Малые предприятия в районе и их значение


Малое и среднее предпринимательство

«Малое предпринимательство в Сальском районе является одним из механизмов решения экономических и социальных проблем, создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для местного бюджета, снижения уровня безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, насыщения рынка товарами собственного производства, создания стабильности в муниципальном образовании».
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

1.для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2.численность работников:
микропредприятия — до 15 человек;
малые предприятия — до 100 человек включительно;
средние предприятия — от 101 до 250 человек включительно.

3.объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн. руб.;
малые предприятия — 400 млн. руб.;
средние предприятия — 1000 млн. руб.

Указанные предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой критерии субъектов малого и среднего предпринимательства».
По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики района. Наиболее привлекательной для малых предприятий по-прежнему является сфера торговли, кроме того, значительное развитие получили малые предприятия сельского хозяйства и обрабатывающих производств. Продукция, производимая предпринимателями района разнообразна.
Работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства ведётся органами местного самоуправления Сальского района системно и целенаправленно, по формированию благоприятного предпринимательского климата в районе, поэтому поддержка предприятий малого бизнеса по-прежнему остается стратегическим направлением для Администрации района с применением программно-целевого комплексного подхода. В настоящее время в районе действует Муниципальная программа Сальского района «Экономическое развитие и инновационная экономика». Главная ее цель — создание благоприятного инвестиционного климата; создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса создание в Сальском районе условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей. Учитывая необходимость создания условий для успешного развития малого и среднего предпринимательства в различных областях экономики района, предприниматели получают финансовую поддержку из средств местного бюджета и фонда софинансирования расходов. Программа содержит 3 — подпрограммы:
-Подпрограмма I «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Сальский район»;
-Подпрограмма II «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Сальском районе»;
-Подпрограмма III «Защита прав потребителей в Сальском районе».
Финансирование мероприятий настоящей программы составляют средства местного бюджета и средства выделяемые на конкурсной основе муниципальным образованиям Ростовской области на реализацию мероприятий муниципальной поддержки субъектов МСП из федерального и областного бюджетов. Основными результатами реализации программы являются улучшение условий ведения бизнеса в Сальском районе – снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции; снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности; формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Сальском районе; обеспечение защиты населения Сальского района от недоброкачественных товаров (работ, услуг).
В целях поддержки положительной динамики развития предпринимательства в районе осуществляется планомерная работа по реализации комплексных мер, направленных на решение совместных задач, связанных с развитием и деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Сальском районе. В связи, с чем установлены соответствующие формы поддержки, включающие в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку.
Для обеспечения эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности в решении совместных задач по устранению проблемных барьеров встречающихся на пути развития предпринимательства, работают координационные и совещательные органы, такие как межведомственная комиссия по устранению административных барьеров и совет по малому предпринимательству, с целью рассмотрения проблемных вопросов и вынесение решения на заседании комиссии, в которую входят представители контролирующих государственных органов, органов местного самоуправления, представители общественных объединений и предпринимательских.
Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в соответствии с разработанными положениями Правительства Ростовской области и Администрации Сальского района и порядком предоставления поддержки. Информирование предпринимателей о мерах финансовой поддержки из средств областного и местного бюджетов производится путем публикаций в СМИ, информационные письма, а так же адресно по журналу обращений информируются предприниматели, обращающиеся в «общественную приемную» и по телефону «горячей линии», где можно получить консультацию по вопросам открытия собственного дела безработным гражданам, бизнес планирования, бухгалтерского и налогового учета, получения поддержки в рамках областной и муниципальных программ, при Администрации Сальского района в отделе экономического развития и поддержки предпринимательства, ГУ «Центре занятости населения г.Сальска» и при НП «Сальское агентство поддержки предпринимательства». Для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к консультационным услугам и для предпринимателей затрудняющихся в сборе документов на субсидирование, на территории Сальского района работает Некоммерческое Партнерство «Сальское агентство поддержки предпринимательства» которое расположено по адресу: г.Сальск, ул.Ленина, 42, тел/факс: «Горячей линии» (86372) 7-43-50 e-mail: [email protected], которое оказывает консультационную и организационную помощь в сборе документов. Необходимо помнить, что обращение бизнеса за консультированием — это еще одно средство обратной связи, получения информации о проблемах, тревожащих предпринимателей.
Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и другими правовыми актами осуществляется имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства в Сальском районе. Она может осуществляться в виде:

1.Предоставление в аренду муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, на долгосрочной основе;

2.Сформирован специальный перечень муниципального имущества для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;

3.Предоставление права на преимущественную приватизацию и муниципальных нежилых помещений, находящихся в аренде у субъектов малого и среднего предпринимательства без проведения торгов и на условиях рассрочки, в соответствии с 159-ФЗ.

О состоянии малого и среднего предпринимательства

Информация о состоянии малого предпринимательства

в Еврейской автономной области

за январь — март 2017 года

В сфере малого и среднего бизнеса в ЕАО по состоянию на 10 апреля 2017 года осуществляли деятельность 4356 субъектов МСП (индивидуальных предпринимателей 2964 единицы, юридических лиц 1392 единицы), в том числе: микропредприятий 4076 единиц, малых предприятий 235 единиц, средних предприятий 7 единиц, что на 0,8 % больше аналогичного показателя с начала отчетного года (4318 субъекта МСП).

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2017 (скачать файл, 5 кб).

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.04.2017 (скачать файл, 5 кб).

Уважаемые предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере интернет-технологий!

АНО «Институт развития интернета» предлагает региональным представителям интернет-бизнес-сообщества войти в состав Клуба директоров АНО «Институт развития интернета». С деятельностью организации Вы можете ознакомиться на портале ири.рф. По вопросам представления своей кандидатуры просьба обращаться в управление экономики правительства ЕАО по тел. 8(42622) 2-17-01, e-mail: [email protected]

Уважаемые предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере интернет-технологий!

Институт Развития Интернета (ИРИ) – это организация, целью создания и деятельности которой является развитие отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа). ИРИ осуществляет сбор и обработку статистической и аналитической информации, а также проводит анализ трендов развития интернет-зависимых отраслей экономики как в России, так и за рубежом. Сегодня во многих регионах бизнес уже представлен сильными командами-разработчиков. Все что теперь нужно для экстенсивного проникновения технологий в сектора экономики по всей стране — это связать экспертов индустрии по всей стране в одну социальную краудсорсинговую сеть и дать возможность влиять на выработку решений. Это способствует ускорению коммуникации, выявит точки роста и позволит заложить фундамент для развития интернет-экономики в регионах.

ИРИ приглашает представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в развитии интернет-индустрии, к обмену опытом на интернет портале ири.рф.

Информация о состоянии малого предпринимательства

в Еврейской автономной области

за январь-июнь 2016 года

Показатели состояния малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) области представлены на основе текущих статистических данных, представленных Еврстат по состоянию на 01.07.2016.

Количество и структура субъектов МСП области

В сфере малого и среднего бизнеса в ЕАО по состоянию на 01 июля 2016 года осуществляли деятельность 5556 субъекта МСП, в том числе: индивидуальных предпринимателей 3772 единиц, микропредприятий 1549 единиц, малых предприятий 209 единиц, средних предприятий 26 единиц, что на 1,8 % меньше аналогичного показателя с начала отчетного года (5660 субъекта МСП).

Таблица 1. Количество субъектов МСП по годам

Категория субъекта МСП

Количество субъектов МСП на 01.01.2016, ед.

Количество субъектов МСП на 01.04.2016, ед.

Количество субъектов МСП на 01.07.2016, ед.

Абсолютным лидером по числу малых предприятий является
г. Биробиджан – 63,2% от общего числа малых предприятий. На долю Смидовичского района приходится 11,9% предприятий, Облученского района — 8,6%, Биробиджанского — 8,1%, Ленинского района — 4,7%, Октябрьского района – 3,3%.

Занятость на предприятиях МСП области

Общая численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса cоставила 9619человека и по сравнению с началом года сократилась на 4,18 %.

Таблица 2. Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без внешних совместителей)

Субъект малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников на 01.01.2016, чел.

Среднесписочная численность работников на 01.04.2016, чел.

Среднесписочная численность работников на 01.07.2016, чел.

По оценочны данным доля численности работников субъектов МСП в общей численности экономически активного населения области составляет 28%.

Оборот малых предприятий области

За январь-июнь 2016 года оборот малых предприятий области составил 4002,9 млн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2%.

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) за январь-июнь 2016 года по малым предприятиям составили 136,3 млн. рублей, что на 8,2 процентов меньше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Информация о состоянии малого предпринимательства
в Еврейской автономной области
за 2015 год

Количество и структура субъектов МСП области

В сфере малого и среднего бизнеса в ЕАО по состоянию на 01 января 2016 года осуществляли деятельность 5660 субъектов МСП, в том числе: индивидуальных предпринимателей 3826 единиц, микропредприятий 1549 единиц, малых предприятий 262 единицы, средних предприятий 23 единицы, что на 1,6 % больше аналогичного показателя с начала отчетного года (5403 субъекта МСП).

Таблица 1. Количество субъектов МСП по годам

Категория субъекта МСП

Количество субъектов МСП на 01.01.2015, ед.

Количество субъектов МСП на 01.01.2016, ед.

Абсолютным лидером по числу малых предприятий является г. Биробиджан – 61,5% от общего числа малых предприятий. На долю Смидовичского района приходится 12,6% предприятий, Облученского района — 10,5%, Биробиджанского — 7,3%, Октябрьского района – 4,5%, Ленинского района — 3,6%.

Занятость на предприятиях МСП области

Общая численность занятых на предприятиях малого бизнеса оценочно cоставила 10152 человека и по сравнению с началом года сократилась на 3,6%.

Таблица 2. Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без внешних совместителей)

Субъект малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников на 01.01.2015, чел.

Среднесписочная численность работников на 01.01.2016, чел.

По оценочны данным доля численности работников субъектов МСП в общей численности экономически активного населения области составляет 30%.

Оборот малых предприятий области

За 2015 год оборот малых предприятий области составил 14708,9 млн. рублей и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%.

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) за 2015 год по малым предприятиям составили 1976,6 млн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 5 раз.

Информация о состоянии малого предпринимательства
в Еврейской автономной области

за январь-сентябрь 2014 года

Показатели состояния малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) области представлены на основе текущих статистических данных, представленных Еврстат по состоянию на 01.07.2014.

Количество и структура субъектов МСП области

В сфере малого и среднего бизнеса в ЕАО по состоянию на 01 июля 2014 года осуществляли деятельность 5722 субъекта МСП, в том числе: индивидуальных предпринимателей 3972 единицы, микропредприятий 1481 единиц, малых предприятий 246 единиц, средних предприятий 22 единицы, что на 0,3 % меньше аналогичного показателя по состоянию на 01 января 2014 года (5740 субъектов МСП).

Таблица 1. Количество субъектов МСП по годам

Категория субъекта МСП

Количество субъектов МСП на 01.01.2014, ед.

Количество субъектов МСП на 01.07.2014, ед.

При этом изменение количества малых предприятий в сторону уменьшения произошло по видам деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, гостиницы и рестораны, строительство, обрабатывающие производства. А увеличение числа предприятий — по видам деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля.

Абсолютным лидером по числу малых предприятий является г. Биробиджан – 61,5% от общего числа малых предприятий. На долю Смидовичского района приходится 12,6% предприятий, Облученского района — 10,5%, Биробиджанского — 7,3%, Октябрьского района – 4,5%, Ленинского района — 3,6%.

Малые предприятия.

В области сложилась относительно устойчивая структура распределения числа малых предприятий по видам экономической деятельности. Наибольшую долю от общего числа малых предприятий занимают организации оптовой и розничной торговли – 17,0%; организации осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 16,2%; строительства – 15,8%; обрабатывающих производств – 15,4%; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 14,2%.

Микропредприятия.

Наибольшую долю от общего числа организаций занимают организации оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 37%; осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг 16,0%; строительные организации — 15,4%; организации обрабатывающих производств – 10,0%.

Средние предприятия.

Наибольшую долю от общего числа организаций занимают организации оптовой и розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 32%; финансовые организации и организации строительства – по 22%, организации обрабатывающих производств – 9,0%.

В период с января по июнь 2014 года на территории области зарегистрированы предприятия по следующим видам деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 8, обрабатывающие производства – 2, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 6, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 2, строительство – 3, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 4, транспорт и связь – 1, разработка полезных ископаемых – 3.

Занятость на предприятиях МСП области

Общая численность занятых предприятиях малого бизнеса cоставила 11419 человек и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 7%.

Таблица 2. Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без внешних совместителей)

Субъект малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников на 01.01.2014, чел.

Среднесписочная численность работников на 01.07.2014,

Общая численность занятых на малых предприятиях cоставила 6470 человек и по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 7,6%. Наибольшее снижение численности работающих отмечено в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 34,1%, в гостиницах и ресторанах – на 15,9%. На 10,6% снизилась численность работающих на предприятиях транспорта и связи и осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.

Количество рабочих мест увеличилось по таким видам деятельности как: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 3,3 раза, здравоохранение и предоставление услуг — на 28,1%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — на 4,1%.

В целом средняя численность работающих в расчете на одно малое предприятие составила 26,2 человека. Наибольшее число занятых на одно предприятие, приходится на предприятия: осуществляющие деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, обрабатывающих производств, строительства, здравоохранения и предоставления социальных услуг, средняя численность работающих на которых составила 30 человек и более.

В январе – июне 2014 года численность работников малых предприятий, привлеченных по совместительству и договорам гражданско-правового характера, составила 10,5% от общего числа работающих; на крупных и средних предприятиях области – 5,2%.

Наиболее распространено привлечение работников по совместительству и договорам гражданско-правового характера в организациях: осуществляющих финансовую деятельность – 64,3% от средней численности работающих; по предоставлению прочих коммунальных и персональных услуг – 18,1%; здравоохранения и предоставления социальных услуг – 16,3%, строительства – 15,9%, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 14,2%.

Оплата труда на предприятиях МСП области

Фонд начисленной заработной платы всех работников малых предприятий за январь-июнь 2014 года составил 598,6 млн. рублей (98,2% к соответствующему периоду предыдущего года). Выплаты социального характера в расчете на одного работника составили 38,2 рубля в месяц и увеличились по сравнению с прошлым годом на 58,2%. По крупным и средним предприятиям выплаты социального характера на 1 работника в месяц увеличились по сравнению с предыдущим годом на 3,4%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий составила 17227,4 рубля, на крупных и средних предприятиях – 31385,2 рубля.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года темп роста среднемесячной номинальной заработной платы работников малых предприятий составил 103,3%, крупных и средних предприятий области — 100,9%. При этом реальная заработная плата по полному кругу организаций, с учетом влияния цен, составила к соответствующему периоду прошлого года 99,6%.

За период с начала года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий превысила среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников малых предприятий на 82,2%. Превышение наблюдалось по всем видам деятельности, кроме организаций по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на предприятиях области сложился таким образом

наибольший на малых предприятиях осуществляющих финансовую деятельность, транспорта и связи, по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг,

наименьший — по видам деятельности: гостиницы и рестораны, оптовая и розничная торговля;

наибольший на микропредприятиях обрабатывающих производств.

наименьший — предприятия финансовой деятельности;

наибольший на средних предприятиях строительства и финансовой сферы;

наименьший — по видам деятельности: транспорт и связь.

Размер номинальной начисленной заработной платы работников малых предприятий превысил величину прожиточного минимума трудоспособного населения на 63,9%, которая в январе-июне 2014 года составила 10507,97 рубля.

Оборот малых предприятий области

За январь-июнь 2014 года оборот малых предприятий области составил 3829,2 млн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,6% 1) .

Оборот за период с начала года в расчете на одно малое предприятие в среднем составил 15,5 млн. рублей, а на одного работника списочного состава — 0,7 млн. рублей. На крупных и средних предприятиях и организациях оборот в расчете на одно предприятие составил 44,3 млн. рублей, а на одного работника списочного состава — 0,3 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме оборота малых предприятий занимают следующие виды деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 36,7%, обрабатывающие производства – 15,7%, строительство – 12,5% производство и распределение электроэнергии газа и воды – 8,5%.

В структуре оборота малых предприятий за январь-июнь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошли незначительные изменения, так доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами уменьшилась на 4,8 п.п. и составила 64,2%.

В январе-июне 2014 года малыми предприятиями было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по всем видам деятельности на сумму 2456,7 млн. рублей, что составляет 101,9% к уровню предыдущего года .

Наибольшую долю в объеме отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства занимают предприятия обрабатывающих производств – 24,3%, строительства – 18,7%, предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 13,2%.

За январь-июнь 2014 года торговый оборот малых предприятий составил 1372,5 млн. рублей (126,6% к соответствующему периоду предыдущего года), при этом 96,7% от общего объема проданных товаров приходится на организации оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

На приобретение товаров для перепродажи малыми предприятиями области было затрачено 1192,9 млн. рублей, (86,9% от стоимости проданных товаров несобственного производства).

Из общего объема проданных товаров несобственного производства 688,1 млн. рублей или 50,1% было продано в порядке розничной торговли, что составило 108,0% к соответствующему периоду прошлого года.

Оборот общественного питания к соответствующему периоду прошлого года уменьшился на 27,2% и составил 79,9 млн. рублей.

Объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями, составил 266,6 млн. рублей, что меньше соответствующего периода прошлого года на 32,1%.

Инвестиции СМП

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) за январь – июнь 2014 года по малым предприятиям составили 81,9 млн. рублей и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 45,8%, по средним 27,5 млн.рублей (снижение на 70,2%), по микропредприятиям – 266,3 млн.руб. (рост 33,0%)

На каждое малое предприятие в январе – июне 2014 года приходилось 331,7 тыс. рублей капиталовложений (в 2013 году — 566,3 тыс. рублей).

Вложением в основной капитал занимались организации сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 74,6% от общего объема освоенных малыми предприятиями капиталовложений, строительные организации – 15,1%, предприятия обрабатывающих производств – 5,9%, транспорта и связи — 4,4%.

Малые предприятия, включая индивидуальных предпринимателей с численностью работающих от 16 до 100 человек, являются основными производителями многих видов продукции.

В январе – июне 2014 года выпуск колбасных изделий, цельномолочной продукции и безалкогольных напитков данной категорией производителей составил 100% от общего объема производства в области; мебели — 99,9%; хлебобулочных и кондитерских изделий – 94,2% и 98,4% соответственно. Именно малые предприятия, включая индивидуальных предпринимателей, обеспечивают область мясными полуфабрикатами, рыбными продуктами, минеральными водами и др.

По итогам 2013 года в разрезе ДФО по основным показателям деятельности рейтинг малых предприятий области составил

По количеству малых предприятий на 10 тыс. человек населения область занимает 6 место.

По размеру среднемесячной заработной платы и выплат социального характера в расчете на 1 работника – 9 место.

По количеству отгруженных товаров собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами (без НДС и акциза) на 1 предприятие – 6 место.

По инвестициям в основной капитал на 1 малое предприятие – 7 место.

По обороту на 1 малое предприятие – 9 место.

Анализ состояния малого бизнеса области за рассматриваемый период показал в целом снижение или незначительное повышение основных показателей деятельности, увеличилось количество индивидуальных предпринимателей в области; снизилось общее количество СМП на 0,3%, а количество среднесписочной численности штатных сотрудников СМП области сократилось на 10%. Факторами сокращения их числа послужили: естественная миграция населения; увеличением размеров обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: в Пенсионный фонд России (более чем в два раза) и в Фонд обязательного медицинского страхования, слияние мелких крестьянских (фермерских) хозяйств с более крупными.

В целом значения показателей состояния малых предприятий ЕАО демонстрируют наличие потенциала для их развития и необходимость дальнейшей разработки и реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, в первую очередь – в сфере промышленного производства.

Официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области.

Статус интернет-портала определен постановлением правительства ЕАО от 14.04.10 № 107-nn ‘О статусе Официального интернет-портала органов государственной власти Еврейской автономной области и регламенте его информационной поддержки’

Адрес правительства ЕАО: 679016, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, 18

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

МСП играют важную роль в экономическом развитии страны за счет их вклада в следующие отрасли:

индустриализация сельских районов;

развитие сельских районов и децентрализация промышленности;

создание рабочих мест;

более справедливое распределение доходов;

использование местных ресурсов.

Они жизненно важны при развитии новых производств в городах и сельской местности. Таким образом, они создают рабочие места в той местности, где они расположены.

Малые и средние предприятия являются менее формальными, где руководители, как правило, находятся в тесном контакте со своими работниками, что не соответствует иерархической структуре управления, которые преобладают в крупных организациях. Эти структуры взаимоотношений, как правило, становятся более формальными по мере увеличения размера фирмы.

В соответствии с законом, число сотрудников для каждой категории субъекта составляет:

микропредприятие – не должно превышать 15 человек;

малое предприятие – до 100 человек включительно;

среднее предприятие – до 250 человек включительно.

Предприятия малого и среднего бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности,

Мировая практика свидетельствует, что:

Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

Во-вторых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза — более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан [1].

Роль малых предприятий в экономике довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Самая важная роль малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.

Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство — жизненно важный фактор экономики.

23 сентября 2009 года тогда ещё премьер-министр РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развития малого и среднего предпринимательства России:

сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14% (с 2011).

освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.

отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.

освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.

передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.

продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.

сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (раньше — нужно продлевать каждые пять лет).

В городе Новошахтинске зарегистрировано 316 малых предприятий и 10 средних предприятий.

Среднесписочная численность работников средних предприятий составила 544 человек, что на 43,3% меньше аналогичного показателя прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата работников средних предприятий составила 15 793,8 рублей, что на 9,5% выше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Уровень среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях города составил 11 640,0 руб., что на 10,4% больше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Наиболее динамично развивались предприятия по производству пищевых продуктов (темп роста 148,9%), производству прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2,8 раза), Незначительный рост показали предприятия с основным видом деятельности «деятельность сухопутного транспорта» (111,0%). Объем отгруженных товаров строительных предприятий в отчетном периоде снизился на 9,3%, что связано с уменьшением объема строительных работ, ведущихся в Новошахтинске.

Оборот средних предприятий составил 631 461,0 тыс. руб., темп роста 94,6%. Оборот малых предприятий составил 4 455 569,4 тыс. руб., что на 36,3% больше аналогичного периода прошлого Доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота предприятий по полному кругу составила 52,2%, что на 5,8 процентных пункта больше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Исследование динамики оборота малых и средних предприятий в разрезе видов экономической деятельности выявило следующие тенденции.

По-прежнему, торговые предприятия оказывают существенное влияние на формирование оборота малых предприятий, на их долю приходится 74,3% оборота малых предприятий и 38,8% оборота по полному кругу предприятий, на долю промышленных предприятий – 13,5%, предприятий с основным видом деятельности «операции с недвижимым имуществом» – 2,1%, на долю строительных организаций – 4,8% [2].

Наиболее динамично в анализируемом периоде увеличивался оборот торговых и промышленных предприятий, темп роста 147,9% и 123,9%, соответственно. Незначительный рост показали предприятия с основным видом деятельности «строительство» (109,0%).

Таким образом, можно сделать вывод, что и в пределах города Новошахтинска предприятия сферы малого и среднего бизнеса вносят весомый вклад в формирования экономических показателей деятельности региона: расширение сфер производства товаров и услуг, увеличение товарооборота организаций, создание дополнительных рабочих мест для горожан ‒ все это вносит свой позитивный вклад в формирование положительной динамики экономического развития города.

Список литературы:

Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. [Текст]/ Е.П. Голубков//Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – №3. –С. 14 – 16.

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: Учебно-методическое пособие/ М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2010. С. 45.

Популярное:

  • Квартира за материнский капитал купить в спб NEW! Материнский капитал + рассрочка Сегодня "Норманн" рад предложить уникальную форму оплаты: мы принимаем материнский капитал в качестве первого взноса по любой из рассрочек, доступных в нашей компании! Если материнский капитал не покрывает размер минимально необходимого первого […]
  • Судебный пристав арестовал детский счет Изменения законодательства при аресте детского пособия судебными приставами В последнее время участились обращения родителей к уполномоченному по правам детей и в службу судебных приставов о том, что в рамках исполнительного производства по взысканию задолженностей был наложен арест на […]
  • Статья 264 пункт 3 Мягкий приговор по ч.4 ст.264 УК РФ Т., являясь лицом, управляющим автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Преступление им совершено при следующих обстоятельствах: так он, 28 мая […]
  • Коап п527 О нарушениях общественного порядка Уважаемые жильцы и гости нашего дома!Убедительная просьба соблюдать общественный порядок. Запрещено распивать спиртные напитки и употреблять наркотические средства в местах общественного пользования (подъездах, пожарных лестницах, на лестничных и […]
  • Залог квартиры москва Срочный кредит, займ под залог квартиры в Москве. Взять деньги в долг под залог квартиры. Выдаём кредит под 12% годовых! Мы готовы в кратчайший срок помочь получить срочный кредит под залог квартиры по упрощенной схеме кредитования с минимальным пакетом документов и без […]
  • Петрова татьяна владимировна адвокат тюмень Тюменская Областная Коллегия Адвокатов, НКО Тюменская Областная Коллегия Адвокатов, НКО зарегистрирована по адресу Тюменская обл, г.Тюмень, ул.Профсоюзная, д.17/3, 625048. Председатель президиума организации НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ" Петрова […]