План конспект урока система права

Урок по праву
Тема «Система права»

Тип урока: лекция
Цели урока:
• раскрыть понятие системы права, элементы системы.
• познакомить учащихся с правовыми системами других стран.

Обучающая — создать необходимые условия для развития творческого потенциала детей, мотивацию к изучению основ права, овладеть знаниями по юриспруденции.
Развивающая – развитие у детей образного мышления, командной работы.
Воспитательная – воспитание интереса праву. Воспитание культуры поведения и права разных стран.
Оборудование:
для преподавателя: ПК, наглядный материал, раздаточный материал, мультимедийный проектор.
для учащихся: письменные принадлежности, тетрадь, учебник.
Форма работы: индивидуальная.

Методы работы:
• объяснительно-иллюстративный (изложение нового материала)

План урока:
1. организационный момент (проверка готовности к занятию)
2. проверка домашнего задания( тест)
3. актуализация знаний (фронтальный опрос)
4. формулирование темы, целей урока. План лекции.
5. основная часть (изложение нового материала)
6. рефлексия
7. итоги урока, домашнее задание

Система права — это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве. Необходимо отличать понятие «система права» от понятия «правовая система». Правовая система — это более широкое понятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическую практику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право.
Элементы системы права:
1. Норма права — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение.
2. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений
3. Отрасль права — это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права складывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений.
4. Подотрасль права — это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданском праве).

Основные отличительные признаки отраслей права:
1. Предмет правового регулирования — то, на что направлено действие норм.
2. Метод правового регулирования — способ воздействия на конкретную сферу отношений. Вся система права делится на две большие группы:
1) Частное право — регулирует отношения преимущественно между частными субъектами, касающиеся их личных интересов.
2) Публичное право — регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.

Понятие и виды правовых систем

Правовая система — это совокупность взятых в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени, взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение. Традиционно выделяют три основные системы права:
1. Континентальная, или романо-германская, правовая система
Основные признаки этой системы:
а) источником права является нормативно- правовой акт;
б) правотворчеством занимаются специально уполномоченные органы (парламенты, правительства, главы государств);
в) данная система права возникла на основе рецепции римского права;
г) все отрасли права делятся на частные и публичные. Данная правовая система свойственна Германии, Франции, Италии, Австрии, России и др.
2. Англосаксонская правовая система
Основные признаки этой системы:
а) господствующий источник права — судебный прецедент;
б) правотворчеством занимаются судебные органы;
в) внутренне делится на общее право и право справедливости.
Англосаксонская правовая система получила распространение в таких государствах, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия.
3. Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, христианская, индуистская правовые подсистемы)
Основные признаки:
а) основной источник права — религиозные учения (доктрины и обычаи), содержащие охраняемые государством нормы права;
б) религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и суда;
в) принципы права совпадают с религиозными догмами;
г) все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.
Наиболее яркими примерами религиозных правовых систем являются Афганистан и Иран.

Отрасли права.
1. Государственное (конституционное) право. Предмет – общественные отношения в сфере государственного управления, принципов его организации и организации экономической и политической жизни общества, основные права и обязанности граждан и отношения, складывающиеся между администрацией и. сюда входит Конституция и конституционные нормы. Нормы могут быть декларациями или иными нормативными актами
2. Административное право – отношение физических лиц, юридических лиц с органами государственной власти или управления. “Об административных отношениях” и “об административной ответственности”. Так как здесь нет равенства, то существует возможность обжалования.
3. Уголовное право дает понятие о преступлении и всех отношений с ним связанных: системой наказания и так далее. Оно так же содержит полный и исчерпывающий перечень неправомерных действий называемых преступлениями. Его применение только в судебном порядке.
4. Трудовое право (частично): оплата труда, правила внутреннего трудового распорядка, юридическая ответственность в рамках трудовых правоотношений и т.п.
5. Гражданское право – регламентирует личные имущественные права граждан. Дает понятия физического и юридического лица, устанавливает права и обязанности в области структур обязательств, а также наследственные и авторские права. Основной нормативный акт – Гражданский кодекс и некоторые нормативные акты регулирующие эти же отношения, но только до тех пор, пока не противоречат кодексу (существует единственное исключение связанное с приватизацией).
6. Коммерческое право – обязательское право, финансовое право, налоговое право (хоть здесь и нет равенства отношений) и таможенное право.
7. Семейное право (вообще-то можно отнести к гражданскому праву)
8. Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право и арбитражный суд.

Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемinnvik.ucoz.com

Презентация представляет собой разработку урока в 10 классе по теме «Система права».

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Право» на тему: «Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема урока : Система права. 10 класс. Право

2 Учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

3 Попробуйте составить определение понятия « система права », используя данные слова ( можно добавлять и другие слова ) Представляет, структура, отраслей, внутренняя, норм, совокупность, институтов, которая, права, собой. Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность отраслей, институтов, норм.

4 Публичное право Система права Частное право Отрасль права Норма права Институт права (+ субинституты ) Подотрасль права Составьте 3 предложения, комментирующих схему:

5 Что означает выражение : Правовая норма — « молекула права » или « кирпичик права »? Что означает понятие норма в переводе с латинского на русский язык ?

6 Достаточно ли дать такое определение норме права : Нормы права – правила, из которых состоит право. Какими обязательными характеристиками, признаками надо дополнить данное определение ?

7 Понятие нормы права Норма права (правовая норма) — установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.

8 Является ли нижеприведенное положение нормой права? Почему? «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31 Конституции РФ). Кому адресована данная норма? Что она дозволяет? Как вы думаете, предусмотрена ли за ее несоблюдение юридическая ответственность?

9 Структура правовой нормы « Если …, то …, иначе …». Элементы нормы права ГипотезаДиспозицияСанкция Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Собственно правило поведения Собственно правило поведения Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму. Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму.

10 Какие элементы содержит данная норма права ? « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование » ( ст. 31 Конституции РФ ). Определите, является ли гипотеза данной нормы простой или сложной ? Является ли диспозиция прямой или альтернативной ?

11 Классификации норм права : 1. ( по методу правового регулирования ) Императивные нормы ( содержат безальтернативные варианты поведения ); Диспозитивные нормы ( содержат варианты дозволенного поведения ); Поощрительные нормы ; Наказательные нормы.

12 2. ( по характеру содержащихся правил ) Управомочивающие нормы ; Обязывающие нормы ; Запрещающие нормы.

13 Вставьте пропущенное слово Отрасли права Публичное ?

14 Верны ли суждения : А. Система права – это совокупность правовых норм, упорядоченных по отраслям и институтам права. Б. Система права – это внутреннее строение права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

15 Правовая норма « Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы » относится к : 1. Семейному праву. 2. Уголовному праву. 3. Конституционному праву. 4. Трудовому праву.

16 Верны ли суждения : А. Публичное право представляет собой совокупность отраслей права, нормы которых охватывают общественно значимые интересы и отношения. Б. К публичному праву относят гражданское, трудовое и семейное право. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

17 Верны ли суждения : А. Институт права включает в себя правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри отрасли права. Б. Отрасль права объединяет правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри института права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

18 Установите соответствие : А. Отрасль права. Б. Институт права. В. Субинститут права. 1. Преступления против жизни. 2. Уголовное право. 3. Преступления против жизни и здоровья личности. 4. Преступления против здоровья личности. 5. Наследование по завещанию. 6. Наследование. 7. Гражданское право. 8. Наследование по закону.

19 Назовите лишнее понятие в логическом ряду : норма права; институт права; отрасль права; источник права; подотрасль права субинститут права (часть института).

20 Д/з:Д/з: Подготовиться к практикуму « Характеристика правовой нормы » ( конспект, §5).

21 Решены ли учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме:
Право,его роль в жизни общества и государства

конспект урока по обществознанию, 9 класс

Предварительный просмотр:

Право, его роль в жизни общества и государства. §8

Право – искусство добра и справедливости.

Данный урок открывает цикл занятий по вопросам права. Основными объектами изучения будут сущность права, правового гос — ва, Всеобщая декларация прав и свобод человека, Конституция России, права человека и гражданина.

Задача: дать учащимся знания о сущности права как меры свободы и справедливости.

Итак, давайте подумаем, как в обществе можно добиться порядка и справедливости? ( ответы уч-ся).

Люди, чтобы жить, нуждаются в чёткой организации своей деятельности.

Рассмотрим некоторые сферы жизни людей:

Труд – необходимо распределить обязанности, чётко контролировать их выполнение.

Территория – порядок необходим для мирного проживания.

Семья – нет порядка – нет здоровых ,воспитанных детей, деградирует общество.

Право – совокупность общеобязательных норм(правил),охраняемых законом, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

То есть беспорядок мешал существованию людей, порядок был необходим. Необходимо было найти такой регулятор поведения, который помог бы людям спокойно договориться, мирно улаживать конфликты. Так появилось право, функция которого предотвращать конфликты, а уж если они возникли – помогать их разрешать мирным путём.

Термин право используется в нескольких смысловых значениях.

Высшие, независимые от государства нормы и принципы: справедливость, правда (отсюда старинные правовые документы – Русская правда в Древней Руси, Салическая правда у франков.

Правовые нормы(от лат..juris – право), с помощью которых осуществляется управление в государстве, устанавливается равный для всех порядок.

Возможность поступать определённым образом

Естественное право (данное от природы человеку при рождении)на жизнь, свободу совести, вероисповедания, никто не может его отнять

План урока по праву на тему «Система права»

Предмет: Экономика и право

Учебник: Певцова. Право. Основы правовой культуры. в 2-х книгах, книга 1

Тема урока: Система права

Тип урока: изучение нового материала с практическим применением знаний.

Цель: Сформировать представление о сути, структуре, значении системы права

Рассмотреть институт, нормы, права в системе социальных норм

Развить у учащихся умения отстаивать свою точку зрения

Продолжить формирование у учащихся уверенность в себе при обсуждении заданий

Дидактическая структура урока

Рассадить учащихся по группам, которые сформированы заранее.

Показать слайд с изображением каменного многоэтажного дома. Объяснить, что тема урока равнозначна с этим домом

Рассаживаются по группам. Формулируют в себе способность работать.

Задумываются о сказанном учителем. Проявляют мотивацию к изучению новой темы

Сможет провести сравнительный анализ системы права с простым зданием, развивается навык анализа

Беседа. В итоге сегодняшнего урока должна сформироваться представление о структуре системы права. Для достижения цели какие вопросы нужно рассматривать?

Вместе с учителем формулируют план сегодняшнего занятия

Смогут планировать свои действия начиная со школьного занятия

Изучение нового материала

Изложение материала учителем

Показать примеры выделения структурных элементов норм права

Слушают, в определенных местах отвечают на вопросы.

Выявляют гипотезу, диспозицию, санкцию. Обсуждают в группе защищают свою точку зрения.

Дополняют незаполненную таблицу

Осознают важность правовых норм в системе регулирования общественных отношений

Научиться извлекать главное из текста, что способствует навыку концентрацию

Этап проверки знаний

Дать задания группам (с 57-58) на определение структурной части нормы права и способа изложения нормы права

Формулируют уважение к мнению других, умение общаться и обсуждать

Подведение итогов. Рефлексия

Почему тема урока была сравнена с домом.

Анализ деятельности учащихся в ходе урока, выяснять что вызвало затруднений

Выдвигают свои предположения

Смогут оценивать результаты своей деятельности на

Запись в дневники

  • Кузьмина Мария Алексеевна
  • 1350
  • 09.01.2016

Номер материала: ДВ-318564

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока по обществознанию «Система права»

(Понятие права, правовая норма, источники права)

Знать – понятие права, представление о праве, его признаки и функции, структуру правовой нормы, строение системы права, источники права.

Уметь — выделять блоки прочного усвоения, отбирать систематизировать материал, выделять главное. По ходу урока решать познавательные и проблемные задания, расширять юридический словарный запас, делать оценочные суждения, аргументировать, делать выводы.

Воспитательные задачи – привитие правовой культуры.

Методы усвоения нового материала:

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Учебник — А.Ф. Никитин. Основы государства и права.-М.:Дрофа.,2012., рабочая тетрадь к учебнику, информационная карта, проектор и презентация к уроку.

Введение в тему. Учитель: Система права – это строение права. Система – это целое состоящее из элементов. Если, например, рассмотреть велосипед как систему то его элементами будут руль, педали, колеса и т.д. Так и система права имеет свои элементы и наша главная задача на уроке их определить и рассмотреть.

Проблемное задание: Определить взаимосвязь государства, права, общества.

Работа по теме урока.

— Современный человек не может представить жизнь без права. Если отменить законы, то каждый будет действовать, как ему вздумается. Право существовало не всегда. В первобытном обществе жизнь регулировалась в основном с помощью обычаев. По мере расслоения общества и возникновения государства обычаи перестали отвечать потребностям жизни. Конечно, право появилось не в один день, а постепенно. Оно неразрывно связано с государством. Понятие права принадлежит к классу наиболее сложных и неоднозначных понятий.

— Представления о праве, подобно представлениям о государстве зависят от научных и идеологических позиций исследователей.

Представления о праве.

марксисты верующие рационалисты

Учебник – А.Ф. Никитин. Основы государства и права.-М.:Дрофа.,2012.,стр. 76.(выписать)

Сегодня понятие «право» употребляется в трех значениях.

Право – универсальный регулятор общественных отношений.

Право – обеспеченная законом возможность что-либо делать, иметь (право на собственность, на образование…)

Право – слово право часто используется в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение, о праве на внимание.

Согласно понятию « права» мы определим его признаки и функции.

Признаки Функции

Приметы направления деятельности

На доске записаны или наклеены признаки и функции права в беспорядке, один учащийся у доски помогает учителю, а все остальные учащиеся разбирают где что.

Список на доске:

Является регулятором общественных отношений.

Воздействует на общество и государство.

Закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения. И т.д.

— Как вы думаете право и закон тождественны или нет?

( слайд на экране с вопросом)

После обсуждения высказанных мнений.

Нет

право = закон

в основе права закон может быть

лежит справедли и не справедливым.

(слайд на экране)

«Клеткой» права, его «кирпичиком» является норма права.

Норма права – обязательное правило поведения, охраняемое государством (образец, правило поведения).(информационная карта)+слайд на экране.

Структура нормы права.

Гипотеза диспозиция санкция

Кому адресована, само правило меры государственного

или обстоятельства. поведения. принуждения.

Закон о выборах.

Гражданин Р.Ф. имеет право ?

достигший 18 лет избираться и

Не все нормы права имеют полную структуру.

Рабочая тетрадь к учебнику стр.30 №26.+задание из информационной карты.

Нормы составляющие право тесно взаимосвязаны и образуют единую систему.(слайд на экране)+информационная карта.

Право отрасли подотрасли институты субинституты

Рабочая тетрадь к учебнику стр.31 №27+ задание из информационной карты.

Логический вопрос: какие из источников прав в Р.Ф. наиболее распространены?

Источники права это то из чего мы черпаем знания о праве, к ним относятся:

нормативные акты (схема в учебнике)

юридический прецедент (представление учащимся презентации о юридическом прецеденте)

Обсуждение проблемного задания.(слайд на экране)

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Игра чистая доска.( на закрепление новых понятий)

Популярное:

  • Залог в суде украина Залог как мера пресечения в уголовном производстве (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины) Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения […]
  • Судебный участок no 100 волгоградской области Судебный участок № 100 Волгоградской области Адрес: Волгоград, проспект Ленина, дом № 67 А (посмотреть на карте Google) Электронная почта: [email protected] Время работы: понедельник, вторник, среда, четверг — 09.00-18.00, пятница — 09.00-16.45, перерыв — 13.00-13.45 Мировой судья: […]
  • Конвенция о правах ребенка право на гражданство Наше право на защиту от насилия Приложение 1: Конвенция по правам ребенка (сокращенная версия) Статья 1: Определение понятия «ребенок» Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста является ребенком и обладает правами, закрепленными в настоящей Конвенции. Статья 2: […]
  • Исковое заявление по статье 131 гпк рф Требования к исковому заявлению - ст. 131, 132 ГПК РФ Статья 131. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ 1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме. 2. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место […]
  • Мировой суд советского района г казани участки Мировой суд советского района г казани участки Мировые судьи Советского района Взыскание БАНКОВСКИХ КОМИССИЙ , штрафов и иных платежей с БАНКОВ тел. 253-20-61 , 277-22-33 , адрес: РТ, г.Казань, ул.Эсперанто, д. 21/64 «ЮРИСТ» Любые АНТИКОЛЛЕКТОРСКИЕ УСЛУГИ, в том числе судебная защита […]
  • Список судей алматы "Черный" список судей Республики Казахстан Форум Общественного Объединения "Общество Содействия Автомобилистам" (ОО "ОСА") все больше и больше пополняется списками фамилий судей запятнавших себя разного рода неблаговидными делами. Вот и сейчас, Общество молодых профессионалов […]