Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права

Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, т. е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права — это организации, которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность. Административная правосубъектность Включает две составляющие. Административную правоспособность – это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т. е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т. е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Административная правоспособность и административная дееспособность организаций (коллективных субъектов) наступают одновременно.

Поскольку это служит достижению целей

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие орг-ции могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, в форме производственных кооперативов, а также государственных муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие орг-ции, могут осуществлять деятельность лишь по стольку, ради кот они созданы и соответствуют этим целям. Некоммерческие могут создаваться в форме: потребительских кооперативов, общественных религиозных орг-ций, благотворительных фондов и др.

Коммерческие и некоммерческие организации административное право

10.6. Виды некоммерческих организаций

Различают следующие виды некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.).

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Признаки потребительского кооператива:

• вид некоммерческой организации;

• добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства;

• цель объединения – удовлетворение материальных и иных потребностей;

• осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;

• объединение путем соединения имущественных паевых взносов;

• члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам;

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

• вид некоммерческой организации;

• не основан на фиксированном членстве;

• учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

• основывается на имуществе, переданном учредителями, которое является собственностью фонда;

• создается для достижения социальных, благотворительных или иных общественно полезных целей;

• учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по их обязательствам;

• вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.

Основания ликвидации фонда:

• в случае если имущества для осуществления его целей не достаточно, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

• цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены;

• в случае уклонения в деятельности фонда от целей, указанных в уставе;

• в иных случаях, предусмотренных законом.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

• вид некоммерческой организации;

• обладает правом юридического лица;

• деятельность финансируется собственником (полностью или частично);

• обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

• создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

• отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

• собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения.

Виды учреждений в зависимости от осуществляемой деятельности:

1) учреждения образования (детские сады, школы, училища, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

2) учреждения науки (лаборатории, испытательные станции, научные центры, научно-исследовательские институты и др.);

3) учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские центры и др.);

4) учреждения культуры (музеи, архивы, театры, концертные залы, выставки и др.);

5) иные учреждения.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – некоммерческая организация, созданная на основе договора между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Признаки объединения юридических лиц:

• некоммерческое юридическое лицо;

• создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

• не отвечают по обязательствам своих членов;

• члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, предусмотренном учредительными документами;

• может заниматься предпринимательской деятельностью по решению участников ассоциации (союза);

• имеет собственное наименование.

Административно-правовой статус предприятий и некоммерческих организаций – совокупность административных прав и обязанностей, которые предприятия и некоммерческие организации приобретают и реализуют при совершении следующих действий:

1) создании предприятий и коммерческих организаций по решению собственника или уполномоченного им органа;

2) государственной регистрации предприятий и коммерческих организаций в учреждениях юстиции или в местных органах власти;

3) получении специального разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке уполномоченными субъектами исполнительной власти;

4) формировании органа управления делами предприятия (некоммерческой организации);

5) определении круга вопросов и полномочий вышестоящих органов исполнительной власти в отношении предприятий и коммерческих организаций;

6) ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Административно-правовые гарантии деятельности предприятий и некоммерческих организаций:

1) недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;

2) свобода коммерческой и иной незапрещенной деятельности предприятий и некоммерческих организаций, запрет на вмешательство в их деятельность органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) защита имущества предприятий (некоммерческих организаций) от незаконного изъятия;

4) недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права;

Тема 6. Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций

1. Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права.

2. Административно-правовой статус общественных объединений.

3. Общая характеристика административно-правового статуса политических партий.

4. Особенности административно-правового статуса религиозных организаций.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. – М.: Зерцало-М, 2009. – 528 с.

Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011. – 536 с.

Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. – М.: ИНФА-М, 2010. – 506с. +CD-R – (Высшее образование).

Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. – 2-изд. – М.: Проспект, 2011. – 445 с.

Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 704 с.

Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2009.

Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах.–6-е изд., перераб., доп.- М.: Эксмо, 2011. – 622 с.

Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов.

Кроме органов публичной власти, рассмотренных в предыдущей лекции, существует многочисленная группа организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющимися коллективными субъектами административного права.

Орган управления организацией – её администрация или единоличный руководитель.

Организации создаются для выполнения определенных целей: для производства материальных или духовных ценностей, для осуществления социальных функций, для реализации законных прав и интересов членов организации.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в Гражданском кодексе, Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. 28.07.2012), Федеральном законе от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. 30.11.2011), Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. 28.07.2012), Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. 01.07.2011), Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. 06.12.2011), Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. 23.12.2010), в других законах и иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

По цели деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Согласно ч. 1 статьи 50 ГК коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие – не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут представлять собой предприятия и иные организации различных форм собственности.

К некоммерческим организациям относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Так, после внесения соответствующих поправок в названный Закон появилась новая форма некоммерческих организаций – государственная корпорация, которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (статья 7.1). Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Иначе говоря, государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством[38].

Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации.

В течении последних шести лет в Российской Федерации стали активно создаваться государственные корпорации, которые олицетворяют собой новую форму взаимодействия государства и бизнеса по решению важных для экономики страны задач. В настоящее время действуют:

Роснанотех – основными задачами которого являются создание наноиндустрии и перспективных нанотехнологий.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) – основными задачами которого являются управление государственным долгом, пенсионными накоплениями, инвестиционная деятельность.

Агентство по страхованию вкладов – обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Фонд содействия реформированию ЖКХ – реформирование ЖКХ, расселение ветхого жилого фонда.

Олимпстрой – строительство спортивных сооружений, создание транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры к Олимпиаде в городе Сочи (2014 г.).

Росрыбфлот – строительство рыболовных судов, рыболовство в мировом океане.

Росатом – функционирование организаций ядерного и энергопромышленного комплексов.

Ростехнология – разработка, производство и экспорт высокотехнологичной продукции.

Автодор – модернизация дорог федерального значения, строительство платных дорог, ремонт и содержание автодорог.

В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУП) в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяется положение о необходимости раскрытия информации, обязательное для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации[39].

В современных условиях производством, деятельностью в социально-культурной сфере, в административно-политической сфере занимаются различные коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также в иных предусмотренных действующим законодательством, формах.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Государственные организации по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральными, субъектов Федерации и местными – районного, городского, поселкового и сельского значения.

Коммерческие организации в соответствии с целями и задачами их создания могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды коммерческих организаций по отраслям: промышленные – заводы, фабрики, шахты, рудники и др.; сельскохозяйственные – кооперативы, артели, товарищества и др.; транспортные – железные дороги, пароходства, аэропорты и др.; связи – почтамты, телефонные станции и др.; жилищно-коммунальные, строительные, торговые и другие коммерческие организации.

Коммерческие организации могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества. Учредительные документы коммерческой организации различаются в зависимости от типа учредителя (участника).

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. В целом, административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.

Негосударственные коммерческие организации действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Коммерческая организация считается созданной с момента её государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Коммерческие организации (хозяйственные товарищества, партнерства и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Основу этой деятельности составляет его имущество. Коммерческая организация самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в её распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Объединения коммерческих организаций может существовать в виде: концерна, корпорации, союза, ассоциации.

Вместе с тем, административная правосубъектность различается по видам коммерческих организаций.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. На основании положений Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию.

В Российской Федерации действуют: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый Государственный реестр юридических лиц вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Место нахождения предприятия определяется местом государственной регистрации. Предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества этого предприятия.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 20 названного закона собственник имущества унитарного предприятия:

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение и др.

В зависимости от формы собственности различают следующие коммерческие организации:

1. Государственные (основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации).

2. Муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления).

3. Кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида).

4. Частные (основанные на частной собственности).

5. Коммерческие организации, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий).

6. Смешанные (основанные на двух или более формах собственности).

Что касается негосударственных (муниципальных, частных, общественных и религиозных) коммерческих организаций, то влияние на них со стороны государства ограничено. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим коммерческим организациям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех коммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле (надзоре) за соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственной коммерческой организацией определяется законодательством и уставными документами коммерческой организации. При этом действующее законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Собственник осуществляет свои права по управлению коммерческой организацией непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления коммерческой организацией (совету, правлению), предусмотренному её уставом.

Руководитель коммерческой организации нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором предусматриваются права, обязанности и ответственность руководителя коммерческой организации перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Некоммерческой организацией признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К некоммерческим организациям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между коммерческими и некоммерческими организациями состоят в содержании их основной деятельности. Правовое положение некоммерческих организаций определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления.

Среди некоммерческих организаций особое положение занимают государственные, которые, как и государственные предприятия и государственные корпорации, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. 06.11.2011) предусмотрено создание «Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности, представляет его интересы и совершает от его имени сделки, утверждает штатное расписание, контролирует документооборот, а также издает приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

В учебной и научной литературе предлагаются различные виды классификаций некоммерческих организаций.

1.По форме собственности: частные; государственные; муниципальные.

2.По масштабу и значению деятельности: общефедеральные, субъектов федерации, местные.

3.По характеру и сфере деятельности:

— Аппараты государственной власти;

— Социально-культурные учреждения (учреждения образования – школы, университеты, институты, детские сады; учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские консультации; учреждения культуры – театры, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки, дома творчества; учреждения науки – научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, испытательные станции)

Среди некоммерческих организаций выделяют:

— потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства, осуществляемого с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

— Фонды (социальные, благотворительные, культурные) – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и юридическими лицами на основании добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

— Некоммерческие ассоциации и союзы.

На административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности влияют:

1. порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти государства;

2. порядок регистрационного производства, основания отказа в регистрации;

3. порядок ведения бухгалтерских документов и предоставления статистической отчетности государственным органам;

4. обязательность соблюдения законодательства об охране окружающей среды, земельного законодательства, антимонопольного законодательства, правового режима природопользования, правил безопасности на производстве, санитарно-гигиенических норм и требований пожарной безопасности и иных норм.

Вместе с тем, к числу характерных особенностей административно-правового статуса юридических лиц необходимо отнести следующие:

1) обязательность государственной регистрации. В соответствии с п. 1 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. В силу п. 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Необходимо отметить, что в настоящее время государственную регистрацию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы России;

Что же касается некоммерческих организаций, то их государственная регистрация отнесена к компетенции Министерства юстиции РФ.

2) обязательность лицензирования в случае осуществления определенных видов деятельности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. 28.07.2012) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается;

3) представление в уполномоченные органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности. Так, например, требования к порядку представления налоговой отчетности определены Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. 29.06.2012);

4) осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, участие в гражданско-правовых отношениях с учетом рамок, определенных нормами административного права. Совершение юридическими лицами сделок с недвижимым имуществом в рамках гражданско-правовых отношений требует государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. 28.07.2012). Совершение ряда хозяйственных операций, гражданско-правовых по содержанию, требует во многих случаях предварительного согласия либо последующего уведомления специально уполномоченных органов исполнительной власти. Примером таких операций могут служить сделки, попадающие в сферу государственного антимонопольного регулирования в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. 28.07.2012);

5) взаимодействие с различными органами исполнительной власти в связи с разными аспектами деятельности. В качестве примеров можно привести участие юридических лиц в организуемых конкурсах на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд[40]; получение отличных от лицензий разрешений на выполнение определенных видов деятельности (получение разрешений на строительство, проведение государственной экологической экспертизы, прохождение государственного технического осмотра и т.п.);

6) выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов. Сюда относятся требования, содержащиеся в нормативных правовых актах административного характера, направленных на обеспечение пожарной и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, мобилизационную подготовку, организацию архивного дела и т.п.;

7) деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Эти проверки могут иметь характер контроля или надзора. Так, в рамках установленного частью первой Налогового кодекса РФ налогового контроля осуществляются камеральные и выездные налоговые проверки юридических лиц. В ходе таких проверок контрольно-надзорные органы обязаны соблюдать требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. 28.07.2012). Кроме налогового контроля, в настоящее время существуют следующие виды контроля и надзора:

валютный контроль; бюджетный контроль; банковский и страховой надзор; транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ); государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте; таможенный контроль; иммиграционный контроль; контроль безопасности при использовании атомной энергии; контроль за обеспечением защиты государственной тайны; санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; контроль объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; государственный метрологический контроль (надзор); государственный строительный надзор; государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, а также надзор за соблюдением законодательства о труде.

К числу особенностей административно-правового статуса юридических лиц можно также отнести особенности привлечения их к административной ответственности. В частности, предусмотренный Кодексом об административных правонарушений Российской Федерации специфический вид административного наказания в виде административного приостановления деятельности, которое может применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также увеличение размера административного штрафа на юридических лиц до 5 миллионов (по статьям 14.40 и 14.42 КоАП РФ) и 100 миллионов рублей (по части 3 статьи 19.28 КоАП РФ).

Административно-правовой статус государственных коммерческих и некоммерческих организаций

Понятие унитарных предприятий. Государственные федеральные и региональные унитарные предприятия. Унитарные казенные предприятия. Государственные некоммерческие организации (бюджетные и автономные учреждения; государственные корпорации и государственные компании).

Существуют коммерческие и некоммерческие государственные организации. К коммерческим относятся государственные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также организации деятельности регулируют федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Ведущее место среди них занимает Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [38. Ст. 113-115,294-297, 299-300; 91; 300; 307; 423].

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. В связи со свойством неделимости имущества предприятие и получило наименование унитарного (от лат. — единство). По той же причине не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

В стране создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие; государственное предприятие субъекта РФ; муниципальное предприятие); 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Вопросы организации управления унитарным предприятием урегулированы в отдельной главе Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [91. Гл. IV. Ст. 20-28]. В ней установлены права собственника имущества унитарного предприятия, правомочия и ответственность руководителя унитарного предприятия, правовой режим сделок, в которых заинтересован руководитель унитарного предприятия, крупных сделок унитарного предприятия и его заимствований, контроль за деятельностью унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности. Он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Государственные некоммерческие организации создаются в организационно-правовой форме государственных бюджетных учреждений и государственных автономных учреждений, государственных корпораций и государственных компаний.

Государственное бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Собственник закрепляет за государственным бюджетным учреждением имущество на праве оперативного управления. Такие учреждения финансируются полностью или частично государством в порядке, определяемом законом [34. Ст. 161; 38. Ст. 120, 296].

Различают государственные бюджетные учреждения, созданные Российской Федерацией — федеральные, и созданные субъектами РФ — региональные. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений установлен Правительством РФ. Устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Министерством финансов РФ [390].

Государственное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Государственное автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов государственной власти в сферах пауки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Основы организации и деятельности автономного учреждения определены Федеральным законом «Об автономных учреждениях» [174].

Государственное автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено федеральным законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления учреждением деятельности и использования закрепленного за учреждением имущества.

Вопросы организации управления автономным учреждением урегулированы в отдельной главе Федерального закона «Об автономных учреждениях» [174. Гл. 3. Ст. 8-17]. В ней определены структура и компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования и деятельности, компетенция учредителя в области управления автономным учреждением, правовой режим крупных сделок и последствия его нарушения, правовой режим сделок, в которых заинтересовано автономное учреждение.

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся: 1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений; 2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; 3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа; 4) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним; 5) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если по федеральному закону для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения.

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (далее — корпорация). Корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей

Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, если законом не предусмотрено иное. В случаях и порядке, установленных федеральным законом, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Он определяет минимальный размер имущества корпорации, гарантирующего интересы се кредиторов.

Корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Для создания корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ [117. Ст. 7.1].

В России учреждены следующие государственные корпорации: 1) Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»; 2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; 3) Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта; 4) Российская корпорация нанотехнологий. Федеральные законы, предусматривающие создание корпораций, устанавливают цели создания и ликвидации корпораций, их правовое положение, цели деятельности и функции, порядок формирования имущества корпораций, порядок их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, порядок осуществления контроля за деятельностью корпораций и их отчетности. В законах определены органы управления корпораций, порядок их образования, компетенция и порядок их деятельности [74; 75; 76; 1441.

Государственная компания — не имеющая членства некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (далее компания). Компания создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное компанией в результате ее собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью компании, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Компания не отвечает по обязательствам России, а Россия не отвечает по обязательствам компании, если федеральным законом не предусмотрено иное. Компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую таким целям.

В России создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Ее правовое положение, основы организации и деятельности, управления компанией урегулированы федеральным законом [73].

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]