Оглавление:

Получение взятки

Получение взятки (ст. 290 УК). Уголовный кодекс определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а .равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290). Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) неоднократно, в) с вымогательством взятки, г) в крупном размере. В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями.

Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.

Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов местного самоуправления является принцип публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей (п. 8 ст, 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») * . Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность.

* СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок; проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т. д. В законе, в отличие от ранее действовавшего УК РСФСР, отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому, должностному лицу — получателю взятки, так и (с его ведома) членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.

Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи предмета взятки лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана-получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом «проигрыша» в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам «заработной платы» или «премии» за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных «гонораров» за лекционную деятельность и литературные работы и т. д.

Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных и муниципальных служащих.

Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица заключались в выполнении обычных функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или по трудовому соглашению (контракту) является завуалированным взяточничеством.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Как доказать получение взятки должностным лицом?

Ответственность за получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и может быть как в виде штрафных санкций, так и в возможности получения реального срока.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Данное деяние может иметь следующие виды, которые определяют квалифицированные типы получения взятки:

  • Получение подарков и услуг.
  • Получение денежных сумм в значительном размере, которые превышают 25 тыс. руб.
  • Получение денежных сумм в крупном размере, которые превышают 150 тыс. руб.
  • Получение взятки в особо крупном размере – более 1 млн. руб.
  • Должностными лицами: госслужащими, сотрудниками правоохранительных органов и иными уполномоченными лицами.
  • При организации преступной деятельности — группой лиц по сговору.

Важно! Получение взятки считается оконченным преступлением с того момента, когда взяточник лично, перечислением на счёт или через посредничество принял от взяткодателя некоторое вознаграждение за оказание услуги незаконным путем.

Как доказать получение взятки?

Для доказательств необходимо подтверждение факта передачи денежных либо иных средств определенному лицу взамен выполнения незаконного действия в пользу взяткодателя.

В последние годы студенты ВУЗов проявляют бдительность в отношении преподавателей, которые вымогают деньги за хорошую оценку, применяя в качестве доказательства получения взятки диктофон сотового телефона или съёмку на камеру. С данными записями можно обратиться в полицию и возбудить уголовное дело.

С крупными должностными лицами, госслужащими, представителями административных и муниципальных служащих — дело обстоит гораздо сложнее.

Для этого проводят специальные операции по задержанию преступников на месте злодеяния, путём подставных лиц, меченых денежных купюр и других особых методов.

Основаниями доказательства дачи взятки могут быть:

  • записанные видео- и ауди материалы;
  • свидетельские показания;
  • получение денежных средств;
  • арест (с дачей показаний) посредника или взяткодателя;
  • присутствие на месте деяния участников антикоррупционного комитета.

Важно! Никакие устные заявления не будут иметь юридической силы.

В доказывании опираются на отсутствие свидетельства, каких-нибудь отношений между лицами, которые предполагают факт передачи значительной суммы денежных средств. Так, к примеру, если в момент передачи некоторой суммы на руках у одной из сторон был договор купли-продажи, доказать получение взятки будет сложнее.

К месту будут показания свидетелей, которые сообщают о том, что одна сторона нуждалась в каких-нибудь действиях либо бездействиях от иной стороны и тем самым от нее поступило предложение в виде вознаграждения.

В заключение нужно отметить, что получение взятки — достаточно серьёзное преступление, за которые привлекают к наказанию и уголовной ответственности.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Получение взятки — каковы виды и состав преступления?

Получение взятки — состав преступления, давно и прочно вошедший в суровые реалии жизни. Как на сегодняшний день сформулирован состав преступления «получение взятки» и какие его виды существуют? Ответы на эти вопросы даны в настоящей статье.

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Получение взятки — состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Получение взятки: виды данного преступления

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:

  • значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
  • крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
  • особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.

Очевидно, что квалифицированные составы преступления предусматривают более строгую ответственность по сравнению с основным. Так, основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК) предусматривает максимальный срок лишения свободы 3 года, тогда как уже ч. 2, указывающая на квалифицированный состав, удваивает этот срок.

Получение взятки: состав преступления

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

Субъект получения взятки

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст. 290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления. Понятие соучастия шире. Например, это вовлечение специальным субъектом в обмен на часть вознаграждения в исполнение незаконных действий в интересах взяткодателя лиц, не имеющих признаков спецсубъекта.

Объект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Объективная сторона и предмет преступления

Объективная сторона получения взятки выражается в присвоении специальным субъектом хотя бы части предмета преступления. При этом не имеет значения, сумел он им воспользоваться или был застигнут с поличным в момент передачи материальных благ или оказания услуги.

ВАЖНО! Действия или бездействие должностного лица, совершаемые за вознаграждение (взятку), не входят в объективную сторону преступления. Они могут совершаться как до, так и после передачи вознаграждения. При этом факт их совершения не влияет на квалификацию деяния, если речь не идет о совершении противозаконных действий. Если же за вознаграждение субъект планирует совершить незаконные действия, это станет признаком для квалификации взяточничества по ч. 3 ст. 290 УК, предусматривающей большие размеры ответственности, нежели общий состав.

Вне зависимости от того, какая часть от оговоренной заранее суммы взятки была передана, преступление квалифицируется исходя из того, какой она должна была стать в итоге. Так, если была передана только часть обещанной взятки в особо крупном размере, то преступление все равно квалифицируется по ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Получить деньги субъект может путем как действий, так и бездействия, например позволив передающему лицу самостоятельно положить деньги в ящик стола.

Сам факт согласия на получение взятки при не случившейся передаче предмета преступления по причинам, не зависящим от субъекта, должен быть квалифицирован как покушение на получение взятки.

Остается сделать вывод, что получение взятки относится к группе умышленных коррупционных деяний, имеющих как основной, так и квалифицированный составы. Для правильной квалификации таких преступлений особенно важно учитывать особенности субъекта и предмета преступления.

Взяточничество

Взяточничество представляет собой преступление против государственной власти, органов местного самоуправления и интересов государственной службы.

Может заключаться как в получении, так и в даче взятки, однако эти действия всегда тесно связаны друг с другом и существуют в «тандеме».

Развитие такого рода коррупции в обществе приводит всегда к строго отрицательным последствиям: деформации порядка осуществления служащими своих обязанностей, дискредитации и подрыву авторитета власти как таковой в государстве.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31 . Это быстро и бесплатно !

Понятие взяточничества

Взяточничеством, грубо говоря, считается такая система отношений между должностными лицами и населением, при котором людям приходится каким-либо образом оплачивать оказываемые первыми услуги и выполняемые работы.

Речь идёт только о тех действиях, которые с точки зрения закона должны быть полностью бесплатными и не требуют никакой дополнительной стимуляции служащих, а являются их прямыми обязанностями.

Во взяточничестве выделяют два основных процесса:

  1. дача взятки осуществляется любым человеком должностному лицу. Передаваться могут как непосредственно денежные средства, так и другие ценности лично взяткодателем или через посредника;
  2. получение взятки заключается в принятии её служащим в обмен на действия, которые являются его служебными обязанностями.

Смотрите в этой статье, что делать если вас безосновательно обвиняют во взятке.

Коррупция и взяточничество обладают очень важной особенностью: должностное лицо понимает общественную опасность своих действий, осознаёт всю неправомерность и возможные последствия.

Однако взяткополучателя это не останавливает.

Точно так же и взяткодатель должен знать, что осуществляет передачу денежных средств или иных ценностей не в положенной по закону ситуации, а исключительно поощряя незаконную деятельность.

Виды взяточничества

С точки зрения совершения преступления, можно выделить три разновидности взяточничества:

  • получение;
  • дача (подкуп);
  • посредничество в передаче.

А уже непосредственно передаваемую взятку можно классифицировать несколькими способами:

    1. по способу вручения: завуалированная или явная. Первая передаётся под видом денег в долг или подарка к какому-то торжеству. Вторая же открыто даётся за конкретные вещи, которые заранее прямо оговариваются;
    2. по характеру действий: взятка-мздоимство (за положенное поведение) и взятка-лихоимство (за отступление от норм закона);
    3. по времени получения: благодарность (передается уже после заранее оговорённых действий или бездействия) и подкуп (осуществляемый заранее);

    1. по предмету: ценные бумаги и денежные средства, любые деньги и вещи не в обращении (но имеющие денежную ценность), ограниченное в обращении имущество (например, оружие или наркотики), услуги и работы имущественного характера (ремонт или оплата долга должностного лица и прочее), иные имущественные права (предоставление квартиры);

Смотрите дополнительно тут о процедуре взыскания долгов в судебном порядке.

  1. в зависимости от рода деятельности: деловые взятки (направленные на обеспечение или ускорение уже положенных по закону действий) и тотальный подкуп (осуществляемый заблаговременно с целью избежать каких-то негативных последствий для взяткодателя в будущем). Последний может быть представлен покровительством по службе (то есть разнообразными незаслуженными поощрениями) или попустительством (отсутствием реакции на нарушения или жалобы третьих лиц).

Его суть заключается в том, что при выборе поставщика взяткополучатель отдаёт предпочтение какой-то конкретной организации. А за это впоследствии получает определённую сумму или процентную долю от сделки.

Мелкое взяточничество

Не так давно в Уголовный кодекс были внесены изменения, которые привели к появлению новых видов наказания.

В частности, теперь предусмотрено пресечение мелкого взяточничества.

Таковым признаётся дача или получение взятки в размере менее десяти тысяч рублей. Собственно, именно из-за такого относительно небольшого размера платежа этот тип и носит своё название.

Муниципальные и государственные работники могут в некоторых случаях принимать от населения подношения за выполнение своих обязанностей в более быстром темпе или за оказание каких-то дополнительных услуг, не предусмотренных должностной инструкцией, но связанных с их деятельностью.

Всё это, конечно же, не отменяет того факта, что они при этом совершают преступление.

Кому-то может показаться, что мелкое взяточничество не является по-настоящему существенным опасным деянием, а урон от таких преступлений чрезвычайно мал.

Однако это не так: с необходимостью предложить мелкое подношение сталкивается большая часть населения, как правило – наиболее незащищённые слои.

Меры ответственности за взяточничество

Дача или получение мзды всегда влечёт за собой последствия.

По закону за это предусмотрена ответственность, причём независимо от того, когда именно взятка была вручена.

Наказание может представлять собой как штраф, так и лишение свободы на определённый срок.

Здесь вы можете узнать о порядке обжалования штрафа ГИБДД.

Отдельно стоит отметить, что законом меры ответственности предусмотрены как для взяткополучателя, так и для взяткодателя.

В каждом конкретном случае степень вины будет определять суд, как и назначать наказание. Общее перечисление всех возможных мер затруднительно и выглядело бы громоздко. Однако, например, по статье УК РФ 291.2 предусмотрен (в числе прочего) штраф.

Наказание за посредничество при передаче взятки

Оказание помощи третьего лица в передаче взятки точно так же уголовно наказуемо.

Меры ответственности за такие действия регламентируются 1 частью 291 статьи Уголовного кодекса.

При этом речь идёт также и о просто обещании передать мзду, и о предложении услуги как таковой.

Посредничество во взяточничестве наказывается штрафом (от 20-кратного сумме взятки до 90-кратного, от 25 тысяч до 500 миллионов), запретом заниматься определённой деятельностью в течение 3 лет.

Возможно также лишение свободы на срок от 3 до 12 лет.

Необходимо отметить отдельно, что взяткодатель может быть освобождён от наказания. Для этого необходимо добровольно сообщить о факте передачи мзды в соответствующий орган до возбуждения уголовного дела.

Важно, чтобы написанное заявление было передано именно в ту структуру, которая имеет такое право: освобождать от ответственности.

Коррупция, безусловно, является негативным фактором.

Она оказывает отрицательное влияние не только на благосостояние граждан, но и на их доверие к власти.

Непосредственный вред наносится и самому государству, подрывая его экономическое благосостояние.

В этом случае откаты являются наиболее ярким примером. П

о этой причине правительство активно борется с этим явлением, стараясь противодействовать как получению, так и даче взяток.

Частые вопросы по взяточничеству

Какая сумма не считается взяткой?

Взятка или подарок? Вопрос который возможно решить обратившись к законодательству РФ.

Итак. Взятки, подарки могут носить денежную форму или быть в виде какого-то предмета, сертификата.

В том случае, если взятка носит не денежный характер, то ее размер выражают в денежном эквиваленте.
В соответствии с законодательными нормами РФ:

  1. все что менее 3 000 руб. считается подарком;
  2. 3 000-25 000 руб. называют взяткой;
  3. 25 000-150 000 руб. взятка в значительном размере;
  4. 150 000-1 000 000 руб. взятка в крупном размере;
  5. более 1 000 000 руб. взятка в особо крупном размере.

Что считается подарком, а не взяткой?

Делать подарки или знаки внимания должностным лицам и госслужащим закон не запрещает! Главное, чтоб не взятка. Правда, и что такое «подарок» кодексы не объясняют. Денежных ограничений, вроде «ценник до пяти тысяч – это подарок, а выше – взятка», тоже нет.

Взяткой может стать обычная шоколадка, а шикарный автомобиль быть просто подарком. Все зависит от ситуации. Если должностное лицо с честью выполнило свою служебную обязанность или долг, и вы по каким-то причинам (ну понравился хороший человек!) хотите его отблагодарить, пожалуйста.

Суть в том, чтобы о такой благодарности вы не договаривались заранее, а его услуги для вас были такими же, как для остальных. К примеру, сделал врач пациенту сложнейшую операцию, а тот, выписавшись из больницы, решил доктора отблагодарить – купил ему авто. Это подарок.

Даже брошенная перед операцией фраза «доктор, постарайтесь, отблагодарю!» не сделает подарок взяткой, если врач не совершал ничего незаконного или не оказывал те услуги, которые не могут получить иные пациенты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31 . Это быстро и бесплатно !

Квалифицированные виды получения взятки;

Уголовный кодекс РФ 1996 года предусматривает шесть квалифицированных видов получения взятки:

-получение взятки за незаконные действия (бездействие) (ч.2 ст.290 УК);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290 УК);

-получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.»а» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки неоднократно (п.»б» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки, совершенное с ее вымогательством (п.»в» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки в крупном размере (п.»г» ч.4 ст.290 УК).

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говориться в ч.2 ст.290 УК, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействия), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Однако некоторые авторы, например С.Г. Келина, считают, что термин »незаконные», употребленный законодателем в ч.2 ст.290 УК, следует понимать, как преступные. Данная позиция представляется необоснованной, поскольку термин »незаконные» подразумевает нарушение не только уголовного закона. В противном случае законодатель прямо указал бы, что действия (бездействие) должностного лица должны быть преступными. На это указывает и Пленум Верховного Суда РФ в п.10 постановления от 10 февраля 2000г. №6, истолковывая незаконные действия (бездействие) должностного лица как неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Иначе говоря, незаконные действия (бездействие) должностного лица – это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе. Так, Тамбовский областной суд осудил начальника отдела налогообложения Т. за преступления, предусмотренные ч.2 ст.290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия) и ст.292 УК (служебный подлог). Т. внес заведомо ложные сведения в декларацию К. и получил от последнего за эту взятку.

Квалифицирующий признак, содержащийся в ч.3 ст.290 УК РФ предусмотрен для всех предшествующих разновидностей получения взятки. Это означает, что при наличии квалифицирующего обстоятельства по ч.3 ст.290 УК, утрачивает значение намеченное в ч.1 и ч.2 этой статьи разграничение случаев получения взяток за законные и незаконные действия (бездействие) должностного лица.

Квалифицирующее обстоятельство по ч.3 ст.290 УК связано с особой характеристикой субъекта получения взятки. Таковым может быть не любое должностное лицо, а только то, которое занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

Разъяснение понятий лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта РФ, дано непосредственно в уголовном законе (примечание 2 и 3 к ст.285 УК). Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К числу же лиц, занимающих государственные должности субъектов РФ, относятся те, кто занимает должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Следует признать, что эти формулировки не являются достаточно определенными, что породило различные точки зрения по этому вопросу. Так в учебнике уголовного права под редакцией И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Ноовоселова утверждается, что лица, занимающие государственные должности России и субъектов РФ, перечислены в категории »А» реестра государственных должностей в Российской Федерации. В учебнике же уголовного права под редакцией Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова сказано, что субъектами по ч.3 ст.290 УК могут быть и государственные служащие, замещающие государственные должности категории »Б».

Законодательство РФ о государственной службе различает государственные должности РФ и государственные должности государственной службы. Так, ст.2 ФЗ »Об основах государственной службы РФ» к государственной службе относит исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими государственные должности категории »Б» и »В». Поэтому лиц, занимающих государственные должности государственной службы категории »Б» нельзя считать занимающими государственные должности РФ и субъектов РФ.

Определяя, относится ли то или иное должностное лицо к числу лиц, занимающих государственные должности России и субъектов РФ, нужно руководствоваться ст.1 ФЗ от 31 июля 1995г. »Об основах государственной службы Российской Федерации», Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. (с дополнениями от 20 декабря 1996г. и 23 октября 1998г.), в котором дан исчерпывающий перечень таких должностей и законодательством о государственной службе субъектов РФ.

Глава органа местного самоуправления – должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. В различных муниципальных образованиях эта должность может именоваться по-разному: глава администрации, мэр, староста и т.п., что определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъектов РФ. Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Особо квалифицированные виды получения взятки, содержащиеся в ч.4 ст.290 УК, также предусмотрены для всех предшествующих видов получения взятки. Так, ч.4 ст.290 УК РФ говорит о деяниях, »предусмотренных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, если они совершены…» и далее перечисляет квалифицирующие признаки.

Анализируя особо квалифицированный вид получения взятки, совершенной группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, следует обратиться к положениям ст.35 УК, раскрывающей признаки групповых преступлений. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Необходимо учитывать и норму, содержащуюся в ч.4 ст.34 УК: лицо, не являющееся субъектами преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

Пленум верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 февраля 2000г. №6 разъяснил: »Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более должностных лица, или два или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения.»

В теории российского уголовного права устоявшимся является понимание преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, как преступления, совершенного двумя или более соисполнителями, то есть лицами, непосредственно участвовавшими в совершении преступления совместно с другими лицами. Непосредственное же участие в преступлении означает выполнение полностью или частично действий, составляющих объективную сторону соответствующего преступления.

Объективную сторону получения взятки может выполнять только должностное лицо. Поэтому если какой-либо гражданин, действуя по предварительному сговору с должностным лицом и выдавая себя за должностное лицо, получает для них двоих взятку, его действия следует рассматривать как соучастие в получении взятки и при отсутствии других отягчающих обстоятельств квалифицировать по ст.33 и ч.1 или ч.2 ст.290 УК, а действия должностного лица- по ч.1 или ч.2 ст.290 УК РФ. Таким образом, в состав группы могут входить только взяткополучатели – должностные лица, действующие по предварительному сговору.

Возникает вопрос о характере и содержании деятельности каждого из должностных лиц, состоящих в группе, получившей взятку по предварительному сговору. Н.И. Коржанский считает, что на наличие в действиях виновных лиц данного квалифицирующего признака не влияет, кто из них должен был совершить действия (бездействие) в интересах взяткодателя, какую долю каждый из них получил, а равно и их служебное положение. Этой же позиции придерживается и Ю.И. Ляпунов, утверждающий, что для вменения квалифицирующего признака – получение взятки группой лиц по предварительному сговору – »не обязательно, чтобы каждое должностное лицо совершило конкретные служебные действия в интересах дающего взятку. Группа налицо и в том случае, когда по предварительной договоренности, с ведома, согласия и при содействии одного ее участника другое должностное лицо непосредственно совершает указанные действия и принимает от взяткодателя незаконное вознаграждение, часть которого затем передает другому соучастнику».

Следует не согласиться с данной позицией в той части, что не обязательно совершение служебных действий всеми участниками группы в интересах дающего взятку. Все лица, составляющие группу взяткополучателей, действующих по предварительному сговору, должны быть соисполнителями преступления, то есть получить какую-то часть материального вознаграждения и совершить (не совершить) какие-то действия в интересах взяткодателя с использованием должностного положения. Так, Президиум Костромского областного суда не признал в действиях К. и Р. получения взятки по предварительному сговору группой лиц, поскольку К. никаких действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны преступления не выполнил, а лишь способствовал получению взятки.

Если должностное лицо, получившее взятку, понимает, что полностью удовлетворить интересы взяткодателя оно не может и по собственной инициативе передает часть ее другому должностному лицу, предварительного сговора с которым не было, то в таком случае он несет ответственность по совокупности преступлений за получение и за дачу взятки.

Таким образом, для вменения при получении взятки особо квалифицирующего признака »группой лиц по предварительному сговору» необходимо установить совокупность следующих обстоятельств:

-соглашение о получении взятки должно состоятся между двумя или более должностными лицами;

-это соглашение должно предшествовать фактической передачи взятки одному из них;

-каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия (бездействие), с использованием должностного положения в интересах взяткодателя либо попустительствовать или покровительствовать ему;

-каждое из должностных лиц должно получить хотя бы часть взятки.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст.35 УК РФ).

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 »О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» отмечено, что организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки (взяток), наряду с должностными лицами могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. »При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч.4 ст.34 УК РФ как организаторы, подстрекатели, либо пособники преступлений, предусмотренных статьями 204, 290 и 291 УК РФ».

Пункт »б» ч.4 ст.290 УК указывает на такой квалифицирующий признак, как получение взятки, совершенное неоднократно. Понятие неоднократности как одного из видов множественности преступлений раскрывается в ст.16 УК, где под неоднократностью преступлений понимается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята.

Таким образом, особо квалифицирующим признак неоднократности получения взятки имеет место, когда должностное лицо получает незаконное вознаграждение:

-ранее будучи судимым за получение взяток;

-от нескольких взяткодателей в разное время за совершение в отношении каждого из них самостоятельного отдельного действия;

-от нескольких взяткодателей, действовавших самостоятельно, без сговора, в разное время за совершение в их интересах одного общего действия;

-от нескольких взяткодателей одновременно за совершение в интересах каждого из них отдельного действия;

-от одного и того же взяткодателя в разное время за совершение в его интересах отдельных самостоятельных действий.

Так, например, сотрудники налоговой инспекции Г. и Г. были осуждены за неоднократное получение взяток, совершенное группой лиц за то, что получили от частного предпринимателя В. 4 млн.рублей за сокрытие выявленных у него нарушений, а также от директора ТОО »АРТ-Трейд-Центр» П. – 5,5 млн.рублей за непроведение проверок этого ТОО.

Возможны некоторые затруднения с определением понятия »отдельное действие в интересах каждого из взяткодателей». Например, должны ли эти действия быть совершенно разными по своему характеру или могут быть и одинаковыми? Б.В. Волженкин считает, что получение взятки следует считать неоднократным и в тех случаях, »когда должностное лицо, получая одновременно взятки от нескольких лиц, обязуется совершить в отношении каждого из них отдельные, но одинаковые по своему характеру действия (выдать фиктивный листок временной нетрудоспособности, поставить высокую оценку на экзамене, обеспечить прописку, назначить мягкое наказание и т.д.)». Данную позицию следует считать верной, что подтверждает и практика применения законодательства об ответственности за взяточничество. Так, по одному из уголовных дел были квалифицированы как неоднократное получение взятки действия преподавателя, который перед экзаменом принял от старосты группы деньги, собранные учащимися и переданные ему с целью добиться расположения на экзамене в отношении каждого из взяткодателей, но в то же время не будет неоднократности получения взятки, когда должностное лицо совершает общее действие в интересах нескольких взяткодателей.

От неоднократности — получения взятки следует отличать единое продолжаемое преступление. В теории уголовного права под продолжаемым преступлением понимают преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Безусловно, что если взяткодатель и взяткополучатель договариваются о даче-получении определенной суммы за выполнение или невыполнении того или иного действия должностным лицом и эта сумма передается (получается) лично или через посредника в несколько приемов, то это одна продолжаемая взятка, а не неоднократное взяточничество. Единым продолжаемым преступлением, а не неоднократным получением взяток следует считать систематическое получение материальных ценностей или выгод имущественного характера, предоставляемых взяткодателем должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе, когда никакие отдельные конкретные действия (бездействие) должностного лица каждый раз при передаче вознаграждения не обуславливаются. На это указывает Пленум Верховного Суда РФ в п.14 постановления от 10 февраля 2000г. №6.

Представляется, что квалификация неоднократного получения взятки по одной статье (п.»б» ч.4 ст.290 УК) возможна лишь в том случае, когда все вменяемые эпизоды, взятые в отдельности не отличаются друг от друга с точки зрения квалификации, то есть по своим юридическим признакам. Поэтому при наличии двух и более случаев получения взятки, ответственность за которые предусмотрена различными частями ст.290 УК, а также при совершении в одном случае покушение на получение взятки или соучастия в этом преступлении, а в другом оконченного получения взятки в качестве исполнителя, действия виновного по каждому из указанных эпизодов должны квалифицироваться самостоятельно, при этом второй эпизод еще и по признаку неоднократности.

Еще одним видом особо квалифицированного получения взятки является совершение этого преступления путем вымогательства (п.»в» ч.4 ст.290 УК).

На протяжении многих лет судебная практика связывает вымогательство взятки с угрозой нарушения не любых, а только лишь законных, правоохраняемых интересов лица, давшего взятку. В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 содержится эта же позиция. В п.15 указанного постановления разъясняется, что »Вымогательство означает требование должностного лица или лиц, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов». Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ выделил две ситуации вымогательства взятки. В первом случае должностное лицо откровенно требует дать ему взятку, угрожая при этом совершить какие-либо действия, которые нарушат законные интересы лица, ставшего объектом этого вымогательства, или не совершить какие-либо правомерные действия, в котором заинтересован взяткодатель. Во втором случае должностное лицо прямо не требует взятку и никаких угроз в отношении взяткодателя не высказывает. С целью побудить последнего к даче взятки оно не выполняет, умышленно затягивает совершение тех или иных действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель, что влечет вредные последствия для его правоохраняемых интересов. Поэтому совершенно обоснованно Ставропольский краевой суд не признал наличия признаков вымогательства взятки в действиях дежурного вневедомственной охраны Я., потребовавшего от П. 600 рублей за непринятие к нему мер для привлечения к административной ответственности после совершения последним административного правонарушения.

Несмотря на устоявшийся характер данной трактовки понятия вымогательства взятки, отдельные авторы оспаривают необходимость связи вымогательства с угрозой нарушения законных интересов взяткодателя. Так, В.Д. Меньшагин определял вымогательство при получении взятки как требование должностного лица передачи ему имущественных благ, сопряженных с угрозой совершения или несовершения тех или иных служебных действий в ущерб интересам лица, от которого требуется взятка. Эту точку зрения разделяют и А.М. Медведев и Б.В. Здравомыслов.

В противовес этому мнению Б.В. Волженкин приводит три довода в поддержку позиции, изложенной в указанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Во-первых, по мнению Волженкина, ответственность за вымогательство взятки повышена законодателем именно потому, что при вымогательстве страдают законные интересы граждан, вынужденных передать взятку ее вымогателю. »Если бы речь шла об интересах гражданина, не защищенных законом, ответственность за требование передать взятку, вполне очевидно, не была бы повышена». Во-вторых, говорит Волженкин, законодатель не позволил бы освобождать от ответственности в соответствии с примечанием к ст.291 УК того, кто – пусть даже по инициативе должностного лица – передал взятку за удовлетворение своего незаконного интереса, поскольку такой – незаконный – интерес по самому определению не подлежит защите. А в-третьих, Волженкин говорит о том, что следует отличать проявление замысла законодателя от последствий »явных недостатков юридической техники», из-за которых в кодексе встречаются очевидные недочеты, к одному из которых ученый относит и указания в ч.4 ст.290 УК на то, что квалифицирующий признак вымогательство взятки вменяется и при передаче взятки за незаконные действия.

Мнение Б.В.Волженкина представляется обоснованным, но интересен в этом отношении один пример из практики, описанный доктором юридических наук П.Яни. »Схема» преступления была примерно такова: должностное лицо ведало движением очереди лиц, претендующих на получение жилплощади. И этот чиновник заявил гражданину, стоящему в очереди вторым: »Если не дашь мне взятку, не получишь квартиры и третьим, и пятым, и т.д. Ну а коли дашь – иди за ордером первым».

Таким образом, в приведенном случае передача взятки с одной стороны вела к устранению угрозы законному интересу быть в очереди не далее, чем вторым, но и одновременно с другой – имела целью совершение незаконных действий в виде передвижения со второго места на первое. Образуют ли данные действия единое преступление или имеет место неоднократность взяточничества? Выше в работе уже отмечалось, что неоднократным взяточничеством является только такое получение взяток от одного взяткодателя за совершение в его интересах отдельных самостоятельных действий, которое совершено в разное время. Получается, что принципиально возможна квалификация одного преступного деяния и по второй и по четвертой части п.»в» ст.290 УК РФ. Но исходя из содержания ст.290 УК сделать это не представляется возможным.

К последнему особо квалифицированному виду преступления относится получение взятки в крупном размере (п.»г» ч.4 ст.290 УК). Крупным размером взятки согласно примечанию к ст.290 УК признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. Определение размера взятки производится исходя из минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент окончания преступления.

Поскольку размер полученной взятки имеет квалифицирующее значение, постольку стоимость взятки, включая различные услуги и выгоды должна всегда получить денежную оценку. Такая оценка производится на основании цен на товары, расценок и тарифов на работы и услуги, валютного курса, существовавших на момент совершения преступления, а при отсутствии цен и тарифов – на основании заключения экспертов.

Согласно п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6, если незаконное вознаграждение в крупном размере получено должностным лицом частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Таким образом, при получении должностным лицом взятки от нескольких лиц за совершение в отношении них одного общего действия, размер взятки определяется общей итоговой суммой. Если же взятка получена в разное время от различных лиц за самостоятельные, не связанные между собой действия по службе, а также при получении взяток от одного лица за самостоятельные, совершенные в разное время действия по службе или при одновременном получении взяток от нескольких лиц за совершение в отношении каждого из них отдельного действия и при других вариантах неоднократного действия, суммировать отдельные взятки в одну крупную взятку нельзя.

Возможна ситуация с так называемой взяткой – данью, когда факты дачи-получения взяток приобретают черты системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан давать взятку старшему, тот передает часть полученных средств еще более высокому руководителю и т.д. Ю.И. Ляпунов отмечает, что »в подобных случаях систематическое, а главное регулярное получение денежного вознаграждения от одних и тех же лиц дает все основания рассматривать преступную деятельность как продолжаемое получение взятки, общий суммарный размер которой и должен определять квалификацию должностного преступления». Данная позиция представляется обоснованной и с ней следует согласиться.

Возможна и такая ситуация, когда должностное лицо, имея умысел на получение взятки в крупном размере, по не зависящим от него причинам смогло получить только часть этой взятки, не превышающую 300 минимальных размеров оплаты труда. С одной стороны, умысел преступника на совершение преступления с особо квалифицирующим обстоятельством не доведен до конца, что дает основание для квалификации содеянного как покушения на получение взятки в крупном размере. Так считает, например, Б.В. Здравомыслов. Но с другой стороны известно, что взяточничество считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части незаконного вознаграждения.

Судебная практика нередко усматривает в таких ситуациях идеальную совокупность преступлений: оконченное получение взятки без данного квалифицирующего признака и покушение на получение взятки в крупном размере. Так, например, были квалифицированы Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ действия следователя прокуратуры П., потребовавшего от обвиняемых З., Ш. и П. взятку в размере 35 млн. рублей за прекращение в отношении них уголовного дела и успевшего получить только 10млн. рублей (ч.2 ст.290 УК и ч.3 ст.30 УК, п.»г» ч.4 ст.290 УК).

Если в действиях должностного лица, получившего взятку, содержатся квалифицирующие признаки, предусмотренные в разных частях ст.290 УК, содеянное следует квалифицировать по ч.4 данной статьи, однако, в обвинении должны быть упомянуты все квалифицирующие признаки деяния.

Популярное:

  • Понятие система международного частного права Лекция 1. Международное частное право в системе российского права 1.3. Система международного частного права Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются вопросы, которые имеют значение для международного […]
  • Статья 290 уголовный кодекс Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441 Стаття 290. Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства Знищення, подделка или замена идентификационного номера, […]
  • Договор розничной купли продажи ответственность Договор розничной купли продажи ответственность 3.1 Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре / Договор розничной купли-продажиГлава 3. Проблемные аспекты исполнения договора розничной купли-продажи Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом […]
  • Судебная практика по ст 290 ч3 ук рф Судебная практика по ст 290 ч3 ук рф Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением прав субъектов малого и среднего бизнеса, за 2013 - 2015 годы Количество уголовных дел о нарушении законов о предпринимательской деятельности органами исполнительной […]
  • 158 ук рф часть 3 п а 158 ук рф часть 3 п а К особо квалифицированным видам кражи ч.4 ст.158 УК РФ действующее законодательство относит - кражу, совершенную с незаконным проникновением в жилище либо в крупном размере. Рассмотрим данные признаки. Подп. «а» ч.3 ст.158 УК РФ кража совершенная организованной […]
  • 50 Административные наказания Лекция 8. Административная ответственность 8.5. Общие правила назначения административного наказания Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, т. е. не […]