Как оформить землю в собственность?

Вопрос об оформлении земельного участка в собственность возникает в настоящее время у немалого количества людей – граждан Российской Федерации. Все-таки, не в Японии какой-нибудь живем. У кого — сад, дача, у кого – выделенный когда-то земельный надел, на который не получены документы или частный дом (в городе), земля при котором имеет непонятно какой статус: вроде бы, и владельцу формально «не принадлежит», так как у него отсутствует оформленное в установленном порядке право собственности; и государству принадлежит лишь по умолчанию. Нередко возникает странная ситуация: человек (или его право предшественники), казалось бы, жил на этой земле не один десяток лет, пользовался, владел землей, домом. Но вот когда возникает необходимость – совершить какую-либо сделку с земельным участком – вот тогда и оказывается, что документов-то на нее нет. А без них сделки невозможны. В условиях отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок имеется возможность совершить сделку лишь с домом. Результат такой сделки, конечно, едва ли будет устраивать продавца: ведь покупатель, зная о том, что земельный участок не находится в собственности, приобретает право собственности лишь на постройки (в виде жилого дома и других строений, сооружений). Удастся ли ему в будущем оформить на себя право собственности?… Забегая немного вперед, укажем, что в условиях нового земельного законодательства, которое действует, начиная с 01 марта 2015 г., сделать несколько сложнее, чем раньше. Правда, все же, не намного. Это мы говорим к тому, что, читая данный цикл статей, все же проверяйте статьи законодательства — действуют ли они, не претерпели ли изменений.

Об этом пойдет речь в данной статье. Из нее Вы узнаете всю технологию — как оформить землю в собственность на примере частного дома. Т.е. узнаете, как узаконить землю. Причем – подробно. Куда обращаться, какие документы собирать, какие заявления писать, что заявлять в суде. Перед Вами, своего рода, настольное руководство — как самостоятельно узаконить землю (или, выражаясь юридически корректно: как оформить право собственности на земельный участок). Так что в любом случае Вам поможет этот материал и откроет кое-какие секреты.

Подобная проблема возникает, кстати, и при сносе частных домов. Вот в Советское время, когда люди были защищены в социальном, бытовом планах и жили себе спокойно, актуальность ее была равна нулю. Ибо при сносе частного дома (как правило, сносились лишь аварийные, ветхие дома) владельцы его получали очень даже неплохую жилищную площадь, причем, нередко, даже более лучшего качества, чем их дом. Причем жилье давалось в зависимости от количества прописанных в сносимом доме граждан, чем последние нередко пользовались: прописывали к себе людей побольше, даже посторонних граждан – и в итоге при сносе каждый получал, как минимум, те квадратные метры, которые ему положены были по закону. Так что и люди были довольны, и государство, со своей стороны, не давало им повода обижаться на себя, обеспечивая их жилищной площадью. Разгадка-то, на самом деле, простая: СССР был социальным государством.

В последние десятилетия ситуация круто изменилась. Во-первых, существенно изменилось законодательство. Если советские законы писали весьма квалифицированные юристы и предназначались эти законы в большой степени для людей (причем для ВСЕХ), то по поводу российских законов нельзя сказать ни того, ни другого. Примеров сколько угодно, мы даже не будем на этом останавливаться – не хочется озвучивать банальные вещи, очевидные любому серьезному человеку, хоть несколько раз в жизни сталкивавшимся с современной российской правовой системой.

Остановимся только на одном – в плоскости темы данной статьи – на правовой связи земельного участка и недвижимости (самое главное — жилого дома), расположенной на нем. Скажем, согласно приказу №644 Народного Коммисара Коммунального хозяйства РСФСР от 28.12.1945 «Об организации и проведении инвентаризационным бюро жилищно-коммунальных органов в 1946 году регистраций строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», заведующие обл(край)комхозами и начальники инвентаризационных бюро городов республиканского (РСФСР) подчинения должны организовать и провести в 1946 году учет и регистрацию строений за их владельцами в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР в соответствии с Инструкцией РСФСР от 25.12.1945. Согласно пункту 5 вышеназванной инструкции «…объектом регистрации является домовладение в целом самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером на улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения» .

Согласно пункту 6 «…регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей инструкции отдельно не регистрируется» .

Кстати, ссылку на цитируемые нормы законодательства тех лет можно получить в историческом архиве региона, области. Например, в г. Уфе это – Центральный исторический архив.

Итак, выдержка из документа аж 1945 года, т.е. прошло уже почти 70(!) лет. Разработанного всего лишь через несколько месяцев после окончания войны; в то время в стране была разруха, неустроенность… А ведь как грамотно, четко и ясно написано! Сразу видно, что писали профессионалы своего дела. Интересно, НУ ЧТО МЕШАЕТ ПИСАТЬ ЗАКОНЫ хотя бы НА ТАКОМ ЖЕ УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЯМ? Чтобы не возникала необходимость их толкования, нередко противоположного – в зависимости от желания? Интересно и обидно одновременно. Ну да ладно, это привычно до банальности, ведь подобная ситуация длится не один год, а пожалуй, два с лишним десятилетия, поэтому дело, видится, не (с)только в недосмотре и ошибках законодателя. Видимо, стране нужно больше, еще больше судебных процессов. Пусть люди судятся и судятся, гробят свои деньги, нервы, время… а то и – жизненные возможности.

Документом, подтверждающим право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в то время могли служить подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, договора о праве застройки , которые заключались под индивидуальное жилищное строительство отделами коммунального хозяйства исполкомов местных советов народных депутатов до 26 августа 1948 года и другие документы .

Обратите внимание, что процитированные выдержки четко свидетельствуют о том, что правовая судьба земельного участка и строений, расположенных на нем, неразделима. Документ, устанавливающий право собственности на строение, автоматически устанавливал ее и в отношении обслуживающего это строение земельного участка. И вот эта неразделимость снимала многие, многие проблемы, которые появились впоследствии, после того, как был разорен СССР и, соответственно, разбито вдребезги его законодательство. Вместо прочного, надежного советского появилось скользкое, зачастую двусмысленное ново российское. Так что же?… В стране был объявлен рынок. А рынок предполагает осуществление деятельности на свой страх и риск (подтверждение тому можно найти в действующем на сегодняшнюю дату Гражданском кодексе РФ (ГК РФ)). Правда, сохранена возможность для граждан обратиться в суд за защитой своих прав. Впрочем, продолжим.

Процитированные нормы действовали на территории СССР. Пришел рынок (начало 1990-х годов), изменилось законодательство – и оказалось, что земельный участок и расположенные на нем строения, сооружения – суть разные объекты недвижимости. Это породило (совершенно не верится, что тогдашние законодатели не могли предугадать такого варианта развития событий: не верится, что законодатели 90-х годов были менее квалифицированы по сравнению с законодателями 30-х и 40-х годов), закономерно, множество коллизий. Когда, скажем, человек, привыкший к отеческой заботе о нем со стороны государства, ничего не подозревая, спокойно покупал дом. После исполнения сделки, вскоре, он узнавал, что собственником земельного участка, на котором расположен его дом, он не является. Были случаи, когда собственник участка впоследствии даже заставлял уплачивать последнего арендную плату. На недоумение покупателя жилого дома о том, как оформить землю в собственность, соответствующие полномочные государственные органы, как правило, отвечали: решайте с продавцом вопросы купли-продажи земельного участка.

Описанная ситуация стали принимать (с вариантами) столь многочисленный, угрожающий размер, что законодатели, чтобы не допустить дестабилизации общества, зашевелились и стали вносить разного рода поправки, заплатки к нормам, регулирующих правоотношения в области недвижимости. Однако, эти заплатки, разумеется, носили и носят хаотический характер. Чего стоит, скажем, земельное законодательство. Так, есть земельный кодекс (ЗК РФ). Введение в действие ЗК РФ осуществлялось соответствующим федеральным законом N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Все бы ничего… да только и сам этот федеральный закон подвергается изменениям: его обновленные редакции выходят ЕЖЕГОДНО(!), начиная с 2003 г., в среднем 3-4 раза в год. Причем, изменения вносятся иной раз достаточно существенные, отдельными(!) федеральными законами, например, Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки«, Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и многие другие. Конечно, обычному гражданину (т.е. НЕ юристу), разобраться во всей этой каше практически невозможно.

Кто-то может задать разумный вопрос: так как же в этом разобрались сам Вы, автор настоящей статьи? Очень просто, друзья. По долгу нашей работы (быть может, в будущем — совместной с Вами) нам как раз и приходится разбираться во всех подобных тонкостях, причем не только в законодательстве, а и в ряде других областей. Причем разбираемся досконально — с тем, чтобы заказчик понял (по его желанию, конечно) всю широту анализируемого вопроса. Если Вам интересно, можете ознакомиться, — как мы работаем , чем можем Вам помочь.
Впрочем, продолжим.

Ну, как, мол, кто-то может сказать — есть и электронные базы данных законодательства, к примеру, garant, consultant. Пожалуйста, там представлено законодательство на текущую дату. Да, представлено. Да только, есть ОЧЕНЬ существенное НО. Судебная практика, толкования, а также ссылки на другие законодательные акты и предыдущие редакции законодательства представлены полностью лишь в случае платного использования этих систем. Системы, без сомнения, качественные и информативные. но баснословно дорогие для рядового пользователя, не занимающегося юридическими услугами профессионально. Хотя, что garant, что consultant — в бесплатной версии содержат достаточно урезанные варианты законодательства. Хотя, consultant дает возможность, как правило, с полной версией ознакомиться в определенные ограниченные часы (поздно вечером).
Потом, если, скажем, открыть бесплатную версию garant, то можно убедиться, что, скажем, тот же федеральный закон №137-ФЗ представлен уже в новой редакции, частично вступившей в силу только с 01 марта 2015 г. Посмотреть текущие (или действовавшие пару месяцев назад) редакции этого закона — те, которые как раз и представляют на данный момент огромную ценность — возможно лишь в платной версии. Конечно, профессиональным юристам, думается, не составит проблем приобрести платную версию. Но, как быть тем, кто желает «провернуть» все самостоятельно.

Последнее, в свою очередь, породило спрос на услуги юристов, риэлторов (специалистов, занимающихся юридическими вопросами, связанными с оформлением, куплей-продажей недвижимости). Которые, конечно, не подскажут, как оформить землю в собственность, но, взяв с клиента кругленькую сумму, могут, иной раз, помочь с таким оформлением. По всей видимости, российский законодатель при помощи запутанного законодательства создает таким образом новые рабочие места для риэлторов и иных специалистов в области земельного права. Думаете, это шутка?

Отнюдь. Вспомните (если кому есть, что вспоминать), как проходил процесс «привития» рынка в начале 90-х годов в России. В то время существовало множество добротных, крупных, оставшихся с советского времени, предприятий. Так вот, государство придумало несложную схему их банкротства. Для этого им было ЗАПРЕЩЕНО продавать свою продукцию непосредственно потребителям, минуя посредников. Делалось это государством, конечно, под лозунгом развития торговли. А результат-то был очевиден изначально. Ведь в то время был огромный дефицит потребительских, да и иных товаров. Естественно, предприятия отпускали свою продукцию по нормативным ценам плюс небольшая прибыль (иначе им было НЕЛЬЗЯ). А посредники, с учетом того, что рыночные цены на товары отличались от нормативных в несколько раз, устанавливали, так сказать, СВОИ (т.е. рыночные) цены. Все бы ничего. Да вот только для того, чтобы выпускать продукцию, предприятиям необходимо сырье (энергия, материалы и т.п. – человек, знающий производство, хорошо понимает, о чем идет речь). А сырье в то время имелась возможность купить также ТОЛЬКО у посредников. По рыночным, а не нормативным, ценам, естественно. И все это – в условиях большого, даже галопирующего роста цен (инфляции). Хватило пару лет действия подобной государственной инициативы и все – предприятия стали «нерентабельными», что, разумеется, прислужники в лице СМИ тут же озвучили. Потом запрет для предприятий на продажу продукции непосредственным потребителям (минуя посредников) был, конечно, отменен. Но был слишком поздно. Это как, к примеру, сделать нужное количество выстрелов упор, а потом вскоре запретить такие выстрелы. Естественно, указанные обстоятельства (впрочем, не только они, еще сыграли роль социально-психологические факторы, а также организованное снижение уровня жизни определенных групп населения) привели к лавинообразному росту разного рода торгово-посреднических структур, чего, видимо, и добивалось государство. Так вот, похожая тенденция наблюдается в последние 10-15 лет и в земельном праве. Но здесь ведь не производство… поэтому законодатель пошел другим путем (памятуя, видимо, слова В.И. Ленина). Вначале были созданы условия физических затруднений для оформления сделок с недвижимостью (и с землей). Многие, видимо, помнят, СКОЛЬКО времени нужно было потратить в 90-е годы и начало 2000-х на стояние в очередях в тогдашние Регистрационные Палаты, как там необходимо было приходить, отмечаться, прямо, как в войну, в очередях за хлебом. Как продавались и покупались места в очередях… Ибо вопросы о том, как оформить землю в собственность, волновали в то время немалое количество граждан.

Потом все-таки кто-то решил навести порядок. Вначале надо создать проблему, а потом ее успешно решить. И, как по мановению волшебной палочки – гигантские очереди… исчезли в течение года-двух. Появились цивилизованные, скоротечные электронные очереди. Которые стало возможным ожидать СИДЯ, а не в стоя в давке и тесноте, получая сердечные приступы, инфаркты, потери сознания и др. Ну, это объяснимо вполне. Видимо, раньше закупка нескольких десятков дешевых стульев в Регистрационную Палату для государства ранее представляло собой просто неподъемную задачу (ну, экономика, мол, затраты). А вот когда народ стал помирать в этих очередях… тут государство задумалось. Однако, чтобы все-таки сохранить рабочие места для риэлторов и сохранить затруднения для тех, кто желает оформить землю в собственность, видимо, решено было запутать (а, точнее, снизить контроль над его развитием. и оно тут же само запутается) законодательство, объясняя это его «молодостью» (хотя, как показывают пара процитированных выше норм 40-х годов прошлого столетия, пресловутая «молодость» здесь вообще ни причем. Надо сказать, что, наоборот, в середине прошлого столетия существовала достаточно стройная и непротиворечивая, в целом, система законодательства о недвижимости. а иначе-то тогда было и нельзя(!). в противоположном случае — каким бы тогда образом совершали сделки с недвижимостью тогдашние рабочие, крестьяне — большинство страны. Если бы существовали коллизии, которые имеются в законодательстве сейчас??).

В последние годы законодатели, видимо, вспомнили старый советский опыт (своих предшественников) и законодательство стало возвращаться к той самой неотделимости правовой природы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем. Несмотря на то, что Земельный кодекс РСФСР еще в 1991 г. в ст. 37 установил, вроде бы, положение, согласно которому при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования (но не право собственности, как это было установлено предыдущим законом!) соответствующим земельным участком, на данный момент в законодательстве до сих пор существуют большие коллизии в этом вопросе.

Итак, у Вас имеется, оформленное в соответствии с требованиями законодательства, право собственности на строения, расположенные на земельном участке. Вы испытываете необходимость быть законным собственником не только строений, но и земельного участка. Для этого, естественно, необходимо получить в Росреестре Выписку о праве собственности на него.

Однако, Росреестр признает право собственности только в том случае, если все документы, необходимые для оформления права собственности, будут в порядке. В состав таких документов, кстати, входят:

Это касается, конечно, только участков, которые поставлены на кадастровый учет ; если нет, то вначале необходимо поставить их на учет, по результатам этого получив кадастровый паспорт участка. Скорее всего, перед этим необходимо будет сделать межевание (выполняют кадастровые инженеры: можно обратиться к любому кадастровому инженеру, имеющемуся в Вашем городе; качество работы будет примерно одинаковым, однако стоимость услуг может немного различаться). По результатам межевания выдают межевой план , который представляет собой большой документ, содержащий, в частности, план участка в масштабе, подробный план его границ. Межевой план является основанием, согласно которому Росреестр /ранее — кадастровая палата/ осуществляет постановку на учет этого участка, присваивает ему уникальный кадастровый номер. Таким образом, земельный участок, во-первых, имеет почтовый адрес (город, улица, дом), а во-вторых – кадастровый номер.

Следует подробнее остановиться на документе, свидетельствующем о праве собственности на землю . Дело в том, что далеко не всякий документ является таковым. Например, договор застройки (оформленный в 40-е годы) предыдущим собственником участка и жилого дома, расположенного на нем, для Росреестра автоматически свидетельствует о праве собственности теперешнего владельца (см. также продолжение договора застройки). Или соответствующее решение суда, договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности старого образца . А вот технический паспорт , равно как и кадастровый , даже если там указана площадь этого участка, предназначенного для обслуживания жилого дома, таким документом не является; по крайней мере, специалистов Росреестра (государственных регистраторов) Вы в этом не убедите; да и суд тоже. И если в качестве документа, «подтверждающего» право собственности, Вы предоставите технический паспорт жилого дома (или домовладения), им придется отказать Вам в регистрации права собственности.

Технический паспорт домовладения может фигурировать лишь в качестве доказательства технических особенностей земельного участка, например, его площади. Дело в том, что еще в 1987 г., своим письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 20-15-1-4/Е-9808р разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения . Технический паспорт как раз и является документом, составляемым по итогам инвентаризации. Но правоустанавливающим документом, повторим, он не является. Впоследствии, подобные рассуждения получили свое развитие в недавних Постановлениях Верховного Суда РФ, разъясняющих особенности и порядок применения земельного законодательства.

Т.е. Выписка /ранее — свидетельство/ о праве собственности на земельный участок – это документ, в котором четко и ясно указано, что право собственности на данный земельный участок (адрес, кадастровый номер, площадь и т.д.) закреплено за таким-то гражданином. Если такой документ отсутствует, то совершенно бесполезно в заявлении, подаваемом в Росреестр, ссылаться на нормы ГК, ГПК, ЗК и т.д. Ибо Росреестр выполняет лишь техническую, канцелярскую функцию. И осуществляет регистрацию права только при наличии однозначных, не подлежащих сомнению доказательств наличия права собственности на данный земельный участок, причем на ВЕСЬ участок, а не на часть его.

Кстати, если собственник имеет документ, подтверждающий его право собственности только на часть земельного участка, и не правомочен подтвердить свое право на ВЕСЬ участок, то придется делить его на два отдельных, выделив документально свою долю. Это могут сделать кадастровые инженеры – после соответствующего заявления гражданина и заключения с ними договора. Ими будут сделаны межевые планы, и вместо одного участка будет образовано два, юридически независимых, самостоятельных земельных участка, имеющих различные кадастровые номера. Конечно, раздел участка следует проводить так, чтобы образовалась, в том числе, именно та часть, на которую претендует собственник – с учетом ее занимаемой площади, расположения, границ и т.п. Все эти особенности необходимо указать в заявлении, которое будет подаваться кадастровым инженерам. Кстати, неплохо с ними тщательно посоветоваться перед тем, как заключать договор о проведении межевания участка. Дело в том, что после межевания. старый участок, с прежним кадастровым номером попросту ИСЧЕЗНЕТ(!), а на его месте будут (документально) образованы два или более участков с ДРУГИМИ кадастровыми номерами. Понятно, что суммарная площадь вновь образованных участков будет равна площади прежнего участка. Можно сделать и обратную процедуру — объединить участки в один. Одно время, это Росреестром не приветствовалось. Указанная невозможность не раз осуждалась на разных уровнях — и риелторами, и учеными, и депутатами Госдумы. Правда, надо сказать, что законодатель и здесь НАКОНЕЦ-ТО начал подавать признаки жизни. В частности, объединение участков, в порядке перераспределения земель, несколько упростилось на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 1 марта 2015 г.

Встречаются случаи, когда у собственника жилого здания имеется документ, оставшийся от предыдущих собственников, удостоверяющий право собственности на земельный участок меньшей площади. Соответственно, Росреестр не примет этот документ в качестве правоустанавливающего и предложит предоставить таковой.

Доводы собственника на его правомочность в отношении оставшейся доли земельного участка (с мотивированным указанием ссылок на нормы законодательства) государственным регистратором приняты не будут, и в итоге он получит приостановку в регистрации своих прав на земельный участок, а затем отказ.

В данной ситуации жаловаться не бездействие регистратора не следует, так как при отсутствии правоустанавливающих документов на ВЕСЬ участок собственнику вначале надлежит доказать свою правомочность в отношении ВСЕГО земельного участка. И такое доказательство (причем, обязательно – в письменном, документальном виде) уже предоставить регистратору.

Кстати говоря, сразу в суд после получения отказа идти необязательно. Следует обязательно попытаться вначале обратиться в местную администрацию (например, в г. Уфа это — администрация городского округа (ГО) город Уфа Республики Башкортостан, находится в здании Горсовета, отдельная дверь в правом конце здания) с заявлением о предоставлении данного земельного участка (с конкретным кадастровым номером и адресом) в собственность. Почему так лучше?

Дело в том, что, во-первых, администрация (орган местного самоуправления) вполне может взять, да и выдать разрешение на бесплатное приобретение в собственность (отметим, что это отличается по сути от признания права собственности на земельный участок, но тем не менее). Если у Вас, скажем, есть трое и более детей, то Вы имеете право на предоставление Вам участка на льготных условиях. В том числе и того участка, на котором расположен Ваш жилой дом. Однако, зачастую гражданин получает отказ (надо понимать, что времена СССР давно прошли).

Кстати, а почему администрация, как правило, отказывает гражданам в предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно? Во-первых, потому, что она заинтересована в том, чтобы право собственности на земельные участки предоставлялись в порядке выкупа. Во-вторых, при любом исходе последующих событий, администрация не несет ровно никакой ответственности за незаконный отказ. И дело тут вовсе не в, якобы, нерешенности проблем в процессе бесплатной приватизации земельных участков из земель населенных пунктов, как склонны убеждать население некоторые юристы. Отказы администрации рассчитаны лишь на людей, по старой советской привычке привыкших доверять государству и его органам; на людей, которые небезосновательно считают, что каждый должен заниматься своим делом. И если уж, мол, администрация (которая как раз полномочна в этом вопросе) отказала в предоставлении участка, так что же тут поделаешь.

Во-вторых, если она откажет (а вероятность отказа, если нет никаких льготных обстоятельств, равна 90%), то у Вас появится возможность не только подать иск в суд о признании права собственности на земельный участок, но и обжаловать бездействие администрации в порядке главы 22 КАС РФ /ранее, до 15 сентября 2015 г. — глава 25 ГПК РФ/ , мотивированно указав нарушение Ваших прав. Т.е. после отказа не только Росреестра, но и администрации у гражданина появляются два пути юридической защиты своих прав собственности на земельный участок.

А где и как доказывать? В суде. Ибо суд, в отличие от Росреестра, как раз и обладает полномочиями исследовать подобные сомнительные случаи (как бы они не казались собственнику, с первого взгляда, очевидными и полностью соответствующими российскому законодательству) и выносить на этом основании соответствующее решение. Решение, которое как раз и будет являться для Росреестра тем самым правоустанавливающим документом. Тогда как Росреестр в лице своих государственных регистраторов подобных полномочий попросту лишен. Непонимание этого факта приводит иной раз к излишней трате денег, сил и времени со стороны граждан: они иногда вместо того, чтобы искать (или добывать) доказательства наличия своих прав собственности на земельный участок, начинают жаловаться в суд на действия (бездействия) Росреестра. В судебной практике немало подобных дел, которые, разумеется, являются отказными все без исключения. Еще раз повторимся: Росреестр выполняет только техническую функцию, не более того.

Кстати, если Вы все же надумаете в данном случае судиться с Росреестром, то ситуация может усугубиться следующим образом. Всем известно, что в России судебные дела длятся, зачастую, долго. Тем более, когда речь идет о спорах с государством. Тем более, когда за дело взялся «квалифицированный» юрист (которому, учтите это, зачастую совершенно без разницы, как долго будет длиться Ваше дело; ибо чем дольше, тем, в общем-то, больше у него доводов в пользу того, чтобы попросить Вас о доплате за свои услуги). Потом, может уйти в отпуск, заболеть или т.п. представитель Росреестра, возможны (тем более в настоящее время) разного рода дефолты и др. Так вот, пока Вы будете подавать в суд на Росреестр, пока будете обжаловать отказное решение суда и т.д., вполне может пройти срок подачи искового заявления в порядке обжалования отказа администрации по предоставлению Вам земельного участка в собственность, что как раз и необходимо сделать вместо обжалования действий Росреестра). И восстановлен такой срок, скорее всего, не будет (а это, в свою очередь, сделает невозможным обжалование отказа администрации о предоставлении земельного участка в Вашу собственность). Ибо факт обжалования в суде действия Росреестра в данном случае не будет являться уважительной причиной. Скорее, судья может еще и упрекнуть Вас в злоупотреблении правом. Мол, зачем Вы подавали заведомо бесполезный иск в отношении Росреестра. Зачем злоупотребляли своим правом на обращение в суд. Наверное, таким образом пытались внести нестабильность в деятельность Росреестра, дезорганизовать его работу.

Итак, если непосредственно правоустанавливающий документ отсутствует и имеются, быть может, лишь документы, которые свидетельствуют о возможности перехода на гражданина права собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Вопрос о том, возможен ли такой переход; действительно ли конкретный гражданин обладает правом собственности на земельный участок – эти вопросы как раз и правомочен решать суд.

Примечание . Обращение в суд по поводу признания права собственности на земельный участок необходимо, на самом деле, потому, что это прямо регламентирует Земельный кодекс РФ, в частности, Глава IX ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ . Не все это понимают, по старинке надеясь на возможность узаконения земли путем обращения в администрацию. Так, ст. 59 ЗК РФ устанавливает:
1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним .
Ч.1 ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Если конкретнее, то гражданам (физическим лицам) надлежит обращаться в суд общей юрисдикции. А вот юридические лица, в ряде случаев, должны обращаться в арбитражный суд.

Из смысла ст. 59, 64 следует, что Росреестр может зарегистрировать право собственности на земельный участок в том и только в том случае, когда спора о праве на него нет (в том числе, когда имеется вступившее в законную силу решение суда). То же, кстати, относится и к (местной) администрации. Последняя, правда, практически никогда не оставляет вопрос об этом без судебного рассмотрения (исключение составляют достаточно немногочисленные случаи. Например, многодетные семьи, Герои СССР и России и ряд других лиц, перечисленных в соответствующих законодательных актах. Ну, а также ряд таких лиц, как некоторые разные там неизвестные нам генералы, советники и т.п., которым все (ну, почти все) полагается вне очереди и бесплатно).

А можно ли, не тратя времени, обратиться в суд сразу, минуя Росреестр? Видимо, нельзя. Потому, что суду необходимы доказательства, что гражданин пытался оформить право собственности в досудебном порядке, но получил отказ в оформлении права собственности. И уже получив отказ Росреестра – с ним и следует идти в суд с просьбой (указанной в заявлении) о признании права собственности на земельный участок и указать, что иными (несудебными) действиями признать такое право не представляется возможным. Т.е. гражданин не просто так, от нечего делать, взял да и обратился в суд, а сделал это от безвыходности, использовал это в условиях отсутствия других, разрешенных законом, средств и способов защиты своих прав.

Ну, попытаться-то, конечно, можно. Обосновав, что без правоустанавливающих документов (требующихся в соответствии с законодательством) гражданину просто-напросто бесполезно тратить время и госпошлину – обращаться в Росреестр. Сославшись на ст. 59, 64 ЗК РФ. Возможно, суд к этому прислушается. Но может и не прислушаться (это зависит от степени адекватности судьи). Понятно, что можно потом пойти в Верховный суд, посидеть там в очереди… но едва ли нужно. Ибо надежнее вначале заручиться отказами, а потом уже, на их основании, обратиться в суд. С заявлением о признании права собственности на земельный участок. Или о принуждении (обязании) администрации к предоставлению Вам земельного участка в собственность. Наконец (если невозможно решить данный вопрос бесплатно), — об обязании администрации заключить с Вами договор купли-продажи участка. Почему «или»? Читайте об этом дальше.

Оформление дома на земельном участке и земельного участка под домом

Нередко возведение жилой постройки планируется после получения в личное владение соответствующей территории. Собственник заинтересован в правильном и своевременном документально закреплении прав на построенный объект. Этот процесс проходит в несколько этапов и имеет особенности.

Оформление дома на земельном участке в собственность

Если постройка возведена на земельном участке, его обязательно следует получить в собственность. Это позволит продать в будущем, если возникнет необходимость, обменять и т.д.

Перед началом строительства проделывается огромная работа для возведения жилого объекта:

  • разрабатывается проект, на основании которого осуществляется возведение жилого объекта;
  • проводится измерение и делается вывод о пригодности территории для строения;
  • оформляется разрешение на постройку и т.д.

Чтобы оформить дом, построенный на личной территории , надо следовать инструкции:

  1. Обращение в БТИ. Заинтересованное лицо составляет заявление, на основании которого сотрудники БТИ проведут замеры и выдадут заключение.
  2. Получение адреса в отделе администрации города (района, округа).
  3. Получение кадастрового плана. В связи с тем, что появилась новая постройка, паспорт нужно изготавливать заново.
  4. Для разрешения ввода в эксплуатацию обращаться следует в ту организацию, которая предоставила разрешение на возведение данной постройки.
  5. Оплата государственной пошлины за регистрацию права собственности на объект.
  6. Сбор бумаг для представления в Росреестр.
  7. Обращение в регистрирующий орган с бумагами, квитанцией об оплате пошлины и соответствующим заявлением о проведении регистрации.
  8. В указанный срок сотрудник органа регистрации рассмотрит документы и заявление. Если они соответствуют нормам, заявитель получит свидетельство о праве собственника.

После прохождения всех этапов регистрация будет совершена, ввод в эксплуатацию тоже, все документы готовы. На этом процедура считается оконченной, а у постройки появляется законный собственник.

Оформление земельного участка под многоквартирным жилым домом

Закон разрешает получать территорию под многоквартирным домом в собственность жильцов этого дома.

Преимущества, которые появляются при реализации такой процедуры:

  • возможность получить не только замелю непосредственно под строением, но и придомовую часть;
  • право распоряжаться указанной землей на свое личное усмотрение (благоустраивать на свой вкус, ставить спортивные площадки, детские и иные объекты);
  • право не разрешать застраивать придомовую территорию магазинами, другими объектами.

Какие обязанности следуют из оформления в собственность земли:

  • налог на землю;
  • ответственность за ремонт объектов и инфраструктуры возле дома.

Чтобы оформить участок под домом в несколько квартир нужно:

  1. Провести общедомовое собрание собственников жилья, а также собственников нежилых помещений, например, расположенных в пристройке, на котором выяснить, кто будет выступать от имени всех собравшихся. Выбрать представителя.
  2. Выбранное лицо обращается в муниципальные органы власти с заявлениями об оформлении земли и просьбой сформировать участок под домом, в кадастровую службу для выдачи кадастрового паспорта.
  3. После получения разрешения и паспорта из соответствующих органов, земельный участок вносится в реестр, ему присваивается кадастровый номер.

По результатам проделанной работы выдаются документы представителям собственников жилья.

Оформление участка земли под частью жилого дома

Иногда дом числится в собственности нескольких лиц. Для правильного закрепления земли, необходимо принять ее в собственность, пусть в части, соответствующей занимаемой доли дома. Процедура закрепления участка или его части считается сложной, не столько из-за проблем реализации, сколько из-за посещения большого количества инстанций, сбора множества документов.

Чтобы получить часть земельного участка под домом придется выполнить ряд шагов:

  1. Явка в администрацию города (района, округа) и составление заявления соответствующего содержания. С собой необходимо иметь пакет бумаг, который требуется для осуществления процедуры. К обязательным бумагам относятся: паспорт заявителя, кадастровые и технические паспорта объектов, документы, гарантирующие права заявителя на часть дома и т.д.
  2. После получения ответа из администрации о разрешении выполнения задуманного, следует направиться в органы межевания для отделения оформляемого участка.
  3. После проведения межевания и открытия межевого дела, составляется акт о разграничении земли и подписывается всеми собственниками дома, далее обратиться в администрацию, где издадут постановление о принятии земельного участка под частью дома в собственность.
  4. Уплатить государственную пошлину, подготовить пакет бумаг и обратиться в регистрирующий органы для получения госрегистрации появившегося права.

В итоге, получение земли в собственность предполагает составления нескольких обязательных бумаг в администрации, кадастре и Федеральной службе регистрации, на основании которых участок оказывается в собственности обращавшегося лица. Оформление в собственность, как земли, так и дома обязательно, только так можно стать законным собственником и избежать проблем и посягательств других лиц.

Как оформить землю (земельный участок) в собственность: варианты?

Как оформить землю в собственность? Какие варианты оформления предусмотрены действующим законодательством? Имеет ли значение, в каком фонде числится земля? Обо всем, что необходимо знать о том, как оформить землю в собственность и какие нюансы нужно при этом учесть, подробно поговорим ниже.

Оформление земли в собственность: общая информация

Закон предусматривает несколько способов приобретения права собственности на земельный участок, в зависимости от того, каким образом вы приобретаете землю:

  • в порядке наследования, дарения, по договорам купли-продажи, мены;
  • путем приватизации земельного участка, находящегося в собственности государства или муниципального образования (например, при оформлении в собственность земли под домом);
  • путем передачи земельного участка в качестве уставного капитала новому юридическому лицу.

Заключение сделки по приобретению права собственности на земельный участок — это только первый этап. Моментом исполнения такой сделки, по общему правилу, считается государственная регистрация права собственности на землю, которая для сделок с землей является обязательной.

Процедура оформления земельного участка в собственность немного различна в каждом отдельном случае, в зависимости от того, каким образом было приобретено право собственности: путем заключения сделки с земельным участком, приватизации или передачи. Об особенностях каждого конкретного случая поговорим подробнее.

Оформление права собственности на землю, приобретенную по сделке. Какие нужны документы

Для того чтобы оформить право собственности на землю, перешедшую к вам в порядке заключения сделки (купли-продажи, мены и т. д.), а также для оформления права собственности на земельный участок приобретенный в порядке дарения, нужно обратиться в Росреестр с необходимыми для этого документами.

Документы для оформления земельного участка в собственность:

  1. Заявление о регистрации права собственности (пишется в Росреестре по установленному образцу);
  2. Документ, удостоверяющий личность обратившегося лица (если заявитель осуществляет действие через своего представителя, то от последнего потребуется предоставление нотариально заверенной доверенности и удостоверяющего личность документа);
  3. Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (требуется и оригинал, и копия);
  4. Выписка из кадастрового плана;
  5. Договор купли-продажи (мены, дарения), а также нотариально заверенное согласие сторон на совершение сделки;
  6. Официальные бумаги от стороны, отчуждающей землю: документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий право на земельный участок (например, свидетельством о праве собственности на землю).

При рассмотрении вопроса о том, как оформить землю в собственность , стоит обратить особое внимание на размеры госпошлины за регистрацию такого права. Так, в случае когда в собственность приобретается земельный участок, на котором планируется индивидуальное жилищное строительство, строительство дачного домика или организация личного огорода или сада, потребуется заплатить государственную пошлину в размере 350 рублей (в случаях, когда регистрация осуществляется в отношении доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения, пошлина составит 100 рублей).

При приобретении земельного участка с иной целью (например, под строительство нежилого здания) придется заплатить 2 000 рублей, а вот юридическим лицам государственную пошлину за регистрацию земельного участка установили еще больше — 22 000 рублей.

Как оформить землю в собственность при наследовании?

Для оформления права собственности на землю, перешедшую к вам в порядке наследования, потребуется обратиться в Росреестр со следующими документами:

  1. выпиской из кадастрового плана земельного участка;
  2. документом, удостоверяющим личность заявителя (а также нотариальной доверенностью, если вы действуете через представителя);
  3. документом, удостоверяющим ваше право на получение наследства (свидетельством);
  4. квитанцией об уплате государственной пошлины (о ее размерах мы говорили выше);
  5. заявлением о регистрации права, оформленным в Росреестре по установленному образцу.

Приватизация земли под домом

Порядок оформления земельного участка в собственность в процессе приватизации более сложен. Для начала вам потребуется обратиться в один из органов власти, в собственности которого находится эта земля, представив заявление с выпиской из кадастрового плана. В течение 2 недель муниципальный или иной государственный орган власти обязан принять решение:

  • о предоставлении вам земельного участка бесплатно, в соответствии с Земельным кодексом РФ;
  • предоставлении такого участка за плату;
  • отказе в предоставлении земли.

Когда муниципальным (иным государственным) органом принимается решение о бесплатном предоставлении участка, вам на руки выдается соответствующее письменное решение.

Если же земля предоставляется за плату, то вам направят на рассмотрение договор купли-продажи и, если вас все устроит, регистрировать землю вы пойдете с заключенным договором только после уплаты выкупной стоимости.

Для последующей регистрации права собственности нужно представить:

  • заявление о регистрации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • решение властных структур о предоставлении земельного участка в собственность или договор купли-продажи;
  • документ, удостоверяющий вашу личность;
  • выписку из кадастрового плана земельного участка.

Важно также сказать, что если на территории земельного участка находится ваш дом, то получить землю, которая находится в государственной собственности или собственности муниципального образования, гораздо проще.

У владельцев зданий, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности государственных или муниципальных образований, имеется преимущественное право на получение в собственность этого участка. При этом закон (ст. 28 Земельного кодекса) предусматривает закрытый перечень оснований, по которым государственный или муниципальный орган имеет право отказать в предоставлении земельного участка. Отказ по иным обстоятельствам недопустим.

Тонкости оформления права собственности бесплатно. Как получить свидетельство о праве собственности на землю

Оформить землю в собственность бесплатно может каждый гражданин. Для этого необходимо просто собрать комплект документов, о котором мы говорили выше, обратиться в регистрационный орган и получить свидетельство о праве собственности на землю.

Однако нужно понимать, что бесплатное оформление означает лишь невзимание платы государственным органом или его должностными лицами за комплекс оказанных услуг — за исключением обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. При самостоятельной регистрации права необходима уплата государственной пошлины размером от 350 до 22 000 рублей, в зависимости от земельного участка или статуса заявителя. Размер пошлины, как мы уже упоминали выше, будет различным в зависимости от того, физическое или юридическое лицо обратилось за регистрацией, а также от целей, для которых планируется использовать участок: индивидуальное жилое строительство или строительство нежилого здания.

Стоимость услуг специалистов при получении свидетельства о праве собственности на землю в 2015-2016 годах

Стоимость оформления земли в собственность специалистами, которые самостоятельно соберут для вас все документы, с учетом стоимости нотариальной доверенности колеблется в промежутке от 10000 до 15000 рублей, в зависимости от региона и компании, в которую вы обратились. Правда, следует отметить, что в некоторых случаях оформление земли в собственность в 2015-2016 годах обойдется несколько дороже (до 20000 рублей) — например, при регистрации прав на земли коммерческого назначения. При этом профессионалы помогут не только зарегистрировать право собственности на землю, но также составят договор и возьмут на себя обязательства по правовому сопровождению сделки и проверке всех юридически значимых для сделки документов.

Оформляя сделку по приобретению имущества, не забудьте попросить у продавца справку об отсутствии наложенного на указанный земельный участок обременения. В случае если земельный участок находится в залоге, для его отчуждения, например, необходимо будет получение разрешения залогодержателя, так как без него сделка может быть признана недействительной. В принципе, такая информация является общедоступной, и при необходимости вы сами можете запросить сведения из единого реестра прав. То же самое в ваших интересах может совершить и специалист.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]