Словарь юридических терминов: Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — это принципиальное устройство ее основных организационных частей, перечень типовых и родовых групп органов. В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти — Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти — министерства и ведомства РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ — высший и иные.

Принципы системы органов государственной исполнительной власти РФ: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельность осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти, и в этом случае действует принцип централизации (децентрализации), делегирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением общегосударственного принципа разделения властей и разграничения полномочий в обособленной сфере — исполнительной власти.

Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно связана с соответствующей системой, принадлежит ей и характеризует ее. Структура системы органов исполнительной власти — это нормативно-закрепленный и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура разрабатывается и принимается на основе системы. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

2) структура системы федеральных органов исполнительной власти;

3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти. О структуре речь идет в ст. 112 Конституции РФ.

Структура федеральных органов государственной исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти включается многочисленный аппарат на местах. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти существуют в любом федеративном государстве как органы, воспроизводящие компетенцию центрального аппарата на местах применительно к региональным и местным условиям деятельности. В зависимости от конкретной территориальной компетенции они бывают четырех типов: межрегиональные (окружные), по субъекту Федерации, межмуниципальные (межрайонные), районные. В зависимости от подчиненности они могут быть федеральными и субъектов Федерации. Наиболее многочисленную группу (в каждом субъекте несколько десятков) органов составляют территориальные органы федеральных государственных органов исполнительной власти. Их величина не имеет строго установленного количественного выражения, варьируется в субъектах Федерации в зависимости от потребностей управления. Общие принципы образования территориальных органов установлены Правительством РФ.

В субъектах Федерации структура определяется высшим должностным лицом или главой высшего органа исполнительной власти.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Курсовая работа на тему: Исполнительная власть: понятие, признаки, система исполняющих ее органов

План работы:

Преимущества покупки этой работы:

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Отлично, большое спасибо за отзывчивость. Андрей, 07.10.2018 Спасибо большое за курсовик, получила за него пять баллов) Светлана, 15.04.2012 Здравствуйте, спасибо большое, вы меня очень выручили)) Владимир, 20.01.2016 Большое спасибо! Марина, 20.05.2015

Органы исполнительной власти как субъекты административного права (2)

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Кафедра конституционного и административного права

«Органы исполнительной власти как субъекты административного права»

студентка 2 курс очной формы

обучения гр. 11-29

I. Органы исполнительной власти………………………………………. 5-14 стр.

1. Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти 5-7 стр.

2. Виды органов исполнительной власти………………………………..8-14 стр.

II. Система, структура и полномочия органов исполнительной власти 15-33 стр.

1. Первый уровень системы органов исполнительной власти……..15-23 стр.

б. Министерства и иные федеральные органы исполнительной

2. Второй уровень системы органов исполнительной власти……. 24-33 стр.

Список используемой литературы…………………………………..35-36 стр.

Орган исполнительной власти — это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства.

Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Основная задача органов исполнительной власти — осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образую единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов.

I. Органы исполнительной власти

1. Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти

Орган в государственно-правовом понимании слова означает организованный коллектив людей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; система взаимосвязей. орган государственной власти – это организованная часть государственного механизма, наделенная государственно-властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Естественно, что эта организованная часть представляет собой, прежде всего, коллектив людей.

Орган исполнительной власти – разновидность органов государственной власти. Понятие органа исполнительной власти производно от понятия принципа разделения властей. Содержание термина «орган исполнительной власти» определяется свойствами исполнительной власти. Эта связь настолько тесная, что иногда под исполнительной властью понимают только систему органов исполнительной власти. Учитывая изложенное, можно дать определение органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти – это организованный коллектив людей, представляющий самостоятельную часть государственного аппарата и наделенный государственно-властными полномочиями по непосредственной реализации задач и функций этой (исполнительной) власти. 1

Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий. Уже было отмечено, что органы исполнительной власти отличаются от других органов государственной власти тем, что они осуществляют специфическую деятельность – государственное управление. Соответственно, их государственно-властные полномочия направлены на обеспечение выполнения именно этих возложенных на них функций. Поскольку исполнительная власть реализуется только посредством государственно-управленческой деятельности, то все органы исполнительной власти одновременно являются и органами государственного управления. Этого нельзя сказать про органы государственного управления: не все органы государственного управления являются органами исполнительной власти.

Характеризуя органы исполнительной власти, нужно отметить следующее:

Конституция РФ практически не определяет основы правового статуса и систему этих органов. Их устанавливают нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты);

органы исполнительной власти представляют собой одну из ветвей единой государственной власти и поэтому обладают относительной самостоятельностью (организационно и функционально) по отношению к законодательной и судебной властям;

в своем большинстве органы исполнительной власти формируются Президентом РФ, они не подотчетны и не подконтрольны законодательной власти;

сегодня в обществе практически отсутствует действенный механизм привлечения к ответственности органов исполнительной власти за неблагоприятные последствия их деятельности (по мнению автора, это одна из основных проблем совершенствования современного административного законодательства. Решение ее видится в необходимости скорейшего принятия Закона РФ «Об административных процедурах» и в создаваемой в Российской Федерации системе административных судов). 1

Элементами административно-правового статуса органа исполнительной власти являются комплекс прав и обязанностей и административная правосубъектность. Чаще всего комплекс прав и обязанностей органа исполнительной власти именуют компетенцией. Термин «компетенция» происходит от латинского слова competentia, которое, в свою очередь, происходит от competo – добиваюсь, соответствую, подхожу.

В административном праве Б. М. Лазарев определяет компетенцию как систему полномочий органа государственного управления, которая включает в себя «обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции. применительно к этим объектам» 1 . Иными словами, под компетенцией органа исполнительной власти следует понимать комплекс его прав и обязанностей. Таким образом, административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется его компетенцией и правосубъектностью. 2

2. Виды органов исполнительной власти

В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

По организационно-правовым формам различаются:

а) правительства; б) советы министров, в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) службы; з) главные управления, управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др.

Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

По общему правилу правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты образуются на уровне РФ, республик. Но в настоящее время правительства, министерства созданы в других субъектах Федерации (Москве, Санкт-Петербурге и др.).

Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.

На базе действующих нормативно-правовых актов по организационным формам сложно определить функциональное назначение, компетенцию и организацию работы органов одной и той же формы. Ее выбор нередко является произвольным. 1

Организационные формы и основы статуса федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти». 1 Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом.

В литературе и нормативно-правовых актах часто фигурирует термин «ведомство». Этим понятием охватывались в одних случаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, включая министерства, государственные комитеты; в другом — все такого рода органы, кроме министерств и государственных комитетов, то есть комитеты, главные управления и др. В литературе они именовались специальными ведомствами. В принципе аналогичное употребление этого термина встречается до сих пор. Однако изменился подход к установлению их правового статуса. Прежде он формировался Правительством. Ведомства подчинялись Правительству. В настоящее время эти вопросы решаются в том ‘ же порядке, в каком и в отношении министерств, государственных комитетов. Многие из ведомств, как отмечено, подчиняются непосредственно Президенту РФ.

Администрации — органы исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.

Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы органов администраций определяются соответствующими субъектами самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотраслевые органы. 2

Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся организационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недостаток, что иногда в одной и той же форме создаются органы исполнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др.1, которые не относятся к федеральным органам исполнительной власти. 1

Нередко одну и ту же форму имеют органы исполнительной власти и их структурные подразделения. Например, к первым относятся департаменты мэрии Москвы, ко вторым — департамент ценных бумаг Министерства финансов РФ, департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ. Будучи структурными подразделениями, некоторые департаменты обладают значительной самостоятельностью в руководстве отраслями, подотраслями, осуществлении специализированных функций, особенно те из них, статус которых определяется положениями, утвержденными Президентом или Правительством РФ. Так, Положение об упомянутом Департаменте ветеринарии утверждено постановлением Правительства РФ. 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Главная > Реферат >Государство и право

САНКТ-ПЕТЕРУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Выполнил: студент Голубева Д.А.

Руководитель: Шашкин В.А.

Глава 1. Понятие и система органов исполнительной власти……………………………….4

1.1. Понятие и функции исполнительной власти……………………………………………..4

1.2. Понятие и виды органов исполнительной власти………………………………………..7

1.3. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации…………………..11

Глава 2. Органы исполнительной власти РФ…………………………………………………13

2.1. Президент Российской Федерации……………………………………………………….13

2.2. Правительство Российской Федерации.………………………………………………….15

2.3. Государственная администрация…………………………………………………………16

Глава 3. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации……………..18

Список использованной литературы………………………………………………………….22

Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество) единство системы нарушается.

Ряд действующих конституционных положений направлен на предотвращение возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности субъектов Федерации при установлении ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но двухуровневой государственной власти. Согласно этой концепции, органы государственной власти субъектов Федерации обладают собственной компетенцией, в границы которой не могут вторгаться федеральные органы, но сами субъекты Федерации вправе участвовать в решении вопросов, относящихся к федеральной компетенции.

Конституция РФ не допускает множественности систем государственной власти субъектов Федерации. В то же время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов власти.

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции РФ, относится к федеральному ведению.

Система органов государственной власти состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.

Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные органы исполнительной власти (включая их подразделения в субъектах Федерации), отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только, что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как признано в научной литературе, указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», принятые 10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с изменениями от 10 января 2000 года), не смогли в полной мере устранить неясность конституционных формулировок и пробелы федерального законодательства относительно самого понятия единой системы органов исполнительной власти в России и механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов с аналогичными органами в субъектах Федерации. Вплоть до 9 марта 2004 года, когда появился президентский указ «О системе и структуре федеральных органов государственной власти», отсутствовал какой-либо законодательный акт, конкретизирующий соответствующие положения Конституции РФ, в частности п. «г.» ст. 71.

Глава 1. Понятие и система органов исполнительной власти

1.1. Понятие и функции исполнительной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение — организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

“Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться”. 1 Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть — это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

— издание правовых актов управления использование распорядительных и контрольных полномочий,

— заключение административных договоров,

— проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

— органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

— корпус государственных служащих;

— юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

“Иерархическая структура — организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры”. 2 Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных полномочий:

— право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

— право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

— право осуществлять легитимное принуждение;

— право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей и инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

— право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

— право расходовать вверенные ресурсы;

— право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

— право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. “Административная процедура представляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, прядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д.” 3 Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

— осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

— административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

— административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

— юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

— административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

— осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

— непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

— информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

1.2.Понятие и виды органов исполнительной власти.

“Орган исполнительной власти — это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.” 4 В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

— объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum — организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти.

— субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Органы исполнительной власти понятие, система и правовое положение

Главная > Реферат >Государство и право

Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение

Нынешний этап российской истории является этапом революционных перемен, реформ и потрясений. После крушения советской власти в начале 90 ых годов началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длиться по сей день. Современная власть ищет наилучшие пути построения уже не советского тоталитарного, а демократического российского общества.
Однако большинство попыток реформирования оканчивают не совсем удачно. Результаты таких реформ характеризуется фразой, ставшей уже крылатой: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Как всегда плохо. Но в чём же причины этих неудач, которые имеют отнюдь не благоприятный характер как для населения, чьё положение остаётся крайне тяжёлым, так и власти, которая теряет кредит доверия народа?
Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы. В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи — будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.
Для решения этой проблемы требуется упорядочивание всей системы государственного управления. Ведь, чтобы провести преобразования, нужно иметь нормально функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложиться большинство реформ.
Данная работа направлена на то, чтобы составить чёткую картину о нынешней структуре органов исполнительной власти. Знание системы органов исполнительной власти имеет огромное значение.

Глава 1. Сущность органов исполнительной власти

Изучения системы органов исполнительной власти невозможно без теоретической базы. Ведь, для изучения данной проблемы необходимо знать понятие органа исполнительной власти, их признаки, основные принципы организации и деятельности, основные принципы регулирования и реализации их полномочий, а также основные классификации органов исполнительной власти, существующие в юридической науке.
Знание всех этих вопросов просто необходимо для того, чтобы понимать и осознавать нынешнюю система органов исполнительной власти, её структуру, функционирование, деятельность. А без этого будет просто невозможно дать объективную оценку как конкретному органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом.

§ 1. Понятие органов исполнительной власти

Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви — законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти — «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера» [1] . Другие авторы считают, что органы исполнительной власти — «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность» [2] . Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным.

§ 2. Признаки органов исполнительной власти

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. К таковым признакам относятся:
1. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;
2. Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;
3. Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;
4. Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;
5. Органы исполнительной власти действуют от имени государства;
6. Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
7. Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;
8. В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;
9. Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;
10. Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;
11. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

§ 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти. Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:
1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:
а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;
б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация).
Авторы, составляющие учебную литературу [3] , этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.
2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
3. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов очевидно.

§ 4. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация

В последнее десятилетие стало сильно проявляться неразбериха в структуре государственных органов, что выражается в огромном количестве упрёков, адресованных аппарату управления, касающихся деятельности различных органов. В конечном счёте, это «снижает эффективность управления и его воздействие на общественные процессы» [4] . Это требует ликвидации коллизии в полномочиях.
Юридическая наука, без которой эта задача трудновыполнима, выделяет 2 подхода к пониманию полномочий государственных органов:
1) полномочия государственных органов — это их неотъемлемый и важный атрибут; органы наделяются властными полномочиями и осуществляют их в соответствии с законом.
2) полномочия государственных органов признаются составной частью их компетенции или функций.
А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров в своей работе «Исполнительная власть в Российской Федерации» придерживаются 2 подхода и классифицируют полномочия в зависимости от функций тех или иных органов:
руководящие функцииполномочия: «руководит», «направляет», «решает», «определяет», «утверждает»;
регулирующие функцииполномочия: «регулирует», «устанавливает», обеспечивает»;
рассчётно-аналитические функцииполномочия: «изучает», «разрабатывает», «подготавливает», «рассматривает», «оценивает»;
организационные функцииполномочия: «организует», «координирует», «согласовывает», «инструктирует», «содействует»;
контрольные функцииполномочия: «проверяет», «заслушивает», «контролирует».
При этом каждое полномочие, в свою очередь, может быть дифференцировано. Например, полномочие «решает» можно выразить как решение, принимаемое «самостоятельно», «по согласованию», «совместно», «предварительно».
Но необходимо также закреплять полномочия различных органов исполнительной власти, чтобы комбинация таких полномочий у разных исключительных органов (министерств, ведомств) были согласованы. Для этого необходимо правильно использовать различные формы закрепления полномочий и их регулирования. Наиболее типичными формами такого установления полномочий являются следующие 4: «первая — конституционная, вторая связана с законами и подзаконными актами, третья — с договорным способом определения и разграничения полномочий, четвёртая — с делегированием полномочий одного органа другому» [5] . Но пока регулирование полномочий органов исполнительной власти в России находиться не на высоком уровне, что выражается в ряде показателей. А ведь от чёткой регламентации полномочий органов исполнительной власти зависит их успешная деятельность.
При этом результат зависит от правильной реализации полномочий различных органов исполнительной власти. Но сейчас нередко допускается отклонения фактической деятельности от её «нормативной модели», неполностью используются полномочия, есть примеры и других нарушений. А ответственность за такие нарушения почти не наступает. В связи с этим А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров приводят такой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти:
1. Применение комплекса средств — организационных, кадровых, экономических, юридических, психологических, материально-технических;
2. Постоянный учёт благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на масштабы и результаты реализации полномочий органов, их прогнозирование;
3. Введение процессуальной процедуры деятельности органов, которые формируют режим реализации полномочий;
4. Обеспечение прочной законодательной базы для деятельности всех органов исполнительной власти;
5. Чёткое определение механизма осуществления полномочий органа исполнительной власти.
При этом нужно учитывать, что реализация полномочий исполнительной власти, впрочем, как и их устанавливание, должна протекать строго в «правовом русле». Без этого будут приниматься различные правовые акты, направленные против основных конституционных и иных прав.
Таковы основные проблемы в регулировании и реализации полномочий органов исполнительной власти в Российской Федерации.

§ 5. Классификация органов исполнительной власти

Вопрос о системе органов исполнительной власти, так же как и о критериях классификации данных органов, хорошо разработан в юридической литературе. В связи с этом классификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:
I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:
1. федеральные органы исполнительной власти;
2. органы исполнительной власти субъектов;
II. В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:
1. органы общей компетенции;
2. органы специальной компетенции;
3. органы отраслевой компетенции;
4. органы внутриотраслевой компетенции;
5. органы межотраслевой компетенции;
6. органы смешанной компетенции;
III. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:
1. правительства;
2. советы министров, имеющие статус правительства;
3. министерства;
4. государственные комитеты;
5. комитеты;
6. службы;
7. главные управления;
8. управления;
9. инспекции;
10. агентства;
11. департаменты;
12. администрации;
13. мэрии;
14. отделы;
15. другие органы исполнительной власти;
IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
1. единоначальные;
2. коллегиальные.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]