Налоговый кодекс Украины
Статья 137. Порядок исчисления налога на прибыль предприятий и уплаты

137.1. Налог начисляется плательщиком самостоятельно по ставке, определенной статьей 136 настоящего Кодекса, от базы налогообложения, определенной согласно статье 135 настоящего Кодекса.

137.2. Налог, подлежащий уплате в бюджет налогоплательщиками, осуществляющими страховую деятельность, определяется в порядке, предусмотренном пунктом 141.1 статьи 141 настоящего Кодекса.

137.3. Ответственность за полноту содержания и своевременность перечисления в бюджет налога, указанного в пункте 57.1-1 статьи 57 и 141.4 статьи 141 настоящего Кодекса, возлагается на налогоплательщиков, осуществляющих соответствующие выплаты.

137.4. Налоговый (отчетный) период для налога на прибыль предприятий, кроме случаев, предусмотренных пунктом 137.5 настоящей статьи, календарные: квартал, полугодие, три квартала, год. При этом налоговая декларация рассчитывается нарастающим итогом. Налоговый (отчетный) период начинается с первого календарного дня налогового (отчетного) периода и заканчивается последним календарным днем ​​налогового (отчетного) периода, кроме:

137.4.1. производителей сельскохозяйственной продукции, определенной статьей 209 настоящего Кодекса, могут выбрать летний налоговый (отчетный) период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года.

Для целей налогообложения налогом на прибыль к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий налоговый (отчетный) год превышает 50 процентов общей суммы дохода;

137.4.2. в случае если лицо ставится на учет контролирующим органом как плательщик налога в течение налогового (отчетного) периода, первый налоговый (отчетный) период начинается с даты, на которую приходится начало такого учета и заканчивается последним календарным днем ​​такого налогового (отчетного) периода;

137.4.3. если налогоплательщик ликвидируется (в том числе до окончания первого налогового (отчетного) периода), последним налоговым (отчетным) периодом считается период, на который приходится дата ликвидации.

137.5. Годовой налоговый (отчетный) период устанавливается для таких налогоплательщиков:

а) налогоплательщиков, зарегистрированных в течение отчетного (налогового) года (вновь), которые платят налог на прибыль на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году;

б) производителей сельскохозяйственной продукции;

в) налогоплательщиков, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период, не превышающий 20000000 гривен. При этом к годовому доходу от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенного по показаниям Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы финансовые доходы и прочие доходы.

137.7. Нерезидент ежегодно может получать от контролирующего органа подтверждение на украинском языке по уплате налога.

137.8. Плательщики налога на доход: субъекты, осуществляющие выпуск и проведение лотерей, ежеквартально уплачивают налог на доход в порядке и в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль.

Статья 137. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Комментарий к Ст. 137 НК РФ

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Данной статьей право на обжалование предоставлено только налогоплательщикам и налоговым агентам. Вместе с тем возникает вопрос о праве других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов.

Правила ч. 1 комментируемой статьи:

а) применяются лишь при обжаловании актов налоговых органов. При этом речь идет об актах налоговых органов не только по месту учета лица, обратившегося с жалобой, но и любого иного акта налогового органа, включая ФНС России, ненормативного характера. Иначе говоря, речь идет о решениях, постановлениях и т.п. актах, содержащих обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущих определенные юридические последствия (например, решение о выездной налоговой проверке, постановление о взыскании налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.) и имеющих индивидуальный характер (т.е. они относятся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц). Такой вывод основан на анализе правил ч. 1 комментируемой статьи;

б) налогоплательщики — это физические лица и организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

в) о налоговых агентах;

г) должностные лица (ч. 1 ст. 137 НК РФ) — это работники любых налоговых органов, чьи действия (бездействие) обжалованы (о том, какие категории работников налоговых органов относятся к должностным лицам, а также об их правах, полномочиях, обязанностях мы с вами говорили в ст. ст. 31, 32, 33, 35 НК РФ);

д) и налогоплательщики, и налоговые агенты вправе обжаловать не только ненормативные акты, но и:

действия должностных лиц налоговых органов. При этом речь идет о любых действиях (например, совершенных при проведении налоговой проверки, при проведении осмотра, выемки документов, при вскрытии помещений и хранилищ, при доступе на территорию), которые связаны с осуществлением ими своих служебных полномочий. Если же последние допускают действия, не связанные с их работой в налоговом органе, то подлежат применению положения административного, уголовного, иного законодательства РФ;

бездействие должностных лиц налоговых органов. Речь идет о фактах неисполнения последними обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, Законом о налоговых органах, Положением о ФНС России, другими актами законодательства о налогах. Примерами могут служить: неосуществление зачета, невозврат суммы излишне взысканного налога, невозврат излишне уплаченной суммы налога;

е) акты, действия, бездействие могут быть обжалованы:

— и в том случае, когда они исходят от коллегиального налогового органа, и когда они исходят от отдельных должностных лиц налогового органа;

— постольку, поскольку (по мнению налогоплательщика или налогового агента) они нарушают права последних (об этих правах мы говорили в ст. 21 НК РФ). Во всяком случае, нельзя отказывать в приеме жалобы на том основании, что никаких нарушений не было: необходимо рассмотреть жалобу по существу (в порядке, предусмотренном в ст. ст. 138, 139 НК РФ);

ж) право на обжалование реализуется налогоплательщиком (налоговым агентом) путем подачи письменной жалобы соответствующему налоговому органу или должностному лицу либо искового заявления в суд.

Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 137. Порядок визнання доходів

137.1. Дохід від реалізації товарів визнається за датою переходу покупателю права собственности на такой товар.

Доход от предоставления услуг и выполнения работ признается по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии требованиям действующего законодательства, подтверждающего выполнение работ или оказание услуг.

137.2. Доходом в случае получения средств целевого финансирования из фондов общеобязательного ‘ обязательного государственного социального страхования или бюджетов признается:

137.2.1. сумма средств, равная части амортизации об ‘ объекта инвестирования (основных средств, нематериальных активов), пропорциональной доли полученного плательщиком налога из бюджета или за счет кредитов, привлеченных Кабинетом Министров Украины, целевого финансирования капитальных инвестиций в общей стоимости таких инвестиций в об ‘ объект

137.2.2. целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), понесенных предприятием, и финансирование для оказания поддержки предприятию без установления условий расходования таких средств на выполнение в будущем определенных мероприятий — с момента его фактического получения

137.2.3. целевое финансирование, кроме случаев, указанных в подпунктах 137.2.1 и 137.2.2 этого пункта, в течение тех периодов, в которых были осуществлены расходы, эт ‘ связанные с выполнением условий целевого финансирования.

137.3. В случае если налогоплательщик производит товары, выполняет работы, оказывает услуги по долговременным (более одного года) технологическим циклом производства и если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, не предусмотрена поэтапная их сдача, доходы начисляются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со степенью завершенности производства (операции по предоставлению услуг), который определяется по удельному весу расходов, осуществленных в отчетном налоговом периоде, в общей ожидаемой сумме таких расходов и/или по удельному весу объема услуг, предоставленных в отчетном налоговом периоде, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены.

После перехода покупателю права собственности на товары (работы, услуги) с долговременным технологическим циклом производства, указанные в предыдущем абзаце, исполнитель осуществляет корректировку фактически полученного дохода, эт ‘ связанного с изготовлением таких товаров (работ, услуг), начисленного в предыдущие периоды в течение срока их изготовления.

При этом, если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (с учетом дополнительных соглашений) превышает сумму дохода, предварительно начисленную по результатам каждого налогового периода в течение срока изготовления таких товаров (работ, услуг), такое превышение подлежит зачислению в доходы отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги).

Если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (С учетом дополнительных соглашений) меньше суммы дохода, предварительно определенного по результатам каждого налогового периода в течение срока изготовления таких товаров (работ, услуг), такая разница подлежит зачислению в уменьшение доходов отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги).

137.4. Датой получения доходов, которые учитываются для определения об ‘ объекта налогообложения, является отчетный период, в котором такие доходы признаются согласно этой статье, независимо от фактического поступления средств (метод начислений), определенный с учетом норм этого пункта и статьи 159 настоящего Кодекса.

137.5. При продаже товаров по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком — комитентом датой получения дохода от такой продажи считается дата продажи товаров, принадлежащих комитенту, которая указанная в отчете комиссионера (агента).

137.6. В случае осуществления торговли товарами или услугами с использованием автоматов по продаже товаров (услуг) или другого подобного оборудования, не предусматривающего наличия регистратора расчетных операций, контролируемого уполномоченным на это физическим лицом, датой получения дохода считается дата изъятия из таких автоматов или подобного оборудования денежной выручки.

В случае если торговля товарами (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины, датой получения дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины.

137.7. В случае если торговля товарами, выполнение работ, оказание услуг осуществляются с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, именных или других чеков, датой получения дохода считается дата оформления соответствующего счета (Расчетного документа).

137.8. Датой получения доходов налогоплательщика от проведения кредитно-депозитных операций является дата признания процентов (комиссионных и других платежей, эт ‘ связанных с созданием или приобретением кредитов, вкладов (депозитов), определенная согласно правилам бухгалтерского учета.

137.9. Датой получения доходов владельца ипотечного сертификата участия по операциям с таким ипотечным сертификатом является дата начисления в течение соответствующего отчетного периода дохода по консолидированному ипотечным долгом (уменьшенного на сумму вознаграждения за управление и обслуживание ипотечных активов).

Абзац второй исключен.

Абзац третий исключен.

137.10. Суммы безвозвратной финансовой помощи и безвозмездно полученные товары (работы, услуги) считаются доходами на дату фактического получения налогоплательщиком товаров (Работ, услуг) или по дате поступления средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим разделом.

137.11. Датой получения доходов в виде арендных/лизинговых платежей (без учета части лизингового платежа, который предоставляется в счет компенсации части стоимости объекта ‘ объекта финансового лизинга) за имущество, переданное налогоплательщиком в аренду/лизинг, лицензионных платежей (в том числе роялти) за пользование об ‘ объектами интеллектуальной собственности является дата начисления таких доходов, установленная в соответствии с условиями заключенных договоров.

137.12. Датой получения доходов от продажи иностранной валюты является дата перехода права собственности на иностранную валюту.

137.13. Суммы штрафов и/или неустойки или пени, полученные по решению сторон договора или соответствующих государственных органов, суда, включаются в состав доходов налогоплательщика по дате их фактического поступления.

137.14. Датой увеличения доходов от страховой деятельности является дата возникновения ответственности плательщика налога — страховщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования/перестрахования независимо от порядка уплаты страхового взноса, определенного в соответствующем договоре (кроме долгосрочных договоров страхования жизни и других договоров страхования, заключенных на срок более одного года, договоров страхования, заключенных в соответствии с Законом Украины » О негосударственном пенсионном обеспечении «).

137.15. По договорам долгосрочного страхования жизни и другим договорам страхования, заключенным на срок более одного года, договорам страхования, заключенным в соответствии с Законом Украины » О негосударственном пенсионном обеспечения » доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии условиям указанных договоров.

137.16. Датой получения других доходов является дата их возникновения согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено нормами этого раздела.

137.17. Доходы налогоплательщика в виде стоимости основных средств, полученных с целью осуществления их эксплуатации, не учтены в составе дохода при их зачисления на баланс плательщика налога в соответствии с настоящим Кодексом, в целях налогообложения признаются доходами в сумме, равной сумме амортизации соответствующих активов, начисленной в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в момент начисления такой амортизации в случае:

безвозмездно полученных об ‘ объектов энергоснабжения, газ и тепло, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиями на присоединение к указанным сетям

безвозмездно полученных или произведенных или построенных за счет средств бюджета или кредитов, привлеченных Кабинетом Министров Украины или под гарантии Кабинета Министров Украины, в случае выполнения обязательства ‘ язань по гарантии Кабинетом Министров Украины

безвозмездно полученных предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования основных средств транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе других предприятий.

137.18. По ценным бумагам, приобретенным налогоплательщиком с целью их продажи или содержания до даты погашения, сумма процентов включается в состав его доходов в налоговый период, в течение которого была осуществлена на уровне обычной цены, основных средств, полученных налогоплательщиком от концессиедателя соответствии с Законом Украины » Об особенностях передачи в аренду или концессию о ‘ объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности «, признаются в сумме, равной сумме амортизации соответствующих активов, начисленной согласно статье 145 настоящего Кодекса, одновременно с ее начислением.

137.20. Доходы налогоплательщика — лицензиата по поставке природного газа по регулируемому тарифу (гарантированный поставщик), определяется в соответствии с Законом Украины » Об основах функционирования рынка природного газа » (далее — гарантированный поставщик), учтены для определения об ‘ объекта налогообложения согласно нормам этой статьи, уменьшаются на сумму начисленных но не полученных в отчетном периоде средств из бюджета по программе финансирования льгот и жилищных субсидий отдельным категориям населения на оплату отдельных видов энергии, товаров и услуг.

Сумма задолженности бюджета по оплате льгот и жилищных субсидий, погашенной из бюджета, в следующем отчетном (налоговом) периоде включается в сумму дохода, определенной как о ‘ объект налогообложения.

137.21. Если заемщик (дебитор) задерживает уплату процентов (комиссионных), кредитор регулирует такую метод начисления процентов (комиссионных) по такому кредиту не применяется до полного погашения заемщиком (дебитором) задолженности или списания задолженности, которая признана безнадежной согласно статье 159 этого Кодекса.

Комментарий

Ст. 137 НКУ регулирует порядок признания доходов, задекларированных плательщиком налога на прибыль предприятий. В процессе признания доходов органы государственной налоговой службы проверяют дату и другие критерии получения дохода. Дата имеет значение для отнесения того или иного дохода до определенного отчетного налогового периода, когда они возникли.

В зависимости от характера доходов законодательством с целью урегулирования порядка признания доходов выделено несколько их групп, в частности: а) общие доходы (в отношении всех товаров, работ, услуг) б) доходы в случае получения средств целевого финансирования из фондов общеобязательного ‘ обязательного государственного социального страхования или бюджетов, в) доходы, возникающие в процессе длительного технологического цикла.

П. 137.1 НКУ устанавливает, что доход от реализации товаров признается по дате перехода покупателю права собственности на такой товар. Доход от предоставления услуг и выполнения работ признается по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающего выполнение работ или оказание услуг. В этой ‘ связи следует отметить, что согласно ст. 334 Гражданского кодекса Украины право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. При этом передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи ‘ связи и т.п. для отправления, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства ‘ Обязательства доставки. К передаче имущества приравнивается вручение коносамента или другого товарно-распорядительного документа на имущество.

Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

В случае получения средств целевого финансирования из фондов общеобязательного ‘ обязательного государственного социального страхования или бюджетов доходом признается: сумма средств, равная части амортизации об ‘ объекта инвестирования (основных средств, нематериальных активов), пропорциональной доли полученного налогоплательщиком из бюджета целевого финансирования капитальных инвестиций в общей стоимости таких инвестиций в об ‘ объект; целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), понесенных предприятием, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий расходования таких средств на выполнение в будущем определенных мероприятий — с момента его фактического получения целевое финансирование, кроме указанных выше двух случаев — в течение тех периодов, в которых были осуществлены расходы, эт ‘ связанные с выполнением условий целевого финансирования.

Если налогоплательщик производит товары, выполняет работы, оказывает услуги с длительным (более одного года) технологическим циклом производства и если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, не предусмотрено поэтапной их сдача, доходы начисляются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со степенью завершенности производства (операции по предоставлению услуг), который определяется по удельному весу расходов, осуществленных в отчетном налоговом периоде, в общей ожидаемой сумме таких расходов и/или по удельному весу объема услуг, предоставленных в отчетном налоговом периоде, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены. После перехода покупателю права собственности на товары (работы, услуги) с долговременным технологическим циклом производства, указанные в предыдущем абзаце, исполнитель осуществляет корректировку фактически полученного дохода, эт ‘ связанного с изготовлением таких товаров (работ, услуг), начисленного в предыдущие периоды в течение срока их изготовления. При этом, если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (С учетом дополнительных соглашений) превышает сумму дохода, предварительно начисленную по результатам каждого налогового периода в течение срока изготовления таких товаров (Работ, услуг), такое превышение подлежит зачислению в доходы отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги). Если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (с учетом дополнительных соглашений) меньше суммы дохода, предварительно определенного по результатам каждого налогового периода в течение срока изготовления таких товаров (работ, услуг), такая разница подлежит зачислению в уменьшение доходов отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги).

П. 137.4 НКУ устанавливает, что датой получения доходов, которые учитываются для определения об ‘ объекта налогообложения, является отчетный период, в котором такие доходы признаются согласно этой статье, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начислений), определенный с учетом норм этого пункта и статьи 159 Кодекса, которая определяет порядок урегулирования безнадежной и сомнительной задолженности.

Статья 137 НК РФ. Право на обжалование (действующая редакция)

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 137 НК РФ

Конституция РФ устанавливает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также определяет, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ). На основе конституционно-правовых установлений формируются административный и судебный способы защиты прав и свобод.

Процедуры реализации гражданами РФ права на обращение установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В Законе, в частности, определено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст. 2). Законом предусмотрены виды обращений: предложение, заявление, жалоба (ст. 4). Жалобой признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Право на жалобу является частным случаем реализации права на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

В научной литературе право на жалобу в государственный орган власти или орган местного самоуправления, гарантированное ст. 33 Конституции РФ и на реализацию которого направлен названный выше Федеральный закон, называется правом на общую административную жалобу. Такое право является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. «Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права».

Порядок рассмотрения обращений, предусмотренный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона). Установление федеральными законами специальных режимов обжалования призвано обеспечить экономичное, быстрое и квалифицированное рассмотрение дела и, в связи с этим, направлено на усиление защиты прав граждан.

В раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» Налогового кодекса РФ включены специальные правила подачи жалоб, их рассмотрения и принятия решений по ним. В зависимости от объекта обжалования в комментируемой статье выделено: а) право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц; б) право на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов. Нормы раздела VII Налогового кодекса РФ распространяют свое действие только на жалобы, объектом которых являются акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Субъектом обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц может быть любое лицо, а не только налогообязанное (налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент). Законодатель отказался от указания в Кодексе исчерпывающего перечня лиц, которые могут выступать субъектом жалобы, что соответствует общеправовым гарантиям, предоставляющим возможность каждому обжаловать решения, действия или бездействие, нарушающие его права.

Условием реализации права на жалобу на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц является предположение лица о том, что такие акты, действия или бездействие нарушают его права, то есть препятствуют реализации законных прав и интересов лица, незаконно возлагают на него обязанности либо ответственность.

Легальное понятие «акт налогового органа ненормативного характера» отсутствует, его толкование было дано судами.

Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что понятие «акт» используется в ст. 137 Налогового кодекса РФ в ином значении, чем в статьях 100 и 101.1 Налогового кодекса РФ. Акт налогового органа ненормативного характера не является понятием, идентичным понятиям акта налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и акта, который составляется при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах (ст. 101.4 НК РФ).

Пленум ВАС определил, что под актом ненормативного характера понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Несмотря на то что Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 в настоящее время утратило силу, изложенный в нем общий подход к определению понятия «акт налогового органа ненормативного характера» не изменился.

Понятие «акт налогового органа ненормативного характера» также рассматривал Конституционный Суд РФ, который Определением от 4 декабря 2003 г. N 418-О внес уточнение в его понимание. Исследованию подверглось требование о представлении документов: его утвержденная форма не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита. Конституционный Суд РФ указал, что подписание такого требования иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности данного решения. Далее суд заключил, что ст. 137 и 138 Налогового кодекса РФ не исключают обжалование актов ненормативного характера любых должностных лиц налоговых органов, а не только актов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Действия должностных лиц налогового органа как объект обжалования представляют собой правоприменительные поведенческие акты, не облекаемые в форму документа. Обжалуя действия должностных лиц налогового органа, заинтересованное лицо ставит под сомнение соответствие этого действия норме права. Обжалуемое действие может быть выражено в совершении действий, не предусмотренных нормами права, либо в совершении действий, предусмотренных правовыми нормами, но с нарушением установленной процедуры. Бездействие должностного лица налогового органа выражается в невыполнении обязанностей, которые этому лицу предписано выполнить в силу его должностного положения.

В порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, могут быть обжалованы только действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, а не каких-либо иных сотрудников налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов признаются федеральные государственные гражданские служащие РФ, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Президентом РФ.

Порядок реализации права на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов устанавливается иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ. В результате судебной реформы, осуществленной в России в 2014 году, порядок обжалования нормативных правовых актов в целом, в том числе нормативных правовых актов налоговых органов, регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Понятие «нормативные правовые акты налоговых органов» в законе не определено. Исходя из системы и структуры органов исполнительной власти, установленной Президентом РФ, федеральные службы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная налоговая служба, как следует из Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», а также из п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ, не наделена правом принимать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Однако в последнее время законодатель все чаще на основе прямого делегирования полномочий наделяет Федеральную налоговую службу полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов. Так, например, в соответствии с п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ Федеральная налоговая служба уполномочена определить основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. Соответствие приведенной нормы Конституции РФ было подтверждено Конституционным Судом РФ, который обосновал делегирование нормотворческих полномочий Федеральной службе широкой свободой усмотрения, которой обладает федеральный законодатель. Он, по мнению суда, не лишен права наделить Федеральную налоговую службу полномочиями по изданию подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся налогообложения, путем прямого указания таких полномочий в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, Служба на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Минфина России издает приказы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 9.8).

Таким образом, нормативными правовыми актами налоговых органов являются письменные официальные документы, принятые Федеральной налоговой службой в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и в соответствии с ним, в форме приказа, направленные на установление общеобязательных правил поведения.

Налоговый кодекс Украины — Статья 137

Статья 137. Порядок признания доходов

137.1. Доход от реализации товаров признается по дате перехода покупателю права собственности на такой товар.

Доход от продажи (обмена) объекта движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов) определяется исходя из цены, указанной в договоре купли — продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости этого объекта, определенной по закону.

Доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре купли — продажи (мены) , но не ниже среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства или не ниже его оценочной стоимости, определенной по закону (по выбору плательщика налога).

Среднерыночная стоимость легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов определяется ежеквартально центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического развития, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (для каждой марки, модели таких транспортных средств с учетом года выпуска и пробега, на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств), и публикуется на официальном сайте этого органа в режиме свободного доступа до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

137.2. Как исключение из положений пункта 173.1 этой статьи, доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, не подлежит налогообложению.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, подлежит налогообложению по ставке, определенной пунктом 167.2 статьи 167 этого Кодекса.

137.3. В случае если налогоплательщик производит товары, выполняет работы, оказывает услуги по долговременным (более одного года) технологическим циклам производства и если договорами, заключенными на производство таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, не предусмотрена поэтапная их сдача, доходы начисляются плательщиком налога самостоятельно в соответствии со степенью завершенности производства (операции по предоставлению услуг), определяемой по удельному весу расходов, осуществленных в отчетном налоговом периоде, в общей ожидаемой сумме таких расходов и / или по удельному весу объема услуг, предоставленных в отчетном налоговом периоде, в общем объеме услуг, которые должны быть предоставлены.

После перехода покупателю права собственности на товары (работы, услуги) с длительным технологическим циклом производства, указанные в предыдущем абзаце, исполнитель осуществляет корректировку фактически полученного дохода, связанного с изготовлением таких товаров (работ, услуг), начисленного в предыдущие периоды в течение срока их изготовления.

При этом, если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (с учетом дополнительных соглашений) превышает сумму дохода, предварительно начисленную по результатам каждого налогового периода в течение срока изготовления таких товаров (работ, услуг), такое превышение подлежит зачислению в доходы отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги).

Если фактически полученный доход в виде конечной договорной цены (с учетом дополнительных соглашений) меньше суммы дохода, предварительно определенного по результатам каждого налогового периода на протяжении срока изготовления таких товаров (работ, услуг), такая разница подлежит зачислению в уменьшение доходов отчетного периода, в котором происходит переход права собственности на такие товары (работы, услуги).

137.4. Датой получения доходов, которые учитываются для определения объекта налогообложения, является отчетный период, в котором такие доходы признаются в соответствии с настоящей статьей, независимо от фактического поступления средств (метод начислений), определенный с учетом норм этого пункта и статьи 159 Налогового Кодекса.

137.5. При продаже товаров по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком — комитентом датой получение дохода от такой продажи считается дата продажи товаров, принадлежащих комитенту, указанной в отчете комиссионера (агента).

137.6. В случае осуществления торговли товарами или услугами с использованием автоматов по продаже товаров (услуг) или иного подобного оборудования, которое не предполагает наличия регистратора расчетных операций, контролируемого уполномоченным на это физическим лицом, датой получения дохода считается дата изъятия из таких автоматов или подобного оборудования денежной выручки.

В случае если торговля товарами (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины, датой получения дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей денежного знака, выраженного в денежной единице Украины.

137.7. В случае если торговля товарами, выполнение работ, предоставление услуг осуществляются с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, именных или других чеков, датой получения дохода считается дата оформления соответствующего счета (расчетного документа).

137.8. Датой получения доходов налогоплательщика от проведения кредитно-депозитных операций является дата признания процентов (комиссионных и других платежей, связанных с созданием или приобретением кредитов, вкладов (депозитов), определенная согласно правилам бухгалтерского учета.

137.9. Датой получения доходов владельца ипотечного сертификата участия по операциям с таким ипотечным сертификатом является дата начисления в течение соответствующего отчетного периода дохода по консолидированному ипотечному долгу (уменьшенного на сумму вознаграждения за управление и обслуживание ипотечных активов).

Если заемщик (дебитор) задерживает уплату процентов (комиссионных), кредитор регулирует такую задолженность согласно пункту 159.1 статьи 159 Налогового Кодекса. (Исключен на основании Закона N 4834-VI от 24.05.2012)

При этом метод начисления процентов (комиссионных) по такому кредиту (депозиту) не применяется до полного погашения дебитором задолженности или списания задолженности, признанной безнадежной согласно статье 159 Налогового Кодекса. (Исключен на основании Закона N 4834-VI от 24.05.2012)

137.10. Суммы безвозвратной финансовой помощи и безвозмездно полученные товары (работы, услуги) считаются доходами на дату фактического получения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или по дате поступления средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим разделом.

137.11. Датой получения доходов в виде арендных / лизинговых платежей (без учета части лизингового платежа, который предоставляется в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга) за имущество, переданное налогоплательщиком в аренду / лизинг, лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности является дата начисления таких доходов, которая установлена в соответствии с условиями заключенных договоров.

137.12. Датой получения доходов от продажи иностранной валюты является дата перехода права собственности на иностранную валюту.

137.13. Суммы штрафов и / или неустойки или пени, полученные по решению сторон договора или соответствующих государственных органов, суда, включаются в состав доходов налогоплательщика по дате их фактического поступления.

137.14. Датой увеличения доходов от страховой деятельности является дата возникновения ответственности налогоплательщика — страховщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования / перестрахования независимо от порядка уплаты страхового взноса, определенного в соответствующем договоре (кроме долгосрочных договоров страхования жизни и других договоров страхования, заключенных на срок более одного года, договоров страхования, заключенных в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»)

137.15. По договорам долгосрочного страхования жизни и другим договорам страхования, заключенным на срок более одного года, договорам страхования, заключенным в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса согласно условиям указанных договоров.

137.16. Датой получения других доходов является дата их возникновения согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено нормами настоящего раздела.

137.17. Доходы налогоплательщика в виде стоимости основных средств, полученных с целью осуществления их эксплуатации, которые не учтены в составе дохода при их зачисления на баланс налогоплательщика соответствии с настоящим Кодексом, в целях налогообложения признаются доходами в сумме, равной сумме амортизации соответствующих активов, начисленной в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в момент начисления такой амортизации в случае:

  • безвозмездно полученных объектов энергоснабжения, газо-и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей, построенных потребителями по требованию специализированных эксплуатирующих предприятий согласно техническим условиям на присоединение к указанным сетям;
  • безвозмездно полученных или изготовленных или построенных за счет средств бюджета или кредитов, привлеченных Кабинетом Министров Украины или под гарантии Кабинета Министров Украины, в случае выполнения обязательств по гарантии Кабинетом Министров Украины
  • безвозмездно полученных предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования основных средств транспортной инфраструктуры, находящихся на балансе других предприятий

137.18. По ценным бумагам, приобретенным налогоплательщиком с целью их продажи или содержание до даты погашения, сумма процентов включается в состав его доходов в налоговый период, в течение которого была осуществлена или должна быть осуществлена выплата таких процентов согласно условиям выпуска таких ценных бумаг.

37.19. Доходы концессионера в виде стоимости, определенной на уровне обычной цены, основных средств, полученных плательщиком налогов от концессиедателя соответствии с Законом Украины «О особенности передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности «, признаются в сумме, равной сумме амортизации соответствующих активов, начисленной в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса, одновременно с ее начислением.

137.20. Доходы налогоплательщика — лицензиата по поставке природного газа по регулируемому тарифу (гарантированный поставщик), который определяется в соответствии с Законом Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» (далее — гарантированный поставщик), учтены для определения объекта налогообложения согласно нормам этой статьи , уменьшаются на сумму начисленных но не полученных в отчетном периоде средств из бюджета по программе финансирования льгот и жилищных субсидий отдельным категориям населения на оплату отдельных видов энергии, товаров и услуг.

Сумма задолженности бюджета по оплате льгот и жилищных субсидий, погашенной из бюджета, в следующем отчетном (налоговом) периоде включается в сумму дохода, определенной как объект налогообложения.

137.21. Если заемщик (дебитор) задерживает уплату процентов (комиссионных), кредитор регулирует такую ​​задолженность согласно пункту 159.1 статьи 159 настоящего Кодекса.

При этом метод начисления процентов (комиссионных) по такому кредиту не применяется до полного погашения заемщиком (дебитором) задолженности или списания задолженности, которая признана безнадежной согласно статье 159 настоящего Кодекса.

Популярное:

  • Эффективность системы оплаты труда на предприятии Эффективность системы оплаты труда Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и […]
  • Дом ребенка иркутск усыновление «Усольский областной специализированный дом ребенка» Инициатором открытия Дома ребенка выступила Любовь Петровна Касаткина, директор департамента здравоохранения. По постановлению мэра города Евгения Станиславовича Кустоса1 февраля 2002 года на территории города был открыт дом ребенка с […]
  • Меры дисциплинарного взыскания в овд Правовой алгоритм применения и учета в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, объявленных в устной форме (Дерюга А.Н.) Дата размещения статьи: 24.04.2015 На основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в […]
  • Как выписать рецепт на андрогель Рецептурные бланки для сильнодействующих лекарственных средств Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала Вопрос: На каких рецептурных бланках отпускаются и выписываются и имеются ли нормы отпуска препараты: […]
  • Развод ленинский загс Отдел ЗАГС Лениского района Екатеринбурга Государственные услуги в сфере регистрации актов гражданского состояния можно получить: Отдел ЗАГС Ленинского района Екатеринбурга Руководитель: Райт Валентина Владимировна Адрес: улица Сакко и Ванцетти, 105, корпус 1, телефоны 212-78-88, […]
  • Технические средства системы физической защиты Охранные системы и технические средства физической защиты объектов ISBN: 978-5-9901176-3-1 Год: 2011 (июнь) Объем: 288 Книга посвящена рассмотрению современных типов технических средств охраны, а также методам осуществления физической охраны объектов. Автор книги является профессионалом […]