этими договорами установлены иные правила судопроизводства, применяются правила международного договора, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

На практике возникают вопросы о применении правил, содержащихся в нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда. Согласно статье 4 Конституции, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда являются действующим правом в Республике Казахстан. В соответствии с Законом «О правовых актах» нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда находятся вне установленной данным законом иерархии нормативных правовых актов.

По смыслу Закона «О правовых актах» нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда не являются самостоятельными нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные правовые отношения. Они должны рассматриваться как действующие правовые акты, посредством которых Конституционный Совет и Верховный Суд разъясняют отдельные нормы законодательства Республики Казахстан. Следовательно, они должны применяться в совокупности с соответствующим нормативным правовым актом, который является объектом разъяснения, конкретизации и детализации в деятельности Конституционного Совета и Верховного Суда.

Статьей 1 ГПК регламентирован приоритет правовых норм в гражданском судопроизводстве. Конституционные законы принимаются в целях реализации норм, предусмотренных непосредственно в Конституции. Верховенство норм Конституции и конституционных законов перед нормами международных договоров установлено Конституцией.

Приоритет конституционных норм перед международными договорами разъясняется в нормативном постановлении Верховного Суда № 1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан». В соответствии с данным постановлением при возникновении коллизии между конституционными положениями и ратифицированными (или нератифицированными) международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, приоритет в применении принадлежит конституционным нормам.

В ряде постановлений Конституционного Совета даны толкования относительно приоритета Конституции. В постановлении от 7 мая 2001 года № 6/2 «О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур», статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» подтверждается принцип верховенства Конституции на территории Республики, указывается на обязательность соответствия ей международных договоров. В постановлении от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года) указано, что в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению.

Принцип верховенства Конституции конкретизирован Конституционным Советом и в других постановлениях, которыми определены правовые позиции по отдельным аспектам соотношения норм международного права и казахстанского законодательства, места международных договоров в системе действующего права, порядка их заключения и применения. К ним относятся: постановления от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан», от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 18 июня 2004 года № 7, от 8 ноября 2007 года № 9), от 27 марта 1998 года № 1/2 «Об обращении Президента Республики Казахстан «О соответствии Конституции Республики представленного на подпись Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 года», от 15 июня 2000 года № 8/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан», от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан», от 13 декабря 2001 года № 16-17/3 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года), от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года).

В постановлении Конституционного Совета от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года) указано следующее:

1). подпункт 7) статьи 54 Конституции применительно к предмету обращения означает, что Основной закон Республики придает особое значение ратификации как способу выражения согласия государства на обязательность для него международного договора;

2). акты Республики Казахстан о ратификации международных договоров и акты Республики Казахстан о присоединении к международным договорам являются равнозначными по своей юридической силе и правовым последствиям. В этой связи, международные договоры, обязательность которых для Казахстана установлена нормативными правовыми актами о присоединении к международным договорам, принятыми высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции (Верховным Советом, Парламентом) и указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, приравниваются к ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам;

3). нератифицированные международные договоры Республики Казахстан не обладают приоритетом перед законами Республики и должны исполняться в той мере, в какой они не входят в противоречие с законами Республики. В случае коллизии между ними стороны договоров имеют возможность в соответствии с Законом от 30 мая 2005 года № 54- III «О международных договорах Республики Казахстан», а также нормами международного права разрешать ее путем согласительных процедур и принятия иных мер по преодолению коллизии. Законодатель в соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 3 статьи 61 и пунктом 8 статьи 62 Конституции вправе путем принятия закона установить порядок, обеспечивающий выполнение взятых на себя Республикой международных обязательств с определением соотношения действия законов и нератифицированных международных договоров Республики Казахстан;

4). в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции, такой договор или его соответствующие положения не подлежат исполнению.

В постановлении Конституционного Совета от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции» указано, что:

1) пункт 3 статьи 4 Конституции следует понимать так, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключенные ею в соответствии с Конституцией, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом путем принятия соответствующего закона;

2) международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, являются действующими и сохраняют приоритет перед законодательством Республики, если такой приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами Республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

Статья 3. Действие гражданского процессуального закона во времени

1. Гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законом, введенным в действие к моменту выполнения процессуального действия или принятия процессуального решения.

2. Гражданский процессуальный закон, возлагающий новые обязанности, отменяющий или умаляющий принадлежащие участникам процесса права, ограничивающий их использование дополнительными условиями, обратной силы не имеет.

3. Допустимость доказательств определяется в соответствии с законом, действовавшим в момент их получения.

1. Гражданский процессуальный закон как все иные законы действует только после официального опубликования. По общему правилу закон не имеет обратной силы и применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие, за исключением случаев специальной оговорки в законе. Независимо от того, какой закон действовал в начале процесса, суд обязан применять тот процессуальный закон, который действует в момент совершения процессуального действия. В этом заключается особенность процессуального законодательства. Например, если дело по первой инстанции рассмотрено в определенном порядке, и к стадии апелляционного и кассационного рассмотрения процессуальная норма изменилась, то дело рассматривается в этих инстанциях по правилам нового вступившего в силу процессуального закона. Однако из этого правила могут быть исключения в предусмотренных законом случаях.

2. Гражданский процессуальный закон, возлагающий новые обязанности, отменяющий или ущемляющий принадлежащие участникам процесса права, ограничивающий их использование дополнительными условиями, обратной силы не имеет. Допустимость доказательств определяется в соответствии с законом, действовавшим в момент их получения.

3. Обстоятельства дел, которые должны быть подтверждены определенными законом средствами доказывания, не могут доказываться другими средствами. В частности, право собственности на недвижимое имущество, подтвержденное регистрационным удостоверением, выданным органом регистрации недвижимости, не может опровергаться частной распиской. Следовательно, допустимость доказательства означает его получение с помощью предусмотренных законом средств.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 4. Задачи гражданского судопроизводства

Задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.

Провозглашенные Конституцией права и свободы не могут быть сами по себе гарантированы без их должной судебной защиты. Проблема защиты основных прав и свобод человека относится к числу универсальных — это ценности, подлежащие первоочередной защите во всех сферах общественной и государственной жизни.

Не случайно в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, закреплено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Важным средством, обеспечивающим выполнение этой задачи, является установленное статьей 13 Конституции право каждого на судебную защиту своих прав и свобод.

Судебная власть в соответствии с Конституцией является одним из видов государственной власти, осуществляемой от имени Республики Казахстан, имеющей своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечение исполнения Конституции, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Правосудие в республике осуществляется только судом посредством установленных законом форм судопроизводства.

Популярное:

  • Развод ленинский загс Отдел ЗАГС Лениского района Екатеринбурга Государственные услуги в сфере регистрации актов гражданского состояния можно получить: Отдел ЗАГС Ленинского района Екатеринбурга Руководитель: Райт Валентина Владимировна Адрес: улица Сакко и Ванцетти, 105, корпус 1, телефоны 212-78-88, […]
  • Нк статья 137 Налоговый кодекс Украины Статья 137. Порядок исчисления налога на прибыль предприятий и уплаты 137.1. Налог начисляется плательщиком самостоятельно по ставке, определенной статьей 136 настоящего Кодекса, от базы налогообложения, определенной согласно статье 135 настоящего Кодекса. 137.2. […]
  • Как получить полис обязательного медицинского страхования пермь Как получить полис обязательного медицинского страхования пермь г.Пермь, ул.Героев Хасана, д.7А, офис 135. тел. 8 (342) 219-79-85 Режим работы Пн-Чт: с 9.00 до 18.00 Пт с 9.00 до 17.00 Пт с 9.00 до 17.00 г. Пермь, ул. Кировоградская, 12, офис 105. тел. (342) 283-67-05 Режим […]
  • Технические средства системы физической защиты Охранные системы и технические средства физической защиты объектов ISBN: 978-5-9901176-3-1 Год: 2011 (июнь) Объем: 288 Книга посвящена рассмотрению современных типов технических средств охраны, а также методам осуществления физической охраны объектов. Автор книги является профессионалом […]
  • Позитивные права граждан Позитивные права граждан В основании теории естественного права лежит представление, что фундаментом всякой справедливой законодательной системы является объективный нравственный закон, отражающий благой характер Создателя. Поскольку Бог абсолютен и неизменен, нравственный закон также […]
  • Ук рф отсрочка приговора Прокуратура Московской области Очередной реализацией принципа гуманизма в уголовном законодательстве Российской Федерации является нормативное урегулирование процедуры отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, а также женщинам и мужчинам, имеющим малолетних детей. В этом случае […]