Граждане Абхазии будут работать в России на основании патента

СУХУМ, 19 января – Sputnik, Наала Авидзба. В российский закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года иностранные граждане получают возможность работать в России на основании патента, сообщается на официальном сайте Посольства России в Абхазии.

Под действие этого закона не попадают граждане Абхазии, имеющие российское гражданство, сказал корреспонденту Sputnik министр труда, занятости и социального обеспечения Сурен Керселян.

«Изменения в законе касаются иностранных граждан. К гражданам Абхазии, являющимися гражданами России, этот закон не относится», — прокомментировал изменения в российском законе Керселян.

Для получения патента необходимо в течение 30 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации обратиться в территориальные органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС России) с заявлением о получении патента. Помимо пакета документов, с 1 января 2015 года для иностранных граждан, желающих получить патент, вводится обязательный экзамен по русскому языку (за исключением высококвалифицированных специалистов).

Документы на право работы выдаются только тем иностранным гражданам, которые указали в миграционной карте, что целью их въезда в Россию является работа, разъясняется на официальном сайте Посольства России в Абхазии.

Те, кто работает по патенту у юридических лиц, обязаны в течение двух месяцев направить в ФМС копию заключенного договора.

Разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на один год. При необходимости продления действия патента иностранный гражданин может без выезда из Российской Федерации обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о переоформлении патента, приложив к нему необходимые документы.

Дайте два: кому и для чего нужно двойное гражданство России и Абхазии

Бадрак Авидзба, Sputnik

В консультациях об урегулировании вопросов двойного гражданства с абхазской стороны принимали участие представители администрации президента Абхазии, Народного Собрания, МИД республики и посольства Абхазии в России.

Зачем это нужно?

Проект соглашения о двойном гражданстве уже давно находится в работе. Правовая основа – Договор о дружбе, союзничестве и взаимопомощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией от 2008 года.

«Статья восьмая этого договора гласит, что договаривающиеся стороны урегулируют вопрос двойного гражданства путем подписания соответствующего отдельного соглашения. С 2009 года с разной степенью интенсивности работа проводилась МИДом Абхазии и МИДом России. Консультации же впервые были проведены сейчас по этому соглашению», — сообщил Шамба.

Замглавы администрации президента отметил, что соглашение призвано урегулировать статус тех лиц, которые на сегодня имеют двойное гражданство.

«Расскажу немного предыстории. Решение о том, что граждане Абхазии, не выходя из абхазского гражданства, вправе принимать российское гражданство в одностороннем порядке, абхазской стороной было принято в 2002 году. Были внесены изменения в закон «О гражданстве Абхазии», — напомнил он.

При принятии в 2005 году «Закона о гражданстве Абхазии» вопрос о двойном гражданстве с Россией также был отражен.

«На тот период Абхазия не могла заключить какие-либо межгосударственные соглашения с Россией, именно поэтому мы в одностороннем порядке в законодательстве провозгласили принцип двойного гражданства», — пояснил Дмитрий Шамба.

По российскому законодательству невозможно принимать гражданство РФ, не выходя из своего национального гражданства, если это не предусмотрено международным соглашением.

«Такое соглашение на сегодня отсутствует. Именно поэтому с 2008 года, с момента признания Россией Абхазии, процесс приобретения российского гражданства гражданами Абхазии был приостановлен до соответствующего соглашения», — сказал он.

Документ не предусматривает получения абхазского гражданства россиянами.

Какие преимущества?

Дмитрий Шамба рассказал, что соглашение с российскими коллегами предусматривает, что гражданин Абхазии, не выходя из абхазского гражданства, может приобрести российское.

«С тем, чтобы возобновить процесс упрощенного приобретения российского гражданства, необходимо подписать еще дополнительное соглашение, потому что это соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства снимает лишь одно ограничение – обязательство выхода из абхазского гражданства», — сообщил он.

Если не будет отдельного соглашения, то граждане Абхазии на основании документа о двойном гражданстве должны будут обращаться по вопросам гражданства только в том случае, если они переедут на постоянное место проживания в Россию.

«Мы достигли согласия с нашими российскими коллегами, что после завершения консультации по этому проекту соглашения, мы сразу переходим к работе над упрощенным порядком получения гражданства России», — сообщил Шамба.

По его словам, законодательство республики не устанавливает ограничений на совмещение в Абхазии должностей для лиц с двойным гражданством.

«Что касается законодательства России, то «Закон о государственной службе» предусматривает положение о том, что гражданин РФ может состоять на госслужбе при том, что у него нет гражданства иностранного государства за исключением случаев предусмотренных международным договором», — отметил Дмитрий Шамба.

Много граждан Республики Абхазия находятся на государственной службе в России.

«Мы предложили поправки, которые сняли бы эти ограничения для граждан Абхазии. С 2008 года после признания Абхазии начался плавный процесс, когда наши граждане в России, занимающие госдолжности, выходят из гражданства Абхазии», — добавил он.

Дмитрий Шамба подчеркнул, что этот процесс усилился с 2014 года.

«Как вы знаете в 2014 году Россия внесла изменения в свое законодательство и установила административную и уголовную ответственность для лиц, которые обладают двойным гражданством и замещают государственные должности», — заметил он.

С 2014 года, по данным Шамба, более трехсот госслужащих, работающих в России, вышли из гражданства Абхазии.

Проблема также существует для студентов обучающихся в Российской Федерации.

«Их приглашают на государственную работу, но они вынуждены отказываться от работы, или же от гражданства Абхазии», — привел пример замглавы администрации президента.

Дмитрий Шамба рассказал, что планируется завершить консультации в течение полугода и подписать соглашение.

Несовершеннолетним и студентам

После подписания соглашения об урегулировании двойного гражданства, по словам Дмитрия Шамба, если один из родителей состоит в гражданстве обеих сторон на момент рождения ребенка, то ребенок получает гражданство и Абхазии, и России.

«Если оба родителя изменяют гражданство, также автоматически изменяется и гражданство ребенка. При этом есть норма, по которой гражданство не изменяется, если нет гарантии, что ребенок получит гражданство другого государства с тем, чтобы несовершеннолетние люди не стали лицами без гражданства», — сказал он.

Абхазские студенты, отметил замглавы администрации президента Абхазии, сталкиваются с трудностями при обучении в Российской Федерации при въезде по абхазским паспортам.

«У нас действует межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках от 2009 года, которое предусматривает, что граждане сторон могут въезжать, прибывать и выезжать из государств без получении виз сроком не более чем в 90 дней. Данный вопрос мы обсудили с коллегами в рамках консультаций, хотя эта тема не является предметом урегулирования вопросов двойного гражданства», — добавил Шамба.

Абхазская сторона предложит внести изменение в соглашение о взаимных безвизовых поездках для того, чтобы установленный срок пребывания в 90 дней увеличить до 365 дней для того, чтобы студенты не прерывали учебный процесс и не возвращались в республику для того, чтобы получить миграционную карту. Предложение абхазской стороны будет касаться не только студентов, но и всех лиц, пересекающих границу по абхазским паспортам и работающих на территории России.

Права и свободы человека и гражданина в Республике Абхазия : особенности конституционно-правового регулирования Маршания Дмитрий Зурабович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Маршания Дмитрий Зурабович. Права и свободы человека и гражданина в Республике Абхазия : особенности конституционно-правового регулирования : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Маршания Дмитрий Зурабович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/113

Содержание к диссертации

Глава I. Понятие и источники регулирования основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия

1.1 Понятие, основных прав и свобод человека и гражданина, их соотношение с правами народа 15

1.2 Развитие системы источников регулирования прав и свобод в политико-правовой теории и практике государственного строительства в Республике Абхазия 37

1.3 Обычное право народа Абхазии как специфический источник регулирования прав и свобод в Республике Абхазия 53

Глава II. Основные институты государственной идентичности в контексте характеристик правового статуса личности в Республике Абхазия на начало XXI века

2.1 Конституционные права и свободы — основа правового статуса личности — как средство обеспечения (показатель специфики состояния) государственной идентичности в Республике Абхазия 70

2.2 Гражданство — основополагающий институт государственной идентичности в Республике Абхазия 117

2.3 Правовой институт репатриантов в Абхазии и его значение для государственной идентификации 140

2.4 Правовое положение иностранцев в Абхазии как разновидность конституционно-правового института государственной идентичности 157

Глава III. Конституционно — правовое обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия

3.1 Механизм конституционно-правового обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия 170

3.2 Обязанности, запреты и ограничения прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия 190

Список использованных источников 212

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В августе 2008 г., вследствие трагических событий, связанных с вторжением вооруженных сил Грузии на территорию Южной Осетии, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами и глобальными разрушениями социально-экономической инфраструктуры, соответствующих угроз в отношении Абхазии; а также с учетом того, что Абхазия и Южная Осетия провозгласили свою независимость в 1992-1993 гг., в результате всенародных волеизъявлений через референдумы, и за истекшие годы построили демократические государства со всеми атрибутами государственности — Российская Федерация признала независимость этих двух ранее de-facto независимых республик. В частности, относительно Абхазии принят Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г., где сказано: «Учитывая волеизъявление абхазского народа, признать Республику Абхазия в качестве суверенного и независимого государства» (п.1 Указа). В сентябре 2008 г. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Признание Республики Абхазия независимым государством закладывает основу для нового этапа в строительстве ее государственности, формирования новых правозащитных институтов в системе государственной власти, урегулировании прав и свобод в направлении максимального приближения к международным стандартам, повышении эффективности законодательства о гражданстве и др. Таким образом настоящее диссертационное исследование посвящено одному из ключевых институтов конституционного права зарубежного государства — Республики Абхазия — делающего свои первые шаги в качестве независимого субъекта международно-правовых отношений.

Актуальность темы исследования обусловлена также интернационализацией основных прав и свобод. Они являются специфической глобальной идеей, особым образом отражают и синтезируют все глобальные проблемы как их своеобразная духовная, политико-правовая и моральная основа, они выступают нравственным и юридическим ориентиром для национального конституционного права. Вот почему теоретико-конституционные исследования основных прав и свобод и их конституционных свойств, приобретает повышенную актуальность.

Без решения этих задач затруднительным представляется раскрытие гуманистической ценности конституционного строя, а также утверждение основ правовой государственности и гражданского общества.

Прогресс практики конституционного института основных прав и свобод за счет развития концепции основных прав и свобод и их защиты — это реальность, очень существенный момент с точки зрения, оценки перспектив решения этой проблемы. Ведь в конституционном праве интерпретация, трактовки, теоретические аргументы и аксиомы имеют исключительное значение. Отсюда вытекает важность и актуальность научной разработки как теоретико-конституционных основ, так и практических способов и путей обеспечения реализации основных прав и свобод в конституционном законодательстве, международном праве и в правоприменительной деятельности международных и государственных органов и общественных объединений.

Научная комплексная разработка вопросов развития конституционного института основных прав и свобод человека и гражданина в переходный период, в период становления суверенного правового государства в Абхазии, создает основу и для научного осмысления глобальных преобразований в обществе, государстве и праве в целом. Этим также обусловлена высокая актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы необходимо оценивать с учетом того обстоятельства, что, в основном, тема прав и свобод в Абхазии рассматривается в объеме статей научных сообщений и иных работ юристов и политологов. До сих пор отсутствуют работы, в которых комплексно на монографическом уровне были бы исследованы вопросы посвященные анализу юридической природы и содержанию основных прав и свобод в Республике Абхазия.

Данная диссертационная работа выполнена на базе изучения и использования обширного круга научных источников, близких по проблематике исследований ученых Российской Федераций и других стран, а также ряда публикаций, созданных абхазскими авторами.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких известных российских ученых, как: М.М. Агарков, А.В. Аграновская, М.В. Баглай, В.П. Басик, Н.С. Бондарь, Н.А. Боброва, Л.В. Бойцова, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, К.К. Гасанов, М.С. Гринберг, И.И. Горелик, Д.Л. Златопольский, Т.Д. Зражевская, В.А. Карташкин, А.Н.Кокотов, С.А. Комаров, Г.Н. Комкова, И.А. Конюхава, В.А. Кучинский, И.А. Ледях, Ю.И. Лейбо, Е.А. Лукошева, И.И. Лукашук, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, Р.А. Мюллерсон, Б.Л. Назаров, В.В. Невинский, B.C. Нерсесянц, Ж.И. Овсепян, Л.А. Окуньков, П.А. Олейник, В.А. Патюлин, Л.П. Рассказов, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, А.Х. Саидов, М.С. Строгович, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Г.И. Тункин, И.Е. Фарбер, Т.Я. Хабриева, Б.С. Эбзеев и др.

При освещении вопросов обеспечения основных прав и свобод в Абхазии учитывались суждения и выводы, сделанные применительно к соответствующим конституционно-правовым институтам в Российской Федераций российскими исследователями, такими как: Л.И. Антонова, В.Г. Бессарабов, В.В. Бородин, В.В. Бойцова, A.M. Кононов, В.О. Лучин, Л.Х. Мингазов, Т.Н. Радько, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, К.Б. Толкачев, А.Г. Хабибулин, Г.Н. Чеботарев, Г.Г. Черемных, Г.А. Щербаков и др.

Блок вопросов, связанный с исследованием государственно-правовых институтов в Республике Абхазия, представлен абхазскими учеными (Т.Ачугба, А.Ш. Инал-ипа, Т.И. Кецба, С.Лакоба, И.Марыхуба, В.М.Микадзе, А.А. Отырба, Б.Е. Сагариа, СМ. Смыр, В.Чирикба, Т.М. Шамба и др.).

Теоретическую основу данного научного исследования составили также классические и новейшие труды зарубежных правоведов, историков и философов: Э. Бредли, М. Дженниса, В.М. Гессена, Л. Зваака, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного и обычного права в Республике Абхазия, складывающиеся в сфере взаимоотношений государства (Республики Абхазия) и человека (гражданина) по поводу государственной идентификации лица, определения сферы признания, реализации и защиты его индивидуальной и коллективной свободы.

Предметом диссертационного исследования явились:

конституционно-правовые и международно-правовые нормы, регулирующие права и свободы в Республике Абхазия, соответствующие конституционно-правовые нормы в Российской Федераций и зарубежных стран.

Цель исследования. Целью выступает всесторонний научный анализ конституционного института основных прав и свобод, разработка конституционной концепции основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия на основе комплексного исследования вопросов их социальной сущности, юридической природы, правовой регламентации, реализации и обеспечения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— обосновать комплексный характер регулирования субъективных прав и свобод индивида, в единстве с правами народа Абхазии и показать ведущую роль конституционных и международных норм в регулировании соответствующей сферы отношений;

— раскрыть и теоретически осмыслить содержание обычного права народа Абхазии и определить его роль и значение как регулятора общественных отношении данного народа;

— исследовать понятие гражданства, его содержание, основные особенности и значение;

— раскрыть содержание и особенности основных институтов абхазского гражданства и двойного (российского) гражданства, выявить пробелы и недостатки конституционно-правового воздействия;

— исследовать понятие репатриант, раскрыть содержание и особенности института репатриации в Республике Абхазия. Определить его роль и особую значимость в силу высокой масштабности миграционных и обратных (ремиграционных) процессов в Абхазии;

— определение понятия и характеристика основных видов правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренных законодательством Республики Абхазия;

— анализ действующего законодательства о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Абхазии с точки зрения соответствия его норм, во-первых, задачам социально-экономического и политического развития государства, а во-вторых, общепризнанным международным нормам в области прав человека;

— выявить конституционно-правовую природу основных прав и свобод и осуществить исследование возможных вариантов их классификации;

— проанализировать развитие содержания основных прав и свобод в Республике Абхазия в процессе интеграции международно-правовых стандартов в области регулирования прав и свобод в законодательство Абхазии;

— охарактеризовать конституционно-правовые средства обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина;

— разработать конкретные научно-практические рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования соответствующего правового института.

Методологическая основа обусловлена предметом исследования и предопределена общеметодологическими позициями современной юриспруденции.

Был применен диалектический подход к рассмотрению поставленных проблем с использованием общенаучных и частно-научных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, логического, системного анализа, правового моделирования.

Применение различных методов и научных достижений позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях и разнообразных ракурсах, деталях и, в конечном счете, решить поставленные автором задачи, достичь обозначенной цели.

Нормативной и эмпирической базой диссертации послужили международные декларации, конвенции и пакты, Конституция Республики Абхазия и конституции зарубежных государств, Конституция и законодательство Российской Федераций, внутригосударственные законы, указы Президента Республики Абхазия, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти РА. К анализу привлекались нормы. обычного права народа Абхазии (почерпнутые автором из материалов и документов, введенных в научный оборот различными исследователями обычного права) имеющие значение для развития правовых основ института прав и свобод в Республике Абхазия.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой актуальных проблем развития важнейшего конституционного института — института основных прав и свобод человека и гражданина-народа в Республике Абхазия.

Диссертационная работа представляет собой первое комплексное монографическое (опирающееся на новейшее законодательство Абхазии и международно-правовой опыт) исследование современных основ института основных прав и. свобод в Республике Абхазия, с учетом обобщения и анализа норм обычного права народа Абхазии.

Впервые проведен правовой анализ абсолютно неисследованной проблемы современного состояния института гражданства и двойного гражданства Республики Абхазия, а также на основе правового анализа выявлены отдельные проблемы приобретения и прекращения гражданства РА.

В процессе диссертационного исследования впервые на конституционно-правовом уровне проведен анализ института репатриации в Республике Абхазия. Охарактеризованы сущность и содержание данного института, обоснованы и предложены некоторые подходы его регулирования.

В диссертации формулируется ряд теоретических выводов и практических рекомендаций, отличающихся определенной научной новизной и направленных на совершенствование правотворчества и практики правоприменения в регулировании института прав и свобод в современной Абхазии.

На защиту выносятся следующие положения.

1.Состояние конституционно-правового регулирования прав и свобод в Республике Абхазия является одним из основных показателей, индикатором возможностей осуществления народом Абхазии своего права на независимость и самоопределение. Совершенствование системы, содержания и гарантий конституционных (основных) прав и свобод стоит в ряду первоочередных мер достижения полной самодостаточности Республики как суверенного правового государства, самостоятельного субъекта международного права и международных отношений.

2. Одним из важнейших методов исследования конституционных прав и свобод является проведение их соотношения с коллективными правами и свободами, и прежде всего, с правом народов на самоопределение; поскольку субъективное право является базовым, первичным понятием, на основе которого формируются коллективные права народов в целом, прежде всего, право народов на самоопределение.

3. Важным, специфическим источником права в Республике Абхазия является обычное право. Нормы обычного права народа Абхазии представляют собой преемственно сложившиеся, конкретизированные требования, регламентирующие поведение субъектов права в их взаимоотношениях. Эти нормы признаются общеобязательными, действуют постоянно при всех однородных условиях, отличаются устойчивостью своего содержания. Во многом это объясняется менталитетом данного народа, а также тем, что именно национальная самоидентичность позволила им сплотиться и достичь своей независимости. Признание в рамках единой правовой системы, наряду с позитивным правом, обычного права народа Абхазского государства значительно обогатит единую национальную правовую систему и поднимет авторитет законодательства в сознании народа.

4. Новый Закон о гражданстве РА устанавливает определенные преимущества этнических абхазов — граждан Абхазии в вопросах двойного гражданства, в сравнении с другими гражданами Абхазии. Суть их в том, что гражданин РА, за исключением этнических абхазов, не выходя из гражданства РА, вправе приобрести только гражданство РФ. Неравноправие в вопросах двойного гражданства — этнических абхазов и иных граждан Абхазии не преследует цель дискриминации какой — то категории граждан, установления преимуществ в вопросах, вытекающих из принадлежности к коренной нации. Цель этой новеллы — консолидация абхазской нации, стимулирование этнических абхазов, проживающих за пределами территории, к этнической корпоративности (воссоединению).

На основании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17 сентября 2008г., целесообразно принятие Договора о двойном гражданстве.

5. Для восстановления историко-культурных и этнических связей разобщенной в результате трагических событий прошлых столетий единой национальной лингвистической общности особое значение как регулятор правового статуса человека и гражданина в Республике Абхазия имеет институт репатриации. В соответствии с принятым в Республике Абхазия Конституционным законом «О репатриантах», в понятийный аппарат юриспруденции в Абхазии введена новая юридическая категория «репатриант». Репатриантами (соотечественниками) признаются — этнические абхазы (абаза), прямые потомки беженцев, покинувших историческую территорию проживания абхазов (абаза) в результате русско-кавказской и русско-турецкой войн и других событий XIX века, получившие право на возвращение в Республику Абхазия. Принятие данного закона в Абхазии имеет особую значимость в силу высокой масштабности здесь миграционных и обратных (ремиграционных) процессов. Поэтому при определении приоритета законодательства, устанавливающего состояние государственной идентичности, вслед за Законом о гражданстве РА, можно поставить не Закон о статусе иностранных граждан в РА, а именно Закон о репатриантах РА.

6. Исходя из принципа предоставления иностранцам «национального режима», правовой статус иностранных граждан в Республике Абхазия основывается в основном на тех же нормах и правилах (за исключением политических прав), что и правовое положение абхазских граждан. Прежде всего, это относится к тем иностранным гражданам, которые получили вид на жительство и относятся к категории постоянно проживающих на территории Абхазии.

7. Международно-правовые стандарты и конституционное регулирование личных прав и свобод в ряде зарубежных стран «превышают» планку Конституции РА в части закрепления содержания таких основополагающих личных прав как право на жизнь. Из Конституции РА вытекает не запрет, а лишь ограничение применения смертной казни, в связи с чем она должна быть приведена в соответствие со ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1996г. В некоторых конституциях зарубежных стран принцип достоинства человека закрепляется в совокупности с народным суверенитетом и основными обязанностями государства, либо провозглашается высшей ценностью общества и государства. Соответствующие подходы могут быть заимствованы и Республикой Абхазия.

8. Фундаментальным правом, объединяющим в себе все политические права и свободы, является право народов (в т.ч. этносов) на самоопределение. Право народа на самоопределение отражено в преамбуле Конституции РА и последовательно воплощается во внутренней и внешней политике Республики Абхазия. Свобода установления народом своего политического статуса и обеспечения своего экономического, социального и культурного развития отражена, в частности, в ст. 1 Конституции РА:

«Республика Абхазия (Апсны) — суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение». Представляется необходимым сформулировать право народа Абхазии на самоопределение не только среди норм о формах народовластия, но и в главе о субъективных правах и свободах Республики Абхазия — как разновидности коллективного права.

9. Нормативно-правовые акты Республики Абхазия в области социально-экономических прав и свобод еще не в полной мере отражают весь спектр получивших закрепление в международных нормативно- правовых актах социально-экономических прав и свобод. Так, Европейская социальная Хартия 1961г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами (в том числе и Россией). Ее ратификация — дело будущего и для Республики Абхазия.

10. Специфика конституционных (основных) обязанностей в Республике Абхазия заключается в том, что они имеют высокий удельный вес нравственно-этических начал, то есть их правовое содержание (а оно обязательно присутствует!) сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Данная группа обязанностей получает высшее правовое закрепление на уровне Конституции Абхазии как основного закона государства, и тем самым основные обязанности приобретают высшую юридическую силу.

11. Президент Республики Абхазия, занимая главенствующее место в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, выступая системным координатором социальной деятельности всего государственного механизма в Абхазии, является персонифицированным представителем государства, несущим ответственность за сбои в его работе. Сильная президентская власть и широкие полномочия во всех сферах государственной жизни должны являться залогом стабильного развития народа Абхазского государства, в котором Президент Абхазии выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая независимость, целостность и суверенитет государства.

Представляется целесообразным принятие в РА Закона «Об Уполномоченном по правам человека» взамен «Положения об Уполномоченном по правам человека при Президенте РА», с целью повышения статуса этого важнейшего правозащитного учреждения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертационное сочинение представляет собой первый шаг в исследовании конституционно-правовых и международно-правовых основ регулирования института прав и свобод в Республике Абхазия.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания конституционного права Абхазии и зарубежных стран, международного права, а также специальных курсов по гражданству и правам и свободам.

Практическая значимость исследования в широком плане видится в том, что ее положения и выводы направлены на решение важнейших задач развития прав и свобод человека и народа в условиях формирования в Абхазии суверенной правовой государственности.

Результаты исследования могут быть полезны в деле совершенствования правовых норм, регламентирующих основные права и свободы, в упрочении гарантий прав и свобод, а также будут способствовать повышению правовой культуры и правосознания граждан и иных лиц в вопросах реализации и обеспечения прав и свобод.

Апробация результатов исследования осуществлялась по различным направлениям. Основные теоретические разработки и положения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах по исследуемой проблематике. Выводы и предложения обсуждались на научно-практических конференциях, состоявшихся в МГУ и в Российском Университете Дружбы Народов; на Всероссийской научной конференции «Модернизация российской государственности» в РГУ и других научных собраниях в 2004-2008 гг., а также в докладах на заседаниях кафедры государственного (конституционного) права Южного Федерального Университета. Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе преподавания курса по конституционному праву и спец.курса по гражданству РФ и зарубежных стран (в Южном Федеральном Университете).

Понятие, основных прав и свобод человека и гражданина, их соотношение с правами народа

В литературе конституционный характер института прав и свобод человека и гражданина, его функциональное назначение чаще всего рассматривается, в своей основе, с формально-юридических позиций исходя из факта их закрепления в Конституции. И это вполне объяснимо. Ведь социальная ценность Конституции определяется, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Более того, само возникновение конституции как основного закона государства, во многом было связано в историческом плане с необходимостью провозглашения и закрепления на высшем правовом уровне идеи свободы личности, равенства всех граждан перед законом и обеспечения на этой основе принципиально новых взаимоотношений личности с политической властью, что влияло, соответственно, и на характеристики самой власти. Не случайно первыми документами конституционного характера, которые в последующем заложили краеугольные камни современного конституционализма, явились такие акты всемирно-исторического значения, как Хабеас корпус 1679 года который принимается в период становления буржуазного строя в Англии, так же английский Билль о правах 1689 года. Декларация независимости США 1776 г. и, конечно, выдающийся документ Великой Французской революции — Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

Хабеас корпус 1679 года вводит процедуру освобождения арестованных из тюрьмы в тех случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки, устанавливает гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности, сроки давности и другие гарантии защиты личности.

Значительное развитие права человека получают в английском Билле о правах 1689 г. Этот документ установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Наряду с этим Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия: приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека происходит в США, где принимаются документы, закрепляющие естественный характер прав человека. Так, в Декларации независимости США 1776 г. говорилось: «Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт — Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Более двух веков отделяет нас от принятия этого уникального документа, однако он звучит современно и актуально от первой до последней строки. В нем отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые, священные права человека. Декларация провозгласила, что «люди рождаются свободными и равными в правах», а «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Таким образом, уже на заре становления современного конституционализма проблема взаимоотношений человека с обществом и государством рассматривалась в качестве одной из центральных в механизме конституционного регулирования всей системы общественных отношений. Юридическим средством (формой) выражения этих взаимоотношений как раз и стал получивший в этот период философское и политико-идеологическое обоснование институт прав и свобод человека и гражданина. Поэтому обеспечение прав человека, признание и гарантирование определенного уровня свободы и взаимной ответственности составляет основной смысл и главное содержание конституций всех цивилизованных государств современности1.

Очевидно, однако, что не законодатель и не правовые нормы, закрепляющие права и свободы, а сами общественные отношения, которые воплощаются в этих отношениях, господствующий конституционный строй определяет характер фактически существующей в обществе свободы и правовых форм ее выражения. Как справедливо подчеркивал Л.Д. Воеводин, эти права (конституционные) в отличие от всех других прав и обязанностей фиксируют наиболее существенные, коренные, принципиальные связи и отношения между обществом и личностью, государством и гражданами2. Речь идет, таким образом, о том, что при решении вопроса о природе, конституционном содержании соответствующих прав и свобод необходимо исходить не просто из норм Конституции, но прежде всего, из объективного содержания самих общественных отношений, которые подвергаются конституционному регулированию.

Развитие системы источников регулирования прав и свобод в политико-правовой теории и практике государственного строительства в Республике Абхазия

Рассматривая проблемы развития прав и свобод в политико-правовой теории и практике государственного строительства в Республике Абхазия, хотелось бы очень кратко напомнить о возникновении Абхазского государства. Абхазия — древняя страна с богатейшей культурой, государственность которой насчитывает около двух тысяч лет . Ее коренной народ — абхазы (самоназвание — апсуа) являются древнейшими обитателями восточно-черноморского побережья Кавказа, которые на протяжении многих веков защищали суверенитет и независимость своей страны от различных завоевателей.

Самостоятельная Абхазская государственность зародилось в V — VII веках с момента наделения ею ставленника Византии Леона I. Окончательно Абхазия, как самостоятельное и независимое государство, оформилась в VIII веке н.э. Основателем и строителем суверенного Абхазского государства был абхазский царь Леон Абхазское царство в VIII — X вв. было одним из могущественных этнополитических образовании Кавказа. В нем сначала объединились и консолидировались абхазы, затем в него вошли западные картвелы и прибрежные адыги. В X веке Абхазия на юго-востоке граничила с Арменией27, а на северо-западе — доходило до Кубани28.

В XI — XIII вв. на основе Абхазского царства сложилось «царство абхазов и картвелов», распавшееся после монгольского нашествия на несколько царств и княжеств. Так продолжалось до XIX века, т.е. до вступления под Российский протекторат.

Согласно Манифесту, изданному Российским Императором Александром I, 17 февраля 1810 г. Абхазское княжество вступила под покровительство Российской империи со своей собственной территорией, сохраняло в ней автономное во внутри политической сфере самостоятельное положение. Даже в рамках империи Абхазии был сохранен статус автономности, она по-прежнему считалась княжеством (как, скажем, Польша -царством, а Финляндия — великим княжеством) и управлялись национальными князьями на основе, как было сказано в Манифесте, местных обычаев. Это касалось и регулирования прав и свобод.

Но была еще одна особенность, отличавшая вхождение Абхазии под покровительство России. Если Гурия, Имеретия и другие государства входили в состав целиком в полном составе всех народностей, родов, то при вхождении Абхазии под покровительство России по договору туда не вошли вольные абхазские общества Аибга, Псху, Дал, Цабал и др.. Такое поведение отдельных народностей было связано с тем, что абхазы и близкие им народы этого края (убыхи, шапсуги, абазины и др.) на протяжении многовековой истории были полностью независимыми, свободным народом, отличались смелостью и воинственностью. Поэтому само представление, что абхазы добровольно войдут к кому-либо в подчинение, вызывало у них неприятие

Не будем останавливаться на истории развития этих событий, поскольку это не входит в нашу задачу. Скажем только, что после завершения Кавказской войны (1817-1864) Абхазское княжество было упразднено (21 марта 1864г.), и началось махаджирство (переселение в Турцию и страны Ближнего Востока). По данным историков, число покинувших Абхазию за период до конца XIX в. составило около 300 тыс. человек. Удар по абхазскому этносу был непоправимым.

Период после развала Российской империи насыщен событиями яркого проявления высочайшего национального самосознания абхазского народа. Это — прежде всего, его стремление восстановить утраченную в недалеком прошлом государственность Абхазии. 8 ноября 1917 года народ Абхазии избирает парламент — Абхазский Народный Совет, принимаются важнейшие политические документы: Декларация Съезда абхазского народа и Конституция Абхазского Народного Совета. 20 ноября 1917г. Абхазия вошла в состав Горской Республики на правах полноправного субъекта, и тем самым была восстановлена государственность Абхазии

9 февраля 1918 года состоялось совместное заседание Президиума Народного Собрания Грузии и Абхазского Народного Совета. На этой встрече было выработано Соглашение: «Об установлении взаимоотношений между Грузией и Абхазией», которое признавало существование единой нераздельной Абхазии.

Соглашение от 9 февраля 1918 года гласило: «Воссоздать единую нераздельную Абхазию в пределах от р.Ингур до р.Мзымта»32.

В мае 1918 года образовавшаяся Грузинская демократическая республика (26 мая 1918г.) оккупировала и аннексировала Абхазию. Оккупационные власти разогнали Абхазский Народный Совет. Политика оккупационных грузинских властей в Абхазии вызывало крайнее недовольство многонационального населения страны, что способствовало установлению здесь советской власти 4 марта 1921 года. Новый режим воспринимался как избавление от вооруженного вмешательства, оккупации и колониального правления Грузии в Абхазии.

Конституционные права и свободы — основа правового статуса личности — как средство обеспечения (показатель специфики состояния) государственной идентичности в Республике Абхазия

Многообразные связи общества и государства наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия личности: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. Согласование и упорядочение всей системы взаимоотношений государства и личности обусловлено особенностью взаимоотношений общества и государства, где, с одной стороны государство выступает как носитель власти, а с другой стороны — народ является единственным обладателем этой власти, а государство производно от его суверенитета и создается им для осуществления властной деятельности.

В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. В догосударственном обществе был определенный статус индивида, но он не был правовым, поскольку еще не было права. Такое неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей частью в дальнейшем и стал правовой статус. Таким образом, социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Для современной Абхазии понятие «правовой статус», означает не только собственно «юридическое закрепление» статуса социального, но и изменение принципиального подхода к таким понятиям как «личность», «государство», «право», «свобода», и пр. Понимание того, что «демократия» -это не просто устройство политической власти, провозглашение демократических принципов, но, прежде всего взаимная ответственность личности, общества и государства.

Подобная переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни в целом не могли не сказаться как на состоянии общества в целом, так и на положении отдельной личности. Социальная напряженность, политическое противостояние и война между Грузией и Абхазией 1992-1993 гг., привели к дестабилизации правового статуса личности, проявившейся в геноциде абхазского народа, что является величайшим преступлением против человечества.

В последующие годы в ходе начавшейся стабилизации положения в политической и социально-экономической сферах происходят позитивные изменения во взаимоотношениях государства, общества и личности. Под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая Конституция Абхазии 1994 г., Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Правовой статус личности очерчивает ее «пространство свободы», ставит преграды ненадлежащему, противоречащему интересам общества, государства и других лиц использованию прав и свобод, определяет критерии правовых запретов. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И оттого, как это делается, зависит, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой -прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность.

Понятия «правовой статус» и » правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности используется то или другое выражение. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Подобно тому, например, как «норма» и «правило» определяются обычно друг через друга, «статус» и «положение» также взаимозаменяемы.

Механизм конституционно-правового обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия

Великий французский мыслитель Бенджамин Спиноза писал: «.. Пока естественное право людей определяется мощью каждого и принадлежит каждому в отдельности, до тех пор оно ничтожно, но существует скорее в воображении, нежели в действительности, ибо осуществление его совершенно не обеспечено»169.

Из приведенного положения Спинозы следует необходимый вывод, что одно лишь провозглашение основных прав человека само по себе, еще не создает его подлинной свободы. Для этого права человека, провозглашенные в Конституции Республики Абхазия, необходимо обеспечить.

Вывод, сделанный автором, требует того, чтобы термин «обеспечение основных прав» был юридически истолкован.

Определяя это понятие, правоведы-конституционалисты исходят из толкования термина — «обеспечить» в русском языке. Последнее имеет несколько одно порядковых значений: 1) предоставить достаточные материальные средства для жизни; 2) снабдить чем-нибудь в нужном количестве; 3) сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; 4) оградить, охранить170.

Несмотря на то, что термин «обеспечение прав» встречается в юридической литературе довольно часто171, его определение в конституционном праве пока еще не устоялось. Больше других встречается определение, данное Н.З. Витруком. «Под обеспечением конституционных прав и свобод, -пишет он, — понимается система их гарантирования, т.е. система общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях их охрану»

И.В. Ростовщиков считает, что обеспечение прав и свобод личности в широком понимании есть создание наиболее благоприятных условий для их эффективной реализации173. По сути, такое же, но более конкретное определение дают К.Б. Толкачев и А.Г. Хабибулин. Они пишут, что термин «обеспечение» означает «деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод»174.

Общим признаком всех трех приведенных определений является указание на то, что обеспечение основных конституционных прав есть создание благоприятных условий для их реализации и охраны. Для того, чтобы отличать в обеспечении основных прав благоприятные условия от неблагоприятных, в юридической литературе благоприятные условия называют гарантиями.

Синтезируя выше изложенные положения, определение термина «обеспечение прав человека» можно сформулировать так: обеспечение прав человека есть деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для правомерной и неуклонной их реализации. Таким образом, сердцевиной процесса обеспечения основных прав человека является создание гарантий их реализации

Впервые необходимость обеспечения основных прав человека со стороны государства была сформулирована в таком правовом акте как французская Декларация прав человека и гражданина, провозглашенная Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Уже ст. 2 Декларации гласит: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». Однако только этой статьей разработчики Декларации не ограничились. Они посчитали необходимым сформулировать еще одну статью по этой проблеме — 16-ю, которая звучит так: «Общество, где не обеспечена гарантия прав. не имеет Конституции».

Международно-правовым документом, впервые провозгласившим обязанность государства обеспечивать основные права человека, была Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. В преамбуле Декларации записано, что Генеральная Ассамблея ООН провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи всех народов и государств, выполняя которую они должны содействовать уважению и обеспечению прав и свобод человека (ч. 8 Преамбулы).

Правовые требования Всеобщей декларации нашли отражение в одной и той же, второй, статье двух международных договоров — Международном пакте об экономических, социальных культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах. В ч. 1 ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах записано, что «каждое участвующее в настоящем пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Популярное:

  • Надзорная жалоба по ст2281 ук рф Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 года 21 марта 2017 года 29 декабря 2016 года 5 декабря 2016 года 18 ноября 2016 года 17 ноября 2016 […]
  • Эвакуация автомобилей коап Эвакуация при нарушении правил парковки Внимание! С 19 июня 2015 года действуют новые правила эвакуации автомобилей Эвакуация уже не является большой редкостью и во многих городах страны это является основным способом борьбы с нарушением правил парковки. В этом материале мы рассмотрим […]
  • Когда кончиться дачная амнистия Продление дачной амнистии в Крыму (на дом, дачу, земельный участок) Дачная амнистия в Крыму продлена до 2018 года Само понятие дачной амнистии подразумевает правовой механизм фиксации собственнических прав на жилые объекты недвижимого имущества, а также ряд земельных участков в […]
  • Пошлина за развод и раздел имущества Госпошлина на развод С 1 января 2018 года размеры государственных пошлин за развод не изменились. Последнее их повышение состоялось в 2015 году — тогда стоимость регистрации расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства была повышена с 400 до 650 рублей с каждого из супругов […]
  • Онлайн-экзамен по пдд 2018 онлайн бесплатно как в гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января […]
  • Приложение 3 порядка заполнения декларации по енвд Приложение N 3. Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности Приложение N 3к приказу Федеральной налоговой службыот 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход […]