Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

1. императивного;
2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование10общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа — запрет, дозволение, обязывание.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть — в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

Гражданско-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования; В.Б. Исаков – методом координации; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методом автономии).

Отличительными чертами этого метода являются:

• равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;
• автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;
• самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Примерами использования вышеописанного метода регулирования конституционного права является закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частности ярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан.

Следующий метод – публично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом, В.Б. Исаков – методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

• Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;
• Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;
• Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);
• Императивный метод может выражаться также в запрещении, каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В литературе отмечается, что в отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранное явление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который, выражая также соответствующие способы регулирования, существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования.

Метод правового регулирования — совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений.

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ » Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Методы конституционного права

Конституционное право использует разнообразные методы для воздействия на правоотношения, составляющие предмет его регулирования. Но его основу составляют властные нормы права.

Управомачивающие нормы используются для закрепления прав и обязанностей субъектов, их полномочий, компетенцию федеральной власти и власти субъектов. Например, статья 73 Конституции РФ содержит управомачивающие нормы и закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее структурных единиц в виде субъектов.

Перечислим основные методы конституционного права:

  • Метод обвязывания можно встретить довольно часто в Конституционном праве. Он отображается в нормах конституции, которые содержат положения обязывающего характера. Например, статья 58 обязывает граждан бережно относиться к природе и окружающей среде.
  • Метод дозволения очень часто применяется для регулирования конституционных правоотношений. Свое применение он находит в нормах права, которые не обязывают и не управомачивают субъектов на совершение каких-либо действий, но разрешают действовать по своему усмотрению с соблюдением основных принципов и законов. Например, статья 12 Конституции предусматривает право принятия закона об автономной области, по представлению исполнительных и законодательных органов такой области.
  • Метод запрета тоже присущ конституционному праву. Например, положение статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность различных организаций, целью которых является подрыв государственной деятельности или нарушение свобод и прав граждан.

При помощи перечисленных методов конституционного права обеспечивается нормальное функционирование власти, озащищается право и интерес субъект конституционного права.

Конституционное право зарубежных стран представляет собой учебную дисциплину, в рамках которой изучаются отрасли права различных стран. Ее предмет правовые системы …

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения в обязательном порядке складываются в процессе взаимодействия общества и …

Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. …

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

Метод конституционного права как отрасли права

Предмет любой отрасли права определяется качествами общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Для конституционного права Украины также присуще особое круг общественных отношений, щ являющихся предметом конституционно-правового регулированияя.

В отечественной конституционно-правовой науке проблема предмета соответствующей отрасли права долгое время оставалась малоисследованной. В. Ф. Мелащенко одним из первых в независимой Украине исследовал вопрос предметом ета конституционного права и предложил понимать под этой категорией»общественные отношения, которые возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа Украины»3. Эти отношения. В. Ф. Мелащенко под иляв на четыре группы (блоки) (блоки):

1. Отношения, которые составляют основополагающие принципы народовластия, народный суверенитет

2. Отношения, которые раскрывают построение, устройство государства как организации власти народа и для народа

3. Отношения, которые определяют основополагающие принципы функционирования государства (деятельный,»рабочий»аспект государства)

4. Отношения, определяющие характер связей между государством и конкретным лицом

По мнению. Ю. М. Тодика, предметом конституционного права Украины является, прежде всего, общественные отношения: установление, передачи, реализации государственной власти, ее разделения и распределения между органами власти и дру ими политическими структурами, установление границ государственной власти, гарантии прав и свобод граждан. При этом, по мнению. Ю. М. Тодика, специфика предмета конституционного права состоит в том, что его нормы ре гламентують общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Похожие мнения относительно сущности и содержания предмета конституционного ого права высказывают и другие отечественные ученые-конституционалисталісти.

Обобщая взгляды ученых-конституционалистов относительно предмета конституционного права, можно утверждать, что предметом конституционного права Украины являются политические и другие важнейшие общественные отношения и в Украине. В первую очередь, это-общественные отношения, связанные с основами конституционного строя Украины; конституционно-правовым статусом человека и гражданина; формами непосредственной демократии; организац ией и деятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти и. Президента Украины, контрольно-надзорных и других органов государственной власти; административно-территориальным устройством Украины; местность м самоуправлением; правовой защитой Украине; национальной безопасности и обороны Украиныи.

Подавляющее большинство общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, имеют политический характер. Но не все общественные отношения, имеющие политический характер, подлежат конституционно-правовой м регулированию частности, не могут быть отнесены к предмету конституционного права общественные отношения, связанные с внутрипартийной деятельностью, внутриорганизационные вопросами деятельности ор ганов государственной власти и органов местного самоуправленияня.

Предметом конституционного права Украины являются только те общественные отношения политического характера, связанные с осуществлением политического власти основными субъектами владычества — народом Украины, государство й, субъектами местного самоуправления. Конституционные процессуальные отношения, не связанные непосредственно с осуществлением власти в обществе и государств и не определены положениями действующей. Конституции Украине, не могут быть отнесены к предмету национального конституционного права.

время конституционное право Украины регулирует значительный круг общественных отношений неполитического характера. Это важнейшие общественные отношения экономического, общественного, культурного (духовного, идеологичног го), экологического характера. Предметом конституционного права, в частности, выступают общественные отношения, связанные с экономическими, социальными, культурными и экологическими правами и свободами человека и гр омадянина, формами собственности, национальными отношениями, отношениями в области образования, науки и культуры, экологическими отношениями тощщо.

Общественные отношения, является предметом конституционного права, можно выделить из среды других общественных отношений по определенным признакам (критериям). Они характеризуются наличием горизонтальных или вертикаль них отношений между субъектами конституционного права; характерным кругом субъектов общественных отношений, что позволяет идентифицировать такие отношения как конституционно-правовые, а объектами отношений, является констит уцийнимы ценностями (благами) способами и средствами осуществления этих отношений и, самое главное, важности этих отношений для общества и государстваи.

Важность общественных отношений, следует отнести к предмету конституционного права, определяется не временем и местом их возникновения, существования и прекращения, а прежде признанием тех или иных явлений пол политически, экономического, социального, культурного (духовного, идеологического) и другого характера национальными ценностями, приоритетами, проблемами, угрозами в сфере народного и государственного суверенит ету, языка, земли и других природных ресурсов, национальных общностей, форм непосредственной демократии, прав и свобод человека и гражданина, основных принципов и порядка организации и деятельности органов ей государственной власти, основ местного самоуправления и т.п.. Впрочем, как уже отмечалось ранее, многие важные общественных отношений по тем или иным причинам остались вне предмета конституционного права Украини.

Итак, предмет конституционного права — это сложное правовое явление, представленное системой политических, экономических, социальных, культурных (духовных), экологических и других, тесно связанных с ними важнейшей ших общественных относи.

Конституционное право Украины, наряду с предметом, имеет свой метод правового регулирования. Метод конституционного права в значительной степени предопределяется предметом конституционно-правовых отношений, в основе которых ле ежат властные общественные отношения политического характера. Собственно, говоря о категории»метод конституционного права», следует принять во внимание, что речь идет не об одном методе, а о системе методов конституции йно-правовому регулированиюня.

Термин»метод конституционного права»является условным, поскольку он: 1) опосредует систему методов нормативно-правового регулирования общественных отношений нормами конституционного права, т.е. под этим термином ом следует понимать совокупность методов конституционного права: 2) касается правового регулирования общественных отношений и не существует отвлеченно от этих отношений, то есть речь идет о методе конституционно-прав ового регулированию.

Итак, метод конституционного права, или метод конституционно-правового регулирования — это система способов, приемов целенаправленного юридического воздействия норм конституционного права на общественные отношения, щ являющихся предметом конституционно-правового регулирования.

Метод конституционно-правового регулирования является производным от метода правового регулирования как способа воздействия юридических норм на общественные отношения. Ему свойственны те же общие признаки (квалификации), что и и метода правового регулирования в целом. Он касается только юридических норм, обеспечивает единство правового регулирования; гарантируется в необходимых случаях средствами государственного принуждения; является одним из основных х критериев деления норм права на отраслизі.

время метода конституционного права присущи и специальные признаки, позволяющие разграничивать эту отрасль национального права с другими, выявляют ее особенности, специфические качества, а именно: регулирует наиболее йважливиши политические, экономические, социальные, культурные (духовные) и другие, тесно связанные с ними общественные отношения; обусловлен функциями конституционного права, имеет в основном императивный (катег оричний) характер, способствует реализации интегративной функции конституционного права относительно других отраслей национального права; представлен совокупностью различных способов (методов) специального воз ву конституционно-правовые отношения тощ.

Для конституционного права традиционно характерным методом правового регулирования является метод субординации или императивный метод, предусматривающий регулирование общественных отношений сверху вниз на собственно-империй ативних началах частности, императивный м ^ тод применяется в конституционном праве при определении основных принципов организации и деятельности органов исполнительной властейи.

Впрочем императивный метод или метод субординации в современном конституционном праве теряет свои исключительные позиции. Это сказалось на том, что многие субъекты конституционного права не находятся между соб боя в императивно-субординационных связям. Так, согласно. Конституции Украины, местное самоуправление на сегодня отделено от государства, а органы и должностные лица местного самоуправления не пере бывают между собой в прямых субординационных связям. Зато, характерным признаком современного конституционного права стала юридическое равенство многих субъектов конституционного права, в частности народа Украины ны и национальных меньшинств и других социальных сообществ; государственной власти и местного самоуправления; высших органов государственной власти между собой. Даже отношения между лицом и государством на сегодня потеряли и императивный характер. Эти тенденции развития современного конституционного права способствовали активному практикования диспозитивного метода правовых отношений, являющихся предметом конституционного правправа.

Впрочем методы конституционного права продолжают сохранять императивный характер, что объясняется признанием доминирования в конституционно-правовых отношениях двух основных субъектов, наделенных абсолютным суверенитетом — народа Украины и украинского государства. Все другие субъекты конституционного права прямо или косвенно находятся в состоянии субординации с этими субъектами и зависят от народного сувере нитету и государственного суверенитета. Поэтому для современного конституционного права свойственно органическое сочетание двух основных методов правового регулирования — субординационного и координационного, с доминированием императивного методду.

Общими методами осуществления юридического воздействия права на общественные отношения, активно применяются и в конституционном праве, является метод положительного обязательства, метод разрешения и метод запрета

Метод конституционного обязательства оказывается в побудительном отношении субъектов конституционного права характере конституционных предписаний. Например, в 66. Конституции Украины определяет:»Каждый обязан и не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убыткии».

Метод конституционного разрешения находит свое нормативное выражение в положениях действующего конституционного законодательства Украины о мере возможного правового поведения субъектов конституционного права. Так, ч ч 1 ст 41. Конституции Украины закрепляет:»Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельноститі».

Значительно реже в конституционном праве применяется метод запрета. Как правило, этот метод предусматривает юридическое ограничение правосубъектности участников конституционно-правовых отношений, имеет целью упорное едження конституционного деликта. Например, в 74. Конституции Украины запрещает проведение всеукраинского референдума по вопросам налогов, бюджета и амнистиитії.

Кроме общих методов правового регулирования в конституционном праве применяются специальные методы конституционно-правового регулирования, присущие исключительно или преимущественно именно этой отрасли национальной ьного права. К таким методам конституционного права можно отнести, прежде всего, метод конституционного установления, смысл которого заключается в нормативном установлении, определении основ общественной и держа вного строя, непосредственной демократии, правового статуса человека, организации и функционирования органов государственной власти, общих принципов местного самоуправления и т.п.. Этот метод, в частности, обьективизуеть ся в конституционных нормах-принципах и нормах-дифенициях. Примером применения в Украине устанавливая метода является в 1. Конституции Украины:»Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, п равова государствоава».

Метод конституционного нормирования, по мнению. О. Ф. Фрицький, характерно для закрепления правового статуса лица (за исключением политических прав) в пределах и объеме конституционного закрепления без конкреты изации этого. Института. Не исключается возможность обнаружения и других методов конституционно-правового регулированияння.

Общие и специальные методы регулирования важнейших общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, находятся в устойчивых структурно-функциональных связях и образуют систему методов конституционно-правового регулирования, более известную в юридической науке как категория»метод конституционного права.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Популярное:

  • Транспортный проезд дом 5 одинцово г. Одинцово, Транспортный переулок, 5 На странице для адреса Транспортный пер., дом 5 указано о проходящем поблизости наземном транспорте, расстоянии до ближайших остановок и жд платформ, об учреждениях и организациях, находящихся рядом. Общая информация об адресе Транспортный переулок, […]
  • Расторгнуть срочный договор Порядок расторжения срочного трудового договора Обновление: 26 сентября 2016 г. Принимая решение о найме сотрудника в компанию на определенный срок, нужно учитывать, что расторжение срочного трудового договора такого работника в зависимости от обстоятельств и основания увольнения может […]
  • Возврат ндфл за мамин выбор Конференция ЮрКлуба Почему пособие обложили налогом ? Знатоооок права 29 Янв 2014 Знатоооок права 29 Янв 2014 В СМИ прошла вот такая информация : День добрый! ВНИМАНИЕ родителей, которые получали или получают выплаты по проекту "МАМИН ВЫБОР"! Согласно действующего Нологового […]
  • Права иностранца имеющего вид на жительство в россии Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на […]
  • П1 ст 1211 гк рф Статья 1211. Право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права 1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент […]
  • Ст 59 тк рф п 10 Статья 59. Срочный трудовой договор Статья 59. Срочный трудовой договор 1. Основания, предусмотренные ч. 1 ст. 59, не являются исчерпывающими. Трудовым кодексом или иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие случаи, когда заключение срочного трудового договора является […]