Оглавление:

Конституционное право рф вопросы и ответы

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие и особенности.

3. Классификация конституционно-правовых норм.

4. Конституционно-правовые институты: понятие, особенности, классификация, общая характеристика

5. Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, особенности.

6. Субъекты конституционно-правовых отношений.

7. Объекты конституционно-правовых отношений.

8. Источники конституционного права: понятие, юридическая природа, особенности, виды.

9. Конституция РФ как источник конституционного права.

10. Нормативный договор как источник конституционного права.

11. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники конституционного права.

12. Регламент представительного органа власти как источник конституционного права: понятие, правовая природа, виды.

13. Место конституционного права в системе права Российской Федерации.

14. Конституционно-правовая ответственность: понятие, особенности, основания.

15. Понятие, предмет, источники и методология науки конституционного права.

16. Понятие и сущность, юридические свойства конституции.

17. Принципы и функции конституции.

18. Виды российских конституций.

19. Содержание, структура и основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г.

20. Порядок пересмотра Конституции РФ.

21. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

22. Особенности порядка изменения ст. 65 Конституции РФ.

23. Конституционные законы: понятие, юридическая природа, виды, особенности принятия.

24. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль в Российской Федерации: понятие и значение.

25. Формы конституционного контроля.

26. Понятие и принципы конституционного строя Российской Федерации.

27. Конституционное закрепление Российской Федерации как демократического государства.

28. Народовластие в Российской Федерации: понятие, сущность, механизм осуществления. Конституционные формы народовластия.

29. Непосредственная демократия – форма осуществления народовластия: понятие, функциональные и организационные характеристики.

30. Референдум как важнейшая форма непосредственной демократии. Понятие и виды референдума.

31. Референдум Российской Федерации, порядок его проведения.

32. Выборы и иные формы непосредственной демократии.

33. Представительная демократия – форма осуществления народовластия: понятие, функциональные и организационные характеристики.

34. Конституционное закрепление экономических, социальных и духовных основ общества и государства.

35. Конституционное закрепление России как федеративного государства.

36. Конституционное закрепление Российской Федерации как правового государства.

37. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.

38. Конституционное закрепление Российской Федерации как социального государства.

39. Конституционное закрепление Российской Федерации как светского государства.

40. Конституционное закрепление Российской Федерации как государства с республиканской формой правления.

41. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности.

42. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

43. Конституционно-правовой статус политических партий.

44. Конституционное закрепление институтов гражданского общества.

45. Понятие гражданства, его сущность и основные черты.

46. Конституционные принципы российского гражданства.

47. Основания и порядок приобретения российского гражданства.

48. Основания и порядок прекращения российского гражданства.

49. Особенности решения вопросов гражданства детей и недееспособных лиц.

50. Правовой статус беженцев в Российской Федерации.

51. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

52. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

53. Понятие и элементы основ правового положения личности.

54. Принципы правового положения личности.

55. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие, особенности, классификация.

56. Конституционные личные права и свободы: понятие, содержание, гарантии.

57. Конституционные политические права и свободы: понятие, содержание, гарантии.

58. Конституционные социально-экономические права и свободы: понятие, содержание, гарантии.

59. Конституционные культурные права и свободы: понятие, содержание, гарантии.

60. Конституционные обязанности граждан.

61. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

62. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: правовой статус, порядок избрания, полномочия.

63. Уполномоченный по правам человека Краснодарского края: правовой статус, порядок избрания, полномочия.

64. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

65. Государственный суверенитет: понятие, принципы, гарантии.

66. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

67. Государственные символы Российской Федерации: значение, правовое регулирование.

68. Республики в составе Российской Федерации.

69. Края, области, города федерального значения как субъекты Российской Федерации.

70. Автономная область и автономные округа в составе Российской Федерации.

71. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.

72. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов: понятие, правовое регулирование, содержание.

73. Исключительные предметы ведения Российской Федерации.

74. Совместные предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.

75. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

76. Устав Краснодарского края.

77. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, правовое регулирование. Административно-территориальное устройство Краснодарского края.

78. Понятие, признаки и виды государственных органов в Российской Федерации.

79. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную – основополагающий принцип построения и функционирования системы государственных органов.

80. Понятие и принципы избирательного права.

81. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии.

82. Равное избирательное право: понятие, гарантии.

83. Прямое избирательное право.

84. Тайное голосование: понятие, гарантии.

85. Свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

86. Мажоритарная избирательная система.

87. Пропорциональная избирательная система.

88. Избирательный процесс и его стадии.

89. Назначение выборов.

90. Регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей.

91. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, списков кандидатов.

92. Территориальные образования по выборам: избирательные округа, избирательные участки.

93. Финансирование выборов.

94. Информационное обеспечение выборов.

95. Статус кандидатов в депутаты.

96. Избирательные комиссии: правовой статус, порядок формирования, компетенция.

97. Избирательные документы.

98. Определение результатов голосования и выборов.

99. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

100. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства.

101. Компетенция Президента Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, содержание.

102. Правовые акты Президента Российской Федерации: понятие, виды, юридическая природа. Порядок опубликования и вступление в силу правовых актов Президента Российской Федерации.

103. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

104. Ответственность Президента Российской Федерации.

105. Основание и порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности.

106. Федеральное собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган Российской Федерации.

107. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: правовой статус, порядок формирования, структура, порядок работы.

108. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

109. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: правовой статус, принципы деятельности, структура, порядок работы.

110. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

111. Основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

112. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, их права и обязанности.

113. Законодательный процесс в парламенте Российской Федерации, его основные стадии.

114. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.

115. Парламентское расследование Федерального Собрания Российской Федерации.

116. Парламентский контроль.

117. Конституционные основы исполнительной власти в Российской Федерации.

118. Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти.

119. Компетенция Правительства Российской Федерации.

120. Ответственность Правительства Российской Федерации.

121. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

122. Конституционный Суд Российской Федерации: правовой статус, порядок формирования.

123. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

124. Правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации.

125. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

126. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации .

127. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

128. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

129. Правовой статус Законодательного Собрания Краснодарского края.

130. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

1. Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право – комплексная отрасль права, являющаяся основой правовой системы любого государства. В то же время эта отрасль сравнительно молода. Свое начало она берет с эпохи буржуазных революций в Европе нового времени, когда окрепшая буржуазия стремилась законодательно закрепить свои права на фоне угасания абсолютизма.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере установления конституционного строя, реализации прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, формирования и функционирования основных органов государства и местного самоуправления.

Таким образом, основными для конституционного права РФ являются следующие вопросы:

1) основы конституционного строя РФ;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство РФ;

4) Президент РФ, его статус, полномочия и порядок замещения должности;

5) Федеральное Собрание РФ, его состав и полномочия;

6) Правительство РФ, его функции и порядок формирования;

7) судебная власть в РФ и органы надзора за соблюдением законов;

8) местное самоуправление в РФ;

9) конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституционное право опирается на международные договоры РФ, его нормы имеют приоритет над любыми другими нормами. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другими нормами национального права действуют нормы Конституции РФ, что определяет ее высшую юридическую силу.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься в соответствии с Конституцией РФ, что показывает ее верховенство.

Конституционное право – комплексная отрасль права, поскольку может быть применено практически во всех сферах общественных отношений, регулирование которых правовыми методами в принципе возможно.

Конституционное право закладывает основы таких отраслей права, как гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ), уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28), семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38), право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст. 39) и др.

Конституционное право содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли (нормы, посвященные системе органов государства, Конституционному Суду РФ и др.).

Таким образом, конституционное право является самостоятельной отраслью права.

Основным источником конституционного права является Конституция РФ (Основной Закон), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., федеральные конституционные законы, федеральные законы и международные договоры РФ также могут содержать нормы конституционного права.

Особенности конституционного права:

1) комплексная отрасль права;

2) несмотря на прямое действие Конституции РФ, ряд норм нуждаются в дополнительной правовой регламентации;

3) приоритет в системе национального права;

4) особая система контроля за соблюдением Конституции РФ;

5) наличие значительного количества декларативных положений и др.

В последнее время обострились дискуссии о правомерности наименования отрасли. В частности, высказывается предложение о таком наименовании отрасли, как «государственное право».

Конституционное право как любая отрасль права состоит из подотраслей, институтов и субинститутов. В качестве подотрасли выделяется, например, парламентское право.

Институтами конституционного права являются такие институты, как институт президентства, институт импичмента и др.

Различают конституционное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

2. Источники конституционного права

Источник права – это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письменные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выделяют следующие.

1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ. Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что при правоприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция является как бы почвой для принятия других законов, поскольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования механизма государства, задает систему «сдержек и противовесов».

2. Международные договоры РФ. В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором действуют правила международного договора. Это определяет особую важность международного договора как источника российского права. Однако при этом следует иметь в виду, что все без исключения международные договоры должны соответствовать Конституции РФ, на предмет чего они исследуются во время проведения ратификации. Особо важны такие международные документы, как Декларация прав и свобод человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие, послужившие основой для международного статуса личности и обязательные для исполнения повсюду. В случае нарушения указанных документов срабатывает механизм международного контроля. Так, каждый гражданин РФ, если он исчерпал меры правозащиты в РФ, может обратиться за международной защитой в специально предусмотренные для этого международные органы (например, в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для государства-ответчика).

3. Федеральные конституционные законы РФ. Федеральный конституционный закон РФ – это правовой акт, обладающий особым статусом в системе законодательства РФ, перед которым стоят специальные задачи. Главное отличие их от федерального закона в том, что основанием для принятия федеральных конституционных законов является специальное указание на то Конституции РФ в случае, если ее нормы нуждаются в дополнительной регламентации. Процедура принятия федеральных конституционных законов, по сравнению с федеральными, значительно усложнена, что гарантирует относительную стабильность конституционного права. В соответствии со ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.

4. Общепризнанные принципы международного права. Это такие принципы, как разделение властей, неприкосновенность личности, и другие, независимо от того, закреплены они в каком-либо акте или нет. Такие принципы вырабатываются в результате многолетней практики международных отношений и связаны с деятельностью таких международных организаций, как ООН.

5. Федеральные законы. Например, Федеральные законы «О референдуме», «О выборах Президента РФ».

6. Указы Президента РФ призваны восполнять пробелы в праве.

7. Акты Правительства РФ.

8. Конституции республик в составе РФ, Уставы других субъектов РФ.

3. Конституция РФ как источник конституционного права

Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы.

Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии.

Основанием проведения реформы явился тот факт, что действующая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям.

В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект.

Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декларативные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1–16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17–64);

3) Федеративное устройство (ст. 65–79);

4) Президент РФ (ст. 80–93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94–109);

6) Правительство (ст. 110–117);

7) Судебная власть (ст. 118–129);

8) Местное самоуправление (ст. 130–133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134–137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет, в отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в случае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие. Это означает, что при правоприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция является как бы почвой для принятия других законов, поскольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования механизма государства, задает систему «сдержек и противовесов». Но главное в Конституции РФ – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представительным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Официальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Конституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

4. Соотношение конституционного и других отраслей права

Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Конституционное право является комплексной отраслью. Этими двумя положениями определяется положение конституционного права в системе российского законодательства.

Конституционное право тесно связано с другими отраслями права, так как закладывает основы правовой системы государства. В Конституции РФ заложены как основные положения специальных отраслей, так и некоторые общеправовые принципы, являющиеся универсальными.

Конституционное право содержит принципы таких отраслей права, как:

1) гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ);

2) земельное право и природоресурсное право (земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности – ст. 9);

3) уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28);

4) семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38);

5) право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст. 39);

6) жилищное право (каждый имеет право на жилище – ст. 40);

7) медицинское право (право на охрану здоровья и медицинскую помощь – ст. 41);

8) экологическое право (право на благоприятную экологическую среду – ст. 42);

9) налоговое право (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57);

10) военное право (защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина – ст. 58);

11) муниципальное право (органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью – ст. 132) и других отраслей.

Поэтому конституционное право называют комплексной отраслью. Любые изменения в Конституции могут повлечь глобальные изменения в целом ряде специальных отраслей.

Конституция РФ явилась проводником судебной реформы в РФ, итогами которой является появление таких документов, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Кроме этого, Конституция РФ послужила основой для принятия ряда законов, в той или иной степени развивающих ее положения, таких как Законы «О прокуратуре», «О статусе судей в РФ», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях», «О финансовой основе местного самоуправления», «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» и многих других.

Однако нельзя сводить конституционное право к набору тезисов специальных отраслей. Конституция РФ содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли.

Таковы нормы Конституции о выборах Президента РФ, выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, полномочиях Конституционного Суда РФ, конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и субъектов.

Конституционное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку субъектом правоотношений и там и там может выступать Российская Федерация, имеется и общее правовое поле (например, права иностранных граждан).

С принятием Конституции РФ некоторые отрасли существенно преобразились, а некоторые и вовсе впервые были выделены в самостоятельные (например, муниципальное право). Изменился взгляд и на правопонимание и правоприменение.

В свою очередь специальные отрасли также оказывают влияние на конституционное право, однако оно существенно ограничено верховенством Конституции РФ, что, в принципе, следует признать правильным.

5. Принципы конституционного права

Принципы права – основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся:

3) разделение властей;

4) государственный суверенитет РФ;

7) верховенство Конституции РФ;

8) равенство граждан перед законом и судом;

9) равноправие граждан.

Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Суверенитет РФ означает, что РФ – независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

Территория РФ целостна и неприкосновенна.

Принцип разделения властей означает разделение компетенции и органов власти РФ в соответствии с компетенцией на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Такое деление весьма условно, однако имеет очень важное значение в правовом государстве. Разделение властей призвано обеспечить функционирование системы «сдержек и противовесов», гарантировать защиту от узурпации власти какой-либо ветвью власти.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законодательства РФ, без которого существование правового государства невозможно. В данном случае термин «законодательство» следует понимать широко, т. е. имеются в виду все нормативные акты, хотя в первую очередь речь идет о законах.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.

6. Субъекты конституционного права

Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ;

8) члены Совета Федерации РФ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.

Текст книги «Конституционное право России: Вопросы и ответы — Валентина Комарова»

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Валентина Комарова
Конституционное право России: Вопросы и ответы

Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит, прежде всего, нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой «трудовое право». Отсюда -ведущая роль конституционного права России в системе национального права.

Предметом конституционного права являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

– основ конституционного строя, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

– взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

– федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

– организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления.

Конституционное право Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль российского права, нормы которой закрепляют и регулируют конституционные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

Система отрасли конституционного права

Конституционное право, будучи частью единой системы права, само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют их объединения в правовые образования (институты).

Совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми чертами, которые качественно отличают его от других институтов права. Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

– по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений (в формах закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.);

– по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации (реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера);

– по степени конкретной направленности конституционно-правового регулирования (установление принципов правового воздействия или конкретное регулирование);

– субъектному составу (адресация к конкретным субъектам или виду субъектов);

– по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм (общий механизм охраны или конкретное воздействие);

– по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм (нормы Конституции или текущего законодательства);

– по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института (преобладание норм-принципов, нормцелей, норм-дефиниций или норм конкретного регулирующего действия);

– по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правых норм;

– по целенаправленности правового регулирования;

– по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту;

– по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Понятие и виды норм конституционного права

Нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, разную степень обобщенности этих требований, что непосредственным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм. В них не всегда точно и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы -гипотеза, диспозиция и санкция.

В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа, остальные структурные части не всегда на виду, хотя и они присущи нормам этой отрасли права. Так, главным условием – гипотезой – действия всех конституционно-правовых норм является принадлежность власти народу. В некоторых нормах, наряду с этой общей гипотезой, предусматриваются более конкретные условия, которые в виде гипотезы и включаются в соответствующую норму. Так, например, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 6 Конституции, закрепляет положение о том, что все граждане на территории Российской Федерации обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности «при условии», что они предусмотрены Конституцией. Такую гипотезу можно найти во многих нормах конституционного права, но классическую формулировку гипотезы как условия, при котором начинает действовать диспозиция нормы, в конституционном праве можно встретить очень редко. Так, согласно п. 2 ст. 36 Конституции, действие этой нормы (свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами) начинается только при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Санкция крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанности невыполнения ее требований. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм, государство оставляет за собой право взыскания в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права (например, в нормах уголовного права, предусматривающих ответственность за преступление против государства). В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст. 41 (п. 3), ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

Исходя из специфики структуры конституционно-правовых норм, наравне с конкретными, выделяют нормы-цели, нормы-принципы.

Нормы-цели выражают стремление государства способствовать возникновению отношений, которых еще нет, но они должны возникнуть в ходе целенаправленной деятельности всех субъектов конституционного права. Таких норм, носящих программный характер, единицы, ибо любой правовой акт государства, в том числе и Конституция, – не программа. Например, ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» – на данном периоде развития нашего государства является нормой-целью.

Нормы-принципы регулируют уже действующие отношения, но выражают свои требования в общем виде закрепления правовых принципов, которыми обязаны руководствоваться все. Для непосредственного применения таких норм требуется их детализация, конкретизация в нормах текущего законодательства. Таких норм в Конституции большинство, причем довольно часто в самой конституционной норме дается ссылка на обязательность принятия закона, в котором должны быть конкретизированы положения, закрепленные нормой-принципом (см., например, п. 1 ст. 6; п. 3 ст. 36; п. 4 ст. 37; п. 3 ст. 40; п. 4 ст. 81 и многие другие нормы Конституции РФ 1993 г.).

Нормы конкретного (непосредственного) действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений. Такие нормы, как правило, характерны для законов, указов, носящих конституционно-правовой характер. Что касается Конституции, таких норм в ней меньшинство, хотя они есть (см. ст. 97 Конституции, все нормы которой носят именно характер конкретного действия).

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

2. По источникам, т.е. по видам нормативных актов, в которых содержится та или иная конституционно-правовая норма.

3. По территории действия конституционно-правовые нормы делятся на три группы: общефедеральные, действующие на территории отдельных субъектов федерации, и нормы, действующие на территории функционирования соответствующего законодательного органа местного самоуправления.

Общефедеральные конституционно-правовые нормы действуют на территории всей федерации и принимаются только федеральными органами; на территории субъекта федерации действуют нормы, принятые как федеральными органами государственной власти, так и органами отдельных субъектов, при этом важным требованием является соблюдение принципа разграничения полномочий федерации и ее субъектов. То же требование относится и к нормам, содержащимся в актах, принимаемых органами местного самоуправления.

4. Повремени действия конституционно-правовые нормы могут быть постоянными и временными. Постоянные конституционно-правовые нормы не имеют установленного срока действия, тогда как временные содержат такой срок (например, временный характер носила норма, содержащаяся в п. 7 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 г.).

5. Но степени определенности предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах, последние делятся на две группы: императивные и диспозитивные.

Императивные нормы, их большинство содержат строгое предписание, допускают только одно возможное поведение. К числу императивных относятся нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила. Например, такая норма содержится в ст. 6 Конституции РФ, в ч. 3 которой указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Императивные нормы характерны для тех норм конституционного права, где стороны отношения находятся в неравном положении (отношения «власти и подчинения»).

Диспозитивные нормы могут давать потенциальным участникам отношений право выбора: вступать или нет в эти отношения, действовать или воздержаться от действий. Сюда относятся почти все нормы, устанавливающие права и свободы граждан, и небольшое количество норм, имеющих другое содержание. Например, п. 2 ст. 117 Конституции содержит норму, дающую Президенту Российской Федерации право принять решение об отставке Федерального Правительства (следовательно, и право не принимать такого решения).

6. Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по характеру содержащихся в них предписании. По этому признаку выделяют три группы:

правоустанавливающие (или закрепляющие) определенные общественные отношения. Таких норм в конституционном праве большинство. В частности, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, устанавливает право граждан участвовать в отправлении правосудия. К числу управомочивающих относятся нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71-73 Конституции РФ), Президента РФ (ст. 83-86), Совета Федерации (ст. 102), Государственной Думы (ст. 103), Правительства (ст. 114).

обязывающие , в которых участникам правоотношений четко предписывается необходимость осуществлять определенные действия. Согласно ст. 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации «подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира»;

запрещающие , так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указывается, что никто «не может присваивать власть в Российской Федерации»; в ч. 3 ст. 6 «говорится о том, что гражданин Российской Федерации «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Следует иметь в виду, что часто в одной и той же статье нормативного акта, в том числе и Конституции, могут содержаться две или более норм, различных по характеру предписаний. Так, в ст. 57 Конституции Российской Федерации первая норма носит обязывающий характер, а вторая -запрещающий. Это тоже важно учитывать в практической работе юриста.

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения -общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм -правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида – правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их специфическая черта -четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются: состояние в гражданстве, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе.

В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк.

– народ Российской Федерации и образующие его нации и народности России;

– граждане Российской Федерации, их группы и собрания, лица без гражданства и иностранцы;

– государственные органы Российской Федерации и ее субъектов; органы местного самоуправления;

– должностные лица; депутаты законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федерации, а также их объединения;

– общественные объединения граждан.

Объекты конституционно-правовых отношений

Это предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений. Объекты прав и обязанностей в конституционно-правовых отношениях включают государственную территорию; государственную власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Территория государства является материальной базой осуществления его суверенитета, пространственным пределом его власти. Так, в ч. 3 ст. 4 говорится о том, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В ч. 1 ст. 67 указывается, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Объектом большинства конституционно-правовых отношений является государственная власть. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется ее народом через выражающие его волю органы государственной власти. Такими органами согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11) являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации, а в субъектах Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

Формой власти народа служит местное самоуправление. Конституция РФ (ст. 12) признает и гарантирует местное самоуправление. В ней устанавливается (ч. 2 ст. 130), что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Нормы, содержащиеся в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и ряде других, а также в законах субъектов Федерации регулируют взаимоотношения в процессе осуществления местной власти.

Объектом конституционно-правовых отношений могут быть различные имущественные и неимущественные блага. Например, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции), признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Статья 98 Конституции устанавливает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий, что служит ярким примером нематериальных благ.

Действия как объекты конституционно-правовых отношений имеют важное значение в конституционном праве, поскольку именно посредством действия как объекта правоотношения реализуется народовластие в различных его формах. Объектом большинства конституционно-правовых отношений является поведение их субъектов, т.е. действие или бездействие, с которым норма права связывает права и обязанности участников правоотношения. Например, в правоотношении, возникающем в связи со вступлением в российское гражданство, объектом прав и обязанностей является заявление о приеме в гражданство. Лицо, подавшее заявление, вправе требовать его рассмотрения, а Президент РФ обязан рассмотреть такое заявление.

Источники конституционного права как отрасли

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Они делятся: в зависимости от юридической силы на законы и подзаконные акты, по территории действия на действующие на всей территории РФ, на территории субъекта РФ, на территории административно-территориальной единицы, муниципального образования.

К числу федеральных источников конституционного права России относятся: Конституция, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и другие нормативные правовые акты Президента, нормативные постановления палат Федерального Собрания и Правительства, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, некоторые законы бывшего Союза ССР, международные договоры Российской Федерации.

Среди федеральных источников конституционного права особое место занимает Конституция. Она является основным источником конституционного права в силу следующего.

В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативно-правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника в том, что она – форма воплощения государственной воли народа.

По юридической силе после Конституции РФ следует группа федеральных конституционных законов, принятие которых предусмотрено самим текстом Конституции (см. ст. 56, 66, 70, 87, 137 и др.). Например, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской федерации»; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; «О Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации»; «О чрезвычайном положении»; «О военном положении»; «О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» и другие.

Группа федеральных законов, являющихся источниками отрасли, многочисленна. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» и другие.

К источникам конституционного права относятся и законы Российской Федерации о поправках к Конституции. Их важной особенностью является временный характер собственно регулирующего воздействия. Оно прекращается с внесением поправки в Конституцию.

Отдельную группу источников составляют законы, принятые в СССР и в РСФСР, и действующие в рамках их непротиворечия действующей Конституции. В этой группе особое место занимают Основы законодательства РФ: Основы законодательства РФ об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.); Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.); Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.); Основы законодательства РФ о нотариате (1993 г.).

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации. В их число входят: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., принятая I Съездом народных депутатов РСФСР; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., принятая Верховным Советом РСФСР; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., принятая постановлением Верховного Совета РСФСР.

Важным источником конституционного права являются акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 90) Президент РФ издает указы и распоряжения.

Среди источников конституционного права важное место занимают акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы. Особую роль играют утвержденные их постановлениями Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

В число источников конституционного права входят правовые акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции).

Нормативные акты ЦИК РФ также являются источниками отрасли.

Согласно Конституции РФ (п. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это означает, что упомянутые акты, содержащие нормы конституционного права, относятся к числу источников этой отрасли права. В связи с образованием Союза Беларуси и России источником конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный 23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный их парламентами.

Одним из видов источников конституционного права являются договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта. Одной из наиболее широко используемых форм договорного регулирования федеральных отношений являются соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они обычно посвящены вопросам разграничения предметов ведения и полномочий в определенной сфере деятельности; передаче части полномочий; сотрудничеству, взаимодействию в тех или иных областях работы и т.п.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Популярное:

  • Возврат товара закон о защите прав потребителей ст 18 Какие права у потребителя при возврате любого товара по закону? Несмотря на то, что закон, защищающий потребителей от недобросовестных продавцов, был принят более двадцати лет назад, не все граждане знают, что могут возвратить в магазин товары, которые им не подошли, имеют дефекты, либо […]
  • Временная администрация в банках киева В банк "Киев" ввели временную администрацию Решение принято на основании постановлений Кабмина и НБУ На основании постановления правления Национального банка Украины (НБУ) исполнительная дирекциия Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) приняла решениер введении временной […]
  • Права свободы и обязанности гражданина по конституции 1993 г Права, свободы и обязанности в РФ по Конституции 1993 г. По Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также чётко определены обязанности. Рассмотрим их. Право – это гарантированные государством возможности индивида иметь и пользоваться благами (социальными, […]
  • Нотариальная доверенность для суда цена Из чего складывается цена и сколько стоит нотариальная доверенность на представление интересов? Бывают ситуации, в которых у гражданина нет возможности (или желания) защищать свои интересы, в таких случаях он доверяет это право своим представителям, для чего необходимо составление […]
  • Доверенность на прописку детей Нужно ли разрешение от матери или отца, собственника на прописку ребенка? Без регистрации намного сложнее решать многие жизненные вопросы. Прописка ребенка сопровождается соблюдением ряда формальностей. У кого нужно получать добро на осуществление регистрационных действий, какие […]
  • Вы можете заказать дополнительные услуги Дополнительные услуги Уважаемые клиенты, для Вашего удобства мы рады предоставить Вам дополнительные услуги: - Страхование в Визовом Центре Вы можете оформить полис медицинского страхования для выезжающих за рубеж непосредственно в Визовом Центре (за исключением лиц, старше 75 лет) […]