Оглавление:

Оформление ДТП с одним участником, наказание за оставление места ДТП

Рассмотрим довольно часто встречающийся вид ДТП, когда автомобиль сталкивается не с другим транспортным средством, а с каким-либо препятствием. К примеру, водитель при движении задним ходом врезается в столб или камень.

Обычно водители легкомысленно воспринимают произошедшее, думая только о предстоящем ремонте автомобиля, и не оформляют происшествие в ГИБДД, однако по закону любое ДТП, даже в котором поврежден только Ваш автомобиль, должно быть оформлено.
Если у ГИБДД будут доказательства, что ДТП имело место (например, видеозапись или свидетельство очевидца), водителя-участника ДТП могут привлечь к ответственности за оставление места ДТП без его оформления. Вид наказания за это правонарушение рассмотрим ниже.

Как оформить ДТП с забором, деревом

Для начала поговорим о том, как оформить такие ДТП, как столкновение с деревом, камнем, гаражом или другой постройкой, наезд на камень с повреждением двигателя или днища автомобиля. Обязанности водителя при ДТП прописаны в ПДД РФ.
О новых правилах оформления ДТП мы недавно писали. В рассматриваемом случае упрощенная схема оформления (так называемый европротокол) не действует, поскольку он действует лишь при двух участниках ДТП. То есть для оформление данного ДТП по закону нужно обязательно позвонить в ГИБДД и следовать указаниям дежурного сотрудника..

Что делать на месте ДТП?

Напомним пункт 2.6.1 ПДД РФ, регламентирующий обязанности водителей после ДТП, если нет пострадавших лиц:

Та же вышеупомянутая ст. 2.6.1 разрешает после сообщения о ДТП не оформлять документы о ДТП, если у водителя нет такой необходимости, а второй предмет – бесхозный, или не получил повреждений.

Когда можно покинуть место ДТП без второго участника

Иногда происшествие с автомобилем вообще не является ДТП. Напомним определение дорожно-транспортного происшествия из ПДД РФ:

То есть если автомобиль не участвовал в дорожном движении, а, скажем, был припаркован и при этом был поврежден упавшим деревом или ледяной коркой с крыши, то это событие не является ДТП, и подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Лишение прав за оставление места ДТП с деревом или забором

Как сказано выше, водители часто не осознают степень последствий за уезд с места ДТП без второго участника. Тем не менее, иногда о таких ДТП становится известно (например, у поврежденного имущества находится собственник, который и обращается в ГИБДД). В таком случае водителя ждет лишение прав по ст. 12.27:

Иногда сам водитель сообщает в ГИБДД о факте аварии, например, если страховая компания по КАСКО для выплаты требует справку из ГИБДД о факте аварии. В таком случае наказанием также станет лишение прав.

Действия по КАСКО при ДТП с одним участником

Случаи, когда водители по своей невнимательности совершают наезды на какие-либо придорожные препятствия, называются ДТП с одним участником.

Когда вам поцарапали машину во дворе, то это, безусловно, считается ущербом, регистрируемым по продукту дополнительно автострахования КАСКО, однако дорожно-транспортным происшествием это назвать нельзя.

Когда вы врезались сами во что-то, или зацепили часть какого-либо недвижимого объекта, тогда вам следует знать, как такие случаи оформляются, куда обращаться нужно в первую очередь и в чем заключаются этапы процедуры оформления таких страховых рисков.

Что делать на месте происшествия

Для того чтобы не растеряться после наезда или столкновения водителя с недвижимым объектом, необходимо знать хотя бы основные действия.

Главное не стоит паниковать, а лучше сосредоточиться на тех шагах, к которым следует приступить незамедлительно.

Следует сразу подробнее обозначить, в каких случаях страховщиками обычно признается ДТП с одним участником.

Это могут быть следующие ситуации, повлекшие за собой разрушительные последствия для автотранспортного средства:

  • наезд на бордюр – видимый или вне видимости (например, скрытый под снегом);
  • столкновение со столбом, деревом, автобусной или трамвайной остановкой (павильоном), светофором и др.;
  • наезд на яму, открытый канализационный люк или люки водопроводного колодца, на колею в деформированном асфальтированном покрытии и прочее;
  • если водитель на машине врезался в бетонный забор, въехал в магазин, разбив витрину;
  • когда водитель сбил мусорный бак или иной придорожный объект;
  • наезд на остроконечные куски льда, гвозди и прочее;
  • неправильно въехал в бокс гаража, повредив бока, зеркало и что-то еще у машины;
  • выброс в кювет с нанесением в результате этого повреждениями автомобилю и другие подобные варианты ущербов машине с одним участником;
  • открытая дверь другой машины, которая не двигалась на момент аварии.

Если вы собираетесь оформлять случай самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД, тогда вам потребуется самостоятельно прорисовать четкую и простую схему, где было понятно, каким образом вы столкнулись с препятствием при управлении машиной.

Эта схема нужна страховой компании, чтобы специалистам понять, как все произошло.

В этом документе должны быть отражены следующие важные детали:

  1. Расположение автомобиля по отношению к различным недвижимым объектам, прилегающим к автодороге и месту столкновения наезда.
  2. Тормозной путь – его длина.
  3. Схема проездных путей – ширину, разметку на дороге, направления полос движения, островки, ограды, светофоры и т.д.
  4. Дата и время случившегося.
  5. Два очевидца – их контакты, фамилии и подписи.
  6. Персональные данные о водителей.
  7. Регистрационные и технические сведения о машине.
  8. Направление, в котором двигался участник ДТП до столкновения.

Однако бывают более серьезные повреждения машин после одиночного столкновения с каким-либо объектом.

Тогда вы как застрахованное лицо, точнее страхователь с застрахованным имуществом, попадаете в категорию клиентов, которым следует обращаться в компанию только при наличии у вас справок из автодорожной полиции.

Как только вы столкнулись с реальной преградой, ваша машина из-за этого повредилась, так сразу же проследуйте по следующему алгоритму действий:

  1. Вызвать сотрудника ГИБДД, воспользовавшись следующими способами:
    • позвонить с мобильного – Билайн (020, 002), Мегафон (020), МТС (112), Utel (020), или например, таких операторов как по г. Екатеринбургу – «Мотив» (902);
    • позвонить по городскому номеру ГИБДД;
    • если сотрудник дорожного патруля оказался поблизости, то его можно позвать, попросив кого-то из очевидцев в этом помочь, если вы не можете этого сделать по каким-либо причинам.
  2. Вызвать аварийного комиссара. Особенно, если у вас полис подразумевает наличие VIP-обслуживание, тогда в бланке полиса должен быть прописан его номер телефона.
  3. Позвоните своему страховщику и сообщите о случившемся, тогда со стороны страховой компании на место столкновения пришлют своего эксперта для подсчета размеров ущерба.
  4. Вызвать независимого экспертного оценщика, если есть такая необходимость.
  5. Вызвать скорую помощь, если водитель пострадал. Если он сам не в состоянии вызвать медиков, тогда он может попросить это сделать кого-то другого – свидетеля столкновения. В принципе любой человек, увидевший аварию одного авто и раненного водителя, может сам проявить инициативу и вызвать скорую помощь.
  6. Ни в коем случае не двигайте автомобиль, и, тем более не покидайте место происшествия.
  7. Можно самостоятельно сфотографировать все последствия, пока ожидаете приезда специалистов на место.
  8. Прежде чем ехать в офис страховой компании, вам следует дождаться, пока сотрудник ГИБДД оформить все надлежащим образом и выдаст вам на руки все необходимые справки.

Также от экспертного оценщика вы должны получить его заключение, отражающее размер ущерба. Аварийный комиссар зафиксирует при помощи фото или видеосъемки последствия произошедшего, поможет вам с зарисовкой схемы, сбором и оформлением нужных бумаг.

Кто должен засвидетельствовать аварию

Засвидетельствовать аварийный случай с одним участником может любой из очевидцев. И желательно, чтобы их было два. Несмотря на то, что одиночные аварии приравниваются к ДТП с лобовым столкновением, их степень бывает легкой.

Такие ситуации не требуют наличия справок от сотрудников ГИБДД для того, чтобы пострадавший смог получить выплаты по полису КАСКО. В страховую компанию ему достаточно будет предъявить показания очевидцев случившегося.

Однако обычно такого плана обращения за страховкой должны всегда соответствовать условия договора страхования.

Чаще всего КАСКО при ДТП без второго участника и без справок из дорожной полиции оплачивается компанией в следующих случаях:

  • неглубокие царапины;
  • разбиты элементы, детали или покрытия из стекла;
  • поврежден один или два элемента кузова, которые не могут быть заменены (глубокие царапины, вмятины, разрывы) и при других базовых типичных условиях, которые обязательно будут указываться в соглашении, либо в Правилах страхования или в Памятке для водителя.

При более сложных авариях засвидетельствованием занимается либо аварийный комиссар, либо независимый эксперт и к ним также добавляется обслуживание сотрудниками ГИБДД.

Здесь также следует понимать, что если авто стоял и не двигался, а на него сверху что-то упало тяжелое, помяв кузов, то это не проходит по случаю ДТП.

Скорее всего, здесь будет подходить случай ущерб, порча, полная гибель и прочие варианты. Но на сегодня ведь продаются полисы универсальные, в которые включен целый ряд страховых случаев.

Поэтому нужно просто внимательно запомнить условия вашего страхования КАСКО. Не все полисы могут включать обслуживание при одиночном участнике во время ДТП, хотя — это редкость на сегодня.

Какие нужно собрать документы для страховой

Внимательно проверяйте все документы, которые вам выдадут на руки сотрудники дорожной полиции, независимый эксперт или аварийный комиссар.

Если вы не будете согласны с теми или иными данными, сведениями, которые отражены в их документах, то лучше сразу все урегулировать, уточнить на месте.

В том случае, когда полицейский будет продолжать необоснованно сомневаться в правдивости ваших показаний, вы имеете полное право обжаловать его действия через прокуратуру.

Также перечитайте внимательно письменные показания свидетелей аварии, если таковые имелись. Они должны быть полностью приведены в соответствие с действительными событиями.

В целом же подавать нужно страховщику следующий пакет бумаг:

  • заявление с просьбой выплатить страховку или же отремонтировать за счет компании автомобиль;
  • полис КАСКО;
  • возможно, понадобится квитанция или несколько платежек, которые покажут, что полис оплачивался;
  • паспортные данные – подается копия паспорта и его оригинал (оригинал нужен для сверки, если копия не заверена владельцем документа);
  • бумаги на авто – ПТС или свидетельство о регистрации;
  • справки из ГИБДД, ГАИ или ОВД;
  • показания очевидцев;
  • схема случившегося, заверенная сотрудниками ГИБДД и очевидцами;
  • заключение независимого эксперта или аварийного комиссара, если таковые привлекались к исследованию дела;
  • медицинское освидетельствование, если вызывалась скорая помощь;
  • фото или видеоматериалы, а также данные видеорегистратора, зафиксировавшего момент случившегося;
  • диагностическая карта о своевременно пройденном техосмотре;
  • акт о состоянии дорожного полотна в том месте, где автомобиль, предположим, из-за ямы попал в ДТП;
  • доверенность на представителя страхователя, если застрахованное лицо не сможет самолично подавать документы на выплату по страховке.

Следует обязательно составить акт о том, в каком состоянии находилось полотно автодороги, где случилась авария. Такой акт может составить сотрудник службы ДПС.

Этот документ может служить даже обвинительной базой в доказывании вины не водителя, а недобросовестной дорожной службы.

Акт следует составлять не позже 24 часов с момента столкновения, наезда, провалов колеса и прочих событий, повлекших аварию с одним участником.

Но кроме вины ремонтно-дорожных служб бывает также и вина водителя – курение за рулем, распитие алкогольных и других напитков, что отвлекает внимание находящегося за рулем движущейся машины.

В этих случаях страховая компания может даже взыскать с водителя неустойку в виде суброгации. Но есть случаи, когда очевидно, что вина водителя небольшой степени или совсем отсутствует. Это его усталость, резкое ухудшение здоровья во время вождения машины, затруднительные погодные условия и т.д.

А вот уже если водитель за рулем перекусывал, отвлекался на пассажиров, пользовался мобильным телефоном или же громко слушал музыку в салоне, тогда водителя признают виновным в случившемся, а значит, он может и не получить страховку за неимением страхового случая.

Какие действуют тарифы по полису Зеленая карта, показано в таблице.

Срок обращения в СК

В общей сложности сроки подачи заявления по страховому случаю при ДТП с одним водителем, составляют 5 дней. Это такой же период, как и по полису ОСАГО. Но он не должен превышать 30 дней, иначе дело будет признаваться страховщиком просроченным и устаревшим.

Некоторые страховые компании рекомендуют обращаться с заявлением как можно скорее – чуть ли не день в день. Поэтому если после ДТП вы неограниченны в физических силах, то лучше позвонить сразу в свою компанию страховщика.

А после звонка и расследования деталей случая специалистами, поехать в офис страховой организации, чтобы поскорее подать заявление.

Даже если вы сразу не донесете какую-то бумагу, главное – это написать заявление о наступившем страховом случае. А недостающие бумаги можно донести потом, но не затягивайте срок подачи документов более чем на месяц.

Если у вашего пакета бумаг обнаружатся какие-то исправления, ошибки, неточности, тогда вам по почте документы могут вернуть для правки. На исправление дается также 30 дней.

Отсчет этих дней начинается с момента получения вами бумаг – либо по почте конвертом с описью содержимого (датой считается та, что проставлена на штампе конверта), либо же вручением лично вам в руки под роспись.

Как написать заявление о происшествии

Прежде всего, каждому потерпевшему виновнику ДТП следует определиться, хочет ли он ремонтировать машину при помощи услуг страховой компании, или же – получить от нее просто возмещение ущерба в денежном выражении.

От того, в пользу чего он сделает выбор, будет зависеть также и содержание заявления. При выплате компенсации деньгами застрахованное лицо пишет заявление на получение денег с тот срок, который установлен Правилами страхования.

При ремонте, заявление составляется с просьбой получения направления на восстановление автомобиля в СТОА. Но с самого начала страхователь, попавший в одиночное ДТП, должен подавать в свою страховую фирму заявление не на выплату, а в качестве уведомления о том, что страховой случай наступил.

Заявление о случившемся событии заполняется на специальном разработанном бланке, утвержденном общими законодательно-правовыми актами в отношении страхового дела в России.

Кроме того, обязательно нужно знать, как правильно заявить о случившемся событии. Благодаря этому страховщик определит, является ли ваш случай страховым, соответствует ли он страховому договору или – нет.

Такими ключевыми формулировками, на которые следует обратить внимание при заполнении бланка заявления, могут оказаться следующие варианты:

  • «машина повреждена в результате одиночного ДТП»;
  • «наезд на недвижимое препятствие»;
  • «автомобиль колесом попал в открытый люк»;
  • «в связи с гололедом не справился с управлением, и машина вылетела в кювет»;
  • «наехал на глыбы, куски льда, разбросанные по дороге»;
  • «не рассчитал траекторию въезда в гараж» и т.д.

Бланк следует заполнять синими чернилами от руки и без исправлений и ошибок. Вначале в бланке указывают данные страхователя и номер его полиса, что у него на руках.

Затем в месте, где речь идет о суброгации, страховщик по принятию заполненного заявления проставит отметку, применима ли суброгация к клиенту или нет.

Далее все по бланку:

  • сведения о машине;
  • о месте произошедшего случая и времени;
  • описание причин и обстоятельств, спровоцировавших аварию;
  • описание повреждений, их характера и степени;
  • пометка об участии компетентных органов в расследовании обстоятельств и последствий события;
  • в большом прямоугольнике прочерчивается схема столкновения, наезда.

В том месте документа, где написано «Принял сотрудник Страховщика» застрахованное лицо ничего не пишет – это место в документе для специалистов компании.

Обычно внизу бланка уже имеется корешок второго заявления на выплату или на получение направления на ремонт машины. Но если нет такого корешка, что маловероятно, тогда на получение выплаты в денежной форме страховки следует заполнить отдельный бланк заявления.

Обычно этот бланк подает специалист при вашем обращении и в нем, по большому счету, будут графы о ваших реквизитах, куда именно следует перечислять деньги, на какой счет, в каком банке.

Направление на ремонт

После того как вы заявили о своем намерении отремонтировать машину после одиночного ДТП за счет компании, а страховщик, в свою очередь, одобрил наличие страхового случая согласно условиям соглашения, наступает выполнение обязательств со стороны страховой компании.

Вообще, согласно ст. 929 ГК РФ, в обязанность страховщика законом не вводится выдача направления на ремонт побитой машины клиента. Его обязанность – это возмещение убытков, ущербов.

Поэтому большинство автомобилистов попросту не ждут, пока им выдадут направление на ремонт, а едут ремонтироваться сразу сами.

При этом они на СТОА просто говорят, что хотят восстановить машину за счет страховой компании, и показывают мастерам полис, а направление компания может выдать потом.

Нужно в этом случае также еще попросить у ремонтников заказ-наряд и счет на оплату восстановительных работ. Безусловно, для этого потребуется предоставить машину на осмотр мастерам, чтобы они сами оценили повреждения в машине в результате аварии.

Однако наилучший вариант разрешения ситуации – это получение сначала направления, а затем, отправка на ремонт.

Ведь зачастую бланк направления – это бланк акта проведенного экспертами компании осмотра автомобиля на предмет выявления повреждений и примерной стоимости восстановительных работ.

И если ремонтники восстановят не только последствия аварии, но также и старые проблемы в машине, не относящиеся к аварии, компания попросту не оплатит такой счет, ведь она с клиентом будет рассчитываться по своим оценкам повреждений.

Один участник аварии с повреждениями автотранспортного средства точно также может получать выплату по полису КАСКО, как и в случае, если бы участников было двое.

Ведь в одиночном ДТП одно и то же лицо является и потерпевшим, и участником, а иногда еще и виновным в случившемся. Все выплаты будут назначаться строго в соответствии с условиями договора и степенью виновности водителя.

В случае очевидной вины водителю просто выплатят не полную стоимость ущерба. Точнее, выплатят полную стоимость, ущерб это покроет, но с водителя могут изыскать определенную сумму в качестве регресса (суброгации) по КАСКО.

Базовая ставка ОСАГО в 2018 году по компаниям есть на странице.

О расторжении ОСАГО в Ингосстрах есть информация по этой ссылке.

Видео: КАСКО страхование — примеры страховых случаев.

Как правильно оформить ДТП, чтобы не получить отказ по КАСКО?

Зачастую мы задумываемся о правильном порядке оформления ДТП только после происшествия. Пост-аварийный стресс и незнание простейших правил приводят к ошибкам, а результатом таких ошибок нередко становится отказ в выплате. Между тем, алгоритм первичных действий после ДТП предельно прост, важно лишь чётко определить обстоятельства происшествия.

Первичные действия зависят от характера ДТП

В зависимости от обстоятельств происшествия можно выделить четыре вида ДТП:

  • ДТП с одним участником.
  • ДТП с двумя участниками (Европротокол).
  • ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол).
  • ДТП с пострадавшими.

Соответственно, порядок действий напрямую зависит от характера происшествия.

Последний пункт вынесен отдельно, ведь в случае реальной угрозы жизни или здоровью людей действовать нужно незамедлительно. В таких ситуациях только человеческая жизнь является приоритетом.

ДТП с одним участником – наезд на забор, фонарный столб, дикое животное и т. п.

1. Ни в коем случае не покидайте место происшествия без оформления ДТП.

Помните, что забор, столб, дикое животное и другие объекты – это чья-то собственность. Если не оформить аварию надлежащим образом, впоследствии вам могут предъявить регрессное требование. Кроме того, без документов полиции страховщик почти наверняка откажется ремонтировать автомобиль по КАСКО.

2. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

3. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • ВАЖНО: не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортного средства на фото или видео. Заснимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.

4. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

В зависимости от обстоятельств аварии порядок последующих действий может разниться. Поэтому важно получить дальнейшие инструкции от компетентных органов. Возможные указания сотрудников полиции:

  • Убрать авто с проезжей части, если создаётся препятствие.
  • Или ехать на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления документов.
  • Или ждать прибытия наряда ГИБДД.

5. Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

6. Заполните извещение о ДТП.

В идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Правда, в большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома.

ДТП ТОЛЬКО с двумя участниками (Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также в случае запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО , контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите подтверждение планируемых шагов (или иные указания).

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Оформите «Извещение о ДТП» вместе с другим участником ДТП.

При заполнении «Извещения» каждый водитель заполняет свою колонку лицевой части (любую на выбор – левую или правую):

  • ВАЖНО: при оформлении «Извещения» рекомендуется использовать типовые схемы ДТП , а также Инструкцию РСА .
  • Используйте шариковую ручку.
  • Пишите с нажимом, чтобы слова хорошо пропечатывались на обеих копиях «Извещения».
  • Внесите общие данные по дорожному происшествию.
  • Составьте вместе с другим участником происшествия схему ДТП.
  • Далее разъедините листы «Извещения о ДТП».
  • Водители подписывают листы с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит по две подписи в соответствующих графах нижней части формы. В сумме каждый водитель ставит по четыре подписи: по две на лицевой стороне каждого из разъединённых бланков. На оборотной стороне ставится только ваша подпись.
  • После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны «Извещения о ДТП».

ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол)

1. Обеспечьте безопасность на дороге:

  • Включите аварийную световую сигнализацию.
  • Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
  • Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
  • В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
  • Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.

2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:

  • Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
  • Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
  • Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
  • Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО, контактный телефон).

3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.

ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.

Возможные указания сотрудников полиции:

  • Если нет разногласий относительно обстоятельств аварии: направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.
  • Если есть разногласия относительно обстоятельств ДТП: ждать прибытия наряда ДПС на место аварии либо направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.

4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.

Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.

Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.

5. Заполните извещение о ДТП.

В большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома. Однако в идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Нередко впоследствии трудно найти других участников происшествия, чтобы те заполнили свою часть извещения. А без этого документа страховая компания откажется возмещать ущерб.

Как правильно оформить ДТП без второго участника

Аварии с одним участником — распространенное явление в российских реалиях. Под это определение подходят ДТП, возникающие из-за плохих погодных условий, плохого состояния дорожного полотна, недобросовестной работы коммунальщиков и т.д. Водители ошибочно полагают, что если на их транспортное средство упало дерево, машина пострадала, попав в овраг или наскочив на корягу, можно не вызывать сотрудников ГИБДД и уезжать с места происшествия. Это мнение ошибочно: чтобы без проблем получить возмещение от страховой по КАСКО, нужно остаться и вызвать представителей автоинспекции для составления протокола.

Что такое ДТП с одним участником?

ДТП без второго участника — это авария, в результате которой нанесен вред автомобилю одного гражданина и (или) бесхозному предмету. То есть к ДТП с одним участником не относятся ситуации, когда нанесен вред предмету, имеющему собственника. Например, если жилец частного дома въехал в соседское ограждение, причинен материальный вред двум лицам. На практике чаще всего возникают следующие ситуации:

  • Повреждение авто в результате езды по проселочной дороге;
  • Столкновение с деревом, дорожным ограждением;
  • Въезд в стену своего гаража;
  • Повреждение днища машины о валяющийся на дороге предмет и т.д.

Дорожно-транспортным происшествием с одним участником признаются аварии, возникающие в процессе движения автомобиля. Если на стоящую во дворе машину упала ветка дерева, свалилась сосулька с крыши, эти события не относятся к дорожным ситуациям. При этом в таких случаях тоже можно получить компенсацию, если будет установлен виновник. О том, как это сделать и как найти виновного в происшествии, мы писали здесь.

Как поступить водителю?

Водители полагают, что если в аварии не задействовано второе лицо, можно уезжать с места происшествия. Подобное мнение ошибочно: если ГИБДД узнает, что автолюбитель уехал с места аварии, его ждет штраф или лишение прав на период 1-1,5 года. Чтобы избежать наложения санкций, водителю нужно остаться на месте аварии и вызвать представителей ГИБДД: оформить происшествие без их участия нельзя. Оставление места происшествия означает невозможность получения возмещения по полису КАСКО. Страховая компания потребует у автолюбителя протокол ГИБДД, который тот не сможет выдать, т.к. он не дождался приезда правоохранительных органов. Таким образом, при таком ДТП необходимо соблюдать следующий порядок действия:

  1. Остановить автомобиль и успокоиться.
  2. Уточнить не пострадал ли кто-либо из пассажиров.
  3. Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
  4. Позвонить в свою страховую компанию и рассказать о случившемся.
  5. Зафиксировать на фотоаппарат или видеокамеру обстоятельства аварии.
  6. Проконтролировать корректность оформления документов сотрудниками ГИБДД, внимательно прочитать протокол.
  7. Подписать документы, если все записано верно.

Рассчитывать на возмещение ущерба после дорожно-транспортного происшествия с одним участником могут только владельцы полиса КАСКО, поскольку действие ОСАГО не распространяется на подобные ситуации. Чтобы избежать проблем с получением компенсации, необходимо еще раз проконтролировать правильность заполнения документов и их адекватность реальным обстоятельствам аварии.

Как составляется протокол?

Основной документ, который составляется органами правопорядка в случае аварии с одним участником — протокол ГИБДД. Его формируют представители автоинспекции по результатам беседы с водителем и осмотра места происшествия. В нем отражаются точный адрес ДТП; состояние асфальта на трассе (в протокол вносятся данные обо всех неровностях, буграх, выбоинах); погодные условия, в которых двигался водитель; время проведенного осмотра авто; предметы и детали, имеющие значение для объяснения причин возникшей аварии; показания свидетелей и т.д.

Когда протокол будет составлен, детали зафиксированы, водителю необходимо получить на руки документы для предъявления страховщику – непосредственно сам протокол (его копию), акт осмотра авто. Нужно проверить корректность их заполнения, если проблем нет, можно уезжать с места ДТП. Если машина не может передвигаться сама и нужно вызывать эвакуатор, стоит обязательно сохранить чек для предъявления страховой компании и получения возмещения по нему.

Практика выплат по КАСКО и ОСАГО

Граждане, планирующие сесть за руль автомобиля, обязаны страховать автогражданскую ответственность. Действие полиса ОСАГО распространяется на ситуации, когда ДТП нанесло вред машине второго автолюбителя или пешеходу. Возмещение в пределах 500 тыс. руб. покрывает имущественный ущерб, причиненный транспортному средству второй стороны или ее здоровью. Страховщики не выплачивают компенсации водителям, попавшим в аварию с одним участником.

Если у автолюбителя оформлен полис КАСКО, он правильно оформил ДТП с одним участником, то может получить компенсацию от страховой компании, покрывающую ремонт транспортного средства. Выплаты не возмещают имущественный вред, нанесенный третьей стороне (например, ущерб владельца забора, в который врезался гражданин на своей машине). Эту ситуацию нужно урегулировать из собственного кармана. Страховщик откажет в перечислениях водителю, если выяснится, что в момент происшествия он был пьян или находился под действием наркотиков.

Заключение

Таким образом, дорожно-транспортное происшествие с одним водителем не предполагает участие второй стороны и третьих лиц. Такая авария не подпадает под действие полиса ОСАГО, поэтому компенсацию за полученный вред от происшествия можно получить от страховой компании только в случае оформления КАСКО. При этом процедура оформления ДТП будет стандартной — с вызовом ГИБДД и составлением сопутствующих документов.

ДТП на одного

Должен ли водитель нести админответственность за ущерб, причиненный самому себе?

№46 (1085) 17.11—23.11.2012

Следует ли вызывать сотрудников ГАИ в случае ДТП без потерпевшей стороны — каждый водитель решает самостоятельно.

Из-за доступности автомобилей и огромного количества дорожно-транспортных происшествий все чаще возникает вопрос об оптимизации и упрощении процедуры оформления таких событий. Ведь любое, даже самое незначительное, дорожное происшествие должно быть оформлено надлежащим образом. В противном случае водитель или собственник поврежденного транспортного средства не сможет рассчитывать на возмещение убытков.

Штраф ради страховки

Почему водитель, неудачно припарковавшись (в результате чего на бампере его автомобиля появилось несколько царапин), не хочет вызывать ГАИ? Ответ очевиден. Потому что придется не только потратить несколько часов времени, чтобы дождаться прибытия работников органов внутренних дел, но и отдать свое удостоверение водителя, обменяв его на временное разрешение, да еще и прожить несколько недель в ожидании судебного заседания, на котором будет решаться вопрос: то ли лишить виновника права управлять транспортными средствами, то ли ограничиться штрафом от 340 до 425 грн.

Именно поэтому в случае наступления события под условным названием «наезд на препятствие» водители чаще всего выбирают один из двух вариантов:

• если приблизительная стоимость ремонта не превышает суммы штрафа и размера франшизы по договору КАСКО, то работники ГАИ не вызываются, к страховщику водитель не обращается, а ремонт осуществляет за собственные средства;

• если повреждения серьезнее, то во избежание админответственности чаще всего оформляют событие как «пришел, увидел, обнаружил».

Причем второй вариант нередко водителям предлагают сами работники ГАИ. Конечно, попросив «благодарность» за совет.

Но в конечном итоге можно прийти к выводу, что ДТП с одним участником в большинстве случаев вообще не должно иметь своим следствием привлечение водителя к админответственности.

Что такое нарушение?

В ст.9 Кодекса об административных правонарушениях содержится определение понятия административного правонарушения, а именно: это «противоправное, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность». Содержание этой статьи вызывает сомнения в том, что нарушение Правил дорожного движения, совершение которого не посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан и на установленный порядок управления, поскольку в таких случаях ущерб наносится самому нарушителю, может быть признано административным правонарушением. Объективным признаком правонарушения, отражающего вред неправомерного поведения для общества, причинение или реальную угрозу причинения существенного ущерба общественным отношениям, образу жизни, устоявшимся социальным ценностям, является именно общественная опасность.

За нарушение ПДД, в результате чего был поврежден автомобиль, которым управлял виновный, водителя привлекают к админответственности по ст.124 КоАП («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества»). Таким образом, условием наступления ответственности является «повреждение транспортных средств», то есть нарушение должно быть настолько существенным, чтобы следствием его стало повреждение как минимум двух автомобилей.

Кроме того, нужно еще доказать, что действительно имело место нарушение ПДД. Ведь согласно п.26 постановления Пленума Верховного Суда «О практике применения судами Украины законодательства по делам о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также об административных правонарушениях на транспорте» от 23.12.2005 №14 «субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП, может быть любое лицо, которое принимает непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных. При этом повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества должно быть следствием нарушения Правил дорожного движения».

В поиске причины

Проанализировав ряд постановлений о привлечении к административной ответственности по исследуемой статье КоАП, можно выделить несколько основных пунктов ПДД, нарушение которых чаще всего вменяют в вину водителям:

1. Подпункт «б» п.2.3: «Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге».

При этом ПДД не содержат определения понятия «безопасность дорожного движения». Такое определение удалось найти только в приказе «Об утверждении Типового положения о Системе управления безопасностью движения на автомобильном транспорте», в котором отмечено: «Безопасность дорожного движения — это характеристика дорожного движения, которая определяется аварийностью». В свою очередь «аварийность — это совокупность ДТП, совершенных участниками дорожного движения».

Таким образом, хоть ст.124 КоАП и не содержит ссылки на совершение водителем именно ДТП, для привлечения его к административной ответственности за нарушение пп.«б» п.2.3 ПДД должна быть явной причинно-следственная связь между его действиями и игнорированием безопасности дорожного движения.

2. Пункт 10.1: «Перед началом движения, перестраиванием и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения».

Согласно п.1.10 ПДД «участник дорожного движения — лицо, которое принимает непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных». Отсюда вывод: если в результате невнимательных действий водителя был поврежден автомобиль, которым он управлял, но не создана опасность другим участникам движения, то о нарушении этого пункта не может быть и речи.

3. Пункт 10.9: «Во время движения транспортного средства задним ходом водитель не должен создавать опасность или препятствие другим участникам движения».

В этом случае можно сделать те же выводы, что и во время исследования п.10.1.

4. Пункт 12.1: «Во время выбора в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности груза, который перевозится, и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им».

Следовательно, нарушением в этом случае является то, что не была учтена дорожная обстановка, которая определяется как «совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения. » (п.1.10 ПДД). Кроме того, опять говорится о безопасном управлении, определение которого в ПДД вообще отсутствует.

5. Пункт 12.3: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия».

Следует уделить особое внимание определениям понятий «опасность для движения» и «препятствие». Нарушение вышеуказанного пункта вменяют в вину водителям почти во всех случаях наезда на такие препятствия, как дерево, столб, бетонное ограждение, хотя ни один из названных предметов под понятие «опасность для движения» или «препятствие» согласно определениям в ПДД не подпадает.

6. Пункт 13.1: «Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей груза, который перевозится, и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал».

Такие нарушения чаще всего случаются при неудачном парковании. При этом работники ГАИ не обращают внимания на то, что безопасной дистанцией в соответствии с определением в ПДД является «расстояние до транспортного средства, которое двигается впереди по той же полосе…», а «безопасный интервал — расстояние между боковыми частями транспортных средств, которые двигаются, или между ними и другими объектами, при которой гарантирована безопасность дорожного движения» (п.1.10).

Поэтому несоблюдение «дистанции», если например, речь идет о расстоянии до бетонного ограждения во время паркования транспортного средства, никоим образом не может рассматриваться как нарушение п.13.1 ПДД.

Таким образом, в большинстве случаев, при условии более внимательного изучения норм ПДД, за нарушение которых водителей привлекают к ответственности, можно доказать отсутствие состава админправонарушения.

На защите водителей

Кстати, такие выводы, хоть и не очень часто, но все же поддерживают суды общей юрисдикции, которые рассматривают соответствующие дела. Так, Киевский райсуд г.Харькова в своем постановлении (дело №3-7913/09/10) отметил следующее: «По смыслу этой нормы закона (ст.124 КоАП) ответственность наступает в случае, если повреждено чужое имущество».

Такого же мнения придерживается и судья Зареченского райсуда г.Сум, который вынес постановление по делу №3-2455/11. Он подчеркнул: «Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, которое привлекается к административной ответственности, судья считает необходимым закрыть в отношении данного лица производство по делу, поскольку причинение механических повреждений собственному техническому средству не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП».

Поддержал такую позицию и судья Апелляционного суда Ивано-Франковской области, который вынес постановление по делу №0915/866/2012, отметив: «Из диспозиции ст.124 КоАП следует, что в результате нарушения ПДД должны быть повреждены транспортные средства других участников ДТП, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества. Как видно из материалов дела, Лицо 2 повредило только свой автомобиль, никаких других последствий не наступило. Поэтому в действиях Лица 2 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП».

В завершение хочется дать несколько советов водителям, которые оказались в похожей ситуации. Обязательно вызывайте работников ГАИ и внимательно читайте содержание протокола, чтобы знать точно, какой именно пункт ПДД, по мнению инспектора, вы нарушили.

Если происшествие произошло далеко от вашего места жительства, не стесняйтесь ссылаться на ст.276 КоАП, в соответствии с которой дела об админправонарушениях, предусмотренных ст.124 КоАП, могут рассматриваться не только по месту их совершения, но и «по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей». Рассмотрение дела в суде, в котором вы сможете лично отстоять свои права и интересы, принесет больше позитивных результатов.

Если все же не удастся убедить судью, что дело должно быть закрыто из-за отсутствия состава админправонарушения, просите по крайней мере закрыть его по ст.22 КоАП в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием. Такой результат рассмотрения также является неплохим для водителя да и судьями применяется чаще.

Если не помогли предыдущие варианты, то стоит обратить внимание на то, что санкция ст.124 КоАП предусматривает не только лишение права управлять транспортными средствами, но и штраф. Причем такой вид взыскания, как лишение права управлять транспортными средствами, согласно ч.2 ст.30 КоАП применяется за грубое или повторное, а также за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

И что самое главное, следует воздерживаться от искушения зафиксировать событие как «пришел, увидел, обнаружил», ведь, если опытный эксперт раскроет обман, вы рискуете как минимум остаться без страхового возмещения, а как максимум — быть привлеченным к уголовной ответственности за мошенничество.

Обратим особое внимание на следующее обстоятельство. С тех пор как вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения», ст.124 КоАП была дополнена примечанием об освобождении лица, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, от админответственности за нарушение ПДД, если участники происшествия воспользовались правом совместно составить европротокол.

Поэтому хочется надеяться, что действующее законодательство будет и в дальнейшем совершенствоваться и в конце концов урегулирует вопросы привлечения к админответственности или освобождения от таковой в зависимости от существенных условий происшествия.

Популярное:

  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Адвокат в калаче-на-дону Калач-на-дону юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Калач-на-дону юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и адвокату за грамотной юридической помощью обычно […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Поправки в ук рф 105 Поправки по 105 Есть ли поправки на сегодняшний день или в ближайшие время планируются по статье 105 часть 1 Добрый день! Часть 1 ст.105 УК РФ изложена в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ. На сегодняшний день поправок нет. Скажите пожалуйста, планируются ли поправки по […]
  • Прием на работу лиц без гражданства с видом на жительство Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ? Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на […]
  • Как выписать счет физическому лицу Счет для физ. Лиц Я ИП на УСН 6%, могу ли я выписывать счет в адрес физ. лиц для оплаты услуг через банк и не прибегать к помощи ККТ и бланков БСО? Ответы юристов (4) Андрей, добрый день. Я ИП на УСН 6%, могу ли я выписывать счет в адрес физ. лиц для оплаты услуг через банк и не […]