Ответственность за нарушение транспортной безопасности

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.

В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.
Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ.
В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей. В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.

В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.
Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании?
Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке?
Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить?
К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок. При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности. Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально?
Да, нужно. Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать?
Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь?
Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры

06 Ноябрь 2012 года

Уваровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и обеспечении транспортной безопасности на территории города Уварово, в результате которой выявлены нарушения в деятельности ООО «Нико».

Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относится оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которая проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Однако, как показала проверка, ООО «Нико» — являющееся субъектом транспортной инфраструктуры, оценку уязвимости объекта – автостанции и транспортных средств не проводило, несмотря на то, что данному объекту присвоена четвертая категория и она включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о чем в его адрес еще в июне 2011 года было направлено соответствующее уведомление.

Учитывая, что автостанция (автовокзал) ООО «Нико» является объектом с массовым пребыванием людей, и соответствующим органом государственной власти признана необходимость надлежащей защиты данного объекта (присвоена категория), проведение оценки уязвимости объекта является необходимым в целях обеспечения безопасности людей. Нарушение ООО «Нико» требований федерального законодательства в части сроков проведения оценки уязвимости препятствует реализации других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О транспортной безопасности», что в результате создает реальную угрозу гражданам в случае террористической атаки.

Ранее генеральному директору ООО «Нико» прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона о транспортной безопасности, однако каких-либо конкретных мер к их устранению до настоящего времени не предпринято.

Выступая в защиту прав неограниченного круга лиц прокуратурой в суд направлено заявление об обязании ООО «Нико» провести оценку уязвимости объекта – автостанции до 1 февраля 2013 года.

Заявление находится в стадии судебного рассмотрения.

СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

магистрант, Тихоокеанский государственный университет,

THE SYSTEM OF TRANSPORT SECURITY ENFORCEMENT BODIES

Roman Baranov

graduate student, Pacific National University

АННОТАЦИЯ

В настоящее время сформирована сложная система субъектов обеспечения транспортной безопасности. В статье проведен критический анализ данной системы, определена роль и значение ее элементов.

ABSTRACT

Currently there is a complex system of transport security enforcement bodies. In this article the author gives a critical analysis of this system, defines role and importance of its elements.

Ключевые слова: транспортная безопасность; обеспечение безопасности; субъекты обеспечения безопасности.

Keywords: transport security, security enforcement; security enforcement bodies.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ [13] определяет транспортную безопасность как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», а ее обеспечение – как «реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства».

Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ возлагает обеспечение транспортной безопасности объектов транс­портной инфраструктуры и транспортных средств на их владельцев – субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, если иное не установлено указанным Федеральным законом и иными федеральными законами [13]. Кроме того, обеспечение транспортной безопасности возлагается на федеральные органы исполнительной власти (в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ). Участвовать в обеспечении транспортной безопасности должны также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ).

Данные нормы закона подвергаются в литературе справедливой критике [1, с. 12]. Широкое определение понятия «обеспечение транспортной безопасности» явно не соответствует узкому кругу субъектов, на которые закон возлагает данную функцию. В связи с этим представляется необходимым различать понятия «обеспечение транспортной безопасности» в широком и узком смысле слова.

В узком смысле слова обеспечение транспортной безопасности представляет собой деятельность, непосредственно направленную:

· на прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз транспортной безопасности;

· их предупреждение и устранение (включая привлечение к ответственности лиц, готовящих и совершающих акты незаконного вмешательства);

· локализацию и нейтрализацию последствий их проявления.

Данная деятельность должна осуществляться как специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, так и владельцами объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Среди правоохранительных органов ведущая роль в борьбе с предупреждением и пресечением актов незаконного вмешательства принадлежит ФСБ России. В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 № 40-ФЗ [14], в обязанности ФСБ России входит обеспечение в пределах своих полно­мочий безопасности объектов транспорта; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов ФСБ России (ст. 12). К подследственности данного органа, согласно п. 2 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (далее – УПК РФ) [24], отнесены преступления террористической направленности; преступления, предусмотренные ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» и некоторые другие.

Важные функции по обеспечению транспортной безопасности возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) [16] и органы, входящие в систему МВД России.

Согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [8] (ст. 12), в обязанности полиции, в частности, входит:

· обеспечение безопасности граждан на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах;

· участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов терро­ристических посягательств и мест массового пребывания граждан;

· в соответствии с установленной подследственностью возбужде­ние уголовных дел, производство дознания и выполнение неотложных следственных действий;

· осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

· пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности полиции.

На полицию также возложена функция выдачи заключений о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (Федеральный закон «О транспортной безопасности» [13]).

Многие преступления, которые можно квалифицировать как акты незаконного вмешательства, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ подследственны следователям органов внутренних дел (ст. 267 УК РФ «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», ст. 267.1 УК РФ «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств» и ряд других).

Определенные функции в сфере обеспечения транспортной безопасности выполняют также войска национальной гвардии РФ. Согласно ст. 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ [5], в их задачи входит:

· участие в обеспечении общественной безопасности, в борьбе с терроризмом;

· охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Охрана ряда объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ [4], Положением о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 743 [15], возложена на подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Соответствующие подразделения данного органа Федеральный закон «О транспортной безопасности» относит к числу «подразделений транспортной безопасности» (наряду с аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами) (п. 7.1 ст. 1 [13]).

Функции локализации и ликвидации последствий актов незаконного вмешательства в работу транспорта выполняют органы управления, силы и средства МЧС России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ст. 4 Федераль­ного закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ [6]).

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обеспе­чивают транспортную безопасность на находящихся в их ведении объектах транспорта посредством:

· проведения оценки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

· разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и их реализации;

· передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств;

· информирования компетентных органов об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства;

· реализация превентивных мер обеспечения транспортной безопасности (контроль доступа, досмотр грузов и пассажиров, осмотр территорий и помещений с целью выявления потенциальных источников опасности);

· пресечение актов незаконного вмешательства в рамках полномочий подразделений безопасности;

· оказания содействия правоохранительным органам в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.

В широком смысле слова обеспечение транспортной безо­пасности включает в себя также государственное и муниципальное управление в данной сфере, осуществляемое различными органами государственной власти (прежде всего, органами общей компетенции) и местного самоуправления.

Исходя из анализа действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности (в том числе, транспортной), можно выделить определенные функции социального управления в сфере транспортной безопасности и органы, их реализующие.

1. Нормативно-правовое регулирование в сфере транспортной безопасности.

Данная функция реализуется, прежде всего, законодательными органами Российской Федерации. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, обеспечение общественной безопасности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [2].

В настоящее время ни один федеральный закон не определяет конкретных полномочий органов государственной власти субъекта РФ и муниципальных органов в сфере транспортной безопасности. Ст. 12 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ [3] относит к их функциям в области обеспечения безопасности лишь «обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности», что, на взгляд автора, не вполне соответствует конституционным положениям (по крайней мере, применительно к субъектам РФ).

Принятие подзаконных актов по вопросам обеспечения транспортной безопасности является прерогативой Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере [17]. Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности», ряд подзаконных нормативных актов в данной сфере утверждаются Минтрансом России по согласованию с органами ФСБ России и МВД России [13].

2. Определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ, основные направления внешней и внутренней политики в Российской Федерации определяет Президент РФ[2].

В качестве совещательного органа формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реали­зацией осуществляет Совет безопасности РФ (ст. 13 и 14 Федерального закона «О безопасности» [3]).

3. Международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности регулируются целым рядом международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация. Они возлагают на договаривающиеся стороны обмен информацией о готовящихся актах незаконного вмешательства, о национальных программах безопасности; оказание необходимой правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями; предусматривают иные формы сотрудничества между компетентными органами государств.

Минтранс России в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в сфере транспортной безопасности.

4. Создание органов исполнительной власти, исполнительных органов муниципальных образований и их подразделений, отвечающих за обеспечение транспортной безопасности, наделение их необходи­мыми полномочиями, координация их деятельности.

Формирование системы федеральных органов исполнительной власти является прерогативой Президента РФ; система исполнительные органов субъектов РФ определяется законодательными органами субъектов РФ.

Принципиально важной функцией является координация деятельности всех уполномоченных органов в области обеспечения безопасности. На федеральном уровне эту функцию выполняют различные органы:

· Президент РФ (в рамках руководства деятельностью право­охранительных органов);

· Совет Безопасности РФ (в части реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности);

· Национальный антитеррористический комитет (в части противодействия терроризму) [7].

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством РФ [13]. Данный документ до сих пор не принят, что, безусловно, является существенным пробелом правового регулиро­вания в сфере транспортной безопасности.

5. Оказание государственных услуг субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Данную функцию в настоящее время реализуют находящиеся в ведении Минтранса России Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [18]; Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) [22]; Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) [20]; Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) [19].

В частности, данные органы осуществляют (в установленной сфере деятельности):

· аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности;

· аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

· категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

· ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

· утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

· утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

6. Информационное обеспечение деятельности в области транспортной безопасности.

В рамках реализации данной функции Минтранс России создает единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.

7. Ресурсное обеспечение транспортной безопасности (финансовое, кадровое, научно-техническое).

Обеспечение транспортной безопасности требует немалых затрат. Финансирование соответствующих мероприятий должно осуществляться за счет как государственных, так и частных средств.

С 2010 г. по 2013 г. во исполнение указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [12] Правительством РФ была принята и реализована «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (2010–2013 годы)» [23]. Общий объем финансирования программы составил 47,6 млрд руб. Эти средства были использованы, в частности, на оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры; создание учебных центров для обучения и подготовки специалистов к работе с досмотровым оборудованием; разработку специализированных примерных программ обучения; создание единой государственной информационной система обеспечения транспортной безопасности; разработку опытных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, создание Центра сертификации инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности [11]. Представляется, что подобная практика государственного финанси­рования работ по обеспечению транспортной безопасности должна быть продолжена.

Большое значение имеет разработка государственными органами и контроль за реализацией программ подготовки персонала, занимающегося обеспечением транспортной безопасности.

8. Государственный контроль в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Важные функции в сфере обеспечения транспортной безопасности возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) [21], в составе которого имеется Управление транспортной безопасности, и территориальные органы Ространснадзора. В частности, они осуществляют контроль и надзор:

· за соответствием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обязательным требованиям по обеспечению транспортной безопасности;

· за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизи­рованные централизованные базы персональных данных о пассажирах.

Таким образом, в обеспечении транспортной безопасности принимают участие органы государственной власти общей и специ­альной компетенции, органы местного самоуправления, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и иные субъекты. Это обусловливает необходимость четкого разграни­чения функций и полномочий данных субъектов, совершенствования механизмов координации их деятельности и взаимодействия друг с другом.

Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной безопасности

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 19 января 2007 года

Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1) акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

4) обеспечение транспортной без-опасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

5) объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

7) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

8) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

9) субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

10) транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

11) транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;

12) транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

13) уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Статья 2. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной без-опасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности

1. Обеспечение транспортной без-опасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

2. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

3. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Статья 7. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Требования по обеспечению транспортной безопасности

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной без-опасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Статья 10. Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности

1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I «О милиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

2. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной без-опасности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности

1. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и связи, создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

2. Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

1) внутренние и международные воздушные перевозки;

2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

3) международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом;

4) перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах формируются на основании информации, предоставленной:

1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

4. Информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа.

5. При оформлении проездных документов (билетов) передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата и место рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу данных, содержащихся в проездных документах (билетах), в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», настоящим Федеральным законом, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное.

8. Контроль за соблюдением порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.

Статья 12. Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности

1. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право:

1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по обеспечению транспортной безопасности.

2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:

1) незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

3. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Популярное:

  • Что дает вид на жительство в молдове Вид на жительство в Республике Молдова Чтобы получить вид на жительство в Республике Молдова, иностранному гражданину или лицу без гражданства необходимо обратиться в Департамент миграции с ходатайством о получение иммиграционного свидетельства. На основании этого […]
  • Возражение на заявление о взыскании судебных расходов образец гпк Образец Возражений относительно заявления о возмещении судебных расходов В Советский районный суд города Новосибирска630128, г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, д. 16 А Истец: Закрытое акционерное общество «Наименование общества»630007, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 2 Ответчик: […]
  • Формула расчёта госпошлины в мировой суд Формула расчёта госпошлины в мировой суд Доброе время суток. Имеются определенные условия для расчета государственной пошлины:1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:до 20 […]
  • Куткашен воинская часть 30765 Габалинская РЛС Габалинская радиолокационная станция (Габала-2, объект 754, узел « РО -7», ОРТУ № 428) — надгоризонтная РЛС дальнего обнаружения типа 5Н79 «Дарьял». В 1985—2012 годах являлась составной частью советской и российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), […]
  • Образец заполнения усн для ооо Образец заполнения декларации УСН «доходы» Бланк декларации УСН по форме КНД 1152017 • Скачать актуальный бланк 2018 год КНД 1152017 (формат PDF), а также в формате Excel. • Скачать образец заполнения декларации УСН. • Подробная инструкция по заполнению декларации УСН на этой […]
  • Как подать в суд на фитнес клуб Обсуждения !!Возврат денег,исковое заявление,суд! 459 сообщений Ребят давайте объединимся и заполним эту тему! И так что мы делаем если захотели вернуть свои деньги! В первую очередь делаем копию договора, оригиналы ни в коем случаи не даем им в руки.Идем к ним и они дают нам образец […]