О правовом статусе Конституционного Совета Республики Казахстан

Реализация Конституции, как важнейшая форма ее бытия, возможна только в рамках конституционной законности, т.е. неукоснительного соблюдения, исполнения, использования и применения конституционных норм, основываясь на верховенстве и стабильности, полном воплощении Основного закона страны в жизнь. Одним из механизмов обеспечения конституционной законности является конституционный контроль. Как отмечает, Г.Г. Арутюнян, главная миссия конституционного контроля — обеспечение верховенства и стабильности Конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека [1, с.6].

Конституционный контроль в Казахстане, осуществляется квазисудебным органом — Конституционным Советом Республики Казахстан. Его правовой статус определен в Конституции Республики Казахстан и Конституционном законе «О Конституционном Совете в Республике Казахстан» [2]. Главное функциональное назначение Конституционного Совета — обеспечение верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории республики.

В создании Конституционного Совета Республики Казахстан, определении его правового статуса и компетенции прослеживается некоторая ориентация на опыт Франции, где аналогичный институт функционирует с 1958 г. В то же время между ними имеются различия, которые все больше проявляются в практике деятельности органов конституционного контроля. В частности, эти отличия касаются порядка формирования названных органов. Так, срок полномочий членов Конституционного Совета Франции продолжительнее, чем у их коллег в Казахстане, и составляет 9 лет, при обновлении 1/3 его состава каждые 3 года (в Казахстане 6 лет, обновляется 1/2 часть его состава). Количество членов Совета Франции значительно больше: не 7 членов, как в Казахстане, а 9 [3, с.122].

Большинство государств, использующих континентальную модель конституционного контроля, устанавливают особые требования к членам органа конституционного контроля, которыми традиционно являются: наличие юридического образования и стажа работы по юридической специальности. Членом Конституционного Совета Республики Казахстан может быть гражданин республики не моложе тридцати лет, проживающий на территории республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет [2].

Относительно компетентности членов Конституционного Совета в казахстанской научной литературе высказывается мнение о том, что необходимо конституционно закрепить усложненные требования к уровню профессионализма. Ученые объясняют это действующей практикой работы органов конституционного контроля в зарубежных странах.

Например, в Индии судьей Верховного Суда может быть лицо, имеющее индийское гражданство, известное как выдающийся юрист, состоящее на протяжении, по крайней мере, десяти лет адвокатом при высоком суде или последовательно при двух и более судах (п. 3 ст.124 Конституции Индии) [4, с.176]. В Австрии, согласно ч. 2 ст. 147 австрийского Федерального конституционного закона Председатель Конституционного суда, его заместитель, шесть других членов и три запасных члена Суда назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства из числа судей, чиновников администрации и университетских профессоров права[5, с.263].

Семнадцатилетняя практика формирования Конституционного Совета в Казахстане показывает, что его состав всегда отличался самым высоким уровнем юридического профессионализма. За указанный период в состав Конституционного Совета входили (входят) 9 докторов юридических наук, все остальные бывшие и действующие члены являются заслуженными деятелями Казахстана, имеют почетные звания и награды[6].

Как верно отмечает С.Ф. Ударцев, в текущей жизни, пожалуй, только Конституционный Совет как орган, синтезирующий теорию, практику, юридическую науку и правоприменительный опыт, работающий на уровне основ позитивного права и порой выходящий на уровень взаимодействия позитивного права, законодательства и других форм права, основ права и справедливости, объективно ближе всего к научному пониманию права[7, с.20]. Отсюда вытекает тот факт, что именно на Конституционный Совет «возложена важная задача по формированию особой школы конституционного толкования, в основе которого должны лежать ценности казахстанского конституционализма: интересы человека, как высшей ценности общества, создание благоприятных условий его жизни, расширение его прав и свобод, охраняемых при помощи верховенства права, и поддерживаемых опорой на закон» [8, с.90] . Вследствие этого высокий профессиональный теоретический и практический юридический уровень знаний членов Конституционного Совета является залогом достижения вышеназванных задач деятельности.

Конституционное положение членов Конституционного Совета предполагает ряд ограничений, среди которых несовместимость совмещения с предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, депутатским мандатом, членством в политических партиях. В тоже время допускается преподавательская, научная и творческая деятельность членов Конституционного Совета. Особый статус члена предполагает также обладание иммунитетом народных представителей.

Круг вопросов, подлежащих компетентному рассмотрению органами конституционного контроля не всегда был таким, каким мы видим его сейчас. Как пишет Н.В. Витрук, исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмент). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется. В современных условиях компетенция конституционных судов в различных государствах разнообразна и индивидуальна [9, с.174].

Полномочия Конституционного Совета достаточно четко прописаны и законодательно закреплены в статье 72 Конституции Республики Казахстан и более подробно раскрываются в статьях17,18 Конституционного Закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» [2].

Все полномочия Конституционного Совета Республики Казахстан, соотносятся с тремя основными функциями государства: правоустановительной (правотворческой), правореализационной и правозащитной.

Говоря о роли Конституционного Совета в правотворчестве, С.Ф. Ударцев пишет, что эта деятельность направлена на проверку конституционности действующего законодательства, толкование смысла конституционных положений. В своей деятельности орган конституционного контроля выполняет две взаимосвязанные функции: стабилизации правовой системы (консервативная функция) и ее развития (динамики), обеспечивая оптимальное функционирование Конституции как оси и основы «живого права» [7, с.20].

Реализация проустановительной функции конкретизируется в следующих направлениях деятельности Конституционного Совета. Во-первых, это осуществление предварительного (превентивного) конституционного контроля еще не вступивших в законную силу принимаемых нормативно-правовых актов и международных договоров до их ратификации. Эффективность данной функции выражается в признании неконституционными законов, отдельных статей законов, принятых Парламентом, а также отдельных международных договоров по обращению Президента и иных субъектов обращения в Конституционный Совет. Всего за весь период деятельности Конституционного Совета было принято 25 нормативных постановлений о несоответствии нормативно-правовых актов Конституции Республики Казахстан [10].

Во-вторых, правотворческая деятельность Конституционного Совета начинается, на стадии его планирования. Нередко в актах Конституционного Совета обращается внимание субъектов законодательной инициативы на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия законодательных мер, которые в последующем включаются в Планы законопроектных работ Правительства [10].

Важнейшей функцией Конституционного Совета является официальное толкование норм Конституции. Причем деятельность по разъяснению смысла конституционных норм является прерогативой только Конституционного Совета Казахстана и оказывает влияние, как на правотворчество, так и на правореализацию и защиту конституционных прав и свобод человека. Из всех обращений, поступивших в Конституционный Совет, более 40% составляют обращения об официальном толковании норм Конституции[11, с. 35].

В процессе осуществления официального толкования Конституционный Совет может открыть, высветить новые, порой не заметные с первого взгляда смыслы конституционных норм, что позволяет принять или не принять новое законодательство, открыть дверь для развития целых направлений правотворчества. Например, расширить смысл буквального текста в пределах смысла конституционной нормы, выделяя его новые, ранее не очевидные смысловые оттенки, Конституционный Совет открывает возможность для приращения назревшего нового пласта законодательства, вводит в конституционное поле новые секторы правовой сферы» [7, с.21].

Вся деятельность Конституционного Совета носит характер правозащитной, т.к. путем осуществления конституционного контроля, достигается конституционная законность, а, следовательно, охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина. Пример этому — рассмотрение уже вступивших в законную силу законов Республики и иных нормативно-правовых актов на соответствие Конституции по обращениям специального круга субъектов, в котором нет граждан Казахстана. Это означает, что граждане Казахстана не имеют возможности напрямую обратиться в Конституционный Совет, а вправе осуществлять защиту своих конституционных прав и свобод опосредованно, т.е. через суды общей юрисдикции, которые при рассмотрении конкретного дела могут узреть несоответствие того или иного закона (нормы) Конституции, составить грамотное обращение к Конституционному Совету. На период, когда Конституционный Совет рассматривает обращение суда, судебное дело приостанавливается. Вопрос о расширении круга субъектов обращений в Конституционный Совет Казахстана является дискуссионным среди казахстанских ученых, большинство из которых настаивают на включении в число субъектов обращений Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора, в связи с тем, что эти государственные органы достаточно часто встречаются с нарушениями прав человека.

Огромное значение Конституционного Совета в деле гарантирования Конституции, а также в силу несудебного характера полномочий по конституционному контролю, надведомственный статус и юридическая сила принимаемых решений, позволяет говорить о его особом месте в системе разделения власти в Казахстане. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что Конституционный Совет Республики Казахстан обладает статусом гаранта Конституции, осуществляющего конституционно-контрольные функции.

1. Арутюнян Г.Г. Конституционный контроль: характер функционирования и развития системы. Монография. — М., 1997. — 183с.

2. Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года N 2737 «О Конституционном совете Республики Казахстан»// Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан. //www.constcouncil.kz/rus.

3.Остапович И.Ю. Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы//Вестник Томского государственного университета. 2010. №341 С. 122-125

4. Сравнительное конституционное право. Отв.ред. проф. Чиркин В.Е. – М.: издательская фирма «Манускрипт», 1996. – 760с.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Отв. ред. доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун. 3-е издание, обновленное и доработанное. – М.: Изд-во Бек, 2000. — 810с.

6. http://www.constcouncil.kz. //Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан.

7. Ударцев С. Конституционный Совет и правотворчество. //Зангер. 2011. №1 С. 20-22.

8. Кубеев Е.К., Амандыкова С.К. Конституция Республики Казахстан: теоретико-правовой анализ. — Алматы: Білім, 2008. — 301 с.

9. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. – М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. — 520с.

10. Доклад Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан Рогова И.И. Влияние решений Конституционного Совета Республики Казахстан на законодательство и правоприменительную практику//www.constcourt.tj/rus/index.php?option =article&id=43.

11. Абайдельдинов Е. Некоторые аспекты деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан в нормотворческом процессе. // Зангер.- 2011.- №1.- С.34-36

д.ю.н., проф. КарГУ им. Е.А. Букетова, С.К. Амандыкова

Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июня 2018 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»

Послание
Конституционного Совета
Республики Казахстан от 5 июня 2018 года
«О состоянии конституционной законности
в Республике Казахстан»

(оглашено на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 15 июня 2018 года)

В соответствии с подпунктом 6) статьи 53 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан направляет Парламенту Республики Казахстан Послание «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан».

За год, прошедший со времени оглашения предыдущего Послания, в Республике Казахстан были осуществлены крупные меры по общественно-политической модернизации страны, произошли знаковые события, оказавшие влияние на дальнейшее обогащение конституционных ценностей и повышение эффективности действия Конституции Республики Казахстан.
Истекшее время для казахстанской государственности и ее развития ознаменовано продолжением реализации конституционной реформы, осуществленной посредством Закона Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
С тех пор страна живет в условиях новой конституционной реальности. Созданы политико-правовые предпосылки для качественного роста Казахстана в рамках этапа третьей модернизации и обеспечения прочных позиций страны в глобальной конкурентоспособности.
10 января 2018 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился к народу Казахстана с Посланием «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», в котором определен комплекс первоочередных дел для успешной навигации и адаптации Казахстана в новом мире. Многие идеи Послания корреспондируются с положениями отмеченной конституционной реформы и их дальнейшая реализация будет взаимодополнять друг друга. В Послании сказано о необходимости продолжения работы по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности.
Главой государства утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года. Его основу составляет сочетание семи системных реформ и семи приоритетных политик реализации Стратегии «Казахстан – 2050».
Социальный характер Республики Казахстан получил мощное развитие в обращении к народу «Пять социальных инициатив Президента», которое Елбасы огласил 5 марта 2018 года на совместном заседании Палат Парламента.
Республика Казахстан в 2017–2018 годах является непостоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а в январе 2018 года председательствовала в нем.
Успехи Казахстана на мировой арене стали свидетельством международного авторитета страны и заложенных в Конституции Республики основ миролюбивой внешней политики.
Процесс воплощения в жизнь конституционных новелл фокусировался на трех направлениях. Это принятие законов и иных правовых актов, то есть приведение действующего законодательства в соответствие с обновленной Конституцией; формирование новой правоприменительной практики; модернизация общественного сознания, в том числе правовой культуры граждан и государственных служащих.
В реализацию конституционной реформы Президентом Республики скорректирован ряд указов, Парламентом внесены изменения и дополнения в конституционные и обычные законы, Конституционным Советом отменены полностью или в части некоторые ранее принятые нормативные постановления.
Таким образом, конституционная реформа не ограничилась только собственно текстом Основного Закона, сегодня она подтверждена значительными изменениями в законодательстве, включая его подзаконный уровень.
В правотворческой практике с каждым годом укрепляется позиция об оценке эффективности отраслевых норм права исходя из достижения тех важнейших принципов и целей, которые закреплены в Конституции.
В рамках многовекторной внешней политики развиваются международные связи Конституционного Совета, которые служат укреплению режима конституционной законности в стране. Председатель Конституционного Совета Казахстана вошел в состав Бюро Всемирной конференции по конституционному правосудию, членами которой являются органы конституционной юстиции 112 стран. Кроме того, в 2018 году Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан избран Председателем Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии.
Конституционный Совет будет председательствовать в Ассоциации азиатских конституционных судов и эквивалентных институтов в 2019-2021 годах.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан предназначением Конституционного Совета является утверждение в Казахстане принципа верховенства Основного Закона.
За истекший период в Казахстане принят ряд законодательных и иных актов, направленных на исполнение итоговых решений Конституционного Совета.
В целях раскрытия в законах содержания понятий «государственные нужды», «исключительные случаи», «условия равноценного возмещения» (нормативное постановление Конституционного Совета от 20 декабря 2000 года № 21/2, послание Конституционного Совета от 12 июня 2013 года и другие) Министерством юстиции проведена ревизия законодательства на предмет усиления защиты права собственности, по итогам которой разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража».
В активе Конституционного Совета имеется ряд правовых позиций и рекомендаций, касающихся вопросов правоохранительной системы.
Они учтены в Законе Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности».
В целом поправки направлены на повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности уголовного судопроизводства, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов; упрощение процедур расследования уголовных дел и обеспечение экономичности уголовного процесса; дальнейшее усиление судебного контроля на досудебной стадии; исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
В реализацию правовых позиций Конституционного Совета (послания от 27 июня 2005 года и от 20 июня 2006 года) о необходимости финансового участия государства в возмещении имущественного вреда гражданам, пострадавшим от преступлений, в начале года Главой государства подписаны законы Республики Казахстан «О Фонде компенсации потерпевшим» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Фонда компенсации потерпевшим».
Во исполнение нормативного постановления Конституционного Совета от 7 мая 2001 года № 6/2 принимаются меры по изменению порядка привлечения граждан Республики Казахстан к административной ответственности на территории комплекса «Байконур».
В ходе совместной работы Министерства внутренних дел с государственными органами выработана позиция о целесообразности разработки нового проекта межправительственного соглашения между Казахстаном и Россией о юрисдикции и взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур».
Деятельность по исполнению правовых позиций и рекомендаций Конституционного Совета продолжается.

Воплощение в жизнь положений и норм Конституции Республики Казахстан, утверждение конституционной законности обусловливают необходимость принятия законов и иных правовых актов в строгом соответствии с Основным Законом при соблюдении общепризнанных принципов и стандартов в области прав человека, а также повышения уровня конституционной культуры.
Высокие темпы цифрового развития, модернизация системы управления государством, глобализация, современные вызовы (угрозы), влекущие трансформацию в экономике, политике, идеологии, социальной сфере и другие факторы требуют максимальной концентрации усилий государственных органов и общественных объединений на утверждении верховенства права.
По мнению Конституционного Совета, укрепление конституционализма при ведущей роли Основного Закона будет в полной мере реализовано при условии обеспечения верховенства права. Оно включает гарантированность прав и свобод человека и гражданина; обеспечение режима законности; юридическую определенность; справедливость, пропорциональность и равенство всех перед законом; утверждение единства и разделение государственной власти при исключении дискриминации и злоупотребления полномочиями кем бы то ни было; а также максимальный доступ к правосудию.
На достижение поставленной задачи направлены следующие предложения Конституционного Совета, часть которых вытекает из Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года.
1. Необходимо целенаправленно и системно формировать культ верховенства права и всеобщего законопослушания.
Конституционным Советом в рамках национального проекта «Рухани Жаңғыру» принимаются меры по модернизации конституционной культуры граждан как составляющей части общественного сознания.
Конституционный Совет приступил к реализации возложенной на него миссии посредством более полного использования своего потенциала в иных организационных формах. Развернута работа по повышению уровня научного осмысления и понимания Конституции, глубокому разъяснению ее положений и норм.
С этой же целью издан Комментарий к Конституции Республики Казахстан с учетом внесенных в нее в прошлом году изменений и дополнений.
По инициативе Конституционного Совета проводится целенаправленная работа по воспитанию правовой культуры учащейся молодежи (конкурсы, деловые игры, встречи, дни открытых дверей, приглашение на заседания и другие).
Данная деятельность осуществляется для охвата нового поколения, которое в состоянии вобрать в себя закладываемые сегодня национальные правовые традиции демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, а также осознать казахстанскую конституционную идентичность, выраженную в неизменных конституционных ценностях.
Определенные мероприятия направлены на повышение уровня конституционного правопонимания государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов.
Учитывая масштабность поставленной задачи, правовой пропагандой и воспитанием конституционного патриотизма на системной постоянной основе должны заниматься все государственные органы.
2. Требуется формирование и внедрение на основе научно определенных индикаторов эффективной системы всеобъемлющего конституционного мониторинга, заключающегося в анализе на предмет реализации конституционных ценностей действующего права и правоприменительной практики (послания Конституционного Совета от 16 июня 2016 года и от 9 июня 2017 года). Актуальным является выработка перечня указанных индикаторов, а также действенного механизма изучения и оценки регулирующего воздействия законодательных и иных правовых актов на достижение целей социально-экономического и общественно-политического развития страны.
Наряду с деятельностью Конституционного Совета в данном направлении, мониторинг должен осуществляться всеми государственными органами, вырабатывающими политику в соответствующей области, осуществляющими применение и реализацию конституционных и законодательных норм.
3. В целях повышения уровня законотворческой работы предлагается следующее:
3.1. Апробация результатов научных исследований в практической деятельности по подготовке и принятию нормативных правовых актов; проведение научно-практического анализа позитивных и негативных тенденций развития законодательства; внедрение инструментов «искусственного интеллекта» в правотворческую деятельность; выработка ясных критериев обеспечения принципа соразмерности и пропорциональности правоограничений, содержащихся в нормативных правовых актах.
3.2. Эффективность правового регулирования можно обеспечить путем реализации «пакетного» принципа подготовки нормативных правовых актов, то есть одновременной разработки и последующего принятия комплекса (пакета) законов и иных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения.
Кроме того, целесообразно увеличение количества норм прямого действия, уменьшение количества отсылочных норм. В законодательную практику следует ввести принятие консолидированных законов. Они предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О правовых актах».
3.3. Динамичные темпы развития общества и государства, углубляющиеся процессы глобализации и возникающие вызовы обусловливают необходимость своевременного, а порой и опережающего правового регулирования. В этом процессе очень важно не допускать отставания законодательства от реалий жизни и вовремя реагировать правовыми мерами, не дожидаясь наступления негативных последствий, связанных с пробелами в правовом пространстве. Одним из инструментов достижения данной цели является перспективное законодательное регулирование ранее не известных правовой системе институтов.
3.4. Конституционный Совет уже обращал внимание государственных органов на неоправданно частое внесение изменений и дополнений в действующие законы и иные нормативные правовые акты (послание от 12 июня 2013 года). Об этом сказано и в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года (Инициатива 4.1).
Состояние конституционной законности зависит от определенности правовых норм, наличия надлежащих условий, в том числе временных, для ознакомления и осознанного подчинения субъектов требованиям законодательства. Это особенно касается правовых актов, непосредственно регламентирующих повседневную деятельность населения и бизнеса. Правовая определенность обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений и позволяет полноценно оценить пригодность выбранной правовой модели.
Неукоснительное соблюдение принципа правовой определенности способствует правовой безопасности и предсказуемости правового регулирования, повышает гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод личности, служит важным инструментом поддержания доверия граждан к государственной власти и ее институтам.
4. Обеспечение верховенства Конституции требует принятия дополнительных законодательных мер, направленных на раскрытие ее созидательного потенциала.
4.1. В этом году Конституционным Советом рассмотрено представление Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс).
В своем нормативном постановлении от 10 апреля 2018 года № 3 Конституционный Совет разъяснил, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период ее беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия или отсутствия между ними брачных взаимоотношений связана с реализацией государством своих обязательств по защите института семьи, основанной на браке.
В то же время Конституционный Совет отметил, что в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни детей невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от его матери. В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери, заботящейся о нем.
Признавая конституционность пункта 5 статьи 47 Кодекса, Конституционный Совет указал на отдельные недостатки брачно-семейного законодательства. В нем не определено содержание предусмотренных в рассмотренной норме Кодекса понятий «дородовой период» и «послеродовой период» и их временные рамки.
Рассмотрение указанного представления суда породило и другие вопросы, связанные с защитой законных интересов незамужних женщин и находящихся на их иждивении детей-инвалидов.
В этой связи, Конституционный Совет рекомендовал Правительству Республики с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка рассмотреть вопрос об инициировании поправок в Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье».
4.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В целях укрепления гарантий неприкосновенности достоинства человека, недопущения нарушений прав и свобод граждан следует усилить их защитные механизмы в соответствии с международными стандартами.
4.3. В нормативном постановлении Конституционного Совета от 18 апреля 2007 года № 4 и послании Конституционного Совета от 16 июня 2015 года «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» было отмечено, что возможность рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (пункт 2 статьи 75 Основного Закона) относится к числу закрепленных Конституцией процессуальных гарантий судебной защиты прав и свобод обвиняемого, механизм реализации которых устанавливается законом.
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года предусмотрено дальнейшее развитие института суда присяжных (Инициатива 4.12).
В этой связи, представляется актуальным совершенствование организационных и процессуальных основ деятельности суда присяжных.
4.4. В нормативном постановлении Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2 сказано, что закон, ограничивающий конституционные права и свободы человека и гражданина, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.
Необходимо продолжить работу по исключению в законодательных актах противоречащих друг другу положений, создающих условия для нарушения прав и свобод граждан.
Следует гармонизировать положения Гражданского кодекса Республики Казахстан, регулирующие вопросы дарения в отношении государственных служащих, с нормами Уголовного кодекса Республики, регламентирующими условия освобождения от уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.
4.5. Из пункта 1 статьи 39 Конституции следует, что права и свободы человека могут быть ограничены только законами (нормативные постановления Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года № 2, от 27 февраля 2008 года № 2, послание Конституционного Совета от 27 июня 2005 года и другие). Однако на практике некоторые законы содержат лишь упоминание об указанных ограничениях, механизм же их применения, сопровождающийся серьезными мерами правоограничительного характера, регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недопустимо.
Так, согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве, привод как мера обеспечения производства по делу производится в порядке, установленном соответственно Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, министерствами внутренних дел и финансов (часть вторая статьи 790).
Во исполнение данного положения Кодекса указанными государственными органами приняты ведомственные нормативные правовые акты, которые устанавливают время осуществления привода, перечень лиц, не подлежащих данной мере, обстоятельства признания причин неявки лица уважительными и другие.
В Законе Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрено применение такой меры государственного принуждения как привод. Он применяется к лОбновлеицам, уклоняющимся от явки к судебному исполнителю, на основании постановления, санкционированного судом.
Вместе с тем, в данном законодательном акте не определен порядок применения привода.
В уголовном же судопроизводстве порядок применения привода как меры процессуального принуждения установлен Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (статья 157).
Конституционный Совет полагает, что указанные меры государственного принуждения имеют общую правовую природу и затрагивают существо ряда прав человека (на личную свободу, свободное передвижение и выбор местожительства и другие). Поэтому порядок их применения должен устанавливаться законом.
4.6. В стране последовательно проводится гуманизация уголовной политики, в рамках которой отдельные уголовные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности, переводятся в разряд административных правонарушений. В свою очередь, с введением новой классификации уголовно наказуемых деяний, в частности, категории уголовный проступок, к числу последних отнесены некоторые административные правонарушения.
В этом переходном процессе необходимо урегулировать вопросы обратной силы нового закона, с учетом того, что в указанных случаях происходит только замена одного вида публично-правовой ответственности на другой. Они преследуют общие цели, взаимодополняют друг друга и призваны защищать права и свободы человека, общественный порядок и другие ценности.
4.7. Требует детального изучения вопрос об общеправовых последствиях судимости и прекращения уголовного преследования по так называемым нереабилитирующим основаниям.
Основой взаимоотношений государства и личности в сфере установления и реализации уголовной ответственности является безусловное соблюдение, как законодателем, так и правоприменителем конституционно-правового статуса человека и гражданина, привлеченного к уголовной ответственности и подвергнутого наказанию (нормативные постановления Конституционного Совета от 21 декабря 2001 года № 18/2, от 13 июля 2006 года № 4, от 27 февраля 2008 года № 2 и другие).
5. Конституционный Совет обращает внимание уполномоченных органов на необходимость своевременного и полного исполнения его итоговых решений. Ненадлежащее исполнение его решений, в которых указывалось на недостатки в правовом регулировании отдельных институтов, затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, влечет сохранение в системе действующего права правовых пробелов, коллизий, правовой неопределенности, что в конечном счете неизбежно приводит к нарушению режима конституционной законности.
В нормативном постановлении Конституционного Совета от 13 декабря 2001 года № 19/2 указано, что сила правовых позиций, изложенных в нормативных постановлениях Конституционного Совета, не может быть преодолена повторным принятием норм, признанных Советом неконституционными.
Тем не менее, как показывает анализ, в некоторых действующих законодательных актах содержатся нормы, аналогичные или схожие с теми, которые ранее признавались не соответствующими Конституции, а в принятых вновь правовых нормах нередко присутствуют те же недостатки, которые были выявлены Конституционным Советом.
5.1. Конституционный Совет в своем нормативном постановлении от 27 февраля 2008 года № 2, признавая возможность криминализации актов членовредительства в строго определенных Конституцией и законами случаях, разъяснил, что совершение таких действий может являться формой выражения мнения (протеста) и рассматриваться как способ защиты своих прав лицами, лишенными свободы.
Поэтому в уголовном законодательстве целесообразно уточнить цели совершения актов членовредительства и раскрыть содержание понятия «учреждение, обеспечивающее изоляцию от общества», что позволит однозначно выделить признаки состава преступления и не допускать широкого толкования в правоприменительной практике.
5.2. В своем послании от 19 июня 2014 года Конституционный Совет рекомендовал уточнить предмет правового регулирования Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах». В настоящее время Министерством юстиции в рамках Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2018 год разрабатывается проект Административного процедурно-процессуального кодекса.
5.3. Конституционное положение «без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов» означает, что не позднее указанного времени в отношении задержанного должно быть принято решение суда о применении ареста и содержания под стражей, а также иных мер, предусмотренных законом, либо задержанный подлежит освобождению (нормативное постановление Конституционного Совета от 13 апреля 2012 года № 2).
Следует обеспечить надлежащую реализацию данного конституционного правила в законодательных актах, регулирующих вопросы ограничения права на личную свободу в соответствующих видах производства, в частности, по выдворению за пределы страны.
5.4. В нормативном постановлении Конституционного Совета от 14 декабря 2016 года № 1 «О проверке конституционности подпункта 3) пункта 7 Правил оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2012 года № 361, по представлению Темиртауского городского суда Карагандинской области» Правительству было рекомендовано привести данные Правила в соответствие с правовыми позициями Конституционного Совета, а также рассмотреть вопрос об инициировании поправок в законодательные акты, регулирующие общественные отношения в сфере миграции населения, с целью более полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Постановлением Правительства от 29 сентября 2017 года № 610 внесены изменения в указанные Правила.
По мнению Конституционного Совета, вопрос о дальнейшем совершенствовании законодательных актов, регламентирующих порядок выезда граждан за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства, сохраняет свою актуальность.
6. Конституционным Советом неоднократно указывалось, что «необходимо решить вопрос о наделении правом обращения в Конституционный Совет отдельного судьи, а не только председателя суда» (послания от 24 марта 2001 года, от 27 июня 2002 года и другие).
Конституционным законом от 15 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» из пункта 3 статьи 22 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» исключено требование о необходимости подписания представления суда в Конституционный Совет председателем соответствующего суда. Теперь обращение должно быть подписано надлежащим субъектом.
Принятые меры следует рассматривать как усиление независимости судей, тенденцию которого следует продолжить.
Конституционный Совет считает необходимым дальнейшее совершенствование правовой регламентации последующего конституционного контроля посредством формализации и уточнения механизма оповещения судов о принятии к конституционному производству обращений других судов.
7. Эффективность правотворчества и правоприменения все более зависит от правильного толкования законов с позиции требований конституционных ценностей и принципов. Его результаты условно называют «конституционно-правовым смыслом» законов. Конституционный Совет в нескольких решениях уже применял данный подход. Данная практика подлежит расширению.
8. Углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза неизбежно ставит вопрос о максимальной унификации национальных законодательств государств-участников.
С расширением пределов действия актов Союза актуализируются вопросы соотношения национального и наднационального законодательства.
В этом процессе важно обеспечить безусловное соблюдение верховенства Конституции, максимальную синхронизацию отечественного и интеграционного правового регулирования.
Новая редакция пункта 3 статьи 4 Основного Закона определяет, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики.
Конституционный Совет разделяет позицию Министерства иностранных дел о необходимости подкрепления дополненной конституционной нормы в законодательстве о международных договорах Республики.
Обновленная Конституция является драйвером дальнейшей поступательной эволюции Казахстана по восходящей. Основной Закон как система конституционных координат, в рамках которых принимается законодательство, развивается общество и работают государственные органы, на нынешнем этапе отвечает интересам развития страны и содержит достаточный потенциал для обеспечения устойчивости проводимого курса.
Конституционный Совет считает, что конституционная модернизация Казахстана требует максимальной концентрации усилий всего государственного аппарата, общества и каждого казахстанца во имя общего дела – процветания страны и ее вхождения в число 30-ти самых развитых государств мира. Это необходимо сделать для нынешнего и будущих поколений, достижения высоких целей, заложенных в Преамбуле Основного Закона.

Конституционный Совет
Республики Казахстан

Популярное:

  • Имущественные налоговые вычеты по ндфл реферат Налоговые вычеты по НДФЛ Главная > Реферат >Финансы Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел пять групп таких вычетов: 1) стандартные […]
  • П1 ст 1211 гк рф Статья 1211. Право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права 1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент […]
  • Приговор ч1 ст222 ук рф Приговор по статье 222 УК РФ (незаконное хранение оружия) Приговор Кузьминского районного суда города Москвы по части 1 статьи 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением […]
  • Закон о временной регистрации для граждан рф 2018 Закон о временной регистрации 2018 года Регламент, установленный по статье 20 ФЗ №109-ФЗ о постановке на миграционный учет иностранцев и апатридов, обязывает иностранных граждан пройти временную регистрацию по месту нахождения в первые 7 рабочих дней с момента прибытия в Россию на […]
  • Гск 13 купить гараж Гск 13 купить гараж Объявление: Продам гараж ГСК- 13 Добавил(а): Ольга Добавлено: в 00:00, 6 ноября 2018 Номер объявления: 548152 071 , Просмотры: 23 Объявление от: Частного лица Без комиссии: Возможность обмена: Готов сотрудничать с риэлторами: Тип недвижимости: Гараж Тип […]
  • Ук жилищник рф Ук жилищник рф ООО УК "Жилищник" Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» обеспечивает полный комплекс услуг в области управления и обслуживания многоквартирных домов. Современный многоквартирный дом – это сложный механизм, функционирование которого […]