Конституционное право на защиту материнства и детства

Образование — важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходим

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву России. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву России — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставля

Защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь

Похожие вопросы

  • Конституционное право России — Защитаматеринства, детстваисемьи.
    Защитаматеринства, детстваисемьи, правонасоциальноеобеспечение, жилище, охрануздоровьяимедицинскуюпомощь. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Конституционное право России — Право участвовать в отправлении.
    Защитаматеринства, детстваисемьи, правонасоциальноеобеспечение, жилище, охрануздоровьяимедицинскуюпомощь. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Ро. Загрузка.
  • Шпаргалки по конституционному праву России
    Защитаматеринства, детстваисемьи, правонасоциальноеобеспечение, жилище, охрануздоровьяимедицинскуюпомощь. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Конституционное право России — Правона образование, свободу.
    Защитаматеринства, детстваисемьи, правонасоциальноеобеспечение, жилище, охрануздоровьяимедицинскуюпомощь. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Ро.
  • Конституционное право зарубежных стран — Экономические, социальные.
    Многие послевоенные конституции также провозглашают государственную религию (например, Исламская республика Пакистан) Защитаматеринства, детстваисемьи.
    Правонаохрануздоровьяимедицинскуюпомощь.
  • Шпаргалки по правусоциальногообеспечения
    Понятие иждивения и нетрудоспособного члена семьи.
    Государственные пособия, назначаемые в связи с материнством, отцовством, детством.
    Охраназдоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь.
  • Права человека — Социальныеправа, понятие содержание, характеристика
    4. Правонаохрануздоровьяимедицинскуюпомощь: бесплатное получения медицинскойпомощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
    3) доступность медико-социальнойпомощи.
  • . пособия, назначаемые в связи с материнством, отцовством, детством.
    . вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по правусоциальногообеспечения.
    материальную поддержку материнства, отцовства и детства Федеральным законом устанавливаются
    единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • Семейноеправо — Общие положения семейногоправа
    Основной принцип семейногоправа закреплен в ст. 38 Конституции РФ о защитематеринства, детстваисемьи государством.
    4) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; 5) обеспечение приоритетной защитыправ и интересов.
  • . социальногообеспеченияОхраназдоровья граждан. Медицинская.
    должностных лиц за обеспечениеправ граждан в области охраныздоровья. Граждане РФ обладают неотъемлемым правомнаохрануздоровья.
    При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют правонамедицинскуюпомощь, которая.

найдено похожих страниц:10

Статья 38 Конституции РФ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Статье 38 Конституции РФ

1. Материнство, детство, семья, отцовство (о нем говорится в ст. 7 и п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции) — социальные ценности общественной жизни. Они представляют собой взаимосвязанную систему факторов, характеризующих состояние общества, смену и преемственность поколений. Защита материнства, детства, семьи, отцовства имеет комплексный характер, осуществляется разнообразными мерами государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, путем действия многих норм различных отраслей права (административного, трудового, гражданского и т.д.). Защита семьи, материнства, детства, отцовства осуществляется также мерами общественного воздействия, деятельностью различных общественных объединений, системой нравственных отношений, сложившихся в обществе. Забота о семье, материнстве, детстве означают создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Защита семьи, материнства, детства предусматривается международными актами (Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Вопросы семьи, ее развития актуальны для России. Почти половина семей не имеет детей, а в большинстве — только одного ребенка*(472). Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся 170 тыс. ребят, а 3 млн бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах*(473). Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ — «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»*(474) — содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства.

В России «защита семьи, материнства, отцовства и детства» находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции). Конкретное распределение прав и обязанностей по этим вопросам между Федерацией и ее субъектами содержится в различных законах — Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законе об образовании, Федеральном законе от 24.06.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — в ред. от 30.06.2007 (в связи с ратификацией Россией в 2009 г. Конвенции ООН о правах ребенка в данный Закон внесены изменения о мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей*(475); СК и др. Федеральное законодательство регламентирует также основные принципы и важнейшие положения, относящиеся к семье, материнству, отцовству, детству. Некоторые из этих положений реализуются посредством законов субъектов РФ с учетом местных условий (например, о брачном возрасте). Субъекты РФ могут также самостоятельно регулировать своими законами отдельные вопросы, но такие законы не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается возможностями: получить бесплатные консультации в специализированных учреждениях по вопросам планирования семьи; пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности в специализированных учреждениях; провести добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (а также независимо от этого — по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплементацию эмбриона; пользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком (от 70 до 110 дней в зависимости от числа родившихся детей). В России существует сеть бесплатных женских консультаций, есть учреждения для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, несовершеннолетних матерей, принимаются специальные меры по их психологической и правовой поддержке, социальному устройству. Для поддержки таких учреждений, выполняющих государственный или муниципальный заказ в связи с беременностью, родами, уходом женщин за ребенком до одного года, приказами Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 и от 19.01.2007 N 35 установлены новые условия государственных выплат учреждениям этого рода.

Поддержка материнства имеет в России особое значение, поскольку смертность превышает рождаемость (ежегодно население страны уменьшается приблизительно на 700 тыс. человек, а плотность населения втрое меньше общемировой)*(476). Работающие и неработающие женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в связи с постановкой на учет получают 375 руб. (с 1 января 2009 г.). При уходе в отпуск по беременности и родам («декретный отпуск») социальное пособие женщине выплачивалось с 2007 г. в предельном размере 16 125 руб. (раньше — меньше). Конституционный Суд РФ Постановлением от 22.03.2007 N 4-П*(477) признал такие ограничения неконституционными. Суд указал, что этим несоразмерно ограничивается размер пособия для работающих застрахованных женщин, чей средний заработок превышает установленную норму, и постановил, что в течение шести месяцев парламент должен привести законодательство в соответствие с данным Постановлением, что и было сделано. Новый предельный размер пособия по беременности и родам был установлен в размере 100% среднего заработка, но не выше 23 400 руб. в месяц (в среднем с 30 недель беременности), с 1 января 2009 г. эта сумма повышена до 25 390 руб.*(478)

Новые меры поддержки материнства установлены Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ*(479), который внес существенные изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»*(480). Все выплаты, установленные этими законами, индексируются, в связи с чем суммы периодически возрастают. Первый из названных законов в несколько раз увеличил размеры государственных выплат матерям и некоторым другим лицам при рождении детей, второй ввел так называемый «материнский (семейный) капитал». Ранее ежемесячное пособие по уходу за ребенком было сравнительно небольшим и назначалось только матерям. Теперь оно выросло в десять с половиной раз, его могут получать также другие лица (отцы, опекуны, не работающие и не подлежащие обязательному социальному страхованию). С 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет увеличен в несколько раз (40% от заработной платы, но с 1 января 2009 г. не менее 1873 руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3746 руб. (верхний предел, зависящий от заработной платы работающих женщин, составляет теперь 7492 руб.). Прогнозируется, что в 2020 г. пособие по уходу за ребенком составит 13 833 руб. (максимум). При рождении ребенка (любого по очередности) работающие женщины получают единовременное пособие с 1 января 2009 г. 9990 руб. (неработающие не получают). При рождении первого ребенка работающие женщины получают ежемесячное пособие 40% от среднего заработка, но не менее 1873 руб. и не более 7492 руб. (ранее — 700 руб.), при рождении второго и последующих детей — те же 40%, но не менее 3746 руб. и не более 7492 руб. Неработающие женщины при рождении первого ребенка получают такое пособие в размере 1500 руб. При рождении второго и последующих детей — 3000 руб. (ранее никакого пособия не получали). Государственные или муниципальные медицинские учреждения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 при рождении ребенка выдают женщине родовой сертификат, по которому она получает деньги.

Материнский (семейный) капитал — это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд РФ для дополнительных мер государственной поддержки. Он составляет 250 тыс. руб. и выдается в форме сертификата на получение этих средств гражданину РФ: 1) женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка; 2) женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не получили такую поддержку; 3) мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, если ранее они не воспользовались такой поддержкой и если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 г. Сертификат на получение материнского капитала выдается один раз в жизни, независимо от количества рожденных или усыновленных детей. Сначала было установлено, что материнский капитал нельзя расходовать в течение первых трех лет после получения, а затем можно использовать только в определенных целях (образование ребенка, приобретение жилья и др.). Однако в условиях мирового финансового кризиса, сильно отразившегося и на России, Правительство РФ приняло постановления, разрешившие использовать материнский капитал ранее установленных сроков на приобретение жилья и некоторые другие цели, а также использовать проценты в размере инфляционных выплат (12%) на текущие нужды. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом инфляции. Первоначальная сумма в 250 тыс. руб. в 2008 г. составляла уже 276 550 руб. а в 2009 г. она возрастет до 313 тыс. руб.*(481) При достижении ребенком совершеннолетия сертификат передается ему. Эти данные характеризуют конституционные нормы в действии. С 2009 г. использовать материнский капитал на погашение жилищных кредитов можно, если договор с банком заключал муж, а материнский сертификат выписан на жену, правда, необходимо представить множество документов (приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.12.2008 N 779-н.*(482)

Правительство РФ постановлением от 30.12.2006 N 873 утвердило Правила о порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Право на такую меру государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство РФ: у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.; у женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего детей, начиная с 1 января 2007 г., если она ранее не воспользовалась этим правом; у мужчины, являющегося единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей, если ранее он не воспользовался этим правом и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиняя с 1 января 2007 г. Оговорка, начинающаяся словами «если» означает, что женщина или мужчина могут получить материнский капитал лишь один раз, независимо от количества последующих рождений (усыновлений) после 1 января 2007 г. Дети, рожденные до этого времени (хотя бы 31 декабря 2006 г.), а также дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав или усыновление отменено, не учитываются. Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, подают заявление с приложением необходимых документов в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. В настоящее время сертификаты на материнский капитал получили 880 тыс. женщин*(483).

В дополнение к федеральным пособиям субъекты РФ, если они имеют средства, устанавливают меры дополнительной социальной помощи. Так, в Москве при усыновлении первого ребенка в дополнение к федеральным 8000 руб. выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума (по Москве), при усыновлении второго — семикратная, третьего и последующих — 10-кратная, а при рождении одновременно трех и более детей родителям выплачивается единовременное пособие 20 тыс. руб., с 2009 г. при рождении первого ребенка выдается 5500 руб., каждого последующего — 6700 руб., а если родится тройня, семья получит 50 тыс. руб. В Московской области с 1 января 2009 г. при усыновлении двух детей выплачивается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., трех и более — 100-150 тыс. руб. Есть и другие городские пособия: для одиноких матерей, для детей военнослужащих по призыву, студенческим семьям и т.д.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому праву. В ТК содержится специальная гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253), запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом или перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нагрузки (перечни таких работ утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). По заявлению беременных женщин в соответствии с медицинским заключением им снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо такие женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Если беременная женщина проходит обязательное диспансерное обследование в медицинских учреждениях, за ней сохраняется средний заработок по месту работы. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением прежнего заработка до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254). Женщинам по их заявлению и в связи с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении трех и более детей — 110) календарных дней с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. При рождении ребенка независимо от очередности ребенка выплачивается единовременное пособие 8000 руб. Такое же пособие выплачивается при усыновлении, передаче ребенка в семью. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256). В этот период женщине выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый (не менее часа каждый, если детей в возрасте до полутора лет двое и более). Запрещаются направление беременных женщин в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни. Аналогичные меры в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. Это относится также к работницам, имеющим детей-инвалидов, а также осуществляющим уход за больными (ст. 259). Очередной отпуск предоставляется женщине по ее желанию перед отпуском по беременности и родам или сразу после него. Расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается (за исключением случаев ликвидации организации). Это относится также к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет (есть некоторые исключения, предусмотренные в ТК). Возможны дополнительные отпуска без сохранения заработной платы для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими 14 лет. Есть и другие гарантии. Уголовный кодекс предусматривает уголовное наказание за отказ в приеме на работу женщины по мотивам беременности или в связи с послеродовым периодом (ст. 143).

Об отцовстве в законодательстве говорится меньше. Семейный кодекс устанавливает, что отцовство, как семья и материнство, находится под защитой государства (ч. 1 ст. 1). Отец может полностью или частично воспользоваться отпуском при рождении или усыновлении ребенка, если отпуском не воспользовалась мать (ст. 257 ТК). Отец, один усыновивший ребенка, может использовать отпуск с выплатой ему пособия со дня усыновления (70 дней после рождения ребенка), а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их усыновления. Существуют ограничения для направления в командировку, привлечения к сверхурочным работам, в ночное время, в выходные дни отцов, имеющих детей-инвалидов, осуществляющих уход за больными членами семьи. Отцу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (если этим правом не воспользовалась мать).

Законодательное регулирование семьи, семейных отношений относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Основные положения устанавливает Федерация (действует СК), некоторые вопросы регулируют субъекты РФ (например, по вопросам оплаты и льгот приемным родителям при создании приемной семьи законы приняты в 23 субъектах РФ). Чаще всего семья создается в результате добровольного вступления в брак мужчины и женщины в их личном присутствии. Наряду с браком семья может быть создана другим путем: усыновления (удочерения) детей; при рождении ребенка вне брака; заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Семейный кодекс устанавливает, что признается брак, заключенный только в органах ЗАГС (ч. 2 ст. 1). Венчание в церкви юридических последствий не влечет. В России ежегодно усыновляется 13-15 тыс. детей, около половины — иностранцами. В приемной семье ребенок живет с новыми родителями, но не имеет статуса усыновленного, таких детей ежегодно около 5 тыс. Под опеку передается в год около 84-85 тыс. детей*(484). Семейные отношения согласно СК должны строиться на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Произвольное вмешательство в дела семьи недопустимо, члены семьи вправе беспрепятственно осуществлять свои права, пользуясь, если это необходимо, судебной защитой своих прав. Защита семейных прав осуществляется также другими государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак с 16 лет, а при особых условиях законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак и до 16 лет — с 14 лет. Брак не может быть заключен лицами, уже состоящими в браке, близкими родственниками, усыновителями и усыновленными (это относится и к удочерению), недееспособными по причине психических расстройств. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, добровольно, но если лицо скрыло от другого лица наличие венерической болезни, ВИЧ-инфекции и др., суд по заявлению стороны может признать брак недействительным.

Брак может быть расторгнут по желанию хотя бы одного из супругов, но муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случае, если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет, производится в органах ЗАГС. В иных случаях расторжение брака осуществляется судом. Брак может быть признан судом недействительным, если нарушены условия для вступления в брак, а также в случае заключения фиктивного брака, когда супруги или один из них не имели намерения создать семью.

Супруги в семье равноправны. Семейный кодекс устанавливает их личные права и обязанности по отношению к детям (заботу, воспитание, выбор фамилии и т.д.), а также имущественные права супругов (в отношении совместной собственности, собственности каждого из супругов, договорного режима имущества на основании брачного договора и при его расторжении, ответственность супругов по обязательствам и др.). Семейный кодекс определяет права и обязанности детей в семье, порядок установления материнства и отцовства (в том числе в судебном процессе). При установлении отцовства в судебном порядке дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям, как и дети, родившиеся в браке. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. При отказе от такой поддержки право требовать выплаты алиментов в судебном порядке имеют: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет, и др. Размер алиментов определяется судом в денежной форме, они выплачиваются ежемесячно. Другие члены семьи также обязаны материально поддерживать друг друга. Это относится к отношениям несовершеннолетних и нетрудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков, пасынков, падчериц и отчима, мачехи.

Вопросы защиты детства регулируются названными выше законами (о здравоохранении, образовании и др.), специальным Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», СК. Согласно этим актам ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, которое вправе выражать свое мнение в семье, имеет имущественные права. В частности, ребенок имеет право на доходы, полученные им, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, на другое имущество, приобретенное им, но он не имеет права собственности на имущество родителей (вопрос о наследовании — иной вопрос), равно как и родители не имеют права на имущество ребенка. Родители имеют родительские права в отношении детей и могут быть судом лишены родительских прав или ограничены в них (в том числе за отсутствие заботы о них, жестокое обращение с детьми, за злостное уклонение от уплаты алиментов, если родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и др.). Они обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не предоставляют содержания несовершеннолетним детям, алименты могут быть взысканы в судебном порядке: на одного ребенка ежемесячно одна четверть, двух — треть, трех и более детей — половина заработка и (или) иного дохода родителей. Право на алименты имеют также нетрудоспособные совершеннолетние дети (при отсутствии соглашения родителей ежемесячный размер устанавливается судом).

2. Одна из главных задач родителей — забота о детях, их воспитание. Пункт 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. гласит, что интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей. Проявление такой заботы диктуется не только нравственными, но и правовыми нормами. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Глава 11 СК говорит о праве детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; проживать совместно с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, другими родственниками (ст. 54). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них (в случае конфликтов родителей или препятствий это право может быть обеспечено решением суда).

Дети (подростки с 14 лет) могут допускаться к определенным видам труда (в сельском хозяйстве, в больницах, по уборке улиц), но для них запрещены работы в ночное время, тяжелые работы с вредными и опасными условиями труда. Они вправе распоряжаться своим заработком. Забота родителей относится прежде всего к несовершеннолетним детям. Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (ст. 85 СК).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, неисполнении родителями обязанностей по воспитанию, защите, образованию, при злоупотреблении родительскими правами (в том числе одним из родителей) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства (такие органы действуют в системе местного самоуправления), а по достижении 14 лет — в суд (ст. 56 СК). Права ребенка защищает также прокуратура. При утрате родителей или лишении их родительских прав права и интересы ребенка непосредственно обеспечиваются органами опеки и попечительства.

Забота о детях, их воспитание — право и обязанность обоих родителей, которые имеют равные права и несут равные обязанности. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами и органами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются матерью и отцом совместно, исходя из интересов детей. Мнение детей должно быть учтено. Разногласия между родителями разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, злоупотребляющие своими правами, могут быть по суду в них ограничены или полностью лишены родительских прав. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, если это соединено с жестоким обращением (ст. 156 УК).

В 2007 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг. В нее входит несколько подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья» и пр. На осуществление Программы из государственного бюджета выделено 50 млрд руб.*(485)

3. На определенной стадии развития родственных отношений на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Такая забота имеет характер моральной поддержки, внимания к проблемам и интересам родителей, но она может приобрести и обязывающий правовой характер материального обеспечения, если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи (ст. 87 СК). Для этого, однако, необходимо, чтобы дети были трудоспособны, способны оказать помощь. При отсутствии помощи и при наличии исключительных обстоятельств (увечья родителя, тяжелой болезни, необходимости постоянного ухода и т.д.) совершеннолетние дети могут быть обязаны судом нести дополнительные расходы в связи с названными обстоятельствами. Однако дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей и от участия в дополнительных расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей (п. 5 ст. 87, п. 2 ст. 88 СК).

5. Право на защиту материнства, детства и семьи государством

Аверкина Н. А. Конституционные основы государственной защиты ма­теринства, детства и семьи в Российской Федерации // Конституцион­ное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2003.

Статья 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и дет­ство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособ­ные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. На этой основе можно говорить о таком основном праве граждан России, как право на защиту материнства, детства и семьи государством. В значительной мере положения ст. 38 развивают и га­рантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ), но направлены на обеспечение учета функций, в силу природы и по традиционному общественному раскладу выпол­няемых женщиной. Это предполагает специальные гарантии в связи с материнством, оказание помощи женщинам и детям, поддержку мно­годетных и малообеспеченных семей. В основе государственной по­литики — учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. В этом плане ст. 38 перекли­кается со ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей Российскую Фе­дерацию социальным государством. В ч. 2 ст. 7 говорится, в част­ности, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Таким образом, праву на защиту материнства, детства и семьи корреспондируют обязанности государства по обеспечению такой за­щиты.

Государственная политика отражается также в различных концеп­циях и федеральных целевых программах, утверждаемых Президен­том или Правительством на определенный временной период. К при­меру, в целях решения наиболее острых и значительных проблем дет­ства Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» была утверждена президентская программа «Дети России», включавшая федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Се­вера», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынуж­денных переселенцев» и др. Правительство РФ постановлением от 21 марта 2007 г. утвердило федеральную целевую программу «Дети России» на 2007—2010 годы, постановлением от 8 января 1996 г. утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Правда, приходится говорить о весьма скромной роли этих документов в реальном улучшении положения соответствующих категорий граждан РФ.

В определенной мере ст. 38 Конституции РФ корреспондирует нравственным категориям, предполагая гармонию отношений между родителями и детьми. Вместе с тем в ст. 38 отражено и то, что в этих от­ношениях у сторон возникают юридические обязанности, что связано как с воспитанием детей, так и с оказанием помощи взрослыми детьми нетрудоспособным родителям. Конституционные нормы находят раз­витие в гражданском, семейном и других отраслях законодательства.

В последнее время обострилась проблема усыновления россий­ских детей-сирот родителями-иностранцами. В связи с плохим отно­шением отдельных родителей к нашим усыновленным детям некото­рые из детей погибли или же с большими трудностями возвратились на Родину. Появилась и абсолютно нежелательная перспектива усы­новления наших детей «семьями» в связи с легализацией в ряде стран однополых браков. В России принимаются меры для ограничения усыновления наших детей-сирот иностранными гражданами из-за названных причин, обсуждается перспектива полного запрета в буду­щем подобного усыновления.

118. Защита материнства, детства и семьи

118. Защита материнства, детства и семьи

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Женщине, вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие.

Отпуска по уходу за ребенком предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность.

Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом

Страницы в журнале: 65-69

С.Е. ВАВИЛЬЧЕНКОВА,

аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации. Анализируются современное законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семей, имеющих детей, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере защиты прав ребенка.

Ключевые слова: защита материнства, детства и семьи; права ребенка; государственные гарантии; система мер; правовой механизм.

Legal regulation in sphere of protection of motherhood, the childhood and a family in the Russian Federation and the international experience

In article questions of standard legal regulation of the sphere of protection of motherhood, the childhood and a family in the Russian Federation are considered. The modern legislation of the Russian Federation on the state support of the families having children, the conventional principles and norms of international law in sphere of protection of the rights of the child is analyzed.

Keywords: protection of motherhood, the childhood and a family; the right of the child; the state guarantees; system of measures; a legal mechanism.

Защита материнства, детства и семьи в Российской Федерации является одной из важнейших и ответственных задач государства при осуществлении правовой регламентации прав и свобод человека, позитивное решение которой тесно связано с использованием принятой и действующей в стране системы правовых средств в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Законодательное регулирование вопросов соблюдения и охраны прав человека в Российской Федерации базируется как на предоставлении разнообразных и необходимых гарантий (общих, материальных и юридических)[1], так и на применении публичного принуждения, включающего меры пресечения и защиты, восстановление прав, меры ответственности и т. п. При этом сложившийся в системе российского права структурно-функциональный институт защиты материнства, отцовства, детства и семьи охватывает весь комплекс вышеназванных гарантий и мер правового принуждения.

Организуя и осуществляя правоохранительную деятельность, российское государство при реализации гарантий, предусмотренных национальной законодательной системой, опирается прежде всего на положения соответствующих статей Конституции РФ, в том числе и ряда специальных статей, устанавливающих две группы гарантий — общие гарантии и гарантии правосудия. Особое место в защите прав и свобод человека, включая его права и интересы в сфере материнства, детства и семьи, государство отводит судебной форме защиты, играющей свою специфическую и главенствующую роль.

Однако СК РФ не содержит определения понятия «защита семейных прав», которое можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

Например, Е.А. Лукашева считает, что в наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось[2].

В узком смысле понятие «защита» определяется как комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав. Данная система включает судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту прав[3].

Таким образом, можно сделать вывод, что защита семейных прав — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации семейных прав и борьбы с их нарушениями и осуществляемых государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты.

Нормы Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства регулируют видовые отношения, являясь самостоятельным институтом. Однако значительный массив этих норм сосредоточен и в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, и в других законах, в том числе субъектов России. Именно поэтому представляется важным мнение М.В. Баглая о том, что если правовой акт регулирует отношения в сфере конституционного права, например, расширяет права и свободы или усиливает их гарантии, то он должен признаваться источником конституционного права[4].

Особое место среди федеральных законов занимает СК РФ. Соотношение норм Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства и конкретных норм СК РФ есть соотношение общего и частного, конституционно-правового и отраслевого регулирования. Взаимодействие норм конституционного и семейного права означает их участие в механизме правового регулирования. Так, нормы ст. 1 СК РФ близки по своему содержанию норме ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. Положения о равенстве супругов по воспитанию детей, содержащиеся в ст. 38 Конституции РФ, более детально регламентируются нормами главы 12 «Права и обязанности родителей» СК РФ.

Основные семейные права являются в то же время и конституционными правами, а именно: равенство прав мужчины и женщины и равные возможности для их реализации (ст. 19); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право на защиту семьи, материнства и детства государством (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья (ст. 41).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи и семейных прав граждан — это прежде всего определенные права матери и ребенка[5], а опыт в решении вопросов по улучшению положения детей связан с обязательным улучшением демографической ситуации как в целом по стране, так и в регионах.

В этой связи Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон) установлены следующие меры (ст. 2):

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Законом;

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

21 марта 2007 г. постановлением Правительства РФ № 172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2010 годы (далее — Программа). Общий объем финансирования Программы составил 48 138,9478 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета —10 394,7478 млн руб. (в ред. постановления Правительства РФ от 12.02.2011 № 72).

Проведенные расчеты показывают, что к 2020 году экономический эффект от реализации Программы составит около 29 млрд руб.; численность трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой деятельности в результате реализации Программы, составит около 230 тыс. человек (за счет снижения инвалидности детей и, соответственно, предоставления матерям возможности работать, снижения детской смертности, а также уменьшения количества осужденных несовершеннолетних и лиц, находящихся в исправительных учреждениях).

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым численности детей, нуждающихся в государственном попечении[6].

Изучение конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации показывает, что содержащиеся в них нормы о защите семьи, материнства, отцовства и детства характеризуются неодинаковым объемом, полнотой и сферой применения. Так, в Конституции Республики Коми и Конституции Республики Бурятия (в статьях 64 и 62 соответственно) воспроизводится ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Уставом же (Основным законом) Омской области (принят Законодательным собранием Омской области 26.12.1995) было закреплено: «Омская область способствует укреплению семьи, оказывая особое внимание многодетным и неполным семьям. Воспитание детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения. В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка Омская область в лице государственных органов берет на себя исполнение их обязанностей» (ст. 98).

В статье 106 Устава Омской области говорилось, что политика области в сфере защиты и развития семьи осуществляется на основе: обеспечения условий для создания и развития семьи; создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей; охраны материнства, отцовства, защиты прав детей и др.[7]

Воспитание ребенка в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры[8], что находит отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Прежде всего необходимо отметить нормы, связанные с учреждением должности Уполномоченного по правам ребенка[9].

В 2001 году был сделан первый реальный шаг в этом направлении, когда вступил в силу Закон г. Москвы от 03.10.2001 № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». А положительный опыт такой работы, имеющийся в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях и в г. Екатеринбурге, был отмечен в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» должность была учреждена на федеральном уровне. Несомненно, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Уполномоченные по правам ребенка уже есть в 58 регионах страны [10] .

На наш взгляд, федеральный уполномоченный по правам ребенка обязан, наряду с другими задачами, обеспечивать координацию деятельности государственных органов по реализации национальных программ по защите прав детей. Ему необходимо при этом взаимодействовать с такими же структурами субъектов Российской Федерации, контролируя деятельность детских учреждений, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, а также выполняя иные функции по защите прав и интересов детей[11].

С 2001 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации осуществляется мониторинг по проблемам соблюдения прав детей. Так, в 2010 году соответствующими органами было принято 8381 решение о передаче детей на воспитание в российские семьи[12]. Органы опеки и попечительства, а также государственные органы исполнительной власти своевременно выявляют нарушения прав детей родителями. Однако для более полной проверки условий жизни российских детей, усыновленных гражданами зарубежных стран, необходимы соответствующие правовые механизмы.

Сказанное выше обосновывает целесообразность создания специального структурного подразделения при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, усыновители которых проживают за пределами Российской Федерации, а также для активизации заключения Россией договоров с зарубежными странами о международном усыновлении. При этом правовые механизмы реализации предлагаемых мер должны быть разработаны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Так, ООН во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозгласила, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16); материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25); родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей (ст. 26)[13].

Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка 1989 года «государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». А статья 4 Конвенции предписывает принимать «все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества».

Европейская конвенция об осуществлении прав детей (Страсбург, 25 января 1996 г.) больше внимания уделяет мерам процессуального характера по обеспечению осуществления прав детей, что предполагает соблюдение следующих процессуальных прав ребенка: права быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства (ст. 3); права обратиться с ходатайством о назначении специального представителя (ст. 4); иных процессуальных прав (ст. 5).

При этом в процессе судопроизводства, затрагивающего интересы ребенка, орган судебной власти, прежде чем принять решение, должен:

« a ) проверить, располагает ли он достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

b ) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:

— обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;

— в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо — в частном порядке, в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;

— позволить ребенку выразить свое мнение;

c ) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком» (ст. 6)[14].

Важное значение имеют также Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила; приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29.11.1985) и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы; приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14.12.1990).

В Пекинских правилах подчеркивается возможность создания условий и предоставления услуг и другой необходимой помощи для обеспечения интересов несовершеннолетнего в течение всего процесса перевоспитания. В этой связи в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.10.2009 № 20, в частности, указано, что Пекинские правила применяются в отношении назначения наказания несовершеннолетнему с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления.

Таким образом, общепризнанные нормы международного права, российское федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации исходят из главного принципа о том, что в основе правового положения ребенка в семье находятся интересы несовершеннолетнего.

Сформировавшийся в системе российского права институт защиты материнства, детства и семьи представляет собой весьма сложную, интегрированную во многие отрасли права структуру с присущими ей одной характеристиками и выполняющую крайне важные функции нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений. Правовое регулирование этих отношений, на наш взгляд, должно постоянно совершенствоваться на основе международного опыта и с учетом потребностей российского общества.

1 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. — М., 2001. С. 275—279.

2 См.: Общая теория прав человека // Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1996. С. 169.

3 См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 1997. С. 24.

4 См: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 4-е изд., изм. и доп. — М., 2005.

5 См.: Ежов Ю.А. Семейное право России: Учеб. пособие. — М., 2000. С. 7.

6 См.: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172.

7 В ныне действующей редакции статьи 98 и 106 отсутствуют.

8 См.: Российский юридический журнал. 1993. № 1. С. 90.

9 См.: Глушкова С.И. Права ребенка: Международные стандарты и Россия: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2003. С. 39.

10 См: Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010.

11 См.: Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1.

12 См.: РИА — Новости. — М., 2010.

13 Права человека: Сб. междунар. договоров. — Нью-Йорк: ООН, 1978. С. 1—3.

14 Международные акты по правам человека: Сб. док. — М., 2002. С. 733—740.

Популярное:

  • Уголовное право ст 132 Уголовное право ст 132 Раздел VII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ Глава 18. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным […]
  • Права человека и права гражданина отличия Права человека и права гражданина отличия txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон […]
  • Судебно медицинская экспертиза повреждений причиненных острыми предметами Судебно медицинская экспертиза повреждений причиненных острыми предметами Повреждающим является предмет, на поверхность которого падает тело. Различают 2 вида падения: txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Адвокат в калаче-на-дону Калач-на-дону юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Калач-на-дону юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и адвокату за грамотной юридической помощью обычно […]
  • Мировой суд ленинского района омска Мировой суд ленинского района омска Давыдова Вера Михайловна Телефон: 8(3812) 41-55-27 начальник отдела Комарова Лариса Петровна Телефон: 8(3812) 45-17-33 факс 40-04-61 канцелярия 8(3812) 41-35-76 График работы ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА: Понедельник, вторник, среда, […]
  • Ликвидация ооо документы для налоговой Ликвидация / Закрытие ООО Как закрыть ООО в 2016 году? Как закрыть ТОВ в 2016? Как закрыть предприятие в 2016? Процедура закрытия ТОВ,ООО в 2016 году. Закрытие или ликвидация предприятия происходит несколькими спосабами: Добровольная ликвидация (по решению собственников компании). […]