Конституционное право как отрасль понятие предмет

Конспект лекции: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  • 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:
  • 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
  • 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И НАУКА

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права ? Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды ? Система конституционного права как отрасли права • Конституционно-правовые отношения ? Источники отрасли конституционного права • Конституционное право как наука: понятие, предмет, источники, методология, система ? Конституционное право как учебная дисциплина

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное право как отрасль права представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством, регулирующих определенный круг общественных отношений, которые составляют его предмет. Предмет конституционного права позволяет отличать данную отрасль от иных отраслей права, правильно применять правовые нормы, точно оценивать государственно-правовые явления. В этом заключается профессионализм юриста.

В дореволюционный и советский периоды данная отрасль российского права обозначалась термином «государственное право». В настоящее время ученые считают понятия «государственное право» и «конституционное право» неидентичными, имеющими различное содержание.

Предмет конституционного права имеет следующие особенности.

1. Конституционное право закрепляет и регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной сфере жизни.

2. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни неодинаково по своему объему. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме регулирование этих сфер осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. В более полном объеме экономические отношения регулируются гражданским, предпринимательским, финансовым правом. В политической сфере конституционное право охватывает более широкий комплекс общественных отношений, связанных с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества.

3. Предметом конституционного права являются базовые, основополагающие отношения — властеотношения, которые придают системность и целостность обществу, единство государственной власти, основанной на общих политических, социально-экономических и духовных началах.

4. В центре предмета конституционного права — человек, его права и свободы, система государственной власти, взаимоотношения личности и государства.

5. Конституционно-правовые отношения разнообразны, в них участвует обширный круг субъектов, среди которых много специфичных — народ, государственные органы, собрания граждан, депутаты и др.

Предмет конституционного права составляют:

• основы конституционного строя Российской Федерации;

• основы правового статуса личности;

• система государственной власти и система местного самоуправления (рис. 1).

Рис. 1. Понятие конституционного право

Ю.А. Тихомиров пишет: «Образ правового государства» меняет ориентацию отрасли и науки конституционного права, уводя от сугубо государст-воведческой проблематики (по сути, государственного строительства) и в большей степени обращаясь к правам и свободам человека и гражданина, институтам гражданского общества (по сути, гуманитарному, «общественному» праву)» [1] .

Для разграничения отраслей права имеет значение метод правового регулированиясовокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли отвечает на вопрос, что регулируется, то метод — как регулируется.

В конституционном праве используются следующие методы:

Императивный метод характеризуется властными предписаниями, субординацией, подчинением, основан на запретах, обязанностях, ответственности.

^ Например, Конституция РФ императивно устанавливает соотношение по юридической силе правовых актов: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч.1 ст. 15); указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.З ст. 90); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.З ст. 76).

Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон отношения, координацией, возможностью выбора субъектами вариантов поведения, основан на дозволениях.

^ Например, Конституция РФ допускает изменение границ между субъектами РФ по их взаимному согласию (ч.З ст.67); принятие федерального закона об автономной области, автономном округе по представлению их органов власти (ч.З ст.66).

Среди способов воздействия выделяются:

Дозволение применяется в основном в регулировании статуса человека и гражданина. Так, согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Обязывание касается организации государственной власти, исполнения обязанностей граждан перед государством. Например, в ст. 106 Конституции РФ перечислены вопросы, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Правительство обязано сложить полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116).

Запреты устанавливаются в отношении действий, нарушающих права и свободы человека, посягающих на государственные и общественные интересы. Например, Конституция РФ запрещает присваивать власть в Российской Федерации (ч.4 ст. 3).

В конституционном праве чаще применяются метод и способы регулирования отношений, основанные на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется реже.

  • [1] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 18-24.

Понятие, предмет и метод конституционного права

Конституционное право — категория многоплановая. В правоведении она рассматривается в трёх аспектах[1]:

· как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;

· как наука, — это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

· как учебная дисциплина, — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

‑ содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;

‑ сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

‑ понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

‑ правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

‑ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

‑ конституционных основ местного самоуправления.

Конституционное право как отрасль права — составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти[2].

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой[3].

Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

б) отношения между человеком и государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также ‑ определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.

Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти ‑ форму государственно-территориального устройства.

Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

‑ возложение обязанностей и ответственности;

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например: “Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации” (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе” (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); “Создание чрезвычайных судов не допускается” (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 1391 . Нарушение авторских прав

1.Конституционное право как отрасль права: понятие, особенности предмета правового регулирования.

Конституционное право России как отрасль права — сово­купность правовых норм, регулирующих отношения, свя­занные с основами правового статуса личности, государ­ственным и общественным устройством России.

Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений:

≈ основы конституционного строя России;

≈ взаимоотношения между государством и личностью;

≈ территориальное устройство государства и федера­тивные отношения;

≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления;

≈ основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни.

Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

2.Конституционное право как наука: предмет, методы.

Конституционное право как наука — это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

Метод конституционного права как науки — это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы: метод диалектического материализма, метод исторического материализма.

Общенаучные методы: Анализ, Синтез, Дедукция, Метод аналогии, Системный метод, Метод моделирования.

Частнонаучные методы: Сравнительно-правовой метод, Социологический метод, Исторический метод, Статистический метод.

3.Система конституционного права рф.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

Система конституционного права выглядит следующим образом:

1.Институт основ конституционного строя:

1) основные принципы отношений человека и государства;

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

2. Институт прав и свобод человека и гражданина. Составные части института прав и свобод человека:

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия.

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Институт местного самоуправления.

7. Институт Конституции. Конституция — самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.

1. . Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет

Конституционное право– одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности ,федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления.

общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли. Предмет отрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений: ≈ основы конституционного строя России (в которых выражается каче­ственная характеристика государства — суверенитет народа и формы его осуществле­ния, принципы государственного устройства и разделение властей, социальный и свет­ский характер государства, идеологическое многообразие, подчинение государствен­ной и общественной жизни конституции и законам); ≈ взаимоотношения между государством и личностью (основные права и обязанности личности, определяющие правовые основы статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан на террито­рии России, права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации, правовое положение общественных объединений); ≈ территориальное устройство государства и федера­тивные отношения (федеративное устройство России, состав и компетенция её субъектов, исключительная компетенция федерации и предметы совместного ведения федерации и субъектов фе­дерации, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.); ≈ организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федера­ции, органов судебной власти, представительных и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Федерации, системы местного самоуправления. ≈ основы государственной политики в различных обла­стях общественной жизни (экономика, право, образование, наука, культура, здравоохранение, международные отношения, оборона, безопасность и др.). Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, спосо­бов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли. Основным способом воздействия государства на общественные отношения, состав­ляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государст­венно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др. Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конститу­ции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает ре­гулированию политико-правовой характер. Конституционное право использует также такие способы воздействия на участни­ков общественных отношений, как: » дозволение («каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»); » запрет («никто не может быть принужден к выра­жению своих мнений»); » обязывание («каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы»); » управомочивание («Президент Российской Федера­ции представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»); » установление («наименования Российская Федерация и Россия равнозначны» или уста­новление равенства сторон в отношениях); » провозглашение или декларация («Российская Фе­дерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

3. Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права — это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы — это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства. Таковыми в Конституции Российской Федерации являются ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» — обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия[1]:

1) содержание, зависящее от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

4. Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);

б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц.

5. Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ. Таким образом, структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

субъекты (число которых не может быть менее двух);

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Популярное:

  • Адвокат в калаче-на-дону Калач-на-дону юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Калач-на-дону юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и адвокату за грамотной юридической помощью обычно […]
  • Ст 50 ск рф комментарий Ст 50 ск рф комментарий Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 50 Семейного […]
  • Ст 1416 коап рф 2014 с изменениями Ст 1416 коап рф 2014 с изменениями Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 14.16 […]
  • Условия взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами Условия взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Фнс заявление на получение патента Электронное заявление на получение патента изменилось Индивидуальные предприниматели должны подавать в ФНС заявление о переходе на патентную систему налогообложения в электронном формате по новой форме. Прежние требования к порядку заполнения документа утратили силу. Федеральная […]
  • Пдд транзитное движение это Глава 18. Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил […]